ПЕСТОВАЛЬНАЯ ГИМНАСТИКА для младенцев
Вы хотите, чтобы ваш малыш был здоровым, активным и бодрым? Вы планируете принимать самую непосредственную роль в обучении крохи гимнастике? Вы считаете, что ваш материнский инстинкт подскажет, какие именно упражнения, сколько и в каком порядке выполнять?
Вы абсолютно правы. Пестовальную гимнастику придумали еще наши бабушки и очень даже возможно, что вы сами ин туитивно проделываете все нижеописанные движения, сопровождая их специальными пестушками, осевшими в вашей памяти когда-то давно и совершенно незаметно. Утром после сна, при переодевании малыша, перед кормлениями уделите крохе несколько минут – займитесь пестовальной гимнастикой. Противопоказаний к её выполнению нет, существует лишь одно условие – не опережайте события, выполняйте новые действия лишь тогда, когда ребенок потенциально к ним готов. Например, ладушки не делайте раньше, чем малыш сможет расправить кулачки и хлопать в ладошки. Сопровождайте все свои действия ласковыми пестушками и ваш ребеночек наверняка оценит такую зарядку по достоинству.
1. До достижения крохой возраста одного месяца выполняйте с ним так называемые промеры. Они помогут снять мышечные зажимы и поспособствуют формированию симметричных движений. Захватив предплечье правой ручки и голень левой ножки, соедините локоток и колено. Смените сторону и проделайте то же самое.
2. Захватите руками обе ножки и коснитесь пальчиками лба ребеночка. Это упражнение имеет еще и профилактический эффект – не даст возможности газикам заполнить кишечник малыша.
3. Большим пальцем выпрямленной правой ножки коснитесь левого виска и наоборот. После месяца занятий с промеров вы можете начинать каждый комплекс упражнений, а также вставлять их между остальными движениями.
4. Начиная с месячного возраста, добавляйте упражнения для ножек. Захватите голень ребенка одной рукой, большим пальцем другой руки на стопе рисуйте – семерки и восьмерки. Такие нехитрые действия укрепят свод стопы, не позволят развиться косолапости и плоскостопию.
Рисуя восьмерки, повторяйте:
Где пальчики? Где пяточки?
Погулять пошли, ежа нашли.
Ежик колко колол, развернуться велел
5. Постукивайте по пяточке ребенка согнутым указательным пальцем. Приговаривайте:
Куй, куй, каблучок, подай, бабка, башмачок.
Не подашь башмачка, не подкуем каблучка.
6. Перебирайте пальчики малыша на ножках, отодвигая их по очереди от соседей.
Мальчик-пальчик, где ты был?
С этим братцем в лес ходил, с этим братцем щи варил,
С этим братцем кашу ел, с этим братцем песни пел.
7. Одну ножку малыша вытяните и придерживайте. Выполняйте круговые движения в тазобедренном суставе другой ножкой, согнутой в колене. Старайтесь достать коленом до плоскости, на которой лежит ребеночек. Повторите несколько раз для правой и левой ножек.
8. Аналогично предыдущему упражнению, разводите круговыми движениями обе ножки малыша одновременно. Таким способом вы способствуете верному формированию тазобедренного сустава, укрепляете мышцы вокруг него.
9. Массируйте животик малыша по ходу часовой стрелки, препятствуя образованию колик:
Чей животик? Масин. Съел пюре и кашу.
Лошадка бежала, тележку возила, масе говорила:
Хватит баловаться, поехали кататься!
10. Возьмите ребеночка за талию, сводите руки, образуя складочку, в которую попадет пупочек. Это профилактика пупочной грыжи.
11. Разведите ручки малыша в стороны, затем скрестите их, повторите несколько раз, комментируя:
Маме — саженьку,
Папе — саженьку,
Бабушке — саженьку,
Дедушке — саженьку.
Всем-всем по саженьке,
А Ванечке — больше всех.
Просмотреть все изображения
12. Помогите малышу перевернуться на животик. Поворачиваясь через левый бочок, направляйте согнутые правую ручку и правую ножку влево, не забывайте повторить:
Потянись дружок, повернись на бочок,
На животик повернись, нежно маме улыбнись.
13. Доставьте удовольствие спинке малыша: пройдитесь по его позвоночнику пальчиками, приговаривая:
Я по спинке пройду, хворобушку отведу,
Расти ладненькая да здоровенькая.
14. Теперь используйте две руки: по обе стороны от позвоночного столба «топайте» своими указательными и средними пальцами – от копчика по направлению к шее.
15. Соберите кожу в складочку возле крестца. Двигайтесь вверх, перекатывая складку между своими пальцами. Таким образом, вы укрепите мышцы спины, поспособствуете приливу крови к позвоночнику, простимулируете его развитие.
16. Массируйте ягодички малыша круговыми движениями: по направлению к центру (для мальчиков) или от центра (для девочек).
Источник
Пестовальная гимнастика
Когда ребенок находится еще в животе у своей мамы, то он чувствует себя очень комфортно. За несколько дней до родов у него окончательно формируется осознание себя в форме эллипса или шара. Происходить это начинает в тот момент, когда плод постепенно отделятся от матки.
После родов, новорожденный младенец чувствует себя иначе. Он привык осознавать себя чем-то в форме шара, а теперь он стал совершенно иной формы и ощущает себя кардинально иначе, чем было до родов. Именно поэтому новорожденные малыши часто нервничают и «вредничают» в те моменты, когда их пытаются выпрямить и успокаиваются во время пеленания, которое возвращает их в привычное положение.
Самое главное, что нужно сделать в течение первых месяцев после рождения малыша, это достичь положительного отношения к вам с его стороны. Если с самого рождения ваше тело будет связано у ребенка с негативными воспоминаниями, то в будущем это может привести к психологическим проблемам.
Важно понимать: с момента своего появления на свет, ребенок не знает даже о том, что у него есть лицо, не говоря уже и о других частях тела. Впервые осознание того, что у младенца есть рот, придет к нему после первого прикладывания к груди. Потом он узнает о том, что у него есть глаза и нос. Во время второго месяца жизни, младенец узнает и о том, что у него есть руки, и уже через месяц начнет ими активно пользоваться.
Осознание того, что у него есть голова, живот и ноги придет к младенцу в возрасте 4-5 месяцев. И только ближе к 12 месяцам он поймет, что у него есть еще спина и лоб.
Первый и главный учитель — мама
Сложно отрицать тот факт, что первым человеком, знакомящим малыша с жизнью и миром вокруг, становится его мама. Она, при помощи интуиции чувствует, что необходимо малышу в тот или иной момент: она гладит его и целует, когда он нуждается во внимании и заботе. В давние времена женщины на Руси придумали специальную пестовальную гимнастику, цель которой — эффективная организация телесного общения между матерью и младенцем.
Эта гимнастика хороша не только своей действенностью, но и схожестью с игрой и баловством. Но, несмотря на это, она представляет собой комплекс упражнений, которые являются основополагающими для качественного детского массажа.
Также пестовальная гимнастика ценится не только среди матерей, но и профессиональных специалистов тем, что ее упражнения имеют четко возрастное распределение. Так, например, известно многим упражнение «Ладушки» — можно начинать выполнять только тогда, когда ребенок самостоятельно проявляет желание хлопать в ладоши.
Цель пестовальной гимнастики заключается в поддержании естественного развития моторики малыша, а вовсе не ее опережение. Существует множество методик, цель которых — опередить развитие младенца, но в большинстве случаев они не приносят действенных результатов в отличие от классической пестовальной гимнастики.
Плюс ко всему, пестовальная гимнастика хороша тем, что работает не только при помощи физических упражнений, но и речевого сопровождения. Каждое упражнение проделывается с обязательным проговариванием своих действий в стихотворной веселой форме. Таким образом, ребенок получает заряд положительных эмоций и желание пойти на контакт. Соответственно, пестовальная гимнастика помогает не только развитию моторики, но и речи ребенка.
В качестве помощи для молодых мам, мы приведем несколько наиболее распространенных упражнений, которые уже очень давно являются частью ухода за младенцем.
Упражнения для детей в возрасте от 0 до 14 дней
В этот период мама и младенец только привыкают к новым для себя состояниям. Женщина привыкает к своей новой роли, а младенец в это время нуждается в постоянно внимании от своей мамы. В первые дни жизни малыша мало волнует устройство окружающего мира — он нуждается в заботе и уходе.
Для того, чтобы малыш успешно себя идентифицировал и стал доверять своему новому окружению, от женщины требуется почти непрерывный контакт с ребенком. Для этого мама может нежно поглаживать и ощупывать малыша. Движения должны быть размеренными и словно очерчивающими его тело. Особенно внимательны, будьте в момент аккуратного ощупывания кистей рук и ног малыша — именно в этих частях тела сосредоточено большое количество нервных окончаний.
Упражнения для детей от 40 дней до 3 месяцев
К полноценным гимнастическим упражнениям специалисты советуют переходить только после того, как малышу исполнится 6 недель. Если начинать выполнять упражнения раньше, то ребенок ничего не поймет и не запомнит, так как именно на 6 неделе он начинает интересоваться окружающим миром и становится более осознанным.
Специалисты рекомендуют выполнять упражнение около 3 раз в день. Лучшее время — моменты, когда у малыша хорошее настроение, что бывает чаще всего, в первой половине дня. Положительные эмоции ребенка во время выполнения упражнений пробуждает в нем положительное отношение и к своему телу.
Ярким примером вышеописанных упражнений являются «Потягунушки» и другие подобные. Делается они следующим образом: аккуратно разворачиваете ребенка и поглаживаете его, словно очерчивая контуры тела, не забывая вслух называть части тела, на которых останавливаетесь. Это упражнение помогает ребенку понять и почувствовать свое тело.
Во время поглаживаний животика важно проговаривать следующее стихотворение или другое, наиболее подходящее, в зависимости от темы:
Чей животик? Масин.
Съел пюре и кашу.
Лошадка бежала, тележку возила,
Масе говорила: «Хватит баловаться,
Есть упражнение, направленное и на массаж ног. Сам массаж улучшает кровообращение, а стихотворение помогает развиваться интеллектуальным способностям ребенка:
Где пальчики? Где пяточки?
Погулять пошли, ежа нашли.
Ёжик колко колол,
Нельзя забывать и о руках. В этом вам поможет упражнение для рук. Во время него, вам нужно аккуратно разводить руки ребенка по сторонам и сводить на груди.
И батюшке — сажень,
И матушке — сажень,
И бабушке — сажень,
И дедушке — сажень,
А нашему мальчику (или девочке) — долга, долга, долга, долга!
Может быть и такое, что ребенок не очень хорошо реагирует на то или иное упражнение. В этом нет ничего страшного — просто займитесь другим упражнением, а то, которое не получилось, попробуйте сделать в возрасте 3 месяцев.
Для упражнения «Бокс» нужно сгибать руки ребенка, а потом вытягивать их по очереди перед ним, делая вид, что он якобы боксирует с невидимым противником. Не забывайте проговаривать стишок:
Тяни, тяни, потягивай,
Поперек, поперек, перекладывай.
Простой массаж спины можно превратить в увлекательную для малыша игру. Ребенку будет весело, а при помощи массажа вы сможете улучшить его кровообращение.
Начните нежно гладить спину малыша, начиная поглаживания от ягодиц до плеч. Одного раза недостаточно, поэтому повторите упражнение около 5 раз и не забывайте про стишок:
Идет бай по стене,
Несет лапти на спине,
Детенкам по избенкам,
Дарит по лаптенкам.
Упражнения для детей от 3 месяцев до 8 месяцев
В этом возрасте можно смело переходить к упражнениям посложнее, чем были в прошлом блоке. Но и забывать о прошлых упражнениях не стоит.
Упражнение «Вьюшки» поможет улучшить координацию рук ребенка. Дело в том, что в возрасте от 3 месяцев дети начинают пытаться скоординировать движения ног и рук. Но, например, руки они часто держат сжатыми, поэтому, делая это упражнение, осторожно стучите кулаками ребенка друг о дружку, повторяя:
Гимнастика для детей от 8 месяцев до года
В этом возрасте дети начинают активно двигаться. У них наблюдается более длительная концентрация и прослеживается самостоятельность в действиях. Благодаря этому теперь вы можете начать выполнять упражнения, требующие внимания и длительной отработки. Только не забывайте, что для малышей в любом случае, важно — чтобы было весело.
Специалистами было отмечено, что дети, занимаясь с мамой пестовальной гимнастикой, большее предпочтение отдают веселому времяпрепровождению: пение песенок, чтению простых стишков и забавной возне. Именно поэтому в этом возрасте очень удобно выполнять упражнения, направленные на развитие суставов и вестибулярного аппарата ребенка.
В отличие от прошлых возрастных рамок, начиная с 8 месяцев, нет каких-то четких рекомендаций по количеству проделанных упражнений в день. Вы можете делать их тогда, когда у малыша есть настроение.
Отлично на практике показывает себя известное многим упражнение «Ладушки». Чаще всего, дети, начиная с 8 месяцев, уже без проблем держат руки не зажатыми в кулачки и легко самостоятельно хлопают в ладоши. Упражнение «Ладушки» — это своеобразное продолжение упражнения «Вьюшки».
Когда у ребенка хорошее настроение, и он сам начинает хлопать в ладошки, то вы можете начать комментировать его действия известным веселым стихотворением «Ладушки». В следующий раз можете начать играть в «Ладушки» вместе с малышом. Нередко эта игра становится отличным способом для успокоения и отвлечения ребенка от каких-то расстройств, переживаний и истерик.
Но важно помнить, что не стоит проговаривать стихотворение слишком долго, потому что оно запросто может наскучить малышу и он потеряет внимание.
Известная с детства игра «Коза рогатая» — тоже упражнение из комплекса пестовальной гимнастики. Его цель — сделать малышу простой массаж живота и, конечно же, насмешить его легкой щекоткой, которая длится всего 2 секунды.
Игра «Поехали-поехали» улучшает настроение ребенка и положительно действует на его вестибулярный аппарат. Для выполнения упражнения нужно посадить малыша к себе на колени, повернув его к себе лицом. Приговаривая стихотворение, легонько покачивайте его.
До дедушки с орехами,
До бабушки с орехами
Простые упражнения для здоровья малыша в будущем
Важно помнить о том, что у новорожденных детей никак не развита моторная активность и его мышцы и суставы попросту не в состоянии, откликнуться на какое-то воздействие. Именно поэтому необходимо с самого рождения ребенка делать ему легкий массаж, который помогает суставам и мышцам как следует сформироваться и быть готовыми к воздействию в тот момент, когда малыш начнет самостоятельно ползать в возрасте примерно 6 месяцев.
Бывает и так, что дети уже при рождении имеют какие-либо проблемы со здоровьем. В таких случаях пестовальная гимнастика попросту необходима. При помощи простых, но действенных упражнений вы сможете помочь ребенку облегчить или вовсе справиться со своим недугом. Но не стоит забывать о том, что для серьезного массажа недостаточно знать стишки, профессиональному массажу нужно учиться — для этого достаточно лишь 3 занятий, на которых специалисты расскажут и покажут, как именно выполнять те или иные упражнения для достижения максимальных результатов.
Если ребенок имеет проблемы со здоровьем и ему показан профессиональный массаж, то маме просто необходимо обучиться пестовальной гимнастике. Таким образом, сочетание лечебного массажа и гимнастики, во-первых, даст лучшие результаты, а во-вторых, сделают профессиональные занятия менее стрессовыми для малыша. Обучиться полному комплексу гимнастики можно на специальных курсах за 3 занятия.
Источник