Партерная гимнастика и ее влияние на физическое развитие ребенка
Благотворное влияние партерной гтмнастики на физическое развитие ребенка школьного возраста
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya.docx | 21.39 КБ |
Предварительный просмотр:
Партерная гимнастика и ее влияние на физическое развитие ребенка .
Для того чтобы понять, что такое партерная гимнастика , сначала нужно дать определения каждому слову этого словосочетания в отдельности. И так первым и ключевым словом является гимнастика , его определение взято из большой советской энциклопедии.
Гимнастика [греч. gymnastike, от gymnazo — тренирую, упражняю (сь)], система специально подобранных физических упражнений, методических приёмов, применяемых для укрепления здоровья, гармонического физического развития и совершенствования двигательных способностей человека, силы, ловкости, быстроты движений, выносливости и др.
Второй частью является слово партерная, от слова партер. Парте́р ( фр. parterre — на земле) — термин, использующийся в разных видах борьбы , который означает борьбу в положении лёжа.
А, теперь прочитав эти определения, мы можем сказать, что же такое партерная гимнастика.
Партерная гимнастика – это система специально подобранных физических упражнений, основной отличительной чертой является то, что они проводятся «на земле», то есть различные упражнения в положении сидя, лежа, на боку, из различных упоров. В основном упражнения в партере выполняются с большой амплитудой движений, однако для увеличения интенсивности их воздействия можно использовать упражнения малой амплитуды. Упражнения могут быть как активные, так и пассивные, статические и динамические, комбинированные и т. п. Комплексы «партерной» гимнастики используются и в учебном процессе по физическому воспитанию для школьников.
Партерная гимнастика – подходит для всех! Партерная гимнастика не накладывает ограничений по возрасту, полу, уровню физической подготовки. Так как все упражнения выполняются лёжа ил и сидя.
Упражнения партерной гимнастики направлены на поддержание двигательной подвижности связок и суставов. Движения разогревают мускулы и делают их более эластичными, формируют правильную осанку и координацию движений. Кроме того партерная гимнастика оказывает благотворное оздоравливающее действие на весь организм.
В последнее время на основе партерной гимнастики созданы комплексы лечебной физкультуры, позволяющие эффективно лечить заболевания опорно-двигательного аппарата.
Партерная гимнастика представляет собой особую систему упражнений, которые призваны укрепить мышцы и развить силу, улучшить или восстановить подвижность суставов, придать тканям, связкам и мышцам эластичность. Кроме этого, благодаря регулярным занятиям улучшаются показатели работы сердечно — сосудистой и дыхательной системы, позвоночник обретает гибкость, улучшается ловкость и точность движений.
Партерная гимнастика даёт детям первоначальную хореографическую подготовку, развитие природных физических данных, формирует основные двигательные качества и навыки, необходимые для успешного освоения классического, историко-бытового, современного и других направлений танцев . Поскольку учебный процесс носит коллективный характер, занятия хореографией, развивают чувство ответственности. Хореография даёт широкий простор для развития творческого потенциала личности. Главная задача заключается в том, чтобы научить детей танцевать красиво в непринуждённой манере, помогающей быть искренним, привлекательным, непосредственным. Хореография формирует у детей грамотное отношение к себе, к своему телу, содействует воспитанию волевых и моральных качеств, укрепляет здоровье.
Значительное место в формировании правильной осанки, выворотности ног, танцевального шага, гибкости, эластичности мышц и связок, занимает партерная гимнастика. Она содействует укреплению здоровья, физическому развитию, корректировке недостатков осанки ребёнка, закаливанию организма, формированию жизненно необходимых двигательных навыков.
Упражнения на полу, или партерная гимнастика позволяет с наименьшими затратами энергии достичь сразу трёх целей:
- повысить гибкость суставов;
- улучшить эластичность мышц и связок;
- нарастить силу мышц.
Мышцы и суставы подготавливаются к классическому, народно-сценическому экзерсису, а так же джаз и модерн танцу, требующие высокого физического напряжения. Эти упражнения способствуют исправлению некоторых недостатков в корпусе, ногах и помогают выработать выворотность ног, развивать гибкость позвоночника, эластичность стоп.
Начинать предпочтительно занятия партерной гимнастикой нужно с детьми 5-6 лет. При этом очень важно помнить о том, что детский организм в это время ещё не до конца сформирован. Его суставы и косточки хрупки. Педагогу не стоит усердствовать на первых занятиях. Болевые ощущения могут испугать ребёнка и оттолкнуть его от вас и от занятий. Обучение должно проходить по принципу «от простого к сложному», в игровой форме. Упражнения могут называться условными словами, которые при исполнении похожи на предмет или образ, например: «лягушка», «кошечка», «колечко», «берёзка», «мостик» и т.д. В качестве музыкального сопровождения можно использовать детские песни и мелодии .
- вытягивание и сокращение стопы. Это упражнение на растягивание ахилловых сухожилий, подколенных мышц и связок, укрепляет все группы мышц ног, приучают к ощущению вытянутости ноги, в том числе пальцев и всей стопы;
- наклоны корпуса вперёд : и.п. сидя на полу, руки за спиной упираются в пол, ноги вместе;
- «лягушка»: и.п. сидя на полу, ноги согнуть в коленях и развести в сторону, при этом стопы соединены подошвенной частью;
- наклоны вправо, влево и вперед: и.п. сидя на полу, развести ноги широко в сторону;
- махи правой и левой ногой: и.п. лёжа на полу, ноги вместе, руки вдоль корпуса;
- медленное поднимание и опускание ног на 90*
- «велосипед» – поочерёдное сгибание и разгибание ног. Упражнение можно выполнять в медленном и быстром темпе;
- «кошечка»;
- «коробочка»;
- «мостик»;
- «берёзка»;
- «берёзка» с касанием стопой пола и сгибанием ног,
- «лодочка» лёжа на животе, руки и ноги вытянуты, одновременное поднимание рук и ног над полом. Упражнение для укрепления мышц спины.
- «колечко» – лёжа на животе взяться руками за щиколотки и поочерёдно поднимать и опускать корпус;
- растяжка правой и левой ноги лёжа на спине.
- «шпагаты»
Танец — прекрасный вид искусства, в котором гармонично сочетаются музыка и пластика движений. Роль танца особенно важна в воспитании гибкого и подвижного тела, откликающегося на музыкальную драматургию, в воспитании благородной осанки, воспевающей красоту античной скульптуры. Средствами танца достигаются техническое совершенство и, самое главное, культура движений, а также тренируется мышечный аппарат будущего исполнителя..
Задача педагога-хореографа состоит в том, чтобы учащиеся понимали свою природу и научились эффективно исправлять свои недостатки и подчёркивать достоинства. Для этого и существуют такие занятия как ритмика, в которой есть раздел — партерная гимнастика. Ежедневные продуманные занятия по партерной гимнастике, степень мастерства педагога, а также интеллекта и трудолюбия ученика позволяют добиться хороших результатов.
Хореографическая партерная гимнастика необходима на всех годах обучения с детьми, дополняя основной процесс обучения и оказывая большую помощь преподавателю хореографии в развитии природных физических данных. Данный материал представляет собой специально разработанный тренинг, упражнения и методика которого подготавливают тело детей к занятиями по хореографии . Партерная гимнастика универсальна ,что позволяет использовать ее для детей с проблемами в интеллектуальном развитии ( неустойчивое внимание, повышенная утомляемость ,слабость процессов возбуждения и торможения)
Педагог дополнительного образования Чурилова Наталья Федоровна
«Центр для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей № 23 Петроградского района»
Источник
Консультация «Что такое партерная гимнастика?»
Светлана Ковалева
Консультация «Что такое партерная гимнастика?»
Что такое партерная гимнастика
1. Цели и принципы организации партерной гимнастики
2. Рекомендации по выполнению упражнений партерной гимнастики
3. Требования к составлению комплекса партерной гимнастики
4. 13 упражнений партерной гимнастики
Что такое партерная гимнастика? В переводе с французского par terre (партер) означает пол, то есть партерная гимнастика – это гимнастика на полу. Это комплекс специально подобранных упражнений, выполняемых на полу в положении сидя, лежа, на боку.
Партерная гимнастика, как правило, выполняется в основной части занятия.
Цели партерной гимнастики
Партерная гимнастикапозволяет с наименьшими затратами энергии достичь следующих целей:
• повысить гибкость суставов;
• улучшить эластичность мышц и связок;
• нарастить силу мышц.
В результате занятий партерной гимнастикой у детей формируется мышечный корсет, тем самым улучшается осанка, укрепляются мышцы стоп, что является профилактикой плоскостопия.
Упражнения партерной гимнастики позволяют улучшить гибкость суставов.
Для достижения наилучшего результата рекомендуем придерживаться определённых принципов.
Принципы организации партерной гимнастики
Наглядность Один из главных общеметодических принципов при работе с детьми дошкольного возраста. Наглядность играет важную роль в обучении движениям и является неотъемлемым условием совершенствования двигательной деятельности. Очень важен показ упражнений преподавателем. Он должен быть чётким, грамотным, в зеркальном изображении
Систематичность Обуславливает необходимость последовательности, преемственности и регулярности занятий. Только при систематических занятиях можно добиться положительного результата
Постепенность Определяет необходимость построения занятий в соответствии с правилами: «от простого к сложному», «от известного к неизвестному»
Доступность Означает, что изучаемый материал должен быть лёгким и одновременно трудным, чтобы стимулировать мобилизацию сил занимающихся
Чередование нагрузки Для предупреждения утомления у детей предусматривается такое сочетание нагрузки, чтобы работа одних мышц сменялась работой других, оставляя возможность для восстановительных процессов, то есть обеспечивало бы чередование нагрузки и отдыха
При выполнении упражнений партерной гимнастики необходимо,чтобы дети:
• обязательно «разогревались» перед упражнениями;
• исполняли медленно и плавно упражнения на гибкость и растяжку;
• выполняли упражнения до лёгкой болезненности;
• соблюдали «правило ровной спины»;
• сохраняли спокойное дыхание;
• выполняли упражнения на растяжку для обеих сторон тела симметрично;
• выполняли упражнения из положений сидя, лёжа, на боку.
Требования к комплексу партерной гимнастики
• Комплекс упражнений партерной гимнастики включает 8–9 упражнений.
• Каждое упражнение повторяется 4–6 раз (в зависимости от возраста).
• Продолжительность комплекса упражнений – 4 занятия.
План составления комплекса игровой партерной гимнастики (по Н. Довбыш)
• Определитесь с упражнениями, которые войдут в комплекс.
• Придумайте идею (на чём будете путешествовать).
• Придумайте названия упражнениям.
• Придумайте ход путешествия.
• Подберите и запишите музыку.
• Музыка должна отвечать требованиям высокой художественности, воспитывать вкус ребёнка, обогащать его разнообразными музыкальными впечатлениями.
• Музыка должна быть с ярко выраженным ритмом и удобным темпом.
• Лучше использовать музыку без слов.
• Характер музыки должен соответствовать образу.
• Музыка должна быть хорошего качества.
Разновидности партерной гимнастики (по Н. Довбыш)
• Традиционная (для детей 6–7 лет).
• Игровая (для детей 4–5 лет).
• «Упражнения в стихах» (для детей 3–4 лет).
Рассмотрим основные упражнения партерной гимнастики.
13 упражнений партерной гимнастики
Упражнение № 1 «Иголочка», «Утюжок» Сгибание и вытягивание стоп. Направлено на укрепление голеностопа, растяжку ахиллова сухожилия, вытянутость ног в коленях и в стопах, укрепление мышц спины. Способствует профилактике плоскостопия. Музыкальный размер – 2/4. Исходное положение – сесть на пол с опорой на руки сзади. На счёт «раз» носки на себя; на счёт «два» вытянуть носки, стараясь коснуться большими пальцами пола
Упражнение № 2 «Солнышко» Круговые движения стопами. Направлено на растяжение связок голеностопа, в будущем позволяет добиться выворотности I позиции. Музыкальный размер – 2/4. Исходное положение – сесть на пол с опорой на руки сзади. Круговые движения стопами
Упражнение № 3 «Складочка» Наклон корпуса вперёд. Упражнение способствует развитию гибкости корпуса вперёд, вытянутости ног в коленях. Музыкальный размер –. Исходное положение – сесть на пол, руки вверх. На счёт «раз-два-три» наклон вперёд, стараясь грудью коснуться ног, руки вперёд, ноги в коленях не сгибать; на счёт «четыре» вернуться в исходное положение
Упражнение № 4 «Лягушка» Упражнение способствует выворотности бедра. Можно исполнять сидя, а также лёжа на животе. Музыкальный размер –. Исходное положение – сесть на пол, ноги согнуть в коленях, бедра отвести назад в стороны, стопы соединить подошвенной частью. На счёт «раз-два-три» опустить их как можно ниже к полу; на счёт «четыре» вернуться в исходное положение
Упражнение № 5 «Уголок» Упражнение направлено на укрепление мышц брюшного пресса. Музыкальный размер – 2/4. Исходное положение – сесть на пол, ноги вместе, стопы вытянуты, спина прямая, немного прогнута. На счёт «раз-два» поднять прямые ноги, на счёт «три-четыре» опустить в исходное положение
Упражнение № 6 «Самолётик» Упражнение лёжа на животе, способствует укреплению мышц спины. Музыкальный размер – 2/4. Исходное положение – лечь на живот, стопы вместе, руки под подбородком. На счёт «раз» поднять корпус, руки развести в стороны («крылья», на счёт «два-три» удержать положение, на счёт «четыре» вернуться в исходное положение
Упражнение № 7 «Плуг» Упражнение способствует гибкости позвоночного столба, укреплению мышц брюшного пресса. Музыкальный размер –. Исходное положение – лечь на спину, руки вытянуть вдоль тела. На счёт «раз-два-три-четыре» поставить ноги на пол за головой; на счёт «пять-шесть-семь-восемь» вернуться в исходное положение
Упражнение № 8 «Рыбка» («Лодочка») Упражнение способствует укреплению мышц спины. Музыкальный размер – .Исходное положение – лечь на живот, руки вверх. Одновременно поднять прямые руки и ноги, верхнюю часть туловища, плечи на (30–40 см, задержать положение на несколько секунд, вернуться в исходное положение. Усложнённый вариант:Исходное положение – лечь на живот, руки вверх. Одновременно поднять прямые руки и ноги. Выполнять перекаты на животе вперёд и обратно
Упражнение № 9 «Корзиночка» Упражнение способствует развитию гибкости спины и укреплению её мышц. Музыкальный размер –. Исходное положение – лечь на живот, разведённые ноги согнуть, руками взяться за стопы. На счёт «раз-два-три-четыре» попытаться выпрямить ноги, приподнимая верхнюю часть туловища; на счёт «пять-шесть-семь-восемь» вернуться в исходное положение
Упражнение № 10 «Колечко» Упражнение способствует развитию гибкости спины и укреплению её мышц. Музыкальный размер – Исходное положение – лечь на животе. Упираясь на руки, прогнуть спину назад. Согнув ноги в коленях, стараться коснуться ногами головы
Упражнение № 11 «Кошечка рассердилась», Упражнение № 12 «Кошечка радуется» Упражнение направлено на развитие гибкости спины и укреплению её мышц. Музыкальный размер – 2/4. Исходное положение – упор на коленях. На счёт «раз-два» спину выгнуть, голову опустить вниз («Кошечка рассердилась», на счёт «три-четыре» спину прогнуть, голову поднять до предела вверх («Кошечка радуется»)
Упражнение № 13 «Перекаты» Музыкальный размер – 2/4. Исходное положение – лечь на спину, руки вверх. Согнуть ноги, прижать колени руками к груди. Покачаться на спине вперёд-назад
Консультация «Что такое пластилинография?» Пластилинография — это техника, принцип которой заключается в создании пластилином лепной картинки на бумажной, картонной или иной основе,.
Консультация для педагогов «Бодрящая гимнастика для дошкольников» Бодрящая гимнастика для дошкольников. Как помочь проснуться малышу в хорошем настроении и активно продолжать день? Провести после тихого.
Консультация для педагогов «Что такое вебинар?» Общаясь с друзьями и коллегами по цеху, пришла к выводу, что многие интересуются такой формой общения и обучения как вебинар, но не все.
Консультация для родителей «Артикуляционная гимнастика для дошкольников» Грамотная, чистая и ритмичная речь ребенка достигается совместными усилиями педагогов и родителей. Такая речь характеризуется правильным.
Консультация для родителей «Что такое внимание?» . Жил человек рассеянный На улице Бассейной. наверно многие помнят это стихотворение С. Маршака. Как часто наши дети похожи на такого.
Консультация для родителей «Гимнастика для глаз» Очень важно помнить и не забывать, что зрение нужно беречь с раннего детства. А взрослые должны этому уделять большое значение. Сейчас.
Консультация для родителей «Гимнастика для глаз» Сейчас,когда нам приходится сидеть дома,наши дети стали много времени проводить у телевизора и компьютера. Снять напряжение с глаз можно.
Консультация для родителей «Гимнастика для глаз юным блогерам» 14 июня международный день блогера. Наши дети растут в мире, где компьютер — такая же привычная вещь, как телевизоры, автомобили, электрическое.
Консультация для воспитателей «Гимнастика пробуждения» Здоровье — это большой дар, без которого трудно сделать жизнь счастливой, интересной и долгой. Здорового ребенка легче растить, учить и.
Источник