- Полная энциклопедия лечебной гимнастики
- Описание книги
- Полная энциклопедия лечебной гимнастики милюкова
- Ирина Милюкова — Лечебная гимнастика при нарушении осанки у детей
- Ирина Милюкова — Лечебная гимнастика при нарушении осанки у детей краткое содержание
- Лечебная гимнастика при нарушении осанки у детей — читать онлайн бесплатно полную версию (весь текст целиком)
- Ирина Милюкова — Лечебная гимнастика при нарушении осанки у детей
- Описание книги «Лечебная гимнастика при нарушении осанки у детей»
Полная энциклопедия лечебной гимнастики
Описание книги
Многие болезни, особенно хронические, с годами мы воспринимаем как неизбежность и заглушаем боли в спине, ногах, суставах, хроническую усталость лекарствами. Лечебная физкультура — один из самых естественных методов лечения и профилактики. Из этой книги вы узнаете, как подобрать нужные комплексы упражнений, чтобы ощутимо помочь себе и избавиться от множества болезней: остеохондроза, болезней сердца, заболеваний органов дыхания, пищеварительной системы. В ней рассказывается о лечебных упражнениях.
Многие болезни, особенно хронические, с годами мы воспринимаем как неизбежность и заглушаем боли в спине, ногах, суставах, хроническую усталость лекарствами. Лечебная физкультура — один из самых естественных методов лечения и профилактики. Из этой книги вы узнаете, как подобрать нужные комплексы упражнений, чтобы ощутимо помочь себе и избавиться от множества болезней: остеохондроза, болезней сердца, заболеваний органов дыхания, пищеварительной системы. В ней рассказывается о лечебных упражнениях, лечебных позах, лечебном дыхании и других приемах лечебной физкультуры. Комплексы упражнений подобраны таким образом, что их можно выполнять самостоятельно, а к их описанию прилагается более 300 рисунков. Здесь вы найдете также рекомендации по косметической гимнастике, специальные упражнения для детей, узнаете, как делать массаж новорожденным, как научить ребенка плавать.
В энциклопедии использованы научно-методические разработки зав. кафедрой физических методов лечения и спортивной медицины Санкт-Петербургского государственного медицинского университета им. акад. И.П.Павлова проф., д-ра мед. наук Т.А.Евдокимовой и проф., д-ра мед. наук М.Д.Дидура. Книга «Полная энциклопедия лечебной гимнастики» авторов Ирина Милюкова, Татьяна Евдокимова оценена посетителями КнигоГид, и её читательский рейтинг составил 0.00 из 10.
Для бесплатного просмотра предоставляются: аннотация, публикация, отзывы, а также файлы для скачивания.
Источник
Полная энциклопедия лечебной гимнастики милюкова
Была в Древней Греции и медицинская гимнастика, основателем которой считается Геродик (V в. до н. э.); позднее Гиппократ (460–370 до н. э.) ввел понятие лечебной дозы физических упражнений для больного человека. Физические упражнения сочетались с диетой, массажем и водными процедурами. В трудах Гиппократа приводятся методики лечебной гимнастики при болезнях сердца, легких, желудочно-кишечного тракта.
В Древнем Риме (который многое, если не почти все перенял от Древней Греции) опыт применения физкультуры для лечения больных продолжили Целий Аврелиан, Корнелий Цельс (І в. до н. э. — І в. н. э.) и Гален (130–200). Целий, в частности, предлагал лечить физическими упражнениями многие хронические болезни, а также применять упражнения на блоковых аппаратах и массаж для лечения параличей конечностей. Цельс в своем трактате «О медицине» писал, что ослабленным людям врач первым делом должен назначить занятия гимнастикой, бегом, а также игры и прогулки. При параличах он рекомендовал выполнять массаж и упражнения в постели — сначала пассивные, затем активные. Выдающийся врач и мыслитель античности Гален считал, что понятия физкультуры, физического труда и здоровья неразделимы, и успешно лечил, например, ожирение, назначая своим пациентам гимнастику, физический труд, диету и массаж.
В средние века развитие всех наук, и в том числе медицины, затормозилось в Европе, но не на Востоке. Знаменитый врач средневековья Авиценна считал физические упражнения самым важным фактором сохранения здоровья. Он составил своеобразную классификацию гимнастических упражнений, основную на силе и быстроте их выполнения, объяснил лечебный эффект дыхательных упражнений (очищение «соков» организма) и использовал физические упражнения в лечении заболеваний внутренних органов, нервной системы и глаз, в лечении травм. Авиценна писал в своем знаменитом многотомном труде «Канон врачебной науки»: «Если имеется повреждение в области ног, то следует делать физические упражнения для верхней части тела».
В эпоху Возрождения (XV–XVII вв.) в Европе начинают появляться специальные труды по врачебной гимнастике: «Трактат по ортопедии» Гофмана, «Искусство гимнастики» Меркуриалиса и др.
Таким образом, все было придумано очень давно. Оставалось только упорядочить и распределить накопленный человечеством «физкультурный опыт», разложить по полочкам все имеющиеся знания — в этой сфере и связать разнообразные физические упражнения с конкретными заболеваниями, создав таким образом действительно лечебную физкультуру. Этим всерьез занялись ученые начиная с XIX века. В частности в Европе получил признание метод шведской медицинской гимнастики, предложенный Р. Н. Лингом (1776–1839). В шведской гимнастике различали свободно выполняемые упражнения и движения с сопротивлением для мышц; она давала возможность дозировать и локализовать движения с лечебной целью.
В конце XIX — начале XX века появляются методики лечебной гимнастики при различных заболеваниях сердечно-сосудистой системы, органов дыхания, сколиозах.
КАК РОЖДАЕТСЯ ДВИЖЕНИЕ
Способность человека совершать любые движения определяется его физическими качествами, к которым относятся:
• сила — способность преодолевать внешнее сопротивление или противодействовать ему;
• быстрота — способность проявлять максимальную скорость движений;
• выносливость — способность продолжать какие-либо действия в течение длительного времени и без снижения эффективности;
• ловкость — способность овладевать новыми движениями, а также быстро переходить к другим движениям, когда этого требует меняющаяся ситуация;
• гибкость — способность выполнять движения с определенной амплитудой.
У обычного человека есть все, что требуется для развития этих качеств.
Источник
Ирина Милюкова — Лечебная гимнастика при нарушении осанки у детей
Ирина Милюкова — Лечебная гимнастика при нарушении осанки у детей краткое содержание
Родители часто не обращают внимания на осанку ребенка — ведь малыш ни на что не жалуется. Вернее, жаловаться он может на что угодно: на головные боли, повышенную утомляемость, плохую память. Но мало кто знает, что все это может быть вызвано неправильной осанкой. Нарушения осанки сами по себе не являются болезнью, но они создают условия для возникновения заболеваний позвоночника и внутренних органов.
Один из главных методов исправления осанки — это лечебная гимнастика. В книге вы найдете комплексы упражнений как профилактики, так и лечения кифоза и сколиоза. Упражнения подобраны таким образом, что вы сможете заниматься с ребенком сами. Вы узнаете, как проверить осанку ребенка, как правильно организовать занятия и регулировать нагрузку, а также ознакомитесь с другими методами выработки правильной осанки у детей.
Лечебная гимнастика при нарушении осанки у детей — читать онлайн бесплатно полную версию (весь текст целиком)
3. Отвести назад одну ногу, затем вторую, медленно опустить обе ноги.
4. Отвести назад обе ноги, медленно развести их в стороны, соединить вместе, опустить.
5. Отвести назад обе ноги одновременно, удерживать в этом положении до определенного счета или до небольшого утомления мышц. Это упражнение можно выполнять только при хорошей физической подготовке, так как одновременный подъем обеих ног вызывает большую нагрузку на поясничный отдел позвоночника.
Примеры упражнений для брюшного пресса
Силу мышц передней стенки живота необходимо увеличивать при усиленном поясничном лордозе, выступающем вперед животе.
Если мышцы брюшного пресса очень слабы, опасно начинать тренировку с общепринятых упражнений с подъемом ног и туловища из положения лежа на спине. Резкое повышение внутрибрюшного давления может привести к расхождению прямых мышц живота и грыже. Самым нетренированным лучше начать укреплять брюшной пресс с упражнений полегче.
Исходное положение: лежа на спине, поясница прижата к полу
1. Наклонить голову вперед, поднять плечи от пола, потянуться руками к носкам (выдох). Вернуться в ИП (вдох).
2. Согнуть одну ногу, вытянуть ее вперед (к потолку), согнуть, поставить ступню на пол (выдох), выпрямить ногу (вдох). Повторить для другой ноги.
3. Согнуть обе ноги, разогнуть их вперед, согнуть, опустить стопы на пол (выдох), выпрямить ноги (вдох).
4. «Велосипед» — поднять согнутые ноги и, имитируя езду на велосипеде, поочередно сгибать и разгибать их в тазобедренных, коленных и голеностопных суставах так, чтобы носки ног описывали правильные круги.
5. Согнуть ноги в коленях, выпрямить их вперед (вверх) под углом примерно 45°, развести в стороны, свести, согнуть, опустить (вдох), вернуться в ИП (выдох).
6. Поднять голову, положить ладони на лоб и надавить ими, как бы сопротивляясь встречному движению головы (выдох), вернуться в ИП (вдох).
После того как мышцы живота достаточно окрепнут, можно выполнять упражнения с большей нагрузкой. Делать их следует медленно, особенно в фазе возвращения в исходное положение, когда мышцы передней стенки живота работают на сопротивление весу ног или туловища. Чтобы нагрузка приходилась на мышцы живота, а не груди и ног, необходимо по возможности удерживать туловище прямым, а мышцы ног расслаблять. Напрягать мышцы живота следует на выдохе, вдох делать в исходном положении.
7. Завести прямые руки за голову, с махом рук перейти в положение сидя, вернуться в ИП.
8. Выполнить то же упражнение, но с руками на поясе.
9. Поочередно поднимать (до угла в 45°) и опускать прямые ноги.
10. Поднять обе прямые ноги до угла в 45° и опустить.
11. Удерживая между коленями мяч, согнуть ноги, разогнуть их вперед до угла в 45°, опустить.
12. Выполнить то же упражнение, удерживая мяч между лодыжками.
13. «Ножницы»: немного приподняв прямые ноги, скрещивать их и разводить в стороны.
14. Голеностопные суставы фиксированы под опорой или с помощью партнера. Сесть и вернуться в ИП.
15. ИП: сидя верхом на гимнастической скамейке. Вытянуть ноги вперед, зафиксировать их под скамейкой, отклониться назад до положения лежа и вернуться в ИП.
Примеры упражнений для боковых мышц туловища
Эти мышцы особенно важны для поддержания симметричного положения тела во фронтальной плоскости. При нарушениях осанки в сагиттальной плоскости мышцы правой и левой стороны туловища тренируют с одинаковой интенсивностью. Одинаковая нагрузка для обеих сторон применяется и при умеренной асимметрии туловища, в том числе при сколиозе небольшой степени и в начальном периоде тренировок при любой стадии сколиоза. Если асимметрия мышцы выражена слабо, то симметричная тренировка (одинаковое число повторений упражнения для каждой стороны) выравнивает силу мышц. Слабые мышцы на выпуклой стороне испытывают большее напряжение и «подтягиваются» к более сильным мышцам на вогнутой стороне, на которые такая же нагрузка не оказывает тренирующего действия. При выраженных нарушениях осанки во фронтальной плоскости бывает необходимо укреплять мышцы с выпуклой стороны искривления и расслаблять — с вогнутой, но такую асимметричную тренировку можно проводить только после консультации ортопеда и специалиста по лечебной физкультуре.
Исходное положение: лежа на боку
1. Приподнимать и опускать выпрямленную «верхнюю» ногу.
2. Приподнять «верхнюю» ногу, присоединить к ней «нижнюю», медленно опустить обе ноги.
3. Приподнять обе ноги, удержать их на 3–5 счетов (рис. 20), медленно опустить.
Рис. 20
4. ИП: лежа на боку на кушетке, туловище на весу, «нижняя» рука опирается на пол, стопы фиксированы под опорой или их удерживает партнер. Перевести руки на пояс, удерживать туловище на весу на 3–5 счетов, вернуться в ИП.
Это упражнение используют и в качестве функциональной пробы для боковых мышц туловища.
Примеры упражнений для мышц задней поверхности бедер
При увеличенном угле наклона таза и усиленном поясничном лордозе необходимо в первую очередь укреплять мышцы задней поверхности бедер и брюшного пресса. Задняя группа мышц бедра участвует в выполнении упражнений для мышц поясницы, а приведенные здесь упражнения выполняются с участием мышц нижней части спины.
Мышцы поясницы при увеличенном поясничном лордозе обычно необходимо расслаблять и растягивать. После выполнения упражнений, в которых мышцы поясницы поневоле напрягаются, следует сделать несколько глубоких наклонов вперед или полежать животом на опоре, расслабив мышцы.
1. ИП: в упоре на колени и ладони выпрямленных рук (стоя на четвереньках). Выпрямить одну ногу параллельно полу и потянуться ею назад и немного вверх (к потолку). Таз держать неподвижным (рис. 21).
Рис. 21
2. Выполнить то же упражнение, одновременно сгибая руки в локтях.
Эти упражнения можно выполнять с отягощением (например, манжетой с песком) или с помощью партнера, который оказывает сопротивление движению ноги назад, придерживая ее.
3. ИП: лежа на животе на гимнастической скамейке, одна нога прижата к ней, вторая с отягощением на голеностопном суставе свисает вниз. Поднять прямую ногу с грузом, опустить. Вместо груза сопротивление движению ноги может оказывать партнер.
4. ИП: вис на гимнастической стенке лицом к ней. Отвести назад прямую ногу, удержать на 3–5 счетов, опустить. Повторить для другой ноги. Таз держать прижатым к стенке.
Источник
Ирина Милюкова — Лечебная гимнастика при нарушении осанки у детей
99 Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания.
Скачивание начинается. Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Описание книги «Лечебная гимнастика при нарушении осанки у детей»
Описание и краткое содержание «Лечебная гимнастика при нарушении осанки у детей» читать бесплатно онлайн.
Родители часто не обращают внимания на осанку ребенка — ведь малыш ни на что не жалуется. Вернее, жаловаться он может на что угодно: на головные боли, повышенную утомляемость, плохую память. Но мало кто знает, что все это может быть вызвано неправильной осанкой. Нарушения осанки сами по себе не являются болезнью, но они создают условия для возникновения заболеваний позвоночника и внутренних органов.
Один из главных методов исправления осанки — это лечебная гимнастика. В книге вы найдете комплексы упражнений как профилактики, так и лечения кифоза и сколиоза. Упражнения подобраны таким образом, что вы сможете заниматься с ребенком сами. Вы узнаете, как проверить осанку ребенка, как правильно организовать занятия и регулировать нагрузку, а также ознакомитесь с другими методами выработки правильной осанки у детей.
И. В. Милюкова, Т. А. Евдокимова
ЛЕЧЕБНАЯ ГИМНАСТИКА ПРИ НАРУШЕНИИ ОСАНКИ У ДЕТЕЙ
В современных условиях проблема нарушений осанки актуальна для всех детей. Родители часто не обращают внимания на осанку ребенка — ведь малыш ни на что не жалуется. Вернее, жаловаться он может на что угодно: головные боли, повышенную утомляемость, плохую память. Но мало кто знает, что все эти нарушения вызваны состоянием позвоночника.
Позвоночник — это сложнейшая конструкция. Позвонки составляют его основу, межпозвонковые хрящи, суставы позвоночных отростков и связочный аппарат скрепляют позвонки между собой, мышцы обеспечивают устойчивость и подвижность позвоночника.
• жесткий стержень, который поддерживает туловище, голову и пояс верхних конечностей;
• надежная опора всех рычагов из костей и мышц, которые обеспечивают любое движение туловища и конечностей;
• прочный «защитный футляр» спинного мозга.
В то же время позвоночник — это:
• гибкая цепь, которая позволяет туловищу сгибаться и поворачиваться;
• эластичная рессора, которая гасит удары и толчки и удерживает равновесие тела
Все эти функции взаимосвязаны: позвоночник должен быть подвижен, насколько это возможно, устойчив, насколько это необходимо, и достаточно крепок, чтобы выдержать статические и динамические нагрузки. А нагрузкам позвоночник подвергается постоянно, потому что участвует буквально в каждом движении: и при ходьбе, и при любом движении головы или конечностей на центральную ось тела действуют динамические нагрузки. Кроме того, позвоночник испытывает практически постоянно статические нагрузки. Поддерживать определенное положение тела нам приходится не только стоя, сидя или при работе в наклон. Даже лежа на диване с журналом трудно подобрать положение, в котором так называемые позные мышцы (мышцы туловища, поддерживающие осанку) полностью расслабятся, а позвоночник примет идеальную форму. Во сне межпозвонковые диски могут быть сдавлены из-за неудобной подушки и матраса. Даже если снять любую внешнюю нагрузку на позвоночник, например в теплой ванне (практически в невесомости), хронически перенапряженные участки мышц могут продолжать поддерживать привычные усилия и фиксировать отдельные участки позвоночника — в неправильном положении.
Позвоночник вынужден приспосабливаться к различным условиям жизни: к неудобной мебели, сиденью автомобиля, к работе за прилавком или станком, к тяжелым сумкам и торможению автобуса в час пик. И гибкость, и жесткость позвоночника обеспечиваются его суставами и связочным аппаратом. Передняя и задняя продольные связки, связки межпозвонковых суставов и суставные сумки должны быть и достаточно эластичными, чтобы обеспечить необходимый объем движений позвоночника, и достаточно прочными, чтобы не допустить повреждений при движениях с большой амплитудой. Даже незначительные повреждения связок при травмах, резких движениях, чрезмерных нагрузках со временем постепенно приводят к ограничению подвижности позвоночника. Движения в позвоночнике, как в сложной системе шарниров, происходят с участием «подшипников» — межпозвонковых дисков и хрящей суставов, образованных отростками соседних позвонков. На хрящевых «подшипниках» двигаются и прикрепленные к позвоночнику ребра, и ключицы, и голова.
Позвоночник работает и как система амортизаторов, которые, подобно рессорам автомобиля, гасят вертикальные нагрузки. Удары, направленные по вертикальной оси тела, возникают при каждом шаге или прыжке, а в транспорте — на каждом ухабе, при каждом покачивании автомобиля и даже из-за незаметной вибрации от мотора. Без надежных рессор все тело, в том числе головной мозг, получало бы постоянные сотрясения. Рессорная функция осуществляется за счет эластичных межпозвонковых хрящей и наличия физиологических (естественных) изгибов позвоночника — лордозов и кифозов. Лордозом называется изгиб позвоночника, обращенный выпуклостью вперед, а кифозом — выпуклостью назад. Волнообразная форма позвоночника помогает амортизировать вертикальные нагрузки.
Мышцы, окружающие позвоночник, обеспечивают две его противоположные функции — подвижность и стабильность. Подвижность в каждом межпозвонковом суставе по отдельности невелика, но позвоночник в целом — достаточно гибкая система. Координация работы мышц обеспечивает гармоничные движения позвоночника. Главную роль в сохранении вертикальной позы играют мышцы спины, выпрямляющие позвоночник, и подвздошно-поясничные мышцы. Для стабильности позвоночника очень важны и своеобразные гидравлические опоры — давление в грудной и брюшной полостях. Мышцы брюшного пресса имеют не меньшее значение для удержания осанки и защиты позвонков от смещений и травм, чем мышцы спины. Мышечная тяга формирует изгибы позвоночника, стимулирует его нормальное развитие. Хорошо развитый мышечный корсет способен защитить позвоночник от травмирующих нагрузок.
Нарушения мышечного тонуса происходят при любых неполадках в позвоночнике. Слабость мышечного корсета, неравномерный тонус мышц неизбежно связаны с усилением или уплощением физиологических изгибов позвоночника либо его боковым искривлением. Все это приводит к возрастанию нагрузки на межпозвонковые диски, и в них усугубляются дегенеративные изменения.
Между «просто» нарушениями осанки и болезнями позвоночника нет четкой границы. Типичный пример такого переходного состояния — нестабильность позвоночника. Слабые мышцы и связки не в состоянии удерживать позвонки при движениях, вялая осанка приводит к повышенному давлению на межпозвонковые диски, и при этом развивается юношеский остеохондроз, который отличается от «обычного» только возрастом больных. Определение «обычный», впрочем, можно было бы и не ставить в кавычки, а использовать в самом буквальном смысле. Ибо, по данным медицинской статистики, от 40 до 80 % всех жителей земного шара страдают остеохондрозом. Примерно каждый третий человек старше 30 лет жалуется на боли в спине или головную боль, связанные с остеохондрозом.
Таким образом, две наиболее распространенные напасти, связанные с позвоночником, — нарушения осанки и остеохондроз — это две стороны одной медали, а лучше сказать, — звенья одной цепи. А поскольку нет такого заболевания позвоночника, которое не влияло бы на все остальные органы и системы организма, то можно сказать, что позвоночный столб — это действительно «столб здоровья».
Один из главных методов лечения нарушений осанки и заболеваний позвоночника — лечебная физкультура. Что такое лечебная физкультура? В каких случаях она желательна, а в каких необходима? Как правильно выполнять упражнения? Что еще могут сделать родители, чтобы помочь своему ребенку — остаться здоровым? Всем этим вопросам и посвящена книга. Но сначала мы поговорим о том, как возникают движения, какие они бывают, каким образом работают мышцы и что ими управляет. А начнем, казалось бы, издалека — с древнего человека. Оказывается, физкультура существовала и у наших далеких предков.
Известно, что даже животные умеют лечиться, в частности, находить целебные травы и употреблять их «строго по показаниям». Мало того: некоторые животные (например, лисицы) способны произвести хирургическую операцию — ампутацию поврежденной капканом конечности — всего лишь при помощи собственных зубов.
Предполагается, что и древние люди научились медицине, наблюдая за животными, хотя, возможно, им надо было не столько научиться, сколько не забыть то, что диктовалось самой природой. Инстинкт лечиться вполне можно считать проявлением инстинкта самосохранения.
Так или иначе, но многие средства, используемые современной медициной, имеют корни в далеком прошлом, и если лечение травами и органами животных можно считать предтечей современной фармакологии, то лечение камнями, теплом и холодом — первыми методами физиотерапии, в сферу которой попадает и лечебная физкультура.
Конечно, нельзя говорить о лечебной — в узком смысле этого слова — физкультуре у древних людей, но о физкультуре как таковой — можно.
Это, возможно, покажется странным: ведь о гиподинамии древних людей говорить не приходится — двигались они много, и движения их были, несомненно, более разнообразны, чем теперь. Но представьте себе жизнь древнего племени охотников и собирателей. Охотники — мужчины — полдня неподвижно сидят в засаде или в наклон идут по следу, а потом каким-либо способом, общепринятым в те времена и в той географической местности, убивают выслеженное или подкарауленное животное (загоняют, метают копье, стреляют из лука или машут каменным топором). Собиратели — точнее, в основном собирательницы — весь день проводят, опять же, в наклон, а то и вприсядку. Примерно так и сегодня живут народы, которые цивилизованный человек склонен называть примитивными.
Источник