- Упражнения по развёртыванию пожарных расчётов Тема 7
- Развёртывание с подачей одного двух и более универсальных ручных стволов
- Развёртывание от места пожара к водоисточнику
- Развёртывание с забором воды при помощи одного двух гидроэлеваторов
- Развёртывание с установкой переносного лафетного ствола
- Развертывание с подачей воды в перекачку
- Основные способы перекачки
- Техника безопасности при проведении занятия
- План проведения противопожарной тренировки
- Виды противопожарных тренировок
- План проведения противопожарной тренировки
- Пояснительная записка
- Основная информация
- Ход тренировки
- Разбор тренировки
- Календарный план-график
- Ответственный за разработку плана
Упражнения по развёртыванию пожарных расчётов Тема 7
Развёртывание с подачей одного двух и более универсальных ручных стволов
без установки и с установкой пожарных автомобилей на водоисточник
Пожарные № 1, 2 прокладывают магистральную рукавную линию от напорного патрубка насоса до разветвления, рабочие линии от крайних патрубков разветвления к стволам, работают со стволами.
Пожарный № 2 переносит и устанавливает разветвление.
Пожарный № 3 выполняет обязанности связного.
Пожарный № 4 работает на разветвлении, обеспечивает сохранность рукавных линий. Водитель присоединяет рукавную линию к напорному патрубку насоса, переключает двигатель на насос, работает на насосе, обеспечивая подачу воды из цистерны в рукавную линию.
Развертывание с подачей стволов
Команда “Автоцистерну к зданию! Два ствола на тушение – марш!”.
Развёртывание от места пожара к водоисточнику
Пожарные № 1, 2 прокладывают магистральную рукавную линию от напорного патрубка насоса к разветвлению, пожарный № 2 переносит и устанавливает разветвление.
Пожарные № 1, 2, 3 прокладывают рабочие рукавные линии от разветвления к стволам (№ 1 – от левого патрубка разветвления, № 2 – от центрального через переходную соединительную головку, № 3 – от правого), работают со стволами.
Пожарный № 4 работает на разветвлении.
Водитель с пожарным № 4 устанавливает автоцистерну на водоисточник, работает на насосе.
Команда “Автоцистерну на водоём (пожарный гидрант №…)! Три ствола на тушение – марш!”.
Развёртывание с забором воды при помощи одного двух гидроэлеваторов
Полное развертывание отделения с подачей ствола А при заборе воды с помощью одного гидроэлеватора (рис.А).
Пожарный № 1 прокладывает рабочую линию от разветвления к стволу, работает со стволом.
Пожарный №2 прокладывает рукавную линию от всасывающего патрубка насоса к Г-600 или от Г-600 в емкость АЦ, переносит и устанавливает Г-600, работает подствольщиком.
Пожарный №3 прокладывает магистральную линию от 1-го напорного патрубка насоса к разветвлению, устанавливает разветвление, работает на нем, выполняет обязанности связного.
Пожарный №4 прокладывает рукавную линию от 2-го напорного патрубка насоса к Г-600, присоединяет рукава к Г-600, опускает его в водоём, обеспечивает работу Г-600.
Водитель присоединяет линии к напорным патрубкам насоса, снимает заглушку со всасывающего патрубка насоса, навинчивает водосборник, присоединяет рукавную линию от Г-600, работает на насосе, создаёт необходимый напор и, обеспечивая подачу воды и на пополнение емкости АЦ.
Команда “Отделение! Автоцистерну на водоем с помощью гидроэлеватора Г-600, ствол А на тушение- марш!”.
Полное развертывание отделений с подачей 1-го ствола А и 2-х стволов Б при заборе воды с помощью двух Г-600 (рис.Б).
Отделение на 1-й АЦ
Пожарный №1 прокладывает рукавную линию от всасывающего патрубка насоса к 1-му Г-600, переносит и устанавливает Г-600.
Пожарный №2 прокладывает рукавную линию от всасывающего патрубка насоса ко 2-му Г-600, переносит и устанавливает Г-600.
Пожарный №3,4 прокладывают рукавную линию от 1-го напорного патрубка насоса до разветвления, переносят к водоисточнику разветвление и прокладывают рукавные линии от разветвления до Г-600, соединяют рукавные линии с разветвлением и Г-600, опускают Г-600 в водоисточник.
Пожарный №3 работает на разветвлении, Пожарный №4 работает на Г-600.
Водитель навинчивает на всасывающий патрубок насоса водосборник и присоединяет рукавные линии от Г-600 к нему, присоединяет рукавную линию от разветвления к напорному патрубку насоса, работает на насосе.
Отделение на 2-й АЦ
Пожарный №1 прокладывает линию от левого патрубка разветвления к стволу, работает со стволом Б.
Пожарный №2 прокладывает рабочую линию от центрального патрубка разветвления к стволу, работает со стволом А.
Пожарный №3 прокладывает рабочую линию от правого разветвления к стволу, работает со стволом Б.
Пожарный №4 прокладывает магистральную линию, переносит и устанавливает разветвление, работает подствольщиком у Пожарного №2.
Водитель помогает прокладывать магистральную линию от АЦ к месту пожара (при значительном расстоянии, прокладку производить ходом АЦ), обеспечивает сохранность линий, работает на разветвлении.
Команда “Караул! Полное развертывание с подачей одного ствола А и двух стволов Б при помощи двух гидроэлеваторов Г-600 – марш!”.
Способы забора воды с помощью гидроэлеватора
Развёртывание с установкой переносного лафетного ствола
Применяется при тушении пожаров на лесоскладах, деревообрабатывающих производствах, сценах зрительных залов или когда необходимо ввести мощный ствол, чтобы сбить пламя.
Развёртывание с установкой переносного лафетного ствола
Команда «Отделение, автомобиль на водоем №1, лафетный ствол к штабелю досок № 3 – марш».
Пожарный № 1 снимает лафетный ствол и лафет, переносит на исходную позицию, устанавливает и работает лафетным стволом.
Пожарные № 2 и № 3 прокладывают магистральные линии из пачек или скаток с правой и левой стороны автомобиля.
Пожарный № 2 работает подствольщиком.
Пожарный № 3 возвращается к автомобилю, берет шанцевый инструмент и работает с ним.
Пожарный № 4 с водителем устанавливает автомобиль на водоисточник (ПГ или ПВ) и следит за магистральными линиями.
Водитель присоединяет головки магистральных линий к напорным патрубкам насоса, с пожарным № 4 устанавливает автомобиль на водоисточник и работает на насосе и радиостанции.
Развертывание с подачей воды в перекачку
Рациональным расстоянием для перекачки воды считается такое, при котором развертывание обеспечивается в сроки, когда к моменту подачи огнетушащих веществ пожар не принимает интенсивного развития. Это зависит от многих условий, и, в первую очередь, от тактических возможностей гарнизона пожарной охраны. При наличии в гарнизоне одного рукавного автомобиля, для организации подачи воды в перекачку рациональным можно считать расстояние до 2 км, при наличии двух рукавных автомобилей – до 3 км.
При отсутствии в гарнизонах рукавных автомобилей перекачку целесообразно осуществлять при расстояниях до водоисточников не более 1 км. В других случаях организуют подвоз воды автоцистернами.
Применяется при удаленности водоисточников, подачу воды на тушение развившихся пожаров осуществляют с помощью насосных станций, пожарных мотопомп, а также перекачкой насосами пожарных автомобилей.
Подача воды может осуществляться:
- из насоса в насос
- из насоса в цистерну
- через промежуточную емкость
Развертывание с подачей воды в перекачку
Основные способы перекачки
Перекачка осуществляется как по одной, так и по двум рукавным линиям.
Для устойчивой работы систем перекачки необходимо на водоисточник устанавливать ПА с наиболее мощным насосом.
Подпор в конце магистральной рукавной линии при перекачке должен быть:
- из насоса в насос – не менее 10 м; вод. ст.;
- из насоса в цистерну – не менее 3,5…4 вод. ст.;
- через промежуточную емкость – не менее 2 м. вод. ст.
Возможные расстояния и необходимое количество пожарных автомобилей при подаче воды в перекачку можно определить расчетным путем, при помощи справочных таблиц и пожарно-технических экспонометров.
Полное развертывание с подачей ствола «Б» по выдвижной лестнице – применяется при подаче ствола на высоту с установкой выдвижной лестницы.
Команда: «Отделение, водоем (гидрант) №1, ствол «Б» («А») по выдвижной лестнице на 3й этаж (крышу здания) – марш».
Пожарный №1 прокладывает магистральную линию, переносит 2 скатки рукавов «Б», соединяет их между собой, присоединяв ствол, поднимается по выдвижной лестнице на позицию, закрепляет линию и работает со стволом.
Пожарные №2 и №3 переносит и устанавливает выдвижную лестницу, помогает поднять рабочую линию и работает подствольщиком.
Развертывание с подачей стволов по ручным лестницам
Пожарный №3 прокладывает магистральную линию, переносит разветвление, затем с Пожарным №2 переносит и устанавливает выдвижную лестницу, удерживает ее до прибытия Пожарный №4, возвращается к АЦ, переносит шанцевый инструмент и работает с ним.
Пожарный №4 с водителем устанавливает АЦ на водоисточник, присоединяет рукавные линии, работает на разветвлении и при необходимости удерживает выдвижную лестницу.
Водитель готовит насос для работы, присоединяет магистральную линию, следит за ней и работает на радиостанции.
Техника безопасности при проведении занятия
При проведении боевого развертывания запрещается:
- начинать его проведение до полной остановки пожарного автомобиля;
- использовать открытый огонь для освещения колодцев пожарных ПГ, газо- и тепло коммуникаций;
- спускаться без СИЗОД и спасательной веревки в колодцы водо-, газо-, техкоммуникаций;
- одевать на себя лямку присоединенного к рукавной линии пожарного ствола при подъеме на высоту и при работе на высоте;
- находиться под грузом при подъеме или спуске на спасательных веревках инструмента, ПТВ и др.;
- переносить механизированный и электрифицированный инструмент в работающем состоянии, обращенный рабочими поверхностями (режущими, колющими и т.п.) по ходу движения, а поперечные пилы и ножовки – без чехлов;
- поднимать на высоту рукавную линию, заполненную водой;
- подавать воду в незакрепленные рукавные линии до выхода ствольщиков на исходные позиции или подъема на высоту.
Вертикальные рукавные линии должны крепиться из расчета не менее одной рукавной задержки на каждый рукав.
Подавать воду в рукавные линии следует постепенно, повышая давление, чтобы избежать падения ствольщиков и разрыва рукавов.
При использовании ПГ его крышку открывать специальным крючком или ломом. При этом следить за тем, чтобы крышка не упала на ноги.
Источник
План проведения противопожарной тренировки
Ежегодно во время пожаров на планете погибает немалое количество населения. Большинство смертей происходят из-за паники. При обнаружении огня люди теряются, отключается логическое мышление и вместо спокойного покидания опасной зоны начинают метаться, создавая заторы, перекрывая выходы.
Для наработки навыков поведения при пожаре, психологической подготовки к чрезвычайным ситуациям проводятся практические учения. На них отрабатываются правила поведения, точная реакция персонала, управленческие навыки руководителей учреждения.
Виды противопожарных тренировок
Тип практического занятия определяется несколькими факторами:
- Наличием или отсутствием запланированности:
- проводимые по утвержденному графику или плановые;
- не проектируемые заранее, а поставленные в план после прошедших занятий с неудовлетворительной оценкой: такие тренинги называются повторными;
- тренировочные учения, проводимые после катастроф в похожих учреждениях, или внеплановые.
- Численностью участников, задействованных в практическом занятии – групповые и индивидуальные.
- Количеством подразделений, охваченных тренировкой:
- массовые или эвакуационные;
- при участии пожарных бригад – совместные;
- если проводятся в конкретном учреждении – объектовые;
- локальные, организованные для определенной части предприятия – участковые.
- Целью занятия:
- А) для подготовки и закрепления навыков – учебные;
- Б) при проверке знаний и усвоения материалов – контрольные.
План проведения противопожарной тренировки
Этот документ готовится на основании Методических рекомендаций МЧС штабом по исполнению практических занятий под руководством его начальника, назначаемого приказом по учреждению.
План проведения тренировки по эвакуации людей при пожаре состоит из нескольких подразделов.
На заметку. Пример документа можно скачать на нашем сайте и адаптировать образец под нужды своей организации.
Пояснительная записка
В этой части указывается тема практического занятия. Например, эвакуация учащихся и сотрудников из здания образовательного учреждения при возникновении возгорания.
Требуется указание цели проведения обучения. Как правило, такие тренировки проводятся для совершенствования навыков персонала и воспитанников или посетителей по своевременной и безопасной эвакуации из горящего объекта.
Должна быть назначена дата и час начала учебной тревоги, а также указано место дислокации занятий.
Прогнозируется время, в которое должны уложиться все запланированные мероприятия.
Основная информация
План проведения противопожарной тренировки разместим в таблице.
Время | Действия руководителя | Обязанности ответственных за ПБ | Функции начальников подразделений | Действия персонала |
Часы. Минуты Подача сигнала о возгорании | Дает старт учениям | Проверяет получение сообщения о пожаре всеми подразделениями | Оповещают сотрудников | Прекращение работ |
Контролирует действия подчиненных | Отключает энергоснабжение здания | Сбор персонала и распределение обязанностей | Для детских образовательных учреждений: построение воспитанников | |
Пресечение паники | Для музеев, торговых центров: сбор посетителей | |||
Обесточивание помещений | Исключение панических настроений | |||
Указание периода эвакуации людей с объекта | Контроль выхода сотрудников, воспитанников и посетителей | Сообщает о пожаре в МЧС | Отслеживают действия подчиненных по самостоятельному покиданию здания и выводу людей | Эвакуация посетителей и подопечных |
Отслеживание времени по секундомеру | Встречает пожарных на подъезде к объекту | Закрытие дверей и окон в помещении | ||
Для детских садов: воспитатели должны взять журнал с отмеченными детьми и аптечку; каждая группа сопровождается минимум двумя воспитателями; один идет впереди, второй в конце Сначала выводят или выносят, завернув в одеяла младший состав, затем средний, после чего эвакуируют старшую возрастную группу | ||||
Дети и посетители размещаются в безопасной точке, удаленной от зоны возгорания | ||||
Свободные сотрудники приступают к ликвидации огня при помощи огнетушителей, гидрантов | ||||
Временной период | Сбор информации об эвакуации | Контролирует отсутствие людей в здании | Принимают данные по списочному наличию сотрудников и подопечных | Докладывают о проделанной работе |
Выставляет посты безопасности, пресекающие попытки проникнуть в опасную зону | Контролируют наличие всех сотрудников | Для ДОУ, СОШ, лечебных и социальных учреждений: проверяют по спискам подопечных | ||
Докладывают руководителю о проведении эвакуации | Оказывают необходимую помощь |
План противопожарных тренировок расписывается подробно по минутам с указанием конкретных фамилий ответственных, периодов, выделенных на определенные действия.
Каждый сотрудник до начала учений оповещается об обязанностях, возложенных на него во время мероприятий. При необходимости перед занятиями проводится дополнительная подготовка.
Ход тренировки
Тренировки по эвакуации людей при пожаре, периодичность таких тренировок проводится регулярно в обязательном порядке. В обозначенную дату и время подается сигнал опасности, после чего каждый на своем месте начинает действовать согласно программе проведения противопожарной тренировки.
Существует отличие в осуществлении практических занятий на предприятии и в офисных, учебных, лечебных учреждениях, многофункциональных центрах и других организациях, где может находиться множество посторонних людей, детей.
В таких случаях обучение персонала направлено на организацию вывода подопечных из опасной зоны. Назначаются ответственные за каждый участок:
- в торговых центрах, музеях, культурных заведениях – сотрудники охраны, руководители отделов;
- в дошкольных детских учреждениях, школах – преподаватели, учителя, воспитатели.
В задачу этих работников входит организация движения потока в сторону безопасной зоны, вскрытие дверей, увеличение проемов путем открывания створок, контроль психологического настроя потока.
Разбор тренировки
Последним этапом учений является анализ проведенного мероприятия.
Для получения итоговой оценки тренинга определяется:
- знание персоналом схем эвакуации;
- соблюдение нормативного времени вывода посетителей и подопечных;
- верность действий на отведенных участках;
- навыки тушения пожара и оказания первой помощи.
После тренировки проводится итоговое совещание, на котором обсуждаются допущенные ошибки, отмечаются сотрудники и подразделения, безошибочно сработавшие. Затем в протоколе выставляется общая отметка. При неудовлетворительных результатах руководитель обязан назначить дополнительное обучение и повторные практические занятия.
Календарный план-график
Все мероприятия по подготовке и проведению практических учений необходимо планировать заранее, так как требуется дать теоретические знания работникам, организовать занятия для освоения первичных средств пожаротушения. Для этого составляются планы учений, которые называются план-график. Он состоит из следующих пунктов:
- сроки проведения подготовительных мероприятий;
- четко расписанные по минутам этапы осуществления учений с указанием обязанностей каждого человека, участвующего в тренировке;
- время подведения итогов и исправления ошибок.
В документе должно быть предусмотрено место для отметок об исполнении пунктов и указано его действительное время.
Ответственный за разработку плана
Начальник штаба по эвакуации людей в период пожара назначается руководителем организации приказом. Кандидатура этого человека выбирается из числа заместителей директора компании или среди ответственных за пожарную безопасность на предприятии.
Начальник штаба изучает нормативные акты, в соответствии с которыми разрабатывает план проведения занятий. Созданный и подписанный документ утверждается руководителем предприятия, который несет ответственность за выполнение плана мероприятия наравне с начальником штаба.
Стоит отметить важность тщательной проработки графика противопожарных учений. Чем детальнее он разобран и расписан, тем успешнее результаты тренировки по эвакуации людей при пожаре. Если каждый сотрудник на своем месте понимает, какие действия он должен предпринять в чрезвычайной ситуации, ущерб от возможного пожара будет минимизирован.
Источник