- Значение пальчиковой гимнастики в системе логопедической коррекции ОНР третьего уровня у детей старшего дошкольного возраста
- Значение пальчиковой гимнастики
- Актуальность.
- Характеристика пальчиковой гимнастики как средства логопедической коррекции.
- Виды упражнений на развитие мелкой моторики рук.
- Значение пальчиковых игр для развития речи дошкольников с ОНР
Значение пальчиковой гимнастики в системе логопедической коррекции ОНР третьего уровня у детей старшего дошкольного возраста
юлия сорокина
Значение пальчиковой гимнастики в системе логопедической коррекции ОНР третьего уровня у детей старшего дошкольного возраста
Значение пальчиковой гимнастики
в системе логопедической коррекции ОНР третьего уровня
у детей старшего дошкольного возраста
Актуальность.
Актуальным вопросом логопедии является изучение системы логопедической коррекции ОНР третьего уровня у детей старшего дошкольного возраста по средствам пальчиковой гимнастики.
Известный педагог В. А. Сухомлинский сказал: «Ум ребенка находится на кончиках его пальцев, «Рука – это инструмент всех инструментов», заключал еще Аристотель. «Рука – это своего рода внешний мозг», — писал Кант.
Эти выводы не случайны. Действительно, рука имеет большое «представительство» в коре головного мозга, поэтому пальчиковая гимнастика имеет большое значение для развития ребенка. Одним из самых распространенных видов пальчиковой гимнастики являются пальчиковые игры.
Игры с пальчиками развивают не только ловкость и точность рук, но и мозг ребенка, стимулируют творческие способности, фантазию и речь. Целью занятий по развитию ловкости и точности пальцев рук является развитие взаимосвязи между полушариями головного мозга и синхронизация их работы. В правом полушарии мозга возникают образы предметов и явлений, а в левом они вербализируются, т. е. находят словесное выражение. А происходит этот процесс благодаря «мостику» между правым и левым полушариями. Чем крепче этот мостик, считают ученые, тем быстрее и чаще по нему идут нервные импульсы, активнее мыслительные процессы, точнее внимание, выше способности.
Пальчиковые игры влияют на пальцевую пластику, руки становятся послушными, что помогает ребенку в выполнении мелких движений, необходимых в рисовании, а в будущем и при письме. Ученые рассматривают пальчиковые игры как соединение пальцевой пластики с выразительным речевым интонированием, создание пальчикового театра, формирование образно-ассоциативного мышления. А это значит, что пальчиковая гимнастика влияет не просто на развитие речи, но и на ее выразительность, формирование творческих способностей.
Пальчиковые игры, по мнению ученых, – это отображение реальности окружающего мира — предметов, животных, людей, их деятельности, явлений природы. В ходе игры дети, повторяя движения взрослых, активизируют моторику рук. Тем самым вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности.
Характеристика пальчиковой гимнастики как средства логопедической коррекции.
В чем же причина задержки речи? Раньше считалось, что главное, от чего зависит развитие речи — это степень речевого общения детей с окружающими взрослыми людьми: слушая чужую речь, ребенок получает возможность звукоподражания, а в процессе звукоподражания он учится артикулировать слоги. Однако, исследования ученых показали, что степень речевого общения с взрослыми не играет такой большой роли, как предполагалось. Они также изучили зависимость речевой способности ребенка и его двигательных функций. Дети в возрасте от 1 года 1 месяца до 1 года 3 месяцев, которым была дана возможность ежедневно в течение 20 минут свободно передвигаться по полу, проявили попытки довольно точного звукоподражания к 20 дню, в то время как группа детей того же возраста, находящаяся в обычных условиях (проводившая определенный период бодрствования в манеже, где их движения были ограниченны, к 30 дню существенных изменений в звукоподражании не проявляла.
Изучая анатомические отношения тела ребенка, ученые, невропатологи и дефектологи провели большое количество исследований в детских дошкольных учреждениях и пришли к заключению о том, что речевая способность ребенка зависит не только от тренировки артикулярного аппарата, но и от движений пальцев рук. Кисть руки можно отнести к речевому аппарату, а двигательную проекционную область кисти руки можно считать еще одной речевой областью мозга.
Выдающийся русский просветитель XVIII века Н. И. Новиков еще в 1782 году утверждал, что натуральное побуждение к действованию над вещами у детей есть основное средство не только для получения знаний об этих вещах, но и для всего их умственного развития. Невропатолог и психиатр В. М. Бехтерев писал, что движения руки всегда были тесно связаны с речью и способствовали ее развитию.
Английский психолог Д. Селли также придавал очень большое значение созидательной работе рук для развития мышления и речи детей. Тренировка пальцев рук сильно влияет на созревание речевой функции. В лаборатории высшей нервной деятельности ребенка в электрофизиологическом исследовании, проведенном Т. П. Хризман и М. И. Звонаревой, было обнаружено, что когда ребенок производит ритмические движения пальцами, у него резко усиливается согласованная деятельность лобных и височных отделов мозга. Причем движение пальцами правой руки вызывает активизацию левого полушария мозга, а движение пальцами левой руки – правого полушария мозга. Научные данные электрофизиологических исследований говорят о том, что речевые области формируются под влиянием импульсов, поступающих от пальцев рук.
Виды упражнений на развитие мелкой моторики рук.
Согласно международной классификации игры, совмещающие движения пальцев с короткими ритмичными стишками, подразделяются на два типа. Первый – fingerplay – собственно пальчиковые игры, сидячие. Второй – action rhume – игры, в которые помимо деятельности тонкой моторики включены движения всего тела: прыжки, бег на месте, движения рук, ног, головы.
Классификация эта достаточно условна.
Фольклорные игры имеют множество версий. Большинству пальчиковых игр сопутствуют стихи, лишь некоторые из них сопровождаются нерифмованным текстом, обычно диалогом участников или командами водящего. Игр без слов мало, чаще всего это забавы для подростков – тайные языки жестов или кольцевые головоломки, требующие большого сосредоточения.
Особое значение имеют игры, использующие одновременно разнотипные движения рук. Эти игры расширяют резервные возможности функционирования головного мозга ребенка. Привычным набором занятий по развитию мелкой моторики являются плетение, лепка, конструкторы, мозаики, вырезание из бумаги и картона, вырисовывание различных узоров. При выполнении этих видов деятельности используют в основном движения первых трех пальцев, тех, что постоянно активны в быту и в общении. Два последних пальца – безымянный и мизинец – находятся вне социальной зоны и в повседневной деятельности обычно пассивны. пять Полезными являются упражнения с пальцами рук на сочетание сжатия, растяжения и расслабления.
Пальчиковый игротренинг является эффективным для детей с различными нарушениями речи. Обычно через полгода у большинства детей, в том числе заикающихся, речь становится нормальной. К концу года устраняются аграмматизмы. На результативность использования пальчиковой гимнастики сильно влияет эмоциональная и образная окраска упражнений. Различные упражнения можно объединять в один сюжет, при описании которого получается живой рассказ на какую-то тему, например «Прогулка в лес». Детям совсем нетрудно самим придумать такие образы, да еще в движении, как улитка ползет, бабочка летает, трава колышется от ветра, прилетает птица, кормит их и т. д.
Результативность занятий пальчиковой гимнастикой зависит от того, чем еще занимается ребенок. Занятия по музыке, физической культуре, математике, лепке, аппликации, рисованию, игры в конструкторы и мозаики – все это способствует развитию мелкой моторики рук и повышает умственную деятельность ребенка, развивает его речевые способности.
Пальчиковые игры и упражнения – уникальное средство для развития речи. Педиатры и психологи считают, что психомоторные процессы развития речи напрямую зависят от развития мелкой моторики (то есть умения манипулировать пальчиками). Разучивание текстов с использованием “пальчиковой” гимнастики стимулирует развитие мышления, внимания, воображения, воспитывает эмоциональную выразительность, быстроту реакции. Ребёнок лучше запоминает стихотворные тексты, его речь делается более выразительной.
Пальчиковые игры дают пальцам полноценный отдых. Кроме того, они развивают их ловкость, подвижность, а весёлые стишки помогают детям снять моральное напряжение.
Но это ещё не вся польза, какую приносит пальчиковая гимнастика. Дело в том, что на пальцах и на ладонях есть “активные точки”, массаж которых положительно сказывается на самочувствии, улучшает работу мозга. В двигательной области коры головного мозга проекция кисти руки огромна по отношению к проекции других частей тела, она занимает одну треть всей площади. К тому же она чрезвычайно близка к речевой моторной зоне (зоне Брока). Регулярные занятия в системе будут способствовать поддержанию хорошего тонуса.
Все упражнения выполняются в медленном темпе, от трёх до пяти раз сначала одной, затем другой рукой, а в завершение – двумя руками вместе. Взрослые следят за правильной постановкой кисти руки ребёнка и точностью переключения с одного движения на другое. Указания должны быть спокойными, доброжелательными, чёткими.
Целью занятий по развитию мышц рук является развитие межполушарной специализации и межполушарного взаимодействия (синхронизация работы полушарий головного мозга, развитие способностей, памяти, внимания, речи, мышления).
Известно, что развитие интеллектуальных и мыслительных процессов необходимо начинать с развития движений пальцев и тела. Развитию кисти руки принадлежит важная роль в формировании головного мозга и становлению речи, так как рука имеет самое большой представительство в коре головного мозга. Поэтому пальчиковые игры очень важны для ребёнка.
Использование пальчиковых игр и упражнений помогают детям:
сделать рывок в развитии речи – улучшить произношение и обогатить лексику;
подготовить руку к письму, что особенно важно для ребят, которые скоро пойдут в школу;
предотвратить появление так называемого писчего спазма – частой беды начинающих школьников;
развивать внимание, терпение, внутренний тормоз – умение сдерживаться именно тогда, когда это необходимо;
стимулировать фантазию, проявлять творческие способности;
играя, освоить начала геометрии, как на плоскости, так и в пространстве;
научиться управлять своим телом, чувствовать себя уверенно в системе “телесных координат”, что предотвратит возникновение неврозов;
ощутить радость взаимопонимания без слов, понять возможности несловесного общения;
а если ребёнок – маленький левша, то помочь ему успешно адаптироваться в мире правшей.
Необходимо помнить три важных правила. Первое: пальцы левой и правой рук следует нагружать равномерно;
второе: после каждого упражнения нужно расслаблять пальцы (например, потрясти кистями рук); третье: поскольку пальчиковая гимнастика оказывает комплексное воздействие, она должна использоваться на всех занятиях в ДОУ.
План по самообразованию «Оздоровление детей дошкольного возраста» Год Проблема Тема Этап Содержание работы Результат/ форма отчетности 2010/2011 Повышение уровня компетентности родителей в воспитании детей.
Прогулки в ноябре с детьми старшего возраста Прогулки с детьми старшего дошкольного возраста спланированы с учётом интеграции с образовательными областями «Познание». «Здоровье», «Физическая.
Источник
Значение пальчиковых игр для развития речи дошкольников с ОНР
Виктория Ганке
Значение пальчиковых игр для развития речи дошкольников с ОНР
Пальчиковые игры.
-Использование различных видов мозаик
-Цветные клубочки ниток для перематывания
-Набор мелких игрушек для развития тактильного восприятия
-Палочки для выкладывания узоров по образцу
-Семена, мелкие орешки, крупа
-Ручки, фломастеры, карандаши и т. д.
ЗНАЧЕНИЕ ПАЛЬЧИКОВЫХ ИГР ДЛЯ РАЗВИТИЯ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОНР.
Уважаемые родители! Быстро пролетели два года, и наши дети уже перешли в старшую группу.Естественно и вас родителей и нас педагогов волнует вопросы: как обеспечить полноценное развитие детей? Как подготовить их к школе? Сегодня мы поговорим– о развитии мелкой моторики и координации движений пальцев рук. Наша задача -донести до вас важность развития руки ребенка.
Что даёт пальчиковая гимнастика?
1)Рука, пальцы, ладони– едва ли не главные органы, приводящие в движение механизм мыслительной деятельности развитию речи ребёнка. 2)Повышает работоспособность коры головного мозга. 3)Развиваетпсихические процессы: мышление, воображение, память, внимание. 4) Снимает тревожность.
Скованность движений у плохо говорящих детей свидетельствует о недостаточно развитой мелкой моторике. Поэтому игры, упражнения, пальчиковые разминки нужно проводит ежедневно дома, на природе, во дворе и т. д. Но во время занятий необходимо учитывать желания, настроение и возраст ребенка.
Дети с нарушением речи имеют не уверенную координацию пальцев рук, неловкость, неточность движений.
Развитию мелкой моторики помогает не только пальчиковая гимнастика, но и разнообразные действия с различными предметами.
1. На столах есть мозаика, семена, орешки, крупа. Попробуйте выложить вместе с ребенком рисунок домик, солнышко и др.
Такое занятие требует от ребенка усидчивости и терпения, развивает фантазию, пальцы рук.
2. Возьмите в руки пластилин помните и слепите, что хотите. Пластилин прикасается к каждой точке пальцев и ладоней, массажирует и стимулирует их.
3. Рисование– способствует развитию моторике и воображения ребенка.
ПАЛЬЧИКОВЫЕ ИГРЫ.
Дружат нашей группе девочки и мальчики. (Пальцы рук соединяются ритмично в замок) Мы с тобой подрежем маленькие пальчики (Ритмичные касания одноименных пальцев обеих рук) 1, 2, 3, 4, 5 начинай считать опять (Поочередное касание одноименных пальцев, начиная с мизинца) 1, 2, 3, 4, 5 мы закончили считать! (Руки вниз встряхнуть).
У кошки ушки на макушке, Чтоб лучше слышать мышь в норушке. (Средний и безымянный палец упираются в большой).
Гусь стоит и всё гогочет,
Ущипнуть тебя он хочет.
(Предплечье вертикально, кисть пд прямым углом. Указательный палец параллелен большому. Все четыре пальца прижаты друг к другу.
«Значение пальчиковых игр и упражнений для развития дошкольников» Движение пальцев и кистей рук имеют особое, развивающее воздействие. На ладони и на стопе находится около 1000 важных, биологически активных.
Консультация для педагогов и родителей «Значение сюжетных игр для развития дошкольников» Консультация для педагогов и родителей Значение сюжетных игр для развития дошкольников. Дети дошкольного возраста большую часть времени.
Консультация для родителей «Значение пальчиковых игр в развитии речи детей» Значение пальчиковых игр в развитии речи детей. Начиная с самого раннего возраста, развитию мелкой моторики рук необходимо уделять особое.
Мастер-класс для воспитателей «Развитие речи посредством использования нетрадиционных пальчиковых игр» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №3 с. Перелюб Перелюбского района Саратовскрй области» О проведении.
Понятие пальчиковых игр и их значение для развития ребенка Пальчиковые игры – это мощная целенаправленная тренировка для мозга ребенка, стимулирующая его развитие. Пальчиковые игры — это показ, инсценировка.
Родительское собрание «Значение пальчиковых игр в развитии речи детей» Ход мероприятия Сообщение педагога: Наши дети стали старше на год, естественно, и вас, родителей, и нас, педагогов, волнуют вопросы: как.
Роль пальчиковых игр в формировании познавательного развития младших дошкольников Роль пальчиковых игр в познавательном развитии детей младшего дошкольного возрастаНеоценимое значение для познавательного развития детей.
Роль пальчиковых игр в развитии речи у дошкольников Что происходит, когда ребёнок занимается пальчиковой гимнастикой? 1. Выполнение упражнений и ритмических движений пальцами индуктивно приводит.
Условия развития пальчиковых игр как средство развития мелкой моторики у детей среднего дошкольного возраста На первом этапе мы определили уровень развития мелкой моторики у детей старшей группы. База проведенного исследования: Детский сад № 10.
Значение экологических игр для развития ребенка Мир, окружающий ребенка – это прежде всего мир природы с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой. Здесь, в природе, вечный.
Источник