пальчиковые игры
материал по развитию речи (младшая группа)
пальчиковые игры для детей младшей группы «Масленица»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
palch_igra_maslenitsa.docx | 15.81 КБ |
Предварительный просмотр:
Пальчиковая игра «Масленица»
Положи блинок в ладошку: (Первая строчка – прочертить пальцем круг на ладошке)
Угости мурлыку- кошку, (На следующие пять строчек загибать пальцы с приговарив. соответствующих слов). Угости щенка Трезорку,
Потом мальчика Егорку,
Дай блиночек мамочке,
Дай блиночек папочке.
Пальчиковая игра « Ладушки-ладушки»
Ладушки-ладушки,
Пекла бабка оладушки, (хлопать в ладоши, которые надо держать горизонтально, при этом сверху — то правая, то левая рука)
Маслом поливала, (левая ладонь — горизонтально, а правая рука стучит по ней, собранными в щепотку пальцами)
Детушкам давала. (обе руки вытянуть перед собой)
Даше — два! (показать средний и указательный палец правой руки)
Паше — два! (показать средний и указательный палец левой руки)
Ване — два! (показать средний и указательный палец правой руки)
Тане — два! (показать средний и указательный палец левой руки)
Всем дала! (вытянуть руки в стороны и вперед и слегка поклониться)
Пальчиковая гимнастика «Гости» Стала Маша гостей созывать: (вращение кистей рук к себе) И Иван приди, и Степан приди, ( Поочередный массаж пальцев на обеих руках) И Матвей приди, и Сергей приди, А Никитушка — ну, пожалуйста.
Пальчиковая гимнастика «Бабушкины оладьи»
Вкусные оладьи бабушка пекла, Всех своих внучат обедать позвала: (произвольные движения кистями рук) Машу, Таню и Сережу, Киру, Ваню и Антошу. (загибаем пальчики) Все за стол садятся дружно, (сжимаем кулачки) Ведь давно обедать нужно! (разжим. кулачки, энергичные потряхивания кистями рук) Оладушки вареньем смажем, (гладим одну ладошку другой) Бабушке «спасибо» скажем! (сжимаем и разжимаем кулачки)
Пальчиковая игра «Месим тесто»
Месим тесто ( Руками имитируем процесс вымешивания теста) — Тесто мнём, мнём, мнём! (очень энергично сжимаем и разжимаем руки в кулачки (одновременно и поочередно).
— Тесто жмём, жмём, жмём!
— Пироги мы испечём! (руками совершаем движения, как будто лепим снежки)
Пальчиковая игра «Печём блины»
Мама нам печёт блины, (Попеременно касаться поверхности стола тыльной стороной кисти руки и ладонью)
Очень вкусные они. Встали мы сегодня рано — И едим их со сметаной.
Пальчиковая игра « На блины»
Стала Маша гостей собирать (хлопайте в ладоши)
И Иван приди (кончиком пальца проведите по всем пальцам руки малыша, начиная с большого),
И Степан приди,
Да и Андрей приди,
Да и Матвей приди,
А Митрошечка —
Ну, пожалуйста!
Стала Маша гостей угощать (хлопайте в ладоши)
И Ивану блин (нажимайте на подушечки каждого пальца по очереди)
И Степану блин,
Да и Андрею блин,
Да и Матвею блин,
А Митрошечке —
Мятный пряничек!
Стала Маша гостей провожать (хлопайте в ладоши)
Прощай, Иван! (по очереди загибайте пальцы на левой руке)
Прощай, Степан!
Прощай, Андрей!
Прощай, Матвей! И Митрошечка — До свидания!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Игра – один из лучших способов развития речи и мышления детей. Она доставляет ребенку удовольствие и радость, а эти чувства являются сильнейшим средством, стимулирующим .
На страничке для родителей представлена консультация, рассказывающая о значении пальчиковых игр в жизни ребёнка 3 — 4 лет, а также даны рекомендации о том, как поиграть с ребёнком дома в пальчиковые и.
Пальчиковые игры — вещь, совершенно необходимая маме, воспитывающей малыша. Помимо развития мелкой моторики, это прекрасный способ отвлечь и развеселить ребенка, ведь в основе каждой иг.
Рекомендуется стимулировать речевое развитие детей путем треноровки движений пальцев рук.
Пальчиковые игры и мелкая моторика.
Как правильно проводить с ребенком пальчиковые игры.Консультация для родителей.
Источник
Праздник «Масленица»
Олеся Бреусова
Праздник «Масленица»
План проведения праздника «Масленица»
Программное содержание:
1. Развитие потребности и желания детей в познании творчества народной культуры, русских традиций.
2. Развитие умения различать предметы быта на картинках, называть их (прялкой, веретеном).
3. Расширение представления о народной игрушке (дымковская игрушка, матрешка и др.). Ознакомление с народными промыслами.
4. Ознакомление с разнообразными видами декоративного искусства (изделия из дерева, глины, бумаги, картона, шитье, вышивка, вязание, плетение, декорирование обуви).
Предварительная работа.
В целях реализации программного содержания темы целесообразно использовать:
1. Беседу на тему «Русская изба»: обогащать словарный запас детей существительными, обозначающие предметы бытового окружения; учить детей связно и последовательно рассказывать о предмете развернутыми и полными предложениями. Беседу о шерстяных изделиях и о том, откуда берется шерсть (козья, овечья): формировать умение сосредотачивать внимание на предметах и явлениях предметно-пространственной развивающей среды; делать простейшие обобщения, знакомить с материалами, их свойствами.
2. Рассматривание предметов народного быта на картинках (лавка, печь, люлька) ;народных инструментов (ложка, бубен, свистулька, балалайка); образцов расписанной русской одежды (рубашка и штанишки для мальчика,сарафан и кокошник для девочки).
3. Чтение русских народных сказок: «Колобок», «Красная шапочка», «Мальчик с пальчик».
Разучивание скороговорки: «Бублик, баранку, батон и буханку пекарь из теста испек спозаранку».
Разучивание русской народной потешки: «Ай, качи — качи- качи! Глянь – блины, калачи! С пылу, с жару из печи. Все румяны, горячи. Налетели тут грачи. Подхватили калачи. Нам остались блинчики!»
4. Рисование на тему «Ой блины-блины – блиночки».
Цель: вызвать у детей интерес к рисованию блинов, самостоятельно выбирать кисти. Рисовать предметы круглой формы, различать желтый цвет. Учить работать с ножницами и вырезать предметы круглой формы. Упражнять в технике рисования гуашевыми красками. Развивать глазомер, координацию в системе «Глаз – Рука».
Материалы у детей: листы бумаги белого цвета, гуашевые краски жёлтого цвета, кисти разного размера, картонные круги для обследования формы, ножницы, банки с водой, салфетки матерчатые для просушивания ворса. У воспитателя квадратный лист бумаги с нарисованным кругом – блин.
Индивидуальная работа: поупражнять в работе с ножницами и кистью Бардюгова Данилу.
Анализ детских работ: все работы хороши, но наиболее удачные Клименко Дарьи, Левчук Влада.
5. Лепку на тему «Блинчики — на масленую неделю».
Цель: вызвать интерес к лепке блинов. Формировать умение пользоваться стеком во время работы с пластилином, выбирать желтый цвет, делить пластилин на небольшие кусочки.
Использовать приемы формирования умения скатывать кусочки пластилина между ладонями прямыми движениями, сплющивать комочек пластилина, придавая ему форму лепёшки. Побуждать детей к украшению вылепленных предметов – блинов, используя другой цвет пластилина (ягоды, фрукты). Развивать восприятие формы и величины, глазомер и мелкую моторику.
Материалы: для лепки – пластилин, стек, дощечка, салфетки бумажные и матерчатые, картинки по теме.
Индивидуальная работа: поупражнять в работе со стеком Бардюгова Данилу.
Анализ детских работ: все лепные блины хороши, но наиболее удачные Гофман Александры.
6 .Музыкальные произведения для слушания (русские народные песни): «Блины», «Масленица», «Калинка-малинка». Разучивание танцев «Платочки», «Хоровод».
7. Русские народные подвижные игры: «Дорожки», «Ловишки в кругу», «Лапта». Пальчиковые игры: «Ладушки — оладушки», «Пирог». Дидактические игры «Как избу построили», «Матрешки».
8. Альбом с процессом изготовления блюд обрядовой русской кухни, в том числе блины, оладьи.
9. Материалы для украшение зала: старинные русские платки, ткани с русским узором, ленты разных цветов (голубой, красный, белый, зелёный, жёлтый, плакаты – масленица, макет солнца и облаков, женская фигура – масленица, нарисованные детьми блины, самовар, народные инструменты (ложки, бубен, свистульки, балалайка, барабан, пианино, аудио записи с русскими народными песнями.
Одежду: русская народная для детей (рубахи, сарафаны, платки, кокошники, ленты, для кумы (юбки, сорочку, платки, краска для лица, фартук).
10. Сервировку стола: самовар, вазы, чайные пары, салфетки. Десерт: конфеты,сахар,сладкие пироги,блины, фрукты, чай.
Сценарий проведения праздника «Масленица»
Дети входят в украшенный в русском стиле зал, встают в круг, в центре –масленица. Звучит в записи мелодия «Масленица», дети водят хоровод, поют.
Кума: Хорошо зимой в деревне-
В избах тепло, всем весело. Вкусно пахнет.
А какую гостью нам нужно встречать?
Дети: Масленицу!
Ведущая: Всюду Масленицу ждали с нетерпением. Это самый веселый праздник. Так его и называли-
«Масленица широкая», «веселая объедуха», «сырная неделя». Вся масленичная неделя была полна играми, каждый день имел свое название. Понедельник — «Встреча».
Кума: В этот день обходили избы, поздравляли с наступлением Масленицы и выпрашивали блинов.
Дети показывают пальчиковую игру: Тетушка, тетушка, подай блинчика, оладышка (дети вперед протягивают левую руку, затем правую).
Масляный кусок (ладони соединяют вместе).
Тетушка, тетушка, не скупися –
Масляным кусочком поделися! (кланяются, садятся на корточки).
Тетушка, тетушка, вставай с печи (встают)
Гляди в печь — (правая рука согнута у лба)
Не пора ли блины печь? (кланяются).
Подайте широкой Масленице!
Ведущая: Вторник на Масленице называли «Заигрыш». В этот день дети играли в игры, катались с горок да выкрикивали:
Ряженый (ребенок):
Мы с тобой хвалимся,
На горах катаемся,
Проводятся игры: «Горячие блинчики», «Сервировка стола» (русская народная мелодия).
Кума: Среда звалась «лакомкой». Сколько сьедалось блинов! Многие потом даже неважно себя чувствовали, но приговаривали: «Блин не клин, брюха не расколет».
Ведущая: Четверг — «Разгуляй». В этот день катались на тройках наперегонки под песни и гармонь. Играли на народных инструментах.
Дети под русскую народную песню «Во кузнице» играют на инструментах.
Кума: Пятница называлась «Пятницы – вечорки».
Девочки исполняют танец «Платочки» (русская народная песня «Калинка-малинка»).
Ведущая: Суббота — «Заловкины посиделки». В эти дни ходили в гости к родственникам на блины.
Кума: Масленица – кривошейка,
Встретим тебя хорошенько.
Сыром, маслом, блином
И румяным пирогом
Да озорной загадкой.
Лежал, лежал да в речку побежал. (Снег)
Дружно ударились рыбы об лёд.
На речке начался ….(Ледоход)
Кто же в них живет?. (Скворцы)
Он всю зиму в шубе спал, лапу бурую сосал
А проснувшись, стал реветь, этот зверь – лесной…. (Медведь).
Ведущая: Воскресенье — «Прощеный день». Люди просили друг у друга прощения за нанесенные за год обиды. Вспомните, ребята, не обидели ли вы кого-нибудь, помиритесь да обнимитесь.
Дети обнимаются, просят друг у друга прощения.
Кума: Вечером около Масленицы собиралось много народу, люди просили друг у друга прощения, а потом Масленицу сжигали.
Дети идут по кругу, приговаривая:
Всему миру надоела!
Годика не дожила.
Весело гуляла, песни распевала.
Протянула до поста,
Гори, гори до конца!
На тот год приезжай!
Чучело Масленицы опускают на пол – «сгорела».
Ведущая: Масленицу проводили, а блинов-то мы не ели.
Кума: (вносит поднос с блинами). Пока вы пели да гуляли, я блиночков вам напекла.
Дети с песней «Блины» (русская народная песня) идут за кумой к праздничному столу.
Народный праздник «Христос воскресе» Дошкольный возраст- благоприятный период для приобщения детей к истокам народной культуры, способной возродить приемственность поколений,.
План мероприятий в мини-музее «Русская изба» Месяц проведения Тема, форма мероприятия Цель Сентябрь «В горнице моей» совместная деятельность Познакомить детей с русским народным бытом,.
Источник
Пальчиковая гимнастика про масленицу
Конспект интегрированного занятия в средней группе «Масленица»
Автор: Романова Елена Николаевна
Место работы: ГБОУ «Лицей1561,к №5» г. Москвы
Образовательная область «Познание»
Интеграция с другими областями: «Развитие речи»,
«Художественно- эстетическое», «Музыкальное», «Коммуникация»
Цель: формировать представление детей традициях празднования русским народом Масленицы, дать представление о значении каждого дня Масленицы
Образовательная задача : Познакомиться с традициями праздника широкой Масленицы, дать представление о значении каждого дня Масленицы, развивать умение договариваться и сотрудничать в ходе совместной деятельности
Развивающая задача : Развивать речь (упражнять в словообразовании с помощью суффиксов, заучивать заклички. Активизировать словарь словами: чучело, артисты, зрители, бубен, балалайка, Кострома, зять ,тёща, развивать координацию речи с движениями.
Воспитательная задача: Воспитывать интерес и уважение к традициям и праздникам русского народа
Предварительная работа: разучивание песни «Мы давно блинов не ели»
И игры «Гори, гори ясно», рассматривание книг с иллюстрациями русских народных гуляний
Материал: аудиозаписи русских народных мелодий, фонограмма песни «Мы давно блинов не ели»,колокольчик, платок для завязывания глаз
Ход занятия:
Воспитатель в русском национальном костюме приглашает детей в группу
Рано мой петушок встал и всем о весне прокричал? А я думаю не рано. Зима-царица ещё правит в наших краях, уступит ли она место весне –красне. Как вы думаете? (Ответы детей) Конечно, ребята, ступит. Всему приходит своё время, сколько зиме не лютовать, всё равно придет весенняя пора. Давайте с вами весну поакукаем, позовём. А я вас научу как. (Дети хором повторяют за воспитателем)
Ау, ау, аукаем, весну приаукаем!
Приходи, весна, приходи, красна!
Давай, солнышко -колоколнышко,
Приноси урожай в наш любимый край!
Ау, ау, аукаем, весну приаукаем!
Воспитатель: чтобы не гневалась зима, по-хорошему ушла и в срок положенный, русский народ устраивал ей весёлые пышные проводы- Масленицу. Масленица-это праздник встречи весны и солнца.
Название «Масленица» возникло потому, что на этой неделе мясо уже не ели готовились к посту ,тому времени, когда не едят мясной и молочной пищи), а молочные продукты и масло ещё можно было кушать. Масленица от слова масло. К празднику пекут блины. Они напоминают солнышки: такие же горячие, румяные и круглые. На улице устраивают гулянья.
Длится праздник всю неделю. Все люди ждут Масленицу с большим нетерпением. Каждый день -особенный. А какой вы сейчас сами мне отгадаете.
Дидактическая игра «Подскажи словечко»
1.Веселись и радуйся
Утро, день и вечер!
Наступает первый день-
В этот день делают куклу-чучело Кострому (показ иллюстрации) и строят снежные горки. И, конечно же, начинают печь блины.
Сейчас поиграем в народную игру «Перезвон» В эту игру с давних-предавних времен играли на Масленицу. Играющие встают в круг. Считалкой выбирается водящий.
Едет Масленица дорогая,
Наша гостьюшка годовая,
Да на саночках расписных,
Да на кониках вороных.
Живёт масленица семь деньков,
Оставайся семь годков.
В середину круга выходят двое: один с колокольчиком, другому завязывают глаза.
Все в круге поют:
Ах, откуда этот звон?
Мы его сейчас найдем.
Участник с завязанными глазами должен по звуку колокольчика найти и поймать участника с бубенцом. После того, как
участник с колокольчиком пойман, он становится «жмуркой» и ему завязывают глаза, а предыдущий «жмурка» становится обычным участником игры.
2.У меня ещё вопрос…..
Вот и вторник зашумел.
Звучит веселый наигрыш
А вторник у нас (заигрыш)
В этот день строят ледяные и снежные крепости для игр. Начинаются веселые игры.
Давайте и мы с вами сейчас поиграем
Подвижная ига «Гори, гори ясно»
Играющие выстраиваются парами друг за другом- в колонку.Игроки берутся за руки поднимают их вверх, образуя «ворота».Последняя пара проходит»Под воротами» и становится впереди. За ней идет следующая пара.»Горящий встает впереди шагов на 5-6 от первой пары, спиной к ним. Все участники приговаривают:
Чтобы не погасло!
-Дин -дон, дин -дон.
Выбегай скорее вон.
По окончании песенки двое играющих, оказавшись впереди, разбегаются в разные стороны, остальные хором кричат:
«Раз, два, не воронь,
А беги, как огонь»
«Горящий старается догнать бегущих. Если игрокам удаётся взять друг друга за руки прежде чем одного из них поймает «горящий», то они встают впереди колонны, а «горящий» опять ловит, т.е «горит». Если «горящий» поймает одного из бегающи, то он встанет с ним, а водит игрок, оставшийся без пары.
А на дворе уже среда.
Под названьем (лакомка)
В этот день приходят гости на блины
Пальчиковая гимнастика:
Мама нам печёт блины.
Очень вкусные они.
Встали мы сегодня рано
И едим их со сметаной
(попеременно касаться стола ладонью и тыльной стороной ладони)
Стала маша гостей собирать(хлопать в ладоши)
И Иван приди(загибать поочередно пальчики левой и правой руки, начиная с большого)
Да и Андрей при,
Да и Матвей приди.
Ну, пожалуйста (указательным пальцем левой руки поглаживаем мизинец правой руки
Стала Маша гостей угощать(хлопать в ладоши)
И Ивану блин (загибаем поочередно пальчики левой руки, начиная с большого)
Да и Андрею блин,
Да и Матвею блин,
А Митрошечке -мятный пряничек (большим пальцем правой руки покачиваем мизинец левой руки)
Стала маша гостей провожать(хлопать в ладоши)
Прощай, Иван (поочереди машемпальчикаи обеих рук, начиная с больших)
4.Он и чистый, и широкий
То четверг уж на пороге
В этот день ты не зевай,
Он зовётся (разгуляй)
Самый весёлый день. Возят чучело на колесе, катаются, поют песни
Рассматривание картины «Масленица- проводы зимы»
Посмотрите на картину. Это артисты. Они выступают перед зрителями (покажите зрителей). Артисты одеты в красивые костюмы. Посмотрите, какие музыкальные инструменты изображены на картинке. У молодого парня в руках гармошка (покажите гармошку). Эта девушка играет на балалайке. А другая бьет в бубен. Найдите бубен и балалайку (показывают). Кто на картинке танцует? (Дети-маленькие артисты) посмотрите, какие у них красивые костюмы.(описывают костюмы)Чей костюм вам больше понравился?(дети отвечают). Девочки машут платочками и кружатся в танце. Посмотрите, как мальчик топает ножкой. Как вы думаете ,зрителям на этом празднике весело. А как вы догадались(зрители улыбаются)
Давайте с вами тоже поиграем и потанцуем как артисты на картинке.
Игра с бубном » Ты катись веселый бубен»
Дети передают в кругу бубен со словами:
Ты катись, веселый бубен.
Быстро -быстро по рукам.
У кого остался бубен,
Тот сейчас станцует нам
Давайте ещё посмотрим на картинку .
Вот соломенное чучело зимы. Это чучело называется «кострома».На него надели сарафан и украсили лентами. Покажите чучело, сарафан, ленты. Какого цвета ленты у чучела? (розовые, голубые, оранжевые, зеленые).
Дети выходят по одному и составляют рассказ по картине.
5.Вот и пятница пришла
Гостей в дом привела
Есть блины, кататься с горки
Это тёщины (вечёрки) Тёща- мать жены или по-другому мама вашей мамы
Папа бабушку вечером к себе приглашает, блинами угощает.
Масленичные блины-просто объеденье!
Со сметаной и икрой, с маслом и вареньем.
Почитает весь народ Масленицу нашу.
Веселее не найдешь праздника и краше!
Словесная дидактическая игра «Какие бывают блины»
Обыкновенный блин можно назвать разными необыкновенными словами. Слушайте внимательно, отвечайте старательно:
На тарелке он один- называем просто….(блин)
Много испекли их мы-тогда назовём…..(блины)
Испекли для дочек-назовём……(блиночек)
Будет кушать их сынок-назовём тогда…..(блинок)
Огромный, как домище-назовём…..(блинище)
Дети поют песню «Мы давно блинов не ели»
Мы давно блинов не ели,
Мы блиночков захотели,
Ой, блины. Блины , блины,
Вы блиночки мои.
Наша старшая сестрица
Печь блины- то мастерица.
Ой, блины, блины, блины,
Вы блиночки мои!
Напекла она поесть,
Сотен пять, наверно, есть.
Ой ,блины, блины, блины,
Вы блиночки мои!
На поднос она кладет
И сама к столу несет.
Ой, блины, блины, блины.
Вы блиночки мои!
Гости, будьте все здоровы,
Вот блины мои готовы
Ой, блины, блины, блины
Вы блиночки мои
6.А теперь пришла суббота,
Сидеть девчатам неохота,
И резвятся, словно белки,
Это –золовкины (посиделки) Золовка- это сестра мужа, или по-другому, сестра папы
В этот день ходят друг к другу в гости. Дарят подарки, сжигают чучело масленицы и окончательно прощаются с зимой.
7.День последний подошёл,
Великий пост с собой привел.
В последний день едим блины печёные
А зовётся воскресение (прощенное)
Прощенным называют потому, что в этот день все друг и друга прощения просят за то, что совершили ошибки, за всё то, что могло обидеть человека
Блин похож по своей форме на солнышко. А если приделать к нему лучи, то будет походить ещё больше. Детям предлагается сделать «лучи» из полосок бумаги желтого цвета, приклеивая их на концах к лицевой и обратной стороне круга-«Солнце»
Рефлексия
Воспитатель:
Вам понравился мой рассказ про Масленицу. С Масленицей вас поздравляю, рассказать всем не забудьте, что Масленица началась. А теперь будем пить чай и лакомиться вкусными блинами
Источник