Переходный период спортивной тренировки это

Переходный период спортивной тренировки

Переходный период тренировки нужен для того, чтобы восстанов оптимальную деятельность ЦНС и психологическую устойчиво спортсмена после соревнований и длительной напряженной работ Физическую усталость можно преодолеть в течение месяца. Спортс­мен для поддержания высокого уровня специальной работоспособно сти использует средства активного отдыха.

Для восстановления организма используются: общая и специальй ная физическая подготовка; упражнения, повышающие интерес к за нятиям; игры и эстафеты, способствующие улучшению эмоциональ­ного состояния; упражнения психорегулирующего характера; ванны и баня (сауна); физиотерапевтические средства; массаж и самомас­саж; фармакология.

Рациональный режим заключается в соблюдении распорядка дня, отдыха, питания и сна. Особое внимание уделяется сну, во время кото­рого отдыхают нервные клетки, восстанавливается их работоспособ­ность, накапливается нервная энергия, расслабляется мускулатура, снижается артериальное давление, уменьшается ЧСС.

Упражнения психорегулирующего характера, включающие сред­ства психорегулирующей и аутогенной тренировки, способствуют ре­гуляции дыхания, эффективному расслаблению и напряжению мышц, внушению и самовнушению.

Ванны (углекислые, сероводородные и хвойные) и баня — эффек­тивные средства восстановления. Сауна вызывает потоотделение, улучшает обмен веществ, кровообращение, способствует выведению из организма шлаков, воды, солей.

Физиотерапия назначается при заболевай иях опорно-двигательного аппарата и включает в себя световые и тепловые процедуры, инфра-

Глава 15. Организация и проведение спортивной тренировки • 279

красные и ультразвуковое облучение, солнечно-воздушные ванны, электрофорез, токи (УВЧ и СВЧ).

Массаж и самомассаж благотворно влияют на двигательный аппа­рат (мышцы, связки, сухожилия), через них — на кожу, ЦНС и вну­тренние органы. Массаж улучшает кровоснабжение тканей и мышц.

Фармакологические средства (витамины, протеины, растворы глю­козы, хлористого калия и кальция) обладают анаболическим эффек­том. К ним относятся оротат калия, инозин, имнокислоты (глютами-новая кислота, метионин, лейцин), панангин, хлористый калий.

Годичный или полугодичный циклы состоят из подготовительного, соревновательного и переходного периодов, обеспечивающих приоб­ретение и сохранение спортивной формы. В это время повышаются требования к физической, технической, психологической и тактиче­ской подготовленности спортсменов, уточняются объем и интенсив­ность нагрузок.

Динамика тренировочных нагрузок в подготовительном и соревно­вательном периоде имеет тенденцию к постоянному повышению. Пе­ред соревнованиями интенсивность нагрузки повышается, во время выступлений напряжение особенно возрастает, затем оно постепенно снижается, уменьшается эмоциональная напряженность. В дальней­шем тренировочные занятия проводятся с прогрессивным увеличени­ем нагрузки, которые варьируются в зависимости от вида спорта, его специфики, возраста и подготовленности спортсмена.

Контрольные задания

1. Назовите факторы, от которых зависит качество организации
учебно-тренировочной работы в спортивной секции (команде).

2. Составьте месячный план учебно-тренировочных занятий
для легкоатлета-спринтера.

3. Назовите и дайте характеристику методам, способствующим ста­
новлению спортивной формы волейболиста (баскетболиста).

4. Дайте характеристику соревновательному периоду спортивной
тренировки.

5. Обозначьте воздействие массажа и самомассажа на спортивные
результаты.

Источник

Основы периодизации спортивной тренировки

В большом тренировочном цикле (макроцикле) различают три периода: подготовительный, соревновательный, переходный. Периодизация спортивной тренировки обоснованно фазоциклическим характером становления спортивной формы (состояние оптимальной готовности спортсмена достижения высоких результатов).

Фазы становления спортивной формы: приобретение, сохранение, временная утрата.

Периодизация тренировочных процессов в некоторой степени зависит и от календаря соревновании. Для команд низких разрядов обычно соревнование проводится в короткие сроки и подготовка к ним может быть спланировано в один годовой цикл. Для команд высших разрядов планируется подготовка в два цикла и более.

Подготовительный период. С этого периода начинается каждый новый цикл подготовки. Завершается он к началу соревнований. Подготовительный период делится на три взаимосвязанных этапа: общей подготовки, специальной подготовки, предсоревновательной. Задачи общей подготовки:

1. Создание предпосылок общей выносливости для дальнейшего увеличения объема и интенсивности;

2. Укрепление опорно-двигательного аппарата

3. Расширение функциональных возможностей организма;

4. Развитие двигательных качеств;

5. Восстановление основных двигательных навыков и овладение новыми приемами техники;

Средства – ОФП СФП. На ФП отводится не менее 50% общего времени. На техническую подготовку – 35 — 40% . Прочие виды подготовки – 10 – 15%. Этап общей подготовки включает в себя втягивающий и базовый мезоциклы. Объем превалирует над интенсивностью.

Этап специальной подготовки.

1. Воспитание специальной тренировочной выносливости для перенесения больших нагрузок, повышенной интенсивности.

2. Развитие специальных двигательных качеств

3. Совершенствование приемов техники

4. Совершенствование индивидуальных и групповых тактических действий

5. Овладение новыми системами нападения и защиты

6. Отбор состава команды

Средствами данного этапа являются – специально-подготовительные и соревновательные упражнения. На ФП – не менее 30% времени, ТП – 25%, тактическую – 30%, игровую – 15%

Этот этап включает в себя базовый развивающий мезоцикл. Осуществляется стабилизация объема и повышение интенсивности, что повышает работоспособность спортсмена.

Этап предсоревновательной подготовки

1. Развитие специальной соревновательной выносливости

2. Достижение оптимального уровня подготовки спортсмена

Средства – специально-подготовительные, собственно-соревновательные

По видам подготовки: СФП – 15%, ТП – 20%, тактическая подготовка – 25-30%, игровая 35-40%

Этот этап включает в себя контрольно-подготовительный и предсоревновательный мезоциклы. Контрольно-подготовительный мезоцикл предусматривает 3-4 контрольных матча, участие в турнире. Такие соревнования являются эффективным средством контроля степени подготовленности команды и игроков в отдельности. Предсоревновательный режим преследует главную цель – моделирование соревновательного режима. Снижается объем при сохранении соревновательной интенсивности.

Соревновательный период включает отрезок времени от одной игры до последней основных соревнований.

1. Достижение и поддержание оптимального уровня спортивной формы команды для успешного выступления на основных соревнованиях.

2. Совершенствование эффективности технико-тактических действий

Используются все средства тренировки. При большой продолжительности соревновательного периода между турами восстановительно-поддерживающий мезоцикл, что способствует относительной разгрузке спортсмена. В свободные от игр дни проводятся тренировки. Это помогает поддерживать общий режим нагрузок и дает недостающую нагрузку запасным игрокам.

Переходный период длится с момента окончания соревнований до начала следующего макроцикла. Снижается объем и интенсивность нагрузки.

1. Сохранение тренированности на таком уровне, чтобы начать новый цикл с более высокой ступени чем предыдущий

Средства – упражнения общей направленности, способствующие скорейшему восстановлению спортсмена.

Показатели утомления после нагрузок различной величины (по Д.Харре)

Показатели Средняя нагрузка Большая нагрузка Чрезмерная нагрузка Восстановительный период после чрезмерной нагрузки
Окраска кожи Легкое покраснение Сильное покраснение Очень сильное покраснение или чрезмерная бледность Бледность, сохраняющаяся в течение нескольких дней
Движения Уверенные Увеличение ошибок, снижение точности, появление неуверенности Сильное нарушение координации, вялое выполнение движений, явные ошибки Нарушение движений и бессилие в следующем тренировочном занятии
Сосредоточенность Нормальная, корригирующие указания выполняются, спокойствие полное внимание при объяснении и показе упражнения Невнимательность при объяснении, пониженная восприимчивость при отработке технических и тактических навыков, сниженная способность к дифференциации Значительно сниженная сосредоточенность, большая нервозность, рассеянность, очень замедленная реакция Невнимательность, неспособность к исправлению движений после 24 или 48 часов отдыха, неспособность сосредоточиться во время умственной работы
Общее самочувствие Никаких жалоб, выполняются все задания Слабость в мышцах, затрудненное дыхание, нарастающее бессилие, явно сниженная работоспособность Свинцовая тяжесть в мышцах, головокружение, тошнота Трудное засыпание, беспокойный сон, непрекращающаяся боль в мышцах и суставах, пониженная физическая и умственная работоспособность, учащенный пульс после 24 часов отдыха
Готовность к достижениям Стойкая, желание продолжать тренироваться Пониженная активность, стремление к более длительным паузам отдыха, снижение готовности продолжить работу Желание полного покоя и прекращения работы Нежелание тренироваться на следующий день, безразличие, сопротивление требованиям тренера
Настроение Приподнятое, радостное, оживленное Несколько приглушенное, но радостное, если результаты тренировки соответствуют ожиданию, радость по поводу предстоящей тренировки Возникновение сомнений в ценности и смысле тренировки, боязнь перед новой тренировкой Подавленность, непрекращающиеся сомнения в ценности тренировки, поиск причин для отсутствия на занятиях

Дата добавления: 2019-02-07 ; просмотров: 1139 ; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ

Источник

Переходный период спортивной тренировки это

Основными задачами переходного периода являются обеспечение полноценного отдыха после напряжённых тренировочных и соревновательных нагрузок прошедших периодов годичного цикла, а также поддержание тренированности на определённом уровне для обеспечения оптимальной готовности спортсмена к началу очередного годичного цикла.

Особое внимание должно быть обращено на полноценное физическое и особенно психическое восстановление. Эти задачи определяют продолжительность переходного периода, состав применяемых средств и методов, динамику нагрузок и т. п. Продолжительность переходного периода обычно колеблется от 2 – 3 до 5 – 6 недель и зависит от этапа многолетне подготовки, на котором находится спортсмен, системы построения тренировки в течение года, продолжительности соревновательного периода, индивидуальных особенностей спортсмена.

В переходном периоде в основном используется восстановительно-поддерживающий мезоцикл. Тренировка в этом периоде характеризуется небольшим суммарным объёмом работы и незначительными нагрузками. По сравнению с базовым мезоциклом подготовительного периода объём работы сокращается примерно в 3 раза. Число занятий в течение недельного цикла не превышает 4 – 6; занятия с большими и значительными нагрузками не планируются. Основное содержание переходного периода составляют разнообразные средства активного отдыха и общеподготовительные упражнения.

В переходном периоде наиболее целесообразно проводить занятия комплексной направленности с широким применением игрового метода, сменой средств и мест занятий. В конце переходного периода нагрузка постепенно повышается, уменьшается объём средств активного отдыха, увеличивается число общеподготовительных упражнений. При правильном построении переходного периода спортсмен не только полностью восстанавливает свои силы после прошедшего соревновательного периода, но и настраивается на активную работу в предстоящем подготовительном периоде.

Рисунок № 1. Примерное соотношение (в %) общей, специализированно-физической и специальной подготовки в процессе подготовки. Рисунок № 2. Динамика объёма и интенсивности на различных этапах многолетней подготовки.

Этапы многолетней подготовки | Этапы многолетней подготовки

СП – специальная подготовка | 1 – динамика объема

СФП – специализированно-физическая | 2 – динамика интенсивности (пунктирная подготовка линия).

Источник

Тренировочные циклы: микроцикл, мезоцикл, макроцикл

Содержание

Исторические корни и современное состояние [ править | править код ]

Как следует планировать эффективный тренировочный процесс спортсменов? Это вопрос, который уже давно занимает мысли видных учёных, аналитиков и практиков. В истории древней медицины и философии есть факты, касающиеся формирования и развития теории тренировки. Действительно, процесс её становления насчитывает более 2000 лет и берёт своё начало от известных древних философов и врачей. Так, великие мыслители древности Гален и Филострат могут считаться реальными предвестниками современной теории тренировки. Древнеримский философ и врач Гален (Клавдий Элий Гален — II век н.э.) написал трактат «Сохранение здоровья», где рассмотрел различные аспекты физической подготовки.

Другой пример выдающейся творческой мысли связан с известным древнегреческим ученым Филостратом (Афинским), который жил во II в. н.э. Филострат дал, наверное, первое представление о периодизации тренировочного процесса. В его достопамятном эссе «О гимнастике» есть описание предолимпийской подготовки, которая, по мнению автора, должна содержать такой обязательный компонент программы, как десятимесячный период целенаправленной тренировки (Drees, 1968).

За этим базовым этапом следовал один месяц централизованной подготовки к Олимпийским играм, которые проходили в городе Элис. Видимо, современная практика предолимпийских тренировочных сборов восходит к тому времени (т.е. около 2000 лет назад). Ещё одно предложение Филострата касается составления непродолжительного четырёхдневного тренировочного цикла (последовательности малых, средних и больших нагрузок), который позже был назван микроциклом.

Обзор исследований. В истории древней медицины и философии можно найти запоминающиеся вехи становления теории спортивной тренировки. Эти фрагменты человеческого творчества связаны с именами великих древних мыслителей, таких как Гален и Филострат. Знаменитый римский врач и философ Гален (Клавдий Элий Гален — II в. н.э.) в своем трактате «Сохранение здоровья» предложил оригинальную классификацию упражнений, которая может считаться предшественницей современной периодизации силовой тренировки (Gardiner, 1930). Последовательность его упражнений от «упражнений с проявлением силы, но без скорости» к развитию «скорости отдельно от силы» и, наконец, к интенсивным упражнениям, сочетающим силу и скорость (Robinson, 1955), поражает нас своей логикой и креативностью, хотя в свете современных знаний к ней могут быть вопросы. Другой пример годичной периодизации можно найти в эссе «О гимнастике» выдающегося древнегреческого учёного Филострата Афинского, который жил во II в. н.э. (Drees, 1968). Его описание предолимпийской подготовки содержит обязательный десятимесячный период целенаправленной подготовки с последующим месяцем централизованной тренировки (в городе Элис) перед началом Олимпийских игр. Эта заключительная часть годичного цикла напоминает предолимпийские тренировочные сборы, практикуемые сегодня любой национальной командой. Руководящие принципы, установленные Филостратом и касающиеся последовательности небольших, средних и больших тренировочных нагрузок в пределах четырёхдневного тренировочного цикла, могут служить блестящей иллюстрацией древнего подхода к краткосрочному планированию.

Современная олимпийская эра стимулировала активность, связанную с атлетической подготовкой. Возможно, одна из первых монографий, посвящённых спортивной тренировке высокого уровня, была опубликована Борисом Котовым. Его книга «Олимпийский спорт» (1916) представила оригинальную концепцию периодизации тренировки, предлагавшую три этапа целенаправленной спортивной подготовки к предстоящим соревнованиям: общеподготовительный, более специализированный и специфический.

Дальнейшее развитие теоретических основ спортивной подготовки было осуществлено одним из основателей современной спортивной медицины В.В. Гориневским (1922). Его объёмная публикация содержала обоснование целенаправленной спортивной специализации и объяснение роли разносторонней атлетической подготовки как основного условия эффективной подготовки в конкретном виде спорта. Другой видный аналитик тренировочного процесса Г.К. Бирзин (1925) дал одно из первых описаний биологической природы спортивной подготовки, подчеркнув взаимодействие между утомлением и восстановлением после выполнения упражнений. Автор изложил возможные варианты рациональной последовательности физических нагрузок и восстановления после их выполнения.

Теоретические основы периодизации спортивной тренировки получили дальнейшее развитие в важных публикациях Lauri Pihkala (1930), который постулировал ряд принципов, таких как разделение годичного цикла на подготовительную, весеннюю и летнюю фазы и активный отдых в конце сезона. Он также представил принципы чередования экстенсивных и интенсивных нагрузок, концентрируясь на правильном соотношении «нагрузка — отдых», и основы долгосрочной атлетической подготовки.

Ноу-хау 1930-х годов были творчески адаптированы и интерпретированы в нескольких книгах, изданных в СССР. Это были серьёзные учебники для спортивных вузов по лыжному спорту (Бергман, 1938), плаванию (Шувалов, 1940), лёгкой атлетике (Васильев, Озолин, 1952), в которых содержались соответствующие главы по планированию подготовки. Там она уже подразделялась на общую и специальную; целенаправленная подготовка к соревнованиям была описана надлежащим образом, с особым вниманием на физические, технические и психические факторы.

Несмотря на то что теория спортивной тренировки имела уже достаточно долгую историю, настоящей вехой в её создании стала монография Льва Павловича Матвеева (1964), в которой он обобщил имеющуюся информацию о подготовке спортсменов и предложил общий подход к планированию. Это, в конечном итоге, и стало известно как «классический» подход. В то время, когда теория спортивной тренировки страдала от недостаточности объективных знаний и научно обоснованных принципов подготовки, книга Л.П. Матвеева стала настоящим прорывом в тренерской науке. Таким образом, модель периодизации с логичной структуризацией подготовки спортсмена и чёткой иерархией тренировочных циклов и блоков стала универсальным инструментом для планирования и анализа процесса подготовки во всех видах спорта для спортсменов разного уровня квалификации. В то же время эта доминирующая концепция распространилась по всему миру и появилась в работах других авторов, таких как Нагге (1973), Martin (1980), Bompa (1984) и т.д.

Основные положения традиционной теории [ править | править код ]

Краеугольные камни теории спортивной тренировки — иерархия тренировочных циклов и основы периодизации подготовки. Данная иерархическая система тренировочных циклов, которые периодически повторяются, является центральным звеном теории тренировки (табл. 1). Верхний уровень этой иерархической лестницы занимает четырёхлетний олимпийский цикл, сопоставимый с другими великими событиями в мире спорта. Следующий уровень представлен макроциклами. Макроцикл обычно длится один год, но может быть сокращён до полугода и более. Такая гибкость в делении годичного цикла не имеет отношения к блоковому подходу к периодизации. Макроциклы делятся на тренировочные периоды. Периоды подготовки выполняют ключевую функцию в традиционной теории, потому что они делят макроцикл на две основные части: первую — для более обобщённой предварительной работы (подготовительный период) и вторую — для более специфической по виду спорта работы в специализированном предсоревновательном периоде и участия в соревновании (соревновательный период).

Кроме того, обособленно стоит третий (короткий) период, который предназначен для активного восстановления и реабилитации. Следующие два уровня представленной иерархии занимают мезоциклы (средние тренировочные циклы) и микроциклы (короткие тренировочные циклы). Нижняя ступень этой иерархической лестницы принадлежит тренировкам и упражнениям, которые являются строительными элементами всей системы тренировки.

Таблица 1. Иерархия и продолжительность тренировочных периодов и циклов

Источник

Читайте также:  158620 устройство для тренировки координации реабилитационное
Оцените статью