—>ГРАЖДАНСКАЯ ОБОРОНА И ЗАЩИТА ОТ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ —>
Учения и тренировки являются наиболее эффективным средством повышения готовности руководящего состава, органов управления, уполномоченных решать задачи в области гражданской обороны и защиты населения от чрезвычайных ситуаций (далее – ГО и ЧС), в том числе подразделений, привлекаемых по планам взаимодействия к ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций. На учениях совершенствуются теоретические знания и практические навыки в организации и проведении мероприятий по ГО и ЧС. Учения являются основной и наиболее эффективной формой подготовки работающего и неработающего населения к действиям в очагах поражения, районах стихийных бедствий, крупных аварий и катастроф.
В системе ГО и ЧС муниципальные предприятия, учреждения и организации, а также сторонние организации, входящие в состав муниципального звена территориальной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (далее – муниципальное звено ТП РСЧС), на объектовом уровне проводят самостоятельно или по указанию вышестоящего руководства следующие учения и тренировки:
— штабные тренировки – для совершенствования практических навыков должностных лиц органа управления ГО и ЧС в выполнении функциональных обязанностей, повышении слаженности, организации взаимодействия и оперативности в работе;
— объектовые тренировки – для отработки практических мероприятий, предусмотренных планом ГО и ЧС организаций (объектов);
— тактико-специальные учения – для подготовки сил единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций к проведению аварийно-спасательных и других неотложных работ (далее – АСДНР), повышения их слаженности;
— специальные учения и тренировки – для получения навыков по предупреждению пожаров и действиям в случае их возникновения.
Совместные командно-штабные учения звена ТП РСЧС или отдельных его служб проводятся по согласованию с руководителями сторонних организаций, входящих в эти службы – для отработки совместных действий и проверки готовности органов управления и сил звена ТП РСЧС по ведению АСДНР при возникновении чрезвычайных ситуаций муниципального характера.
Виды проводимых учений и тренировок
Подготовка органов управления и сил звена ТП РСЧС по достижению слаженности действий и оперативности управления осуществляется на командно-штабных учениях (далее – КШУ) или тактико-специальных учениях (далее – ТСУ).
КШУ продолжительностью до 3 суток проводятся органом местного самоуправления не реже 1 раза в 3 года. В организациях проводятся ТСУ продолжительностью до 8 часов 1 раз в год.
Формирования выводятся на ТСУ укомплектованными личным составом, техникой, приборами, вооружением, средствами защиты и материальными запасами в максимально полном объеме.
Основные цели ТСУ:
— совершенствование практических навыков руководителей организаций в управлении силами гражданской обороны и звена ТП РСЧС при организации и проведении АСДНР;
— проверка готовности формирований к действиям по ликвидации чрезвычайных ситуаций, а также последствий применения противником современных средств поражения.
Совершенствование практических навыков органов управления по организации и управлению мероприятиями ГО и ЧС осуществляется при проведении штабных тренировок (далее – ШТ).
Основной целью ШТ является:
— выработка у руководителей организаций и органов управления практических навыков управления силами и средствами при проведении мероприятий в связи с угрозой и в ходе ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в мирное и военное время;
— достижение слаженности в работе отдельных подразделений и органов управления в целом.
ШТ могут быть совместные и раздельные.
Совместные ШТ проводятся с привлечением органов управления и всех структурных подразделений организации с целью отработки взаимодействия между ними и достижения слаженности действий.
Раздельные ШТ проводятся с каждым органом управления или отдельными структурными подразделениями организации.
Обучение руководителей, должностных лиц и работников организаций по решению задач в области ГО и ЧС осуществляется при проведении объектовых тренировок (далее – ОТ) 1 раз в 3 года продолжительностью до 8 часов. В общеобразовательных учебных заведениях объектовые тренировки проводятся ежегодно без прекращения учебного процесса.
На ОТ отрабатывается весь комплекс мероприятий, предусмотренных планами гражданской обороны и планами действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций организаций (объектов). ОТ могут проводиться под руководством руководителя организации (объекта) или в составе групп объектов и организуются по территориально-производственному или ведомственному принципу по единому плану.
Практическое обучение органов управления и сил ГО и ЧС, а также работников организаций действиям по предупреждению пожаров, обязанностям и мерам безопасности при возникновении пожара в организациях и учебных заведениях проводится на специальных учениях или тренировках по противопожарной защите (далее – СУТ).
СУТ по противопожарной защите в организациях и учебных заведениях проводятся 1 раз в год продолжительностью до 8 часов. Целями СУТ являются:
— проверка реальности планов противопожарной защиты и оценка состояния противопожарной защиты;
— проверка готовности к действиям при угрозе и возникновении пожара;
— обучение работников организаций (учащихся учебных заведений) правилам и способам действий, мерам безопасности и правилам поведения при возникновении пожара;
— повышение пожарной безопасности, готовности руководителей организаций (объектов), работников организаций (учащихся учебных заведений) к действиям при угрозе и возникновении пожара.
В зависимости от численности работников организаций (учащихся учебных заведений) СУТ проводятся одновременно со всеми работниками организации (учащимися учебных заведений) или отдельными группами. Продолжительность каждого учения от 2 до 3 часов.
При выявлении в ходе СУТ существенных недостатков, решением соответствующих руководителей в организации могут быть проведены повторные тренировки по тематике выявленных недостатков.
Порядок проведения учений и тренировок
Проведение учений и тренировок по ГО и ЧС, обеспечению пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах планируются заблаговременно на предстоящий год. Виды и темы учений и тренировок определяются с учетом характера и масштабов возможных чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени. Организации, подведомственные местному органу самоуправления, а также организации, входящие в состав звена ТП РСЧС, направляют годовой план учений и тренировок в отдел по делам ГО и ЧС администрации муниципального образования до 30 декабря истекающего года.
Помимо плановых учения и тренировки могут быть проверочные, показные, опытные и исследовательские.
Плановые учения и тренировки проводятся по завершении цикла обучения по специальной подготовке руководителей организаций, органов управления и сил ГО и ЧС с целью их слаживания, совершенствования взаимодействия, отработки практических действий по ведению АСДНР.
Проверочные учения и тренировки проводятся по указанию вышестоящего органа управления в целях оценки степени готовности, уровня тактико-специальной подготовки органов управления и сил ГО и ЧС.
Показные учения и тренировки проводятся в целях выработки единых требований к организации применения сил ГО и ЧС, отработки методов организации работ в зоне чрезвычайной ситуации, а также показа наиболее эффективных приемов и способов действий по организации и проведению АСДНР.
Опытные и исследовательские учения служат одной из форм проведения исследований и проверки способов разрешения проблемных задач теории и практики ГО и ЧС и проводятся в целях исследования новых форм и методов подготовки органов управления и сил, ведения АСДНР, а также использования штатного имущества и техники. Порядок проведения опытных и исследовательских учений и состав участников определяется руководителем организации, по распоряжению которого они проводятся.
При работе со служебными документами, содержащими сведения, составляющие государственную тайну, в период подготовки и проведения учений и тренировок должностные лица обязаны соблюдать режим секретности, установленный законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Контроль проведения учений и тренировок на территории муниципального образования осуществляет отдел по делам ГО и ЧС администрации муниципального образования, а на подведомственных объектах – соответствующие должностные лица данных организаций в пределах предоставленных им полномочий по управлению ГО и ЧС, обеспечению пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах.
Для подготовки и проведения учений и тренировок разрабатываются следующие документы:
Источник
План проведения комплексной тренировки по ликвидации чрезвычайных ситуаций техногенного характера и пожаров
к Организационным указаниям
проведения комплексной тренировки по ликвидации
чрезвычайных ситуаций техногенного характера и пожаров
Учебные вопросы (мероприятия)
(ответственный за организацию)
I этап: «Выполнение мероприятий по приведению органов управления и сил МЧС России в готовность к применению по предназначению в мирное время, принятие оперативных мер по защите населения и минимизации последствий ЧС»
Приведение органов управления и сил МЧС России в готовность к применению по предназначению в мирное время в соответствии с условиями вводных
Доведение до территориальных органов МЧС России, дежурных служб учреждений и организаций МЧС России центрального подчинения:
179 СЦ МЧС России;
ФГУАП МЧС России;
АСЦ (центральный) МЧС России;
ЦОПУ МЧС России;
Высшие учебные заведения МЧС России;
дежурно-диспетчерских служб (далее – ДДС) федеральных органов исполнительной власти (далее – ФОИВ) сигнала о начале тренировки
Старший оперативный дежурный
Доведение сигнала о начале тренировки до подчиненных подразделений (учреждений, организаций), органов повседневного управления РСЧС на соответствующих территориях сигнала о начале тренировки
СОД ЦУКС территориального органа МЧС России
Доведение до территориальных органов МЧС России, учреждений и организаций МЧС России центрального подчинения, ДДС ФОИВ вводных № 1 о возникновении чрезвычайных ситуаций (далее – ЧС)
Доведение до подчиненных органов управления, подразделений (учреждений, организаций), органов повседневного управления РСЧС на соответствующих территориях вводных о возникновении ЧС
СОД ЦУКС территориального органа МЧС России
Доведение до территориальных органов МЧС России, руководителей структурных подразделений центрального аппарата, дежурных служб учреждений и организаций МЧС России центрального подчинения сигнала (распоряжения) о введении для органов управления и сил МЧС России режима «ЧРЕЗВЫЧАЙНОЙ СИТУАЦИИ»
Доведение сигнала (распоряжения) о введении для органов управления и сил подразделений (учреждений, организаций), подчиненных территориальным органам МЧС России режима «ЧРЕЗВЫЧАЙНОЙ СИТУАЦИИ»
СОД ЦУКС территориального органа МЧС России
Организация выполнения мероприятий при введении для органов управления и сил режима ЧРЕЗВЫЧАЙНОЙ СИТУАЦИИ:
сбор руководящего состава и личного состава в полном составе;
усиление оперативных дежурных смен органов управления, дежурных смен подразделений;
убытие в районы ЧС оперативных групп ЦУКС территориальных органов МЧС России, местных гарнизонов пожарной охраны и сил постоянной готовности МЧС России, организация выполнения практических мероприятий по локализации ЧС и минимизации их последствий;
организация работы оперативных штабов ликвидации ЧС территориальных органов МЧС России;
приведение в готовность к убытию и убытие в районы ЧС оперативных групп территориальных органов МЧС России и организация их работы на подвижных пунктах управления;
приведение в готовность авиационных судов МЧС России в местах базирования
Структурные подразделений центрального аппарата, учреждения и организации МЧС России центрального подчинения,
территориальные органы МЧС России и подчиненные им подразделения
Доведение до территориальных органов МЧС России, учреждений и организаций МЧС России центрального подчинения, ДДС ФОИВ вводных № 2 о возникновении заторов на федеральных автодорогах в связи с неблагоприятными погодным условиями
Оповещение о сборе рабочей группы и оперативного штаба рабочей группы Правительственной комиссии
Оповещение руководителей структурных подразделений центрального аппарата, организаций и учреждений МЧС России центрального подчинения, входящих в состав рабочей группы Правительственной комиссии о сборе рабочей группы Правительственной комиссии
Оповещение должностных лиц структурных подразделений центрального аппарата, организаций и учреждений МЧС России центрального подчинения, входящих в состав оперативного штаба рабочей группы Правительственной комиссии о сборе оперативного штаба рабочей группы Правительственной комиссии
Направление в районы ЧС оперативных групп ЦУКС территориальных органов МЧС России, местных гарнизонов пожарной охраны, сил постоянной готовности спасательных воинских формирований, подразделений федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы и аварийно-спасательных формирований МЧС России, отработка практических действий по локализации ЧС и минимизации их последствий
Убытие оперативных групп ЦУКС и местных гарнизонов пожарной охраны в районы ЧС и организация их работы, в том числе:
разведка района ЧС (в том числе с применением авиационных судов и беспилотных летательных аппаратов);
организация связи с ЦУКС территориального органа МЧС России;
организация взаимодействия с органами повседневного управления на соответствующих территориях;
отработка документов оперативных групп и представление их в ЦУКС территориального органа МЧС России.
Убытие в район ЧС сил постоянной готовности и отработка практических действий по локализации ЧС и минимизации их последствий, в том числе:
разведка зоны ЧС (в том числе РХБ разведка, подготовка маршрутов ввода сил в зону ЧС);
организация взаимодействия с оперативными группами ЦУКС территориальных органов МЧС России и местных гарнизонов пожарной охраны в районе ЧС;
выполнение практических мероприятий по локализации источников ЧС
Спасательные воинские формирования МЧС России, аварийно-спасательные формирования, поисково-спасательные отряды и подразделения, подразделения ФПС, ЦУКС территориальных органов МЧС России, местные гарнизоны пожарной охраны
Усиление дежурных смен НЦУКС и ЦУКС территориальных органов МЧС России, организация сбора и обмена информацией в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций в Порядке, утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации
Усиление дежурных смен НЦУКС и ЦУКС территориальных органов МЧС России, обмен информацией на уровне органов повседневного управления РСЧС о выполняемых мероприятиях по приведению органов управления и сил в соответствующие режимы функционирования, прогнозированию развития ЧС, выполняемых мероприятиях по ликвидации ЧС и привлекаемых силах и средствах
НЦУКС, ЦУКС территориальных органов МЧС России, дежурно-диспетчерские службы ФОИВ
Оповещение населения о возникших ЧС методом доведения информации о мероприятиях, проводимых в ходе комплексной тренировки с использованием ОКСИОН
Доведение информации о проводимой тренировке и выполняемых мероприятиях в ходе ее проведения с целью недопущения распространения неверной и непроверенной информации
Территориальные органы МЧС России
Сбор и организация работы оперативных штабов ликвидации ЧС территориальных органов МЧС России
Организация работы оперативных штабов ликвидации ЧС территориальных органов МЧС России с привлечением представителей территориальных органов ФОИВ и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации
Территориальные органы МЧС России
Приведение в готовность и направление в районы ЧС оперативных групп территориальных органов МЧС России и организация их работы на подвижных пунктах управления
Совершение маршей подвижных пунктов управления территориальных органов МЧС России в районы ЧС, организация работы на них оперативных групп территориальных органо МЧС России
Территориальные органы МЧС России
II этап: «Организация и проведение комплекса мероприятий по ликвидации ЧС техногенного характера и пожаров»
Сбор и организация работы рабочей группы Правительственной комиссии
Взаимодействие членов рабочей группы Правительственной комиссии со специалистами оперативной дежурной смены НЦУКС (работа на соответствующих автоматизированных рабочих местах):
по оценке обстановки, сложившейся в результате ЧС;
по взаимодействию с соответствующими подразделениями оперативных штабов ликвидации ЧС территориальных органов МЧС России;
по выработке предложений в решение на ликвидацию ЧС по направлениям деятельности и в соответствии с возложенными задачами;
по отработке документов, определенных для структурных подразделений центрального аппарата, учреждений и организаций МЧС России центрального подчинения
Руководитель рабочей группы Правительственно комиссии, руководители структурных подразделений центрального аппарата, организаций и учреждений МЧС России центрального подчинения, специалисты оперативной дежурной смены НЦУКС
Направление в район ЧС оперативного штаба рабочей группы Правительственной комиссии и организация его работы на МПУ ЦОПУ МЧС России
Совершение марша оперативным штабом рабочей группы Правительственной комиссии в район ЧС (на МПУ ЦОПУ МЧС России);
занятие рабочих мест на МПУ;
организация взаимодействия с рабочей группой Правительственной комиссии, оперативными штабами ликвидации ЧС территориальных органов МЧС России с использованием всех видов связи;
оценка обстановки, отработка установленных документов и передача их с использованием каналов связи в рабочую группу Правительственной комиссии через оперативную дежурную смену НЦУКС
Должностные лица структурных подразделений центрального аппарата, организаций и учреждений МЧС России центрального подчинения, входящие в состав оперативного штаба рабочей группы Правительственной комиссии, личный состав ЦОПУ МЧС России
Выполнение мероприятий по ликвидации чрезвычайных ситуаций, наращиванию группировки сил и средств, организации практических действий по проведению АСДНР силами МЧС России на территории всех субъектов Российской Федерации
Организация работы оперативных групп в районах ЧС на подвижных пунктах управления (в том числе организация и обеспечение связи в районе ЧС и с вышестоящими органами управления с использованием системы видеоконференцсвязи);
проведение практическим мероприятий силами МЧС России в соответствии с условиями вводных;
наращивание группировки сил и средств РСЧС в районах ЧС (направление в районы ЧС 2 эшелона сил и средств);
организация управления силами и средствами в районах ЧС;
организация всестороннего обеспечения действий группировки сил и средств в районах ЧС (питание, развертывание пунктов обогрева и отдыха, подвижных пунктов заправки техники);
организация работы выездных пресс-центров в районах чрезвычайных ситуаций
Руководители территориальных органов МЧС России
Принятие дополнительных мер по защите населения и территорий от ЧС, в том числе с практической отработкой вопросов организации вопросов жизнеобеспечения населения
Организация вопросов жизнеобеспечения пострадавшего населения (развёртывании городков жизнеобеспечения, мобильных пунктов временного размещения, пунктов питания и пунктов обогрева);
организация оказания психологической помощи пострадавшим
Руководители территориальных органов МЧС России
Осуществление взаимодействия и обмена информацией с органами повседневного управления функциональных и территориальных подсистем РСЧС в ходе ликвидации ЧС
Взаимный обмен информацией о складывающейся обстановке, выполняемых мероприятиях и привлекаемых силах и средствах, в том числе работа в едином информационном пространстве
Органы повседневного управления РСЧС
Информирование население через средства массовой информации и по иным каналам связи о проводимых мероприятиях в ходе комплексной тренировки
Организация работы выездных пресс-центров в районе ЧС;
организация взаимодействия с СМИ и работа в блогосфере по освещению мероприятий, проводимых в ходе тренировки
Руководители территориальных органов МЧС России
Проведение селекторного совещания под руководством заместителя Министра МЧС России
Заслушивание руководителей территориальных органов МЧС России, руководителей аварийно-спасательных работ о принятых решениях и мероприятиях по ликвидации ЧС (в режиме ВКС):
начальников региональных центров МЧС России – из ситуационных центров;
начальников главных управлений МЧС России по субъектам Российской Федерации – с подвижных пунктов управления;
руководителей аварийно-спасательными работами (начальников спасательных воинских формирований, аварийно-спасательных формирования, поисково-спасательных подразделений, специализированных пожарно-спасательных частей – из районов проведения АСДНР).
Доклады соответствующих руководителей сопровождаются видеороликом о действиях сил и средств по проведению АСДНР, работе элементов жизнеобеспечения населения (городков жизнеобеспечения, пунктов обогрева и питания)
Руководители территориальных органов МЧС России, руководителей аварийно-спасательными работами
Завершение комплексной тренировки
Доведение учебного сигнала о завершении тренировки
Источник