Пальчиковая гимнастика зачем она нужна

Консультация для родителей «Для чего нужна пальчиковая гимнастика»

Тарасенко
Консультация для родителей «Для чего нужна пальчиковая гимнастика»

«Для чего нужна пальчиковая гимнастика»

Консультация для родителей

Подготовила музыкальный руководитель: Тарасенко Н. Ю.

Ум ребенка находиться на кончиках его пальцев»

(В. А. Сухомлинский)

Пальчиковая гимнастика – это развитие мелкой моторики – очень важное и нужное занятие. Работа пальчиков напрямую связана с деятельностью головного мозга, стимулирует ее. Чем лучше развиты пальчики, тем лучше и быстрее развивается ребенок, об этом знали ещё в далёком прошлом. Из поколения в поколение наши предки передают такие пальчиковые игры и гимнастики как «Сорока — белобока», «Идёт Коза рогатая».

Во время исполнений пальчиковых гимнастик, развивается речь ребенка и раскрывается творческие способности. Ведь пальчиковая гимнастика, это своего рода игра, спектакль, сценка, только исполняется она не актёрами а всего одним лицом, ребёнком. Малыш учится самостоятельно играть, что-то придумывать, творить, выразительно по ролям произносить текст, владеть своими пальчиками, чётко и ритмично проговаривать слова, ребёнок подражает взрослому, он начинает понимать смысл речи, развивается воображение, фантазия, воспитывается дисциплина.

На музыкальных занятиях, пальчиковые игры играют важную роль. Ребёнок переключается с одного вида деятельности на другую, причём ему очень нравится заниматься пальчиковой гимнастикой, в это время он отдыхает, играет и одновременно развивает свои способности. Укрепляются мышцы кисти руки, что необходимо важно при обучении игре на инструментах. Заучивание стишков, прибауток развивает память, речь, интонационную выразительность. При проговаривании потешки разными голосами, у ребёнка развивается звуковысотный слух и голос, всё это благотворно влияет на развитие певческих навыков.

Пальчиковые игры в домашних условиях, дают возможность родителям играть, общаться с малышами, радовать их и, вместе с тем развивать речь и мелкую моторику. Ведь в наше современное время, родители мало уделяют время ребёнку. От большого потока информации, ребёнку обязательно нужно отдохнуть, поиграть, пообщаться с родными и близкими, переключить своё внимание. Пальчиковые игры и гимнастики помогут как ребёнку, так и родителям. Ребёнок получает разнообразные сенсорные впечатления, у него развивается внимательность и способность сосредотачиваться. Такие игры формируют добрые взаимоотношения между детьми, а также между взрослым и ребёнком.

Пальчиковые игры, предлагаемые для малышей, помогают развитию детского творчества, поэтому ребенка надо чаще хвалить, даже если у него не все получается с первого раза.

Упражнения для пальчиковой гимнастики подбираются с учетом возраста ребенка.

При проведении пальчиковыхигр следуют учитывать рекомендации:

1. Упражнение начинается с объяснения его выполнения и показа.

2. Упражнения выполняются медленно и, вслух, чётко, ритмично и выразительно проговаривается текст.

3. Затем, несколько раз повторяется в медленном темпе, но ритмично и громко проговаривая слова.

4. Уже в темпе, ритмично выполнять пальчиковую гимнастику.

Работая по программе «Ладушки», понимаешь, какой неоценимый вклад внесли авторы И. Каплунова и И. Новоскольцева в развитие наших малышей.

Предлагаю некоторые примеры пальчиковой гимнастики для родителей которые я использую на музыкальных занятиях.

в младшей группе (дети 3-4 лет)

Гули – голубочки. (Махать руками, как крыльями).

Сели на головку,

На головку дочке. (Положить руки на голову).

Помаши ладошкой! (Махать кистями, «прогоняя гулю»).

Бабушка очки надела

И внучаток разглядела.

(Соединить большой и указательный пальцы каждой руки отдельно в «колесико», приложить к глазам и посмотреть в «очки». Встряхнуть кисти рук, сделать «очки» из большого и среднего пальцев. Выполнить упражнение несколько раз, делая «очки» из разных пальцев. Посмотреть друг на друга, на воспитателя. Спросить детей, хорошо ли им видно в очках).

Обязательно встряхивать кисти рук, сбрасывая мышечное напряжение.

Тики-так, тики-так, (произносит высоким голосом):

Так ходики стучат.

(Указательные пальцы поднять вверх и ритмично покачивать ими вправо – влево).

(произносит в среднем регистре):

Так колесики стучат.

(Пальцы обеих рук широко раздвинуть, ладони прижать друг к другу, выполнять скользящие движения пальцами от себя к себе, не отрывая ладоней друг от друга)

(произносит низким голосом):

Так стучит молоток.

в средней группе (дети 4-5 лет) .

Побежали вдоль реки

(Движение указательного и среднего пальцев обеих рук по бедру и коленям (пальчики бегут)

Произносить слова четко, постоянно ускоряя темп. Ребёнок только выполняет движения.

Вот кот Мурлыка ходит,

Он все за мышкой бродит.

(Легкими, свободными кистями рук выполнять движение «кошечка»)

Мышка, мышка, берегись,

Смотри, коту не попадись!

(Погрозить пальчиком левой руки, затем правой)

(Сделать резкое движение пальцами обеих («кошечка) и сжать пальцы в кулаки)

Этот пальчик – бабушка,

(Указательным пальцем левой руки дотронуться до большого пальца правой руки)

Этот пальчик – дедушка,

(Дотронуться до указательного пальца)

Это пальчик – мамочка,

(Дотронуться до среднего пальца)

Этот мальчик – папочка,

(Дотронуться до безымянного пальца)

Этот пальчик – я!

(Дотронуться до мизинца)

А это вся моя семья! (Положить ладонь правой руки на ладонь левой и пожать ее. Выполнить это же упражнение, поменяв руки)

в старшей группе (дети 5-6 лет) .

(Сжать пальцы обеих рук в кулачки, большой палец поднять)

В загоне у фермера жили,

(Сделать из пальцев «плетень»)

И между собою дружили.

(Сложить руки в замочек)

У каждой росло по четыре ребенка –

Четыре веселых смешных поросенка.

(Большой палец прижать к ладони, шевелить остальными пальцами)

И вместе все восемь любили играть,

Плескаться в воде, кувыркаться, плясать.

(выполнять произвольные движения руками)

А вечер настанет – и к маме бегут,

(Большой палец прижать к ладони и шевелить остальными пальцами)

Лягут в загоне и вместе заснут!

(Сделать из пальчиков «плетень»)

«Дружат в нашей группе»

Дружат в нашей группе

Девочки и мальчики.

(Пальцы обеих рук соединить в замок)

Мы с тобой подружим

Маленькие пальчики.

(Ритмичные касания пальцев обеих рук)

Раз, два, три, четыре, пять

(Поочередное касание пальцев на обеих руках, начиная с мизинца)

Начинай считать опять:

(Руки опустить вниз, встряхнуть кистями)

Раз, два, три, четыре, пять,

Мы закончили считать!

«Мы делим апельсин»

Мы делим апельсин

(Пальцы обеих рук широко расставлены, соприкасаются только кончики одноименных пальцев)

Апельсин всего один.

(слегка раздвинуть руки и выполнять легкие повороты кистями в противоположные стороны. На слово «один» большие пальцы обеих рук прижать к ладоням, остальные пальцы поднять вверх)

Эта долька – для кота,

(загнуть указательные пальцы)

Эта долька – для ежа,

(Загнуть средние пальцы)

Эта долька – для улитки,

(Загнуть безымянные пальцы)

Эта долька – для чижа,

Ну, а волку – кожура!

(Поднять руки вверх и, быстро выполняя движение «фонарики», опустить кисти рук вниз)

Он сердит на нас, беда!

(Погрозить пальцем)

Разбегайтесь кто куда!

(спрятать руки за спину)

в подготовительной к школе группе (дети 6-7 лет) .

(Ладони сомкнуты, пальцы прижаты друг к другу. Мизинцы четыре раза энергично касаются друг друга).

(Три раза касаются друг друга указательные пальцы)

(Снова касаются друг друга мизинцы)

(Соприкасаются указательные пальцы)

(Безымянный и средний пальцы дважды скрещиваются с теми же пальцами другой руки)

(Эти же пальцы «целуются» (легкое касание)

(Безымянный и средний пальцы дважды скрещиваются с теми же пальцами другой руки)

(Эти же пальцы «целуются» (легкое касание).

На двери замок – чудак.

Не открыть его никак.

(Пальцы сцеплены в «замок»)

Я его и так, я его и сяк.

Я его туда, я его сюда.

(Несколько раз эмоционально и с ускорением выворачивать «замок» в разные стороны)

Ну никак не открывается!

(Выполнять потягивание, пытаясь открыть «замок»)

Вынул связку я ключей –

(Энергично встряхивать кистью одной руки)

Ну-ка, ключик, поскорей!

Этот ключик не подходит,

Этот ключик не выходит,

Этот ключ не открывает,

Этот ключ не вылезает.

Этот ключик – от сарая.

(Поочередно, начиная с мизинца, крутить пальцы одной руки в кулачке другой; безымянный и указательный пальцы «застревают в замке»)

Вынул связку я другую

(Те же движения выполнять другой рукой)

Этот ключик не подходит,

Этот ключик не выходит,

Этот ключ не открывает,

Этот ключ не вылезает.

Этот ключик – от рояля – (Поднять большой палец вверх)

— Дверка, миленькая, откройся!

— Входите, пожалуйста! – (Развести руки в стороны)

В гости к пальчику большому

(Руки поднять вверх, пошевелить большими пальцами и прижать их к ладоням)

Прибегали прямо к дому

(Энергично пошевелить четырьмя остальными пальцами)

Указательный и средний,

Безымянный и последний —

(Прижимать к ладони те пальцы, о которых говорится)

Сам мизинчик – малышок

Постучался на порог.

(Постучать кулачком о кулачок)

Все пальчики – друзья,

(Пожать ладошкой ладошку)

Друг без друга нам нельзя!

(Пальцы одной руки соединить с соответствующими пальцами другой руки)

Ценность пальчиковых игр в том, что дети их любят, детям они доступны для понимания, и они вызывают яркие положительные эмоции. А самое главное, они очень полезны для ребёнка.

Для чего нужна коробка из под пиццы? Пицца съедена, чай допит. Коробка осталась. Хорошая коробка, очень. Это просто преступление выкидывать такую коробочку. Но что же с.

Картотека «Пальчиковая гимнастика» Картотека Пальчиковая гимнастика На прогулку Пошли пальчики гулять (пальцы рук сжаты в кулаки, большие пальцы опущены вниз и как бы прыжками.

Картотека «Пальчиковая игровая гимнастика для детей с ТНР» Картотека Пальчиковая игровая гимнастика «Знакомство» Пять пальцев на руке твоей Назвать по имени сумей, Первый палец – боковой- Называется.

Консультация для родителей и воспитателей «Для чего нужна гимнастика после дневного сна в детском саду?» Я не боюсь ещё раз повторить: Забота о здоровье — Это важнейший труд воспитателя. Сухомлинский Василий Александрович Формирование у детей.

Пальчиковые игры и пальчиковая гимнастика для детей 2–4 лет Методическая разработка по теме: Пальчиковые игры и пальчиковая гимнастика для детей 2-4 лет. Главное богатство – дети, которые часто капризничают.

Пальчиковая гимнастика для детей младшей группы Упражнения первого комплекса 1 Ладони на столе (на счет раз-два пальцы врозь – вместе) 2 Ладошка-кулачок-ребро (на счет раз – два-три) 3.

Пальчиковая гимнастика от 6 месяцев до 1 года От 6 месяцев уже можно начинать выполнять с ребенком более динамические упражнения,включая массаж каждой фаланги пальцев. Лучше проводить.

Пальчиковая гимнастика — отличное занятие с детьми каждый день Для каждого педагога, несомненно, важно развитие детей. Важно, чтобы оно было равномерным и своевременным. Известно, что все психические.

Пальчиковая гимнастика по теме «Осень» Пальчиковая гимнастика для подготовительной группы по теме «Осень» (автор) Н. Немыкина. Сентябрь Раз, два, три, четыре,пять Будем пальчики.

Источник

Пальчиковая гимнастика. Для чего она нужна?
статья на тему

В статье раскрывается значение пальчиковой гимнастики для развития речи детей дошкольного возраста.

Скачать:

Вложение Размер
palchikovaya_gimnastika1.doc 54 КБ

Предварительный просмотр:

Пальчиковая гимнастика. Для чего она нужна?

Дорогие мамы и папы! Сегодня мне бы хотелось поговорить с вами о пользе пальчиковой гимнастики. Возможно, кто-то из вас спросит: « А что это такое? И зачем она нужна?»

Я постараюсь ответить на эти вопросы…..

Но, сначала, небольшое лирическое отступление. Я родила свою долгожданную дочь в прошлом веке, смешно, но это так! Зимой 1997 года, в заснеженном Архангельске.

И, выписывая меня из роддома, мой врач, давал мне напутственное слово. Среди многих советов по уходу за ребенком, меня поразил один. Он сказал, чтобы я каждый день 2-3 минуты массировала пальчики рук своей крохи! На мое искреннее удивление он улыбнулся и сказал: « Умницей будет и говорить начнет рано и хорошо!». Вот так я впервые услышала о том, что массаж пальчиков ребенка, прямым образом влияет на его интеллектуальное развитие!

Известный педагог В.А. Сухомлинский сказал : «Ум ребенка находится на кончиках его

пальцев!» Массаж и пальчиковая гимнастика развивают не только мелкую моторику рук, но и мозг ребенка, стимулируют развитие речи и способностей малыша.

Пальчиковые игры влияют на пластику пальцев, руки становятся более послушными, что помогает ребенку в выполнении мелких движений, необходимых при рисовании, а затем и при письме.

По мнению ученых, пальчиковые игры соединяют пальцевую пластику с выразительным речевым интонированием. А это значит, что пальчиковая гимнастика влияет не просто на развитие речи, но и на ее выразительность, а, следовательно, на развитие творческих способностей ребенка.

Упражнения для пальчиковой гимнастики проводят с учетом возраста ребенка.

Начинать пальчиковую гимнастику нужно с разминки пальчиков простого сгибания и разгибания.

Воспитатели на каждом занятии проводят с детьми пальчиковые игры, и с каким удовольствием наши малыши это делают! Им эти занятия доставляют огромное удовольствие. Ведь пальчиковая игра-это не просто интересно, но это есть отражение в игре реального мира ребенка — предметов, людей, животных, явлений природы.

К своим занятиям я стараюсь подбирать гимнастику в соответствии той лексической темы, которую мы с детьми изучаем.

Например: Изучаемая лексическая тема «Зимующие птицы», то пальчиковой гимнастикой будет упражнение « Кормушка».

Сколько птиц к кормушке нашей

(ритмично сжимают и разжимают кулачки)

Прилетело, мы расскажем.

(машут перекрестно сложенными ладонями)

Две синицы, воробей,

Шесть щеглов и голубей,

Дятел в пестрых перышках

(на каждое название птицы, дети загибают по одному пальчику, сначала на одной, затем на другой руке)

Всем хватило зернышек.

(трут большие пальчики об указательные, как бы насыпают корм в кормушку)

Сейчас на дворе зима. И я хочу предложить несколько пальчиковых упражнений на эту тему. Упражнение начинается с объяснения его выполнения, показываются позы пальцев и кисти, четко проговариваются слова.

Сначала упражнение выполняется медленно. Если ребенок не может самостоятельно сделать нужное движение, нужно взять ручку ребенка и выполнить вместе с ним . Постепенно от показа переходим к словесным указаниям. Но я люблю делать гимнастику вместе с малышами, им это очень нравится.

При выполнении упражнения нужно обращать внимание на качество составления фигуры, согласованность движений отдельных пальцев и всей кисти. Эти правила соблюдаются при проведении пальчиковой гимнастики с детьми любого возраста!

Ну что ж, начинаем! Зимняя пальчиковая гимнастика.

Маленький Егорка, топает по горке

(Средний и указательный пальчики шагают по столу)

(кулачок правой руки кладем на плечо)

Вжи-и-ик! Поехал к мамочке!

(скатывается кулачок по руке)

Мы слепили снежный ком

(лепим интенсивно двумя руками комок)

Шляпу сделали на нем

(соединяем кисти рук в кольцо и кладем на голову

Нос приделали и в миг

(приставляем кулачки к носу)

(обрисовываем 2 руками фигуру снеговика)

«Мы во двор пошли гулять»

Раз, два, три, четыре, пять

(загибаем пальчики по одному)

Мы во двор пошли гулять.

(шагаем средним и указательным пальцами по столу)

Бабу снежную лепили

(лепим интенсивно двумя руками комок)

Птичек крошками кормили

(трем большим пальцем по указательному)

С горки мы потом катались

(проводим указательным пальцем правой руки по ладони левой руки)

А еще в снегу валялись

(кладем ладони на стол то одной, то другой стороной)

И снежками мы кидались

(имитируем броски снежков)

Все в снегу домой пришли

(отряхиваем себя ладошками)

Съели суп, и спать легли!

(движения воображаемой ложкой, ладошки под щечку)

Пальчиковая гимнастика не только способствует развитию пластики рук, развитию речи, она прекрасно тренирует память малышей. Ведь каждый раз мы проговариваем весь текст громко и четко, поэтому дети его легко запоминают и опять же, с удовольствием, эти стишки декламируют!

И еще, заниматься с детьми пальчиковой гимнастикой не только полезно, но и приятно. Эти занятия создают непринужденную, радостную атмосферу единения вас и вашего ребенка! Вы увидите, как он будет рад этим занятиям и будет любить вас еще больше!

Даже при вашей сверхзанятости можно и нужно найти 3-5 минут для своего маленького человечка!

Для того чтобы найти нужные вам упражнения, не нужно бежать в библиотеку, к психологу, а нужно просто набрать в поисковой строке Интернета « пальчиковая гимнастика для детей» и выбрать то, что вам и ребенку понравится!

Удачи вам! Любви и терпения к собственному ребенку!

Материал подготовила Гагарина Т.П. воспитатель 2 средней группы

ГБДОУ детский сад №9. Московского района г.Санкт-Петербурга

Источник

Читайте также:  Комплексы упражнений для разных целей
Оцените статью