Развитие мелкой моторики рук с помощью пальчиковых игр по сказкам
Любовь Чибезкова
Развитие мелкой моторики рук с помощью пальчиковых игр по сказкам
Подготовила: Чибезкова Любовь Сергеевна
Способность человека выполнять мелкие и точные движения кистями и пальцами рук в результате скоординированных действий трех систем — нервной, мышечной и костной, называют мелкой моторикой.
Развитие мелкой моторики рук благотворно влияет не только на формирование активной детской речи, но и на исправление ее недостатков. Становлению речи способствуют пальчиковые игры и упражнения.
Известно, что между речевой функцией и общей двигательной системой человека существует тесная связь. Такая же тесная связь установлена между рукой и речевым центром. Гармонизация движений тела, мелкой моторики рук и органов речи способствует формированию правильного произношения, помогает избавиться от монотонности речи, нормализовать её темп, учит соблюдению речевых пауз, снижает психическое напряжение
Ежедневно на каждом занятии можно использовать отдельные игры и упражнения для развития тонких движений пальцев рук, сопровождаемые стихотворными текстами. Эти упражнения очень эмоциональны и просты. Они как бы отражают объективную реальность окружающего мира – предметов, животных, людей и их деятельности.
Одни и те же упражнения, повторяющиеся на занятиях, быстро надоедают ребенку. Поэтому, чтобы заинтересовать детей и избежать однообразия в выполнении таких упражнений, пальчиковые игры можно объединять в небольшие сказки и рассказы.
Пальчиковые игры по мотивам русских народных и авторских сказок помогают не только совершенствовать мелкую моторику, но и закреплять знание содержания сказок, развивать речь и образное мышление.
Сказки любят все. И любовь эта начинается в детстве. Сказки всегда интересны. Так почему бы не использовать их для исправления речи детей!
Предлагаю вашему вниманию пальчиковые игры по сказкам.
Стоит в поле теремок, теремок. (руки поднять над головой. Кончики пальцев левой руки соединить с кончиками пальцев правой руки – это “крыша”)
Он не низок, не высок. (ладони сложить на уровне груди)
На двери висит замок, да замок. (Сцепляют пальцы рук «в замок» так сильно, чтобы пальцы покраснели)
Кто бы тот замок нам открыть помог? (расцепить пальчики)
Я, колобок, колобок, (катают в руках воображаемый колобок)
По сусекам скребен, (правой ладонью скребут по левой ладони)
По амбару метен, (имитируют подметание пола)
На сметане мешан, (делают круговые движения кистью правой руки по левой)
В печку сажен, (показывают обе руки, вытянутые вперед)
На окошке стужен. (рисуют руками окошко)
Я от бабушки ушел, (правой рукой загибают пальцы левой руки)
Я от дедушки ушел. (левой рукой загибают пальцы правой руки)
Репку мы сажали (пальцами правой руки как будто роем лунку на ладошке левой руки)
Репку поливали (имитируем, как льется вода из лейки)
Вырастала репка (выпрямляем постепенно пальчики)
Хороша и крепка! (ладонь оставить открытой, пальцы согнуть как крючочки. Крючочками своих пальцев беритесь за крючочки ребёнка и тяните – каждый в свою сторону)
Вытянуть не можем,
Кто же нам поможет?
Тянем-потянем, тянем-потянем! Ух! (расцепили руки, потрясли кистями)
«Сказки»
(Дети поочередно загибают пальчики. На последнюю строчку хлопают в ладоши)
Будем пальчики считать,
Будем сказки называть
Колобок – румяный бок.
Есть Снегурочка – краса,
Три медведя, Волк – Лиса.
Не забудем Сивку-Бурку,
Нашу вещую каурку.
Про жар-птицу сказку знаем,
Репку мы не забываем
Знаем Волка и козлят.
Этим сказкам каждый рад.
Мышка быстренько бежала (пальчики бегут по столу)
Мышка хвостиком виляла (указательные пальчики обеих рук согнуть, разогнуть)
Ой, яичко уронила (кулачки сжать — разжать)
Посмотрите-ка, разбила (показать «яичко» на вытянутых руках)
Вот ее мы посадили (движение ладошками по столу, будто копаете землю)
И водой ее полили (пальчики соединить вместе, как будто поливаем)
Вырастала репка, хороша и крепка (развести руки в стороны)
А теперь ее потянем (имитация движения, тянем)
И из репы кашу сварим (имитация еды)
И будем мы от репки здоровые и крепкие (показать «силу»)
Мы славная семья козлят (сжать – разжать кулачки)
Мы любим, прыгать и скакать (пальчики подпрыгивают на столе)
Мы любим, бегать и играться (пальчики бегают по столу)
Любим рожками бодаться (указательными пальчиками обеих рук показывают «рожки»)
Мы хотим построить дом, (руки над головой «домик»)
Чтоб окошко было в нем. (руки перед глазами, концы пальцев рук сомкнуты в «окошко»)
Чтоб у дома дверь была, (ладони повёрнуты к себе, сомкнуты боковыми частями)
Рядом, чтоб сосна росла. (пальцы растопырены, руки тянем вверх)
Чтоб вокруг забор стоял (руки перед собой, ладонями вперёд)
Волк ворота охранял. (одна ладошка смотрит на другую)
Солнце было, (скрестить кисти рук, пальцы растопырены)
Дождик шел, (потрясти кистями рук)
И цветок расцвёл! (предплечья прижаты, пальцы-лепестки смотрят вверх)
В кулачке, как в домике, (Пальцы сжимаем в кулачок и разжимаем)
Скрыты пальцы-гномики. (пальцы зажаты в кулачок)
Домик открывается, (постепенно кулачки разжимаются)
Сказка начинается. (ладошки тянем вверх)
Раз, два, три, четыре, пять (пальчики в кулачке, разгибаем пальцы, начиная с большого)
Вышли пальчики гулять. (сжать и разжать пальчики)
Вдруг начался дождик
Раз, два, три, четыре, пять. (зажать пальцы в кулачок, начиная с мизинца)
В домик спрятались опять. (пальцы зажаты в кулачок)
(А когда пальчики-гномики опять вышли гулять, то увидели яркое солнышко, которое ласково грело своими лучиками)
Вышли солнышка лучи, (ладошки тянем вверх и поворачиваем их в разные стороны)
Лучи солнца горячи, (руки поднимаем вверх, вниз)
Солнышко проснулось, (ладошки тянем вверх)
К щечкам прикоснулось. (ладошки прижать к щёчкам)
(Пошли пальчики по дорожке и увидели теремок)
Стоит в поле теремок, (пальцы над головой сложены в виде крыши дома)
На двери висит замок. (ладошки сцеплены в замок)
Открывает его волк – дерг-дерг, (сцепленные в замок пальцы дёргаем из стороны в сторону)
Пришел петя — петушок (замочек поворачиваем к себе от себя)
И ключом открыл замок. (пальцы разомкнуть и опустить)
Жили – были поросятки (сжимаем и разжимаем кулачки)
На полянке у реки. (показать ладошки)
Рано утром просыпались (круговые движения кулачками)
Умывали пятачки (указательными пальчиками трём нос)
Мыли ушки и копытца. (ладошками проводим по ушам, затем трём ладошки друг об друга)
Ох, и тёплая водица! (выставляем ладошки перед собой)
В темном лесе есть избушка (руки над головой в виде крыши)
Стоит задом наперед (повороты головы в одну, в другую сторону)
В той избушке есть старушка (грозят пальцами обеих рук)
Бабушка Яга живет (руками обхватывают голову и качают ей из стороны в сторону)
Нос крючком, (имитируют нос)
Глаза большие (кулачки в виде бинокля)
Словно угольки горят (покачивают головой)
Ух, сердитая какая! (покачивают головой из стороны в сторону)
Дыбом волосы стоят. (руки тянут вверх)
Развитие мелкой моторики с помощью дидактических игр (из опыта работы) УТВЕРЖДЕНО: Заведующий МБДОУ «Детский сад №12 Компенсирующего вида» г. Сосногорска ___Н. М. Пропп «___» ___20___г.
Отчет по самообразованию «Развитие мелкой моторики с помощью художественного творчества» Планирование работы по самообразованию. 1. Изучение литературы. 1.1. Методические пособия: Парамонова Л. А. «Творческое конструирование.
План работы с детьми группы раннего возраста «Влияние пальчиковых игр на развитие мелкой моторики рук» Перспективный план работы с детьми группы раннего возраста(2-3 года) «Влияние пальчиковых игр на развитие мелкой моторики рук»Пермский край,.
План самообразования «Развитие мелкой моторики с помощью нетрадиционных видов аппликации» Я работаю над данной темой по самообразованию. В ней я рассказываю о видах нетрадиционной аппликации, которые я планирую применять на занятиях.
Проект «Развитие мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста с помощью пальчиковых игр» Выполнила: Кузьмина Наталья Львовна Введение Взаимосвязь общей и речевой моторики изучена и подтверждена исследованиями многих крупнейших.
Развитие мелкой моторики с помощью работы с различными видами пластилина В наше современное время есть много средств дл развития мелкой моторики, это и рисование, штриховка, мозаика. Но я хочу остановиться.
Консультация «Развитие мелкой моторики рук с помощью игровых упражнений» Развитие мелкой моторики через игровые упражнения. Исследования ученых показали, что уровень развития детской речи находится в прямой зависимости.
Развитие мелкой моторики с помощью лепки и аппликации. Детские поделки С целью развития мелкой моторики детей младшего дошкольного возраста я решила много внимания уделить лепке и аппликации. Лепка хороша тем,.
Развитие речи ребенка с помощью пальчиковых игр и развития мелкой моторики ВЕСЕЛЫЕ ИГРЫ ДЛЯ НАШИХ ПАЛЬЧИКОВ. Данный материал предназначен для совместной работы взрослого и детей 3-5 лет. В ходе игры ребенок повторяет.
Источник
Пальчиковая гимнастика по сюжетам сказок
Светлана Аничкина
Пальчиковая гимнастика по сюжетам сказок
В последние годы мы с тревогой отмечаем снижение уровня развития речи у детей потому, что родители мало говорят со своим ребенком. Живое общение вытесняют гаджеты. Кроме того,жизнь облегчена удобными в пользовании вещами: застежки-молнии на одежде, липучки вместо шнурков на обуви. Между тем, уже давно установлена взаимосвязь между мелкой моторикой рук и активизацией речевых центров головного мозга. Работая над координацией тела, ребенок учится говорить, речь становится плавной, выразительной, нормализуется темп.
Такому направлению в развитии детей помогут пальчиковые игры. Этот элемент народной педагогики помог в воспитании многих поколений. «Ладушки», «Сорока», «Этот пальчик» — первые игры, с которыми знакомится ребенок. Они передаются из поколения в поколение не случайно – в них заложена вековая мудрость народа. Именно эти игры дают возможность устанавливать эмоциональный контакт между взрослым и ребенком. Пальчиковые сказки-игры – уникальное средство для развития мелкой моторики и речи ребенка в их единстве и взаимосвязи. Разучивание текстов с использованием “пальчиковой” гимнастики стимулирует развитие речи, воображения, пространственного мышления, внимания,, воспитывает эмоциональную выразительность и быстроту реакции. Ребенок лучше запоминает стихотворные тексты; его речь делается более выразительной.
«Любимые сказки»
(Дети поочередно загибают пальчики. На последнюю строчку — хлопают в ладоши.)
Будем пальчики считать,
Будем сказки называть
Колобок — румяный бок.
Есть Снегурочка — краса,
Три медведя, Волк — Лиса.
Не забудем Сивку-Бурку,
Нашу вещую каурку.
Про жар-птицу сказку знаем,
Репку мы не забываем
Знаем Волка и козлят.
Этим сказкам каждый рад.
Так как движения в ходе игр могут повторяться,для упрощения объяснения и запоминания этим движениям даны следующие названия:
«Коза» -соединить подушечки большого, среднего и безымянного пальцев; указательный палец и мизинец выпрямить и пошевелить ими;
«Волны» -шевелить прямыми пальцами без напряжения ;
«Маятник» -прямой указательный палец наклонять влево и вправо, остальные пальцы согнуты в кулак;
«Кнопочки» -кисти рук держать параллельно друг другу, с надавливанием ритмично соединять подушечки одноименных пальцев («стучать» подушечками);
«Хлопки» — ритмично хлопать в ладоши;
«Цепочка» — соединить подушечки большого и указательного пальцев левой руки, просунуть указательный палец правой руки в образовавшееся колечко и соединить его с большим пальцем правой руки;
«Коготки» -прямые пальцы разведены, напряжены -ритмично сгибать первые и вторые фаланги пальцев;
«Молоточки» -ритмично с чередованием постукивать кулачком одной руки по ладони другой;
«Бутон» -соединить кончики пальцев одной руки и стучать ими по ладони другой;
«Здравствуй» -ритмично с перехватом сжимать пальцами ладонь противоположной руки;
«Колечки» — подушечки больших пальцев не просто поочередно прикасаются к подушечкам остальных пальцев, а с силой надавливают на них;
«Кулачки» — с силой плотно прижимать согнутые пальцы к ладоням.
«Лучики» — при разжимании кулачков напрягать выпрямленные пальцы;
«Веер» — прямые напряженные пальцы сдвигать вместе и раздвигать.
«Замок» — соединить ладони обеих рук, пальцы скрестить и согнуть, прижимать их к тыльной стороне кистей;
«Гребешок» — положение ладоней как в предыдущем упражнении, но скрещенные пальцы прямые и напряжены;
«Бородка» -соединить вместе тыльные стороны ладоней, пальцы обеих рук скрестить и выпрямить;
«Клювики» — большой и указательные пальцы ритмично соприкасаются подушечками, остальные пальцы выпрямлены и прижаты друг к другу.
Про курочку Рябу
Курочка Ряба, бабе и деду
Яйцо золотое снесла к обеду. («Колечки»)
Били яичко и баба, и дед
Но не смогли разбить на обед. («Молоточки»)
Мышка-норушка мимо бежала («Волны»)
Яичко смахнула, оно и упало. («Лучики»)
Плакали горько баба и дед («Колечки»)
Яйцо их разбилось, пропал их обед («Лучики»)
С тех пор уже Ряба бабе и деду («Колечки»)
Несет лишь простые яйца к обеду. («Кулачки»)
В чистом поле теремок, был ни низок ни высок. («Веер»)
Звери разные в нем жили, жили дружно, не тужили. («Здравствуй»)
Там и муха, и лягушка, зайчик с лисонькой –подружкой,
Ёж колючий, серый волк – в дружбе знали они толк. («Колечки»)
Но набрел на теремок мишка косолапый («Замок», поворачивать его вправо-влево,
Раздавил он теремок, своей огромной лапой («Лучики»)
Звери очень испугались, поскорее разбежались («Волны)
А потом собрались снова, чтоб построить терем новый. («Здравствуй»)
В нем живут теперь все вместе, и поют такие песни («Колечки»)
— Стоит в поле теремок, он ни низок, ни высок. («Веер»).
В огороде дедка, репку посадил
И водой из лейки, репку он полил («Колечки»)
Расти, расти репка, и сладка, и крепка.
Расти, расти репка, и сладка, и крепка(«Хлопки»)
Выросла репка всем на удивление («Колечки»)
Большая –пребольшая, всем хватит угощения («Лучики»)
Выросла репка и, и сладка, и крепка.
Выросла репка, и сладка, и крепка. («Хлопки»)
На охоту вышел дед зимнею порою («Колечки»)
Рукавичку потерял под большой сосною. («Лучики»)
Дома стал её смотреть («Колечки», не нашел на месте («Веер»)
И отправился искать («Колечки», в лес с собачкой вместе («Кулачки»).
А в лесу в той рукавичке («Колечки»,звери стали дружно жить:
Мышь с лягушкой и лисичкой, заяц, волк, кабан, медведь. («Кнопочки»)
В лес собака прибежала («Колечки», всех зверей перепугала, («Лучики»)
Рукавичку подняла («Колечки», деду в руки отдала («Здравствуй»).
Звери однажды избу срубили («Молоточки»)
Печь в ней сложили и счастливо были («Здравствуй»)
Узнали про это волк и медведь («Колечки»)
Им захотелось хозяев всех съесть («Кулачки»)
Тихонько к зимовью они подошли
Дверь приоткрыли и в сени вошли. («Колечки»)
Голосом страшным заблеял баран («Лучики»)
Петух кукарекал («Клювики», бык в бок забодал («Коза»)
Кот с печки зафыркал («Волны», ну а свинья
Хрюкала с визгом: -Здесь хата моя. («Лучики»)
Волк с перепугу выскочил прочь.
Медведь за ним следом бежали всю ночь. («Волны»)
С тех пор уж к зимовью они не ходили («Маятник»)
А звери в избушке счастливо жили. («Здравствуй»)
Кот, петух и лиса
Жили котик с петушком у лесной опушки.
НО однажды лисонька подкралась к избушке. («Колечки»)
Утащила петушка за высоки горы,
Утащила петушка в свою лисью нору. («Кулачки», «Лучики»)
Смелый котик в лес пошел и нору Лисы нашел. («Колечки», «Здравствуй»)
Умный котик спас дружка Петю-Петю-Петушка. («Гребешок»)
Живут котик с Петушком у лесной опушки («Колечки»
И теперь уже Лиса не ходит к их избушке. («Маятник»)
Дождь прошел, и солнце светит, согревая все кругом («Колечки»,
НА полянку вышли звери, что сидели под грибом. («Лучики»)
Сушат крылья, сушат шерстку, сушат перья и носы(«Колечки»)
Рады все, что зайчик спасся от прожорливой лисы. («Лучики»)
Солнце светит, солнце греет («Веер») гриб стоит как великан («Лучики»,
На поляне веселиться будут звери, трам-там-там… («Хлопки»).
В лубяной избушке, жил заяц на опушке («Колечки»).
А в ледяной избушке – лисица на горушке. («Лучики»)
Растаяла весной избушка на горушке («Волны» ,
Лисица побежала к зайцу на опушку («Колечки»)
Выгнала зайчишку из лубяной избушки («Лучики»,
Да сама жить стала в избушке на опушке. («Кулачки»)
И ни волк и ни медведь не смогли помочь. («Колечки»)
Петушок отважный прогнал лисицу прочь. («Гребешок»)
Так остался петушок у заюшки в избушке («Здравствуй») ,
В лубяной избушке, в избушке на опушке. («Колечки»).
Пальчиковая гимнастика в сказке не требует никаких дополнительных материальных затрат, лишь немного свободного времени и внимания, а также желание развить умного и гармоничного ребенка
Картотека «Пальчиковая гимнастика» Картотека. П А Л Ь Ч И К О В А Я Г И М Н А С Т И К А. ПРОГУЛКА. Пошли пальчики гулять (Пальцы обеих рук сжаты в кулаки, большие пальцы опущены.
Консультация для воспитателей «Артикуляционная гимнастика, логоритмика, пальчиковая гимнастика в речевом развитии дошкольников» «Артикуляционная гимнастика, логоритмика, пальчиковая гимнастика и другие технологии, способствующие речевому развитию детей дошкольного.
Пальчиковая гимнастика «Сорока» Пальчиковая гимнастика — это инценировка стихов или каких-либо историй при помощи пальцев. Главная цель пальчиковых игр — переключение внимания,.
Консультация «Пальчиковая гимнастика» Для чего нужна пальчиковая гимнастика? Давайте обобщим, сколько всего полезного мы делаем, играя в пальчиковые игры. Пальчиковая гимнастика:.
Фотоотчет «Пальчиковая гимнастика» «Ум ребенка находится на кончиках пальцев», В. А. Сухомлинский. Ученые, которые изучают деятельность детского мозга, психику детей, отмечают.
Пальчиковая гимнастика для детей 5–7 лет Пальчиковая гимнастика для детей 5-7лет Составила: Лобжанидзе Р. Р. Пальчиковая гимнастика Пять и пять пошли гулять. Вместе весело играть.
Пальчиковая гимнастика для детей Пальчиковая гимнастика для детей Новый год» Наступает Новый год! (Хлопаем в ладоши) Дети водят хоровод. (Кисти сцеплены пальцами, руки.
Пальчиковая гимнастика для детей с ОВЗ ПЕРЧАТКАВеселая мышка Перчатку нашла. (Раскрываем ладошку, пальцы растопырены (перчатка) Поворачиваем руки то ладонью, то тыльной стороной.
Пальчиковая гимнастика «Транспорт» «Велосипед» У него два колеса (показываем два колеса) И седло на раме, (кулачок сверху накрываем ладонью) Две педали есть внизу (хлопаем.
Консультация «Пальчиковая гимнастика» Пальчиковая гимнастика Пальчиковая гимнастика для дошкольников играет очень важную роль. С ее помощью развивается не только мелкая моторика,.
Источник