Программа «Конный спорт (для спортивно-оздоровительных групп)»
(для спортивно-оздоровительных групп)
Педагог дополнительного образования ГБОУ ЦРО №7
Настоящая Программа разработана для организации занятий конным спортом в спортивно-оздоровительных группах на базе конноспортивных школ, клубов, секций. Программа направлена на формирование физической культуры детей и подростков и привычки к здоровому образу жизни. Программа рассчитана на расширение двигательных возможностей и компенсации дефицита двигательной активности. Программа способствует стабильному развитию общей физической подготовки обучающихся, повышению уровня знаний в области гигиены, развитию знаний растительного и животного мира, овладения теоретическими основами физической культуры и навыков самоконтроля.
В настоящее время среди городских жителей актуальна проблема малоподвижного образа жизни. Ос обенно это опасно в школьном возрасте. Обучение в школе увеличивает нагрузку на организм ребенка. Растущий организм особенно нуждается в мышечной деятельности . Дети большую часть времени проводят в статическом положении, что увеличивает нагрузку на определенные группы мышц и вызывает их утомление. Физиологическая цена школьных перегрузок хорошо известна — развитие астенических состояний, ухудшение зрения, обострение хронических заболеваний. В этих условиях повышается роль формирования физической культуры в решении проблемы сохранения, укрепления и формирования здоровья учащихся, а так же воспитание человека, гармонически сочетающего в себе духовное богатство, моральную чистоту и физическое совершенство. Обусловливая тем самым необходимость физического воспитания и формирования физической культуры личности не только в условиях школьного образовательного процесса, но и в системе дополнительного образования детей.
Верховая езда – совершенно особенный вид физической нагрузки, при котором задействованы все группы мышц. При этом нагрузка на мышечный аппарат статическая, то есть сердечно-сосудистая и дыхательные системы не перегружаются. Немаловажно и то, что к верховой езде практически нет медицинских противопоказаний. Езда на лошади улучшает мышечный тонус, улучшает осанку в любом возрасте. Усиление кровообращения в мышцах стимулирует иммунитет и улучшает общее физическое состояние. Кроме того, верховая езда и общение с лошадьми само по себе — один из самых лучших способов снять стресс и улучшить свою физическую форму.
Верховая езда вызывает все больший интерес среди подрастающего поколения и не только. Все большую популярность приобретает активный отдых (конные прогулки, походы, экскурсии). Умение держаться в седле в настоящее время считается модным и престижным. Это направление в последнее время вызывает все больший интерес общественности и привлекает на занятия большое количество детей и подростков.
Актуальность программы заключается в том, что дети, живущие в городских условиях, окруженные благами современной цивилизации, отдаляются от живой природы. Темп жизни города, новые информационные технологии, индивидуализация СМИ, удаленность от живой природы и общения – все это не дает развиваться коммуникативным навыкам подростков. Остро встает проблема экологии человека, его социализации и личностного развития, и решить ее можно через общение детей с живой природой в городских условиях и в оздоровлении подрастающего поколения через обучение верховой езде. В современном мире общение с лошадью не утратило своего значения, а верховая езда приобретает все большее распространение. Во время верховой езды активизируются двигательные центры, отвечающие за осанку человека, улучшается координация движения. Верховая езда является отличным средством оздоровления, всесторонней физической подготовки, способствующим развитию выносливости, смелости и ловкости. Педагогическая целесообразность программы заключается в том, что осваивая навыки верховой езды и занимаясь изучением коневодства, приобретая навыки межличностного общения, воспитанники укрепляют психическое и физическое здоровье. Это ведет к личностному росту подростка, к его творческой самореализации.
— формирование физической культуры у детей и подростков, через привлечение к систематическим занятиям спортом, направленным на развитие их личности, утверждение здорового образа жизни;
— привитие обучающимся интереса к занятиям физической культурой через интерес к занятиям конным спортом;
— обеспечение разносторонней физической подготовленности будущих конников.
— обучить основам верховой езды, дать начальные сведения о правилах ухода и содержания спортивных лошадей, основ техники езды;
— сформировать теоретические знания в области конного спорта;
— расширить теоретические сведения по физической культуре;
— закрепить гигиенические навыки (распорядок дня, уход за телом, мытье рук после занятий, опрятность физкультурной формы);
— обучить элементарным правилам самоконтроля;
— расширить теоретические и практические знания о живой природе.
— содействовать восстановлению и укреплению здоровья, физическому развитию учащихся и закаливанию организма;
— способствовать профессиональному самоопределению, укреплению психического здоровья и творческой самореализации личности ребенка;
— формировать культуру здорового и безопасного образа жизни;
— способствовать созданию и обеспечению необходимых условий для личностного развития, социализации и адаптации учащихся к жизни в обществе;
— формировать основные двигательные умения и навыки;
— прививать любовь и бережное отношение к окружающей природе и «братьям нашим меньшим» путем общения с животными (лошадью);
— прививать понятие здорового образа жизни и способствовать духовному совершенствованию;
— воспитывать устойчивый интерес и привычку к систематическим занятиям физической культурой;
— воспитывать морально-волевые качества.
Возрастной диапазон занимающихся составляет от 10 до 18 лет. Наполняемость групп – 12 человек. При работе с детьми следует учитывать, что фактический возраст не является критерием их физических или интеллектуальных возможностей. Обязательным условием для зачисления в спортивно — оздоровительную группу является справка от лечащего врача об отсутствии противопоказаний к занятиям верховой ездой. Основным критерием зачисления ребенка в группу является возможность получения им удовольствия от общения с лошадьми и верховой езды. Срок реализации Программы – 1 учебный год с последующим переводом успешно обучающихся в группы начальной подготовки 1-го года обучения. Режим занятий по Программе – 2 раза в неделю по 2 академических часа.
В настоящей Программе учитываются основные принципы:
— ндивидуализация в методике и дозировке нагрузки в зависимости от физических особенностей организма ребенка;
— регулярность воздействия, так как только регулярные занятия обеспечивают развитие функциональных возможностей организма;
— длительность программы, так как развитие основных систем организма возможно лишь при условии многократного повторения упражнений;
— постепенное нарастание нагрузки;
— разнообразие и новизна в проведении занятий;
— умеренность воздействия, т.е. умеренная, но более продолжительная или дробная нагрузка более оправдана, чем усиленная и концентрированная.
Программа включает теоретические занятия, уход за лошадью и верховую езду.
Учебный план работы спортивно-оздоровительной группы имеет следующие составляющие:
1. Теоретические занятия — изучение с использованием различных наглядных пособий основ техники безопасности при обращении с лошадьми, строение лошади, устройство конноспортивного снаряжения и т.д.
2.Уход за лошадью — чистка, седловка лошади перед занятием, а также участие детей в кормлении, поении, уборке конюшни. Тем самым дети приучаются к общественно-полезному труду, помогая взрослым в уходе за животными, получая бесценные трудовые навыки и знания в области коневодства.
3. Верховая езда – включает в себя непосредственное обучение занимающихся езде на лошади, вольтижировку – выполнение гимнастических и общеразвивающих упражнений верхом на лошади.
Содержание занятия, количество упражнений и конкретные виды упражнения выбираются индивидуально в зависимости от физического состояния занимающегося в рамках предложенных в программе тем.
Формы проведения занятий: лекции, беседы, экскурсии, учебно- тренировочные занятия, практические занятия, конкурсы, игры, теоретические занятия, открытые занятия.
Проведение занятий в группе оздоровительной верховой езды требует определенного снаряжения и оборудования, специально отобранного конного состава. Используется также приспособление в виде развязок, предотвращающее резкий наклон головы лошади. Для теоретических занятий необходимы различные дидактические материалы – картинки по темам занятий, фигурки лошадей , схемы и т.д.
Специальная форма для занимающихся включает в себя: спортивную обувь с твердой подошвой, мягкие тренировочные брюки, краги и защитный шлем. Для обеспечения безопасной езды важное значение имеет выбор лошади. При этом учитывается возраст, пол, темперамент, ход и размер животного. Предпочтение следует отдать использованию животных среднего возраста, желательно меринов, имеющих большой опыт общения с людьми. При отборе лошадей обязательно следует обратить внимание на отсутствие у них дурных привычек. В процессе организации занятий по оздоровительной верховой езде важно соблюдать правила техники безопасности, а также поведения детей и сопровождающих лиц на конноспортивном манеже. Большинство занятий должно проводиться на открытом воздухе. Поэтому тренер должен строго следить за соответствием одежды температуре воздуха. Проводя занятия на открытом воздухе, особое внимание следует уделять сочетанию движений с дыханием, не допускать длительных простоев.
По окончании программы занимающийся должен знать:
1. Правила техники безопасности при занятиях верховой ездой и работе с лошадьми. Правила поведения в конюшне и езды на манеже, требования к одежде и обуви для занятий верховой ездой.
2. Правила самостоятельного освоения физических упражнений.
3. Иметь представление об утренней зарядке, еѐ роли и значении, гигиенических требованиях и правилах выполнения комплексов утренней зарядки.
4. Факты истории развития конного спорта и происхождения лошади.
5. Иметь представление о разнообразии пород лошадей.
6. Названия основных статей лошади и название мастей лошадей.
7. Правила ухода за лошадьми.
8. Названия основных аллюров лошадей.
9. Названия и назначение основных элементов конского снаряжения.
10. Основные манежные фигуры.
По окончании программы занимающийся должен уметь:
1. Самостоятельно садиться на лошадь и спешиваться.
2. Самостоятельно двигаться шагом, выполняя на спине лошади простейшие вольтижировочные упражнения (движения руками, ногами, повороты, наклоны корпуса).
3. Самостоятельно двигаться рысью.
4. Освоить начальный этап езды галопом .
5. Уметь управлять лошадью с помощью повода, шенкеля и уклонов корпуса.
6. Уметь выполнять простейшие манежные фигуры.
7. Бережно обращаться с инвентарѐм и оборудованием, соблюдать требования техники безопасности.
8. Управлять эмоциями при общении со сверстниками и взрослыми, сохранять хладнокровие, сдержанность, рассудительность.
9. Проявлять дисциплинированность, трудолюбие и упорство в достижении поставленных целей.
1. Освоение детьми преподаваемого предмета:
— сохранение и укрепление здоровья;
— освоение разнообразных умений и навыков;
— повышение уровня знаний о живой природе и конному спорту;
— повышение уровня физической подготовленности;
— усвоение основных элементов верховой езды;
2. Формирование устойчивого интереса к занятиям физической культурой и спортом:
— сохранность контингента занимающихся;
— дальнейшее вовлечение в систематические занятия всех желающих детей, подростков и молодежи;
— активность детей в учебном процессе;
4. Нравственное развитие личности:
— удовлетворѐнность учащихся от собственных достижений; объективность самооценки;
— доброжелательная атмосфера в коллективе, дружба, отсутствие актов насилия и гуманное отношение друг к другу;
— традиции и общая деятельность коллектива;
— приобщение к культурным ценностям.
В связи со значительной индивидуализацией занятий требования к уровню освоения программы могут быть только одни – осознание своего, хоть и минимального успеха и желание заниматься верховой ездой дальше.
УЧЕБНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Количество учебных часов в неделю
Количество часов в год
Количество учебных недель
Техника безопасности при нахождении на территории конного комплекса и при занятиях конным спортом.
Экстерьер и стати лошади.
Масти и отметины лошадей
Снаряжение спортивной лошади и экипировка всадника.
Манежные фигуры, правила езды в манеже
Всего на теоретические занятия
Уход за лошадью
Обучение приемам седловки-расседлывания, ведения в поводу, посадки-спешивания
Упражнения на стоящей лошади
Езда шагом, упражнения на идущей лошади
Упражнения на рыси
Элементы манежной езды
Показательные выступления, праздники и др. мероприятия
Годовой план-график распределения учебных часов спортивно-
Показательные выступления, праздники
Общее кол-во часов
Теоретические занятия проводятся групповым методом. Занятия проводятся в учебном классе с использованием наглядных пособий. Любое теоретическое занятие состоит из двух частей – теоретической и практической, когда материал, изученный в учебном классе, закрепляется непосредственным показам на лошади, снаряжении и т.д.. Весь материал излагается в максимально доступной форме в постоянном контакте с детьми. Проведение теоретических занятий позволяет подготовить детей к практическому общению с лошадьми, повышает интерес к занятиям верховой ездой, расширяет их кругозор.
Темы теоретических занятий:
1. Техника безопасности при нахождении на территории конного комплекса и при занятиях конным спортом. Знакомство с правилами поведения на конюшне и во время занятий, а так же с безопасными приемами обращения с лошадьми. В начале занятия проводится экскурсия по конюшне и полученные знания закрепляются непосредственным общением с лошадью.
2. Экстерьер и стати лошади. Ознакомление с основными частями тела лошади с помощью схематичных рисунков. Закрепление полученных знаний на лошади.
3. Масти и отметины лошадей. Ознакомление с основными мастями лошади (серая, рыжая, гнедая, вороная) с помощью фотографий. Ознакомление с дополнительными мастями лошади (саврасая, бурая, мышастая, пегая, чубарая, караковая, соловая, буланая). Ознакомление с основными отметинами лошадей с помощью схем. Закрепление полученных знаний на примере лошадей, имеющихся в наличии конного комплекса.
4. Аллюры лошади. Ознакомление с основными аллюрами лошади (рысь, шаг, галоп) с помощью схем и видеоматериала. Ознакомление с основными характеристиками аллюров лошади (средний, прибавленный, сокращенный) с помощью схем и видеоматериала. Ознакомление с редко встречающимися аллюрами (иноходь) с помощью видеоматериала. Закрепление полученных знаний на примере лошадей конного комплекса во время занятий.
5.Снаряжение спортивной лошади и экипировка всадника. Ознакомление с названием основного снаряжение лошади (недоуздок, чумбур, седло, уздечка). Ознакомление с названием частей уздечки и седла с помощью образцов снаряжения. Сборка и разборка снаряжения. Ознакомление с порядком одевания уздечки и седла. Необходимая экипировка всадника (шлем, перчатки, бриджи, краги). Одежда всадника на официальных соревнованиях в зависимости от вида конного спорта. Правила ухода за конским снаряжением и одеждой спортсмена.
6. Манежные фигуры, правила езды в манеже. Ознакомление с правилами поведения в манеже во время верховой езды. Полученные знания закрепляются непосредственно в манеже во время занятия. Ознакомление с названием основных манежных фигур (вольт, змейка, диагональ) и правилами индивидуальной езды с помощью схем. Закрепление полученных знаний во время занятий. Ознакомление с правилами езды, командами и манежными фигурами при езде в смене.
Правильно организованные практические занятия имеют важное воспитательное и практическое значение (реализуют дидактический принцип связи теории с практикой) и ориентированы на решение следующих задач:
— углубление, закрепление и конкретизацию знаний, полученных на теоретических занятиях;
— формирование практических умений и навыков, необходимых в будущей профессиональной деятельности;
— развитие умений наблюдать и объяснять явления, изучаемые;
— развития самостоятельности и т.д.
Практические занятия включают в себя непосредственно обучение базовым навыкам верховой езды и выполнение специальных упражнений на развитие координации, чувства равновесия, укрепление мышечного тонуса.
Примерный план занятия.
Краткое объяснение цели занятия
Основная часть (время указано на одну смену), всего-3 смены
Посадка на лошадь
Езда шагом, выполнение гимнастических упражнений
Выполнение манежных фигур
Движение галопом (на последнем этапе обучения)
Спешивание с лошади, дача угощения
Расседлывание лошади, постановка в денник, растирание спины
Подведение итогов занятия
Знакомство с лошадьми, правила подхода к лошади .
Очень важно избегать даже малейших психотравмирующих ситуаций при первом знакомстве ребенка с лошадью, поскольку они могут существенно осложнить дальнейшую работу или даже сделать ее совсем невозможной. Его необходимо подвести к животному, попросить погладить лошадь, дать ей лакомство, или просто дать возможность побыть рядом с лошадью, постепенно привыкая к соседству крупного сильного животного. У детей есть возможность выбрать наиболее понравившуюся лошадь. Обязательно называют клички и породы, масти лошадей. Знакомят с амуницией: седло, уздечка и т.п. Учат правильно подходить к лошади, обходить ее. Обязательно проведение инструктажа по технике безопасности, причем вместе с родителями. В конце занятия проходит обязательный ритуал для занимающегося – он должен поблагодарить лошадь: дать лакомство или погладить, ласково похлопать и сказать доброе слово, лошадь прекрасно понимает и отзывается на ласку.
Обучение приѐмам седловки- рассѐдлывания, ведение в поводу,
При подходе к лошади в деннике важно ребѐнку объяснить, что заходить в денник можно только после того как убедишься в том что лошадь тебя увидела. Иначе она может испугаться и нанести травму. Подходить к лошади с левой стороны и стоя спиной к лошади возле левого плеча, спокойно, но уверенно одеть недоуздок. Демонстрация правильного одевания недоуздка с последующей тренировкой самих учащихся. Вывод лошади на развязку. Напоминание о технике безопасности для лошади и всадника. Чистка животного. Правила седловки (одевание вальтрапа, сила затягивания подпруги, подгонка и заправка стремян при выводе лошади из конюшни). Правила посадки со стремени и с подсаживанием.
Упражнения на стоящей лошади.
Проводятся после того как обучающийся несколько освоиться с посадкой на лошадь. Основные упражнения:
— укладки вдоль и поперек на лошади (как на спине, так и на животе),
— движения руками (вверх, в стороны, вперед),
— вращательные движения в плечевых, локтевых и лучезапястных суставах,
— подъемы плеч поочередно и вместе,
— упражнения с фиксацией рук в положении «за голову» и на пояснице (наклоны и повороты из этих исходных положений),
— наклоны вперед и назад,
— наклоны с касанием пальцами кисти области голеностопного сустава противоположной нижней конечности,
— разгибания в голеностопных суставах,
— подъемы на стременах.
При выборе комплекса упражнений следует учитывать физическое состояние ребенка.
Езда шагом; упражнения на идущей лошади.
При уверенном выполнении упражнений на стоящей лошади, предлагается их выполнение при движении шагом. Комплекс выполняемых на шагу упражнений дополняется следующими элементами: посадка спиной вперед с закрытыми глазами; езда стоя на стременах, выполнение упражнений с асимметричной посадкой.
После выработки уверенного навыка выполнения упражнений на шагу и желании ребенка можно начать осторожное обучение езде рысью на корде. При этом в начале длительность движения рысью не должна превышать 30-40 секунд. В течение тренировки следует делать несколько таких реприз. Обучение езде рысью продолжается на корде. Всадника учат облегчаться. При возможности – самостоятельно управлять поводом для перевода лошади в шаг, использовать шенкель для подъема в рысь. Репризы рыси постепенно увеличиваются до 3-5 минут. В основе обучения должна лежать выработка баланса (равновесия), а не силовой способности удержания на лошади. При значительных успехах можно разрешить самостоятельную индивидуальную езду и выполнение простейших элементов манежной езды. Постепенно можно вводить работу в смене из 2-5 всадников.
Упражнения на рыси.
Физическое развитие и ловкость всадника являются обязательным условием для быстрейшего достижения высоких показателей в верховой езде, так как обращение с лошадью требует не только умения, но в значительной степени смелости, ловкости и силы, чтобы подчинить еѐ своей воле. Только физически развитый и ловкий всадник может крепко сидеть в седле, совершать большие переходы и энергично воздействовать на лошадь, уметь на прыжках и скачках сохранять спокойствие. Для укрепления посадки, выработки равновесия, достижения гибкости и непринужденности посадки применяются специальные гимнастические упражнения на лошади для рук, туловища и ног всадника. Упражнения для рук могут быть различными: вытягивание рук вперед, в стороны и вверх, вращение кистей, сцепление пальцев за головой, кругообразное вращение рук, оглаживание шеи и крупа лошади и др. Упражнениями для корпуса могут быть повороты, наклоны, сгибания, кругообразные вращения корпуса и др. Упражнениями для ног могут быть качание вытянутых прямых ног, поднимание колен вверх, перенос прямой ноги через шею и круп лошади, качание шенкелями, вращение носками и др. Все эти упражнения сначала отрабатываются раздельно, а затем в комплексе. Гимнастические упражнения на лошади отрабатываются в комплексе урока верховой езды. При отработке гимнастических упражнений необходимо соблюдать определенную последовательность в переходе от простых движений к более сложным при непременном условии, чтобы лошадь относилась к ним спокойно. Каждое новое упражнение сначала делается на месте, затем в движении лошади шагом и, наконец, на рыси.
Обучение верховой езде молодых конников большей частью проводится в смене, которая состоит из всадников, сведенных для совместного обучения. Преимущество езды в смене заключается в том, что один тренер может учить сразу несколько всадников, прививая им однообразные методы и приемы в езде и управлении лошадью. Планируется заниматься в смене из 3-4 лошадей. Перед началом каждого занятия тренер проверяет состояние манежа и наличие в нем необходимого оборудования для проведения урока, а затем указывает порядок седловки, форму одежды и снаряжение. Для посадки на лошадей смена строится в манеже. При обучении смены верховой езде следует иметь в виду, что ведущую роль в смене играет головной всадник, так как он первым выполняет все упражнения и по нему должны равняться остальные, поэтому подбор головного всадника в смене имеет существенное значение. Необходимо в голову смены ставить наиболее способного всадника, хорошо знающего правила верховой езды, на выезженной лошади, отчетливо выполняющей все упражнения. Дистанция в смене во время езды в манеже обычно устанавливается на две лошади. Для сохранения такой дистанции всадник должен через голову своей лошади видеть щетки задних ног впереди идущей лошади. Более чем на две лошади дистанция устанавливается при движении смены галопом или во время преодоления препятствий. Порядок исполнения тех или иных приемов верховой езды может быть общим — одновременно всей сменой, или одиночным как по головному номеру, так и по вызову всадника из смены для самостоятельного выполнения упражнений. Одновременное исполнение всех приемов верховой езды приучает всадников к согласованным действиям и развивает у них внимание и умение владеть лошадью Вызов всадника из смены и выполнение им упражнений по указанию руководителя дают возможность подмечать и устранять даже самые незначительные недостатки в посадке и управлении лошадью.
Элементы манежной езды.
Ознакомление с правилами поведения в манеже во время верховой езды. Полученные знания закрепляются непосредственно в манеже во время занятия спортивной группы. Ознакомление с названием основных манежных фигур (вольты, змейки, перемены направления) и правилами индивидуальной езды с помощью схем. Закрепление полученных знаний во время занятий. Ознакомление с правилами езды, командами и манежными фигурами при езде в смене. Закрепление полученных знаний.
Начальный этап езды галопом.
Чем раньше ребенок освоил галоп, тем свободнее он будет чувствовать себя на всех аллюрах. С другой стороны, если всадник робкий, чувствует себя неуверенно, боится скорости, начало галопа можно отложить. В моей практике, я начинаю обучение движению галопом только после полного освоения всех базовых элементов на рыси, когда всадник уже свободно управляет лошадью и может справиться с ситуацией, если лошадь попробует оказать неповиновение. Обучение новому виду движения повышает уверенность в освоенной ранее езде рысью, уходит страх, что лошадь поскачет (ну поскачет — галопом уже ездили – уже не страшно), повышает разнообразие занятий. Конечно, тренер- преподаватель должен приступать к изучению галопа только с теми обучающимися, которые к этому готовы, в т.ч. психологически. Более слабым детям надо дать больше времени, не стоит их торопить.
УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАМММЫ
-конюшня для содержания лошадей;
— открытый манеж для занятий и показательных выступлений;
Источник