Почему йогам не больно

Это больно и странно. Но почему тогда люди стоят на гвоздях?

Когда становишься на гвозди, создается впечатление, что по всему телу от стоп вверх проходит множество электрических импульсов. Похоже на экстремальную щекотку, которая отзывается во всем организме и концентрируется в позвоночнике.

Корреспондент Эволюции Юга.ру отважилась постоять на гвоздях — это было не столько страшно, сколько волнительно. Ощущения были такими необычными, что мы решили сделать об этом материал.

Зачем люди добровольно испытывают боль, в чем польза этой практики для тела и духа, нет ли у стояния на гвоздях противопоказаний и не остаются ли после гвоздей ранки, мы узнали у инструктора по йоге Марии Юматовой. Медицинское и психологическое влияние практики нам объяснили психолог и невролог.

Мария Юматова

Где придумали практику стояния на гвоздях?

— Стояние на гвоздях пришло к нам из Индии. Йоги считали, что без выполнения аскез тренировка духа была бы неполной. Гвозди — это аскеза, практика, во время которой человек себя в чем-то ущемляет, терпит и отдает. В данном случае человек испытывает боль.

Да, стоять на гвоздях — это больно и неприятно , но когда через это проходишь, получаешь результат, за которым изначально шел. Ты преодолеваешь себя, испытывая боль, а в итоге улучшается твое состояние.

Читайте также:  Где надо заниматься гимнастикой

Есть некая мистическая интерпретация: вставая на гвозди, человек отдает свою энергию и получает взамен другую, которую может пустить на новые дела. Поэтому на гвоздях часто формулируют намерение или заветное желание. Перед тем как встать на доску, нужно четко представить себе необходимое — желанную вещь, событие или выход из определенной ситуации.

Клинический психолог Максим Милославский рассказал Эволюции Юга.ру, как работает «намерение» с психологической точки зрения.— Когда вам предъявляют два стимула, один безусловный (боль) и условный (мысль, эмоция), они имеют свойство образовывать связь, которую описал еще академик Павлов. Вы будете каждый раз испытывать определенную эмоцию при виде доски с гвоздями, что повысит мотивацию практиковать этот способ самоистязания.

Кроме того, в сознании формируется связь с приятным облегчением, которое вы испытываете, сходя с гвоздей, что только усиливает безусловный рефлекс. Для обретения психологического благополучия этот метод мне кажется сомнительным.

Что касается концентрации на решении сложной проблемы — в психотерапии это работает в практиках осознанности, основанных на современных научных исследованиях о медитации. В процессе медитации вы получаете возможность успокоиться и посмотреть на ситуацию со стороны. Я уверен, что такого результата можно достичь и без гвоздей.

Первое время хочется убежать: мозг противится и не может думать ни о чем, кроме защиты, — мол, уходи отсюда, иначе сейчас случится что-то плохое. Но когда проходишь через первые ощущения и успокаиваешься, начинается самое интересное. Боль отходит на второй план, и в голове формулируется то самое желание, с которым человек остается один на один. Так что это одно из объяснений, зачем люди вообще стоят на гвоздях.

Как долго ты сама занимаешься этим?

— Я попробовала встать на доску два года назад. Сначала было просто любопытно, что это такое. Первый раз я постояла в носках, потому что босиком было страшно. Но потом поняла, что это вполне реально, — на ногах не осталось никаких повреждений, еще и почувствовала ударный заряд бодрости . После отважилась постоять без носков. Ощущения, конечно, были намного ярче.

Потом я на некоторое время забыла про эту практику. Но в определенный момент жизни поняла, что мне это необходимо, — была осень, и я чувствовала упадок сил. Я увидела объявление, что будут проводить стояние на гвоздях. Тогда я уже сама преподавала йогу.

Тот раз мне запомнился как субъективно самое долгое стояние на гвоздях. Я не знаю точно, сколько это длилось, но показалось, что минут двадцать. Сначала было больно и хотелось уйти, потом неприятные ощущения отошли на второй план. Тело стало подавать сигналы — мне хотелось покачаться, нагнуться, присесть. Я стояла с закрытыми глазами, и мне было вполне комфортно — я свыклась с гвоздями, они стали как будто частью меня.

Боль уходит довольно быстро. Очень сильно колбасит первые одну-две минуты, потом тебя отпускает, и можно начинать думать о намерении. Я пришла с мысленным запросом — за силами, энергией, смелостью, и в итоге все это получила. А когда сошла с гвоздей, поняла, что мне нужна такая же доска и что я хочу давать людям эти ощущения на своих занятиях.

Как проходит первая практика для твоих учеников?

— Мое занятие длится час. Сначала мы проводим разминку, разогреваемся. Потом обсуждаем, зачем каждый пришел на практику. Многие пробуют просто из любопытства, о причинах они не задумываются.

После беседы я предлагаю постоять на доске без всякого запроса. Как вы интуитивно пришли — так же интуитивно и постоять, без внутренней настройки.

Все воспринимают первый раз по-разному. Кто-то встает и тут же убегает, мол, не заставляйте меня, я больше туда не пойду. Другие, наоборот, стоят долго — тогда я предлагаю прислушаться к своему телу и ощущениям. Некоторые смеются, некоторые плачут, разводят руками, у третьих начинается дрожь в теле.

После пробной практики я предлагаю всем сформировать намерение. Иногда на этом этапе люди отказываются — возвращаться на доску они не хотят. Тогда я предлагаю не торопиться и походить на курс, после которого они смогли бы свободно стоять на доске.

После того как человек сходит с гвоздей, нужно потереть стопы. Это восстанавливает кровоснабжение и помогает уменьшить неприятные ощущения. Затем мы делаем дыхательную практику, и я укладываю всех в шавасану — позу расслабления.

Если стоишь хотя бы больше одной минуты, после практики приходит приятное телесное чувство. Ты идешь по земле и очень ярко ощущаешь, что у тебя есть ноги — чувствуешь каждый шаг, и по телу как будто разливается тепло.

Насколько это безопасно?

— Это полностью безопасно. Здесь есть только два противопоказания: открытые раны на стопах и беременность. Всем остальным практиковать можно.

Независимо от веса и возраста?

— Человек любого веса ходит по земле — это так же, как стоять на полу, только с дополнительными острыми ощущениями. Возрастных ограничений тоже нет.

А может ли появиться на стопе кровь?

— Ран никогда не остается, только небольшие точечки от давления. Кровь может пойти, только если есть раны или трещины на стопах. Важно еще правильно расположить ногу: нельзя становиться на край доски, ногу нужно размещать посередине. Гвозди расположены на одинаковом расстоянии друг от друга, и вес тела распределяется равномерно. Из-за этого не может быть такого, что один гвоздь выступает слишком сильно и впивается в ногу.

Получается, нужно использовать только специальные доски?

— Конечно, потому что сделать доску Садху — это целая наука. Я свою доску заказывала из Пскова, в Краснодаре тогда не нашла. На моей доске между гвоздиками расстояние 1,5 см.

При выборе нужно учитывать, что на толстых гвоздях проще стоять, у них больше площадь опоры. Но если тонкие гвозди часто вставлены, тоже неплохо — это как дополнительная проработка.

А в чем практическая польза от стояния на доске, кроме того что человек освобождается от эмоций и формулирует желание?

— В стрессовой ситуации организм мобилизуется — все процессы начинают проходить в ускоренном темпе. Мозг думает, что сейчас тело получит раны, и их нужно срочно лечить. Все силы направляются в стопы, а лечить там нечего. Образуется волна энергии, которая пронизывает все тело. Конечно, это совсем не медицинское объяснение, оно скорее на языке йоги.

Врач-невролог «Клиники Глазуновой» Екатерина Данилова рассказала о том, как работает практика с точки зрения физиологии:— Стояние на гвоздях можно сравнить по механизму воздействия с акупрессурным матом. Акупрессурный мат (массажный коврик с игольчатыми аппликаторами) используется как профилактическое и лечебное средство при болях в спине, снятия напряжения в мышцах и для улучшения общего состояния организма.

Легкое болевое воздействие шипов стимулирует нервную, лимфатическую и кровеносную системы. Происходит ускорение кровообращения и лимфотока. В результате тело начинает активнее снабжаться кислородом и питательными веществами. Кроме того, в ответ на боль организм вырабатывает гормоны эндорфин и окситоцин, которые вызывают ощущение эйфории и оказывают антистрессовый эффект.

Акупрессура не отменяет современную медицину, но вместе с современными технологиями дает хороший терапевтический эффект, позволяет справиться с последствиями стресса и депрессии, восстановить силы и укрепить иммунитет после болезни. Считаю, что, как и любой лечебный метод, процедура должна выполняться со специалистом.

Есть ли что-то общее между доской Садху и аппликатором Кузнецова?

— Аппликаторы Ляпко и Кузнецова — это потомки доски Садху. Эти люди почерпнули идею создания этих аппликаторов как раз из принципа лежания и стояния на гвоздях. Эффект, правда, не настолько сильный. И расположены иглы в другом порядке.

Кроме того что попробовать постоять на гвоздях — это необычно и интересно, применяют ли эту практику еще где-то? Возможно, в реабилитационной медицине?

— Насчет реабилитационной медицины я не слышала. Но полезно стоять на гвоздях людям, у которых проблемы с эндокринной, иммунной, лимфатической системами. Особенно хорошо практика действует на тех, у кого есть нарушения сна. После регулярного стояния проблемы постепенно уходят.

Как часто нужно стоять на гвоздях и как долго это можно делать первое время?

— Чтобы проработать намерение, нужно стоять хотя бы раз в неделю и до тех пор, пока не сможешь расслабиться и отпустить боль. Потом тело будет постепенно привыкать, и в дальнейшем стоять можно будет все дольше. Первый раз хорошо бы вытерпеть 20 секунд.

Можно ли не ходить в студию на занятия, а купить доску Садху и практиковаться дома самостоятельно?

— Теоретически это возможно. Но в студии есть мотивация. Если дома доска стоит себе спокойно, то можно про нее и забыть. А тут ты уже пришел, и деваться тебе некуда. К тому же здесь есть полноценная практика, тренер выступает в роли проводника. Ну и скорее всего, сам ты не станешь преодолевать боль, а тренер поддержит и поможет продолжить занятие.

Это можно сравнить с йогой. Можно, конечно, заниматься дома, но со стороны не видно, что и как именно ты выполняешь. А тренер тебе все отстроит, покажет и расскажет.

Где ты рекомендуешь заказывать доску Садху и сколько она стоит?

— Доска Садху стоит в среднем 5 тыс. рублей. Я свою покупала здесь. У меня их две прямоугольных — они складываются, и их удобно переносить.

Как записаться к тебе на занятие, чтобы постоять на гвоздях, и сколько это стоит?

— Я преподаю по субботам в студии Proskura Yoga на Кубанской Набережной, 19. За анонсами можно следить в наших соцсетях. Групповое занятие стоит 350 рублей, индивидуальное — 500 рублей.

Кто еще может научить стоять на гвоздях в Краснодаре:
Мария Литвинова, сертифицированный йогатерапевт;
Юлия Юрикова, инструктор по йоге, проводит практику по запросу.

Источник

Йога и боль

Дорогие читатели! Сегодня мы открываем рубрику вопрос-ответ, в которой опытные преподаватели йоги и йогатерапевты будут отвечать на интересующие вас вопросы. Вопрос может задать любой желающий. Сегодня мы коснемся такой важной и интересной темы, как йога и боль.

Свои вопросы прислала нам Алиса, 27 лет, Москва:

1. Что такое боль? Степень боли. Чувство меры. Как определить момент, когда нужно остановиться и не продолжать упражнение?

Да, с опытом ответы появляются. Да, я знаю,что надо чувствовать тело. Но в начале сложно скоординировать тело и разум. Вопрос в том, как не получить травмы до получения опыта.

Как не быть слишком осторожным? Как не перебарщивать?

2. Растяжения, гибкость. У людей изначально негибких с постепенностью всё гораздо лучше. Тело регулирует процесс растяжения мышц. Хуже когда, тело гибкое, но, в общем, ещё неподготовленное.

В Пасчимоттанасане гибкость и усилие воли позволяют через несколько занятий положить живот на бедра, но зато сухожилия задней поверхности бедра перерастягиваются, надрываются и зарубцовываются — если просто сделать перерыв — либо продолжают появляться микроразрывы (вследствие, — боль). Вот такую боль получается «продышать» и не останавливаться, либо делать короткие перерывы, а потом продолжать растягиваться.

А через несколько месяцев боль что-то усиливается, и растягиваться даже не хочется, задаешься вопросом а что сделано не так… и, оказывается,что появились травмы. А хотелось бы с ними не встречаться. И знать заранее,что старание не уместно.

Отвечают преподаватели Аштанга Йога Центра Спб Екатерина Карманова и Мария Хавкина

Екатерина Карманова (ведущий преподаватель Аштанга Йога Центра Спб):


Боль — это сигнал тела, является ответом тела, попыткой защитить себя и притянуть внимание к очагу. То есть боль — это защита, мера самосохранения.

Необходимо отличать боль в суставах от боли в мышцах, которая, в свою очередь, тоже может быть как после хорошей физической нагрузки, либо болью от перерастяжения (микротравмы в мышце). Суставная боль является тревожным сигналом.

Есть области, которые являются зоной риска и склонны к возникновению боли: поясница, шея, колени, реже запястья. На мой взгляд, практиковать преодолевая боль в этих областях опасно и недопустимо. Ощущение сильной боли после выполнения асаны или виньясы говорит о том, что то, что вы делаете не подходит вашему телу. То есть, если после выполнения асаны или, часто в конце комплекса, в Шавасане, когда напряженность мышц уходит, возникает боль в этих областях, то практику нужно менять в сторону облегчения, а лучше получить совет от своего преподавателя. Часто мышцы как бы удерживают собой оптимальное положение тела, боль возникает только при длительном напряжении или во время расслабления, когда мышцы перестают держать привычное положение суставов.

По моему мнению, занятия йогой должны быть, в первую очередь осознанными, то есть необходимо понимать цель и средства ее достижения. Если вы хотите достичь гибкости, то спросите себя, зачем. Ведь цель должна оправдывать средства. Если вы хотите менять свое состояние с помощью йоги или достичь хорошего самочувствия, то лучше не гнаться за сложными формами.

На мой взгляд, само ощущение растяжения, которое появляется в мышцах, является средством воздействия на нервную систему. В соответствии с рефлекторным механизмом тонус всех мышц снижается и можно почувствовать некоторое измененное состояние. Но, если растяжка будет чрезмерной, то вместо расслабления может возникнуть ощущение раздражения. Боль такого же типа может возникать в Шавасане. Значит, в следующий раз во время выполнения комплекса, надо обратить пристальное внимание на ту часть тела, которая говорит с помощью боли.

Но, иногда бывают случаи, когда ученик, начиная заниматься, чувствует что у него появляется боль в местах, где давно была травма, или в других местах, которые очень тугоподвижные. Я предполагаю, что так тело меняет свои привычки на более оптимальные, уходят многолетние зажимы и нужен период адаптации. Через некоторое время регулярных занятий такая боль обычно проходит (2 — 3 месяца). Чаще такая боль будет не резкой, а немного ноющей, похожей на хроническую. Но, отличить травмирующую боль от боли в период адаптации довольно сложно, это может сделать опытный инструктор (а лучше, вкупе с врачом), или человек, который хорошо умеет слушать свое тело.
Всем успехов в практике.

Мария Хавкина (преподаватель Аштанга Йога Центра Спб, йогатерапевт)

Что такое боль? Почему мы ее чувствуем?

Боль – это, в первую очередь, предупреждение организма об опасности, стоп-сигнал, который не стоит игнорировать.
С точки зрения медицины боль – это неприятное эмоциональное и чувственное переживание, которое связано с реальным или потенциальным повреждением.

То есть, степень боли субъективна?

Видимо, да. Восприятие не всегда эквивалентно ощущению боли. Наше субъективное восприятие зависит от особенностей психики, эмоциональности, и даже, элементарно, от того, выспались мы сегодня или нет.

Есть ли совсем «плохая» боль?

Самая «плохая», которая может возникнуть на занятии – это острая боль. Обычно, причину и локализацию ее легко найти. Острая боль – это сигнал о повреждении.
Для того, чтобы до такого не дошло, в асанах на гибкость и растяжку не пытайтесь силой дотянуть себя в «идеальное» положение. Ни в коем случае. Также во всех позы, где растягиваются мышцы, следует входить плавно и медленно. В организме существует миотатический рефлекс – в ответ на быстрое растяжение мышца реагирует сокращением. Понимаете, что может случится, если без разминки попытаться бодро сесть в самоконасану?

А что с болью после тренировки, она тоже «плохая»?

Боль, жесткость в мышцах и скованность на второй-третий день после занятия отражает процесс адаптации организма к новым движениям или нагрузкам. Поэтому называть ее «плохой» не правильно. Кстати, возникает она совсем не от накопления молочной кислоты в мышцах, как многие считают. «Запаздывающая мышечная боль» — следствие микроповреждений в области Z-пластинок мышечных волокон и связанного с ним воспаления. Проходит или уменьшается она, если на следующий день размяться, повторить несколько виньяс, сделать массаж или просто выполнить пару асан на растяжку.

Как же определить момент, когда следует остановиться и не продолжать?

Не занимаем предельных положений – раз, в асанах на растяжку внимательно следим за тем, чтобы вытяжение чувствовалось именно в мышцах. Это очень важно, так как неприятные ощущения в суставах, позвоночнике – это предупреждение о потенциальной травме. Дело в том, что плотность расположения болевых рецепторов в теле разная. В связках, сухожилиях, суставах и костях она относительно невелика. И если вы при выполнении чувствуете боль именно в этих структурах – это плохо, значит, что вы переусердствовали.
Чувство меры – это степень осознанности. Никогда не спешите во время практики.
Успехов вам!

Дорогие читатели, если у вас есть какие-то вопросы, которые вы хотели бы задать опытным преподавателям и йогатерапевтам, пишите нам на почту info(собачка)yogaworld.ru

Боль является частью роста. Иногда жизнь закрывает двери, потому что пора двигаться. И это — хорошо, потому что мы часто не начинаем движение, если обстоятельства не вынуждают нас. Когда наступают тяжёлые времена, напоминайте себе, что никакая боль не прибывает без цели. Двигайтесь от того, что причиняет вам боль, но никогда не забывайте урок, который она преподаёт вам. То, что вы боретесь, не означает, что вы терпите неудачу. Каждый большой успех требует, чтобы присутствовала достойная борьба. Хорошее занимает время. Оставайтесь терпеливыми и уверенными. Всё наладится; скорей всего не через мгновение, но в конечном счете всё будет… Помните, что есть два вида боли: боль, которая ранит, и боль, которая изменяет вас. Когда вы идёте по жизни, вместо того, чтобы сопротивляться ей, помогите ей развивать вас.

Подскажите, пожалуйста, что мне делать. Мне 63 года. Решила заняться йогой. На первом же занятии при выполнении упражнения (лежа на полу приподнимаем и тянем вверх голову и ноги (растяжка тела)) у меня появилась сильная боль в области селезенки. Прошло уже 5 дней после занятия, а боль не проходит.

Подскажите, пожалуйста, при выполнении йоги с растяжками, без растяжек и йоги с дыхательными упражнениями начинает болеть низ живота, область половых органов, вплоть до того, что встать с постели не могу. Врачи не могут ничего выявить. Как йогу не делаю, все проходит.

Валерия, здравствуйте!
Вероятно, какие-то из упражнений не подходят вам или вы делаете их неправильно. Причины могут быть разными. Мы бы рекомендовали вам проконсультироваться лично с йогатерапевтом, чтобы внести коррективы в практику.

Здравствуйте , появились новые ощущения в области седалищных бугров , под ягодицами , при ходьбе не мешают , на ощупь не больно , только ощущения при выполнении наклонов или когда нужно копчиком вытянуться вверх , как будто трудно растянуть , долго ли это может быть и что делать в этом случае

Здравствуйте, Елена!
Зудящая боль под седалищными костями часто связана с разрывом в сухожилиях в тех местах, где они присоединяются к кости.
Вот здесь мы писали об этом подробно https://yogaworld.ru/2014/09/hamstrins/

Здравствуйте. Появилась боль на внешней стороне руки, между локтем и кистью, думаю это от планки и всевозможных асанов на руках, подскажите что делать, стоит ли продолжать

Похоже на мышечную боль после активных тренировок (ведь болит именно мышца?), просто место в теле непривычное для вас. Скорее всего, пройдет со временем. Можно поделать самомассаж.

Здравствуйте. Я занимаюсь йогой уже месяцев 5 и ни разу у меня не болели мышцы на следующий день. Во время практики чувствую напряжение в мышцах, во время некоторых асан они аж горят. Но час спустя как будто и не было полутора часового занятия.

Это вполне нормально при сбалансированных и регулярных тренировках.

Здравствуйте после занятия йогой болит мышцы груди, как будто кости ноют возле ключицы . Может это болт после занятий быть, я занимаюсь по чакрам.

Добрый день. Мне 50 лет, особо спортом не занималась, но, в принципе, физическая форма не плохая. Я стала заниматься йогой и вижу реальные улучшения после 2х месяцев занятий. Но появилась боль в костях. Не суставы, а болит именно весь костяк. Не так давно сдавала кучу анализов, там все норм. Это можно объяснить тем, что потревожили соли или это что-то иное? Спасибо.

Добрый день ! Появилась ноющая боль в правом седалищным суставе или сухожилии . Эта боль появилась при асанах как например пасшимотанасана. Боли были и после занятий , даже обувь снимать было больно или сидеть больно . Ноющая боль в районе правого полупопия. Сделала паузу 2 недели — боль ушла. Сейчас начала опять практиковаться и боль опять вернулась. Я занимаюсь аштангой. может быть вы мне что — то посоветовать.

Источник

Оцените статью