План работы по артикуляционной гимнастики

Годовой перспективный план по артикуляционной гимнастике
методическая разработка по логопедии (старшая группа) на тему

Годовой перспективный план по артикуляционной гимнастике для старшей группы

Скачать:

Вложение Размер
godovoy_perspektivnyy_plan_po_artikulyatsionnoy_gimnastike.docx 13.26 КБ

Предварительный просмотр:

Перспективный план по артикуляционной гимнастике

Вырабатывать умение удерживать губы в улыбке, обнажая нижние и верхние передние зубы.

Хоботок, Домик открывается

Вырабатывать движение губ вперед, укреплять мышцы губ, их подвижность. Научиться спокойно открывать и закрывать рот, расслабляя мышцы языка

Чередование «Хоботок» — «Улыбка» —

Укреплять мышцы губ и тренировать их подвижность путем переключения позиций губ. Развивать произвольное внимание.

Любопытный язычок, Лягушка

Укреплять мышцы языка, развивать его подвижность. Отрабатывать движение нижней губы вниз и на место.

Отрабатывать движение верхней губы вверх и на место. Развивать подвижность и укреплять мышцы губ. Развивать мышечную силу и подвижность губ.

Язык здоровается с подбородком, Язык здоровается с верхней губой

Отрабатывать движение языка вниз, развивать его подвижность. Укреплять мышцы языка. Способствовать растяжке подъязычной связки – уздечки (при ее укорочении). Отрабатывать движение языка вверх, укреплять мышцы языка и развивать его подвижность.

Отрабатывать движение языка вниз с одновременным выполнением более тонких движений. Укреплять мышцы языка. Тренировать подъем языка с одновременным выполнением более тонких движений.

Развивать произвольные движения языка. Укреплять мускулатуру языка и щек. Развивать произвольные движения языка, укреплять его мускулатуру и развивать его подвижность. Самомассаж мышц губ и щек.

Источник

Артикуляционная гимнастика для детей

Что такое артикуляционная гимнастика

Чтобы речь была разборчивой и четкой, необходимо укреплять органы речевого аппарата. С малых лет ребенок совершает множество манипуляций артикуляционным аппаратом, что способствует формированию речевого навыка. Но иногда возникают сложности с произношением слов. Исправить их поможет артикуляционная гимнастика – это совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление мышц артикуляционного аппарата, развитие силы, подвижности и дифференцированности движений, участвующих в речевом процессе органов.

Она позволяет отрабатывать правильные положения языка, губ, мягкого нёба и мышц, которые задействованы при звукопроизношении. Связная речь – это единое смысловое и структурное целое, включающее связанные между собой и тематически объединенные, законченные отрезки. Специальные упражнения позволяют сформировать их согласованные и четкие действия.

Гимнастика состоит из:

  • Статических упражнений. Они направлены на удержание губ, языка и щек в правильном положении. Помогают укрепить мышцы артикуляционного аппарата.
  • Динамических упражнений. Они развивают гибкость, подвижность и другие навыки, необходимые для четкой речи. Результат достигается при помощи регулярных занятий, подразумевающих многократные повторения отдельных положений.

Для чего необходима артикуляционная гимнастика для детей?

Выполнение артикуляционных упражнений полезно вне зависимости от возраста, т.к. четкая артикуляция – это неизменная составляющая хорошей дикции. Проведение этих занятий для детей с нарушениями звукопроизношения – это уже необходимость. Гимнастика подготавливает артикуляционный аппарат ребенка к правильной постановке звуков.

У многих детей дошкольного возраста встречаются недостатки произношения одного или нескольких звуков. Большинство из них имеют временный характер. Связано это с тем, что у детей в раннем возрасте недостаточно хорошо функционируют речевой и слуховой аппараты, что приводит к тому, что движения речевых органов недостаточно согласованы. Поэтому необходимо выполнять упражнения для развития их подвижности и формирования навыков владения ими.

Основные цели гимнастики артикуляционных органов:

  • выработка определенного положения щек, губ и языка, которое необходимо для четкого произношения конкретного звука (или группы звуков);
  • тренировка мышц речевых органов, которые не имеют нужного тонуса;
  • формирование навыков быстрого изменения положения губ, щек и языка.

Комплекс упражнений для языка

Комплекс артикуляционной гимнастики отличается спецификой проводимых упражнений, которые зависят от возраста ребенка.

Дети в раннем возрасте плохо концентрируются на какой-то задаче длительный период времени. Они быстро теряют интерес, утомляются, поэтому в комплекс нужно включать по 2-3 динамических и статических упражнения.

Используются следующие динамические упражнения для языка:

  • «Змейка». Ребенок должен высунуть язык вперед максимально дальше. При этом нужно сделать его узким, чтобы он стал похож на маленькую «змейку».
  • «Часы». Предполагает имитацию часового маятника. Нужно приоткрыть рот, затем кончиком языка касаться то левого, то правого уголка.
  • «Качели». Занятие напоминает предыдущее, но направление движений меняется – напряженный язык нужно поднимать и опускать вниз, имитируя качели.
  • «Катушка». Нужно открыть рот, кончик языка упереть в нижние резцы. Боковые края прижимаются к верхним коренным зубам. Широкий язык выдвигать вперед, затем убирать вглубь рта.
  • «Лошадка». Язык присасывается к нёбу. Далее нужно цокать им сильно и медленно.
  • «Варенье». Нужно поочередно облизывать языком верхнюю и нижнюю губу.
  • «Бегемот». Нужно расслабить язык, уложив его на нижнюю губу. Необходимо попеременно открывать и закрывать рот, при этом язык должен находиться в одном и том же положении.
  • «Птенец». Нужно широко открыть рот, при этом язык должен быть расслаблен.
  • «Грибочек». Открыть рот, после чего присосать язык к верхнему нёбу.

Комплекс упражнений для губ

Следующие упражнения для губ можно проводить как на занятиях с логопедом, так и самостоятельно с ребенком в домашних условиях:

  • «Улыбка». Нужно растянуть губы в улыбке, при этом не обнажая зубы.
  • «Бублик». Губы округлены, немного вытянуты вперед. Через образовавшийся «бублик» должно быть хорошо видно сомкнутые зубы.
  • «Трубочка». Губы нужно вытянуть вперед в форме трубочки. Есть похожее занятие «Пятачок», которое также подразумевает вытягивание губ трубочкой, но здесь уже нужно вращать ими по кругу.

Для развития мышц щек

Упражнений достаточно много, поэтому опишем некоторые из них:

  • «Сытый хомячок». Нужно набрать полный рот воздуха. Далее надуваются щеки и удерживаются в таком положении. Можно надувать поочередно левую и правую щеку.
  • «Голодный хомячок». Щеки втягиваются внутрь. На первых занятиях можно помогать ребенку руками.
  • «Шарик». Щеки надуваются, потом нужно слегка ударить по ним кулачками.

Для мышц мягкого нёба и глотки

Регулярно нужно выполнять следующие упражнения:

  • «Зёвушка». Представляет собой обычное позевывание, при этом нужно шумно втягивать воздух.
  • «Полоскание». Нужно запрокинуть голову назад и имитировать полоскание горла.
  • Резкое отрывистое произношение звуков «а-а-а», «э-э-э»

Основные рекомендации и советы родителям

При выполнении артикуляционной гимнастики нужно соблюдать ряд рекомендаций, которые помогут повысить эффективность проводимых занятий:

  • Занятия должны быть регулярными, чтобы необходимые навыки формировались и закреплялись быстрее. Лучше всего проводить артикуляционную гимнастику ежедневно спустя 1-2 часа после приема пищи.
  • Занятия для детей лучше подавать в игровом стиле. В раннем возрасте ребенок не осознает важность гимнастики, поэтому нужно его заинтересовать этим процессом. Можно распечатать красочные картинки, которые сделают занятия еще интереснее.
  • Нужно проводить артикуляционную гимнастику не более 10 минут. При этом не нужно стараться выполнять много упражнений – на первых порах достаточно 2-3 за одно занятие.
  • Каждое упражнение нужно повторять не менее 5 раз. При этом нужно следить за качеством – если оно ухудшилось, то вполне вероятно, что ребенок устал.
  • При проведении статических упражнений нужно соблюдать определенную продолжительность одной артикуляционной позы – порядка 7-10 секунд.
  • Ребенок не видит своего лица, поэтому занятия лучше проводить перед большим зеркалом.
  • Занятия предполагают, что взрослый сначала сам показывает, как выполнять то или иное упражнение. Далее он контролирует выполнение со стороны малыша.
  • Если малыш не справляется с упражнением, то ему нужно помогать. Движения можно корректировать с помощью ложки, ручки или другого чистого предмета.
  • Работу нужно строить от простого к сложному, чтобы у ребенка постепенно формировались навыки.
  • Помните о том, что дети в раннем возрасте очень чутки к похвале. Не стесняйтесь выражать свои эмоции, хвалить ребенка за правильное выполнение занятий.

Постоянные тренировки помогут укрепить органы речевого аппарата в любом возрасте. Конечно, работу лучше начинать в раннем возрасте, когда ребенок еще не пошел в школу. Занятия позволяют сделать речь четкой, чистой и ритмичной, а для детей с нарушениями звукопроизношения такая гимнастика и вовсе является необходимостью.

Важны не только занятия с логопедом, но и самостоятельная работа родителей с ребенком. Помните о том, что для малыша это, прежде всего, игра, а придание этой игре коррекционного смысла – это ваша задача. Поэтому важно соблюдать все рекомендации специалиста, касающиеся периодичности и специфики артикуляционной гимнастики.

Источник

План индивидуальной работы по артикуляционной гимнастике.
методическая разработка по логопедии на тему

Скачать:

Вложение Размер
individualnaya_rabota_po_artik_gimnastike.doc 124 КБ

Предварительный просмотр:

по артикуляционной гимнастике для детей 4-7 лет..

Качели.
Улыбнуться, открыть рот, на счёт «раз – два» поочерёдно упираться языком то в верхние, то в нижние зубы. Нижняя челюсть – неподвижна.

Упражнения дыхательной гимнастики

На маленьком столе стоит таз с водой, где плавает бумажный кораблик. Ребенок сидит на стульчике и дует на кораблик, произнося звук Ф или П.

Взрослый предлагает ребенку покататься на кораблике из одного города в другой, обозначив города значками на краях таза.

Повторение упражнения « Качели»

Лягушка
Улыбнуться, с напряжением обнажив сомкнутые зубы. Удерживать данное положение на счёт до пяти.

Упражнения для развития подвижности нижней челюсти

Акулы.
На счет «один» челюсть опускается, на «два» — челюсть двигается вправо (рот раскрыт), на счет «три» — челюсть опущена на место, на «четыре» — челюсть двигается влево, на «пять» — челюсть опущена, на «шесть» — челюсть выдвигается вперед, на «семь» — подбородок в обычном удобном положении, губы сомкнуты. Делать упражнение нужно медленно и осторожно, избегая резких движений.

Повторение упражнения « Лягушка»

Хоботок
Губы и зубы сомкнуты. С напряжением вытянуть губы вперёд трубочкой и удерживать на счёт до пяти.

Упражнения дыхательной гимнастики

Взрослый открывает кран с водой и обращает внимание ребенка на то, как «поет» текущая из крана вода (с-с-с). Затем показывает картинку с изображением умывающихся детей и читает потешку:

Умой мое личико,
Чтобы глазки блестели, Чтобы щечки краснели,
Чтоб смеялся роток, Чтоб кусался зубок!

Лягушка – хоботок
На счёт «раз – два» чередовать упражнения «Лягушка» — «Хоботок».
Окошко
На счёт «раз» широко открыть рот (окошко открыто), на счёт «два» закрыть рот (окошко закрыто).

Упражнения для развития подвижности нижней челюсти

1. Трусливый птенчик.
Широко открывать и закрывать рот, так чтобы тянулись уголки губ. Челюсть опускается примерно на расстояние ширины двух пальцев. Язычок-«птенчик» сидит в гнездышке и не высовывается. Упражнение выполняется ритмично.

Повторение упражнения « Окошко»

Лопаточка
Улыбнуться, открыть рот. Широкий язык положить на нижнюю губу и удерживать на счёт до пяти.

Упражнения дыхательной гимнастики

. Дыхательное упражнение «Ракета». Глубокий вдох через нос, руки медленно поднять через стороны вверх, ладони свести вместе, плотно прижав друг к другу, потянуться вверх, задержав дыхание. Медленный глубокий выдох со звуком А, руки в такт выдоху опускаются вниз через стороны. Выполняется 2- 3 раза.

Повторение упражнения « Лопаточка»

Иголочка
Улыбнуться, открыть рот. Высунуть язык наружу острым как жало. Следить, чтобы кончик языка не загибался вверх.

Упражнение для губ.

1. Покусывание и почесывание сначала верхней, а потом нижней губы зубами.

2. Улыбка-трубочка. Вытянуть вперед губы трубочкой, затем растянуть губы в улыбку.

Повторение упражнения « Иголочка»

Лопаточка-иголочка
На счёт «раз – два» чередовать упражнения «Лопаточка» и «Иголочка».

Как волшебник, наш Николка —

Лопатку превратил в иголку.

  1. Глубокий вдох через нос — продолжительный выдох через рот.
  1. «ЗАМОРОЗИМ ПОДБОРОДОК» — втянуть нижнюю губу под
    верхнюю и длительно подуть холодным воздухом вниз по
    подбородку, выполнять молча и на одном выдохе.

Повторение упражнения «Иголочка-лопаточка»

Часики
Улыбнуться, открыть рот. Кончик языка переводить на счёт «раз – два» из одного уголка рта в другой. Нижняя челюсть – неподвижна.

Упражнения для языка: (рот широко раскрыт, нижняя челюсть неподвижна):

1. «БОЛТУШКА» — движения языкомвперед-назад.

2. «ЧАСИКИ» — вправо-влево,

  1. «КАЧЕЛИ» — вверх-вниз,
  2. «ЛОШАДКИ» — цоканье

Повторение упражнения «Часики»

Лошадка
Улыбнуться, открыть рот. Пощёлкать кончиком языка, как цокают лошадки. Язык должен быть широким и кончик языка не должен подворачиваться внутрь. Нижняя челюсть – неподвижна.

Упражнения дыхательной гимнастики

Свеча.
Купите большие разноцветные свечи и поиграйте с ними. Вы зажигаете свечи и просите ребенка подуть на синюю свечу, затем на желтую свечу и т.д. Дуть нужно медленно, вдох не должен быть шумным, нельзя надувать щеки. Сначала свечу можно поднести поближе к ребенку, затем постепенно удалять ее.

Повторить упражнение « Лошадка»

Накажем непослушный язычок
Положить широкий язычок между губами и «пошлёпать» его «пя-пя-пя»

Упражнения для развития подвижности нижней челюсти

На счет «один» челюсть опускается, на «два» — челюсть двигается вправо (рот раскрыт), на счет «три» — челюсть опущена на место, на «четыре» — челюсть даигается влево, на «пять» — челюсть опущена, на «шесть» — челюсть выдвигается вперед, на «семь» — подбородок в обычном удобном положении, губы сомкнуты. Делать упражнение нужно медленно и осторожно, избегая резких движений.

Повторение упражнения « Накажем непослушный язычок»

Киска сердится
Улыбнуться, открыть рот. Кончиком языка упереться в нижние зубы. На счёт «раз»-выгнуть язык горкой, на счёт «два» — вернуться в исходное положение. Кончик языка не отрывается от нижних зубов, рот не закрывается

Киска сердится на Машу:

Хочет рыбку, а не кашу.

Упражнения дыхательной гимнастики

Дуя на шарик для пинг-понга, погонять его по столу или заставить покатиться вверх по пологой наклонной плоскости.

Повторить упражнение « Киска сердится»

Упрямый ослик
Губы в улыбке. Кончик языка упирается в нижние зубы, с силой произносить сочетание ИЕ.

Упражнения для развития подвижности губ

Рыбки разговаривают.
Хлопать губами друг о друга (произносится глухой звук).
— Сжать большим пальцем и указательными пальцами одной руки верхнюю губу за носогубную складку и двумя пальцами другой руки нижнюю губу и растягивать их вверх-вниз.
— Щеки сильно втянуть внутрь, а потом резко открыть рот. Необходимо добиться, чтобы при выполнении этого упражнения, раздавался характерный звук «поцелуя».

Повторение упражнения «Упрямый ослик»

«Лифт». Широко откройте рот, язык движется к альвеолам (небо почти сразу за верхними зубами), затем вниз за нижние зубы, затем снова вверх. Челюсть не должна двигаться.

Упражнения дыхательной гимнастики

Снег.
Ребенку предлагается подуть на вату, мелкие бумажки, пушинки и тем самым превратить обычную комнату в заснеженный лес. Губы ребёнка должны быть округлены и слегка вытянуты вперёд. Желательно не надувать щеки, при выполнении этого упражнения.

Повторение упражнения « Лифт»

Чистим нижние зубы
Улыбнуться, приоткрыть рот. Кончиком языка «почистить» нижние зубы с внутренней стороны, делая движения языком вправо-влево. Нижняя челюсть – неподвижна.

Упражнения для развития подвижности нижней челюсти

Сердитый лев.
Челюсть опускается вниз с максимальным вытягиванием языка к подбородку и мысленным произнесением звуков а или э на твердой атаке, сложнее — с шепотным произнесением этих звуков.

Упражнение для развития мышц глотки и мягкого неба.

Имитировать полоскание горла с запрокинутой головой.
Полоскать горло тяжелой жидкостью (киселем, соком с мякотью, кефиром).

Повторить упражнение «Чистим нижние зубки»

Нарисуйте Шалтая в виде яйца, сидящего на стене. Вырежьте его рот и с обратной стороны просуньте в отверстие палец. Посмотрите, сможет ли ребенок языком повторить движения «языка» Шалтая (подвигайте пальцем вверх-вниз, потяните его вверх к носу, затем вниз к подбородку, оближите одну щеку, потом другую). Упражнения дыхательной гимнастики

Футбол.
Соорудите из конструктора или другого материала ворота, возьмите шарик от пинг-понга или любой другой легкий шарик. И поиграйте с ребенком в футбол. Ребенок должен дуть на шарик, стараясь загнать его в ворота. Можно взять два шарика и поиграть в игру «Кто быстрее».

Повторить упражнение « Шалтай – Болтай»

Бублик
Выполнить упражнение «Хоботок». Округлить губы так, чтобы были видны зубы. Удерживать губы на счёт до пяти. Зубы должны быть сжаты.

Упражнения для развития подвижности губ

Пятачок.
Вытянутые трубочкой губы двигать вправо-влево, вращать по кругу.

— Помажь губы губной помадой. Помести между губ край листа бумаги, сожми губы и затем посмотри на получившийся отпечаток. Сделай отпечатки другой формы, произнося звуки «у-у» и «и-и».

Повторить упражнение «Бублик »

Фокус
Положить на самый кончик носа маленький кусочек ватки. Язык в форме чашечки плотно прилегает к верхней губе. Нужно сдуть ватку с кончика носа.

Упражнения дыхательной гимнастики

Снег.
Ребенку предлагается подуть на вату, мелкие бумажки, пушинки и тем самым превратить обычную комнату в заснеженный лес. Губы ребёнка должны быть округлены и слегка вытянуты вперёд. Желательно не надувать щеки, при выполнении этого упражнения.

Повторить упражнение « Фокус»

Чашечка
Улыбнуться, открыть рот, положить широкий язык на нижнюю губу, боковые края языка загнуть в форме чашечки. Удерживать на счёт до пяти. Нижняя губа не должна обтягивать нижние зубы.

Упражнения для развития подвижности нижней челюсти

Обезьяна.
Челюсть опускается вниз с максимальным вытягиванием языка к подбородку.

— Поставить руки на стол, сложить ладони одна на другую, упереться подбородком в ладони. Открывая рот, давить подбородком на сопротивляющиеся ладони. Расслабиться.

Повторить упражнение «Чашечка» Маляр

Потолок покрасил гномик,

Приглашает нас в свой домик.

Улыбнуться, открыть рот. Широким кончиком языка погладить нёбо от зубов к горлу. Нижняя челюсть – неподвижна.

Упражнения дыхательной гимнастики

. Футбол.
Соорудите из конструктора или другого материала ворота, возьмите шарик от пинг-понга или любой другой легкий шарик. И поиграйте с ребенком в футбол. Ребенок должен дуть на шарик, стараясь загнать его в ворота. Можно взять два шарика и поиграть в игру «Кто быстрее».

Повторить упражнение « Маляр»

Вкусное варенье
Улыбнуться, открыть рот. Языком в форме чашечки облизывать верхнюю губу сверху-вниз (намазать) губку вареньем

Упражнения для развития подвижности губ

Уточка.
Вытянуть губы, сжать их так, чтобы большие пальцы были под нижней губой, а все остальные на верхней губе, и вытягивать губы вперед как можно сильнее, массируя их и стремясь изобразить клюв уточки.

Повторить упражнение «Вкусное варенье»

Грибок
Улыбнуться, открыть рот. Присосать широкий язык к нёбу. Кончик языка не должен подворачиваться, губы – в улыбке. Вот грибок на тонкой ножке –

Ты клади его в лукошко.

Упражнения дыхательной гимнастики

Дует ветерок.
Цель: вырабатывать воздушную струю, выходящую по краям языка.
Описание: улыбнуться, приоткрыть рот, прикусить кончик языка передними зубами и подуть. Наличие и направление воздушной струи проконтролировать ваткой.

Повторить упражнение « Грибок»

Гармошка
Положение языка как в упр. «Грибок», губы в улыбке. Не отрывая языка открывать и закрывать рот.

Эй, дружок, Антошка!

Сыграй нам на гармошке !

Упражнения для развития подвижности нижней челюсти

Силач.
Рот открыт. Представить, что на подбородке повешен груз, который надо поднять вверх, поднимая при этом подбородок и напрягая мускулы под ним. Постепенно закрыть рот. Расслабиться.

Повторить упражнение «Гармошка»

Барабанщики.
Описание: улыбнуться, открыть рот и постучать кончиком языка по верхним альвеолам, многократно и отчетливо произнося звук, напоминающий английский звук «д». Сначала звук «д» произносить медленно, постепенно увеличивать темп.

Упражнения дыхательной гимнастики

Кто дальше загонит мяч?
Цель: вырабатывать плавную, длительную, непрерывную воздушную струю, идущую посередине языка.
Описание: улыбнуться, положить широкий передний край языка на нижнюю губу и, как бы произнося длительно звук «ф», сдуть ватку на противоположный край стола.

Повторить упражнение « Барабанщик»

Индюк
Приоткрыть рот, положить язык на верхнюю губу и производить движения по верхней губе вперёд и назад, стараясь не отрывать язык от губы. Темп убыстрять, добавить голос, чтобы слышалось «бл-бл-бл». Следить – язык должен быть широким.

Ходят по двору подружки –

Две болтливые индюшки.

Тренировка мышц глотки и мягкого неба

1. Позевывать с открытым и закрытым ртом.
Позевывать с широким открыванием рта, шумным втягиванием воздуха.

2. Произвольно покашливать.
Хорошо откашляться с широко открытым ртом, с силой сжимая кулаки.
Покашливать с высунутым языком.

Повторить упражнение «Индюк»

Барабан
Улыбнуться, открыть рот. Произносить звук д-д-д. Язык упирается в верхние зубы при произнесении этого звука, рот не должен закрываться

Упражнения дыхательной гимнастики

Футбол.
Соорудите из конструктора или другого материала ворота, возьмите шарик от пинг-понга или любой другой легкий шарик. И поиграйте с ребенком в футбол. Ребенок должен дуть на шарик, стараясь загнать его в ворота. Можно взять два шарика и поиграть в игру «Кто быстрее».

Повторить упражнение « Барабан»

Комарик
Улыбнуться, открыть рот. Поднять язык за верхние зубы, длительно произнести звук з. Следить чтобы рот не закрывался

Упражнения для развития подвижности нижней челюсти

— Жевание жевательной резинки. Поместите резинку на один из дальних зубов. Сделайте 5-10 жевательных движений на левой стороне, затем 5-10 жевательных движений на правой стороне. Сделайте 10 повторений.

— Жевание другой пищи. Можно использовать морковку, капустную кочерыжку, крендельки, стебли зелени и т.л. Прожуйте один кусочек слева, потом другой кусочек справа.

Повторить упражнение « Комар»

Моторчик
Основное упражнение. Во время длительного произнесения звука д-д-д или з-з-з (за верхними зубами) быстрыми движениями плоской ручки чайной ложки или просто чистым указательным пальцем самого ребёнка производить частые колебательные движения из стороны в сторону

Упражнения дыхательной гимнастики . Свеча.
Купите большие разноцветные свечи и поиграйте с ними. Вы зажигаете свечи и просите ребенка подуть на синюю свечу, затем на желтую свечу и т.д. Дуть нужно медленно, вдох не должен быть шумным, нельзя надувать щеки. Сначала свечу можно поднести поближе к ребенку, затем постепенно удалять ее.

Повторить упражнение « Моторчик»

Достать языком подбородок .

Рот открыт. Губы в улыбке. Широкий язык опустить к подбородку, затем поднять к нижней губе. Следить чтобы язык не сужался.

Комплекс упражнений для выработки правильного произношения звука P

Описание: широко открыть рот и кончиком языка «почистить» верхние зубы с внутренней стороны, делая движения языком из стороны в сторону.

Повторить упражнение « Достань языком подбородок»

Язык перешагивает через зубы.

Рот открыт. Губы в улыбке. .Движения языка: широким языком дотронуться до нижних зубов с наружной стороны, затем с внутренней. При выполнении следить, чтобы язык не сужался, нижняя челюсть и губы неподвижны.

Упражнения дыхательной гимнастики

Кораблики.
Наполните таз водой и научите ребёнка дуть на лёгкие предметы, находящиеся в тазу, например, кораблики. Вы можете устроить соревнование: чей кораблик дальше уплыл. Очень хорошо для этих целей использовать пластмассовые яйца от «киндер-сюрпризов» или упаковки от бахил, выдаваемых автоматами.

Повторить упражнение « Язык перешагивает через зубы».

Широкий расслабленный язык положить между губами. Дуть на язык и губы так, чтобы они вибрировали. Следить чтобы губы не напрягались, щеки не раздувались, язык зубами не зажимался.

Упражнения для развития подвижности губ

Стиснув зубы, удерживайте (за серединку) соломинку одними губами 15 секунд. Если это получается, приклейте к каждому краю соломинки монетку (утяжеление), удерживайте соломинку 15 секунд. Тренируйтесь, постепенно увеличивая вес.
Если не получается держать соломинку 15 секунд, начинайте с 8 секунд. 10 раз тренируйтесь по 8 секунд. Когда это получилось уже не менее 10 раз, добавляйте по 1 секунде, пока не сможете держать соломинку 15 секунд.

Повторить упражнение « Фырканье»

Рот открыт. Губы в улыбке. Напряженным кончиком языка постучать в бугорки за верхними зубками многократно и отчетливо произнося звук т-т-т — сначала медленно, а не хлопал,

Упражнения дыхательной гимнастики

Футбол.
Поиграть тебе охота?

Загоняем мяч в ворота.

Вытянуть губы трубочкой и длительно подуть на ватный шарик, который лежит на столе. Воротами могут служить два кубика или коробка. Выполнить упражнение 6 – 8 раз.

Фокус.
Цель: вырабатывать подъем языка вверх, умение придавать языку форму ковшика и направлять воздушную струю посередине языка.
Описание: улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на верхнюю губу так, чтобы боковые края его были прижаты, а посередине языка был желобок, и сдуть ватку, положенную на кончик носа. Воздух при этом должен идти посередине языка, тогда ватка полетит вверх.

Комплекс упражнений для выработки правильного произношения звука P

Вкусное варенье.
Цель: вырабатывать движение широкой передней части языка вверх и положение языка, близкое к форме чашечки, которое он принимает при произнесении шипящих звуков.

Повторить упражнение «Фокус»

Описание: слегка приоткрыть рот и широким передним краем языка облизать верхнюю губу, делая движение языком сверху вниз, но не из стороны в сторону. Упражнения дыхательной гимнастики

Буль-бульки.
Возьмите два пластмассовых прозрачных стаканчика. В один налейте много воды, почти до краев, а в другой налейте чуть-чуть. Предложите ребенку поиграть в «буль-бульки» с помощью трубочек для коктейля. Для этого в стаканчик, где много воды нужно дуть через трубочку слабо, а в стаканчик, где мало воды — можно дуть сильно. Задача ребенка так играть в «Буль-бульки», чтобы не пролить воду. Обязательно обратите внимание ребенка на слова: слабо, сильно, много, мало. Эту игру можно также использовать для закрепления знания цветов. Для этого возьмите разноцветные стаканчики и трубочки и предложите ребенку подуть в зеленый стаканчик через зеленую трубочку и т.д.

Повторить упражнение «Вкусное варенье»

Индюк
Приоткрыть рот, положить язык на верхнюю губу и производить движения по верхней губе вперёд и назад, стараясь не отрывать язык от губы. Темп убыстрять, добавить голос, чтобы слышалось «бл-бл-бл». Следить – язык должен быть широким.

Ходят по двору подружки –

Две болтливые индюшки.

Упражнения для губ

Барабаны». Плотно сожмите губы, наполните щеки воздухом, легонько постукивайте по щекам ладошкой, как будто играете на барабане. Не выдувайте воздух — для этого нужно напрягать губы.

— Произносите «ф» и «в» поочередно. Следите за тем, чтобы нижняя губа при этом была под верхними зубами.

Повторить упражнение «Индюк»

Упражнения для языка с водой

» Не расплескай воду»

1. Язык в форме глубокого «ковша» с небольшим количеством воды (вода может быть заменена соком, чаем, компотом) сильно высунут вперед из широко раскрытого рта. Удерживать 10 — 15 секунд. Повторять 10 — 15 раз.

Упражнения дыхательной гимнастики

С братом мы возьмём насос –

Будет праздник для колёс:

Предложить ребёнку длительно произнести звук «сссссс…» Обратить внимание, что при произнесении звука язык находится за нижними зубами, губы в улыбке, выдыхаемая струя холодная.

Повторить упражнение « Не расплескай воду»

Качели.
Рот открыт. Напряженным языком тянуться к носу и подбородку, либо к верхним и нижним резцам.

Комплекс упражнений для выработки правильного произношения звука P

Кто дальше загонит мяч?
Цель: вырабатывать плавную, длительную, непрерывную воздушную струю, идущую посередине языка.

Описание: улыбнуться, положить широкий передний край языка на нижнюю губу и, как бы произнося длительно звук «ф», сдуть ватку на противоположный край стола.

  • улыбнуться
  • пошлепать языком между губами — «пя-пя-пя-пя-пя. »
  • покусать кончик языка зубками (чередовать эти два движения)

Упражнения дыхательной гимнастики

Волшебные пузырьки.
Предложите ребенку поиграть с мыльными пузырями. Он может сам выдувать мыльные пузыри, если же у него не получается дуть или он не хочет заниматься, то выдувайте пузыри Вы, направляя их в ребенка. Это стимулирует ребенка дуть на пузыри, чтобы они не попали в него.

Артикуляционная гимнастика.
«ПАРАХОД ГУДИТ»

  • губы в улыбке
  • открыть рот
  • с напряжением произнести долгое «ы-ы-ы. »

Упражнения для губ

Бублик (Рупор).
Зубы сомкнуты. Губы округлены и чуть вытянуты вперед. Верхние и нижние резцы видны.

  • губы в улыбке
  • приоткрыть рот
  • кончиком языка погладить («покрасить») нёбо

Упражнения дыхательной гимнастики

Дудочка.
Предложите ребенку высунуть узкий язык вперед, слегка касаясь кончиком языка стеклянного пузырька (подойдет любой стеклянный пузырек из-под лекарств, витаминов, йода, духов; горлышко пузырька не должно быть широким). Выдувать воздух на кончик языка так, чтобы пузырек засвистел, как дудочка.

  • губы в улыбке
  • приоткрыть рот
  • произнести «а-а» и прикусить широкий кончик языка (поймали мышку за хвостик)

Упражнения для губ и щек

Рот закрыт. Бить кулачком по надутым щекам, в результате чего воздух выходит с силой и шумом.

  • губы в улыбке, рот открыт
  • кончик языка упирается в нижние зубы
  • выгнуть язык горкой, упираясь кончиком языка в нижние зубы

Упражнения дыхательной гимнастики

Ветер дул на одуванчик –

Вытянуть губы вперёд трубочкой и длительно дуть на ватный шарик. Зафиксированный на ниточке. Выполнять упражнение 4 – 6 раз .

  • улыбнуться
  • поцокать языком, будто едешь на лошадке
  • присосать широкий язык к нёбу

Упражнения для губ

Кролик.
Зубы сомкнуты. Верхняя губа приподнята и обнажает верхние резцы.

  • улыбнуться, с напряжением обнажив сомкнутые зубы

Упражнения дыхательной гимнастики

. Дует ветерок.
Цель: вырабатывать воздушную струю, выходящую по краям языка.
Описание: улыбнуться, приоткрыть рот, прикусить кончик языка передними зубами и подуть. Наличие и направление воздушной струи проконтролировать ваткой.

  • улыбнуться
  • широко открыть рот
  • высунуть широкий язык и придать ему форму «чашечки» (т. е. слегка приподнять кончик языка)

Упражнения для губ и щек

Голодный хомячок.
Втянуть щеки.

Артикуляционная гимнастика. . «Ковшик»

Широко рот открываем, Краешки приподнимаем, Язычок – баловничок, Спинку низко опускает. Очень он на ковш похож, В него воду вылить можно, Держи воду, не спеши, Ковшик всем свой покажи.

Упражнения дыхательной гимнастики

Губная гармошка.
Предложите ребенку стать музыкантом, пусть он поиграет на губной гармошке. При этом ваша задача не в том, чтобы научить его играть, потому, не обращайте внимание на мелодию. Важно, чтобы ребенок вдыхал воздух через губную гармошку и выдыхал в нее же.

Артикуляционная гимнастика. «ЧИСТИМ ЗУБКИ»

  • улыбнуться, открыть рот
  • кончиком языка с внутренней стороны «почистить» поочередно нижние и верхние зубки

Упражнение на развития подвижности нижней челюсти

Трусливый птенчик.
Широко открывать и закрывать рот, так чтобы тянулись уголки губ. Челюсть опускается примерно на расстояние ширины двух пальцев. Язычок-«птенчик» сидит в гнездышке и не высовывается. Упражнение выполняется ритмично

Артикуляционная гимнастика. . Пароход гудит.
Цель: вырабатывать подъем спинки языка вверх.
Описание: приоткрыть рот и длительно произносить звук «ы» (как гудит пароход).

Упражнения дыхательной гимнастики

Цветочный магазин.
Предложите ребенку глубоко медленно вдохнуть через нос, нюхая воображаемый цветочек, чтобы выбрать самый ароматный цветочек для бабушки или мамы. Вы можете использовать для этой игры различные ароматические саше, однако они не должны иметь резких запахов, не должны быть пыльными и нельзя подносить их слишком близко к носу.

Артикуляционная гимнастика. «ОКОШКО»

  • широко открыть рот — «жарко»
  • закрыть рот — «холодно»

Упражнения для губ и щек

Сытый хомячок.
Надуть обе щеки, потом надувать щеки поочередно.

Цель артикуляционной гимнастики — выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения звуков. ( вырабатывать подъем языка вверх и умение владеть языком; вырабатывать плавную, длительную, непрерывную воздушную струю, идущую посередине языка.; вырабатывать движение широкой передней части языка вверх и положение языка, близкое к форме чашечки, которое он принимает при произнесении шипящих звуков; укреплять мышцы кончика языка, вырабатывать подъем языка вверх и умение делать кончик языка напряженным. вырабатывать умение расслабив мышцы языка, удерживать его широким, распластанным.

Цель дыхательной гимнастики – способствовать воспитанию правильного речевого дыхания с удлиненным, постепенным выдохом, что позволяет получить запас воздуха для произнесения различных по длине отрезков; выработать диафрагмальное дыхание, а также продолжительность, силу и правильное распределение выдоха.

Источник

Читайте также:  Зачем кмс по художественной гимнастике
Оцените статью