Развитие мелкой моторики рук. Упражнения для пальчиковой гимнастики
Наталья Власова
Развитие мелкой моторики рук. Упражнения для пальчиковой гимнастики
Хорошо развитая речь ребёнка дошкольного возраста является важным условием успешного обучения в школе. На сегодняшний день в арсенале всех педагогов, занятых воспитанием и обучением детей имеется обширный практический материал, применение которого способствует эффективному речевому развитию ребёнка. Уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Как правило, если движения пальцев развиты в соответствии с возрастом, то и речевое развитие ребенка в пределах возрастной нормы.
Поэтому тренировка движений пальцев рук является важнейшим фактором, стимулирующим речевое развитие ребенка, способствующим улучшению артикуляционной моторики, подготовке кисти руки к письму и, что не менее важно, мощным средством, повышающим работоспособность коры головного мозга.
Я использую следующие упражнения, способствующие развитию мелких мышц пальцев и кистей рук:
игры с пальчиками, сопровождающиеся стишками и потешками;
специальные упражнения без речевого сопровождения, объединенные в комплекс гимнастики для развития мелкой моторики рук, так называемая пальчиковая гимнастика;
игры и действия с игрушками и предметами: (раскладывание пуговиц, палочек, зерен, желудей и т. д., нанизывание бус, колечек, пуговиц на нитку, пришивание, застегивание и расстегивание пуговиц, игры с мозаикой, строительным материалом и т. д.);
изобразительную деятельность: (лепку из пластилина и глины, раскрашивание картинок, обведение контуров, штриховку, рисование карандашами и красками различными способами (кистью, тампоном, пальцем, свечой и т. д., разнообразную работу с ножницами, поделки из природного материала и т. д.).
Работа по развитиюкистей рук проводится систематически по 3-5 минут ежедневно в детском саду и дома:
а) упражнения для развития мелкой моторики включаются в занятия логопеда и воспитателей;
б) игры с пальчиками — в режимные моменты и прогулки;
в) пальчиковая гимнастика проводится в комплексе с артикуляционной воспитателями в специально отведенное в режиме дня время, а также дома с родителями.
В начале учебного года дети часто испытывают затруднения в выполнении многих упражнений для рук. Эти упражнения прорабатываются постепенно, вначале выполняются пассивно, с помощью логопеда (индивидуально, а по мере усвоения дети переходят к самостоятельному выполнению.
Упражнения для пальчиковой гимнастики
(выполняются сидя или стоя)
1. Сжимание пальцев в кулак и разжимание (по 20 раз, выполняются с силой, в сжатом положении фиксируются 2-3 сек.
обеих рук одновременно;
правой и левой по очереди.
2. Вращение кистями рук (по 10 раз. Можно выполнять упражнения из положения «руки в стороны»):
в правую, затем в левую сторону;
б) вовнутрь (обеими кистями);
3. Выгибание кистей рук (по 10-15 раз):
правой, левой по очереди.
4. Прогибание кистей рук (по 10-15 раз):
правой, левой по очереди.
5. Чередование прогибания и выгибания.
6. Соприкосновение подушечек пальцев — «Пальчики здороваются» (по 10-15 раз. Сила надавливания подушечек пальцев и темп выполнения увеличиваются;
пальцы правой руки — с большим пальцем правой руки;
пальцы левой руки — с большим пальцем левой руки;
то же одновременно двумя руками;
г) пальцы правой руки — с соответствующими пальцами левой.
7. «Щелчки» (по 10 раз).
8. «Коготки» — сильное полусгибание и разгибание пальцев (по 10-20 раз).
9. Сгибание и разгибание пальцев в кулак по очереди (по 10 раз) :
обеих рук одновременно
сначала начиная с большого,
затем начиная с мизинца
10. «Ножницы» — разведение пальцев в стороны (по 10 раз):
правой, затем левой руки;
обеих рук одновременно;
соединив ладони вместе.
11. Упражнение «Замок» — ладони вместе, пальцы переплетены (по 10-20 раз):
сдавливание ладоней с силой;
вращение (поворот вправо-влево);
наклоны вправо-влево — сгибание и разгибание в лучезапястных суставах;
разворачивание ладоней наружу и выворачивание в обратную сторону, не расцепляя переплетенных пальцев;
«Солнечные лучи» — руки в «замке» подняты вверх, ладони крепко сжаты, пальцы с силой разжимаются и сжимаются вновь.
12. Упражнения с сомкнутыми ладонями (по 5-10 раз)
сомкнутые ладони перед грудью наклоняются вправо-влево, преодолевая сопротивление;
движение сомкнутыми ладонями перед грудью вперед-назад;
сомкнутые ладони вытянуты вперед — разведение кистей в стороны, не размыкая запястий;
сомкнутые ладони подняты вверх — разведение кистей, не размыкая запястий — «Цветок»
13. «Фонарики» — вращение свободными кистями рук (по 10 раз).
14.Потряхивание расслабленными кистями:
руки согнуты в локтях, кисти опущены вниз.
Упражнения для пальчиковой гимнастики
(выполняются сидя за столом)
1. Свободное похлопывание кистями по столу поочередно и одновременно.
2. Свободное постукивание по столу пальцами обеих рук, правой и левой руки поочередно.
3. Поочередное приподнимание пальцев (кисти рук лежат на столе):
обеих рук вместе.
4. Имитация игры на пианино.
5. Разведение пальцев врозь и сведение вместе (ладони на столе).
6. «Бегают человечки» — указательный и средний пальцы правой, потом левой, а затем двух рук вместе бегают по столу вперед и назад.
7. «Футбол» — забивание шариков, карандашей одним, двумя и т. д. пальцами.
Самомассаж кистей и пальцев рук
1. Надавливание сильно сжатыми четырьмя пальцами одной руки на основание большого пальца, середину ладони, основание пальцев другой руки.
2. Растирание ладоней шестигранным карандашом с постепенным увеличением усилий.
3. Растирание ладоней движениями вверх-вниз.
4. Растирание боковых поверхностей сцепленных пальцев.
5. Разминание, затем растирание каждого пальца вдоль, затем поперек.
6. Грецкий орех положить между ладонями, делать круговые движения, постепенно увеличивая нажим и темп. Можно выполнять упражнение с двумя грецкими орехами, перекатывая один через другой, одной рукой, затем другой.
7. Разминание кисти правой руки пальцами левой и наоборот, затем поочередное растирание.
Равнодушных к таким упражнениям не бывает. Ведь детям кажется, что они просто играют, у них исчезает стеснение, боязнь говорить.
Игры-упражнения с крупами на развитие мелкой моторики рук и развитие речи Игры — упражнения с крупами на развитие мелкой моторики рук и развитие речи. Игры с крупами — не только отличное развивающее занятие для.
Консультация для родителей «Упражнения для развития мелкой моторики руки детей дошкольного возраста» Упражнения для развития мелкой моторики руки детей дошкольного возраста. Игры с природным материалом. Он всегда доступен, не требует.
Консультация для родителей «Упражнения на развитие мелкой моторики для детей раннего возраста» Заданий и упражнений, направленных на развитие мелкой моторики очень много, при желании, особенно, если подключить фантазию и воображение,.
Консультация для родителей «Влияние пальчиковой гимнастики на умственное развитие ребёнка» Известные исследователи, как А. Р. Лурия, Л. С. Выготский, Ж. Пиаже, А. Валлон, Э. Г., Пилюгина, Л. А. Венгер, и др., доказали, что сенсомоторное.
Развитие мелкой моторики рук Это моя доченька Златушка. Хочу представить вашему вниманию несколько снимков как мы дома с ней занимаемся. Папа сделал из старой фанеры.
Развитие мелкой моторики рук Хочу поделится с вами своим пополнением предметно-пространственной развивающей среды играми развивающими мелкую моторику рук. Перспективное.
Упражнения для развития мелкой моторики рук с помощью карандаша Можно с детьми проводить несложные упражнения для развития мелкой моторики рук, а также для развития кисти, координации движений руки, ловкости.
Упражнения и игры для развития мелкой моторики детей Мелкая моторика – одна из сторон двигательной сферы, которая непосредственно связана с овладением предметными действиями, развитием продуктивных.
Упражнения с карандашом для развития мелкой моторики у детей с нарушением зрения. Автор — Серова Ольга Дмитриевна, соавтор — Дьяконова Елена Сергеевна. Мелкая моторика – это способность выполнять мелкие и точные движения.
Занимательные игровые упражнения с предметами для развития мелкой моторики у детей Уровень развития движений ребенка определяет уровень его физического и психического развития. Чем выше его двигательная активность, тем.
Источник
Пальчиковая гимнастика (развитие мелкой моторики пальцев рук)
Галина Евдокимова
Пальчиковая гимнастика (развитие мелкой моторики пальцев рук)
«Истоки способностей и дарований детей- на кончиках их пальцев.
От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки,
которые питают источник творческой мысли»».
(В. А. Сухомлинский)
Развитие движений пальцев рук как бы подготавливает почву для последующего формирования речи. Поэтому тренировка движений пальцев и кисти рук является важнейшим фактором, стимулирующим речевое развитие ребёнка, способствующим улучшению артикуляционных движений, подготавливающим кисть руки к письму и, что не менее важно, мощным средством, повышающим работоспособность коры головного мозга, стимулирующим развитие мышления ребёнка. Умение выполнять мелкие движения с предметами развивается в дошкольном возрасте, именно к 6-7 годам в основном заканчивается созревание соответствующих зон головного мозга. Поэтому так важно уделить должное внимание данной проблеме в самый сензитивный период.
Упражнения на развитие пальцевой моторики занимают малое время (до 5 минут, но переоценить их значение невозможно. Каждое упражнение выполняется с мышечным напряжением от 5 до 20 раз с хорошей амплитудой движения сначала правой рукой, затем — левой, и обеими руками одновременно. Завершать работу над каждым упражнением следует заданием на расслабление («Стряхнуть воду с рук», «Полощем бельё» и др.)
Для чего нужна пальчиковая гимнастика?
Люди давно заметили, что движения рук и пальцев, сопровождаемые короткими стихами, благотворно действуют на развитие детей. Сотрудниками Института физиологии детей АПН РФ доказано, что тонкие движения пальцев рук положительно влияют на развитие детской речи. Что же происходит при занятиях пальчиковой гимнастикой?
— Выполнение упражнений и ритмических движений пальцами приводит к возбуждению в речевых центрах мозга и резкому усилению согласованной деятельности речевых зон, что стимулирует развитие речи;
— Игры с пальчиками создают благоприятный эмоциональный фон, развивают умение подражать взрослому, повышают речевую активность ребенка;
— Ребенок учится концентрировать свое внимание и правильно его распределять
— При выполнении упражнений с сопровождением их стихотворными строчками речь становится более четкой, ритмичной, яркой, усиливается контроль за выполняемыми движениями.
— Развивается память ребенка, так как он учится запоминать определенные положения рук и последовательность движений.
— Развивается воображение и фантазия ребенка. Овладев упражнениями, он сможет «рассказывать руками» целые истории.
— В результате освоения всех упражнений кисти рук и пальцы приобретут силу, подвижность и гибкость, а это в дальнейшем облегчит освоение навыков письма.
Деление упражнений на группы.
Первая группа.Упражнения для кистей рук:
— Развивают подражательную способность, достаточно просты и не требуют тонких дифференцированных движений;
— Учат напрягать и расслаблять мышцы;
— Развивают умение сохранять положение пальцев некоторое время;
— Учат переключаться с одного движения на другое.
Вторая группа. Упражнения для пальцев условно-статические:
— Совершенствуют полученные ранее навыки на более высоком уровне и требуют более точных движений.
Третья группа. Упражнения для пальцев динамические:
Развиваем пальчики — стимулируем речевое развитие
Взаимосвязь тонкой (пальцевой) моторики и речевого развития известна уже давно. Еще наши прапрабабушки использовали в воспитании детей игры типа «Ладушки» и «Сорока кашу варила». Помните, что, развивая тонкую моторику, Вы не только продвинете развитие своего ребенка вперед, но и сможете быстрее преодолеть отклонения, возникшие в речевом развитии ребенка. Какие игры и упражнения можно порекомендовать для домашних занятий?
• Предложите своей маленькой дочурке превратиться вЗолушку и разложить в две разные кружечки фасоль и горох, которые Вы перемешали в большой чашке.
• С сынишкой можно провести игру-соревнование на скорость. Кто скорее, папа или сын разложит большие и маленькие болтики или гайки в два разных контейнера?
• Покажите малышу, как можно складывать забавные фигурки из спичек или счетных палочек. Пусть сложит лесенку, елочку, домик, кроватку для куклы.
• Выкладывайте с ребенком узоры из гороха, фасоли, желудей. Используйте для основы, картонку с тонким слоем пластилина.
• Лепите со своим крохой из пластилина, играйте в мозаику и пазлы.
• Учите ребенка застегивать и расстегивать пуговицы, шнуровать ботинки, плести косички из разноцветных шнурков.
• Как можно раньше купите малышу краски для рисования пальчиками. Сколько восторга и пользы от такого рисования! Двухлетний малыш справится с рисованием мягкой кисточкой. А трехлетнего нужно научить правильно держать карандаш, и тогда вскоре Вы получите первые шедеврымаленького художника. В деле обучения ребенка рисованию Вам помогут книжки-раскраски.
• И наконец, игры с пальчиками или пальчиковая гимнастика. Проводите подобные упражнения регулярно, и Вы увидите, что ребенок стал быстрее запоминать рифмованные тексты, а его речь стала более четкой и выразительной. Выразительно произносите текст и показывайте ребенку сопровождающие его движения. Пусть попробует делать гимнастику вместе с Вами, сначала хотя бы договаривая текст.
Вышел дождик на прогулку. Шагаем пальчиками обеих рук постолу.
Он бежит по переулку, На каждую строку загибаем на обеих
Барабанит по окошку, руках пальцы, начиная с больших.
Напутал большую кошку,
Вымыл зонтики прохожих,
Крыши дождик вымыл тоже.
Сразу город мокрым стал. Встряхиваем ладонями, как будтоотряхиваем от воды.
Дождик кончился. Устал. Кладем ладони на стол.
«Чудо-птица». Дидактическое пособие для развития мелкой моторики пальцев рук Представляю вашему вниманию дидактическое пособие для развития мелкой моторики пальцев рук. Как говорил В. А. Сухомлинский «Истоки способностей.
Использование нетрадиционных техник художественного творчества в работе с дошкольниками. «Истоки способностей и дарования детей — на кончиках пальцев. От пальцев образно говоря, идут тончайшие нити — ручейки, которые питают источник.
Источник