Спортсмены или водители
Как тренируются пилоты Формулы 1
Профессионалы утверждают, что по своему уровню физической подготовки пилоты Формулы 1 могут сравниться только с олимпийскими спортсменами. Их тренировки включают не только физические упражнения на все группы мышц, но и задания на быстроту реакции, концентрацию и преодоление психологических сложностей. Сегодня мы приподнимем завесу тайны о тренировках гонщиков.
Делу время, потехе – час
Пик интенсивности физических тренировок пилотов приходится именно на межсезонье. Бесспорно, в период чемпионата гонщики также много времени уделяют своей физической подготовке и активно тренируются в спортзалах. Однако весной-осенью пилотам запрещено чрезмерно нагружать свой организм. Их тренеры специально снижают уровень нагрузок, чтобы у гонщика сохранялся резерв физических возможностей на гонку. В период проведения чемпионата пилоты, в среднем, тренируются по 4–5 часов ежедневно. Известно, что Себастьян Феттель тренируется 35 часов в неделю. Для сравнения, футболисты упражняются 10–30 часов в неделю.
После завершения чемпионата, насладившись целым месяцем отдыха, пилоты начинают активно тренироваться. В зимний период они уделяют максимум времени своей физической подготовке: каждый день на тренировки уходит более 5 часов. Спортивные тренеры утверждают, что именно в эти месяцы закладывается физическая база гонщика на весь чемпионат.
Основа основ
Тренировки нужны пилотам по ряду причин. Во-первых, без должной физической подготовки сложно справиться с уровнем перегрузки, испытываемой гонщиком во время пилотирования. Датчики показывают, что за время одной гонки пилот испытывает до 1000 регулярных перегрузок уровня 6g (т.е. на него давит сила, которая равна шестикратному весу его тела — в среднем это около 480 кг). При аварии этот уровень на мгновение увеличивается в несколько раз. Для сравнения, уровень перегрузки для человека, находящегося на борту самолета в момент взлета, составляет 1,5g, а у космонавта во время старта, составляет 4–7g.
Во-вторых, хорошая физическая подготовка пилота помогает гонщикам быстро восстанавливаться после очень серьезных аварий. Одним из самых ярких доказательств этому является инцидент Роберта Кубицы на Гран-при Канады в 2007 году. Болид поляка на скорости 230 км/ч врезался в ограждение и был разбит, а пилот, испытавший кратковременную перегрузку в 75g, отделался только несколькими ушибами. Из более свежих примеров можно вспомнить тяжелые аварии Карлоса Сайнса-младшего, Даниила Квята и Серхио Переса в прошлом году. Их болиды на огромных скоростях врезались в защитные барьеры и переворачивались, однако пилоты не только не получили серьезных травм, но и принимали участие уже в ближайшей гонке. К слову, перегрузка в момент аварии Сайнса в Сочи составила 46g, а Квята в Японии – 20g. Бесспорно, высокий уровень безопасности современной Формулы 1 помог гонщикам избежать травм, но нетренированному человеку справиться с такой большой нагрузкой очень сложно.
В-третьих, физическая подготовка помогает гонщикам адаптироваться к сложным климатическим условиям на некоторых этапах. Так, температура в кокпите болида Формулы 1 в среднем составляет +50°С, а средняя частота пульса пилота на протяжении гонки варьируется от 160 до 220 ударов в минуту. На таких жарких этапах, как Гран-при Малайзии, температура в кокпите болида может повышаться до +60°С. При этом температура окружающего воздуха может составлять около 40°С, а его влажность – около 80%. Во время таких этапов пилоты теряют до 4 кг своего веса, тогда как во время обычной гонки – около 2 кг.
В-четвертых, физические тренировки, вместе с правильным питанием, помогают гонщику поддерживать идеальный вес. В сезоне-2015 масса машин без топлива по ходу всего гоночного уик-энда должна была составлять минимум 702 кг. Превышать этот вес команды также не хотят, поскольку каждые 10 кг веса – это лишних 0,3 секунды на круге. Чем меньше весят все необходимые компоненты гоночного болида (включая пилота), тем больший запас остается для размещения балласта — его инженеры могут размещать именно там, где требуется для идеальной развесовки.
Инженеры команд, зная всю начинку автомобиля и проводя нехитрые математические операции, определяют для своего пилота идеальный вес, которого он должен придерживаться на протяжении всего сезона. Именно поэтому пилоты Формулы 1 работают с поднятием небольшого веса, чтобы сохранить существующую мышечную массу, а не увеличить ее.
Поскольку идеальный вес пилота определяют инженеры, а не тренеры и диетологи, подавляющее большинство пилотов Формулы 1 вынуждены следить за весом строже, чем им хотелось бы. Причем, чем больше рост гонщика, тем сильнее его страдания. Льюис Хэмилтон как-то упоминал, что испытывает непрерывный голод на протяжении всего сезона, а единственный пилот, кто может есть все что хочет — это Фелипе Масса, благодаря своему небольшому росту. Марк Уэббер после завершения карьеры называл огромным облегчением тот факт, что ему больше не приходится голодать.
Разнообразие тренировок
В зимний период, когда пилоты больше всего уделяют внимание своей физической подготовке, они, как ни странно, проводят в спортзале максимум 2 часа в день. Большая часть тренировок проходит на свежем воздухе и включает в себя занятия другими видами спорта. Мы неоднократно отмечали любовь гонщиков к футболу, теннису, бегу, велосипеду, лыжам и плаванью. Правда состоит в том, что пилоты нуждаются в таких разносторонних спортивных увлечениях. Только так они могут развивать все группы мышц и становиться поистине универсальными спортсменами.
В спортзале персональный тренер также подбирает для каждого пилота индивидуальную программу. Периодически гонщик обязательно проходит ряд тестов на определение его физического состояния и очень подробную медицинскую проверку. Это необходимо для того, чтобы специалисты смогли подготовить идеальную схему тренировок.
Обычно пилоты тренируются по особому графику. Самая главная задача для всех – это разработка мышц шеи и плечевого пояса, поскольку именно эта часть тела испытывает самые большие нагрузки во время гонки. Причем, перед гонками, в которых движение проходит против часовой стрелки, пилоты выполняют другие упражнения на эту часть тела.
Следующими в работу включаются все мышцы рук. Обычно спортсмены выполняют упражнения с утяжелителями, начиная с веса в 0,5 кг и постепенно увеличивая до 2 кг на одну руку. Далее гонщик тренирует мышцы груди, живота, спины и только потом в работу включаются ноги. Кстати, тренеры команды Ferrari ранее заставляли своих спортсменов 10 раз проплывать 25-метровый бассейн с двухкилограммовым грузом, закрепленным на лодыжках.
Существуют и особые комплексы упражнений для развития определенного качества. Так, выносливость тренируют бег и езда на велосипеде. А с огромными вертикальными перегрузками на позвоночник помогают справиться специальные комплексы приседаний и отжиманий. Для подготовки посадки пилота в кокпит, спортсмены выполняют упражнения на растяжку грудных мышц, при чем не только в спортивном зале, но и перед стартом гонки. Это позволяет снизить риск болевых ощущений в плечевых суставах.
Отдельное внимание уделяется тренировке быстроты реакции, концентрации и координации. Причем некоторые из таких упражнений пилоты делают даже в гостиничных номерах или небольших комнатах отдыха на автодроме. Так, тренер Дженсона Баттона, Майк Колье, рассказал, что любимое упражнение британца – это одновременный бросок трех теннисных мячей в стену, после чего он пытается их все поймать. Это упражнение не только тренирует быстроту реакции, но и закаляет нервную систему (заодно оно закаляет нервную систему обитателей соседнего гостиничного номера).
В здоровом теле — здоровый дух
Очень важной составляющей подготовки пилотов является работа с психологами. Кстати, именно эти специалисты когда-то предложили пилотам периодически тренироваться в своем гоночном костюме и шлеме. По мнению психологов, это устанавливает прямую связь для спортсмена между его тренировками и выступлениями на трассе.
Также психологи Формулы 1 уделяют большое внимание техникам дыхания гонщика, умению расслабляться, сохранять ясность ума, спокойствие и объективность. Особое внимание дыханию уделял Айртон Сенна, считая его одним из главных секретов успеха в гонке. Бразилец утверждал, что пилот должен жать на педаль газа на вдохе, а тормозить — на выдохе.
Мы то, что мы едим
Еще одним важным аспектом физической подготовки пилота является его питание. Меню гонщика разрабатывается индивидуально и подстраивается под климатические условия каждого Гран-при за неделю до его старта. В основном пилоты утром едят овощи, рыбу, каши, яйца, мед или джем, хлеб. Дневной рацион состоит из продуктов, богатых углеводами, например, макароны с овощными соусами. Ужин гонщика состоит из продуктов, богатых протеинами: овощи, приготовленные на гриле рыба или мясо. Из рациона пилота полностью исключена жирная и жареная пища, твердые сыры, колбасы и белый хлеб, поскольку эти продукты замедляют пищеварительный процесс и плохо сказываются на реакции и выносливости пилотов.
Если гонка начинается в 15:00, пилоты обедают около 12:30. При этом, чтобы до старта заезда пища успела перевариться, они съедают половинную порцию, т.е. только 70 г пищи
Особое внимание уделяется и количеству потребляемой жидкости, особенно во время проведения Гран-при в жарких странах. Во время этапа специалист по физподготовке ежедневно взвешивает пилотов трижды: без одежды, в полной амуниции, и в защитном костюме, но без шлема. Благодаря этому он подсчитывает точный уровень потери жидкости пилотом и назначает особый график пополнения водного баланса организма. Так, например, в Малайзии спортсмены, начиная с пятницы, уже выпивают по 0,5 л жидкости каждые 2 часа. Это позволяет гонщику избежать обезвоживания а, значит, и усталости, головокружения и озноба.
Как видим, ради двух часов быстрой езды в болиде, пилоты регулярно проводят часы в спортзалах и ограничивают себя в кулинарных излишествах. Их жизнь – это четкий график, расписанный по минутам, неповиновение которому может привести к проблемам в гонке. Хотя некоторым пилотам все же удается в столь жестких условиях находить время для развлечений и полноценного отдыха.
Источник
Мужской спорт: как готовятся к сезону пилоты «Формулы-1»
Уже очень скоро начнется новый, 64-й сезон «Формулы-1». А пока команды наматывают бесчисленные круги на зимних тестах, я предлагаю поглубже взглянуть на процесс подготовки гонщиков к сезону.
Без сомнений, пилоты «Формулы-1» одни из самых развитых в физическом плане спортсменов. Это обусловлено огромными нагрузками, которые они переносят, управляя гоночной машиной. В среднем, сердце гонщика сокращается с частотой в 160-170 ударов в минуту, а при максимальных нагрузках может доходить до 200-220. Многие пилоты признают, что их ошибки нередко вызваны плохой физической формой.
Как в футболе плохая форма влияет на качество игры, так и в автоспорте. Добавьте к этому сумасшедшие перегрузки на протяжении полутора часов, невероятные скорости, которым позавидуют даже Криштиану Роналду с Тео Уолкотом, а так же ошибку ценой в миллионы долларов и десятки рабочих часов механиков.
Перегрузкой называют показатель, обозначающий, во сколько раз силы, действующие на пилотов, превышают его собственный вес. То есть, когда мы говорим, что гонщик испытывает перегрузку в 5g, это значит, что его прижимает к сиденью сила, равная четыреста килограммам!
Для сравнения, длительные перегрузки, которые испытывают обычные люди в разных ситуациях:
- Пассажир гражданского самолета при взлете – 1,5g
- Космонавты – до 3-4g
- Парашютист при приземлении со скоростью 6 м/с – 1,8g
Летчики, выполняющие фигуры высшего пилотажа, испытывают куда большие нагрузки, но важно понимать, что на них обязательно надет специальный защитный костюм. К слову, из авиации в автоспорт перешло очень много терминов.
Рекордное значение перегрузки, после которой человеку удалось выжить, составляет 179g. Не удивительно, что занесенный в Книгу Гиннеса результат, был так же «достигнут» в результате аварии на трассе: в 1977 году, Дэвид Пэрли, врезался в ограждение трассы на скорости 179 км/ч, получив 29 переломов и 3 вывиха (некоторые источники утверждают, что у него 6 раз останавливалось сердце). К счастью, он не просто выжил – уже в 1978 смог вернуться в автоспорт.
Не стоит забывать о невероятной жаре в кокпите болида. Сложнее всего гонщикам приходится в странах вроде Малайзии – за полтора часа они сбрасывают до 4 килограмм веса.
Так что физическое состояние может быть жизненно важным в тяжелых авариях, наравне с другими технологиями, делающими этот невероятно опасный спорт чуточку безопаснее.
На видео, Роберт Кубица, отделался парой ушибов и плохим настроением, пропустив по рекомендации врачей всего один этап. А Фелипе Массе на Гран При Венгрии 2009 в шлем попала пружина, отлетевшая от впереди идущего болида. Несколько дней бразилец провел в коме, но вернулся домой менее, чем через месяц с момента аварии. На следующий сезон Фелипе вновь надел комбинезон «Феррари».
Обычный человек после того едва ли сможет вернуться в столь короткие сроки к нормальной жизни. Поэтому физической форме спортсменов уделяется огромное внимание.
У каждой команды в штабе обязательно есть специалисты по физической подготовке, а у самих гонщиков – собственный тренер. Они разрабатывают для них все: от тренировок до диет, основываясь на сложнейших научных исследованиях и опытах. Именно зимний этап подготовки является самым сложным, ведь в этот период закладывается физическая основа, которую пилот будет использовать и поддерживать в течении всего сезона.
Начинается он обычно уже через месяц после окончания чемпионата, а длятся тренировки в среднем по 4-5 часов в день. Важно поработать над ключевыми группами мышц, такими как шея, поскольку на нее выпадает львиная доля нагрузок при прохождении поворотов. Мышцы спины не менее важны, так как в случае аварии на нее оказывается огромное давление. Повреждение позвоночника может быть фатальным.
В момент аварии перегрузки могут на несколько миллисекунд достигать 100g, поэтому тело должны быть готово на сто процентов. Это вопрос жизни и смерти. Безусловно, здесь на помощь приходят и технические новинки, такие как система HANS, фиксирующая положение головы и шеи.
Учитываются и такие детали, как мышечная масса: слишком большой объем негативно влияет на работу сердца при постоянных нагрузках. Так же влияние оказывает и технический регламент «Формулы-1», устанавливающий минимально допустимый вес машины (вместе с пилотом в полной амуниции). Команды заинтересованы в том, чтобы «вклад» гонщика в эту цифру был как можно меньше.
Естественно, работа идет над всеми группами мышц, я не зря назвал в начале статьи автогонщиков одними из самых развитых в физическом плане спортсменов. Не остаются без внимания руки, ноги, живот, грудь и другие участки тела.
Тренировки проходят не только в тренажерном зале, на самом деле, там проводится меньшая часть работы. Большая часть времени отводится другим видам спорта: футбол, теннис, обычный и горный велосипед, плавание, альпинизм, лыжи и немного бега. Как видите, спектр занятий самый разнообразный, это не только интереснее, но и полезнее. Команды вообще любят зимой выбраться куда-нибудь в горы и, поверьте, это не только мероприятия для спонсоров.
Отдельной статьи заслуживает питание гонщиков. Регулируется абсолютно все – сколько и что потребляет пилот, проводится множество проверок, взвешиваний, ведь организм каждого человека индивидуален, а те или иные показатели меняются в зависимости от климата, в котором в данный момент проходит Гран При.
В частности, очень важен расход и потребление жидкости: подготовка к старту начинается за 5-7 дней. Я уже упоминал Гран При Малайзии в тропическом климате – в день гонки пилоты выпивают до пяти литров воды, которые практически полностью выходят с потом! Первое, о чем думает даже победитель, это не шампанское и кубок, а бутылка свежей воды.
Правильное питание тоже влияет на физическую форму и итоговый результат. Специалисты подбирают пищу с прицелом на укрепление мышц, их выносливость, скорость реакции, общий запас сил.
Поэтому еда, замедляющая обмен веществ и, тем самым, ухудшающая перечисленные выше компоненты, полностью исключена: это любая жирная и тяжелая пища. В ход идут макаронные изделия, так любимая многими паста, а так же овощи, рыба, немного мяса.
Что именно будет есть гонщик утром, днем и вечером – определяется его тренером, но, как правило, мясные изделия идут под вечер, а более легкая пища утром, но овощи присутствуют в любом случае.
Юрген Клинсманн, легендарный футболист и тренер сборной Германии, был впечатлен работой специалистов «Формулы-1»:
«Я был поражен, когда изучил методику занятий гонщиков Формулы 1. Их учебный режим на порядок насыщенней, чем у моих футболистов. Я думаю, что мы можем почерпнуть что-либо полезное из этого, в особенности их дисциплину и концентрацию перед выполнением поставленной задачи»
И действительно, Себастьян Феттель, недавно выигравший третий титул подряд, тренируется 35 часов в неделю, в то время как для профессиональных футболистов эта норма составляет порядка 10 часов.
Благодаря исследованиям огромного числа ученых, специалистов и тренеров, каждый пилот «Формулы-1» проходит очень сложный курс физической подготовки, разработанных лично для него диет и тестов, чтобы быть готовым уже через двадцать два дня выйти на старт Гран При Австралии в наилучшей форме.
Источник