Пальчиковая гимнастика при аппликации

Мастер-класс «Нетрадиционная пальчиковая гимнастика»

Зайна Бекбауова
Мастер-класс «Нетрадиционная пальчиковая гимнастика»

Цель мастер-класса:

• Познакомить с методами и приемами проведения нетрадиционной пальчиковой гимнастики;

• раскрыть актуальность пальчиковой гимнастики в логопедической работе;

• расширять взаимосвязь логопеда и воспитателей с родителями воспитанников;

• внедрять инновационные формы в работу с детьми и их родителями.

1. Познакомить участников мастер-класса с эффективными методами использования нетрадиционных техник, способствующих развитию мелкой моторики у детей дошкольного возраста.

2. Закрепить умения участников мастер-класса применять полученные знания в практике.

3. Повысить мотивацию к овладению нетрадиционными техниками, широкому применению в совместной деятельности с ребенком.

Оборудование: карандаши, мячи, прищепки,чистые носовые платочки, фасоль,горох,дорожка с пуговицами.

— Здравствуйте, уважаемые коллеги! Вашему вниманию сегодня я представлю мастер – класс, где познакомлю всех присутствующих с нетрадиционными пальчиковыми гимнастики.

Пальчиковые игры и упражнения — уникальное средство для развития речи.

Разучивание текстов с использованием «пальчиковой» гимнастики стимулирует развитие мышления, внимания, воображения, воспитывает эмоциональную выразительность, быстроту реакции. Ребенок лучше запоминает стихотворные тексты, его речь делает более выразительной.

Выполняя пальчиками различные упражнения, ребенок достигает хорошего развития мелкой моторики рук, которая не только оказывает благоприятное влияние на развитие речи, но и подготавливает ребенка к рисованию и письму.

Традиционные «Пальчиковые игры» — это инсценировка каких-либо рифмированных историй, сказок при помощи пальцев. Многие игры требуют участия обеих рук,что дает возможность детям ориентироваться в понятиях «вправо», «влево», «вверх», «вниз» и т. д. Очень важны эти игры для развития творчества детей.

Нетрадиционные «Пальчиковые игры» — это игры с различными предметами, которые всегда есть в обиходе.

Предлагаю поиграть следующие игры.

Давайте возьмем в руки карандаш.

Для этой игры используем карандаш с гранями.

Игра «Карандаш» с использованием карандаша с гранями.

Карандаш в руках катаю,

Между пальчиков верчу.

Непременно каждый пальчик,

Быть послушным научу.

Игра «Мячик» с использованием мяча-ежика.

Я мячом круги катаю,

Взад перед его гоняю,

Им поглажу я ладошку,

Будто бы сметаю крошку,

И помню его немножко,

Как сжимает лапу кошка.

И другой рукой начну.

А теперь последний трюк:

Мяч летает между рук.

(переброс мяча из руки в руку)

А теперь поиграем в следующую игру, где используем мяч-ежик.

Не ползет и не бежит-

Над цветком она кружит.

За витком идет виток-

Вот и села на цветок.

Игра «Котенок кусака» с использованием бельевой прищепки.

Поочередно «кусать» прищепкой ногтевые фаланги от указательного к мизинцу и обратно,на ударные слоги стиха.

После первого двустишия-смена рук

Кусается больно котенок-малыш

Он думает: это не палец, а мышь

Но я же играю с тобою, глупыш,

А будешь кусаться,- скажу тебе «Кыш!»

Игра «Заяц и ежик» с использованием бус.

Понадобится бусы вытянутые в нитку из 17 бусин. Центральная бусина — большая или другого цвета. Ребенок берет за края и, одновременно обеими руками перебирая по одной бусине, двигаясь к центру.

На центральной бусине руки встречаются и начинают расходиться, так же перебирая по бусине, но уже в противоположные стороны.

Заяц и ежик навстречу друг другу

Шли по дорожке, по полю, по лугу.

Встретились — и разбежались они.

Быстро бежали — поди догони!

Игра «Проглот» с использованием носового платка

Берем небольшой носовой платок за уголок и показываем ребенку, как целиком вобрать его в ладонь, используя пальцы только одной руки. Другая рука не поиогает! Предлагаем тоже самое сделать ребенку поочередно.

У меня живот проглот-

Весь платок он скушал, вот!

Сразу стало у проглота

Брюхо, как у бегемота!

Для этой игры используем коврик с пуговицами.

Игра «Пальцеход» с использованием пуговиц.

Ребенок «ходит» по ним указательными и средними пальцами обеих рук,наступая на пуговицы на каждый ударный слог.

Ходит цапля по болоту

На прогулку, на работу-

Очень нужно цапле там

Взять еду своим птенцам!

Игра «Горох и фасоль»

В ведро насыпали горох

И пальцы запустили,

Устроив там переполох,

Чтоб пальцы не грустили.

В ведре не соль, совсем не соль,

А разноцветная фасоль.

На дне-игрушки для детей,

Мы их достанем без затей.

Игра «Горошки» с использованием гороха

Насыпаем горох на блюдце. Ребенок большим и указательным пальцами берет горошины одной за другой и удерживает их в руке,и так набирает целую горсть.

С блюдца я беру горошки

Словно птица клювом крошки.

И полны мои ладошки-

Руки держат все горошки.

Таким образом, использование нетрадиционных техник развития ручной умелости в работе с детьми — это огромная возможность думать, пробовать,искать, экспериментировать, а самое главное развиваться.

Спасибо за внимание!

Консультация для родителей «Пальчиковая гимнастика» «Пальчиковые игры» — это инсценировка каких-либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев. «Пальчиковые игры» являются очень важной.

Мастер-класс для начинающих воспитателей «Пальчиковая гимнастика, как средство оздоровления детей дошкольного возраста» Цель: 1. совершенствование навыков педагогов в проведении пальчиковой гимнастики как средства оздоровления детей дошкольного возраста. 2.

Осенняя пальчиковая гимнастика Данная картотека пальчиковой гимнастики станет важной частью работы по развитию мелкой моторики рук у дошкольников. ОСЕННЯЯ ПАЛЬЧИКОВАЯ.

Пальчики и мячики (пальчиковая гимнастика) Любое дошкольное учреждение должно стать «школой здорового образа жизни» детей, где любая их деятельность (игровая, спортивная, образовательная).

Пальчиковая гимнастика Кант – немецкий философ говорил, что, «рука – это вышедший наружу мозг человека».Дело в том, что на пальцах и ладонях рук есть активные.

Пальчиковая гимнастика Пальчиковая гимнастика 1. «Цветики – цветочки» Как в лесу на кочке Расцвели цветочки. Поочерёдно выпускают пальчики из сжатого кулачка.

Пальчиковая гимнастика Вашему вниманию представляется презентация-результаты моей работы на тему: Пальчиковая гимнастика как основополагающий фактор развития дошкольников.

Пальчиковая гимнастика Пальчиковая гимнастика — как один из видов здоровьесберегающих технологий. Куликова Л. В., воспитатель Самарская область, ст. Шентала, ГБОУ.

Пальчиковая гимнастика «Колодец» «Пальчиковая гимнастика как важна она для наших малышей. А ведь еще с раннего детства мама делая массаж своему любимому ребенку не подозревает,.

Пальчиковая гимнастика по тематическому планированию Месяц Средняя группа 1н. сентября 01.09-09.09 ДО СВИДАНИЯ ЛЕТО, ЗДРАВСТВУЙ ДЕТСКИЙ САД! Мой любимый детский сад* Пальчиковые игры: Большой.

Источник

Мастер-класс для педагогов ДОУ «Нетрадиционные пальчиковые игры как средство развития речи дошкольников»

Татьяна Данилина
Мастер-класс для педагогов ДОУ «Нетрадиционные пальчиковые игры как средство развития речи дошкольников»

Цель: познакомить педагогов с видами нетрадиционных пальчиковых игр и их использование в образовательном процессе ДОУ; формирование речевых навыков у детей посредство использования нетрадиционных пальчиковых игр.

-раскрыть актуальность пальчиковой гимнастики;

— определить сущность взаимосвязи пальчиковых игр с речевым развитием детей дошкольного возраста.

Материал: крышечки от бутылок, маленькие резиновые массажные мячики, бельевые прищепки, грецкие орехи, зубная щетка, щетка-утюжок, клубки ниток,катушки с нитками, круглая массажная расческа, коврик «Травка», воздушные шары,мягкие бигуди, шнурки с узелками.

Мастер-класс:

Здравствуйте уважаемые педагоги, я рада видеть вас на нашем мастер-классе. Сегодня мы с вами поговорим о развитии речи посредством использования нетрадиционных пальчиковых игр.

Вы конечно же знаете что игра с пальчиками развивают мозг ребёнка, стимулируют развитие речи, творческие способности, фантазию. Чем лучше работают пальцы и вся кисть, тем лучше ребёнок говорит. Исследования учёных показали что уровень развития детской речи находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Чем активнее и точнее движение пальцев у малыша, тем быстрее он начинает говорить.

Движения пальцев рук исторически, в ходе развития человечества, оказались тесно связанными с речевой функцией. Первой формой общения первобытных людей были жесты, особенно велика была роль руки – она дала возможность путем указывающих, очерчивающих, оборонительных, угрожающих и других движений развить тот первичный язык, с помощью которого люди объяснялись. Позднее жесты стали сочетаться с возгласами, выкриками. Прошли тысячелетия, пока развилась словесная речь, но она долгое время оставалась связанной с жестикуляционной речью.

Движения пальцев рук у людей совершенствовались из поколений в поколения, т. к. люди выполняли руками все более тонкую и сложную работу. В связи с этим происходило увеличение площади двигательной проекции кисти руки в человеческом мозге. Так развитие функций руки и речи у людей шло параллельно.

Примерно таков же ход развития речи ребенка. Сначала развиваются тонкие движения пальцев рук, когда же они достигают достаточной тонкости, начинается развитие словесной речи. Развитие движений пальцев рук как бы подготавливают почву для последующего формирования речи.

Известный педагог Василий Александрович Сухомлинский сказал: «Ум ребёнка находится на кончике его пальцев«, а философ Иммануил Кант, что «Рука-это вышедший наружу мозг человека», «Готовить глаз к видению, руку — к действию и душу к чувствованию», были слова Марии Монтессори.

Малышу необходимо всё потрогать, так он учится различать тепло и холод, твёрдость и мягкость, тяжесть, размер и форму предметов. Рука имеет самое большое представительство в коре головного мозга.

У нас на ладони находится множество биологически активных точек. Воздействуя на них можно регулировать функционирование внутренних органов (мизинец-сердце, безымянный — печень, средний — кишечник, указательный — желудок, большой палец голова). Следовательно, воздействуя на определённые точки, можно влиять на соответствующий этой точке орган человека. Чем лучше работают пальцы и вся кисть тем лучше ребёнок говорит.

Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память и внимание, связная речь.

Главное требование в играх рукой, её кистью, пальчиками : мы должны одинаково заботиться о развитии правой и левой руки. Благодаря пальчиковым играм ребёнок получает разнообразные сенсорные впечатления, у него развивается внимательность и способность сосредоточиться. Такие игры формируют добрые взаимоотношения между детьми, а также между взрослым и ребёнком.

Учитывая возрастные особенности детей, педагогам необходимо активно использовать в своей работе игровую мотивацию, которая значительно повышает интерес детей к учебным мероприятиям, а так же эффективность самих мероприятий. Также можно утверждать, что использование разнообразных пальчиковых игр в педагогическом процессе дошкольного учреждения может рассматриваться как один из путей повышения качества работы по речевому развитию детей в дошкольном учреждении.

Самомассаж кистей и пальцев рук с грецкими орехами, карандашами, массажными щетками, воздушными шарами, логопедическими перчатками с нашитыми пуговицами;

Игры с пальчиками,с использованием разнообразного материала: бросовый, природный, хозяйственно-бытовой.

Я предлагаю вашему вниманию некоторые из игр, которые можно использовать в работе с детьми:

Давайте с вами поиграем

Для начала сделаем массаж пальчиков и ладоней:

Игра с мячиками:

Для этого мы используем массажные колючие мячики. (Можно катать по ладошке, столу, коврику):

Пальчиковая игра «Ёжик» (с колючим мячиком Су- Джок)

Описание: упражнение выполняется сначала на правой руке, затем

Ёжик, ёжик, хитрый ёж, на клубочек ты похож. (дети катают Су-Джок между ладонями)

На спине иголки (массажные движения большого пальца)

очень-очень колкие (массажные движения указательного пальца)

Хоть и ростом ёжик мал, (массажные движения среднего пальца)

нам колючки показал, (массажные движения безымянного пальца)

А колючки тоже (массажные движения мизинца)

на ежа похожи. (дети катают Су-Джок между ладонями)

«Ёжики». Разминочные упражнения с мячом-ёжиком. Движения соответствуют тексту. Я мячом круги катаю, Взад-вперед его гоняю. Им поглажу я ладошку, Будто я сметаю крошку. И сожму его немножко, Как сжимает лапу кошка. Каждым пальцем мяч прижму И другой рукой начну.А теперь последний трюк: Мяч летает между рук.

Игра с крышками

Пальчиковая игра «Башмачки»:

Берём пластмассовые крышки от бутылок (4 штуки) и надеваем их, как обувь, на указательные и средние пальцы. «Идём» пальцами как ножками, не отрывая «обувь» от поверхности стола, как бы шаркая. После каждого двустишия – смена рук.

Катя туфли потеряла,

Долго плакала, искала.

В крышки пальчики обула

Смело в них вперёд шагнула.

Пошла Катя на прогулку

По кривому переулку.

Пальцы, словно ножки,

Обуты в босоножки.

Каждый пальчик будто ножка

Только шаркает немножко.

Игра с бельевыми прищепками «Уточки и гуси»:

Берутся не тугие бельевые прищепки. Прищепкой прищемите ногтевые фаланги пальцев (кроме большого).

На каждый ударный слог меняйте пальчик.

5— – 4 –— 3 —– 2 Наши уточки с утра

2 –— 3 –— 4 – —5 Кря — кря – кря – кря!

5— – 4— – 3 —– 2 Наши гуси у пруда

2 —– 3 —– 4—5 Га – га – га – га! В совместной деятельности возможно варьирование упражнений и повторение их в различных ситуациях, в результате чего можно заметить большой интерес у детей к выполнению многих игр и упражнений.

«Котенок кусается» Берем бельевые прищепки и прищепляем ногтевые фаланги пальцев на каждый ударный слог (от указательного пальца к мизинцу и обратно). После 1-го двустишия – смена рук. 2 3 4 5 Кусается сильно котенок-глупыш, 5 4 3 2

Он думает: это не палец, а мышь (смена рук) 2 3 4 5 Но я же играю с тобою, малыш, 5 4 3 2 А будешь кусаться –скажу тебе: «Кыш!».

Игра с узелками

«Забавные узелки» (веревка с узелками). Берем шнурки разной расцветки, завязываем на них 4-8 узелков. Ребенок пальцами перебирает узелки, называет членов своей семьи. Этот пальчик – дедушка, Этот пальчик – бабушка, Этот пальчик – папочка, Этот пальчик – мамочка, Этот пальчик – я, Вот и вся моя семья.

Игра с массажным ковриком «Травка» Берем квадратный фрагмент порогового коврика «травка». Кладем его перед собой, и обе руки делают на нем движения соответственно тексту. На полянке, на лужайке Целый день скакали зайки. И катались по траве, От хвоста до головы Долго зайцы так скакали, Но напрыгались, устали. Мимо змеи проползали, «С добрым утром!» — им сказали. Стала гладить и ласкать. Всех зайчат зайчиха-мать. Прыгаем всеми пальцами по коврику. Прокатываем ладони от основания к кончикам пальцев. «Допрыгать» и «лечь» ладонями на коврик. Ладони по очереди ползут как змеи. Ладони поочередно гладят коврик.

Игра в бирюльки (сделаны из дерева). На каждый ударный слог берется «бирюлька». Ветер по лесу летал,Ветер листики считал: Вот дубовый, Вот кленовый Вот рябиновый резной, Вот с березки – золотой, Вот последний лист с осинки Ветер бросил на тропинку.

Ира с решеткой для раковины, подставкой под горячее. «Зоопарк» Берем решетку для раковины, кладем её на стол. Ребенок ходит указательными пальцами, как ножками, по этим клеткам, стараясь делать шаги на каждый ударный слог. «Ходить» можно поочередно то одной, то другой рукой, а можно и двумя одновременно. В зоопарке мы ходили,К каждой клетке проходили И смотрели всех подряд: Медвежат, волчат, бобрят.

Игры с горохом и фасолью. Насыпаем горох на блюдце. Ребенок большим и указательным пальцами берет горошины одну за одной и удерживает их в руке (как при сборе ягод, и так набирает целую горсть. После двустишия — смена рук, каждая горошина берется на ударный слог. Можно заменить горох желтыми и зелеными пульками для детских пистолетов. С блюдца я беру горошки, Словно птица клювом крошки. И полны мои ладошки – Руки держат все горошки.

Игры с клубками- моталочками Берем клубок и начинаем мотать в руке в рифму стихотворению.

Эта птичка – соловей, Эта птичка – воробей, Эта птичка – совушка, Сонная головушка, Эта птичка свиристель, Эта птичка – коростель, Эта птичка – злой орлан, Птички, птички по домам.

«Катушка ниток». Катаем катушки в ладошках. Наматываем нитку на катушку. Вместо катушки можно использовать клубок ниток. Намотаю ниток много На клубочек я друзья. Чтобы бабушка связала шарфик теплый для меня.

Игры с орехами «Орешки». Берем грецкие орехи и катаем между ладонями (по кругу). Я катаю мой орех, Чтобы стал круглее всех.

Игры с щеткам. Растираем зубной щеткой или маленькой щеткой для одежды сначала подушечку пальчика, затем медленно опускается к его основанию.

Я возьму зубную щетку, Чтоб погладить пальчики. Станьте ловкими скорей, Пальчики – удальчики.

Игра с массажной расческой «Щеточки». Даем ребенку круглую щетку для волос. Ребенок катает щетку между ладонями,приговаривая: У сосны, у пихты, елки Очень колкие иголки. Но еще сильней, чем ельник, Вас уколет можжевельник!

Игры с резинками «Резиночки».

Используем резиночки для денег, одеваем на руки и играем по типу «гармошки». На гармошке я играю Целый день, целый день. На гармошечке играть Мне не лень, мне не лень.

«Эспандер кистевой». Ребенок в руке эспандер кистевой (мячик резиновый, грушу от пульверизатора или любой другой предмет, который сопротивляется при сжатии). Сжатие – на ударные слоги. Сжать кольцо поможет нам Сила с волей пополам. Станут пальчики сильнее, А головушка умнее.

Игра с воздушными шарами «Волшебные шары». Берем воздушные шары, наполненные мелкой солью, и нажимаем пальцами обеих рук на шар на каждый ударный слог. Мягко кошка, посмотри, Разжимает коготки. И легонько их сжимает – Мышку так она пугает. Кошка ходит тихо-тихо, Половиц не слышно скрипа, Только мышка не зевает, Вмиг от кошки удирает.

Игры со спичками, счетными палочками Собираем спички (счетные палочки) одними и теми же пальцами рук: двумя указательными, двумя средними – до мизинцев (подушечками). На каждую стихотворную строчку – по одному движению (взятию спички). Клюва длиннее Не видел я, Чем клювы у аиста И журавля.

Игра с мягкими бигудями. Можно использовать как массажер, катая их между ладошками. Бигуди в руках катаю, Между пальчиков верчу. Непрерывно каждый пальчик, Быть послушным научу.

О нетрадиционных пальчиковых играх можно говорить как о великолепном универсальном, дидактическом и развивающем материале. Методика и смысл данных игр, с применением нетрадиционных материалов состоит в том, что нервные окончания рук воздействуют на мозг ребенка и мозговая деятельность активизируется. Для обучения в школе очень важно, чтобы у ребенка были хорошо развиты мышцы мелкой моторики. Такие пальчиковые игры – хорошие помощники не только для того, чтобы подготовить руку ребенка к письму, развить координацию, а для того, чтобы параллельно развивалась и речь, можно использовать для таких игр небольшие стишки, считалки, песенки. Благодаря нетрадиционным пальчиковым играм ребенок получает разнообразные сенсорные впечатления, у него развивается способность сосредотачиваться. Такие игры формируют добрые взаимоотношения между взрослым и ребенком.

Дидактическая игра как средство развития речи у детей дошкольного возраста при ознакомлении дошкольников с Приморским краем при ознакомлении дошкольников с Приморским краем (из опыта работы)Отличительная особенность детей заключается в том, что любую информацию.

Проект во второй младшей группе «Дидактические игры как средство развития речи» МБДОУ ДС «Звездочка» Интегративно – коммуникационный проект Во 2 младшей группе Проект: «Дидактические игры как средство развития речи».

Макет «Зимний лес» как средство развития речи дошкольников младшего возраста Зима накладывает на педагогов обязанность пополнять предметно-пространственную среду атрибутикой зимней тематики. И как же тут не обойтись.

Мастер-класс для педагогов дошкольного образования «Природа — главное средство экологического воспитания дошкольников» Мастер-класс для педагогов. Тема: «Природа-главное средство экологического воспитания дошкольников» Цель: развитие творческого потенциала.

Мастер-класс для педагогов «Су-Джок терапия как средство здоровьесбережения дошкольников» Мастер-класс для педагогов: «Су-Джок терапия, как средство здоровьесбережения дошкольников».Блог. Лариса Гацко. Сохранение и укрепление.

Мастер-класс для воспитателей «Чудо-пальчики. Нетрадиционное средство развития речи — Су Джок терапия» «Ум ребенка находится на кончиках его пальцев» Вступление -Здравствуйте, уважаемые коллеги! — Скажите громко и хором, друзья, Помочь.

Мастер-класс «Пластилинография как средство развития творческих способностей дошкольников» Цель мастер – класса: Создать картину в технике «Пластилинографии». Задачи мастер – класса: 1. Обучение участников мастер – класса.

Настольная игра как средство развития речи дошкольников Тема данной работы — развитие речи детей дошкольного возраста посредством настольной игры. В данной работе хочу рассмотреть как игра, в.

Из опыта работы воспитателя ДОУ «Развивающие игры как средство развития ручной моторики у дошкольников» Дошкольный возраст — яркая неповторимая страница в жизни каждого человека. Именно в этот период начинается процесс самореализации, устанавливается.

Статья «Нетрадиционные техники рисования как средство развития творческого воображения дошкольников» НЕТРАДИЦИОННЫЕ ТЕХНИКИ РИСОВАНИЯ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОГО ВООБРАЖЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ Доронина Н. А. муниципальное бюджетное дошкольное.

Источник

Читайте также:  Бутейко комплекс упражнений для дыхания
Оцените статью