Составляем план занятия йогой для детей
Здравствуйте, друзья!
Мы с вами уже рассмотрели рекомендации и предложения по организации урока детской йоги, специфику занятий йогой с детьми разных возрастных групп, в последней статье этого цикла давайте разберем структуру урока и примеры игр и заданий.
Я предлагаю за основу класса взять следующую структуру:
ОБЪЕДИНЯЮЩАЯ ИГРА ИЛИ ЗАДАНИЕ
Если вы занимаетесь более чем с одним ребенком, в начале класса предложите им разместить их коврики в форме круга. Это учит детей тому, что все равны. Кроме того, все могут видеть друг друга.
Затем организуйте групповое упражнение для разогрева. Что это может быть?
- Выполнение поз для разогрева под музыку. Вы показываете, а все дети повторяют. Прекрасно подходит для этого серия «Сурья Намаскар — приветствие солнцу». Можно повторить 4-5 раз.
- Игра «Волна». Вы – ведущий делаете движение, следующий за вами ребенок его повторяет и, так далее все выполняют это движение по кругу, затем вы делаете следующие и, все опять повторяют друг за другом. Таким образом выполняются 8-10 поз на разогрев в более интерактивной форме.
- Игра «Зеркало». Дети разбиваются на группы по два человека, один показывает позы йоги, а второй – «зеркало» их повторяет. Потом они меняются ролями. Дайте им 2-3 минуты на одного человека.
- Игра «Веревочка». Два человека держат веревку, а остальные проходят под ней, выполняя позы йоги, которые вы загадаете. Потом этих детей меняют следующие.
ВЫПОЛНЕНИЕ АСАН ЙОГИ
Для этой части урока хорошо подойдут следующие игры:
- Йога-путешествие. Выберете место назначения для вашего путешествия, это может быть Африка или Индия, Мексика или Бразилия, Австралия или Россия, что вашей душе угодно. Расскажите детям об этом месте, покажите его на карте, обсудите с ними на каком языке говорят местные люди, как они выглядят, какой там климат, чем оно замечательно и т.д. Затем вместе с ними, используя позы йоги, соберите чемодан, доберитесь в аэропорт на машине, затем совершите перелет на самолете или переезд на поезде, станцуйте приветственный национальный танец по прилету, а затем съездите в лес, чтобы посмотреть местных животных и выполнить их позы. Используйте фантазию.
- Сказка про животных или волшебная история вашего сочинения. Например расскажите им сказку о колобке и выполните позы бабки и дедки, колобка, медведя, лисы, зайца. Этот вариант очень хорош для маленьких деток.
- Парная йога. Существует огромное количество асан йоги, которые интереснее и полезнее выполнять в парах. За счет этого достигается более глубокая проработка поз и, развивается чувство доверия к партнеру.
ВЕСЕЛАЯ ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ ИГРА
Предлагаю некоторые варианты игр, а дальше используйте воображение, вспомните детские игры, в которые играли вы, поищите в интернете и подумайте, как их можно связать с йогой и позами.
- Эстафета с заданиями. В позе йоги преодолеть дистанцию, дуть легкий мячик до финиша, перенести маленький мячик ногой, пройти по веревочке на полу с закрытыми глазами, пройти с книгой на голове и не уронить ее и многое другое. Здесь можно использовать различные аксессуары: мячи разных размеров, скакалки, карточки с позами йоги.
- Нарисовать любимую позу йоги или придумать свою позу, раскрасить чакру или мандалу, можно давать это задание индивидуально или разделить детей на группы.
- Игра «Танцы». Каждый ребенок выбирает позу животного, вы включаете музыку и, дети танцуют в позе выбранного животного. Затем вы останавливаете музыку и, они должны замереть в позе все того же животного. Затем все выбирают другого зверя, и игра продолжается.
- Вы даете детям описание животного, а они должны догадаться, кто это. Они могут задавать дополнительные вопросы. После того как дети отгадали, все выполняют позу этого животного.
- Игра «Море волнуется раз, море волнуется два, море волнуется три, морская фигура акулы замри». И все замирают в позе акулы. Затем меняете акулу на других обитателей моря и играете дальше.
- Сделайте карточки с природными явлениями, такими как солнце, ветер, луна, дерево, цветок, гора и т.д. Затем разделите детей на группы. Загадайте каждой группе, используя позы йоги, показать то явление, которое им выпало, чтобы другие группы догадались.
Напомните детям что эта часть класса проходит в полной тишине.
- Упражнения на дыхание. Лучше выполнять стоя. Я приведу только несколько примеров, на самом деле таких упражнений существует очень много.
Подготовительное упражнение.
Сделать глубокий вдох и задержать дыхание насколько возможно. Выполнить 5-10 раз.
Упражнение «Воздушный шарик».
Перед выполнением упражнения нужно выдохнуть воздух из грудной клетки ртом, чтобы она втянулась. Затем медленно делаем вдох через нос, а выдох— через рот. При выполнении упражнения обязательно нужно следить, чтобы живот и плечи оставались неподвижными. Выполнить 6-10 раз.
Упражнение «Обдуваем плечи».
Делаем вдох, затем поворачиваем голову налево, делаем выдох через рот, губы при этом свернуты в трубочку. Продолжаем выполнение этого упражнения в следующем порядке: голова находится прямо – «вдох», голова повернута направо – «выдох», голова прямо – «вдох», голову опускаем к подбородку – «выдох», голова прямо – «вдох», голову поднимаем наверх – «выдох», голова прямо – «вдох». Выполнить упражнение 5-10 раз.
Упражнение «Потягушечки».
На вдохе – хорошо подтягиваемся, поднимаемся на носки, на выдохе – руки опускаем, встаем на всю стопу, наклоняемся вниз и произносим: «У-х-х…» Выполнить 4-5 раз.
Упражнение «Паровоз».
Ходим по кругу, имитируя паровоз, делая соответствующие движения руками и приговаривая «Чух-чух-чух». Выполнять 20-30 сек.
- Медитация. Попросите детей лечь на коврики или сесть в позу лотоса и закрыть глаза. Скажите, что нужно успокоится, расслабиться и следить за дыханием. После чего совершите с ними путешествие на волшебный остров, где всегда светит солнце, где теплое море, где хорошо и радостно. Либо попросите их представить животного, которое является их другом, и они могут доверить ему любой секрет, радостную новость или переживание. Другие темы для медитации: представить по очереди разные цвета, наблюдать за дыханием, совершить полет в облаках с радугой или полет на ковре самолете, прогулка в красивом саду.
- Массаж. Мы уже говорили о важности прикосновения, при выполнении массажа также выполняется принцип «получать и отдавать». Можно выполнять в кругу, где каждый делает массаж своему соседу, или разделить детей на пары. Эта часть класса одна из самых любимых.
- Упражнение «Шавасана». Дети ложатся на коврики, закрываю глаза, расслабляют тело и, их задача пролежать так две минуты, не шевелясь и не разговаривая.
Итак, мы рассмотрели структуру занятий йогой для детей: объединение и разогрев, выполнение асан, веселая активная часть и расслабление. Данная информация носит исключительно рекомендательную форму. Что будет работать для вас и ваших детей можно определить только опытным путем.
Поэтому экспериментируйте, фантазируйте, веселитесь и играйте вместе с детьми. Самое главное, чтобы и вы и дети получали от этого удовольствие.
Источник
Занятие кружка «Веселая йога» с дошкольниками 5–6 лет «Школа здоровья»
Наталья Бабинцева
Занятие кружка «Веселая йога» с дошкольниками 5–6 лет «Школа здоровья»
— продолжать изучать технику выполнения асан, суставной гимнастики, гимнастики для глаз;
— продолжать формировать правильную осанку и равномерное дыхание;
— совершенствовать двигательные умения и навыки детей;
— закрепить умение детей чувствовать свое тело;
— укреплять мышцы тела;
— сохранять и развивать гибкость и подвижность позвоночника и суставов;
— способствовать повышению иммунитета организма.
— воспитывать культуру здоровья, прививать принципы здорового образа жизни;
— воспитывать доброжелательное отношение к сверстникам
Мотивационный этап (1-2 минуты) Слайд 1.
-Здравствуйте, дорогие ребята! Говорю вам “здравствуйте”, а это значит, что всем вам желаю здоровья. Почему в приветствии всегда звучит пожелание друг другу здоровья? Потому что здоровье для человека самая главная ценность.
У йогов есть прекрасные и полезные упражнения для здоровья всех людей, любого возраста, и для дошкольников, и для мам и бабушек, например, «Здравствуй, солнце!»
Инструктор. До встречи с Солнышком мы с вами немножко разомнёмся.
Сегодня мы научимся приветствовать Солнышко, мы будем выполнять упражнения одно за другим. Выполняя упражнения, мы как бы говорим,
«Здравствуй Солнышко, мы рады приветствовать тебя! Я иду навстречу солнышку!» Солнышко светит всем одинаково, мы все для него равны. Люди договорились называть эти упражнения «приветствие Солнца!»
Но сначала проведем разминку.
1. Разминка, суставная гимнастика.
Упражнение 1. «Макушку выше»
И. сидя на полу, ноги вытянуты перед собой, скрестить ноги и почувствовать себя удобно, как в кресле. В. Макушка тянется к потолку, спина прямая.
Упражнение 2. «Медленное вращение головой»
И. п. : то же. В. Представь себе, что твоя голова – это яблоко, шея – хвостик, он очень сильный, крепкий, поэтому яблоко может повернуться к солнышку любой стороной и поспевает, медленно собирая солнечные лучики.
Упражнение 3.«Весёлые плечики»
И. п. : сидя, скрестив ноги. В. Руки на плечах, движения плечами вверх, вниз (наши плечики умеют смеяться хи-хи; ха – ха)
Упражнение 4. «Моторчики»
И. п. : то же. В. Круговые движения рук, согнутых в локтях, перед собой (мы, весёлые моторчики, заведём их)
Упражнение 5.«Крылья самолёта»
И. п. : то же. В. Выпрямляем руки и делаем наклоны в одну и другую стороны (отправляемся в полёт)
И. п. : соединить стопы вместе и обхватить руками носки ног. В. : Подтянуть пятки как можно ближе к телу. Раскачивать колени вверх, вниз. Это крылья бабочки. Давайте похлопаем крыльями. Бабочка летит на цветок. Вдохнём его аромат (вдох – выдох).
Упражнение 7. «Цветок»
И. п. : то же. В. : Мы с вами растём, словно цветы (медленно поднимаемся на ноги, выше и выше, тянемся к самому солнышку.
Упражнение 8.«Красивая чаша»
И. п. : то же. В. Поднимаем руки вверх, вы – красивая чаша, в которую льётся живительный дождик бодрости и здоровья. Он лёгкий и приятный. М наполним чашу до верха. Теперь потрём ладошки друг о друга. Чтобы они стали тёплыми. Приложите тёплые ладошки к глазкам. Поморгайте глазками в ладошки.
Инструктор. Мы сейчас повторим самомассаж «Ушки» для улучшения вашего здоровья.
Мы с вами и наши знакомые зверята очень рады встрече с Солнышком и весело разминаются на лесной полянке.
Упражнение 1. «Самомассаж ушных раковин»
Лепим, лепим ушки детям и зверушкам, (1 минута)
(разминаются ушные раковины сверху вниз и снизу вверх)
чуткому зайчонку, (потянуть за уши вверх)
мудрому слонёнку, (потянуть за мочки ушей вниз)
весёлой обезьянке, (потянуть уши в стороны)
преданной Каштанке (взять сверху за уши и опустить их вниз)
И себе слепили, крепко прилепили,
(разминать уши движениями сверху вниз, прижать ладони к ушам,
ладошками пригладили (поглаживающим движением указательного пальца провести за ушными раковинами)
(поглаживающим круговым движением провести по ушам ладонями)
Упражнение 2. «Массаж носа».Выполнение: указательными пальцами, круговыми движениями массируем крылья носа.
Упражнение 3. «Клешня».Выполнение: сделать «клешню» из большого и указательного пальца и сжать ею перегородку носа.
Упражнение 4. «Утюжок». Провести поглаживающими движениями ладоней по лбу, щекам, шеи, животу.
Дыхательная гимнастика «Сбрось усталость»
Инструктор. Друг за другом мы горой, Посмеемся над бедой.
И. п. – стоя, ноги на ширине плеч. 1 – сделать свободный глубокий вдох, одновременно поднимая руки перед собой вверх; 2 – задержать дыхание, пока это приятно. Открыть рот, расслабить гортань, сделать энергичный выдох через рот, одновременно опуская руки и наклоняясь вперед («ха»); 3 — медленно выпрямиться и отдохнуть. Выдыхать воздух следует с облегчением, как будто освобождаясь от забот.
Инструктор. Сегодня мы научимся приветствовать Солнышко, и будем выполнять упражнения одно за другим. Выполняя упражнения, мы как бы говорим, «Здравствуй Солнышко, мы рады приветствовать тебя! Я иду навстречу солнышку!» Солнышко светит всем одинаково, мы все для него равны. Люди договорились называть эти упражнения «приветствие Солнца!»
2. Основная часть
Комплекс «Сурья Намаскар»
Сурья в переводе с санскрита означает «солнце, а намаскар – «приветствие». Итак, сурья намаскар – это Приветствие Солнца.
Начальная позиция. Поза «гора» (тадасана)
Описание. Станьте прямо и устойчиво, ноги вместе или слегка разведены, стопы параллельны, тело подтянуто. Дыхание глубокое. Сделайте вдох и на выдохе перейдите к следующему положению.
1. Приветствие (намасте)
Описание. Сохраняйте основную стойку, руки согните в локтях на выдохе и соедините ладони на уровне грудной клетки пол углом примерно 30 градусов (немного вверх и вперёд).
2. «Полумесяц» — прогиб назад
Описание. Из положения 1, на вдохе плавно выпрямляя руки, потяните их вверх, вытягиваясь всем телом. Сделайте лёгкий прогиб, вытягивая всю переднюю сторону тела. Прогиб в большей степени в верхних отделах позвоночника. Ноги выпрямлены, стопы параллельны друг другу и плотно прижаты к полу. Приветствуем Солнце из этого положения.
3. «Аист» — наклон вперёд к ногам
Описание. Из положения 2 плавно, на очередном выдохе, вытягивая вперёд руки, с прямым позвоночником опускайтесь вниз. Ноги стоят вместе, коленные чашечки приподняты и подтянуты, стопы параллельны друг другу и плотно прижаты к полу. Если с прямым позвоночником далее опускаться невозможно, расслабьтесь, опустите руки вниз, стараясь поставить ладони на пол по обе стороны от стоп. Шея расслаблена. Тянитесь животом к бёдрам, а макушкой к полу вдоль ног. При этом движении приветствуйте Землю.
Описание. Из положения 3 плавно, на очередном вдохе сделайте большой шаг правой ногой назад. При этом левая нога сгибается в колени. Голень перпендикулярно полу. Опустите колено правой ноги на пол. Ладони остаются на полу по обе стороны от левой стопы на одной линии с ней. Руки выпрямлены в локтях. Пальцы вместе и повёрнуты вперёд. Прогнитесь в верхних отделах позвоночника, глядя вперёд. Грудная клетка расправлена, плечи расслаблены, повёрнуты немного назад и вниз. Макушкой тянитесь вверх.
Описание. Из положения 4 сделайте большой шаг левой ногой назад на выдохе. Теперь обе ноги выпрямлены и стоят на месте. Упор на пальцах стоп. Руки остаются прямыми, ладони на полу, на уровне плеч. Пальцы рук вместе и смотрят вперёд. Выпрямляйте тело в одну линию. Смотрим при этом вниз, следите, чтобы таз не поднимался и не опускался, также не опускайте голову. Дыхание свободное.
Промежуточное положение для отдыха – поза «ребёнок»Описание. Из положения 5 опустите колени на пол, ягодицы на пятки. Лоб на пол. Позвоночник расслаблен. Руки вытянуты вперёд. Дыхание произвольное. Находитесь в этом положении столько, сколько необходимо для отдыха.
6. «Гусеница» – восемь точек, частей тела
Описание. Из положения 5 или промежуточного положения скользите вперёд, стараясь коснуться грудной клеткой пола (как гусеница, при этом руки остаются на том же месте.В этом положении пола касаются 8 частей: лоб или подбородок, грудная клетка, колени, пальцы ног, ладони. Таз приподнят, носки тяните на себя. Ладони остаются на месте и должны остаться под плечами. Пальцы вместе и направлены вперёд, локти слегка прижаты к туловищу. Переход в позу «кобра».
Описание. Из положения 6 продолжайте без задержки скользить грудной клеткой по полу и полностью выпрямитесь на нём. На вдохе. Приподнимите голову, затем грудную клетку. Подключая руки, приподнимайте с пола локти и верхнюю часть туловища. Прогнитесь так, чтобы нижняя часть живота оставалась на полу. Грудная клетка раскрыта, плечи отведены назад и вниз. Смотрите вперёд, толкая грудную клетку вперёд и вверх. Вытягивайтесь.
Описание: .Из положения 7 плавно, на выдохе отталкиваясь руками от пола, подайтесь тазом назад и вверх, выпрямляя ноги в коленях. Руки полотно прижаты к полу и остаются на месте. Вытягивайте заднюю поверхность ног, приближая пятки к полу. Тянитесь грудной клеткой вниз. К ногам. Шея расслаблена, голова опущена макушкой к полу, а ладони плотно прижаты к нему. Старайтесь не переусердствовать, иначе можно потянуть спину в области лопаток.
Описание: Из положения 8 плавно, на очередном вдохе сделайте большой шаг правой ногой вперёд так, чтобы стопа оказалась на одной линии с кистями рук, голень перпендикулярно полу. Опустите колено левой ноги на пол. Прогнитесь в верхних отделах позвоночника, глядя вперёд. Грудная клетка расправлена, плечи расслаблены, повёрнуты немного назад и вниз. Макушкой тянитесь вверх.
Описание. Из положения 9 плавно, на очередном выдохе сделайте вперёд, приставляя её к правой. Выпрямите обе ноги, стараясь не отрывать руки от пола. При этом движении приветствуйте Землю.
Описание. Из положения 10 приподнимите сначала голову, перенесите прямые руки перед собой вперёд. Максимально выпрямите спину и руки параллельно полу, на вдохе плавно выпрямляя руки, потяните их вверх, вытягиваясь всем телом. Сделайте лёгкий прогиб, вытягивая всю переднюю сторону тела. Прогиб в большей степени в верхних отделах позвоночника. Ноги выпрямлены, стопы параллельны друг другу и плотно прижаты к полу. Приветствуем Солнце из этого положения.
Описание. Из положения 11 выпрямитесь вертикально и на выдохе плавно опустите руки через стороны вниз, возвращаясь в и. п.
Дыхательные упражнения (пранаямы)
Это дыхание называется «солнечным», почувствуй, как солнечное дыхание придаёт тебе силы и делает тебя здоровым и счастливым!
Приложите указательный палец павой руки к правой ноздре (зажмите клапан, сделайте вдох левой ноздрёй, затем зажмите оба клапана. Задержите дыхание. Откройте правый клапан, сделайте выдох. Повторите упражнение 5- 6 раз.
Коплекс асан №4(10 самых полезных асан)
Игра «Петух, цапля и коршун» (напомнить правила игры)
Дыхательная гимнастика «Гармошка»
И. п. : стоять прямо, руки опустить. В. положить ладони на животик, сделать глубокий вдох через нос. Задержать дыхание на 1-2 секунды. Выдох через рот.
Гимнастика для глаз «Цветы»
На горе мы видим дом,
Много зелени кругом,
Вот деревья, вот кусты,
Вот — душистые цветы.
Выполнение: Поднять глаза вверх
Круговые движения глазами
Посмотреть влево — вправо
Релаксация «Ковёр – самолёт»
Все мы дружно ложимся на волшебный ковер – самолёт. Плавно и медленно ковёр поднимается и несёт тебя по небу, тихонечко покучивая и убаюкивая. Ласковый, тёплый ветерок нежно обдувает, ты отдыхаешь…
(Слушаем релаксирующую музыкальную композицию в течение трёх минут).
Постепенно ковёр начинает спускаться и приземляться в нашей комнате. … Потянись, сделай глубокий вдох, выдох, открой глаза, аккуратно, правильно вставай. Чувствуй себя полностью отдохнувшим.
Домашнее задание: когда утром увидишь солнышко,скажи: «Доброе утро, солнышко!»
Детская йога для здоровья ребенка Я-инструктор по детской йоге. Свои занятия я провожу в игровой форме. Даже самые маленькие четырехлетние дети могут начать курс. Это возраст,когда.
Фотоотчет по работе кружка «Веселая мастерская» Фотоотчет по работе кружка «Веселая мастерская». В этом учебном году я вела кружок «Веселая мастерская». Занятие проводилось 2 раза.
Календарно-тематическое планирование кружка «Веселая кисточка» для детей младшего дошкольного возраста Предлагаю Вашему вниманию календарно-тематическое планирование кружка для детей младшего возраста. Цель: Развитие творческих способностей.
Календарно-тематическое планирование кружка «Веселая кисточка» для детей старшего дошкольного возраста Доброе время суток! Уважаемые коллеги и друзья предлагаю Вашему вниманию календарно-тематическое планирование моего кружка «Веселая кисточка».
Музыкальное занятие-развлечение для детей старшей группы «Школа пешехода» Цель: закрепить знания о правилах дорожного движения. Планируемые результаты: интегративное качество «Любознательный, активный»:.
Открытое занятие в старшей группе по ПДД «Школа дорожных знаков» .
Программа кружка «Веселая математика» в средней группе Программа кружка «Математические ступеньки» в средней группе ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Целевой раздел Программы Содержание Программы ориентировано.
Результаты работы с дошкольниками младшей группы по организации кружка дополнительного образования В 2019-2020 учебном году с дошкольниками младшей группы были организованы занятия покружку дополнительного образования «УМЕЛЫЕ РУЧКИ»(по.
Источник