Пальчиковая гимнастика при деменции

Содержание
  1. Тренировка мелкой моторики рук при восстановлении лежачего больного
  2. Способы развития мелкой моторики рук.
  3. Особенности улучшения мелкой моторики рук у лежачих больных.
  4. Упражнения для развития мелкой моторики рук
  5. Механические приспособления для развития утраченной мелкой моторики рук
  6. Поддержка мозга при деменции
  7. Стадии деменции
  8. Упражнения для тренировки мозга на начальных стадиях деменции
  9. Упражнения в быту при деменции
  10. Специальные методики, применяемые в клиниках деменции
  11. Метод 10-минутной стимуляции Уте Шмидт-Хакенберг (Германия)
  12. Арт-терапия Анжелы Байерс (Франция)
  13. Зарядка для ума. Советы геронтолога, как предупредить деменцию
  14. Можно ли предупредить деменцию или приостановить ее развитие? Существуют ли специальные упражнения для профилактики слабоумия? За ответом на эти вопросы журналист информационного портала «Здоровые люди» обратилась к нашему постоянному эксперту — главному внештатному геронтологу Министерства здравоохранения, руководителю Республиканского геронтологического центра (активного долголетия) Людмиле Жилевич.
  15. Что такое деменция
  16. Первые признаки деменции
  17. На ранней стадии деменции важными являются следующие факторы
  18. Полезные упражнения для тренировки мозга
  19. Еще несколько советов

Тренировка мелкой моторики рук при восстановлении лежачего больного

Когда речь заходит о мелкой моторике рук, люди обычно думают, что речь идет о грудных детях или малышах дошкольного возраста. Однако есть еще несколько категорий людей, кому необходимо выполнять нехитрые упражнения, восстанавливающие подвижность суставов кисти, пальцев, стоп. К ним относятся:

  • дети, рожденные с ДЦП;
  • пациенты, перенесшие инсульт;
  • пожилые люди (старше 65 лет);
  • лежачие больные, вне зависимости от заболевания в анамнезе.

Все суставы и мышцы организма, не зависимо от их размера и расположения, нуждаются в постоянном движении. При вынужденном бездействии тонус мышц быстро теряется, снижается чувствительность пальцев, уменьшается подвижность суставов. Это может привести к полной атрофии конечности.

Способы развития мелкой моторики рук.

Улучшать, восстанавливать двигательную активность суставов рук и пальцев можно несколькими способами. Они могут включать в себя взаимодействие с другими людьми, использование механических приспособлений. Например:

  • массаж;
  • перебирание, пересыпание мелких предметов;
  • упражнения с использованием колец, шаров, которые одеваются на штативы;
  • упражнения с турниками, кольцами.
Читайте также:  Маска для медитации mindfold

Особенности улучшения мелкой моторики рук у лежачих больных.

Основной проблемой, с которой сталкиваются люди при ухаживании за пациентами, не встающими с кровати, является ухудшение способности к двигательной активности у больного, апатия, ухудшение качества речи. Все это связано со слабостью мышечного аппарата вследствие вынужденного длительного бездействия. Особенно это состояние опасно для пожилых людей, у которых полная атрофия мышц может наступить уже через месяц после начала постельного режима.

С двигательной активностью пальцев и кистей рук связана и внятная речь больного. Понимание и воспроизведение слов напрямую зависит от двигательных импульсов, возникающих в верхних конечностях. При регулярной тренировке мелкой моторики пальцев рук можно добиться значительного улучшения качества речи пациента, что очень важно для лежачих больных, которые перенесли инсульт.

Еще большей проблемой может обернуться нежелание больного выполнять упражнения. Здесь помогут задания в форме игры со стихами или с музыкальным сопровождением.

Упражнения для развития мелкой моторики рук

Если лежачий больной способен самостоятельно заниматься творческими делами типа вязания, вышивки или рисования – это лучшие методики для поддержания моторики пальцев на нужном уровне. Но зачастую пациенты, прикованные к кровати, нуждаются в более простых упражнениях, которые можно делать самостоятельно или под присмотром сиделки. Некоторые из них:

  1. Попеременное сжимание в кулак и распрямление пальцев;
  2. Растирание ладоней друг о друга круговыми движениями;
  3. Последовательное сгибание, разгибание пальцев;
  4. Перекатывание в ладонях стеклянного или металлического шарика;
  5. Пересыпание руками мелкого песка;
  6. Разделение предметов разной формы и размера по категориям (хорошо подойдет перебирание гороха, фасоли, гречки, смешанных в одну кучу);
  7. Захват умеренно тяжелых предметов (книги, стакана, бутылки с водой), приподнимание зажатого в руке предмета на 20-30 см над горизонтальной поверхностью;
  8. Навешивание/снятие прищепок для белья с веревки или проволоки;
  9. Растирание ладоней с помощью крема для кожи рук (особенно подходит для женщин любого возраста);
  10. Лепка из пластилина или мягкой глины.
Читайте также:  Сплит тренировка для 2 человек

Механические приспособления для развития утраченной мелкой моторики рук

Медицинская промышленность предлагает много вариантов устройств, помогающих лежачим больным в период реабилитации для улучшения качества жизни. Самые простые из них – вкладыши из шерсти или поролона, сжимая которые в руке, больной уменьшает спазм мышц и проводит самостоятельный массаж ладони и пальцев. Большой популярность также пользуются пирамидки наподобие детских, они не только стимулируют работу мелких суставов руки, но и восстанавливают обычно нарушенное цветовосприятие. Существуют комбинированные приспособления, включающие в себя элементы пирамидки, эспандеров для сжатия, емкостей с мелкими шариками для перебирания и массажа.

Отлично себя зарекомендовали и игольчатые аппликаторы, которые воздействуют на чувствительные точки на ладони больного и улучшают кровообращение в конечностях, что тоже важно для нормального функционирования суставов и мышц руки.

Источник

Поддержка мозга при деменции

Деменция (старческое слабоумие) – одна из наиболее частых проблем, встречающихся в пожилом возрасте. Патология может находиться в зачаточном состоянии, при котором происходит лишь незначительное нарушение памяти (забывчивость), возможно общее снижение когнитивных (мозговых) функций, которое достаточно легко скорректировать. Но болезнь может проявиться и в более серьёзном виде, когда нарушена не только память, но и другие функции мозга – логика, способность пересказать только что услышанное, выполнить работу по инструкции и т. п. Это свидетельствует о том, что деменция прогрессирует, и, чтобы как можно дольше поддержать приемлемый уровень когнитивных функций, требуется целый комплекс реабилитационных мероприятий.

На каждой стадии без медикаментозной помощи не обойтись. Но не менее важной составляющей лечения являются и систематические тренировки угасающих функций. Существует множество интересных методик, эффективно зарекомендовавших себя при терапии даже самых тяжёлых случаев.

Стадии деменции

Выделяют три стадии деменции. Первая протекает практически незаметно. Забывчивость и потерю счёта времени считают нормальными для пожилого неработающего человека. Однако эти симптомы уже говорят о снижении активности функций головного мозга.

Для второй стадии характерны значительно усилившаяся забывчивость, появляются сложности в общении, проблемы в уходе за собой, ухудшается ориентация в пространстве, нарушается поведение, человек забывает предназначение предметов.

Третья стадия – самая тяжёлая, когда пациент становится практически полностью беспомощным. Человек теряет способность к узнаванию, включая близких родственников, полностью лишён возможности смотреть за собой, просто потому, что не знает, что это надо делать и как это сделать, он абсолютно не ориентируется ни в пространстве, ни во времени, часто не может самостоятельно передвигаться.

Упражнения для тренировки мозга на начальных стадиях деменции

Если болезнь «поймать» на начальной стадии, то, как показывает практика, путём регулярных умственных тренировок можно значительно затормозить процесс развития слабоумия.

Невозможно переоценить эффективность поддержания умственных способностей посредством разгадывания кроссвордов, шарад, судоку, любых других головоломок. Кроме этого, психотерапевты предлагают массу упражнений, которые, на первый взгляд, подходят только детям начальной школы. Но именно такие тренировки дают самый высокий результат. Несмотря на простоту, выполнять их лучше в паре с врачом или родственником. Рассмотрим несколько рекомендуемых упражнений:

  1. Вспомните или запишите на бумаге по 10 наименований предметов, относящихся к одному типу (деревьев, цветов, марок автомобилей и т. п). По такому же принципу можно называть прилагательные, подходящие для описания одного предмета.
  2. Игра в антонимы. Её смысл заключается в том, чтобы как можно быстрее вспоминать слово, противоположное по значению названному.
  3. Игра на тему «Какая связь?». Пациенту предлагается пара слов, например, кошка-котёнок. Его задача выявить связь между понятиями и привести свой аналогичный пример.
  4. Составление связного рассказа по нескольким картинкам.
  5. Категории. В этом упражнении пациенту предлагается ряд понятий, относящихся к одной категории предметов (например, мебели) и одно-два неподходящих (например, чашка и ложка), которые и нужно определить.
  6. Упражнение «делай как я». Пациенту предлагается повторять за помощником различные мимики лица, движение руками, ногами туловищем и т. д.
  7. Крайне эффективным для развития когнитивных функций является упражнение «Узнавание на ощупь». Пациенту завязывают глаза и предлагают на ощупь определить заранее приготовленные мелкие предметы и по возможности описать их.

Подобных упражнений множество. Их можно придумывать по аналогии, усложнять или упрощать по мере того, как больной справляется. Неизменным должно оставаться лишь одно – регулярность тренировок (желательно ежедневно).

Упражнения в быту при деменции

Вышеописанные упражнения – это своего рода специальные занятия с необходимостью подготовки материала. Но не стоит сбрасывать со счетов и другие возможности поддержания мозговой деятельности. Например, раскладывание белья с его сортировкой, вытирание посуды и раскладывание её по нужным ящикам в шкафу, выкладывание из сумок покупок и правильное размещение продуктов в кухонных шкафах и т. д. Вообще людей с прогрессирующей деменцией стоит как можно чаще привлекать к делам, связанным с сортировкой чего-нибудь. Это помогает поддерживать логику, запоминать что-где лежит (это потом можно там взять), в добавок работа руками физически воздействует на активизацию мозговой деятельности.

Помимо этого, любая домашняя работа, особенно удачно выполненная, доставляет массу удовольствия человеку. Он не чувствует себя больным, деградировавшим, он видит, что полезен, и это вызывает массу положительных эмоций, что крайне важно при заболеваниях мозга.

Ещё одно эффективное и практичное упражнение – это прогулки по маршруту с запоминанием, что и где расположено. Цель в том, чтобы человек мог не только уйти из дома, но и вернуться. Отличительной чертой пациентов с прогрессирующей деменцией является усиливающееся желание к прогулкам, в результате которых нередко их приходится искать. Поэтому гулять лучше всегда в сопровождении и при этом все время обсуждать, что видим, куда идём, акцентировать внимание на запахах и т. п. Это способствует бессознательному запоминанию дороги домой и в критической ситуации может помочь.

Ещё один приём, который можно использовать в быту, – это работа с ощущениями. Например, доверьте человеку мытье фруктов. Контакт с водой сильно успокаивает, и наполняет положительными эмоциями, прикосновение к красивым спелым фруктам только усилит эффект. А после всего можно предложить разложить фрукты по коробкам или ящикам, в которых они обычно хранятся.

Специальные методики, применяемые в клиниках деменции

В стационары, как правило, попадают люди, которые находятся на последней стадии развития патологии, при которой функции мозга настолько угасли, что простые бытовые или игровые способы реабилитации бесполезны. Однако и для таких случаев существуют методики, помогающие хотя бы частично удерживать личность в реальности. Методик много, остановимся лишь на некоторых.

Метод 10-минутной стимуляции Уте Шмидт-Хакенберг (Германия)

Тренировки проводятся ежедневно до достижения результата. Чем тяжелее стадия заболевания, тем короче будут занятия, чтобы сохранить у пациента интерес к ним.

Арт-терапия Анжелы Байерс (Франция)

Замечено, что люди с когнитивными отклонениями расположены к занятиям с различными предметами, для каждого из которых у них своё действие: одни предметы они прячут, другие раскладывают, третьи заворачивают и т. д. Врач не вмешивается, а только наблюдает (за исключением случаев проявления агрессии). По наблюдениям психотерапевтов подобные игры позволяют больным спокойно погрузиться в себя, что поддерживает их индивидуальность. Иногда удаётся добиться такого эффекта, при котором больной почти понимает, что делает. Это считается большим успехом.

В заключение хочется подчеркнуть, что деменция – это тяжёлый недуг, но не стоит опускать руки. Правильный уход и регулярные тренировки могут на долгие годы отодвинуть угасание мозга ваших родных и близких.

Источник

Зарядка для ума. Советы геронтолога, как предупредить деменцию

Можно ли предупредить деменцию или приостановить ее развитие? Существуют ли специальные упражнения для профилактики слабоумия? За ответом на эти вопросы журналист информационного портала «Здоровые люди» обратилась к нашему постоянному эксперту — главному внештатному геронтологу Министерства здравоохранения, руководителю Республиканского геронтологического центра (активного долголетия) Людмиле Жилевич.

Что такое деменция

При развитии деменции снижаются умственные способности человека, постепенно утрачиваются имеющиеся знания и навыки, теряется способность к обучению. Нарушаются мышление, ориентировка, понимание, счет, способность к обучению, язык и суждения.

Причин, из-за которых развивается деменция, довольно много. Деменцию могут спровоцировать эндокринные и сосудистые патологии, депрессия, некоторые инфекции, черепно-мозговые травмы, опухоли головного мозга, алкоголизм и наркомания. Дополнительными факторами риска развития деменции являются:

  • наследственность. Причем риск увеличивается, если патология у ближайших родственников развилась в возрасте до 65 лет;
  • ожирение;
  • отсутствие активной интеллектуальной деятельности.

Первые признаки деменции

  1. Происходит нарушение как долговременной, так и кратковременной памяти. Человеку становится сложно вспомнить события, которые произошли недавно или запомнить новую информацию.
  2. Человек теряет навыки ориентации в пространстве и времени. Нередки случаи, когда больные терялись даже в привычной для них местности.
  3. Появляется безразличие к некогда любимым занятиям, исчезает желание познавать новое. Это происходит потому, что мозг уже не в состоянии получать и обрабатывать информацию.
  4. Снижение критичности собственного восприятия. Обычно этот симптом проявляются при планировании ближайшего периода жизни.
  5. В дальнейшем отмечается как прогрессирование этих симптомов, так и появление других, по своему воздействию более мощных. Одна из явных отличительных черт деменции – человек живет своим прошлым.

При самых ранних проявлениях заболевания важно своевременно обратиться к терапевту или врачу общей практики. При необходимости он направит больного к специалисту (неврологу, психиатру или гериатру).

На ранней стадии деменции важными являются следующие факторы

Для больного деменцией важно создать тихую домашнюю, привычную для него атмосферу. Причем круг лиц, с которыми он общается, должен быть постоянным. Это устранит чувство тревоги, нервозности, смятения и возбуждения. Не лишним будет составить распорядок дня и строго его придерживаться.

Людмила Жилевич: «Незнакомые лица, новые ситуации, которые человек уже не в состоянии запомнить, могут спровоцировать ускорение развития заболевания, а также негативно сказываться на его состоянии».

Первые симптомы деменции – не повод отказываться от физических упражнений. Это могут быть пешие прогулки по любимым местам, простая работа на приусадебном участке, упражнения лечебной физкультуры (не менее 150 минут анаэробной нагрузки еженедельно).

Жизнь должна быть насыщена разнообразными событиями и видами интеллектуальной деятельности. Можно читать, разгадывать кроссворды и сканворды, играть в шахматы или шашки, обсуждать прошедшие культурные или политические события.

Больному важно иметь хобби, но оно должно не только быть источником положительных эмоций и приносить удовольствие, а еще и стимулировать когнитивные и умственные способности.

В рационе больного человека должны присутствовать продукты, которые снижают уровень холестерина. Например, ячмень, бобовые, черника. Вместо сливочного масла лучше отдавать предпочтение растительному. В меню можно включить кисломолочные продукты, постные сорта мяса и птицы, нежирную рыбу, морепродукты, квашеную капусту. Для улучшения вкуса блюд разрешено использование приправ (шалфей, корица, куркума, шафран). А вот употребление соли лучше снизить до минимума. Обязательно следует выпивать суточную норму чистой воды (из расчета 30 мл на 1 кг веса). Готовить лучше на пару, можно запекать или варить.

При соблюдении всех рекомендаций доктора можно замедлить прогрессирование заболевания, а значит, существенно улучшить качество жизни больного, отсрочить тяжелые проявления деменции. При этом людям, которые имеют наследственную предрасположенность к развитию заболевания, следует обращать особое внимание на профилактику: вести здоровый образ жизни, ежедневно выполнять упражнения для умственной зарядки, контролировать уровень холестерина в крови.

Важный момент – создание комфортных условий, чтобы человек, страдающий деменцией, как можно дольше оставался независимым. Лучшая терапия – это проводить больше времени вместе с пожилыми родственниками, окружить их любовью, заботой, помочь им почувствовать себя полезными и нужными, добавила специалист.

Полезные упражнения для тренировки мозга

Для когнитивной стимуляции мозга могут помочь специальные упражнения. Их можно выполнять самостоятельно или совместно со своими близкими. Главное условие – их регулярность.

Вот несколько примеров эффективных занятий:

Положите перед собой листок с перечнем слов, которые написаны разным цветом. Начинать следует с первого слова. Но называть нужно тот цвет, которым написан текст. После того, как дойдете до конца, слова надо повторить в обратном порядке. На первых порах может быть сложно, так как за восприятие текста и цвета отвечают разные полушария головного мозга.

Польза: помогает установить новые связи между полушариями мозга, а также тренируется концентрация и переключаемость внимания.

При выполнении этого упражнения следует сосредоточиться на цифре «19» в центре квадрата. Затем взглядом необходимо найти «1» и потом все остальные цифры по возрастающей. Таблицу можно нарисовать самостоятельно, а цифры в ячейках расположить в любом порядке. Подобное занятие увеличивает скорость восприятия и обработки информации, способствует развитию периферийного зрения.

У пожилых людей, мышление, память и речь напрямую зависят от движения рук. В этом отношении для сохранения «ясности ума» полезны такие занятия, как вязание, вышивание или другие виды деятельности, в которых задействована мелкая моторика.

Сложите пальцы правой руки так, чтобы они показывали знак «мир», пальцами левой руки покажите «ок». Затем по очереди измените фигуры пальцев таким образом, чтобы левая рука показывала «мир», а правая — «ок». Повторите несколько раз. Затем попробуйте выполнить это упражнение одновременно правой и левой рукой. Такая гимнастика тренирует внимание и умение быстро переключаться с одной задачи на другую.

Возьмите два чистых листа бумаги и две ручки. Задача состоит в том, чтобы одновременно двумя руками нарисовать геометрические фигуры. Вместо фигур можно написать буквы или слова с одинаковым набором букв. Синхронное письмо учит мозг одновременно справляться с несколькими задачами, вовлекая в работу оба полушария.

Еще несколько советов

1.Если вы правша, время от времени выполняйте привычные вам ритуалы, левой рукой. И наоборот. Например, почистите другой рукой зубы или используйте этот прием во время завтрака или обеда.

2.Еще одно полезное упражнение – принимать душ или выполнять другие обычные действия с закрытыми глазами.

3.Добираясь до работы, магазина и других мест регулярно меняйте маршрут.

4. Попробуйте время от времени смотреть фильмы без звукового сопровождения, при этом попытайтесь понять, о чем идет речь по жестам актеров и их движениям.

Источник

Оцените статью