Пальчиковая гимнастика
картотека на тему
Картотека пальчиковой гимнастики
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
palchikovaya_gimnastika.doc | 77.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Картотека комплексов пальчиковой гимнастики
В. А. Сухомлинский писал:
«Чем больше уверенности в движении детской руки,
тем ярче речь ребенка,
чем больше мастерства в детской руке,
тем ребенок умнее».
Нельзя не согласиться с этим высказыванием.
В своей работе я часто использую различные стихотворные комплексы для развития мелкой моторики. Выполняя задания с детьми, стараюсь всегда помнить о том, что лучше проделать одно упражнение несколько раз, но добиться ощутимого результата, чем «пробежаться» по нескольким упражнениям и остаться на прежнем уровне.
Комплекс пальчиковой гимнастики №1
Би — би — би — гудит машина.
(дети ритмично постукивают кулачком одной руки о ладонь другой)
Тук — тук — тук — мотор стучит.
(ритмично хлопают руками)
— Едем, едем, едем, едем, —
Он так громко говорит.
(ритмично потопывают ногами)
Шины трутся о дорогу.
Шу — шу — шу — они шуршат.
Быстро катятся колеса.
Та — та — та — вперед спешат.
(делают ритмичную «вертушку» руками)
Комплекс пальчиковой гимнастики №2
«КАКАЯ У КОГО ПЕСЕНКА»
У ходиков песня такая:
У птички — синички — такая:
У поросенка — такая:
У ежика песня такая:
У кисоньки песня такая:
(ладошки гладят шерстку) .
— А у рыбешки — какая?
(руки движутся сверху вниз) .
Комплекс пальчиковой гимнастики №3
Раз и два, раз и два!
(сжимают и разжимают пальцы)
Сложим мы из букв слова.
Солнце — слово лучистое.
(раздвигают пальцы и кладут тыльную сторону ладони одной руки на ладонь другой так, чтобы пальцы образовали лучики)
Кошка — слово пушистое.
(придерживают большим пальцем ср. и безым. ; слегка приподнимая согнутые указ. и мизинец — «ушки»)
Корова — слово рогатое.
(выпрямляют указ. палец и мизинец — «рога»)
А слово «арбуз» — полосатое.
(соединяют подушечки пальцев, округляя свод кисти — «арбуз»)
Комплекс пальчиковой гимнастики №4
— Пи — пи — пи, — пищала мышка
(ритмично щелкают пальцами рук)
— Кошка на охоту вышла!
Мне так страшно, трепещу.
Щу — щу — щу, щу — щу — щу.
(ритмично постукивают по плечам скрещенными на груди руками)
Норку я свою ищу.
Щу — щу, щу — щу, щу — щу — щу.
(ритмично притоптывают ногами)
Кошка притворилась доброй:
— Мур — мур — мур, — она поет.
(ритмично поглаживают одной рукой другую)
— Нет — нет — нет, — пищит мышонок.
(ритмично покачивают головой)
К кошке в лапы не пойдет.
Комплекс пальчиковой гимнастики №5
Котенок мамочку зовет:
— Мяу — мяу, мяу — мяу!
(дети ритмично соединяют одноименные пальцы обеих рук)
Он не напился молока:
— Мало — мало, мало — мало.
(скрещив. пальцы рук, ритмично опсукают и поднимают пальцы)
Покормит мама молочком:
— Мур — мур — мур (2 раза)
(ритмично поглаживают ладонью одной руки тыльную сторону другой)
Свернется маленьким клубком:
— Ур — ур — ур, ур — ур — ур.
(ритмично потрирают кулачок о кулачок)
Потом с клубочком поиграет:
— Цап — цап — цап, цап — цап — цап.
(ритмично сжимают и разжимают пальцы рук)
И нитку быстро размотает:
— Ап — ап — ап, ап — ап — ап.
(Делают ритмичные круговые движения указательными пальцами вокруг друг друга)
Комплекс пальчиковой гимнастики №6
Раз — два — шли утята.
Три — четыре — за водой.
А за ними плелся пятый,
Позади бежал шестой.
А седьмой от них отстал.
А восьмой уже устал.
А девятый всех догнал.
А десятый испугался —
Громко — громко запищал:
— Пи — пи — пи — не пищи!
— Мы тут рядом, поищи!
(поочередно сгибать все пальцы правой, затем левой руки, начиная с большого, а со звуков: «Пи — пи — пи… » — ритмично сгибать и разгибать пальцы обеих рук)
Комплекс пальчиковой гимнастики №7
Кошка мышку цап — царап
(пальцы обеих рук сжимаются в кулаки)
Подержала, подержала — отпустила
(кулаки одновременно разжимаются)
Мышка побежала, побежала
(одновременно двигаются по плоскости стола пальцы обеих рук)
Хвостиком завиляла, завиляла
(указательные пальцы обеих рук двигаются из стороны в сторону)
До свидания, мышка, до свидания!
(одновременные наклоны кистей рук вперед и вниз)
Комплекс пальчиковой гимнастики №8
Две ладони я прижму
И по речке поплыву
(ладони соединить лодочкой)
Две ладони, друзья, —
Это лодочка моя.
(выполнять волнообразные движения руками)
Паруса я подниму,
Синим морем поплыву.
(поднять выпрямленные ладони вверх, над головой)
А со мною по волнам
Плывут рыбки тут и там.
(волнообразные движения двумя ладонями одновременно, имитируя движения рыбок и волн)
Комплекс пальчиковой гимнастики №9
На большом диване в ряд
Куклы Катины сидят:
(попеременно хлопают в ладоши и стучат кулачками)
Два медведя, Буратино,
И веселый Чиполлино,
И котенок, и слоненок.
(загибают поочередно все пальчики)
(разгибают поочередно пальчики)
Помогаем нашей Кате
Мы игрушки сосчитать.
(попеременно хлопают в ладоши и стучат кулачками)
Комплекс пальчиковой гимнастики №10
Кач — кач — кач — летят качели,
Так захватывает дух!
(дети ритмично покачивают руками из стороны в сторону)
Все сильнее бьется сердце:
Тук — тук — тук, тук — тук — тук!
Вверх и вниз, и снова к солнцу
Словно птица ты летишь.
(ритмично постукивают кулачками друг о друга)
— Выше, выше, выше, выше! —
Вновь товарищам кричишь.
(ритмично поднимают перед собой руки вверх)
Комплекс пальчиковой гимнастики №11
«НАСЕКОМЫЕ НАД ЛУГОМ»
— Жу — жу — жу, — жужжит пчела:
— Я лечу издалека.
(дети поднимают руки в стороны и ритмично ими машут, как «крылышками»)
— Зу — зу — зу, — комар пищит.
(ритмично «выбрасывают» указательные пальцы вперед)
— Уф — уф — уф, — как паровоз
Шмель пыхтит, пыльцу повез.
(ритмично притоптывают ногами)
Жук гудит: «Гу — жу, гу — жу,
Я любого разбужу»
(ритмично хлопают в ладоши)
Комплекс пальчиковой гимнастики №12
Ежик топал по дорожке
И грибочки нес в лукошке.
(растопыренными пальцами рук совершаем шагающие движения)
Чтоб грибочки сосчитать,
Нужно пальцы загибать.
(дети загибают по очереди пальцы сначала на левой, потом на правой руке;в конце упражнения руки должны быть сжаты в кулаки)
Комплекс пальчиковой гимнастики №13
Топ — топ — пять шагов,
В туесочке пять грибов.
(переплетают пальцы «корзиночкой», показывают 5 пальцев; поочередно массируют каждый палец, начиная с большого)
А второй — лисичка —
Третий гриб — волнушка,
А четвертый гриб — сморчок,
Пятый гриб — белый,
Комплекс пальчиковой гимнастики №14
Знаем, знаем — да — да — да,
Где ты прячешься, вода!
(поочередно массируют каждый палец)
Мы пришли умыться!
Лейся на ладошку
По — нем — нож — ку.
Нет, не понемножку —
Будет умываться веселей!
(энергично растирают ладони и кисти рук)
Комплекс пальчиковой гимнастики №15
Ты с чем пришла?
— За морем бывала,
(на каждую строчку большой палец «здоровается» дважды с одним пальчиком, начиная с указательного, — сначала на правой, потом на левой руке)
Комплекс пальчиковой гимнастики №16
(дети сжимают правую руку в кулак)
(вытягивают средний и указательный пальцы)
(две раскрытые ладони складывают рядом)
(ладони прикладывают к макушке)
Все известно лучше всех.
(вытягиваем вверх указательный палец, сгибают и разгибают его)
Комплекс пальчиковой гимнастики №17
В комнате часы висели
И стучали: бом — бом — бом.
(дети ритмично хлопают в ладошки)
Мышки каждый раз пугались,
Слушая ужасный звон.
Потянулись гири вниз —
Так — так — так (2 раза)
(поднимают руки и ритмично хлопают, опуская руки вниз)
Быстро стрелки завелись —
Тик — тик — так (2 раза)
(ритмично отклоняют в сторону указательные пальцы)
Стрелки мышек испугали,
В норку мышки убежали.
Комплекс пальчиковой гимнастики №18
Будем мы варить компот,
Фруктов нужно много. Вот:
(левую ладошку держат «ковшиком», указат. пальцем правой руки «мешают»)
Будем яблоки крошить,
Будем грушу мы рубить;
Отожмем лимонный сок,
Слив положим и песок.
(загибают пальчики по одному, начиная с большого)
Варим, варим мы компот.
Угостим честной народ.
(опять «варят» и «мешают»)
Комплекс пальчиковой гимнастики №19
(удар кулачками друг о друга, хлопок в ладоши; повторить)
Мы посуду перемыли:
(одна ладонь скользит по другой по кругу)
Чайник, чашку, ковшик, ложку
(загибают пальчики по одному, начиная с большого)
И большую поварешку.
Мы посуду перемыли,
(одна ладонь скользит по другой)
Только чашку мы разбили,
(загибают пальчики по одному, начиная с большого)
Ковшик тоже развалился,
Нос у чайника отбился.
Ложку мы чуть — чуть — сломали,
Так мы маме помогали.
(удар кулачками друг о друга, хлопок в ладоши; повторить)
Комплекс пальчиковой гимнастики №20
Шли на речку важно гуси:
Говорили: «Га — га — га».
(дети тесно смыкают 4 — ре пальца одной руки и ритмично соединяют их с большим пальцем «клюв»)
Кто захочет нас обидеть,
Не забудет никогда.
Ш — ш — ш, — шипим мы грозно, —
(ритмично вытягиваем шею)
Больно щиплемся. Беги!
(ритмично прищипывать пальцами одной руки каждый палец другой)
Крыльями захлопать можем.
(ритмично похлопывают руками по бокам)
Мимо нас ты не ходи!
Комплекс пальчиковой гимнастики №21
Мы печем отличные
(«пекут» пироги — одна ладошка сверху, другая — снизу)
Кто придет к нам покупать
(трут ладони друг о друга)
Папа, мама, брат, сестра,
Пес лохматый со двора.
И другие все, кто может,
(сжимают и разжимают пальцы)
Пусть приходят с ними тоже.
(при повторении массируют пальцы на другой руке)
Комплекс пальчиковой гимнастики №22
К ночи бутончик собрал лепестки
(пальцы правой и левой рук собраны в «горстку»)
Солнце свои посылает лучи.
Утром под солнцем
(одновременно медленно развести пальцы обеих рук)
Солнышко село, и
И до утра мой цветочек закрылся.
(одновременно соединяются пальцы правой и левой рук)
Комплекс пальчиковой гимнастики №23
Раз, два, три, четыре, пять
(загибать пальчики, начиная с большого)
Будем листья собирать.
(сжимать и разжимать кулачки)
(загибать пальчики, начиная с большого)
Листики дуба мы соберем,
Маме осенний букет отнесем.
(«шагают» по столу средним и указательным пальчиками)
Комплекс пальчиковой гимнастики №24
Солнце с неба посылает
Лучик, лучик, лучик.
(дети ритмично скрещивают руки над головой)
И им смело разгоняет
(плавно покачивают руки вверху)
Летом нежно согревает
Щечки, щечки, щечки.
(ритмично потирают щеки)
А весной на носик ставит
Точки — точки — точки.
Золотят веснушки деток.
Очень нравится им это!
(ритмично постукивают пальцем по носу)
Комплекс пальчиковой гимнастики №25
«ЕСТЬ ИГРУШКИ У МЕНЯ»
Есть игрушки у меня:
(хлопают в ладоши и ударяют кулачками друг о друга попеременно)
Паровоз и два коня,
Три ракеты, вездеход,
Самосвал, подъемный кран —
(загибают пальчики на обеих руках)
Сколько вместе? Как узнать?
(хлопают попеременно в ладоши и ударяют кулачками друг о друга)
Комплекс пальчиковой гимнастики №26
«У ЛАРИСКИ ДВЕ РЕДИСКИ»
У Лариски — две редиски.
У Алешки — две картошки.
У Сережки — сорванца —
два зеленых огурца.
А у Вовки — две морковки.
Да еще у Петьки — две хвостатых редьки.
(по очереди разгибают пальчики из кулачка, начиная с большого; на одной или обеих руках)
Комплекс пальчиковой гимнастики №27
(пальчики обеих рук «здороваются», начиная с больших)
В лес идем мы погулять.
(обе руки «идут» указательными и средними пальцами по столу)
Землянику мы найдем
И братишке отнесем.
(загибают пальчики, начиная с большого)
Комплекс пальчиковой гимнастики №28
По реке плывет кораблик,
(ладони соединить лодочкой)
Он плывет издалека.
(выполнять волнообразные движения руками)
На кораблике четыре
Очень храбрых моряка.
(показать одновременно по 4 — ре пальца на каждой руке)
У них ушки на макушке
(сложить обе ладони к макушке)
У них длинные хвосты.
(пальцы рук сложить в щепотку и развести в стороны)
И страшны им только кошки,
Только кошки и коты.
(растопыренными пальцами обеих рук совершать царапающие движения)
Комплекс пальчиковой гимнастики №29
Сколько птиц к кормушке нашей
Прилетело? Мы расскажем.
(ритмично сжимают и разжимают кулачки)
Две синицы, воробей,
Шесть щеглов и голубей,
Дятел в пестрых перышках
(на каждое название птицы загибают по одному пальчику)
Всем хватило зернышек.
(опять сжимают и разжимают кулачки)
Комплекс пальчиковой гимнастики №30
«ЧТО ПРИНЕС НАМ ПОЧТАЛЬОН»
Что принес нам почтальон?
(сжимают и разжимают кулачки)
С толстой сумкой ходит он.
(«шагают» пальчиками по столу)
Перевод, журнал, газету,
в бандероли — две кассеты
И письмо от тети Вали,
Чтоб ее приезда ждали.
(на каждое название загибают по одному пальчику, начиная с большого)
Список литературы при составлении картотеки:
1.Аверина И. Е. Физкультурные минутки и динамические паузы в дошкольных образовательных учреждениях: Практическое пособие. — М. : Айрис — пресс, 2005. — 144с. — (Дошкольное воспитание и развитие) .
2.Картушина М. Ю. Быть здоровыми хотим: оздоровительные и познавательные занятия для детей подготовительной группы детского сада. — М. : ТЦ Сфера, 2004. — 384с. (Программа развития) .
3.Крупенчук О. И. Научите меня говорить правильно! Пособие по логопедии для детей и родителей. — СПб. : Издательский Дом «Литера», 2003.
4.Логопедическая работа в коррекционных классах: Кн. Для логопеда. — М. : Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 1999. — 224с. : ил.
5.Логопедическая работа с дошкольниками. / Г. Р. Шашкина, Л. П. Зернова, И. А. Зимина. — М. : 2003.
6.Лопатина Л. В., Серебрякова Н. В. Преодоление речевых нарушений у дошкольников (коррекция стертой дизартрии) : Учебное пособие. — СПб: Изд — во РГПУ им. А. И. Герцена; Изд — во «СОЮЗ», 2001. — 191с.
7.Непрерывная система коррекции общего недоразвития речи в условиях специальной группы детского сада для детей с тяжелыми нарушениями речи (старшая группа) : Методика планирования и содержания занятий (из опыта работы) / Е. И. Тимонен, Е. Т. Туюлайнен. Петрозаводск: Изд — во Петр ГУ, 1999. 64с.
8.Нищева Н. В. Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи. — СПб. : ДЕТСТВО — ПРЕСС, 2003. — 528с.
9.Савина Л. П. Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников: Пособие для родителей и педагогов /Л. П. Савина — М. : ООО «Издательство АСТ», 2001. — 48с. : ил.
10.Узорова О. В. Игры с пальчиками /О. В. Узорова, Е. А. Нефедова. — М. :»Издательство АСТ», 2004. — 124, /4/с.
11.Узорова О. В. Пальчиковая гимнастика/ О. В. Узорова, Е. А. Нефедова. — М. :»Издательство АСТ», 2004. — 124, /4/с.
Источник