Пальчиковая гимнастика с детьми раннего возраста

Картотека пальчиковой гимнастики для детей раннего возраста

Ольга Волченкова
Картотека пальчиковой гимнастики для детей раннего возраста

Картотека пальчиковой гимнастики

для детей раннего возраста.

ЛОШАДКА

Я люблю свою лошадку,

(Поглаживают кисти рук)

Причешу ей шерстку гладко,

(Поглаживают каждый палец)

Гребешком приглажу хвостик

И верхом поеду в гости.

(Стучат пальцами по столу)

(Повторить 2 — 3 раза)

ЗАЙКА

Зайка серенький сидит

(Руки сжаты в кулаки)

И ушами шевелит.

(Разгибают и сгибают пальцы)

Надо лапочки погреть,

Зайке холодно сидеть.

(Растирают пальцы и кисти рук)

(Повторить 2 — 3 раза)

ЛИСЯТА

Под столом играют в прятки

(Стучат пальцами по столу)

А лиса для малышей

Ловит в зарослях мышей.

(Сжимают и разжимают кулаки)

(Повторить 2 — 3 раза)

ВАРЕЖКИ

Дали братьям новый дом,

Чтобы жили впятером.

(Зажимают пальцы в кулак и разжимают)

Брат большой не согласился

И отдельно поселился.

(Большой палец остается наружи)

(Повторить 2 — 3 раза)

ТАРЕЛКА

Вот тарелка для Валерки,

(Рисуют руками большой круг)

Желтые колечки,

(Рисуют в воздухе маленькие колечки)

Для котлеты, для пюре,

Для блинов и гречки.

(Загибают на левой руке пальцы правой руки,

начиная с большого пальца)

(Повторить 2 — 3 раза)

КУРИЦА

Я съем червя, попью водицы,

(Стучат пальцами по столу)

Хлебных крошек поищу.

(» Ходят» указательным и средним пальцами по столу)

А потом снесу яичко

(Рисуют в воздухе овал)

Ребятишек угощу

(Повторить 2 — 3 раза)

АВТОБУС

По дороге дом идет

На работу всех везет

(Указательным и средним пальцами » ходят» по столу)

Не на курьих тонких ножках,

(Сжимают и разжимают кулаки)

А в резиновых сапожках.

(Стучат пальцами по столу)

(Повторить 2 — 3 раза)

Картотека двигательной гимнастики для детей раннего возраста Картотека двигательной гимнастики для детей раннего возраста ОБЕД Раз к зайчонку на обед (Ходят по кругу) Прискакал дружок сосед.

Картотека комплексов пальчиковой гимнастики Машина Би — би — би — гудит машина. (дети ритмично постукивают кулачком одной руки о ладонь другой) Тук — тук — тук — мотор стучит. (ритмично.

Картотека пальчиковой гимнастики Ягодки Чуть приподнимите перед собой руку, так чтобы расслабленная кисть оказалась приблизительно на уровне лица. Пальчики расслаблены,.

Картотека пальчиковой гимнастики для детей младшего дошкольного возраста Карточка № 1 Пальчиковая гимнастика «Зима» Цель: развитие мелкой моторики, координации движений пальцев рук. Снег ложится на дома, (Руки.

Картотека пальчиковой гимнастики для детей младшего и старшего возраста «ДЕТСКИЙ САД» Карточка № 10 «В детский сад идти пора» Этот пальчик хочет спать Поочерёдно загибать пальчики, начиная с большого Этот пальчик.

Картотека пальчиковой гимнастики и физминуток по нравственно-патриотическому воспитанию детей средней группы детского сада Картотека пальчиковой гимнастики и физ. минуток по нравственно-патриотическому воспитанию детей средней группы детского сада с резинками.

Картотека пальчиковой гимнастики по лексическим темам для детей 5–6 лет Здравствуй, детский сад!» «Детский сад» Детский сад, детский сад, Он всегда ребятам рад. (хлопки на каждое слово) Буду в садике играть (показ.

Картотека пальчиковой гимнастики по потешкам, стихотворениям и сказкам для детей с 2 до 3 лет «Курочка Ряба»Жили-были дед да баба. (Поворотные движения кистями рук) И была у них Курочка Ряба. (Упражнение «Клювик») Снесла курочка.

Картотека пальчиковой гимнастики в стихах для детей 4–5 лет Пальчиковая гимнастика в стихах для детей дошкольников РАЗМИНКА: Ты, утенок, не пищи! (Сжимать в кулачки и разжимать пальцы сразу двух.

Картотека комплексов пальчиковой гимнастики КОМПЛЕКСЫ ПАЛЬЧИКОВОЙ ГИМНАСТИКИ Пальчиковая гимнастика (комплекс №1) 1. Ладони на столе (на счет “раз-два” пальцы врозь-вместе.) 2. Ладошка.

Источник

Картотека пальчиковой гимнастики для детей раннего возраста.
картотека

Скачать:

Вложение Размер
palchikovaya_gimnastika.docx 29.63 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 2 «Колосок».

Картотека пальчиковой гимнастики для детей раннего возраста.

Воспитатель: Рябкова И. В.

Лучше заниматься с двумя взрослыми: один садится напротив ребенка и выполняет все движения сам, а другой на первых порах садится за спиной у малыша и помогает ему складывать пальчики.

При этом указательным пальцем правой руки выполняют круговые движения по ладони левой руки:

Затем по очереди загибают мизинец, безымянный, средний, указательный и большой пальцы.

или, как вариант :

— Ты воды не носил,

— Тебе ничего нет!

При этом большой палец не загибается.

Ручки складываете в замок, переплетая пальцы. Читая стишок, ритмично раскачиваете «замок»:

— На двери висит замок.

— Кто его открыть бы мог?

На этом слове ритмично постукиваете друг об друга основаниями ладоней, не расцепляя пальцы

Не расцепляя пальцы, одну руку тянете к себе, другую от себя, попеременно меняя их.

Тянете ручки в разные стороны, выпрямляя пальцы, но не отпуская замок полностью.

Резко отпуская руки, разводите их широко в стороны.

Стишок нужно читать не очень быстро, но четко и ритмично, чтобы движения малыша совпадали с ритмом. Особенно выделяйте финальное «открыли», малыши очень любят демонстрировать, как широко они открыли замочек.

Чуть приподнимите перед собой руку, так чтобы расслабленная кисть оказалась приблизительно на уровне лица. Пальчики расслаблены, свисают в низ.

— С ветки ягодки снимаю

Пальцами другой руки поглаживаете каждый пальчик от основания до самого кончика, как будто снимая с него воображаемую ягодку.

— И в лукошко собираю.

Обе ладошки складываете перед собой чашечкой.

— Будет полное лукошко.

Одну ладошку, сложенную лодочкой, накрываете другой также сложенной ладошкой.

— Я попробую немножко.

— Я поем еще чуть-чуть.

Одна сложенная ладошка имитирует лукошко, другой рукой достаем воображаемые ягодки и отправляем их в рот.

— Легким будет к дому путь!

Имитируя ножки, средний и указательный пальчики на обеих руках «убегают» как можно дальше.

Пальцы обеих рук сложены «щепотью». Руки двигаются волной от плеча, изображая ныряющих рыбок.

— Рыбки плавали, ныряли

— В чистой тепленькой воде.

На последнем слове пальцы рук очень плотно сжимаются.

Пальчики сильно растопыриваются в стороны.

— То зароются в песке.

Снова сложив пальчики, руками поочередно совершаете движения, как будто раскапываете песок.

Сжимайте каждый пальчик малыша, как бы обращаясь к нему: от указательного до мизинца

— «Пальчик-мальчик, где ты был?

— С этим братцем в лес ходил.

— С этим братцем щи варил.

— С этим братцем песни пел.

— С этим — в дудочку дудел.

Предложите малышу согнуть пальцы левой руки в кулачок, затем слушая потешку, по очереди разгибать их, начиная с большого пальца.

— Этот пальчик — дедушка,

— этот пальчик — бабушка,

— этот пальчик — матушка,

— этот пальчик — батюшка,

— Ну а этот пальчик — я.

— Вот и вся моя семья.

В этих стишках можно сгибать пальцы, начиная то с большого, то с мизинца, то на правой, то на левой руке.

— Этот пальчик хочет спать.

— Этот пальчик — прыг в кровать!

— Этот пальчик прикорнул.

— Этот пальчик уж заснул.

— Встали пальчики. Ура!

— В детский сад идти пора.

Средний и указательный палец – ушки зайки, остальные сложены щепотью и изображают мордочку зайки.

— Скачет, скачет зайка,

— Ты его поймай-ка!

и ловит «зайку» другой рукой (или ребенок ловит, или «зайки» ловят друг друга…)

— Восемь пальчиков для ног —

— Сколько ног у осьминога?

Всеми пальчиками, кроме больших, ребенок изображает щупальца осьминога.

— На одной скользящей ножке

— Домик, голова и рожки.

— Дай-ка пальчики сюда!

— То не пальчики — рога.

Изображаем пальчиками рожки улитки.

— Как у нашей кошки

Ступаем «ножками» — пальчиками мягко, по-кошачьи.

— Не ребята мы, а кошки

— Как у нашей мышки

— Ножки мышкины спешат

— К сырной корке — и назад.

Изображаем пальчиками мышкины ножки.

— Ножки вверх! Ножки вниз!

— Солнце, солнышко, качнись!

— Солнце с тучкою качнулось

— И Трезорке улыбнулось.

Пальчиками изображаем ножки Трезорки.

— Утро красное пришло,

— Солнце ясное взошло.

— Стали лучики светить

— Малых деток веселить.

Пальчики разгибаются по одному

Пальчики прячутся в кулачок

— Шесть мелькает ножек-рук —

— Это убегает жук.

— Ты куда? — но нет ответа.

— Жук в траве укрылся где-то.

Изображаем пальчиками лапки жука.

— «Сколько пыли, сколько сора —

— До дверей дойду не скоро», —

— И вздыхает тяжко

Передвигаем пальчики медленно, как будто это ножки черепашки.

— Мишка топает ногой,

— Мишка топает другой,

— Ух, как веселится

— В доме половица!

Топаем «ножками» — пальчиками.

— А пока танцует Мишка,

— Мы похлопаем в ладоши.

— Вместе с лисонькой-плутишкой

— Будем зрителями тоже.

Хлопаем в ладоши.

— «До свиданья, до свиданья,

— В путь-дорогу журавлей.

Машем ручкой вслед птицам.

— «До свиданья, Маша!

— Полетели мы на юг,

— Вспоминай нас, добрый друг!»

Ладошками изображаются крылья птиц.

— «Вот какой козел рогатый!» —

— Рожки делают ребята.

— «Вот какие рожки

— У козла Тимошки!»

— Встрече Тимофей не рад —

— Грозно смотрит на ребят.

— «Уходите, вас не знаю:

Пальчиками изображаются козлиные рожки.

— Как хватает рыбу рак?

— Да клешней своей — вот так!

— Манит он своей клешнею:

— «Пощипаемся с тобою!»

Двумя пальчиками изображается движение клешни рака.

— «Слоник, апельсин подай!» —

— Слоник очень-очень рад,

— Что сильнее всех носат.

Пальчиком изображается хобот.

— «В зоопарке стоит слон.

— Уши, хобот, серый он.

— Головой своей кивает,

— Будто в гости приглашает»

— Шел старик дорогою

идти пальчиками по стол

— Нашел козу безрогую.

показать пальчиками рога

— Давай, коза, попрыгаем,

постучать пальчиками по столу

— А коза бодается,

снова показать рога

— А старик ругается.

— Киска ниточки мотала

вращять руками, как бы наматывая нить на клубок

— И клубочки продавала.

вытянуть обе ладони вперед

— Три рубля.Покупайте у меня!

показать три пальца,сжать кулачки, снова вытянуть обе ладони.

— Одной рукой я травку рву,

выполнять хватательные движения поочередно левой и правой руками

— Другой рукой я тоже рву.

— Я травкой накормлю коня.

вытянуть руки вперед

— Вот сколько пальцев у меня!

и повернуть ладонями вверх.

— Ой, ладушки-ладушки, испечем оладушки!

— На окно поставим, остывать заставим.

— А остынут – поедим и воробушкам дадим.

— Топором дрова колю

имитировать действия топора, двигать вместе ладошками вверх-вниз

— А потом пилой пилю.

имитировать действия пилы, двигать вместе ладошками вперед-назад

— Отнесу их бабушке,

— Чтоб испечь оладушки.

похлопать ладонями друг о друга.

— Молоточком я стучу,

постукивать кулачками друг о друга

— Дом построить я хочу.

соединить кончики пальцев обеих рук

— Строю я высокий дом,

поднять выпрямленные ладони вверх

— Буду жить я в доме том.

— Тесто ручками помнем

сжимаем и разжимаем пальчики

— Сладкий тортик испечем

как будто мнем тесто

— Серединку смажем джемом

круговые движения ладошками по плоскости стола

— А верхушку сладким кремом

— И кокосовую крошкой

— Мы присыплем торт немножко

сыплем «крошку» пальчиками обеих рук

— А потом заварим чай

— В гости друг-друга приглашай.

— Мы капусту рубим рубим

говорить ритмично,руками показывать как мы рубим капусту

— Мы морковку трем трем

ручками показывать как мы трем морковку

— Мы капусту солим солим

— Мы капусту мнем мнем

ручками «мнем» капусту

— Мы сегодня рисовали,

имитировать рисование, плавно поднимать руки перед собой

— Наши пальчики устали,

— Наши пальчики встряхнем,

— Рисовать опять начнем.

снова имитировать рисование

— Дружат в нашей группе девочки и мальчики

пальцы рук соединяются в «замок»

— Мы с тобой подружим маленькие пальчики

ритмичное касание одноименных пальцев обеих рук

— Раз, два, три, четыре, пять

поочередное касание одноименных пальцев, начиная с мизинцев

— Начинай считать опять.

— Раз, два, три, четыре, пять.

— Мы закончили считать

руки вниз, встряхнуть кистями

— Наши пальчики просулись,

выполняем все эти движения

— По ладошке побежали

по ладони одной руки бегают пальцы другой, потом наоборот

изобразите эти движения

— И устали. Сели отдыхать

потрясите пальцами и положите руки на стол или на колени

ритмично сгибать и разгибать все пальцы одновременно

— В прятки пальчики играли

— И головки убирали,

— И головки убирали

— Дождик, дождик, поливай

Указательным пальцем постукивать по ладони другой

— Будет хлеба каравай,

образовать перед собой круг руками

— Будут булки, будут сушки,

похлопывать поочередно одной ладонью другую

— Будут вкусные ватрушки.

соединить большой и увказательный пальцы рук вместе,образовывая большой круг

Прямые ладони держим горизонтально перед собой (мизинец каждой смотрит вниз, большой палец – вверх, внутренняя поверхность ладоней обращена к груди), поочередно «нижнюю» ладонь кладем на «верхнюю», имитируя кирпичную кладку.

— Добрались уже до крыши!

к моменту произнесения этих слов «стенка» должна «дорасти» примерно до глаз. Складываем из ладоней двухскатную крышу: конек – соприкасающиеся кончики средних пальцев, скаты – ладони и предплечья.

Сложенные руки тянутся-тянутся-тянутся вверх! Взрослые, следите, чтоб ваш позвоночник растягивался вслед за руками! (одна девочка даже на стул вставала, чтобы ее крыша была выше!)

— Прорубили мы окошко,

— И дверку для кошки,

— И дырочку для мышки:

Называемые отверстия изображаются большими и указательными пальцами: большой четырехугольник, арка, маленькая круглая дырочка. Строки про мышку произносятся тоненьким голоском.

— Это что еще за куст?

Стоя, руки перед грудью в «замке»

— Это что еще за хруст?

Куст «распружинился», подрос – руки соединены только основаниями ладоней и кончиками пальцев. Ладони чуть-чуть поворачиваем во встречном направлении и при этом издаем хруст, как умеем (горлом, языком, щеками…) Детям очень нравится!

— Как же мне без хруста,

Тут наша «капуста» вырастает и становится размером с кольцо из рук, кончики пальцев соединены над головой.

— Если я – капуста?

— Мы капусту рубим, рубим,

«Рубим капусту» на поверхности воображаемого стола ребрами ладоней. Детям достаточно рубить на одном месте.

— Мы капусту солим, солим,

Обе руки сложены щепотью и «солят».

— Мы капусту мнем, мнем,

Сжимаем и разжимаем кулаки

— А морковку трем, трем,

Трем ладони друг об друга – для тренировки держите их на уровне груди и нажимайте на ладони с силой.

Перемешиваем – в горизонтальной плоскости.

— В бочки набиваем

Ладонь на ладони, «уминаем» капусту, не наклоняясь, а сгибая и выпрямляя локти .

— В погреб опускаем.

В таком же положении глубоко наклоняемся и кладем на пол сложенные ладони.

— Эх, вкусная капуста!

Выпрямляемся и гладим себя по животу.

Руки на уровне груди: одна ладонь сжата в кулачок, другая ее накрывает – это раковина улитки.

Когда четверостишье прочитано, быстро проталкиваем кулачок «наружу» – теперь кулачок не спрятан, а лежит на предплечье другой руки, зато запястье за кулачком плотно охвачено ладонью другой руки.

Разжимаете два пальца кулачка. Лучше, если Вы разожмете мизинец и безымянный – «улитка» будет больше похожа. Если Ваш ребенок при этом разжимает, например, указательный и средний, или даже все пальцы – не поправляйте.

— Улитка-улитка, пошли гулять!

На этих словах улитка ничего не делает – она слушает вас и решает, что ответить (недолго).

— Поползли, поползли, поползли…

«Улитка» ползет по предплечью, потом по плечу. Естественно, «ракушку» она за собой тащить не может, «ракушка» незаметно исчезла.

— Ой! Щекотно! Пойду к другой улитке!

(При повторении – до свидания, улитки!)

«Рожки» щекочут ухо или шею. Повторяете все то же самое, руки меняются ролями.

Ладонь одной руки «ползет», как гусеница, складываясь и разгибаясь, по внутренней стороне другой руки от плечевого сустава до кончика пальцев. (Не наоборот, т.к. гусеница заползла на травинку с земли!)

«ползет» обратно к плечу по внешней стороне руки

— По травинкам ползает,

То же проделываем, меняя руки: «от корня к верхушке»

И по другой стороне обратно.

Ладони складываем вместе перед собой. При каждом слове «Ам!» одна ладонь скользит по другой ладони вверх и «кусает» всеми пальцами, кроме большого, прямые пальцы другой ладони. Потом ладони меняются ролями.

Останавливаемся, сложенные вместе ладони расслабляются…

… одна сжимается в кулачок, другая ее накрывает – держит кулачок, как яблоко.

Постепенно расправляем ладони…

Руки перекрещиваем в районе запястий, ладони теперь – крылья бабочки.

— Полетела, полетела, полетела!

Машем «крыльями» (запястья или предплечья перекрещены, левая ладонь машет возле правого плеча и наоборот). Можно постепенно разгибать локти, чтобы бабочка летела вверх или вдаль.

Круговорот воды в природе .

— Кап-кап, кап-кап, кап-кап – дождик капает, кап-кап, кап-кап, кап-кап.

Барабаним пальцами по голове, плечам – как угодно.

— Буль-буль, буль-буль, буль-буль – ручьи бегут, буль-буль, буль-буль, буль-буль.

Бежим или поочередно пальцами одной руки по другой от плеча до ладони, или пальцами обеих рук по ногам

— Жур-жур, жур-жур, жур-жур – река течет, жур-жур, жур-жур, жур-жур.

Ладонь на ладонь, пальцы переплетаем, это речка, которая течет по направлению от нас – если ручьи бежали по рукам, то на уровне пояса, если по ногам – над полом, сами при этом приседаем или сгибаем одну ногу, смотря куда речке бежать.

— И в море большое-большое-большое впадает…

Разводим руки широко в стороны, описывая ими большой круг, на третьем слове “большое” ведем руки обратно, на слове “впадает” – руки прижимаем к груди.

— А с моря в жару пар поднимается,

Рисуем в воздухе спиральки пара снизу вверх. Если на предыдущих этапах пришлось присесть – встаем, тянемся за руками вверх.

— К небу летит и в тучки превращается. А из туч дождик идет.

Тучку изображают сцепленные над головой руки.

Источник

Читайте также:  Тренировки дома чтобы убрать живот для женщин
Оцените статью