Цели и задачи пальчиковой гимнастики
Цели и задачи пальчиковой гимнастики
Пальчиковые игры – новое направление в дошкольном воспитании. Цель пальчиковых игр – развитие мелкой и общей моторики дошкольников. Движение пальцев и кистей рук имеет особое стимулирующее воздействие. Восточные медики установили, что массаж большого пальца повышает функциональную активность головного мозга. Пальчиковые игры или гимнастика не только положительно воздействует на речевые функции, но и на здоровье ребенка. Физиологией установлено, что уровень развития речи зависит от степени сформированности мелкой моторики. Если движения развиты, то и речь будет в норме.
Движения конкретизируют образ, а слово помогает более четко и выразительно выполнять движения. При этом ребенок постигает не только общее значение слова, но и глубокий смысл выражения благодаря образности движений и восприятию их на эмоциональном уровне. Текст упражнений – это рифмованные подсказки к заданным движениям.
Что же такое пальчиковые игры? Игра – один из лучших способов развития речи и мышления детей. Она доставляет ребенку удовольствие и радость, а эти чувства являются сильнейшим средством, стимулирующим активное восприятие речи и порождающим самостоятельную речевую деятельность. Интересно, что совсем маленькие дети, даже играя в одиночку, часто высказывают свои мысли вслух, тогда как ребята более старшего возраста играют молча.
Организованные игры, в том числе и пальчиковые, сопровождаемые речью, превращаются в своеобразные маленькие спектакли. Они так увлекают малышей и приносят им столько пользы! Дети могут многое запомнить и воспроизвести, надо только несколько раз повторить текст. Озорные стихи и считалочки помогут разбудить детскую фантазию, творческую инициативу. Пальчиковые игры могут стать прекрасным средством начального эстетического воспитания.
Главная цель пальчиковых игр – переключение внимания, улучшение координации и мелкой моторики, что напрямую воздействует на умственное развитие ребенка. Кроме того, при повторении стихотворных строк и одновременном движении пальцами у малышей формируется правильное звукопроизношение, умение быстро и четко говорить, совершенствуется память, способность согласовывать движения и речь. У детей, с которыми часто проводили пальчиковые игры, даже почерк намного лучше, чем у других. Уникальное сочетание добрых стихов и простых массажных приемов дает поразительный эффект активного умственного и физического развития.
Выводы:
Уделяя внимание развитию рук ребёнка, помните, что вы обеспечиваете его умственное развитие, совершенствуете речь, обеспечиваете подготовку к школе. Такой малыш будет развит в соответствии с возрастом, школьное обучение ему будет даваться легко.
Ермакова, С. О. Пальчиковые игры для детей от года до трех лет / . – М. : РИПОЛ классик
Новиковская, О. А. Логоритмика для дошкольников в играх и упражнениях : практ. пособие для педагогов и родителей / . — 2-е изд. – СПб. : КОРОНА Принт
Пальчиковые игры : [развиваем мышление, речь, мелкую моторику : для совмест. досуговой деятельности детей и родителей / авт.-сост. Е. Шарикова ; худож. Т. Чижкова]. – М. : Стрекоза
Источник
Пальчиковая гимнастика на занятиях в детском саду
Михайлова Наталья
Пальчиковая гимнастика на занятиях в детском саду
Пальчиковая гимнастика на занятиях в детском саду
Всем известно, что учеными подтверждена связь интеллектуального развития и пальцевой моторики.
Хорошо развитые руки сами по себе приносят много пользы человеку: хорошо владея своими руками, можно сделать много полезных и нужных вещей, а развитая моторика рук способствует развитию речи, то есть «как работают руки, так работает голова».
У самых разных народов пальчиковые игры были распространены издавна. В Китае распространены упражнения с каменными и металлическими шарами. В Японии широко используются упражнения для ладоней и пальцев с грецкими орехами и шестигранными карандашами. А на Руси с малолетства учили играть в «Ладушки», «Сороку-ворону», «Козу рогатую».
Смысл пальчиковых игр состоит в том, что нервные окончания рук воздействуют на мозг ребёнка и мозговая деятельность активизируется.
Для чего нужна пальчиковая гимнастика?
• Повышает работоспособность коры головного мозга.
• Стимулирует развитие речи, способствует улучшению артикуляционных движений.
• Ребенок учится концентрировать своё внимание и правильно его распределять.
• Развивает память, воображение и фантазию ребенка.
• Кисти рук и пальцы приобретают силу, хорошую подвижность и гибкость, исчезает скованность движений.
• Помогает подготовить руку к письму.
Группы пальчиковой гимнастики
I группа. Упражнения для кистей рук
1) Развивают подражательную способность, достаточно просты и не требуют тонких дифференцированных движений.
2) Развивают умение сохранять положение пальцев некоторое время.
3) Учат переключаться с одного движения на другое.
Кисти рук приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений, что в дальнейшем облегчает приобретение навыков письма.
Дом стоит с трубой и крышей,
На балкон гулять я вышел.
II группа. Упражнения для пальцев условно статические.
Совершенствуют полученные ранее навыки на более высоком уровне и требуют более точных движений.
Тычет рожками улитка —
Заперта её калитка.
Отвори скорей калитку.
Пропусти домой улитку.
III группа. Упражнения для пальцев динамические.
1) Развивают точную координацию движений.
2) Учат сгибать и разгибать пальцы рук, противопоставлять большой палец остальным.
Пальцы — дружная семья, (Соединяем пальцы поочерёдно).
Друг без друга жить нельзя.
Мы рога козы покажем (Пальцы поднимаем к голове).
И рога оленя даже. (Пальцы широко расставлены).
И про зайку не забудем
Ушками водить мы будем (Два пальца загибаем и двигаем «ушками»).
Чтобы чётко говорить-
Надо с пальцами дружить. (Поочерёдно соединяем большой и указательный пальцы).
Пальчиковую гимнастикуможно использовать в различных образовательных областях:
Занятия по математика (ФЭМП)
Дружат в нашей группе Пальцы обеих рук ритмично
Девочки и мальчики. Соединить в замок.
Маленькие пальчики, Пошевелить пальчиками.
1, 2, 3, 4, 5. Пальцы обеих рук касаются друг друга.
1, 2, 3, 4, 5. Поочередное касание пальцев.
Мы закончили считать. Руки вниз, встряхнуть руками.
Развитие речи.Тема: «Овощи» — «Мы капусту солим…»
Изобразительная деятельность.Тема: «Фрукты».
Пальчиковая гимнастика – это один из элементов здоровьесберегающих технологий.
К ним относятся пальчиковые кинезиологические упражнения («гимнастика мозга»)
С помощью таких упражнений компенсируется работа левого полушария. Их выполнение требует от ребёнка внимания, сосредоточенности.
• «Кулак – ребро – ладонь»
Но это ещё не вся польза, какую приносит пальчиковая гимнастика. Дело в том, что на пальцах и на ладонях есть «активные точки”, массаж которых положительно сказывается на самочувствии, улучшает работу мозга.
Оказывает общеукрепляющее действие на мышечную систему. При проведении массажа улучшаются функции рецепторов, проводящих путей, усиливаются рефлекторные связи коры головного мозга с мышцами и сосудами. В рецепторах возникают импульсы, которые достигая коры головного мозга, оказывают тонизирующее воздействие на ЦНС, в результате чего повышается ее роль в отношении всех систем и органов.
«Помоем руки под горячей струёй воды» — движение, как при мытье рук.
«Надеваем перчатки» — большим и указательным пальцами правой и левой руки растираем каждый палец левой руки, начиная с мизинца, сверху вниз. В конце растираем ладонь.
«Засолка капусты»— движения ребром ладони правой руки о ладонь левой руки: постукивание, пиление.Движения обеих кистей: имитация посыпания солью, сжимание пальцев в кулак.
«Согреем руки» — движения, как при растирании рук.
Требования к проведению пальчиковых упражнений:
Перед началом упражнений дети разогревают ладони лёгкими поглаживаниями до приятного ощущения тепла.
1) При выполнении различных упражнений необходимо задействовать все пальцы руки, пальцы левой и правой рук следует нагружать равномерно.
2) После каждого упражнения нужно расслаблять пальцы (например, потрясти кистями рук).
3) Упражнения должны сочетать сжатие, растяжение, расслабление кисти.
4) Подбор упражнений с учётом возрастных и индивидуальных возможностей детей.
5) Наличие познавательной направленности текстов в упражнениях.
6) Нужно добиваться, чтобы все упражнения выполнялись детьми легко, без чрезмерного напряжения мышц руки, чтобы они приносили радость.
7) Все упражнения выполняются в медленном темпе, от 3 до 5 раз, сначала правой рукой, затем левой, а потом двумя руками вместе.
8) Необходимо следить за правильной постановкой кисти руки, точным переключением с одного движения на другое.
9) Не ставьте перед ребёнком несколько сложных задач сразу (к примеру, показывать движения и произносить текст).
При повторных проведениях игры дети нередко начинают произносить текст частично (особенно начало и окончание фраз). Постепенно текст разучивается наизусть, дети произносят его целиком, соотнося слова с движением.
10)Главное помнить золотое правило: игры и упражнения, пальчиковые разминки должны проводиться систематически.
Подготовила: учитель-логопед Михайлова Н. В.
МКУОО «СШИ» г. Тарко-Сале
«Осеннее лукошко». Работа с природным материалом на занятиях в детском саду Некрасова Е. А, Денисова С. Н. воспитатель, МАДОУ детский сад №11 «Звёздочка» ,г. Старый Оскол,Россия Осень – время дождей, серого неба, грусти.
Роль воспитателя на занятиях по физической культуре в детском саду Дошкольное воспитание играет значительную роль в создании условий для дальнейшего развития человека, а гармоничное развитие невозможно без.
Адаптация младших дошкольников на музыкальных занятиях в детском саду Адаптация младших дошкольников на музыкальных занятиях в детском саду. Ребёнок идет в детский сад. Кардинально меняется обстановка и.
Дыхательная гимнастика в детском саду Дыхательная гимнастика в детском саду. Цели и задачи : • Восстанавливает нарушенное носовое дыхание; • Улучшает дренажную функцию легких;.
Игры для детей в детском саду на физкультурных занятиях Правила игры Сороконожки Выбирается один ведущий, он будет давать команды сороконожкам и оценивать лучшую, если команд несколько. Игроки.
Использование тестопластики на занятиях по лепке в детском саду Поделки из теста являются древней традицией. С давних пор из теста выпекали не только хлеб, но и делали разные декоративные изделия. Тесто.
Пальчиковая гимнастика Пальчиковые игры — весёлое и полезное занятие!Известному педагогу В. А. Сухомлинскому принадлежит высказывание: » Ум ребёнка находится на.
Пальчиковая гимнастика Чтобы лучше говорить, надо с пальцами дружить, чаще делать пальчиковую гимнастику. Для чего нужна пальчиковая гимнастика. В устной речи.
Работа над песней на музыкальных занятиях в детском саду Жизнь ребёнка с самого раннего возраста сопровождается песней: это потешки и колыбельные, которые поёт ему мама или бабушка. Подрастая, дети.
Здоровьесберегающие технологии на музыкальных занятиях в детском саду Занятия музыкой способствуют общему развитию личности ребенка. Взаимосвязь между всеми сторонами воспитания сплачивается в процессе разнообразных.
Источник
Конспект занятия пальчиковых игр и упражнений «Умелые пальчики» в раннем возрасте.
гульнара идиятуллина
Конспект занятия пальчиковых игр и упражнений «Умелые пальчики» в раннем возрасте.
1. Развитие мелкой моторики рук детей раннего дошкольного возраста в процессе пальчиковых игр.
2. Увеличение подвижности пальцев
3. Развитие силы и гибкости пальцев
1. Учить детей упражнениям пальчиковой гимнастики
2. Развивать в пальчиковых играх тактильную чувствительность, зрительно–двигательную координацию движений.
3. Развивать умение подрожать взрослому, понимать смысл речи, повышать речевую активность.
4. Развивать творческое воображение.
5. Развивать чувства ритма, темпа, способности восприятия музыкальных образов и умения ритмично, выразительно двигаться в соответствии с данным образом;
Материал: игрушки мошка, паучок, лягушка, колечки от пирамидки.
Ход ЗАНЯТИЯ
Воспитатель и дети входят в зал.
Воспитатель: Ребята, мы с вам поедим на луг. Но с начало разминаем наше тело.
И зубами постучим
И немножко помолчим
прижимаем указательные пальцы к губам и выдыхаем («тсс…»).
Плечиками мы покрутим
поставив пальцы на плечи, вращаем плечами
И про ручки не забудем
Пальчиками потрясём
И немножко отдохнём
наклонившись, качаем руками («чтобы ручки отдохнули»)
Мы ногами поболтаем
И чуть-чуть поприседаем
Ножку ножкой подобьём
прыгаем на месте или ритмично хлопаем в ладоши.
И с начала всё начнём…
Воспитатель: А теперь садимся на паровозик и поедим на луг.
Паровозик чух-чух-чух, поезд мчится во весь дух 2 раза
А колесики стучат, тук-тук говорят 2раза
Воспитатель: Приехал наш паровозик. Выходим на луг, ребята ко мне на ладошку села мошка.
Села мошка на ладошку, посиди еще немножко
Посиди, не улетай
Воспитатель: Ой ребята кто там по веточке ползет? Это паучок.
(Руки скрещены. Пальцы каждой руки “бегут” по предплечью, а затем по плечу другой руки)
Паучок ходил по ветке, А за ним ходили детки.
Дождик с неба вдруг полил, (Кисти свободно опущены, выполняют стряхивающее движение (дождик).
Паучков на землю смыл. (Хлопок ладонями по столу/коленям.)
Солнце стало пригревать, (Ладони боковыми сторонами прижаты друг к другу, пальцы растопырены, качают руками (солнышко светит)
Паучок ползёт опять, Действия аналогичны первоначальным
А за ним ползут все детки,
Чтобы погулять на ветке. (”Паучки” ползают на голове.)
Воспитатель: Ребята, смотрите, смотрите кто прыгает тут? Лягушка.
Вот лягушка по дорожке
Скачет вытянувши ножки
Ква-ква, ква-ква, ква-ква
Вот из лужицы на кочку
И за мошкою вприскочку
Ква-ква, ква-ква, ква-ква
Больше есть ей не охота,
Прыг опять в свое болото
Ква-ква, ква-ква, ква-ква
Воспитатель: Ребята, давайте поиграем на лужайке.
Ножки-ножки: вы куда бежите? 2раза
Мы по кочкам, по кочкам, по маленьким пенечкам
Весёлая мышка Раскрываем ладошку, пальцы растопырены (перчатка).
Перчатку нашла, Поворачиваем руки то ладонью, то тыльной стороной вверх.
Гнездо в ней устроив, Складываем ладоши «ковшом»
Мышат позвала. Сгибаем — разгибаем пальцы («зовущий» жест)
Им корочку хлеба
Дала покусать, Кончиком большого пальца поочерёдно стучим по кончикам остальных пальчиков.
Отшлепала всех Большим пальцем «шлёпаем» остальные
и отправила спать. Ладони прижимаем друг к другу, кладём под щёку (спим)
Весёлая мышка Раскрываем ладошку, пальцы растопырены (перчатка).
Перчатку нашла, Поворачиваем руки то ладонью, то тыльной стороной вверх.
Гнездо в ней устроив, Складываем ладоши «ковшом»
Мышат позвала. Сгибаем — разгибаем пальцы («зовущий» жест)
Им корочку хлеба Кончиком большого пальца поочерёдно стучим по кончикам остальных
Дала покусать, пальчиков.
Погладила всех Большим пальцем гладим («шлёпаем») остальные (скользящим движением от мизинца к указательному
и отправила спать. Ладони прижимаем друг к другу, кладём под щёку (спим)
Воспитатель: Ребята мы погуляли, поиграли. Сейчас пора домой. Домой мы поедим на машине.Берите в руки рули и поехали:
Сидим с шофером рядом би-би-би
Помочь шоферу надо би-би-би
Машинам всем и людям би-би-би
Бибикать громко будем би-би-би
Воспитатель: После прогулки нам надо мыть руки.
Наши ручки отмываем: вот так, вот так
Наши ручки поднимаем: вот-так, вот-так
Наши ручки опускаем: вот-так, вот-так
И за спинку убираем: вот-так, вот-так
Воспитатель: Ребята понравилось вам прогулка? До свидания!
«Значение пальчиковых игр и упражнений для развития дошкольников» Движение пальцев и кистей рук имеют особое, развивающее воздействие. На ладони и на стопе находится около 1000 важных, биологически активных.
Формирование понятий «большой-маленький» в процессе игр-экспериментов в раннем возрасте Формирование понятия «большой- маленький» в процессе игр-экспериментов в раннем возрасте. Детское экспериментирование — сложный многогранный.
Использование пальчиковых игр и упражнений как средства развития детей и коррекции мелкой моторики Нормальное развитие речи ребенка теснейшим образом связано с развитием движений пальцев рук. Это прежде всего определяется расположением.
Картотека пальчиковых игр и упражнений Картотека пальчиковых игр и упражнений. Игрушки «Шарик» Все пальчики обеих рук – «в щепотке» и соприкасаются кончиками. В этом положении.
Картотека пальчиковых игр и упражнений Игрушки «Шарик» Все пальчики обеих рук – «в щепотке» и соприкасаются кончиками. В этом положении дуем на них, при этом пальчики принимают.
Картотека пальчиковых игр и упражнений Картотека пальчиковых игр и упражнений. Игрушки «Шарик» Все пальчики обеих рук – «в щепотке» и соприкасаются кончиками. В этом положении.
Картотека пальчиковых игр и упражнений для детей дошкольного возраста Цель: развитие мелкой моторики, координации движений пальцев рук. Игрушки «Шарик» Все пальчики обеих рук – «в щепотке» и соприкасаются.
Конспект открытого занятия по развитию мелкой моторики у детей «Путешествие в страну Пальчиковых игр» Муниципальное Бюджетное Дошкольное Общеобразовательное Учреждение Детский сад №133 «Радуга» (МБДОУ ЦРР Детский сад №133 «Радуга»).
Театр на фартуке в раннем и младшем возрасте В рамках второй годовой задачи ДОУ воспитателями группы общеразвивающей направленности для детей от 1 до 3 х лет был изготовлен.
Значение и особенности использования физических упражнений в раннем возрасте (из опыта работы) ЗНАЧЕНИЕ И ОСОБЕННОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ФИЗИЧЕСКИХ УПРАЖНЕНИЙ В РАННЕМ ВОЗРАСТЕ Первые три года жизни являются временем наиболее быстрого.
Источник