Пальчиковая гимнастика постановка звука с

Гимнастика

Упражнения пальчиковой гимнастики на звук С

Пальчиковая гимнастика – что это такое и для чего она нужна? Это комплекс упражнений, проводимых в виде игры, и позволяющий детям с нарушениями речи научиться правильно проговаривать те или иные звуки, а остальным – быстрее начать разговаривать. Суть пальчиковой гимнастики построена на взаимодействии слухового, двигательного, зрительного и речевого аппаратов.

Особенности

О взаимосвязи мелкой моторики и развитии правильной артикуляции известно давно, имеются научные исследования об исключительно положительном эффекте влияния одного на другое. Поэтому разработано множество упражнений, благодаря которым можно в простом и удобном формате практиковаться необходимому звукопроизношению.

Ученые Института физиологии АПН РФ пришли к заключению, что устная речь начинает формироваться в тот период, когда тонкие движения пальцев достигают точности и уверенности. Подобного рода идеи встречаются в книгах отечественных и зарубежных авторов. Активная тренировка пальцев помогает развивать наш мозг и выговаривать звуки, с которыми возникают проблемы, например С.

Влияние пальчиковой гимнастики:

  • возникает необходимость концентрировать внимание, учит усидчивости, что потребуется в дальнейшем в школе;
  • возникает потребность в координации движений;
  • возникает потребность грамотного распределения внимания при выполнении задач;
  • игровая форма способствует позитивному настроению;
  • запоминание строчек стихотворения-упражнения развивает артикуляцию и память;
  • повторение слов за взрослым позволяет малышу подражать мимике и интонации, делает речь выразительнее и ярче;
  • развивается воображение, ведь движения, описывающие словесные конструкции — это рассказ, который осуществляется с помощью жестов;
  • развитие моторики пальце и кистей, умение согласовывать их с услышанным, помогут в дальнейшем в письме под диктовку.
Читайте также:  Охлаждающая рага сахаджа йога

Стоит учесть, что все новое – хорошо забытое старое. О том, какую важную роль играют руки, говорят пословицы и поговорки: «глаза боятся, а руки делают», «отбился от рук», «все дело в руках», «золотые руки».

На что следует обратить особое внимание, чтобы упражнения принесли особую пользу:

  1. Нужно обучать детей действовать руками независимо друг от друга. Например, одна рука гладит, а другая стучит.
  2. Гибкость и подвижность пальцев играют важную роль в развитии мелкой моторики.

Занятия являются одновременно игрой, поэтому нравятся детям. Уговорить ребенка проделать пальчиковую гимнастику на звук «С» в игровой форме легко, если детям будет интересно.

Для начинающих

Упражнения различаются по сложности. С первого уровня следует начинать маленьким детям, а так же тем малышам, кто не знаком с подобной работой. Эти задания для кистей рук, развивают умение подражать, удерживать на некоторое время напряжение рук и переключать внимание.

Достаточно простое упражнение, подходит для детей 2-3 лет, поскольку не требует сложных координированных движений пальцев и лицевых мышц.

Скачут, скачут во лесочке (прыгают на месте)

Зайцы — серые клубочки (прыгают, руки держат у груди).

Прыг — скок, прыг – скок — (прыгают вперед и назад)

Стал зайчонок на пенёк (выпрямиться и упереть руки в бока).

Всех построил по порядку, (повернуться туловищем вправо, правую руку отвести в сторону, затем влево и левую руку вытянуть в сторону)

Стал показывать зарядку.

Раз! Шагают все на месте. (маршируют на месте)

Два! Руками машут вместе, (руки перед собой, делают «ножницы»)

Три! Присели, дружно встали. (присесть, встать)

Все за ушком почесали. (почесать за ухом)

На «четыре» потянулись. (руки вверх, потом к груди)

Пять! Прогнулись и нагнулись. (прогнуться, наклониться вперёд)

Шесть! Все встали снова в ряд, (встать прямо, руки к груди)

Зашагали как отряд. (снова маршируют на месте)

Увеличение сложности

Второй уровень требует более точных, но статичных действий, благодаря которым «С» будет выговариваться гораздо легче.

На каждую строчку стихотворения необходимо совершать движения пальцев, губ или языка. Дети должны проговаривать стих.

Снится сладкий сон Степану (дети закрывают глаза руками)

Видит свежую сметану (широко открывают глаза и облизывают губы круговым движением языка по часовой стрелке)

В знакомой миске голубой (ладони обеих руку нужно соединить так, чтобы образовалось углубление – изображаем миску)

А ложка у него с собой (теперь миску изображает одна согнутая ладонь, а оттопыренный указательный палец другой руки – ложку. Ребенок совершает круговые движения большого пальца по «ладони-миске»).

Он ложкой ест сметану (большой палец «зачерпывает» воображаемую сметану, подносит ко рту. Можно изобразить жевательные движения).

Всё это снится Степану (снова закрывают глаза ладошками).

Сложный уровень

Третий уровень учит координации отдельных пальцев, их противопоставлению. Проработка такого рода движений способствует воспроизведению «С» по первому требованию в любой момент речи.

Снится сладкий сон Степану – дети закрывают глаза руками

Видит свежую сметану – широко открывают глаза и облизывают губы круговым движением языка по часовой стрелке

В знакомой миске голубой – ладони обеих руку нужно соединить так, чтобы образовалось углубление – изображаем миску

А ложка у него с собой – теперь миску изображает одна согнутая ладонь, а оттопыренный указательный палец другой руки – ложку. Ребенок совершает круговые движения большого пальца по «ладони-миске»

Он ложкой ест сметану – большой палец «зачерпывает» воображаемую сметану, подносит ко рту. Можно изобразить жевательные движения.

Всё это снится Степану – снова закрывают глаза ладошками

Затем поочередно соединять большие пальцы с другими, получая новые колечки и тренируя тонкую моторику.

Следует хвалить ребенка, когда у него получается, ведь положительны еэмоции значительно облегчают постановку звука «С». Малышам нравится рифмованная речь, а значит занятия будут протекать без особых сложностей и принесут наибольшую пользу.

Не следует преувеличивать роль пальчиковой гимнастики — она не заменит полноценную физкультуру, также не заменит общение мамы и ребенка. Навыки работы пальцами очень нужны, например для работы на компьютере, на мобильном телефоне. И иметь тренированные пальцы, которые способны быстро совершать быстрые скоординированные действия, очень полезно.

Источник

Конспект «Постановка звука [c] ребёнку с дизартрией», с использованием слайд — презентации «Пальчиковая гимнастика с мячиком.»

Удовыченко Наталья
Конспект «Постановка звука [c] ребёнку с дизартрией», с использованием слайд — презентации «Пальчиковая гимнастика с мячиком.»

Конспектиндивидуального занятия:

«Постановка звука [c] ребёнку с дизартрией«, с использованием слайд – презентации «Пальчиковая гимнастика с мячиком

-подготовить речеслуховой и речедвигательный анализаторы к правильному восприятию и произношению звука[c];

— развивать мелкую моторику;

-отработка правильной воздушной струи;

— подготовить органы артикуляции к постановке звука [c];

— вызвать правильно артикулируемый звук [c];

— закрепить правильное произношение звука [c] в слогах;

-развитие фонематического слуха.

Оборудование: картинка (велосипед, кусочки ваты, резиновый массажный мячик (для ребёнка и учителя — логопеда, презентация «Пальчиковая гимнастика с мячиком», ноутбук, картинки с изображениями артикуляционной гимнастики, тактильные дощечки.

Ход занятия:

Логопед. Что мы делаем, когда хотим, чтобы окрепли мышцы рук и ног? Занимаемся гимнастикой! В наших щеках, губах и языке тоже есть мышцы. Давай научим рот открываться и закрываться по команде, губы – двигаться ровно и красиво, а язык – быть ровным и послушным.

1.Подготовка органов артикуляции: элементы логопедического массажа (поглаживание, похлопывание, направленные на расслабление языка, преодоление повышенного тонуса в языке.

2. Дыхательное упражнение «Снежинки».

Положить кусочек ватки на ладошку ребёнка, и предложить с силой выдыхать воздух через губы, вытянутые вперёд «трубочкой». При этом вдох делать через нос, не поднимая плеч, а при выдохе не раздувать щёк.

3. Артикуляционная гимнастика.

Сейчас мы будем играть с нашим язычком и губками перед зеркалом.

Комплекс артикуляционных упражнений по Л. А. Комаровой.

4. Игра «Поймай звук [С]» (Выделение звука[С] –хлопком на слух)

Логопед произносит ряд звуков, а ребёнок должен «поймать» звук[С] – в ладоши, т. е. хлопнуть, когда услышит звук [С].

5. Пальчиковая гимнастика.

На ноутбуке демонстрируем слайд-презентацию «Пальчиковая гимнастика с мячиком» и выполняем последовательно (одновременно ребёнок и логопед) упражнения с массажным мячом.

6. Упражнение «Насос».

Для того, чтобы правильно произнести звук [С] нужно улыбнуться, кончик языка упереть в нижние зубы, боковые края языка плотно прижать к верхним боковым зубам; по середине языка идёт сильная холодная струя воздуха (показ).

Посмотри на картинку, у велосипеда спустились шины, давай попробуем ему помочь накачать их. Воздух выходит из насоса и свистит [с-с-с-с-с-с-с] (отработка упражнения по подражанию).

7. Упражнение «Дорожки». (с применением тактильных дощечек).

Ребёнок пальчиком проводит по дорожке и длительно произносит звук [С], дойдя до конца дорожки добавляет звук [А]. Посмотрим, какие же слоги у нас будут получаться.

Повтори слоги по схеме:

Словарный материал: СА- СО- СУ- СЫ- СЭ

8. Физкультминутка «Аист».

Какой звук мы учились правильно произносить?

Источник

Конспект индивидуального занятия «Подготовка к постановке звука «[С]» для старшего дошкольного возраста

Стрельникова Татьяна Сергеевна
Конспект индивидуального занятия «Подготовка к постановке звука «[С]» для старшего дошкольного возраста

ТЕМА: ЗВУК «С».

ЦЕЛЬ: подготовка к постановке звука «С».

• Сформировать умение правильного произнесения звука «с»;

• Дать характеристику и правильную артикуляцию звука «с»;

• Научить произносить звук «с» изолированно, в слогах, словах, предложениях.

• Развивать моторику артикуляционного аппарата, фонематический слух;

• Развивать умение понимать обращенную речь;

Развивать психические процессы: внимание, память, мышление.

• Развивать общую моторику.

• Повышать самооценку ребенка, способствовать улучшению его эмоционального благополучия.

Условия и средства реализации:

Материалы и оборудование:схема артикуляции звука «С», картинки со звуком «с», игрушка «Слоник», картинки с артикуляционной гимнастикой, самомассажа, пальчиковой гимнастики, бутылочки с трубочками (дыхательная гимнастика).

Ход ООД:

I. Вводная часть.

Логопед: — Здравствуй, Даня! Посмотри, пожалуйста, к нам пришли гости, поздоровайся с нашими гостями. К нам пришёл ещё один гость. Посмотри, кто это? Как его называют? (слон). Правильно – это слон! С какого звука начинается слово слон? (с) Давай ещё раз вместе произнесём это слово – слон. Молодец! Сегодня у нашего слоника день рождения, он приготовил для тебя сюрприз, но чтобы получить его, нужно выполнить все его задания! Ты хочешь получить сюрприз от слоника? Ты хочешь выполнить все его задания? Тогда – начинаем!

II. Основная часть.

Логопед: — Сядь, пожалуйста, удобно, спинка ровная, ножки вместе, а руки мы растираем и разогреваем. И лицо теплом своим мы умываем. Грабельки сгребают все плохие мысли, ушки растираем вверх и вниз мы быстро. Их вперёд сгибаем, тянем вниз за мочки, а теперь погладим пальцами мы щёчки. Щечки разминаем, чтобы надувались, а теперь надо поиграть с язычком, чтобы он стал послушным.

Логопедический самомассаж лица.

Ручки разминаем, растираем, согреваем (сжимаем, разжимаем кулачки, потирание ладоней, хлопки).

И лицо ладошками нежно умываем (круговые движения в разные стороны вокруг глазниц руками по лицу).

Грабельки сгребают, все плохие мысли (граблеобразные движения пальцами от середины лба к вискам).

Ушки вниз подёргаем быстро, быстро, быстро (оттягивание ушных вниз).

Побежим от носа пальцами мы к ушкам (стучащими движениями перебегают от носа к ушам по массажным линиям)

Их вперёд сгибаем, мягко растираем (сгибание ушных раковин и их растирание)

Гладим щёчки по дорожкам: вверх, вверх, вверх (гладят пальцами от носа, от уголков губ, от середины подбородка по массажным линиям вверх к вискам)

Вверх натягиваем бровки: вверх, вверх, вверх (пальцами натягиваем кожу лба от середины бровей к волосам вверх 3 раза)

А теперь погладим губки: раз, два, три (гладят губы от середины к сторонам)

А теперь погладим шейку и тихонько посидим (Медленно гладят шею сверху — вниз)

«Лягушка и слоник».

Логопед:- Молодец, Даня, у тебя очень хорошо получается! Слоник довольный тобой!

3. Дыхательная гимнастика.

Логопед:- А теперь, слоник хочет, чтобы ты научился правильно дышать. Возьмём бутылочки с трубочками. Сделаем глубокий вдох через нос, сильно выдыхаем в трубочку через рот. (повтор упражнения 3-5 раз).

Логопед:- Молодец, Слонику очень понравилось, как ты сделала фейерверк в бутылочке!

Логопед:- Даня, а что такое звук? Слушай и запоминай. «Звуки слушай внимательно и произноси старательно! Говори спокойно, внятно, чтобы было всем понятно».Запомни: звуки мы слышим и произносим; звуки речи на письме обозначаются буквами; буквы мы пишем, видим и читаем.

4. Постановка звука.

Логопед:- Посмотри в зеркало.

Рот открыт. Губы в улыбке. Кончик языка завести за нижние резцы. Кончиком языка слегка нажать на резцы. Пропустить по языку «ветерок», слышится звук «с». Поднеси ладонь к ротику, какой «ветерок»ощущаешь: тёплый или холодный? (ощущается холодная струя воздуха.)

Логопед: — Молодец, у тебя хорошо получается!

5. Закрепление изолированного звука.

Игра «Назови слово».- С тобой хочет поиграть слоник. Назови предмет, который изображён на картинке (ананас).Слоник спрашивает: «В слове «ананас» есть звук «С»? (Чтобы не ошибиться, произнеси слово потянув последний звук – ананаССС. Какой звук ты услышал?

Глеб:- Звук «с».

Логопед: — Где находится звук «С» в слове ананас? В начале слова, в середине или в конце?

Глеб: — Звук «С» находится в конце слова.

Логопед: — Правильно! Молодец (разбираем слова:- свинка, собака- по аналогии).

Логопед:- Молодец, у тебя хорошо получается!

6. Пальчиковая гимнастика.

Логопед: — А теперь мы встанем, и разомнём наши руки.

Пальчиковая гимнастика «Су-джок шарики».

7.Логопед: — Молодец, Даня, ты выполнил все задания Слоника. И теперь, тебя ждёт сюрприз от нашего слоника. Он приготовил для тебя разноцветные коробку в которой лежат угощения, которые он приготовил для тебя и наших гостей.

— Тебе понравился сюрприз?

Логопед: — Слоник благодарит тебя за хорошо выполненные задания!

8. Домашнее задание.

— общая артикуляционная гимнастика.

Логопед: — Что тебя понравилось больше всего из заданий Слоника? А что было для тебя сложным?

Конспект индивидуального логопедического занятия «Автоматизация изолированного звука [ц]» Тема:Звук [ц].Цель:автоматизировать изолированный звук [ц].Основные задачи:Коррекционно-образовательные:- упражнять в правильном произношении.

Конспект индивидуального логопедического занятия «Автоматизация изолированного звука [р]» Тема:Звук [р].Цель:автоматизировать изолированный звук [р].Основные задачи:Коррекционно-образовательные:- упражнять в правильном произношении.

Конспект индивидуального логопедического занятия «Автоматизация изолированного звука [С]» Цель: автоматизировать изолированный звук [с]. Основные задачи: Коррекционно-образовательные: — упражнять в правильном произношении изолированного.

Конспект индивидуального логопедического занятия «Автоматизация изолированного звука [ш]» Цель: автоматизировать изолированный звук [ш]. Основные задачи: Коррекционно-образовательные: — упражнять в правильном произношении изолированного.

Конспект индивидуального логопедического занятия «Автоматизация звука [с] в словах» Цель:автоматизировать звук [с] в словах. Основные задачи:Коррекционно-образовательные:- упражнять в правильном произношении звука [с] в начале,.

Конспект индивидуального логопедического занятия «Автоматизация звука [ш] в словах» Цель: автоматизировать звук [ш] в словах. Основные задачи: Коррекционно-образовательные: — упражнять в правильном произношении звука [ш].

Конспект индивидуального логопедического занятия «Игры с Тигрой» (автоматизация звука [р]) Цель: комплексное решение всех задач речевого развития с использованием мультимедийных технологий, автоматизация звука [р] в речи. Задачи:.

Конспект индивидуального занятия учителя-дефектолога на тему «Лето» с ребенком старшего дошкольного возраста Цель: Уточнение и закрепление представлений о лете и его приметах, расширение и активизация словаря по теме, развитие мелкой моторики, слухового.

Конспект индивидуального занятия с ребёнком с МДР «Автоматизация звука [ш]» «Автоматизация звука «Ш». Цель: автоматизация звука «Ш» в предложениях. Задачи. Коррекционно-образовательные: • закреплять умение правильно.

План-конспект индивидуального логопедического занятия «Автоматизация звука [С]» Цель занятия: автоматизация звука «С» в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях. Задачи: — закрепление правильного произношения.

Источник

Оцените статью