Пальчиковая гимнастика зубными щетками

Пальчиковые игры с использованием нестандартных предметов

Надежда Бородулина
Пальчиковые игры с использованием нестандартных предметов

Игры с зубными щётками

Материалы: зубные щётки по количеству детей

Я возьму зубную щётку, Растирают щеткой подушечки пальцев

Чтоб погладить пальчики. правой, затем левой руки, начиная с

Станьте ловкими скорей, большого пальца и заканчивая

Пальчики — удальчики! мизинцем.

Игры с резинкой для волос

Материалы: маленькие резинки для волос по количеству детей, можно по 5 резинок на ребёнка.

Дети надевают резинку на каждый палец руки, начиная с большого пальца и заканчивая мизинцем, затем меняют руки.

Я — пальчик первый,я большой! Надевают резинку на большой палец,

Указательный — второй! на указательный,

Третий пальчик — средний! на средний,

Четвёртый — безымянный! на безымянный,

А пятый мизинчик — на мизинец. Щепоткой показывают что

Он самый маленький, румяный! мизинец маленький,и дотрагиваются

указательными пальцами до щек

Игры с шестигранными карандашами

Материалы: карандаши по количеству детей.

У ходиков песня такая: Тик. Тик. Тик.

У птички- синички такая : Пик. Пик. Пик.

У поросёнка такая : Хрю. Хрю. Хрю.

У ёжика песня такая: Плюх. Плюх. Плюх.

У кисоньки песня такая: Мяу. Мяу. Мяу.

А у рыбёшки какая?

Дети катают карандаш между ладонями. Подносит указательный палец

любой руки ко рту-» ротик на замочек».

Дети с удовольствием играют в платочки. Играем на эмоции Радость-грусть.

Печем блинчики, как у мамы.

Стираем вместе с мамой.

Мама вечером стирала, Берут платочек в обе руки и имитируют

А я рядышком стояла, стирку белья.

Не стирала-охала- Покачивают головой вправо, влево.

Ох, ох, ох. Голосовое включение.

Да глазами хлопала- Дети разводят в разные стороны пальцы

рук,подносят их к лицу и имитируют

Хлоп, хлоп, хлоп. Голосовое включение.

Да ногами топала- Дети топают ногами.

Топ, топ, топ. Голосовое включение.

Лучше б было не стоять, Дети берут платочек в обе руки и

А взять и маме помогать! имитируют стирку белья.

Цель: развитие координации движений мелкой моторики рук через нетрадиционное использование различных предметов.

1. Формирование познавательной активности и творческого воображения детей.

2. Закрепление проговаривания стихов одновременно с движениями пальцев рук.

1. Развитие артикуляционной и мелкой моторики.

2. Развитие зрительного, слухового восприятия, творческого воображения.

3. Развития тактильной чувствительности рук.

4.Развитияпсихическихпроцессов: внимания, памяти, мышления, воображения.

5. Развитияе восприятия и переключения на разные виды деятельности.

6. Совершенствования двигательной памяти.

7. Развитие речемыслительной деятельности.

8. Развитие мимической мускулатуры.

1. Создание положительного эмоционального фона, радости,ожидания праздника.

2. Воспитание усидчивости, умение доводить начатое дело до конца.

3. Формирование дружеских взаимоотношений.

Мастер-класс «Осенние листочки» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение центр развития ребёнка детский сад №18 п. Гирей муниципального образования.

Пальчиковые игры Игры с зубными щетками. Растираем зубной щеткой сначала подушечку пальчика, затем медленно опускаем его к основанию. Я возьму зубную щетку,.

Источник

Пальчиковая гимнастика зубными щетками

Автор: Худовекова Жанна Юрьевна

Организация: МБДОУ № 104

Населенный пункт: Мурманская область, г. Мурманск

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования установил требования к условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования, направленные на создание социальной ситуации развития для детей и обеспечивающее поддержку их инициативы и самостоятельности в специфических для них видах деятельности, ведущим из которых является игра, ее обогащение, выделение достаточного игрового времени и создание ограниченного игрового пространства.

Игре, как форме организации детской деятельности, отводится важная роль. Это особая деятельность ребенка , посредством которой он органично развивается , познает огромный пласт человеческой культуры взаимоотношений, помогает решать образовательные задачи.

Одним из вариантов развивающих игр являются пальчиковые игры. Это замечательный способ формирования устной речи ребенка и мелкой моторики рук, прекрасная возможность в интересной игровой форме привить культурно-гигиенические навыки, корректировать эмоциональное состояние, а также увлекательный способ провести время с пользой. Благодаря таким играм вырабатывается навыки общения с другими детьми и взрослыми.

В ходе игры расширяется кругозор; дети получают элементарные представления о труде взрослых, окружающем мире.

При подборе игр необходимо помнить об индивидуальных и возрастных особенностях.

1. Взрослый сам показывает игру.

2. Взрослый показывает игру, манипулируя пальчиками и ручкой ребенка.

3. Взрослый и ребенок выполняют вместе, текст говорит взрослый.

4. Ребенок все делает сам, помощь взрослого по необходимости.

  • Не проводить холодными руками ( согреть потерев друг об друга);
  • Если в игре есть новые понятия или слова – объяснить заранее;
  • Если сюжет игры позволяет можно « бегать» пальчиками по руке или спинке ребенка, щекотать , гладить и др.;
  • Делать в подходящих местах паузы;
  • Выбрав 2-3 игры , постепенно заменяя их новыми;
  • Проводить занятия весело, эмоционально; не делать замечания малышу.

На ряду с традиционными пальчиковыми гимнастиками (например « Белочка»)

Сидит белка на тележке, продает она орешки.

(попеременно стучи кулачком по противоположной ладошке)

Лисичке – сестричке, воробью , синичке.

Мишке толстопятому, заиньке усатому. (Поглаживаем по очереди подушечки пальцев левой руки).

Кому в платок, кому в кузовок

Кому в зобок, кому в тряпочку, кому в лапочку.

(Поглаживаем по переменно, подушечки пальцев правой руки.)

Существуют не традиционные пальчиковые гимнастики .

В них используются различные предметы.

Пальчиковая гимнастика с прищепками «Котенок –кусака»

Поочередно кусать прищепкой ногтевые фаланги , от указательного к мизинцу и обратно, на ударные слоги. После первого двустишия — смена рук.

Кусается больно котенок-малыш

Он думает это не палец , а мышь.

Но я же играю с тобою глупыш,

А будешь кусаться, скажу тебе-кыш.

Пальчиковая гимнастика с использованием платочка « Проглот»

Берем небольшой платок за угол и показываем, как целиком собрать его в ладонь.

Это удобней делать на столе не отрывая основания ладони.

У меня живот проглот.

Скушал весь платок и вот,

Сразу стало у проглота

Брюхо ,как у бегемота.

Пальчиковая игра «Горошки»

Можно использовать горох, фасоль, орешки , и т.д.

Насыпаем материал на блюдце и пытаемся набрать в ладошку, при этом стараться удерживать уже набранный.

С блюда я беру горошки

Словно птица хлеба крошки .

И полны мои ладошки

Руки держат все горошки.

Пальчиковая гимнастика с использованием зубной щетки «Веселые человечки»

(на первые 4 строчки раскрываем и закрываем ладошки, дальше по тексту)

Утром пальчики проснулись,

Потянулись и встряхнулись.

За работу принялись.

Взяли щеточку скорей,

Чтобы быть нам здоровей.

Мы возьмем зубную щетку и погладим пальчики,

Станьте пальчики скорей

Бежали мимо речки смешные человечки.

(гладим ладошку щеточкой)

(удары по каждому пальчику)

(рисуем круг на ладошке)

Забрались на мостик,

(переползли ,щеточку не отрывая на верхнюю часть ладошки)

(стучим по косточкам щеткой)

А потом бултых в речку

Где же человечки?

(спрятать щеточку в кулачек).

Начать разучивать игру рекомендуется с младшего возраста. Но и старшие дети с удовольствием

Играют в пальчиковые игры, разученные еще в младшем возрасте. Главное учитывать время и место игры.

Литература

1. Борисова Е.А. Пальчиковые игры для детей 4-5лет/Е. А. Борисова//Логопед.-2006.№1

2. Крупенчук О.И.Тренируем пальчики- развиваем речь! Младшая группа детского сада/ О.И.Крупенчук.-СПб.:Литера,2009.-32с.

3. Развиваем мелкую моторику. Комплекс упражнений « Умелые ручки/ авт.- сост.А.Ю.Хвостовцев.-2-еизд.,стер.-Новосибирск:Сиб.унив. изд-во, 2010.-174с.

4. Шарикова Е. Пальчиковые игры/ Е. Шарикова.-М.:Стрекоза,2010.-64с.

5. Пальчиковые игры и упражнения для детей 2-7 лет/ сост. Т.В. Калинина. — Волгоград: Учитель, 2012.-151с.

Источник

Картотека нетрадиционных пальчиковых игр

Алла Петрухина
Картотека нетрадиционных пальчиковых игр

Пальчиковаягимнастика решает множество задач в развитии ребенка:

— способствует овладению навыками мелкой моторики;

— помогает развивать речь;

— повышает работоспособность головного мозга;

— развивает психические процессы: внимание, память, мышление,

— развивает тактильную чувствительность;

Пальчиковые игры очень эмоциональны, увлекательны. Предлагаем вашему вниманию нетрадиционные пальчиковые игры и упражнения на развитие мелкой моторики, которыми можно заниматься как в детском саду, так и дома.

Работу по развитию пальцевой моторики следует проводить систематически 2—3 раза в день по 3—5 мин, а пальчиковую гимнастику в комплексе с артикуляционной в специально отведенное в течение дня время.

Пальчиковый тренинг должен быть разнообразным, эмоционально-приятным, неутомительным и динамичным. С большим увлечением дошкольники выполняют двигательные упражнения с использованием нетрадиционного материала.Такие задания превращаются в занимательную игру: «пальчики-музыканты», «пальчики-фокусники», «пальчики-путешественники» и т. п.

Интерес и яркий эмоциональный настрой вызывают у детей пальчиковые игры на бумаге. Оказывается, можно рисовать не только кисточкой, но и пальчиками, косточками, камешками, ракушками, пуговицами, веревочками. Волшебные превращения этих материалов в картинки радуют детей.

Нетрадиционные «Пальчиковые игры» — это игры с различными предметами, которые всегда есть в обиходе.

Игра «Карандаш» с использованием карандаша с гранями.

Карандаш в руках катаю,

Между пальчиков верчу.

Непременно каждый пальчик,

Быть послушным научу.

Игра «Мячик» с использованием мяча-ежика.

Я мячом круги катаю,

Взад перед его гоняю,

Им поглажу я ладошку,

Будто бы сметаю крошку,

И помню его немножко,

Как сжимает лапу кошка.

И другой рукой начну.

А теперь последний трюк:

Мяч летает между рук.

(переброс мяча из руки в руку)

А теперь поиграем в следующую игру, где используем мяч-ежик.

Не ползет и не бежит-

Над цветком она кружит.

За витком идет виток-

Вот и села на цветок.

Игра «Котенок кусака» с использованием бельевой прищепки.

Поочередно «кусать» прищепкой ногтевые фаланги от указательного к мизинцу и обратно,на ударные слоги стиха.

После первого двустишия-смена рук

Кусается больно котенок-малыш

Он думает: это не палец, а мышь

Но я же играю с тобою, глупыш,

А будешь кусаться,- скажу тебе «Кыш!»

Игра «Заяц и ежик» с использованием бус.

Понадобится бусы вытянутые в нитку из 17 бусин. Центральная бусина — большая или другого цвета. Ребенок берет за края и, одновременно обеими руками перебирая по одной бусине, двигаясь к центру.

На центральной бусине руки встречаются и начинают расходиться, так же перебирая по бусине, но уже в противоположные стороны.

Заяц и ежик навстречу друг другу

Шли по дорожке, по полю, по лугу.

Встретились — и разбежались они.

Быстро бежали — поди догони!

Игра «Проглот» с использованием носового платка

Берем небольшой носовой платок за уголок и показываем ребенку, как целиком вобрать его в ладонь, используя пальцы только одной руки. Другая рука не поиогает! Предлагаем тоже самое сделать ребенку поочередно.

У меня живот проглот-

Весь платок он скушал, вот!

Сразу стало у проглота

Брюхо, как у бегемота!

Для этой игры используем коврик с пуговицами.

Игра «Пальцеход» с использованием пуговиц.

Ребенок «ходит» по ним указательными и средними пальцами обеих рук,наступая на пуговицы на каждый ударный слог.

Ходит цапля по болоту

На прогулку, на работу-

Очень нужно цапле там

Взять еду своим птенцам!

Подберите пуговицы разного размера и цвета. Попробуйте выложить рисунок мячика, дома Вы можете попросить малыша сделать такой же. После того, как ребенок научится выполнять задание, предложите ему придумать свои варианты рисунков. Из пуговичной мозаики можно выложить цветок, неваляшку, снеговика, бабочку, бусы и т. д. Пуговицы можно нанизывать и на нитку, изготавливая бусы.

Игры с сыпучими материалами.

Для занятия необходимо взять мелкую крупу: гречку, рис, пшено. Рассыпать на подносе тонким слоем и показать малышу, как можно на ней рисовать. Прежде чем приступить к рисованию, позвольте ребенку удовлетворить потребность изучить предлагаемый материал. Разровняйте крупу и проведите по ней пальцем, оставляя след, потом возьмите пальчик ребенка и проведите по крупе. Так, от занятия к занятию, малыш научится рисовать не сложные рисунки на крупе. Не торопите его, для занятия достаточно сделать всего один рисунок.

Насыпаем в емкость горох или фасоль. Ребенок запускает туда руки и изображает, как месят тесто.

Из емкости сначала одной рукой перекладываем фасоль в банку. Затем двумя руками одновременно, попеременно большим и средним пальцами, большим и безымянным, большим и мизинцем.

Насыпаем фасоль на блюдце. Большим и указательным пальцами берем горошину и удерживаем ее остальными пальцами как при сборе ягод, потом берем следующую горошину, потом еще и еще — так набираем, целую горсть. Можно делать это одной или двумя руками.

На яркий поднос тонким равномерным слоем рассыпаем мелкую крупу. Проведем пальцем ребенка по крупе. Получится яркая контрастная линия. Позвольте малышу самому нарисовать несколько хаотических линий. Затем попробуйте вместе нарисовать какие-нибудь предметы (забор, дождик, волны, буквы и т. д.).

Игра «Горох и фасоль»

В ведро насыпали горох

И пальцы запустили,

Устроив там переполох,

Чтоб пальцы не грустили.

В ведре не соль, совсем не соль,

А разноцветная фасоль.

На дне-игрушки для детей,

Мы их достанем без затей.

Игра «Горошки» с использованием гороха

Насыпаем горох на блюдце. Ребенок большим и указательным пальцами берет горошины одной за другой и удерживает их в руке, и так набирает целую горсть.

С блюдца я беру горошки

Словно птица клювом крошки.

И полны мои ладошки-

Руки держат все горошки.

Таким образом, использование нетрадиционных техник развития ручной умелости в работе с детьми — это огромная возможность думать, пробовать, искать, экспериментировать, а самое главное развиваться.

Самомассаж кистей и пальцев рук (по Йосиро Цуцуми, модифицированный).

Этот массаж желательно сопровождать веселыми рифмовками («приговорками», стихами.

Массаж пальцев, начиная с большого и до мизинца. Растирать зубной щеткой сначала подушечку пальца, затем медленно опускаться к его основанию.

Я возьму зубную щетку,

Чтоб погладить пальчики.

Станьте ловкими скорей,

Пальчики-удальчики.

Массаж поверхностей ладоней мячиками-ежиками, прыгунками.

Вертеть их в руках, щелкать по ним пальцами и «стрелять», состязаясь в меткости.

Мячик мой не отдыхает,

На ладошке он гуляет.

Взад-вперед его качу,

Вправо-влево — как хочу.

Сверху — левой, снизу — правой

Я его катаю, браво.

Массаж грецкими орехами (каштанами).

Катать два ореха между ладонями. Прокатывать один орех между двумя пальцами.

Научился два ореха

Между пальцами катать.

Это в школе мне поможет

Буквы ровные писать.

Массаж «четками». Перебирание «четок» (бус) развивает пальцы, успокаивает нервы.

Считать количество «бус» (в прямом и обратном порядке).

Дома я одна скучала,

Бусы мамины достала.

Бусы я перебираю,

Свои пальцы развиваю.

Пальчиковый тренинг

«Узелки» — перебирать веревочки с узлами пальцами, называя по порядку день недели, месяцы, предметы по лексическим темам, гласные звуки.

«Щелчки» — каждым пальцем по бусам, закрепленным на дуге ширмы.

«Кус-кус» — бельевыми прищепками поочередно «кусать» ногтевые фаланги (подушечки) на ударные слоги стиха от большого пальца к мизинцу.

«Прогулка» — с помощью подставки под горячее «ходить» указательными и средними пальцами по клеточкам, на каждый ударный слог стиха делая по шагу. Можно «ходить» средним и безымянным, безымянным и мизинцем правой и левой руки поочередно или одновременно.

На прогулку мы пойдем,

И в футбол играть начнем.

И с хорошей тренировкой

Каждый станет сильным, ловким.

«Лыжники»«вставать» в углубления больших пуговиц (пробок) указательными и средними пальцами, двигаться, делая по шагу на каждый ударный слог стиха.

Две новые кленовые

На них поставил две ноги,

И по большим снегам беги.

«Волшебные превращения веревочки» — из различной длины и цвета веревочек, проволочек заплетать косички, рисовать цветы, животных, буквы.

«Пристёгивание разных фигур» — вырезаются прямоугольники из плотной матерчатой ткани, к ним пришиваются пуговицы, при помощи которых пристёгиваются разные фигуры с прорезями-петлями.

«Музыканты» — нажимать сначала пальцами одной руки, потом другой и обеими руками вместе на «клавиатуру» из поролона с приклеенными пуговицами, сопровождая игру произнесением звуков, слогов, слов, чистоговорок, стихов на отрабатываемый звук.

ша-ша-ша — в доме у нас Маша;

шо-шо-шо — Маша ведет себя хорошо;

шу-шу-шу — на руках ее ношу;

ши-ши-ши — калоши у Маши очень хороши.

«Мой веселый мяч-прыгун» — прокатывать мяч пальцами правой или левой руки по «Спирали», «Универсальному панно», одновременно рассказывая стихи на автоматизацию, дифференциацию звуков.

Трудно мячик мне вести

Прямо по дорожке —

Так и хочется ему

Спрятаться в ладошке.

«Фокусник» — собрать (скомкать) кусочек полиэтилена (носовой платок) пальцами в ладонь, начиная с угла (кусочки полиэтилена торчать из кулачка не должны).

• Рисование — рисовать «цветы» веревочками, пуговицами, камушками, косточками, ракушками, пробками от пластмассовых бутылок.

Также ребёнку можно предложить:

• кистевые эспандеры, дутые ручки от молочных пакетов – для развития мышечной силы кисти;

• бигуди и щётки для волос, ребристую деталь от одноразового медицинского шприца, математические счёты – для массажа и самомассажа ладоней;

• клавиатуру старого компьютера, кнопочный телефон, бельевые прищепки и плотную (картонную) основу для них – для развития дифференцированных движений пальцев рук;

«Сухой бассейн» — ёмкость, наполненная горохом или фасолью, — для самомассажа кистей; мелкие игрушки для вытаскивания из «сухих бассейнов».

«Волшебные мешочки» — воздушные шарики, наполненные разным количеством семян фасоли, ребёнок ощупывает шарики тактильным методом, находит фасоль и говорит, какое количество фасоли в каком шарике спряталось.

Тренируйте пальчики!

Станет рука сильной,

А речь красивой.

Развитие речи младших дошкольников посредством использования нетрадиционных пальчиковых игр С каждым годом жизнь предъявляет все более высокие требования не только к нам, взрослым людям, но и к детям: неуклонно растет объем знаний,.

Картотека зимних пальчиковых игр ЗИМНИЕ ПАЛЬЧИКОВЫЕ ИГРЫ Медведь в берлоге крепко спит, Всю зиму до весны сопит. Спят зимою бурундук, Колючий ежик и барсук.

Картотека пальчиковых игр для детей 3–4 лет Картотека пальчиковых игр для детей 3-4 лет. Табунок Это помощники мои, (руки находятся на столе, ладони внизу). Их как ты хочешь, поверни.

Картотека пальчиковых игр ПАЛЬЧИКОВАЯ ГИМНАСТИКА ДЛЯ ДЕТЕЙ 4-5 ЛЕТ. Овощи У девчушки Зиночкики овощи в корзиночке (Дети делают ладошки «корзинкой».) Вот пузатый.

Картотека пальчиковых игр, динамические паузы КАРТОТЕКА ПАЛЬЧИКОВЫХ ИГР И ДИНАМИЧЕСКИХ ПАУЗ Пальчиковая игра «Осень, осень» Осень, осень, трем ладошки друг о друга Приходи.

Картотека пальчиковых игр для детей 2–3 лет Картотека пальчиковых игр с детьми от 2-3лет. «Елочка» «Перед нами елочка: сидя, дети соединяют кончики пальцев, делают «елочку» Шишечки,.

Картотека пальчиковых игр «Птицы» » Стайка» Пой-ка,подпевай-ка: Десять птичек — стайка. (Хлопаем в ладоши) Эта птичка- соловей (Поочередно загибаем пальчики на правой руке.

Картотека пальчиковых игр средняя группа КАРТОТЕКА ПАЛЬЧИКОВЫХ ИГР СРЕДНЯЯ ГРУППА. МОЯ СЕМЬЯ Этот пальчик — дедушка, Этот пальчик — бабушка, Этот пальчик — папочка, Этот пальчик.

Картотека пальчиковых игр в младшей группе Мы пришли в детский сад. «Солнце» Пальцы широко раздвину. (Перекрещенные ладони прижать друг к другу, Руки так соединю. (пальцы раздвинуты.

Картотека пальчиковых игр для детей 3–4 лет Хлеб Муку в тесто замесили, Сжимают и разжимают пальчики. А из теста мы слепили: Прихлопывают ладошками, «лепят». Пирожки и плюшки, Сдобные.

Источник

Читайте также:  Комплекс упражнений с роллами
Оцените статью