Переправа гимнастика для души

Переправа гимнастика для души

Гимнастика для души. Наш внутренний человек

По мере нашего продвижения вперед мы сможем победить очень много заразы, которая окружает нас снаружи и находится внутри нас. Для более эффективной работы и наглядного результата предлагаю нашим участникам завести дневники, в которых рекомендую записывать вопросы, возникающие по ходу каждого занятия. Эти вопросы можно будет направлять нам на электронную почту или в чат, непосредственно во время занятий. Мы постараемся выделять время на ответы и обсуждения наиболее содержательных и интересных из них.

А пока хочется предложить вам небольшое практическое упражнение. Внутренний человек находится внутри вас. Попытайтесь, закрыв глаза, представить его. По моему убеждению, это такой мерцающий человек, очень похожий на меня, но внешне он не различим. Задачей данного упражнения является ответ на вопрос: «А так ли часто я обращаюсь к своему внутреннему состоянию? И как я обращаюсь к нему?»

Например, на вас кто-то косо посмотрел, кто-то бросил в ваш адрес обидную или несправедливую фразу. Или, наоборот, грубо ответил на вашу просьбу. Ну и так далее. Внешние раздражители могут приходить к нам и через телевизор, и через окружающих нас людей, и даже через окружающий нас мир и погоду. Источники внешнего раздражения и душевного неустройства могут быть самыми разными. Бывают и внутренние источники раздражения, — неприятные воспоминания, подготовка к неприятным встречам и событиям в будущем, да много еще чего. Задаетесь ли вы в такие моменты вопросом: «А что со мной внутри происходит? Что с моей душой?» Думаю, что большинство из нас сошлются на то, что раздражение связано с естественной биохимической реакций любого организма, похожей на реакцию лягушачьей лапки, которая дергается под воздействием укола или электрического тока. Но мы ведь люди, а не лапки! Конечно, каждый человек постоянно воспринимает огромное количество внешних раздражителей. Они далеко не всегда касаются непосредственно тела, чаще в процессе раздражения задействованы все органы чувств, через которые раздражители проникают внутрь человека, производя там свои действия и воздействия, — как вербальные, так и невербальные. Душа неким образом реагирует на внешние и внутренние раздражения. Вообще, строго говоря, на раздражение всегда реагирует не тело, а душа, тот самый внутренний человек. Хотя нам кажется, что тело или мозг. Но когда мы интуитивно говорим, что храним образ любимого человека в сердце своем, мы же не говорим, что храним его в мозге или печени. У нас очень много пословиц и поговорок, посвященных душе и сердцу. И если я говорю о себе: «Кто я такой?», — то я имею ввиду себя как личность, как душу, а не тело. Это можно очень легко доказать. Когда душа в момент смерти разлучается с телом, — а это происходит именно так, — то тело становится безчувственным, оно лишается чувств. Значит, к кому мы отнесем чувства – к телу или к душе? Ответ очевиден, — конечно, к душе. Она через скафандр тела, через телесную оболочку посредством органов чувств получает сигналы, обрабатывает их, и моя личность, мое внутренне «я» формирует соответствующую эмоциональную реакцию на внешние раздражители. И не всегда эта реакция проявляется внешне, иногда внутри все «кипит», а внешне человек выглядит очень спокойным и сдержанным. Например, если китаец поднимает бровь, то это признак очень сильного внутреннего эмоционального переживания, которое внешне практически не видно окружающим.

Читайте также:  Комплекс упражнений для подтяжки ног

Итак, «я» — это, в первую очередь, душа. Помимо чувств, душа придает телу и движение, так как при разлучении ее с телом последнее становится недвижимым. Труп никуда не движется, ничего не чувствует, и он не одушевлён, не одухотворен. Он теряет все: и способность говорить, и способность мыслить, и способность реагировать, и способность сознавать время и пространство, — все, что присуще двуипостасному человеку, состоящему из души и тела. Потеря всех этих качеств полноценной личности происходит в момент исхода, разлучения души и тела.

В Евангелии от Луки (Лк.12:16–21) приводится притча о неразумном богаче, который, лежа на постели, рассуждает о своем богатом урожае, о планах по расширению своих житниц. И вдруг голос с Неба говорит ему: «Безумец, сию же ночь душу твою истяжут вон». То есть в буквальном смысле, вытянут из тела. И все, на твоем ложе останется хладный труп, а душа твоя уйдет, она выйдет из тела. Но при этом душа не умрет и не перестанет воспринимать этот мир, а тело умрет и будет предано земле.

Мы затронули очень важный и серьезный вопрос, — «кто есть я». Как видим, личность и «я» – это в душа. Соответственно, душе надо уделять много внимания. Но это преамбула. А суть состоит в том, что крайне важно почаще заглядывать в себя, задавать вопросы: «Что внутри меня (в моей душе) происходит?», «Какие чувства испытывает моя душа?», «О чем она думает?», «Что решает моя душа?», «Надо ли куда-нибудь спешить с такими решениями?». Очень часто душа действует импульсивно, необдуманно, и совершает огромное количество ошибок. Упражнение, которое мы сегодня освоили, очень полезно для осмысления важности своего внутреннего «я», своей души. Оно учит разворачивать фокус своего внимания внутрь себя, а не рассматривать внешний мир, не имеющий к нам никакого отношения и совершенно не зависящий от нашей реакции на него. К сожалению, современного человека гораздо больше интересует кто с кем и как одет, что происходит в Америке или «есть ли жизнь на Марсе», чем собственное внутреннее состояние души и наша готовность к ее исходу и ответу на Страшном Суде за содеянные дела и поступки.

Читайте также:  Комплекс упражнений от застоя желчи

Когда однажды православный святой Антоний Великий впопыхах, — со святыми это тоже бывает, – стал спрашивать у Бога, почему в мире существует столько несправедливости; почему один больной, а другой — здоровый; почему один бедный, а другой – богатый, то Господь ответил ему: «Внимай себе, Антоний, и будет с тебя!». Внимай себе, — то есть, разверни фокус своего внимания в себя, туда направь свое зрение. То есть, заставь свою душу разглядывать не только внешний мир, — суетный и безтолковый, — не только свое тело, которое мы и так холим, но и свое внутреннее «я», чтобы душа внимала сама себе. Это Господь говорил святому, который, безусловно, понимал важность правильного внутреннего состояния и духовной работы над собой!

Нам тоже, как Антонию Великому, предстоит заглянуть в себя, почувствовать свое внутреннее состояние и ответить на вопрос: «А каково оно?». Если эту работу проделать качественно, с усердием, то наверняка каждый из нас почувствует некоторое внутреннее облегчение, благодарность, успокоение, внутреннее уменьшение боли и радость от истинного осознания себя. В нашей суетной, поверхностно текущей жизни, душа испытывает дефицит внимания к себе, — как общего, так и адресного, когда это внимание формируется в результате выполнения точечных тематических упражнений. В результате, мы учимся общаться со своей душой, познаем, куда надо обращать внимание (так как душа, как и физическое тело, имеет свои размеры и вид), и, самое главное, начинаем понимать, что надо делать, когда возникают внутренние и/или душевные проблемы. Душа получает лекарство, но получает его от нас, а не от психотерапевта или таблетки, которая глушит симптомы, но не лечит.

На следующих занятиях мы еще поговорим, что в душевной работе должен помогать Господь. Святые отцы говорят, что «Бог спасает нас не без нас».

Выводы и рекомендации, которые можно сделать по результатам вводного занятия:

1. Необходимо регулярно уделять внимание себе, своему внутреннему состоянию души и тому, что в ней происходит (повернуть духовное зрение внутрь себя).
2. Посчитайте, сколько раз за день вы обращаете внимание на внешние события и на внутреннее состояние души (это можно посчитать буквально количественно).

Александр Нотин

Источник

Переправа гимнастика для души

В последние 15 лет я крепко-накрепко связал свою жизнь с Православной Церковью, поэтому все наши онлайн занятия будут опираться на твердый крепкий фундамент, и мы не будем допускать никаких отклонений от того вероучительного базиса, на котором наша Церковь стоит, храня Истину Христову. Это сразу определенным образом ограничивает наши разговоры, рассуждения и дискуссии, хотя слушатели в ходе проведения передач могут задавать любые вопросы, на которые мы постараемся оперативно реагировать. Моим помощником в ходе проведения цикла передач будет внук Даниил.

Мне представляется, что разговор мы начнем с базовых понятий и определений самого предмета изучения, — что есть сама душа, как ее понимают в бытовом сознании и как трактует наша Русская Православная Церковь, обсудим цели, задачи и актуальность предлагаемого курса передач «Гимнастика для души». Наши встречи будут построены по единому структурному принципу – немного теории, немного обсуждения и немного практики. Практика необходима, потому что мы живем в сложное «коронавирусное» время. Но наша задача, в рамках предлагаемого курса передач, состоит в другом, — попытаться разобраться каждому в себе, в своем внутреннем мире, ответив на вопросы:

— Есть ли у каждого из нас внутренние дополнительные ресурсы, прежде всего, связанные с душевно-духовной ипостасью человека, позволяющие противостоять новым внешним угрозам, новым вызовам, новым, порой, смертельным опасностям, которые возникают в наши сложные времена, тесно связанные с проблемой «коронавирус»?

— Если такие ресурсы есть, то – где они находятся (вне нас или внутри нас)?

— Как грамотно пользоваться этими внутренними ресурсами на практике, в реальной жизни?

Работа с физическим телом каждому человеку представляется понятной, — необходимы физические нагрузки и закалка, а при необходимости – врачебная и медикаментозная помощь. Но вот работа с глубинными внутренними ресурсами, которые заложены в каждом из нас, представляется, с одной стороны — крайне непонятной, а с другой стороны – безусловно, очень важной и актуальной. Здесь заложен гигантский резерв возможностей, так как, по моим наблюдениям, существует огромный пробел в знаниях и понимании своего внутреннего «я» и вообще духовного мира. Концентрируя свои силы и внимание, в основном, в материальной плоскости, мы очень слабо понимаем важность практического применения для каждого из нас духовных постулатов христианства и науки о человеке в категориях Русской Православной Церкви. Душа воспринимается нами очень расплывчато и противоречиво, бытует огромное количество неверных, смутных суждений на эту тему. Все мы попадаем в определенную ловушку, которая, от неполноты нашего знания, приводит к еще большему запутыванию в духовных вопросах и познании вероучения Православной Церкви. Еще в ХIХ веке Святитель Игнатий Брянчанинов писал, что «печальнейшее зрелище – христиане, не знающие своего Христианства». И это правда.

Итак, одна из важнейших целей нашего курса – углубить, расширить представление каждого из нас о внутреннем духовном мире человека. Но не просто расширить, это не просто теория. Оказывается, что именно в духовной плоскости заложены гигантские ресурсы, гигантские возможности. И для того, чтобы полноценно воспользоваться этими возможностями, мы и применяем термин «гимнастика», т.е. упражнения. Должен сказать, что само название курса «гимнастика души» может у многих вызвать вопросы, так как термин «гимнастика» применим, как правило, к телу как материальному объекту: мы бегаем, прыгаем, делаем определенные упражнения. Хорошо известно, что все эти физкультурные упражнения помогают привести тело в надлежащий вид. Кстати, внесу поправку: древние греки известную фразу «в твердом теле — здоровый дух», с которой наверняка все знакомы, произносили не совсем так. Этот вариант – более поздняя придумка. Изначально это изречение звучало так: «Надо молить богов, чтобы дух здоровый был в теле здоровом». Согласитесь, это совсем другой смысл, я бы даже сказал, что в поздней версии была заменена причинно-следственная связь,- вперед умышленно поставлено тело, а не дух! Но, если посмотреть на жизненные примеры, то далеко не всегда здоровое тело означает наличие здорового духа в нем. Сегодня целый рой всевозможных психических расстройств накинулся на наши слабеющие души, несмотря на все возрастающий культ здорового тела среди населения. А период карантинных мер, включая нагнетание обстановки в обществе, штрафование на улицах и прочее, только подлил масла в огонь. Один из авторов нашей программы, питерский доктор медицинских наук Александр Алексеевич Редько, также как и другой известный доктор медицинских наук из Москвы Игорь Алексеевич Гундаров, сказал во время одной из наших бесед, что в 2020 году в Санкт-Петербурге количество людей, захваченных всевозможными психическими отклонениями, заболеваниями и патологиями, выросло в 5 раз! Это — результат тех событий, которые нахлынули на нас в 2020 году.

Поэтому наша задача – не просто получить необходимую информацию о душе, но и научиться пользоваться ею в реальной жизни, совершать упражнения для укрепления и развития души. Какого рода будут упражнения? Это и профилактические упражнения, которые предупреждают болезнь, предохраняют ее появление на дальних подступах. Это и одновременно исправление уже возникших нарушений в нашем психическом состоянии, которые требуют вмешательства. Наконец, это помощь в сложных обстоятельствах, когда на нас практически уже накидываются такие страшные вещи, как неврозы, психозы, всевозможные расстройства, ну и, конечно, королева всех психозов – депрессия, часто выводящая человека на грань суицида.

Должен сказать, что все психические расстройства опасны и для тела, потому что любые болезни своим источником имеют душу. У нас принято говорить, что все болезни – от нервов. Здесь я бы не согласился, так как нервы – это материальные клетки, которые соединяют душу с телом. Через нервные окончания, через нервную систему душа ощущает внешний мир. Поэтому, конечно, нервная система причастна ко всем болезням, но первопричина заболеваний лежит глубже – в душе.

Говоря святоотеческим православным языком, гимнастикой для души является аскетика, аскеза (от греч. ασκεσις — «упражнение»). Но упражнения эти – не для тела, а для души. Для простоты изложения я применил термин «гимнастика» для души, и дальше я буду стараться излагать материал простым языком, чтобы слушателям было проще войти в предлагаемый цикл передач, максимально усвоить всю информацию и получить лучший результат. У меня за плечами есть определенный опыт работы в этом поле, очень много времени я по-прежнему уделяю наблюдению за собой и своей душой. Это занятие безконечное, безграничное и очень-очень важное, так как даже если вы считаете себя глубоко православным человеком и христианином, работу над своей душой надо продолжать всегда, всю жизнь, до самого последнего вздоха.

Я написал на эту тему несколько книг: «Путешествие в осознанность», «Воспитание духа воина» и «Что надо знать о душе». Их можно найти в Интернете и на сайте www.pereprava.org.

Есть много различных представлений о душе, в том числе, и религиозных, — буддистских, индуистских, синкретических (смешанных, комбинационных), языческих и прочих. Но мы будем говорить о душе в христианских традициях. Христианство называет душу внутренним человеком. Здесь я призываю ваше внимание особым образом, потому что словосочетание «внутренний человек» требует особого рассмотрения. Что такое «внутренний человек»? Я же сам себя считаю человеком, так какой еще человек живет внутри меня? Я – это мое тело, мой ум, моя совесть. Так что же еще? Оказывается, нет. Православное христианское вероучение, которое насчитывает порядка 2000 лет, на этот вопрос отвечает иначе. Оно утверждает, что человек двуипостасен. Одна его ипостась – это внешнее тело, грубая осязаемая оболочка с пятью органами чувств – осязание, обоняние, слух, зрение, вкус. Но есть еще внутреннее тело, упоминание о нем мы находим у всех апостолов, прежде всего – у верховных, главных апостолов. У апостола Петра мы читаем странную фразу: «Сокровенный сердца человек в нетленной красоте кроткого и молчаливого духа» (1 Пет 3:4). Так он называет человеческую душу. Мы сразу встаем в недоумении: что значит «сердца человек»? Почему он сокровенный? Ну, сокровенный – еще понятно, душа другого человека нам невидима (отсюда известное выражение «чужая душа – потемки»). Мы не обладаем такими специфическими органами чувств, которые могли бы насквозь просвечивать телесную оболочку человека и видеть его душу. Такими уникальными сверхспособностями, дарованными им от Бога, владели некоторые святые отцы и апостолы, которые реально видели души других людей и описывали их. А вот что такое «сердца человек»? Что это за человек? Почему этот человек сердца? Ответы на все эти вопросы мы будем получать не сразу, постепенно. Сейчас же только отмечу, что сердце – это центр двуипостасной человеческой личности, это центр, соединяющий душу и тело. Сердце играет гораздо более важную роль в православном вероучении, чем, например, ум. Ум человека, его мозг упоминаются в Священном Писании (в Ветхом и Новом Завете) всего несколько раз (менее 5), а сердце – более 700 раз. Сердце – особенный человеческий орган, изучению которого мы посвятим не одно занятие. Пока же предлагаю остановиться на понятии внутреннего человека. Внутренний человек = душа.

Многие святые отцы, такие, как Макарий Великий, Антоний Великий, Ефрем Сирин, Иоанн Дамаскин, Григорий Палама, Кассиан Римлянин единогласно и единомысленно утверждали, что душа – это целый человек, но только человек тонкий. Если тело – это грубая плоть, вещественная, тяжелая, осязаемая, обоняемая, то душа – это тонкая плоть, тонкое вещество. Но именно вещество, — это не дух, не призрак! Душа – это тоже тело, которое имеет свою некую плотность, массу, объем. В начале ХХ столетия были попытки измерить физические параметры души. Американский инженер, врач и биолог Дункан Макдугалл пытался установить, изменяется ли масса тела человека и животных в момент смерти. Он установил специальные весы, дожидался смерти и смотрел, на сколько меняются показания массы тела на весах в этот момент. Опытным путем было выяснено, что душа человека имеет приблизительный вес 20-25 грамм. Это примерно в 3000 раз меньше, чем масса среднего человеческого тела. В то же время и сама душа приблизительно в 300 раз тоньше, чем воздух. Не будем останавливаться на цифрах, — они не так важны. Важно понять, что душа – очень тонкая субстанция, но, тем не менее, она тоже имеет некую вещественную плотность и форму. Многие святые отцы (в частности, Макарий Великий), которые видели душу, утверждали, что она имеет форму и вид, полностью соответствующий внешнему виду нашего тела. То есть, у души имелись те же самые глаза, рот, руки, ноги, даже волосы, которые имелись у тела ее хозяина. Об этом вспоминал в ХIX веке и Игнатий Брянчанинов, рассказывая о нескольких случаях, когда его знакомым монахам приходилось воспринимать душу человека вне его тела. К вопросу о том, как выглядит душа, мы еще вернемся.

Но сегодня нам важно понять, что является гимнастикой для внутреннего, а не внешнего человека. Такая гимнастика души, как, впрочем, и телесная гимнастика, тоже будет решать и оздоровительные, и профилактические, и гигиенические, и даже лечебные задачи, когда придется исправлять какие-то повреждения, существующие уже во внутреннем человеке. К сожалению, таких проблем сегодня у каждого человека скопилось много. И по своему личному опыту я могу сказать, что если крепко, изо всех сил, подойти к решению задачи осознания, очищения и воспитания души, начать вгрызаться в гранит постижения тонкой, непростой науки исправления себя, к борьбе со своими различными пороками, страстями, привычками, дурными навыками, мыслями, чувствами, действиями, решениями, при этом, понимая, конечно, с чем вы имеете дело (с душой, с внутренним человеком), то все наши занятия будут обращены к практике. Мы будем стараться обмениваться с вами информацией не только во время поведения занятий, но будем рады получать вопросы на электронную почту pereprava.tv@mail.ru , а также любым другим способом, возможным по ситуации. По указанной выше электронной почте мы можем проконсультировать любого желающего безвозмездно. Наше желание – распространить знания, которыми мы владеем, как можно шире, чтобы люди понимали, что во всех трудных жизненных ситуациях и душевных состояниях лекарство находится рядом, внутри вас. Завершая эту небольшую теоретическую часть, я хочу сказать, что Господь дает нам подсказки по всем затруднительным ситуациям и вопросам. В Священном Писании сказано, что «Царство Божие внутрь вас есть» (Лк.17:21). О чем здесь говорит Спаситель? Конечно, о душе, о сердце человеческом, которое является центром и души, и тела. И вот там, в глубинах души, в этих таинственных клетях человек находит ту дверь, которая соединяет его с Богом. Там и находится Царство Божие. В Евангелии от Матфея Господь говорит своим ученикам: «Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам» (Мф.6:33). Что «это»? Перед этим мы читаем, что «не заботьтесь для души вашей, что вам есть и что пить, ни для тела вашего, во что одеться» (Мф.6:25). Но разве только еда, питье и одежда упоминается Господом? Господь всего подробно не перечисляет, он объединяет все потребности одним словом – «это». И если вы находите контакт со своей душой, начинаете исправлять и растить ее, то практически мгновенно почувствуете удивительное, ни с чем не сравнимое облегчение. На месте уныния, ревности, зависти, гнева, ожесточения, раздражения и прочих негативных разрушительных чувств, которых полным-полно в нашей душе, зараженной грехами страстей, появится облегчение, покой, мир, благорасположение к людям, радость бытия. И эта радость будет присутствовать в душе даже несмотря на, возможно, очень скорбные и тяжелые внешние условия. Многие болезни, в том числе, и хронические, отступят, если вы будете усиленно заниматься гимнастикой для души. В этом тоже наша задача.

Александр Нотин

Источник

Оцените статью