Картотека пальчиковой гимнастики для детей раннего возраста.
картотека
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
palchikovaya_gimnastika.docx | 29.63 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 2 «Колосок».
Картотека пальчиковой гимнастики для детей раннего возраста.
Воспитатель: Рябкова И. В.
Лучше заниматься с двумя взрослыми: один садится напротив ребенка и выполняет все движения сам, а другой на первых порах садится за спиной у малыша и помогает ему складывать пальчики.
При этом указательным пальцем правой руки выполняют круговые движения по ладони левой руки:
Затем по очереди загибают мизинец, безымянный, средний, указательный и большой пальцы.
или, как вариант :
— Ты воды не носил,
— Тебе ничего нет!
При этом большой палец не загибается.
Ручки складываете в замок, переплетая пальцы. Читая стишок, ритмично раскачиваете «замок»:
— На двери висит замок.
— Кто его открыть бы мог?
На этом слове ритмично постукиваете друг об друга основаниями ладоней, не расцепляя пальцы
Не расцепляя пальцы, одну руку тянете к себе, другую от себя, попеременно меняя их.
Тянете ручки в разные стороны, выпрямляя пальцы, но не отпуская замок полностью.
Резко отпуская руки, разводите их широко в стороны.
Стишок нужно читать не очень быстро, но четко и ритмично, чтобы движения малыша совпадали с ритмом. Особенно выделяйте финальное «открыли», малыши очень любят демонстрировать, как широко они открыли замочек.
Чуть приподнимите перед собой руку, так чтобы расслабленная кисть оказалась приблизительно на уровне лица. Пальчики расслаблены, свисают в низ.
— С ветки ягодки снимаю
Пальцами другой руки поглаживаете каждый пальчик от основания до самого кончика, как будто снимая с него воображаемую ягодку.
— И в лукошко собираю.
Обе ладошки складываете перед собой чашечкой.
— Будет полное лукошко.
Одну ладошку, сложенную лодочкой, накрываете другой также сложенной ладошкой.
— Я попробую немножко.
— Я поем еще чуть-чуть.
Одна сложенная ладошка имитирует лукошко, другой рукой достаем воображаемые ягодки и отправляем их в рот.
— Легким будет к дому путь!
Имитируя ножки, средний и указательный пальчики на обеих руках «убегают» как можно дальше.
Пальцы обеих рук сложены «щепотью». Руки двигаются волной от плеча, изображая ныряющих рыбок.
— Рыбки плавали, ныряли
— В чистой тепленькой воде.
На последнем слове пальцы рук очень плотно сжимаются.
Пальчики сильно растопыриваются в стороны.
— То зароются в песке.
Снова сложив пальчики, руками поочередно совершаете движения, как будто раскапываете песок.
Сжимайте каждый пальчик малыша, как бы обращаясь к нему: от указательного до мизинца
— «Пальчик-мальчик, где ты был?
— С этим братцем в лес ходил.
— С этим братцем щи варил.
— С этим братцем песни пел.
— С этим — в дудочку дудел.
Предложите малышу согнуть пальцы левой руки в кулачок, затем слушая потешку, по очереди разгибать их, начиная с большого пальца.
— Этот пальчик — дедушка,
— этот пальчик — бабушка,
— этот пальчик — матушка,
— этот пальчик — батюшка,
— Ну а этот пальчик — я.
— Вот и вся моя семья.
В этих стишках можно сгибать пальцы, начиная то с большого, то с мизинца, то на правой, то на левой руке.
— Этот пальчик хочет спать.
— Этот пальчик — прыг в кровать!
— Этот пальчик прикорнул.
— Этот пальчик уж заснул.
— Встали пальчики. Ура!
— В детский сад идти пора.
Средний и указательный палец – ушки зайки, остальные сложены щепотью и изображают мордочку зайки.
— Скачет, скачет зайка,
— Ты его поймай-ка!
и ловит «зайку» другой рукой (или ребенок ловит, или «зайки» ловят друг друга…)
— Восемь пальчиков для ног —
— Сколько ног у осьминога?
Всеми пальчиками, кроме больших, ребенок изображает щупальца осьминога.
— На одной скользящей ножке
— Домик, голова и рожки.
— Дай-ка пальчики сюда!
— То не пальчики — рога.
Изображаем пальчиками рожки улитки.
— Как у нашей кошки
Ступаем «ножками» — пальчиками мягко, по-кошачьи.
— Не ребята мы, а кошки
— Как у нашей мышки
— Ножки мышкины спешат
— К сырной корке — и назад.
Изображаем пальчиками мышкины ножки.
— Ножки вверх! Ножки вниз!
— Солнце, солнышко, качнись!
— Солнце с тучкою качнулось
— И Трезорке улыбнулось.
Пальчиками изображаем ножки Трезорки.
— Утро красное пришло,
— Солнце ясное взошло.
— Стали лучики светить
— Малых деток веселить.
Пальчики разгибаются по одному
Пальчики прячутся в кулачок
— Шесть мелькает ножек-рук —
— Это убегает жук.
— Ты куда? — но нет ответа.
— Жук в траве укрылся где-то.
Изображаем пальчиками лапки жука.
— «Сколько пыли, сколько сора —
— До дверей дойду не скоро», —
— И вздыхает тяжко
Передвигаем пальчики медленно, как будто это ножки черепашки.
— Мишка топает ногой,
— Мишка топает другой,
— Ух, как веселится
— В доме половица!
Топаем «ножками» — пальчиками.
— А пока танцует Мишка,
— Мы похлопаем в ладоши.
— Вместе с лисонькой-плутишкой
— Будем зрителями тоже.
Хлопаем в ладоши.
— «До свиданья, до свиданья,
— В путь-дорогу журавлей.
Машем ручкой вслед птицам.
— «До свиданья, Маша!
— Полетели мы на юг,
— Вспоминай нас, добрый друг!»
Ладошками изображаются крылья птиц.
— «Вот какой козел рогатый!» —
— Рожки делают ребята.
— «Вот какие рожки
— У козла Тимошки!»
— Встрече Тимофей не рад —
— Грозно смотрит на ребят.
— «Уходите, вас не знаю:
Пальчиками изображаются козлиные рожки.
— Как хватает рыбу рак?
— Да клешней своей — вот так!
— Манит он своей клешнею:
— «Пощипаемся с тобою!»
Двумя пальчиками изображается движение клешни рака.
— «Слоник, апельсин подай!» —
— Слоник очень-очень рад,
— Что сильнее всех носат.
Пальчиком изображается хобот.
— «В зоопарке стоит слон.
— Уши, хобот, серый он.
— Головой своей кивает,
— Будто в гости приглашает»
— Шел старик дорогою
идти пальчиками по стол
— Нашел козу безрогую.
показать пальчиками рога
— Давай, коза, попрыгаем,
постучать пальчиками по столу
— А коза бодается,
снова показать рога
— А старик ругается.
— Киска ниточки мотала
вращять руками, как бы наматывая нить на клубок
— И клубочки продавала.
вытянуть обе ладони вперед
— Три рубля.Покупайте у меня!
показать три пальца,сжать кулачки, снова вытянуть обе ладони.
— Одной рукой я травку рву,
выполнять хватательные движения поочередно левой и правой руками
— Другой рукой я тоже рву.
— Я травкой накормлю коня.
вытянуть руки вперед
— Вот сколько пальцев у меня!
и повернуть ладонями вверх.
— Ой, ладушки-ладушки, испечем оладушки!
— На окно поставим, остывать заставим.
— А остынут – поедим и воробушкам дадим.
— Топором дрова колю
имитировать действия топора, двигать вместе ладошками вверх-вниз
— А потом пилой пилю.
имитировать действия пилы, двигать вместе ладошками вперед-назад
— Отнесу их бабушке,
— Чтоб испечь оладушки.
похлопать ладонями друг о друга.
— Молоточком я стучу,
постукивать кулачками друг о друга
— Дом построить я хочу.
соединить кончики пальцев обеих рук
— Строю я высокий дом,
поднять выпрямленные ладони вверх
— Буду жить я в доме том.
— Тесто ручками помнем
сжимаем и разжимаем пальчики
— Сладкий тортик испечем
как будто мнем тесто
— Серединку смажем джемом
круговые движения ладошками по плоскости стола
— А верхушку сладким кремом
— И кокосовую крошкой
— Мы присыплем торт немножко
сыплем «крошку» пальчиками обеих рук
— А потом заварим чай
— В гости друг-друга приглашай.
— Мы капусту рубим рубим
говорить ритмично,руками показывать как мы рубим капусту
— Мы морковку трем трем
ручками показывать как мы трем морковку
— Мы капусту солим солим
— Мы капусту мнем мнем
ручками «мнем» капусту
— Мы сегодня рисовали,
имитировать рисование, плавно поднимать руки перед собой
— Наши пальчики устали,
— Наши пальчики встряхнем,
— Рисовать опять начнем.
снова имитировать рисование
— Дружат в нашей группе девочки и мальчики
пальцы рук соединяются в «замок»
— Мы с тобой подружим маленькие пальчики
ритмичное касание одноименных пальцев обеих рук
— Раз, два, три, четыре, пять
поочередное касание одноименных пальцев, начиная с мизинцев
— Начинай считать опять.
— Раз, два, три, четыре, пять.
— Мы закончили считать
руки вниз, встряхнуть кистями
— Наши пальчики просулись,
выполняем все эти движения
— По ладошке побежали
по ладони одной руки бегают пальцы другой, потом наоборот
изобразите эти движения
— И устали. Сели отдыхать
потрясите пальцами и положите руки на стол или на колени
ритмично сгибать и разгибать все пальцы одновременно
— В прятки пальчики играли
— И головки убирали,
— И головки убирали
— Дождик, дождик, поливай
Указательным пальцем постукивать по ладони другой
— Будет хлеба каравай,
образовать перед собой круг руками
— Будут булки, будут сушки,
похлопывать поочередно одной ладонью другую
— Будут вкусные ватрушки.
соединить большой и увказательный пальцы рук вместе,образовывая большой круг
Прямые ладони держим горизонтально перед собой (мизинец каждой смотрит вниз, большой палец – вверх, внутренняя поверхность ладоней обращена к груди), поочередно «нижнюю» ладонь кладем на «верхнюю», имитируя кирпичную кладку.
— Добрались уже до крыши!
к моменту произнесения этих слов «стенка» должна «дорасти» примерно до глаз. Складываем из ладоней двухскатную крышу: конек – соприкасающиеся кончики средних пальцев, скаты – ладони и предплечья.
Сложенные руки тянутся-тянутся-тянутся вверх! Взрослые, следите, чтоб ваш позвоночник растягивался вслед за руками! (одна девочка даже на стул вставала, чтобы ее крыша была выше!)
— Прорубили мы окошко,
— И дверку для кошки,
— И дырочку для мышки:
Называемые отверстия изображаются большими и указательными пальцами: большой четырехугольник, арка, маленькая круглая дырочка. Строки про мышку произносятся тоненьким голоском.
— Это что еще за куст?
Стоя, руки перед грудью в «замке»
— Это что еще за хруст?
Куст «распружинился», подрос – руки соединены только основаниями ладоней и кончиками пальцев. Ладони чуть-чуть поворачиваем во встречном направлении и при этом издаем хруст, как умеем (горлом, языком, щеками…) Детям очень нравится!
— Как же мне без хруста,
Тут наша «капуста» вырастает и становится размером с кольцо из рук, кончики пальцев соединены над головой.
— Если я – капуста?
— Мы капусту рубим, рубим,
«Рубим капусту» на поверхности воображаемого стола ребрами ладоней. Детям достаточно рубить на одном месте.
— Мы капусту солим, солим,
Обе руки сложены щепотью и «солят».
— Мы капусту мнем, мнем,
Сжимаем и разжимаем кулаки
— А морковку трем, трем,
Трем ладони друг об друга – для тренировки держите их на уровне груди и нажимайте на ладони с силой.
Перемешиваем – в горизонтальной плоскости.
— В бочки набиваем
Ладонь на ладони, «уминаем» капусту, не наклоняясь, а сгибая и выпрямляя локти .
— В погреб опускаем.
В таком же положении глубоко наклоняемся и кладем на пол сложенные ладони.
— Эх, вкусная капуста!
Выпрямляемся и гладим себя по животу.
Руки на уровне груди: одна ладонь сжата в кулачок, другая ее накрывает – это раковина улитки.
Когда четверостишье прочитано, быстро проталкиваем кулачок «наружу» – теперь кулачок не спрятан, а лежит на предплечье другой руки, зато запястье за кулачком плотно охвачено ладонью другой руки.
Разжимаете два пальца кулачка. Лучше, если Вы разожмете мизинец и безымянный – «улитка» будет больше похожа. Если Ваш ребенок при этом разжимает, например, указательный и средний, или даже все пальцы – не поправляйте.
— Улитка-улитка, пошли гулять!
На этих словах улитка ничего не делает – она слушает вас и решает, что ответить (недолго).
— Поползли, поползли, поползли…
«Улитка» ползет по предплечью, потом по плечу. Естественно, «ракушку» она за собой тащить не может, «ракушка» незаметно исчезла.
— Ой! Щекотно! Пойду к другой улитке!
(При повторении – до свидания, улитки!)
«Рожки» щекочут ухо или шею. Повторяете все то же самое, руки меняются ролями.
Ладонь одной руки «ползет», как гусеница, складываясь и разгибаясь, по внутренней стороне другой руки от плечевого сустава до кончика пальцев. (Не наоборот, т.к. гусеница заползла на травинку с земли!)
«ползет» обратно к плечу по внешней стороне руки
— По травинкам ползает,
То же проделываем, меняя руки: «от корня к верхушке»
И по другой стороне обратно.
Ладони складываем вместе перед собой. При каждом слове «Ам!» одна ладонь скользит по другой ладони вверх и «кусает» всеми пальцами, кроме большого, прямые пальцы другой ладони. Потом ладони меняются ролями.
Останавливаемся, сложенные вместе ладони расслабляются…
… одна сжимается в кулачок, другая ее накрывает – держит кулачок, как яблоко.
Постепенно расправляем ладони…
Руки перекрещиваем в районе запястий, ладони теперь – крылья бабочки.
— Полетела, полетела, полетела!
Машем «крыльями» (запястья или предплечья перекрещены, левая ладонь машет возле правого плеча и наоборот). Можно постепенно разгибать локти, чтобы бабочка летела вверх или вдаль.
Круговорот воды в природе .
— Кап-кап, кап-кап, кап-кап – дождик капает, кап-кап, кап-кап, кап-кап.
Барабаним пальцами по голове, плечам – как угодно.
— Буль-буль, буль-буль, буль-буль – ручьи бегут, буль-буль, буль-буль, буль-буль.
Бежим или поочередно пальцами одной руки по другой от плеча до ладони, или пальцами обеих рук по ногам
— Жур-жур, жур-жур, жур-жур – река течет, жур-жур, жур-жур, жур-жур.
Ладонь на ладонь, пальцы переплетаем, это речка, которая течет по направлению от нас – если ручьи бежали по рукам, то на уровне пояса, если по ногам – над полом, сами при этом приседаем или сгибаем одну ногу, смотря куда речке бежать.
— И в море большое-большое-большое впадает…
Разводим руки широко в стороны, описывая ими большой круг, на третьем слове “большое” ведем руки обратно, на слове “впадает” – руки прижимаем к груди.
— А с моря в жару пар поднимается,
Рисуем в воздухе спиральки пара снизу вверх. Если на предыдущих этапах пришлось присесть – встаем, тянемся за руками вверх.
— К небу летит и в тучки превращается. А из туч дождик идет.
Тучку изображают сцепленные над головой руки.
Источник