Первые соревнования по гимнастике среди женщин

Familio.Media

Художественное движение: от танца к спорту высших достижений

Художественная гимнастика для России — один из самых успешных видов спорта: на протяжении последних 20 лет российские спортсменки становятся лидерами на всех международных соревнованиях. Примечательно, что своим существованием этот изящный вид спорта обязан стараниям российской и советской школ. С начала XX века и на протяжении шести десятилетий тренеры и спортсменки прикладывали немало усилий, чтобы вывести художественную гимнастику на мировой уровень. Сейчас российские гимнастки продолжают развивать традиции и с каждым годом повышать сложность программ. Рассказываем, как все начиналось и какой путь прошла художественная гимнастика от танцевальных классов петербургских училищ до залов олимпийских дворцов по всему миру.

У истоков: французская школа и Айседора Дункан

В середине XIX века основы базовых движений гимнастики заложил французский педагог и теоретик сценического искусства Франсуа Дельсарт. Он создал систему «выразительной гимнастики» для актеров и танцовщиков, в основу которой легло греческое искусство танца и выражения эмоций через жесты. В классификации Дельсарта только для рук насчитывалось почти 250 разновидностей движений, а главный принцип, которому мастер обучал артистов, — не просто исполнять танец, а наполнять каждое движение смыслом.

Свой вклад в формирование базовых движений гимнастики внес еще один французский педагог и физиолог Жорж Демени. Он разработал авторскую систему физического воспитания, направленную на развитие грации, гибкости и ловкости. На занятиях в классе Демени девушки под классическую музыку выполняли ритмические и танцевальные упражнения с булавами, палками, венками. Сейчас, кроме булав, спортсменки выступают с обручем, мячом и лентой, а сама гимнастическая система Демени также легла в основу художественной гимнастики.

Читайте также:  Как делать гимнастику для кишечника

Американская танцовщица и основоположница свободного танца Айседора Дункан оказала влияние на развитие не только русского балета, но и будущей художественной гимнастики. Ирина Винер-Усманова в книге «Художественная гимнастика: история, состояние и перспективы развития» отмечает:

«Значительное влияние творчество Айседоры Дункан оказало и на развитие художественной гимнастики. От спортсменок требуется индивидуальная интерпретация музыки и полная ее взаимосвязь с движениями для создания запоминающегося образа. Базовыми движениями художественной гимнастики являются волны, пружинные движения и их сочетания, движения руками и туловищем, различные виды бега, ходьбы и прыжков».

Создание нового вида спорта в России и СССР

Идеи выразительной, ритмической и танцевальной гимнастики воплотились в создании студий пластического творчества и театрального искусства в Петербурге и Москве в конце XIX века. В 1910-е годы в Петербурге одна за другой открывались танцевальные школы, где преподавали в том числе и ученицы Айседоры Дункан Среди них Э.И. Рамбек, у которой в студии пластики обучалась Елена Горлова, в будущем ставшая одной из основательниц нового вида спорта.

Впоследствии многие из создательниц танцевальных студий наряду с ведущими балетмейстерами Мариинского театра стали преподавать общую и ритмическую гимнастику, пластику, акробатику и характерный танец в Государственной художественной школе Зинаиды Вербовой, открывшейся в 1923 году. Первыми педагогами Высшей школы были Елена Горлова, Роза Варшавская, Анастасия Невинская, Александра Семенова-Найпак. Вместе с ученицами первых потоков — Анной Ларионовой, Юлией Шишкаревой, Татьяной Варакиной, Татьяной Марковой, Лидией Кудряшовой, Ариадной Башниной, Софьей Нечаевой, Галиной Бобровой — они заложили основы нового вида спорта для женщин.

В 1920-е годы одна из первых преподавательниц Высшей школы гимнастики Елена Горлова использовала на занятиях с детской группой упражнения с обручем, мячом и скакалкой. Впоследствии эти предметы стали официальными видами художественной гимнастики.

А идея танца с лентой принадлежит танцовщику и педагогу классического танца, народному артисту СССР Асафу Мессереру. Он впервые использовал ленту в балете Рейнгольда Глиэра «Красный мак» в 1927 году. В книге «Танец. Мысль. Время» Мессерер вспоминал:

«Когда шли репетиции, я подал Курилко (художник спектакля М. И. Курилко. — Прим. ред.) идею — поставить изящный танец с лентой. В моей памяти жили те бродячие китайские фокусники, которые когда-то так поразили мое детское воображение. В Хореографическом техникуме имени А. В. Луначарского я поставил для одной их своих учениц стилизованный китайский танец, который она исполняла то с веером, то с зонтиком, потом доставала палочку с длинной шифоновой лентой и та плавно летела».

Важным шагом на пути гимнастики от танца к спорту стало включение в 1932 году этой дисциплины в программу Института физической культуры имени Лесгафта, который сейчас является главным спортивным вузом России. Символично, что институт находится рядом с Мариинским театром и консерваторией имени Римского-Корсакова. Как вид спорта художественная гимнастика сформировалась именно там. В 1934 году на базе института Лесгафта открылась Высшая школа художественного движения. Эта дата считается моментом официального рождения художественной гимнастики как вида спорта.

От первых турниров до Олимпиады

Первое в мире соревнование по художественной гимнастике, состоявшееся в 1939 году в Ленинграде, было приурочено к Международному женскому дню. Спортсменки выступали только в личном первенстве по произвольной программе. Спустя два года, 8 марта 1941 года, прошел второй турнир в личном и командном первенстве для взрослых и юниорок. Гимнастки выступали с обязательным и произвольным упражнениями. Тогда же были заложены критерии оценок: в обязательном упражнении судьи обращали внимание на технику исполнения, музыкальность и выразительность движения, а в произвольном, кроме техники, — на композицию упражнения, разнообразие элементов и качество интерпретации произведения.

В послевоенные годы соревнования стали ежегодными и более массовыми. В 1946 году в них участвовало 80 гимнасток, и это число ежегодно росло. Распространение художественной гимнастики по миру началось со стран соцлагеря: Болгарии, Венгрии, Румынии, Чехословакии и Польши. Представители этих стран стали приезжать на соревнования в Ленинград и посещать занятия в Институте Лесгафта. Уже в 1947 году СССР провел первую матчевую встречу с командами этих стран.

На мировую арену художественная гимнастика вышла лишь спустя 10 лет, когда в 1957 году на III Всемирном конгрессе по вопросам физического воспитания де­вушек и женщин в Лондоне заслуженный тренер СССР Юлия Шишкарева сделала доклад о новом виде спорта. Спустя год на конгрессе

Federation Internationale de Gymnastique была основана в 1881 году как федерация спортивной гимнастики. Сейчас помимо спортивной и художественной гимнастики в ФИЖ включены спортивная аэробика, спортивная акробатика и прыжки на батуте.

в Москве лучшие советские спортсменки провели показательный урок. Впоследствии представители ФИЖ посетили чемпио­нат СССР и тренировки, а на фестивале гимнастики Гимнастрада в Штутгарте в 1961 году советские спортсменки вновь вышли с показательными выступлениями.

За почти 90-летнюю историю гимнастики предметы, которые используют спортсменки, менялись не раз. Изначально гимнастки выступали с шалью или шелковой тканью, затем ткань стали крепить на палку — получился эдакий прототип вымпела. Виды упражнений в художественной гимнастике — обруч, мяч, лента и скакалка — на международном уровне были утверждены в 1960-х годах.

Булавы существовали в советской гимнастике с 1950 года, но затем их заменили вымпелами. К этому виду вновь вернулись в 70-е годы — уже на международном уровне. Булавы и обручи до сих пор считаются самыми травмоопасными предметами: в советское время их изготавливали из дерева и алюминия, сейчас — из каучука и пластика, что все же не исключает получение травмы. Скакалка сейчас сохранилась только у юниорок — в 2000-е годы этот вид убрали по просьбе телекомпании NBC из-за того, что предмет плохо видно на телеэкране.

Первые официальные соревнования по художественной гимнастике под эгидой ФИЖ состоялись в 1963 году в Будапеште. Первоначально турнир должен был называться Кубком Европы, но заявки на участие подали представительницы не только европейских стран. Так неожиданно состоялся первый чемпионат мира, который проводился по правилам, разработанным в СССР. В чемпионате участвовали 28 спортсменок из десяти стран, а победительницей стала советская гимнастка Людмила Савинкова.

Мировое первенство по командным соревнованиям в художественной гимнастике, когда с общим номером выступают пять спортсменок, прошло в 1967 году в Копенгагене, откуда советские девушки уехали с золотыми медалями. В последующие годы число участниц в личном и командном видах росло и спорт набирал популярность во все большем количестве стран. Чемпионаты Европы и мира проводились раз в два года — по четным и нечетным

Ежегодными чемпионаты мира и Европы стали с 1992 года.

До середины 80-х годов музыкальным сопровождением для выступлений в художественной гимнастике служила живая фортепианная музыка. С появлением магнитофонов стали использовать фонограмму. С 2012 года гимнасткам разрешили использовать для программ музыку со словами, но не более чем в двух видах из четырех.

Для молодого вида спорта оставался еще один важный непокоренный рубеж — включение в олимпийскую программу. Это произошло спустя 50 лет после зарождения в Ленинграде художественной гимнастики — в 1984 году на Летних Олимпийских играх в Лос-Анджелесе.

Художественную гимнастику признали олимпийским видом спорта лишь спустя полвека после ее зарождения в Ленинграде.

Источник

Первые соревнования по гимнастике среди женщин

ДОСТАВКА:

РФ, СНГ, США, ЕВРОПА

+7 (967) 555 01 32

Каталог Главная страница Доставка Оплата Контакты Каталог Личный кабинет Обратная связь Блог

Краткая история спортивной гимнастики : первые упоминания , первые соревнования

Краткая история спортивной гимнастики может выглядеть простым перечислением знаменитых имён , знакомых любому. Но не стоит забывать, что корни это го вида спорта идут к нам из глубины веков.

Гимнастические упражнения в той или иной форме присутствуют практически во всех древних культурах. К примеру, к итайцы и жители Индии за тысячи лет до н.э. практиковали гимн астику в оздоровительных целях. Но когда разговор заходит именно об истории развития спортивной гимнастики, то страной, с которой у вас, скорее всего, сложится первая же ассоциация, будет Греция. И конечно же, это не случайно, ведь именно там:

появился термин «гимнастика» , дословно означающий «голый, обнажённый» – именно в таком виде древнегреческие спортсмены тренировались и соревновались друг с другом.

широчайшее распространение получили соответствующие занятия , нацеленные на подготовку подрастающего поколения к спортивным состязаниям и последующей воинской службе ;

появились Олимпийские игры, частью которых были дисциплины, входящие в состав современной спортивной гимнастики , краткая история которой просто не может игнорировать столь масштабные состязания .

Правда, в этой же стране гимнастику и запретили спустя почти 300 лет проведения Игр, п оскольку, имея языческие корни, восходящие к Олимпийским богам , гимнастика противоречила своим существованием христианству.

Краткая история спортивной гимнастики в XIX веке

В начале 19 века практическая каждое государство, вставшее на путь промышленного роста и развития военного дела, пришло к выводу о необходимости воспитания здоровой в физическом плане молодёжи. И каждая страна нашла свой путь реализации таких планов, сформировав собственную систему обязательных упражнений и общего закаливания организма. Наиболее известными стали немецкая, шведская и французская. К примеру, именно в Германии были разработаны упражнения на брусьях, перекладине и прочих гимнастических снарядах.

Даже краткая история спортивной гимнастики не может обойти своим вниманием ситуацию со спортивной подготовкой в России. Гимнасти ку нельзя было назвать повсеместным занятием вплоть до конца 19 века – только Пётр I и А.В. Суворов вводили подобную практику в армии.

Первое российское соревнован ие по этому виду спорта было проведено в 1885 году – в нём участвовали 11 человек. Однако уже в 1889 году гимнастика введена обязательным к изучению предметом в мужских гимназиях, и к началу XX века этот вид спорта получил довольно широкое распространение в кругах интеллигенции, российского дворянства и военных.

Краткая история спортивной гимнастики в XX век е

Говоря даже о краткой истории спортивной гимнастики в 20-м веке, нельзя не упомянуть об Олимпийских играх, вновь возрождённых в 1896 году , и о Чемпионате мира по спортивной гимнастике, проводящемся ежегодно с 1903 года . Популяризация спорта и появление соревнований мирового уровня привели к активному распространению гимнастики как вида спорта. Были утверждены чёткие правила, разрабатывались программы подготовки спортсменов.

Заниматься гимнастикой стало не только полезно для здоровья и физической подготовки, но и престижно.

Спортивная гимнастика, краткая история участия спортсменов разного пола, перечень дисциплин

Краткая история спортивной гимнастики обязательно должна упомянуть о различном подходе к спортсменам разного пола . Гимнастика изначально была мужским видом спорта, и лишь спустя несколько десятилетий женщин допустили к участию в мировых и европейских чемпионатах и Олимпийских играх . Различен и список доступных разным полам дисциплин, и требования к исполнению, и т.д.

Программа мужского многоборья – это шесть упражнений :

  • Вольные.
  • Опорный прыжок.
  • К ольца.
  • Конь .
  • Перекладина .
  • Параллельные брусья .

Женское многобо р ье содержит меньший список – отсутствуют кольца и перекладина , вместо коня – бревно, а параллельные брусья заменены снарядами разной высоты.

Победители определяются как отдельно по каждому снаряду, так и в абсолютном первенстве. Кроме того, спортсмены своими достижениями формируют достижения своей команды, а следовательно, участвуют в командном зачёте. Свою программу участники соревнований составляют самостоятельно с учётом требований по типу и уровню сложности.

Великие гимнасты России и СССР как неот ъемлемая часть краткой истории спортивной гимнастики

Никакая, даже самая краткая история спортивной гимнастики не может обойтись без упоминания известнейших имён российских спортсменов, внесших свой весомый вклад в развитие этого вида спорта.

Первое российское соревнован ие по этому виду спорта было проведено в 1885 году – в нём участвовали 11 человек. Однако уже в 1889 году гимнастика введена обязательным к изучению предметом в мужских гимназиях, и к началу XX века этот вид спорта получил довольно широкое

Александр Дитятин . Советский спортсмен, ставший семикратным чемпионом мира , а также единственным на планете гимнастом , завоевавшим в ходе одной Олимпи ады награды сразу во всех категориях (в каждой дисциплине) .

Владимир Артёмов . Советский спортсмен, взявший четыре «золота» на Олимпиадах. М ногократный победитель соревнований разного уровня.

Виталий Щербо . Завоевал олимпийское «золото» 6 раз , при этом стал единственным мужчин ой -спортсмен ом, получившим высшую награду во всех шести дисциплинах, плюс в личном первенстве и командном зачёте .

Алексей Немов . Российский спортсмен , а бсолютный чемпион Олимпиады 2000 года , четыре раза ставший обладателем олимпийского золота , победитель и призёр множества соревнований международного уровня, прославив шийся сложнейшими программами.

Краткая история спортивной гимнастики была бы неполной без упомин ания женщин-гимнасток.

Мария Гороховская . Спортсменка из СССР, завоевавшая в рамках одной Олимпиады сразу 7 медалей (две из них – золотые).

Лариса Латынина . Успешно прошла три Олимпиады , заработав на них 18 медалей, половина из которых – золотые.

Светлана Хоркина . Заслуженный мастер спорта России, двукратная олимпийская чемпионка, неоднократная победительница чемпионатов Европы, мира и России.

Алия Мустафина . Российская спортсменка , завоевавшая за две Олимпиады 7 медалей, две из которых – золотые.

Краткая история спортивной гимнастики России не остановилась, конечно, после того, как перечисленные имена ушли со спортивной арены. Загораются новые звёздочки, появляются новые имена – Никита Нагорный, трижды завоевавший «золото» на чемпионатах мира , шестикратный чемпион Европы, призёр Олимпиады-2016. Или Ангелина Мельникова, также серебряный призёр Олимпиады- 2016, трёхкратная чемпионка Европы и призёр турниров международного уровня.

Надеемся, что изложенная нами краткая история спортивной гимнастики помогла вам лучше понять особенности развития и престиж данного вида спорта как в России, так и в мире.

Источник

Оцените статью