Конспект занятия «Пальчиковые игры и упражнения» в группе раннего возраста
Ольга Никитина
Конспект занятия «Пальчиковые игры и упражнения» в группе раннего возраста
Конспект занятия пальчиковых игр и упражнений «Умелые пальчики» в раннем возрасте.
1. Развитие мелкой моторики рук детей раннего дошкольного возраста в процессе пальчиковых игр.
2. Увеличение подвижности пальцев
3. Развитие силы и гибкости пальцев
1. Учить детей упражнениям пальчиковой гимнастики
2. Развивать в пальчиковых играх тактильную чувствительность, зрительно–двигательную координацию движений.
3. Развивать умение подрожать взрослому, понимать смысл речи, повышать речевую активность.
4. Развивать творческое воображение.
5. Развивать чувства ритма, темпа, способности восприятия музыкальных образов и умения ритмично, выразительно двигаться в соответствии с данным образом;
Материал: игрушки мошка, паучок, лягушка, колечки от пирамидки.
Ход ЗАНЯТИЯ
Воспитатель и дети входят в зал.
Воспитатель: Ребята, мы с вам поедим на луг. Но с начало разминаем наше тело.
И зубами постучим
И немножко помолчим
прижимаем указательные пальцы к губам и выдыхаем («тсс…»).
Плечиками мы покрутим
поставив пальцы на плечи, вращаем плечами
И про ручки не забудем
Пальчиками потрясём
И немножко отдохнём
наклонившись, качаем руками («чтобы ручки отдохнули»)
Мы ногами поболтаем
И чуть-чуть поприседаем
Ножку ножкой подобьём
прыгаем на месте или ритмично хлопаем в ладоши.
И с начала всё начнём…
Воспитатель: А теперь садимся на паровозик и поедим на луг.
Паровозик чух-чух-чух, поезд мчится во весь дух 2 раза
А колесики стучат, тук-тук говорят 2раза
Воспитатель: Приехал наш паровозик. Выходим на луг, ребята ко мне на ладошку села мошка.
Села мошка на ладошку, посиди еще немножко
Посиди, не улетай
Воспитатель: Ой ребята кто там по веточке ползет? Это паучок.
(Руки скрещены. Пальцы каждой руки “бегут” по предплечью, а затем по плечу другой руки)
Паучок ходил по ветке, А за ним ходили детки.
Дождик с неба вдруг полил, (Кисти свободно опущены, выполняют стряхивающее движение (дождик).
Паучков на землю смыл. (Хлопок ладонями по столу/коленям.)
Солнце стало пригревать, (Ладони боковыми сторонами прижаты друг к другу, пальцы растопырены, качают руками (солнышко светит)
Паучок ползёт опять, Действия аналогичны первоначальным
А за ним ползут все детки,
Чтобы погулять на ветке. (”Паучки” ползают на голове.)
Воспитатель: Ребята, смотрите, смотрите кто прыгает тут? Лягушка.
Вот лягушка по дорожке
Скачет вытянувши ножки
Ква-ква, ква-ква, ква-ква
Вот из лужицы на кочку
И за мошкою вприскочку
Ква-ква, ква-ква, ква-ква
Больше есть ей не охота,
Прыг опять в свое болото
Ква-ква, ква-ква, ква-ква
Воспитатель: Ребята, давайте поиграем на лужайке.
Ножки-ножки: вы куда бежите? 2раза
Мы по кочкам, по кочкам, по маленьким пенечкам
Весёлая мышка Раскрываем ладошку, пальцы растопырены (перчатка).
Перчатку нашла, Поворачиваем руки то ладонью, то тыльной стороной вверх.
Гнездо в ней устроив, Складываем ладоши «ковшом»
Мышат позвала. Сгибаем — разгибаем пальцы («зовущий» жест)
Им корочку хлеба
Дала покусать, Кончиком большого пальца поочерёдно стучим по кончикам остальных пальчиков.
Отшлепала всех Большим пальцем «шлёпаем» остальные
и отправила спать. Ладони прижимаем друг к другу, кладём под щёку (спим)
Весёлая мышка Раскрываем ладошку, пальцы растопырены (перчатка).
Перчатку нашла, Поворачиваем руки то ладонью, то тыльной стороной вверх.
Гнездо в ней устроив, Складываем ладоши «ковшом»
Мышат позвала. Сгибаем — разгибаем пальцы («зовущий» жест)
Им корочку хлеба Кончиком большого пальца поочерёдно стучим по кончикам остальных
Дала покусать, пальчиков.
Погладила всех Большим пальцем гладим («шлёпаем») остальные (скользящим движением от мизинца к указательному
и отправила спать. Ладони прижимаем друг к другу, кладём под щёку (спим)
Воспитатель: Ребята мы погуляли, поиграли. Сейчас пора домой. Домой мы поедим на машине.Берите в руки рули и поехали:
Сидим с шофером рядом би-би-би
Помочь шоферу надо би-би-би
Машинам всем и людям би-би-би
Бибикать громко будем би-би-би
Воспитатель: После прогулки нам надо мыть руки.
Наши ручки отмываем: вот так, вот так
Наши ручки поднимаем: вот-так, вот-так
Наши ручки опускаем: вот-так, вот-так
И за спинку убираем: вот-так, вот-так
Воспитатель: Ребята понравилось вам прогулка? До свидания!
Консультация для родителей «Пальчиковые игры и изобразительная деятельность детей раннего возраста» Важное значение в процессе развития ребенка, имеет развитие мелкой моторики рук. Развивая мелкую моторику, мы развиваем логику, память,.
Отчет по самообразованию «Пальчиковые игры в развитии детей раннего возраста» за 2018–2019 учебный год Мелкая моторика рук взаимодействует с такими высшими свойствами сознания, как внимание, мышление, оптико-пространственное восприятие, воображение,.
Картотека «Пальчиковые игры для детей раннего возраста» Пальчики» Большой пальчик сливы трясет, Сгибать пальчики по очереди, Второй их собирает, начиная с большого. Третий в дом несет, Четвертый.
Пальчиковые игры и потешки с жестами в группе раннего возраста Развитие мелкой моторики у маленьких детей очень важно и необходимо. Чем раньше малыши начинают активно и умело двигать пальчиками, ладошками,.
Пальчиковые игры и упражнения как средство развития детей дошкольного возраста Пальчиковые игры и упражнения как средство развития детей дошкольного возраста. Цель: развитие мелкой моторики пальцев рук и речи детей.
Пальчиковые игры и упражнения как средство развития речи у детей дошкольного возраста В сентябре 2018 года мы взяли младшую группу. Деткам исполнилось только по три года. Выбрали для себя вместе с Натальей Алексеевной тему.
Пальчиковые игры и упражнения как средство развития речи у детей младшего дошкольного возраста На начальном этапе жизни именно мелкая моторика отражает то, как развивается ребенок, свидетельствует о его интеллектуальных способностях.
Пальчиковые игры как способ позитивного общения с детьми раннего возраста Пальчиковые игры представляют собой инсценировку каких-либо рифмованных историй или сказок при помощи пальцев. Главная задача пальчиковых.
Пальчиковые игры, как средство развития мелкой моторики рук у детей раннего возраста В последнее время не только учёные, но и сами родители отмечают, что словарный запас их детей к 3 годам скуден и лишён эмоциональной окраски.
Проект «Пальчиковые игры как средство развития речи детей раннего возраста» . Цель проекта: Развитие мелкой моторики рук детей младшего дошкольного возраста в процессе пальчиковых игр. Задачи для педагога: подготовить.
Источник
Картотека пальчиковой гимнастики для детей раннего возраста
Ольга Волченкова
Картотека пальчиковой гимнастики для детей раннего возраста
Картотека пальчиковой гимнастики
для детей раннего возраста.
ЛОШАДКА
Я люблю свою лошадку,
(Поглаживают кисти рук)
Причешу ей шерстку гладко,
(Поглаживают каждый палец)
Гребешком приглажу хвостик
И верхом поеду в гости.
(Стучат пальцами по столу)
(Повторить 2 — 3 раза)
ЗАЙКА
Зайка серенький сидит
(Руки сжаты в кулаки)
И ушами шевелит.
(Разгибают и сгибают пальцы)
Надо лапочки погреть,
Зайке холодно сидеть.
(Растирают пальцы и кисти рук)
(Повторить 2 — 3 раза)
ЛИСЯТА
Под столом играют в прятки
(Стучат пальцами по столу)
А лиса для малышей
Ловит в зарослях мышей.
(Сжимают и разжимают кулаки)
(Повторить 2 — 3 раза)
ВАРЕЖКИ
Дали братьям новый дом,
Чтобы жили впятером.
(Зажимают пальцы в кулак и разжимают)
Брат большой не согласился
И отдельно поселился.
(Большой палец остается наружи)
(Повторить 2 — 3 раза)
ТАРЕЛКА
Вот тарелка для Валерки,
(Рисуют руками большой круг)
Желтые колечки,
(Рисуют в воздухе маленькие колечки)
Для котлеты, для пюре,
Для блинов и гречки.
(Загибают на левой руке пальцы правой руки,
начиная с большого пальца)
(Повторить 2 — 3 раза)
КУРИЦА
Я съем червя, попью водицы,
(Стучат пальцами по столу)
Хлебных крошек поищу.
(» Ходят» указательным и средним пальцами по столу)
А потом снесу яичко
(Рисуют в воздухе овал)
Ребятишек угощу
(Повторить 2 — 3 раза)
АВТОБУС
По дороге дом идет
На работу всех везет
(Указательным и средним пальцами » ходят» по столу)
Не на курьих тонких ножках,
(Сжимают и разжимают кулаки)
А в резиновых сапожках.
(Стучат пальцами по столу)
(Повторить 2 — 3 раза)
Картотека двигательной гимнастики для детей раннего возраста Картотека двигательной гимнастики для детей раннего возраста ОБЕД Раз к зайчонку на обед (Ходят по кругу) Прискакал дружок сосед.
Картотека комплексов пальчиковой гимнастики Машина Би — би — би — гудит машина. (дети ритмично постукивают кулачком одной руки о ладонь другой) Тук — тук — тук — мотор стучит. (ритмично.
Картотека пальчиковой гимнастики Ягодки Чуть приподнимите перед собой руку, так чтобы расслабленная кисть оказалась приблизительно на уровне лица. Пальчики расслаблены,.
Картотека пальчиковой гимнастики для детей младшего дошкольного возраста Карточка № 1 Пальчиковая гимнастика «Зима» Цель: развитие мелкой моторики, координации движений пальцев рук. Снег ложится на дома, (Руки.
Картотека пальчиковой гимнастики для детей младшего и старшего возраста «ДЕТСКИЙ САД» Карточка № 10 «В детский сад идти пора» Этот пальчик хочет спать Поочерёдно загибать пальчики, начиная с большого Этот пальчик.
Картотека пальчиковой гимнастики и физминуток по нравственно-патриотическому воспитанию детей средней группы детского сада Картотека пальчиковой гимнастики и физ. минуток по нравственно-патриотическому воспитанию детей средней группы детского сада с резинками.
Картотека пальчиковой гимнастики по лексическим темам для детей 5–6 лет Здравствуй, детский сад!» «Детский сад» Детский сад, детский сад, Он всегда ребятам рад. (хлопки на каждое слово) Буду в садике играть (показ.
Картотека пальчиковой гимнастики по потешкам, стихотворениям и сказкам для детей с 2 до 3 лет «Курочка Ряба»Жили-были дед да баба. (Поворотные движения кистями рук) И была у них Курочка Ряба. (Упражнение «Клювик») Снесла курочка.
Картотека пальчиковой гимнастики в стихах для детей 4–5 лет Пальчиковая гимнастика в стихах для детей дошкольников РАЗМИНКА: Ты, утенок, не пищи! (Сжимать в кулачки и разжимать пальцы сразу двух.
Картотека комплексов пальчиковой гимнастики КОМПЛЕКСЫ ПАЛЬЧИКОВОЙ ГИМНАСТИКИ Пальчиковая гимнастика (комплекс №1) 1. Ладони на столе (на счет “раз-два” пальцы врозь-вместе.) 2. Ладошка.
Источник
Пальчиковая гимнастика для детей раннего возраста
Нина Гусева
Пальчиковая гимнастика для детей раннего возраста
Ранний возраст является наиболее ответственным периодом жизни человека, когда формируются наиболее фундаментальные способности, определяющие дальнейшее развитие человека. Их становление требует адекватных воздействий со стороны взрослых, определённых форм общения и совместной деятельности с ребёнком.
Речь — неотъемлемая часть характера и самым широким образом определяют личность.
Языковое развитие ребенка нельзя отделить от его моторного развития. Вся история развития человечества доказывает, что движения руки тесно связаны с речью. Первой формой общения первобытных людей были жесты. Указывающее, очерчивающее, оборонительное и другие движения руки лежали в основе того первичного языка, с помощью которого люди изъяснялись.
Такие исследователи, как Н. М. Аксарина, А. Валлон, Л. А. Венгер, Л. С. Выготский, М. М. Кольцова, А. Р. Лурия, Ж. Пиаже, Э. Г. Пилюгина, А. М. Фонарев, Н. М. Щелованов и многие другие доказали, что сенсомоторное развитие составляет фундамент умственного развития. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развита речь, внимание, память.
2 Влияние развития мелкой моторики на речевое развитие детей раннего возраста.
Моторика – это вся сфера двигательных функций (т. е. функций двигательного аппарата) организма, объединяющая их биомеханические, физиологические и психологические аспекты. Одним из показателей хорошего физического и нервно-психического развития ребенка является развитие его руки, кисти, ручных умений или, как принято называть, мелкой пальцевой моторикой.
Упражнения для мелкой моторики улучшают память, умственные способности ребенка, устраняют его эмоциональное напряжение, улучшают деятельность сердечно-сосудистой и пищеварительной систем, развивают координацию движений, силу и ловкость рук, поддерживают жизненный тонуc. Все движения организма и речевая моторика имеют единые механизмы, поэтому развитие тонкой моторики рук благотворно сказывается на развитии речи ребенка.
Психологи отмечают, что умственные способности ребенка начинают формироваться очень рано и не сами собой, а по мере расширения его деятельности, в том числе общей двигательной и ручной. Одним из показателей и условий хорошего физического и нервно-психического развития ребенка является развитие его руки, ручных умений или, как принято называть, мелкой пальцевой моторики. По умелости детской руки специалисты на основе данных самых современных исследований делают вывод об особенностях развития центральной нервной системы и мозга.
Простые движения рук убирают напряжение с рук, снимают умственную усталость. Они способны улучшить произношение многих звуков, а значит — развивать речь ребенка. Развитие тонких движений пальцев рук предшествует появлению артикуляции слогов. Благодаря развитию пальцев в мозгу формируется проекция «схемы человеческого тела», а речевые реакции находятся в прямой зависимости от тренированности пальцев. В коре головного мозга речевая область расположена совсем рядом с двигательной. Она является, собственно, ее частью. Упражнения для мелкой моторики улучшают память, умственные способности ребенка, устраняют его эмоциональное напряжение, улучшают деятельность сердечно — сосудистой и пищеварительной систем, развивают координацию движений, силу и ловкость рук, поддерживают жизненный тонус.
3 Пальчиковая гимнастика как средство развития речи детей раннего возраста.
Особенностью работы с детьми раннего возраста является неэффективность любых чисто вербальных методов воздействия. Любые инструкции, объяснения правил, призывы к послушанию оказываются бесполезными. Даже не потому, что дети ещё плохо понимают их, а потому что до 3-4 лет малыши не могут регулировать своё поведение посредством слова. Они живут только настоящим, и воздействия ситуации (окружающие предметы, движения, звуки) являются для них гораздо более сильными побудителями, чем значение слов взрослого. На первых этапах развития речь малыша включена в его практические предметные действия и неотделима от них. Ребёнок может говорить только о том, что он видит и что делает здесь и сейчас. Поэтому включённость слов в конкретные действия, (или «единство слова и дела») очень важный принцип формирования активной речи. Каждое новое слово должно быть понятно ребёнку, нести в себе определённое значение и опираться на конкретную ситуацию.
И. П. Павлов придавал тактильным ощущениям большое значение, ибо они несут в речевой центр, в его двигательную часть, дополнительную энергию, способствующую его формированию. Чем совершеннее кора мозга, тем совершеннее речь, а значит, и мышление. Таким образом рука познает, а мозг фиксирует ощущения и восприятия, соединяя их со зрительными, слуховыми и обонятельными в сложные интегративные образы и представления.
В народной педагогики созданы игры на основе развития движений рук «Ладушки», «Сорока-белобока», «Коза рогатая», «Угадай на ощупь», «Из чего предмет?», «Чудесный мешочек» и др. Их значение до сих пор недостаточно осмыслено взрослыми. Многие взрослые видят в них развлекательное, а не развивающее, оздоравливающее воздействия.
Для развития мелкой моторики в дошкольных учреждениях могут использоваться: шнуровки; пристежки; мозаика; бусинки, пуговицы разного цвета и размера; мелкие камни, ракушки для сортировки; выкладывание.
Гимнастика для пальцев рук делится на пассивную (массаж кистей рук выполняется взрослым в медленном темпе, фиксируя руку малыша одной рукой,другой рукой взрослый производит массаж: поглаживание, постукивание) и активную. Пассивная гимнастика рекомендуется как предварительный этап перед активной гимнастикой детям с низким уровнем развития мелкой моторики. Затем следует перейти к упражнениям активной пальцевой гимнастики. Все упражнения проводятся в игровой форме.
Этапы проведения пальчиковой гимнастики. Разминка начинается с упражнений для крупных мышц верхнего плечевого пояса (плечо, предплечье, поскольку на занятии, как правило, устает вся рука, а не только кисть. Детям предлагаются махи прямыми руками, круговые движения плечами, локтевыми суставами. Далее следует разминка для пальцев. Она начинается с хватательных движений — сжать пальцы в кулак, разжать.
Таким образом, выполняя пальчиками различные упражнения, ребенок достигает хорошего развития мелкой моторики рук, которое оказывает благоприятное влияние на развитие речи, и подготавливает ребенка к рисованию и письму. Эта гимнастика очень эмоциональна, увлекательна и способствует развитию речи, творческой деятельности. Поэтому пальчиковая гимнастика является важнейшим фактором, стимулирующим речевое развитие ребенка.
Примерный комплекс упражнений:
Гладим котика рукой.
Выгнул спинку он дугой.
Потянулся он, зевнул,
Замурлыкал и заснул.
Одной и другой рукой сделать поглаживающие движения ладонью, как будто гладим кошку. Выгнуть спину, затем потянуться и сложить ладошки под щечку (как будто спим)
Сцепим пальчики в замок
Чтоб войти чужой не мог.
Пустим только белочку,
Ежика и зайчика,
Пустим только девочку,
Пустим только мальчика.
Сцепить пальцы двух рук «в замок». на словах «Пустим только.» — ладони разводить в стороны, затем опять быстро соединять.
Собираем мы в лукошко
И морковку, и картошку.
Огурцы, фасоль, горох —
Урожай у нас не плох.
Поочередно пригибать пальчики к ладошке, начиная с большого.Со слов: «Урожай у нас не плох», охватывать весь кулачок другой рукой. тоже самое повторить с другой ладошкой.
Ты весною видел чудо?
Как из маленький из почки
Сложить ручки в кулачки, а затем, после слова «появляются», резко разжать их растопырив пальчики.
На правой ручке — пальчики.
На левой ручке — пальчики.
Пришла пора им встретиться —
Поднять раскрытые ладошки вверх и поочередно пальцами правой руки по очереди прикасаться подушечками к пальцам левой руки. Мизинчик к мизинчику, безымянный к безымянному и т. д.
1. Аникеева, Н. П. Воспитание игрой [Текст] / Н. П. Аникеева. — М. : Просвещение, 1987. — 168с.
2. Аркин, Е. А. Ребенок в дошкольные годы [Текст] / Е. А. Аркин. — М., 2006. — 177 с.
3. Богуславская, З. М. Развивающие игры для детей младшего дошкольного возраста [Текст] / З. М. Богуславская, Е. О. Смирнова. — М. : Просвещение, 1991. — 207с.
4. Галигузова, Л. Н. Воспитание и развитие детей от 1 года до 2 лет: метод, пособие для педагогов дошк. образоват. учреждений [Текст] / Л. Н. Галигузова, Л. Г. Голубева, Т. И. Гризик. — М. : Просвещение, 2007. — 159 с.
5. Галигузова, Л. Н. Воспитание и развитие детей от 2 до 3 лет: метод, пособие для педагогов дошк. образоват. учреждений [Текст] / Л. Н. Галигузова, Л. Г. Голубева, Т. И. Гризик. — М. : Просвещение, 2007. — 143 с.
6. Жуковская, Р. И. Игра и ее педагогическое значение [Текст] / Р. И. Жуковская. — М. : ЧП Ильин, 2001. — 249с.
7. Козлова, А. М.Дошкольное образование:Психолого-педагогическая практика: Учебно-методическое пособие [Текст] / А. М. Козлова, Е. В. Никифорова, Н. А. Скопинова. — М. : ЦГЛ, 2002. — 80с.
8. Котелевская, В. В. Дошкольная педагогика. Развитие речи и интеллекта в играх, тренингах, тестах / В. В. Котелевская, Т. Б. Анисимова. – Ростов н/Дону. : Феникс, 2002.
9. Основы дошкольной педагогики [Текст] / Под ред. А. В. Запорожца, Б. Д. Маркова, — М., 2004. — 156 с.
10. Практическая психология образования [Текст] / Под ред. И. В. Дубровиной. – М. : ТЦ «Сфера», 1997.
11. Российская педагогическая энциклопедия. — М. : Научное издательство «Большая российская энциклопедия», 2006. — 780 с.
12. Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии [Текст] / С. Л. Рубинштейн.— СПб: Издательство «Питер», 2000. — 712 с.
13. Струнина, Е. М.Развитие речи и творчества дошкольников: игры, упражнения, конспекты занятий [Текст] / Е. М. Струнина, О. С. Ушакова, Л. Г. Шадрина. – М. : Сфера, 2007. -144 с.
14. Тихеева, Е. И. Развитие речи детей [Текст] / Е. И. Тихеева. — М. : Просвещение, 1972. – 280с.
15. Усова, А. П. Роль игры в воспитании детей [Текст] / А. П. Усова; под ред. А. В. Запорожца. — М., 2006. — 342 с.
16. Ушакова, О. С. Развитие речи дошкольника [Текст] / О. С. Ушакова. – М. : Изд-во института психотерапии, 2001. – 237с.
17. Чуковский, К. И. От двух до пяти [Текст] / К. И. Чуковский. – М. : Педагогика, 1990. – 384с.
Пальчиковая гимнастика как один из компонентов физического развития детей младшего дошкольного возраста Развитие мелкой моторики рук и координации движения является одной из задач физического воспитания и имеет большое значение для детей младшего.
Артикуляционная гимнастика для детей раннего возраста «Как Язычок лепил снеговика» Цель: развивать артикуляционный аппарат, артикуляционную моторику, подвижность, мимику артикуляционных мышц (умения удерживать широкий язык.
Доклад «Пальчиковая гимнастика с ручкой» Доклад на тему: «Пальчиковая гимнастика с ручкой». Учитель-логопед: Шабалкина Л. А. Пальчиковая гимнастика с ручкой. Пальчиковая гимнастика.
Картотека «Пальчиковая гимнастика» 1. Барашки Пальцы обеих рук движутся хаотично. На лугах пасутся «бяшки», Раскудрявые барашки. Целый день всё: «Бе» да «бе», Носят шубы на.
Консультация для родителей «Пальчиковая гимнастика» Консультация для родителей. Пальчиковая гимнастика для детей 1-3 лет (упражнения). Люди давно заметили, что движения рук и пальцев, сопровождаемые.
Пальчиковая гимнастика ПАЛЬЧИКОВАЯ ГИМНАСТИКА: «ТОП-ТОП, ТОПОТУШКИ.» ТОП-ТОП, ТОПОТУШКИ (Фонарики) ПЛЯШЕТ ЗАЙЧИК НА ОПУШКЕ. (Загибаем и разгибаем большие пальцы.
Пальчиковая гимнастика ПАЛЬЦЕВЫЕ ПРЯТКИ Обе руки сжаты в кулак. Одновременно происходят два движения: большой палец правой руки поднимается вверх, а мизинец.
Пальчиковая гимнастика Пальчиковая гимнастика Мы устали,засиделись. Нам размяться захотелось. Дети руками изображают стул,стол. «Стул» Ножки, спинка и сиденья.
Пальчиковая гимнастика «Зимующие птицы» Упражнения для пальчиков: Птицы к дому подлетели Птицы к дому подлетели Два больших пальца обхватывают друг друга, Остальные делают взмахи,.
Пальчиковая гимнастика с карандашом МОТОР Соединить ладони пальцами вперёд. Карандаш в вертикальном положении между ладонями. Перемещать ладони вперёд-назад, передвигая карандаш,.
Источник