- Олимпийские чемпионки по художественной гимнастике
- Олимпийская история художественной гимнастики
- Золотое время болгарских гимнасток
- Золотая эпоха для советских граций
- Олимпийские чемпионки
- Олимпийские чемпионки по художественной гимнастике: список, история
- Олимпийская история художественной гимнастики
- Золотое время болгарских гимнасток
- Золотая эпоха для советских граций
- Олимпийские чемпионки
- Олимпийская история художественной гимнастики
- Олимпийская история художественной гимнастики
- Золотое время болгарских гимнасток
- Золотая эпоха для советских граций
- История художественной гимнастики: первые соревнования, чемпионы мира, олимпийские чемпионы
- История развития
- Выразительная гимнастика Франсуа Дельсарта
- Ритмическая гимнастика Эмиля Жак-Далькроза
- Танцевальная гимнастика Жоржа Демени
- Свободный танец Айседоры Дункан
- Художественная гимнастика в СССР
- Высшая школа художественного движения
- Первые соревнования
- Развитие художественной гимнастики после Великой Отечественной войны
- Разработка правил, разрядов, нормативов
- Международные соревнования
- Чемпионат мира
Олимпийские чемпионки по художественной гимнастике
В последние годы все давно привыкли, что в худ. гимнастике блистают спортсменки из России. Их победы стали уже настолько привычными, что этот вид спорта считается некоторыми уже чуть ли не национальным. И многие думают, что так было всегда. На самом деле это не так. худ. гимнастика, как олимпийская дисциплина, появилась сравнительно недавно, и в начале ее существования, а именно, тридцать лет назад, для наших спортсменок все было не так радужно, как сегодня.
Олимпийская история художественной гимнастики
После завершения Олимпийских Игр 1980-го года было принято решение на следующем турнире участвовать представителям художественной гимнастики. То есть, история олимпийской худ. гимнастики, по сути, началась с 1984-го года. К сожалению, но представительницы нашей страны на те Игры не попали, так как со стороны СССР был объявлен бойкот, из-за того, что Американцы решили не отправлять свою сборную на московские Игры 1980-го года.
Вполне естественно, что первое золото в худ. гимнастике на Олимпиадах завоевала представительница другой страны. Ею стала канадка Лори Фанг. Наши же спортсменки, как и ряд поддерживающих СССР стран, создали и провели собственный турнир. Интересно, что и на нем представительницы Советского Союза не смогли одержать победу, так как в то время лидерами в этом виде спорта считались девушки из социалистической Болгарии.
Золотое время болгарских гимнасток
Болгарки стали первыми победительницами альтернативного турнира, на котором собрались представительницы стран, отказавшиеся участвовать в Олимпийских Играх 1984-го года. Турнир проходил в Софии, болгарки взяли два золота, тогда как спортсменки из СССР заняли только второе место в итоговом зачете.
Не удивительно, что на Олимпиаде 1988-го года разгорелась очень серьезная борьба именно между болгарскими гимнастками и их соперницами из СССР. Борьба шла до самого последнего выступления. В итоге, представительницы СССР завоевали золото и бронзу, гимнастка из Болгарии – серебро.
С этого момента все поняли, что теперь полная гегемония переходит к нашим девушкам.
Золотая эпоха для советских граций
Очередная Олимпиада была проведена уже после того, как прекратил свое существование СССР. В 1992-ом году на Игры была отправлена сборная СНГ. В команде по худ. гимнастике тогда блистали украинские спортсменки – Александра Тимошенко и Оксана Скалдина. Первой, в итоге, досталась золотая медаль, второе место завоевала гимнастка из Испании.
1996-й год. Приезжает уже полноценная сборная России. Честь страны в худ. гимнастике защищают Яна Батыршина и Амина Зарипова. К сожалению, произошла осечка и наши девушки удовлетворились только бронзой в групповом многоборье, и серебром в индивидуальном, полученным Яной Батыршиной.
Были сделаны выводы и после этого результаты сразу поменялись. 2000-й год – золото Юлии Барсуковой. 2004-й год – побеждает великолепная Алина Кабаева, а на втором месте оказывается еще одна россиянка – Ирина Чащина.
Олимпийские чемпионки
На пекинских Играх 2008-го года одерживает безоговорочную победу Евгения Канаева, бронза у Анны Бессоновой. Из Лондона-2012, россиянки увозят золото и серебро, которые достались все той же Канаевой и Даше Дмитриевой.
Последняя на данный момент Олимпиада в Рио, прошедшая в 2016-м году, в очередной раз подтвердила превосходство российский школы худ. гимнастики – золото завоевала Маргарита Мамун, а серебро – Яна Кудрявцева. Кроме того, наши девушки праздновали победу и в групповом многоборье.
В итоге, список индивидуальных призовых мест на всех Олимпийских Играх, где были разрешены соревнования по худ. гимнастике, выглядит следующим образом:
Ну а победительницы группового многоборья, которое появилось с Игр 1996-го года, выглядит так:
То есть, отечественная школа художественной гимнастики, по праву считается лучшей в мире. И, судя по последним результатам, в ближайшее время ничего не изменится, так как уже выросло нового поколение российских гимнасток, которые еще не ездили на Олимпиады, но уже завоевывают огромное число медалей в самых престижных турнирах, в европейских и мировых чемпионатах.
Источник
Олимпийские чемпионки по художественной гимнастике: список, история
Сегодня оглушительные победы российских гимнасток на всевозможных соревнованиях для современников привычны. Но еще лет 30 назад эти достижения не существовали на олимпийских играх. История художественной гимнастики на Олимпиаде, в том безупречном и победоносном своем виде началась не так давно.
Олимпийская история художественной гимнастики
Художественная гимнастика как вид соревнований пришла в Олимпиаду только в 1984 году. Решение принять этот вид спорта в состав олимпийских турниров было принято на конгрессе, состоявшимся после Олимпиады 1980 года. 1984 год стал точкой отсчета олимпийских соревнований по художественной гимнастике, где участие принимают только женские команды. Однако в этих дебютных соревнованиях не принимала участие сборная СССР – Союз объявил бойкот и отказался от участия в данной Олимпиаде. Это была ответная мера на бойкот со стороны США на Олимпиаде-80.
Самой первой олимпийской чемпионкой по художественной гимнастике стала канадская спортсменка Лори Фанг. Безусловно, без участия советских спортсменов, у других стран мира были весомые шансы на победу. Но, отказавшись от участия в играх на Олимпиаде-84, многие страны объединились и создали альтернативный турнир. Здесь в художественной гимнастике особо отличились гимнастки из Болгарии.
Золотое время болгарских гимнасток
Неофициальные игры советских стран проводились в Софии, и высшую награду тогда получили две болгарские гимнастки. Дебютное выступление сборной СССР по художественной гимнастике ознаменовалось вторым местом.
На Олимпиаде 1988 года борьба за первенство в гимнастике была уже существенно серьезнее. Ставки делались на блестящее в прошлом выступление болгарских спортсменок, однако девушки из сборной СССР не планировали отступать и были превосходно подготовлены. Финальная борьба между двумя болгарками и девушками из СССР была блестящей, но Марина Лобач безупречно выполнила программу квалификационных зачетов, поэтому золото досталось именно ей. Так и началось триумфальное шествие российских гимнасток по олимпийским пьедесталам.
Золотая эпоха для советских граций
Победа на Олимпиаде-88 для гимнасток Советского союза была заключительной. После распада СССР на Олимпийские игры 1992 года направилась уже сборная, сформированная из гимнасток из стран СНГ. В составе сборной были Александра Тимошенко и Оксана Скалдина, обе девушки были родом из Украины. Золотая медаль тех игр досталась Александре, а серебро ушло в Испанию.
Летние игры в 1996 году были не столь победоносными для сборной России. Выступавшие Яна Батыршина и Амина Зарипова сразили публику и жюри наповал своими новыми элементами и общим подходом к выступлению. Но Яна смогла получить только серебро в индивидуальном многоборье. В групповом же выступлении Россия удостоилась бронзы. Такой расклад только подстегнул тренера Ирину Винер и спортсменок, и уже на следующей Олимпиаде Россия становится обладательницей золотой медали.
Сиднейская Олимпиада 2000 года стала «золотой» для Юлии Барсуковой, однако единогласно звездой игр по мнению журналистов стала Алина Кабаева. Именно ей и достанется золотая медаль на следующих олимпийских соревнованиях. В 2004 году сборная в общем увезет домой 2 медали – серебро в этих соревнованиях заслужит Ирина Чащина.
Олимпийские чемпионки
В 2008 году спортивный мир знакомится с уникальной российской гимнасткой – Евгенией Канаевой. Призерами пекинских игр стала Женя Канаева, занявшая первое место, и Анна Бессонова, которая увезла домой бронзу. Вернувшись в Москву, девочки занимались еще интенсивнее, готовясь к новым олимпийским высотам. Следующая Олимпиада, проходящая в Лондоне в 2012 году, не оставила шансов на победу гимнасткам других стран. Обе высшие награды — и золотая, и серебряная медали в индивидуальном многоборье уехали в Россию со своими обладательницами – Женей Канаевой и Дашей Дмитриевой. Золото в групповых упражнениях заслужила Каролина Севастьянова из Украины. Двукратная победительница, олимпийская чемпионка художественной гимнастики Евгения Канаева на этом почти завершает свою спортивную карьеру, однако ей на смену уже готовятся достойные спортсменки.
Олимпиада в Рио 2016 года сделала сборную России абсолютной победительницей в обоих видах выступлений – и в групповом, и в индивидуальном многоборье девочки заняли первые места. Удивительные упражнения России, которые демонстрировали гимнастки, вывели в финал и Яну Кудрявцеву с серебряной медалью. А в групповом многоборье победа досталась непросто – номер с лентами едва вывел российскую команду в ТОП-3 по оценкам, что заставило понервничать всех фанатов. Но чуть позже, в номере с обручами и булавами спортсменки решительно вырвались вперед, не оставив шансов другим сборным.
На этой же Олимпиаде на спортивном небосклоне зажглась новая звезда российской гимнастики – Маргарита Мамун. По итогам соревнований юная, 19ти летняя девушка одержала безусловную победу в личном многоборье.
Несомненно, художественная гимнастика и Россия – почти неразрывные понятия в мире спорта. Будучи победительницами всех олимпийских соревнований, русские гимнастки не останавливаются, завоевывая все новые звания и титулы в других турнирах. И многие спортсменки в зачете по итогам всех своих побед имеют звания с приставками «многократная», «абсолютная» или «рекордная». Это говорит о феноменальном усердии и трудолюбии хрупких, но сильных девушек.
Источник
Олимпийская история художественной гимнастики
Олимпийская история художественной гимнастики
Художественная гимнастика считается предметом национальной гордости для бывшего Советского Союза, хотя спортом с большой буквы она стала в поворотном 1980 году. Олимпийские Игры в Москве прошли без участия гимнасток, но на конгрессе по окончании Игр решили включить в программу новый вид спорта – художественную гимнастику.
Уже на играх 1984 года золотая медаль досталась Лори Фанг – гимнастке из Канады. Она навсегда вошла в историю как первая олимпийская чемпионка по художественной гимнастике. Дойана Стойкулеску из Румынии взяла серебро, а бронза досталась немке Регине Вебер.
Наши гимнастки в Олимпийских соревнованиях участия не принимали, по причине ответного отказа на объявленный бойкот 50 странами в 1980 году в Москве, хотя болгарские девушки были достойными соперницами Олимпийских медалисток.
Золотое время болгарских гимнасток
На альтернативных, но неофициальных играх 1984 года в Софии, проводимых для соцлагеря, золото разделили две болгарские гимнастки, причем Диляна Георгиева уступила одну золотую медаль своей подруге по команде Анеле Раленковой в упражнении с булавами. Сборной СССР в лице Галины Белоглазовой и Дали Кукайте социалистическая Олимпиада принесла второе призовое место.
Олимпиада 1988 года пророчила золото гимнасткам из Болгарии Адриане Дунавской и Биянке Пановой, а также девушкам из сборной Советского Союза, в составе которой были Марина Лобач и Александра Тимошенко. Финал для всех четырех участниц был блестящим, но на квалификационных соревнованиях Марина Лобач выступила в отличие от своих соперниц безошибочно, поэтому золото досталось ей.
Золотая эпоха для советских граций
После распада СССР для участия на играх 1992 года была сформирована команда из стран участниц СНГ. Представительницами команды были украинские спортсменки Александра Тимошенко и Оксана Скалдина. Александра превзошла все ожидания, и завоевала титул абсолютной чемпионки. Оксана уступила серебро испанке Каролине Паскуаль
Игры 1996 года принесли успех украинкам Екатерине Серебрянской и Елене Витриченко и ученицам Ирины Винер Амине Зариповой и Яне Батыршиной, которые показали новые тенденции в гимнастике.
Игры в Сиднее (2000) принесли золото российской сборной, второе место завоевали белорусские гимнастки, а бронзу увезли испанские грации. Юлия Барсукова получила звание Олимпийской чемпионки, а фавориткой игр все СМИ назвали Алину Кабаеву, хотя она заняла только третье место.
На играх 2004 года Алине Кабаевой посчастливилось завоевать титул олимпийской чемпионки, несмотря на то, что во всех упражнениях были допущены ошибки. Ирина Чащина выступила замечательно, но одна ошибка сдвинула ее на второе место. Украинской гимнастке Анне Бессоновой досталась бронза.
На Олимпийских Играх в Пекине золотая медаль по праву досталась Евгении Канаевой, серебро увезла белоруска Инна Жукова. Анна Бессонова добыла бронзовое призовое место. Очередные шесть мест достались воспитанницам Ирины Винер. Главной звездой художественной гимнастики в Лондоне также стала несравненная Евгения Канаева.
Будем надеяться, что наши девушки продолжат завоевывать призовые места на последующих олимпиадах, и демонстрировать свои непревзойденные способности всему миру.
Источник
История художественной гимнастики: первые соревнования, чемпионы мира, олимпийские чемпионы
Каждое выступление гимнасток становится настоящим представлением, зрелищным, интересным, притягивающим взгляд. Грациозные девушки изящно сочетают в соревновательной программе гимнастические и танцевальные упражнения с предметами и без. Упражнения с булавой, лентой, мячом, обручем смотрятся невероятно красиво. Художественная гимнастика появилась как вид спорта сравнительно недавно, но заслуженно пользуется популярностью у зрителей и является олимпийским видом спорта.
История развития
В античном обществе женская красота считалась несовершенной, если девушка не умела грациозно двигаться, в совершенстве владеть телом. Во все периоды истории человечества люди при помощи танца выражали свои эмоции. Движения, музыкальное сопровождение менялось в танцах от эпохи к эпохе. Появлялись танцевальные и театральные студии. В конце XIX — начале XX века большой вклад в создание особой техники выражения чувств и мыслей посредством движений человеческого тела внесли Франсуа Дельсарта, Айседора Дункан, Жорж Демени, Эмиль Жак-Далькроз.
Выразительная гимнастика Франсуа Дельсарта
Франсуа Дельсарт (11 ноября 1811 года — 20 июля 1871 года, Париж) — французский певец, вокальный педагог и теоретик сценического искусства.
Когда в бедной французской семье на окраине Парижа родился сын, никто и предположить не мог, что через какое-то время он будет беседовать об искусстве с королем Луи Филиппом I, преподавать сценическое искусство Рашель и Паске, создаст собственную систему, основанную на науке, философии и искусстве.
Одаренный от природы хорошими вокальными данными Франсуа выступает на сцене Комической оперы. Но радует своим исполнением зрителей совсем не долго. Через несколько лет певец теряет голос. Вращение в среде актеров и танцовщиков подтолкнуло Франсуа на создание студии выразительной гимнастики. Суть нового направления заключалось в том, чтобы при помощи жестов под музыку придать смысловой эмоциональный окрас танцам.
Франсуа был теоретиком и все свои наблюдения за мимикой и жестикуляцией людей в различных эмоциональных состояниях систематизирует в таблице жестов. Дельсарт считает, что для определенной эмоции соответствует определенное положение тела, головы, рук, выражение лица. Наработанный материал Франсуа применяет и в практике.
В Париже он ведет курсы, на которые приходят знаменитые актеры, чтобы совершенствовать пластику, выразительность, драматическое искусство. Педагог учит артистов вкладывать в каждое движение определенный смысл и значение, а не просто поднимать голову, наклоняться, поворачиваться, ходить и бегать.
Свою недолгую жизнь Франсуа посвятил изучению законов, которые руководят человеческим телом. Он был убежден, что человеческая душа способна без голоса говорить, посвящая зрителей в самые потаенные мысли. И впоследствии его труды лягут в основу базовых движений в художественной гимнастике.
Ритмическая гимнастика Эмиля Жак-Далькроза
Эмиль Жак-Далькроз (6 июля 1865 года, Вена — 1 июля 1950 года, Женева) — швейцарский композитор и педагог. Создатель авторской системы — ритмическая гимнастика.
Рожденный на родине Брамса и Штрауса, Эмиль Жак не мог не полюбить музыку, которая сопровождала его с детства. Он заканчивает Консерваторию в Женеве и становится автором многих музыкальных произведений, комических опер, песен. В период, когда танцу уделялось большое внимание, Далькроз создает собственную систему, в ней он пытается перевести музыкальный ритм в движения человеческого тела. Система становится полной противоположностью «голой» технике балета.
Под руководством Далькроза в Женеве открываются первые курсы ритмики. Своим ученикам Эмиль пытается донести, что танцор должен всегда чувствовать внутреннюю связь музыки и движения. На уроках ритмической гимнастики движения, такие как бег, прыжки, ходьба, исполняются под музыку отрывисто и плавно, медленно и быстро.
Главное условие в ритмической гимнастике — все движения исполнителя должны совпадать с темпом и ритмом музыки. Упражнения на занятиях выполняются в определенной последовательности, от простого к сложному, и носят разнообразный характер.
Сторонником учения Жак-Далькроза и ритмической гимнастики становится князь Сергей Михайлович Волконский. Накануне Первой мировой войны русский общественный деятель открывает в Петербурге курсы ритмической гимнастики и издает первый журнал «Листки Курсов ритмической гимнастики».
В художественной гимнастике подход Жак-Далькроза также нашел применение и дальнейшее развитие.
Танцевальная гимнастика Жоржа Демени
Жорж Демени (1850 — 1917) — французский физиолог и педагог, автор гимнастической системы физического воспитания, основанной на достижениях физиологии и анатомии.
В конце XIX века французский ученый уделяет особое внимание изучению гимнастики. Исследуя физиологические процессы человеческого организма, Демени видит пользу упражнений, в которых мышцы растягиваются и расслабляются, а сами действия выполняются без рывков и усилий. Основная идея системы физического воспитания Жоржа — укрепить здоровье, улучшить физическое состояние, приобрести красоту тела и движения без энергозатрат.
Свое учение он ведет в двух направлениях:
- воспитание в юношах ловкости, скорости и силы, умения быстро и экономно действовать в любых условиях, владения основными видами военно-прикладных движений;
- развитие в девушках гибкости, плавности движений, грациозности. В женских группах занятия проводятся под классическую музыку, в движения включаются танцевальные шаги. Новшеством становятся упражнения с булавами, палками, венками, которые выполняются ритмически под музыку.
Основной целью современной художественной гимнастики является воспитание гармонично развитой личности, грации, гибкости и красоты движения, а на занятиях и в соревновательной деятельности спортсменки используют видоизмененные предметы, предложенные Демени.
Свободный танец Айседоры Дункан
Айседора Дункан (27 мая 1877, Сан-Франциско, Калифорния — 14 сентября 1927, Ницца) — американская танцовщица-новатор, основательница свободного танца, создательница танцевальной системы и пластики, которую объединила с танцами из Древней Греции.
На появление изящного и грациозного вида спорта сказывается влияние знаменитой американской танцовщицы. Она была одной из последовательниц Франсуа Дельсарта. В конце XIX века танцовщица активно противостоит классическому танцу и балету, считая, что элементы постановки рук и ног уродуют красоту женского тела. Айседора становится противницей заученных движений. Своим примером доказывает, что во время танца все элементы должны демонстрировать эмоцию, которая охватывает артиста во время звучания музыки.
Дункан танцует, сбросив пуанты, а ее наряды шьются таким образом, чтобы повторять каждый изгиб тела. Гастролируя по Европе, Айседора демонстрирует зрителям свободу танца и имеет очень большое количество поклонников. В России танцовщица знакомится с Анной Павловой и с другими балеринами Мариинского театра. В 1921 году Дункан при поддержке российского правительства открывает в Москве танцевальную школу.
Элементы свободного танца Айседоры Дункан — такие, как волны, пружинные движения в комбинации и без, движения рук и тела, используются в современной школе художественной гимнастики.
Художественная гимнастика в СССР
В начале XX века в Петербурге открывается большое количество студий пластического творчества и театрального искусства. До 1925 года каждая школа признавала и пропагандировала только свое направление. Возникает необходимость сотрудничества, начинаются попытки пластических студий наладить совместную работу со спортивными объединениями. Создается учебная литература для проведения занятий по физическому воспитанию, объединяющая информацию по пластическому движению и ритмической гимнастике.
Еще одним важным шагом в становлении художественной гимнастики как вида спорта является открытие доцентуры художественного движения в Институте имени П.Ф. Лесгафта. Научные сотрудники занимаются переработкой и систематизацией накопленного материала для создания методических пособий и программ в области художественного движения. Разработки ведутся совместно с сотрудниками методического центра, созданного при Ленинградском доме художественного воспитания детей (ЛДХВД).
Высшая школа художественного движения
В 1934 году на базе института открывается Высшая школа художественного движения. В качестве преподавателей приглашаются руководители лучших школ ритмики и пластики Российской Федерации. Специальный предмет, он же основной для учащихся, получает название «художественная гимнастика». В течение четырех лет, кроме танца, воспитанницы обучаются пению, сольфеджио, художественному искусству, фехтованию, легкой атлетике.
Открытие школы считается официальной датой образования художественной гимнастики как вида спорта.
В 1936 году Всесоюзный комитет по физической культуре и спорту принимает решение о преобразовании Высшей школы художественного движения в отделение на педагогическом факультете института физической культуры имени П.Ф. Лесгафта. Студенты отделения начинают изучать общие вопросы по физическому воспитанию и дополнительно проходят специализацию по художественной гимнастике.
На кафедре художественной гимнастики активно ведется исследовательская работа, дается научное обоснование методических рекомендации по внедрению художественной гимнастики в систему физической культуры СССР. В разработке ключевых моментов художественной гимнастики активно участвуют заведующий кафедрой гимнастики — Лев Павлович Орлов, преподаватель кафедры теории и методики физического воспитания — Карл Христианович Грантынь.
В результате проделанной работы:
- определились общие и частные задачи художественной гимнастики;
- классифицированы упражнения;
- закреплена терминология;
- рассчитан объем учебного материала;
- составлены методики проведения занятий;
- расписана единая типовая программа учебных занятий;
- предложены правила соревнований и система их проведения.
Введение художественной гимнастики в физкультурную практику дает толчок повсеместному открытию новых секций в учебных заведениях, на предприятиях, в спортивных обществах. Параллельно со взрослыми группами появляются детские группы.
Первые соревнования
В канун 8 марта 1939 года педагогами кафедры художественной гимнастики организуются первые соревнования среди гимнасток Ленинграда. Во время исполнения произвольной программы спортсменки демонстрируют зрителям и судьям свои навыки.
Стало понятно, что такие соревнования нужно проводить регулярно. В 1941 году проводится второе лично-командное первенство среди спортсменок, претендующих на спортивный разряд и начинающих гимнасток. Судьи оценивали исполнение участницами произвольных упражнений по 20-балльной шкале и обязательные упражнений по 10-балльной. В зависимости от результатов исполнения гимнасткам присваиваются первые разряды городским комитетом физкультуры и спорта.
Развитие художественной гимнастики после Великой Отечественной войны
В послевоенные годы в художественной гимнастике приостанавливается развитие, как и во многих других видах спорта. Студенты и педагоги уходят на фронт, многие так и не вернулись. После войны необходимо было начинать практически все. В 1945 года восстанавливается работа в детских спортивных школах и коллективах спортивных обществ. Начинаются занятия в вузах, техникумах и педагогических училищах.
В 1946 году в Ленинграде проводится первое послевоенное первенство. 80 гимнасток приняли участие в лично-командных соревнованиях, посвященных 8 марта.
С 1946 по 1948 год специалисты из Ленинградского института имени П.Ф. Лесгафта активно защищают право художественной гимнастики быть самостоятельным видом спорта. Им противостоят специалисты из Московского института физической культуры во главе с руководителем кафедры гимнастики А.Д. Новиковым, которые не считают художественную гимнастику перспективным видом спорта. В 1948 году на Всесоюзной конференции по гимнастике выносится решение о проведении соревнований и утверждаются правила этого вида спорта.
В 1948 году в Ленинграде проводится первый чемпионат РСФСР. Победителями становятся в командном многоборье — сборная Подмосковья, в индивидуальном — Людмила Зотова (Подмосковье).
В 1952 году руководство Всесоюзной секции гимнастики принимает неожиданное решение — соревнования по художественной гимнастике исключают из всесоюзного календаря. Президиум аргументирует свое решение — художественная гимнастика не является Олимпийским видом спорта. Руководство ленинградской кафедры художественной гимнастики в 1954 году вновь восстанавливает право художественной гимнастики быть самостоятельным видом спорта.
Разработка правил, разрядов, нормативов
В 40-е годы ведется активная работа по определению нормативов, определяющих мастерство спортсменок. Для присвоения разряда они демонстрируют несколько программ, в том числе с предметом и без него, выполняют акробатические элементы и ряд фигур с обязательным использованием гимнастического прыжка.
Выбор предмета для выступления определяется жеребьевкой, то есть, участницы не знают заранее, с каким снарядом им придется выступать, и поэтому должны были в совершенстве владеть как обручем, так и мячом, лентой, булавой. Судьями оценивается и обязательная программа, и произвольная.
На протяжении нескольких лет программы совершенствовались, усложнялись, утверждались правила проведения соревнований и присвоения разряда.
Специалисты из ленинградского института имени П.Ф. Лесгафта подготовили:
- Всесоюзные квалификационные программы для соревнований в 1950, 1954, 1960 гг. В программе прописываются обязательные комбинации движений, дополненные рисунками и музыкальное сопровождение с нотами.
- Правила соревнований 1950, 1951, 1954, 1955 гг.
- Первые учебные пособия для институтов физической культуры под общей редакцией Л.П. Орлова, которые были изданы в 1965, 1973 гг.
Международные соревнования
Первые смотры и соревнования по художественной гимнастике привлекают внимание организаторов по физической культуре и педагогов из дружественных стран. Они часто приезжают посмотреть выступления, а также консультируются у педагогов, используют первые методические наработки ленинградских специалистов. Такое взаимодействие приводит к развитию художественной гимнастики в Польше, Чехословакии, Венгрии, Болгарии, Румынии.
В 1947 году советские гимнастки на командных соревнованиях, проходящих в Ленинграде, впервые встречаются с гимнастками из Финляндии и Швеции. Начиная с 1955 года, международные соревнования стали проводиться регулярно.
1957 год считается годом выхода художественной гимнастики на международную арену. На лондонском III Всемирном конгрессе по вопросам физического воспитания девушек и женщин заслуженный тренер СССР Юлия Николаевна Шишкарева выступает с познавательным докладом о художественной гимнастике. На следующий год в Москве для участников конгресса Международной федерации организуются показательные выступления лучших советских гимнасток.
В 1961 году на Международном фестивале гимнастики (Гимнастраде) в Штутгарте (Германия) команда сильнейших гимнасток СССР демонстрируют всю красоту художественной гимнастики перед представителями национальный федерации по гимнастике. Выступление советских спортсменок подтолкнуло ФИЖ (Международная федерация гимнастики) к принятию решения о проведении первых официальных соревнований в 1963 году — Кубка Европы.
Чемпионат мира
Кубок Европы решили провести в столице Венгрии Будапеште по советским правилам соревнований. В произвольной программе 6 декабря 1963 года за звание лучшей гимнастки борются 28 спортсменок из 10 стран. Победительницей в этих официальных международных соревнованиях становится спортсменка из СССР Людмила Савинкова.
Подводя итоги проделанной работы, ФИЖ находит в списках участниц соревнований гимнасток не из европейских стран. На основании этого факта принимается официальное решение признать европейский Кубок первым чемпионатом мира по художественной гимнастике.
Источник