Пальчиковая гимнастика цель для раннего возраста

Картотека пальчиковой гимнастики для детей раннего возраста.
картотека

Скачать:

Вложение Размер
palchikovaya_gimnastika.docx 29.63 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 2 «Колосок».

Картотека пальчиковой гимнастики для детей раннего возраста.

Воспитатель: Рябкова И. В.

Лучше заниматься с двумя взрослыми: один садится напротив ребенка и выполняет все движения сам, а другой на первых порах садится за спиной у малыша и помогает ему складывать пальчики.

При этом указательным пальцем правой руки выполняют круговые движения по ладони левой руки:

Затем по очереди загибают мизинец, безымянный, средний, указательный и большой пальцы.

или, как вариант :

— Ты воды не носил,

— Тебе ничего нет!

При этом большой палец не загибается.

Ручки складываете в замок, переплетая пальцы. Читая стишок, ритмично раскачиваете «замок»:

— На двери висит замок.

— Кто его открыть бы мог?

На этом слове ритмично постукиваете друг об друга основаниями ладоней, не расцепляя пальцы

Не расцепляя пальцы, одну руку тянете к себе, другую от себя, попеременно меняя их.

Тянете ручки в разные стороны, выпрямляя пальцы, но не отпуская замок полностью.

Резко отпуская руки, разводите их широко в стороны.

Стишок нужно читать не очень быстро, но четко и ритмично, чтобы движения малыша совпадали с ритмом. Особенно выделяйте финальное «открыли», малыши очень любят демонстрировать, как широко они открыли замочек.

Чуть приподнимите перед собой руку, так чтобы расслабленная кисть оказалась приблизительно на уровне лица. Пальчики расслаблены, свисают в низ.

— С ветки ягодки снимаю

Пальцами другой руки поглаживаете каждый пальчик от основания до самого кончика, как будто снимая с него воображаемую ягодку.

— И в лукошко собираю.

Обе ладошки складываете перед собой чашечкой.

— Будет полное лукошко.

Одну ладошку, сложенную лодочкой, накрываете другой также сложенной ладошкой.

— Я попробую немножко.

— Я поем еще чуть-чуть.

Одна сложенная ладошка имитирует лукошко, другой рукой достаем воображаемые ягодки и отправляем их в рот.

— Легким будет к дому путь!

Имитируя ножки, средний и указательный пальчики на обеих руках «убегают» как можно дальше.

Пальцы обеих рук сложены «щепотью». Руки двигаются волной от плеча, изображая ныряющих рыбок.

— Рыбки плавали, ныряли

— В чистой тепленькой воде.

На последнем слове пальцы рук очень плотно сжимаются.

Пальчики сильно растопыриваются в стороны.

— То зароются в песке.

Снова сложив пальчики, руками поочередно совершаете движения, как будто раскапываете песок.

Сжимайте каждый пальчик малыша, как бы обращаясь к нему: от указательного до мизинца

— «Пальчик-мальчик, где ты был?

— С этим братцем в лес ходил.

— С этим братцем щи варил.

— С этим братцем песни пел.

— С этим — в дудочку дудел.

Предложите малышу согнуть пальцы левой руки в кулачок, затем слушая потешку, по очереди разгибать их, начиная с большого пальца.

— Этот пальчик — дедушка,

— этот пальчик — бабушка,

— этот пальчик — матушка,

— этот пальчик — батюшка,

— Ну а этот пальчик — я.

— Вот и вся моя семья.

В этих стишках можно сгибать пальцы, начиная то с большого, то с мизинца, то на правой, то на левой руке.

— Этот пальчик хочет спать.

— Этот пальчик — прыг в кровать!

— Этот пальчик прикорнул.

— Этот пальчик уж заснул.

— Встали пальчики. Ура!

— В детский сад идти пора.

Средний и указательный палец – ушки зайки, остальные сложены щепотью и изображают мордочку зайки.

— Скачет, скачет зайка,

— Ты его поймай-ка!

и ловит «зайку» другой рукой (или ребенок ловит, или «зайки» ловят друг друга…)

— Восемь пальчиков для ног —

— Сколько ног у осьминога?

Всеми пальчиками, кроме больших, ребенок изображает щупальца осьминога.

— На одной скользящей ножке

— Домик, голова и рожки.

— Дай-ка пальчики сюда!

— То не пальчики — рога.

Изображаем пальчиками рожки улитки.

— Как у нашей кошки

Ступаем «ножками» — пальчиками мягко, по-кошачьи.

— Не ребята мы, а кошки

— Как у нашей мышки

— Ножки мышкины спешат

— К сырной корке — и назад.

Изображаем пальчиками мышкины ножки.

— Ножки вверх! Ножки вниз!

— Солнце, солнышко, качнись!

— Солнце с тучкою качнулось

— И Трезорке улыбнулось.

Пальчиками изображаем ножки Трезорки.

— Утро красное пришло,

— Солнце ясное взошло.

— Стали лучики светить

— Малых деток веселить.

Пальчики разгибаются по одному

Пальчики прячутся в кулачок

— Шесть мелькает ножек-рук —

— Это убегает жук.

— Ты куда? — но нет ответа.

— Жук в траве укрылся где-то.

Изображаем пальчиками лапки жука.

— «Сколько пыли, сколько сора —

— До дверей дойду не скоро», —

— И вздыхает тяжко

Передвигаем пальчики медленно, как будто это ножки черепашки.

— Мишка топает ногой,

— Мишка топает другой,

— Ух, как веселится

— В доме половица!

Топаем «ножками» — пальчиками.

— А пока танцует Мишка,

— Мы похлопаем в ладоши.

— Вместе с лисонькой-плутишкой

— Будем зрителями тоже.

Хлопаем в ладоши.

— «До свиданья, до свиданья,

— В путь-дорогу журавлей.

Машем ручкой вслед птицам.

— «До свиданья, Маша!

— Полетели мы на юг,

— Вспоминай нас, добрый друг!»

Ладошками изображаются крылья птиц.

— «Вот какой козел рогатый!» —

— Рожки делают ребята.

— «Вот какие рожки

— У козла Тимошки!»

— Встрече Тимофей не рад —

— Грозно смотрит на ребят.

— «Уходите, вас не знаю:

Пальчиками изображаются козлиные рожки.

— Как хватает рыбу рак?

— Да клешней своей — вот так!

— Манит он своей клешнею:

— «Пощипаемся с тобою!»

Двумя пальчиками изображается движение клешни рака.

— «Слоник, апельсин подай!» —

— Слоник очень-очень рад,

— Что сильнее всех носат.

Пальчиком изображается хобот.

— «В зоопарке стоит слон.

— Уши, хобот, серый он.

— Головой своей кивает,

— Будто в гости приглашает»

— Шел старик дорогою

идти пальчиками по стол

— Нашел козу безрогую.

показать пальчиками рога

— Давай, коза, попрыгаем,

постучать пальчиками по столу

— А коза бодается,

снова показать рога

— А старик ругается.

— Киска ниточки мотала

вращять руками, как бы наматывая нить на клубок

— И клубочки продавала.

вытянуть обе ладони вперед

— Три рубля.Покупайте у меня!

показать три пальца,сжать кулачки, снова вытянуть обе ладони.

— Одной рукой я травку рву,

выполнять хватательные движения поочередно левой и правой руками

— Другой рукой я тоже рву.

— Я травкой накормлю коня.

вытянуть руки вперед

— Вот сколько пальцев у меня!

и повернуть ладонями вверх.

— Ой, ладушки-ладушки, испечем оладушки!

— На окно поставим, остывать заставим.

— А остынут – поедим и воробушкам дадим.

— Топором дрова колю

имитировать действия топора, двигать вместе ладошками вверх-вниз

— А потом пилой пилю.

имитировать действия пилы, двигать вместе ладошками вперед-назад

— Отнесу их бабушке,

— Чтоб испечь оладушки.

похлопать ладонями друг о друга.

— Молоточком я стучу,

постукивать кулачками друг о друга

— Дом построить я хочу.

соединить кончики пальцев обеих рук

— Строю я высокий дом,

поднять выпрямленные ладони вверх

— Буду жить я в доме том.

— Тесто ручками помнем

сжимаем и разжимаем пальчики

— Сладкий тортик испечем

как будто мнем тесто

— Серединку смажем джемом

круговые движения ладошками по плоскости стола

— А верхушку сладким кремом

— И кокосовую крошкой

— Мы присыплем торт немножко

сыплем «крошку» пальчиками обеих рук

— А потом заварим чай

— В гости друг-друга приглашай.

— Мы капусту рубим рубим

говорить ритмично,руками показывать как мы рубим капусту

— Мы морковку трем трем

ручками показывать как мы трем морковку

— Мы капусту солим солим

— Мы капусту мнем мнем

ручками «мнем» капусту

— Мы сегодня рисовали,

имитировать рисование, плавно поднимать руки перед собой

— Наши пальчики устали,

— Наши пальчики встряхнем,

— Рисовать опять начнем.

снова имитировать рисование

— Дружат в нашей группе девочки и мальчики

пальцы рук соединяются в «замок»

— Мы с тобой подружим маленькие пальчики

ритмичное касание одноименных пальцев обеих рук

— Раз, два, три, четыре, пять

поочередное касание одноименных пальцев, начиная с мизинцев

— Начинай считать опять.

— Раз, два, три, четыре, пять.

— Мы закончили считать

руки вниз, встряхнуть кистями

— Наши пальчики просулись,

выполняем все эти движения

— По ладошке побежали

по ладони одной руки бегают пальцы другой, потом наоборот

изобразите эти движения

— И устали. Сели отдыхать

потрясите пальцами и положите руки на стол или на колени

ритмично сгибать и разгибать все пальцы одновременно

— В прятки пальчики играли

— И головки убирали,

— И головки убирали

— Дождик, дождик, поливай

Указательным пальцем постукивать по ладони другой

— Будет хлеба каравай,

образовать перед собой круг руками

— Будут булки, будут сушки,

похлопывать поочередно одной ладонью другую

— Будут вкусные ватрушки.

соединить большой и увказательный пальцы рук вместе,образовывая большой круг

Прямые ладони держим горизонтально перед собой (мизинец каждой смотрит вниз, большой палец – вверх, внутренняя поверхность ладоней обращена к груди), поочередно «нижнюю» ладонь кладем на «верхнюю», имитируя кирпичную кладку.

— Добрались уже до крыши!

к моменту произнесения этих слов «стенка» должна «дорасти» примерно до глаз. Складываем из ладоней двухскатную крышу: конек – соприкасающиеся кончики средних пальцев, скаты – ладони и предплечья.

Сложенные руки тянутся-тянутся-тянутся вверх! Взрослые, следите, чтоб ваш позвоночник растягивался вслед за руками! (одна девочка даже на стул вставала, чтобы ее крыша была выше!)

— Прорубили мы окошко,

— И дверку для кошки,

— И дырочку для мышки:

Называемые отверстия изображаются большими и указательными пальцами: большой четырехугольник, арка, маленькая круглая дырочка. Строки про мышку произносятся тоненьким голоском.

— Это что еще за куст?

Стоя, руки перед грудью в «замке»

— Это что еще за хруст?

Куст «распружинился», подрос – руки соединены только основаниями ладоней и кончиками пальцев. Ладони чуть-чуть поворачиваем во встречном направлении и при этом издаем хруст, как умеем (горлом, языком, щеками…) Детям очень нравится!

— Как же мне без хруста,

Тут наша «капуста» вырастает и становится размером с кольцо из рук, кончики пальцев соединены над головой.

— Если я – капуста?

— Мы капусту рубим, рубим,

«Рубим капусту» на поверхности воображаемого стола ребрами ладоней. Детям достаточно рубить на одном месте.

— Мы капусту солим, солим,

Обе руки сложены щепотью и «солят».

— Мы капусту мнем, мнем,

Сжимаем и разжимаем кулаки

— А морковку трем, трем,

Трем ладони друг об друга – для тренировки держите их на уровне груди и нажимайте на ладони с силой.

Перемешиваем – в горизонтальной плоскости.

— В бочки набиваем

Ладонь на ладони, «уминаем» капусту, не наклоняясь, а сгибая и выпрямляя локти .

— В погреб опускаем.

В таком же положении глубоко наклоняемся и кладем на пол сложенные ладони.

— Эх, вкусная капуста!

Выпрямляемся и гладим себя по животу.

Руки на уровне груди: одна ладонь сжата в кулачок, другая ее накрывает – это раковина улитки.

Когда четверостишье прочитано, быстро проталкиваем кулачок «наружу» – теперь кулачок не спрятан, а лежит на предплечье другой руки, зато запястье за кулачком плотно охвачено ладонью другой руки.

Разжимаете два пальца кулачка. Лучше, если Вы разожмете мизинец и безымянный – «улитка» будет больше похожа. Если Ваш ребенок при этом разжимает, например, указательный и средний, или даже все пальцы – не поправляйте.

— Улитка-улитка, пошли гулять!

На этих словах улитка ничего не делает – она слушает вас и решает, что ответить (недолго).

— Поползли, поползли, поползли…

«Улитка» ползет по предплечью, потом по плечу. Естественно, «ракушку» она за собой тащить не может, «ракушка» незаметно исчезла.

— Ой! Щекотно! Пойду к другой улитке!

(При повторении – до свидания, улитки!)

«Рожки» щекочут ухо или шею. Повторяете все то же самое, руки меняются ролями.

Ладонь одной руки «ползет», как гусеница, складываясь и разгибаясь, по внутренней стороне другой руки от плечевого сустава до кончика пальцев. (Не наоборот, т.к. гусеница заползла на травинку с земли!)

«ползет» обратно к плечу по внешней стороне руки

— По травинкам ползает,

То же проделываем, меняя руки: «от корня к верхушке»

И по другой стороне обратно.

Ладони складываем вместе перед собой. При каждом слове «Ам!» одна ладонь скользит по другой ладони вверх и «кусает» всеми пальцами, кроме большого, прямые пальцы другой ладони. Потом ладони меняются ролями.

Останавливаемся, сложенные вместе ладони расслабляются…

… одна сжимается в кулачок, другая ее накрывает – держит кулачок, как яблоко.

Постепенно расправляем ладони…

Руки перекрещиваем в районе запястий, ладони теперь – крылья бабочки.

— Полетела, полетела, полетела!

Машем «крыльями» (запястья или предплечья перекрещены, левая ладонь машет возле правого плеча и наоборот). Можно постепенно разгибать локти, чтобы бабочка летела вверх или вдаль.

Круговорот воды в природе .

— Кап-кап, кап-кап, кап-кап – дождик капает, кап-кап, кап-кап, кап-кап.

Барабаним пальцами по голове, плечам – как угодно.

— Буль-буль, буль-буль, буль-буль – ручьи бегут, буль-буль, буль-буль, буль-буль.

Бежим или поочередно пальцами одной руки по другой от плеча до ладони, или пальцами обеих рук по ногам

— Жур-жур, жур-жур, жур-жур – река течет, жур-жур, жур-жур, жур-жур.

Ладонь на ладонь, пальцы переплетаем, это речка, которая течет по направлению от нас – если ручьи бежали по рукам, то на уровне пояса, если по ногам – над полом, сами при этом приседаем или сгибаем одну ногу, смотря куда речке бежать.

— И в море большое-большое-большое впадает…

Разводим руки широко в стороны, описывая ими большой круг, на третьем слове “большое” ведем руки обратно, на слове “впадает” – руки прижимаем к груди.

— А с моря в жару пар поднимается,

Рисуем в воздухе спиральки пара снизу вверх. Если на предыдущих этапах пришлось присесть – встаем, тянемся за руками вверх.

— К небу летит и в тучки превращается. А из туч дождик идет.

Тучку изображают сцепленные над головой руки.

Источник

Читайте также:  Дыхательная гимнастика по стрельниковой движения
Оцените статью