Пальчиковая гимнастика для детей от 0 до 3х лет.
консультация
Пальчиковая гимнастика для детей от 0до 3х лет.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
paltsevaya_gimnastika_s_0-3.docx | 43.02 КБ |
Предварительный просмотр:
Пальчиковая гимнастика для детей
Правила выполнения пальчиковой гимнастики
Выполняя упражнения с маленьким ребёнком, старайтесь придерживаться определённых правил:
- Нагрузка на левую и правую руки малыша должна быть равномерной.
- Каждое игровое задание и упражнение должно заканчиваться расслабляющими движениями (потрясти каждым пальчиком или кистью карапуза).
- Проводить занятия нужно ежедневно, уделяя им от 5 до 15 минут в зависимости от возраста крохи.
Упражнения для детей от 0 до 6 месяцев
В этом возрасте малыш не умеет делать упражнения самостоятельно. Поэтому пальчиковая гимнастика будет пассивной, то есть вам придётся выполнять все движения за кроху.
Не забывайте каждое упражнение сопровождать весёлой потешкой или стишком.
Это упражнение поможет малышу быстрее разжать кулачок. Аккуратно отгибайте по одному пальчику, массируйте его, а потом снова сгибайте, приговаривая:
Этот пальчик в лес пошёл,
Этот пальчик гриб нашёл,
Этот пальчик чистить стал,
Этот пальчик резать стал,
Этот пальчик грибы съел,
Оттого и потолстел.
Держите ладошку ребёнка открытой и своим пальцем «рисуйте» спираль от середины ладони малыша до основания пальцев, захватывая внутреннюю сторону большого пальца.
При этом говорите карапузу стишки:
Улитка, улитка, улитка ползёт,
Улитка в тележке конфетки везёт.
Улитка, улитка, улитка ползёт,
Улитка в тележке печенье везёт.
Улитка, улитка, улитка ползёт,
Улитка (имя ребёнка) подарок везёт.
Повторяйте по 2–3 раза для каждой ручки.
Слегка потяните каждый пальчик, затем сделайте круговые движения в одну и в другую сторону, и так с каждым пальчиком. Свои действия сопровождайте словами:
Этот пальчик — дедушка,
Этот пальчик — бабушка,
Этот пальчик — папочка,
Этот пальчик — мамочка,
Этот пальчик — я,
Вот и вся моя семья.
На последних словах сожмите пальчики крохи в кулачок и поднесите его к груди ребёнка.
Для того, чтобы кулачок карапуза лучше раскрывался, хлопайте его ладошками по своим ладоням, по воде во время купания, по разным поверхностям (по столу, полу и т.д.). Также можно делать следующее упражнение: при выкладывании ребёнка на животик раскройте кисти малыша и, накрыв их своими руками, удерживайте ручку прижатой к поверхности какое-то время.
Когда малыш начнёт тянуться и брать погремушки, обращайте внимание на то, чтобы большой пальчик всегда оказывался поверх кулачка. Если ваш ребёнок неправильно захватывает вещь, то аккуратно выправляйте пальчик. Для формирования правильного захвата лучше использовать погремушки с длинной округлой ручкой.
Пальчиковая гимнастика от 6 месяцев до года
Карапуз ещё не может проговаривать стишок или считалочку, но для него очень важно тесное и тёплое общение с родными людьми. Когда мама или папа берут кроху на ручки, сажают его себе на колени, поглаживают его ручки, похлопывают, щекочут, шепчут что-то ласковое и нежное на ушко, море положительных эмоций обеспечено.
Твоя ладошка — это пруд,
По ней кораблики плывут (медленно водим согнутым указательным пальцем по ладошке малыша, рисуя волну).
Твоя ладошка — как лужок,
А сверху падает снежок (дотрагиваемся кончиками пальцев до ладошки ребёнка).
Твоя ладошка — как тетрадь,
В тетради можно рисовать (указательным пальцем «рисуем» по ладошке).
Твоя ладошка — как окно,
Его помыть пора давно (трем ладошку пальцами, сжатыми в кулак).
Твоя ладошка — как дорожка,
А по дорожке ходит кошка (осторожно переступаем пальцами по ладошке малыша).
Сначала упражнение делаем для правой ручки, а затем для левой.
Раз, два, три, четыре, пять!
Червячки хотят гулять (перебираем по очереди пальчики малыша, нажимая на подушечки пальчиков).
Раз, два, три, четыре, пять!
Червячки пошли гулять (берём каждый пальчик и слегка его трясём).
Вдруг ворона подбегает (бежим своими пальцами по ладошке малыша),
Головой она кивает (взрослый кивает головой, малыш — тоже),
Каркает: «Вот и обед!» (сжимаем все пальчики малыша в кулачок).
Глядь, а червячков уж нет (раскрываем кулачок).
Как у нашей кошки
Беленькие ножки,
Мяконькие лапки,
Коготки-царапки.
Поцарапаем немножко,
Не ребята мы, а кошки (идём пальчиками осторожно, как кошка).
Как у нашей мышки
Ножки-коротышки.
Ножки мышкины спешат
К сырной корке — и назад (изображаем пальчиками, как бегает мышка).
Пальчиковые упражнения от года до двух
По мере взросления карапуза упражнения усложняются. Пальчиковая гимнастика предполагает самостоятельное совершение ребёнком движений на основе подражания действиям взрослого, становится активной.
Если у малыша возникают трудности при выполнении задания, взрослые должны помочь крохе удержать не участвующие в данный момент пальчики от непроизвольных движений.
Топором дрова колю (имитировать действия топора, двигать ладошками вверх-вниз),
А потом пилой пилю (имитировать действия пилы — двигать ладошками вперёд-назад).
Отнесу их бабушке (показать ладошки),
Чтоб испечь оладушки (похлопать ладонями друг о друга).
Тесто ручками помнём (сжимаем и разжимаем пальчики).
Сладкий тортик испечём (хлопаем ладошками друг о друга).
Серединку смажем джемом (круговые движения ладошками по столу),
А верхушку — сладким кремом (хлопаем по столу ладошками).
И кокосовою крошкой
Мы присыплем торт немножко (сыплем «крошку» пальчиками обеих рук).
А потом заварим чай —
Приходи и не скучай («пьём» из «чашек»).
Две ладошки прижму
И по морю поплыву (прижать друг к другу обе ладошки, при этом не соединяя большие пальцы).
Две ладошки, друзья, —
Это лодочка моя (делать волнообразные движения руками — «лодочка плывёт»)
Паруса подниму (у соединённых вместе рук поднять вверх большие пальцы),
Синим морем поплыву (снова волнообразные движения руками — «лодочкой»).
А по бурным волнам
Плывут рыбки тут и там (полностью соединить друг с другом две ладошки для имитации рыбок и снова делать волнообразные движения — «рыбки плывут»).
Упражнения для малышей от двух до трёх лет
Для малышей 2–3 лет хорошими упражнениями для пальчиков станут нанизывание бусин на проволоку, наклеивание семян различных растений в виде аппликации, шнуровка, мозаика, складывание пазлов.
Кроме того, нужно продолжать пальчиковую гимнастику под весёлые стихи, кстати, ребёнок уже вполне может сам придумывать некоторые движения.
Буду маме помогать (трём кулачки друг о друга),
Буду сам бельё стирать.
Мылом мою я носки (проводим кулачком по ладошке),
Крепко трутся кулачки (трём кулачки друг о друга).
Сполосну носки я ловко (двигаем кистями вправо и влево)
И повешу на верёвку (поднять руки вверх, кисти согнуть).
Жил да был весёлый гном (поднимаем руки над головой, изображая колпак)
С круглыми ушами (описать вокруг ушей большие круги).
Он на сахарной горе (локти на столе, руки прямо, ладони сложены так, чтобы образовался треугольник)
Спал под воротами (пальцы изображают ворота).
Вдруг откуда ни возьмись
Великан явился (руки высоко подняты над головой).
Скушать гору он хотел (движения, как будто едим руками),
Только подавился (хватать воздух ртом и надувать щёки)!
Ну а что весёлый гном?
Так и спит глубоким сном! (сложить ладошки под щёчку).
В чём польза пальчиковой гимнастики для ребёнка?
Занятия пальчиковой гимнастикой с самого раннего возраста благотворно сказываются на развитии ребёнка.
- Благодаря мелкой моторике малыш легко овладевает рисованием, лепкой, а в дальнейшем и письмом.
- Карапуз раньше начинает говорить.
- Малыш обладает хорошей памятью, воображением.
- У крохи, как правило, обнаруживаются задатки к творчеству.
Именно поэтому пальчиковой гимнастике нужно уделять внимание с самых первых дней жизни малыша.
Уважаемые читатели, мы желаем успехов вам и вашим ребятишкам!
Источник
Картотека пальчиковых гимнастик для детей от 1 года до 2-х лет
Вероника Чуина
Картотека пальчиковых гимнастик для детей от 1 года до 2-х лет
Картотека пальчиковых гимнастик для детей от 1 года до 2х лет
В возрасте 1-2 лет все движения в пальчиковых играх за ребёнка делаете вы, а он является пассивным участником игры. Для пальчиковых игр нужно «ловить» момент, когда ребёнок не слишком возбуждён, но и не слишком расслаблен. Для игр с пальцами рук и верхней частью тела надо посадить ребёнка на колени к себе, спину ребёнка прижав к своему животу.
При первых играх ребёнок, если не имеет опыта, может отбиваться и пытаться уйти. Держать силой не надо, ликвидируйте, если можно, в причину отказа (неудобно сидеть, хочет в туалет и т. п.) или поменяйте игру. Подождите момент, когда ребёнок будет более расслаблен, например, после кормления или купания. Лучше всего – выделить определённое время ежедневно для пальчиковых игр, в результате чего такие игры станут для ребёнка такой же привычной процедурой, как и купание или чистка зубов.
Приступая к работе,следует помнить о следующих принципах проведения занятий:
• Перед игрой с ребёнком немножко разотрите и погладьте его ручки, чтобы создать необходимый эмоциональный настрой.
• Выбрав два или три упражнения, постепенно заменяйте их новыми. Наиболее понравившиеся игры можете оставить в своём репертуаре и возвращаться к ним по желанию малыша.
• При многочисленных проведениях игры дети нередко начинают произносить текст частично (особенно начало и окончание фраз). Постепенно текст разучивается наизусть, дети произносят его целиком, соотнося слова с движением. Стимулируйте подпевание детей, «не замечайте», если они поначалу делают что-то неправильно, поощряйте успехи.
• Лет до 2,5 ребёнок ещё не может воспроизводить движения сам без многочисленных тренировок, а ребёнок с ДЦП, аутизмом или синдромом Дауна, порой и дольше.
• Если ребёнок настойчиво требует одну и ту же игру, уступите ему. Детям свойственно повторять одно и то же действие для его закрепления.
Зайка, зайка, где твой хвост? (хлопаем)
— Вот, вот, вот! (руки за спиной)
Зайка, зайка, где твой нос? (хлопаем)
— Вот, вот, вот! (показать нос)
Зайка, зайка, лапы где? (хлопаем)
— Вот, вот, вот! (показать руки)
Зайка, зайка, ушки где? (хлопаем)
— Вот, вот, вот! (показать ушки)
Медведь в берлоге крепко спит,
Всю зиму до весны сопит.
Спят зимою бурундук,
Колючий ежик и барсук (загибаем пальчики).
Только заиньке не спится (показываем большой палец).
Убегает от лисицы (вращаем пальцем).
Мелькает он среди кустов,
Напетлял — и был таков! (соединяем большой палец правой руки с указательным пальцем левой и наоборот)
У вороны голова, (руки на голове)
Ва-ва-ва-ва (4 хлопка)
Клюв и крылья, (руки у носа, «крылья»)
Хвостик, ноги, (руки за спиной, топать)
Оги-оги-оги-оги (4 хлопка)
Заведу мою машину («мотор»)
— Би-би-би, налью бензину.
(3 хлопка, топать)
Крепко-крепко руль держу
На педаль ногою жму.
(топать правой ногой)
Зайка серенький сидит
И ушами шевелит.
Вот так, вот так
Он ушами шевелит (массируем ушки).
Зайке холодно сидеть,
Надо лапочки согреть.
Вот так, вот так.
Надо лапочки согреть (растираем ладошки).
Зайке холодно стоять,
Надо зайке поскакать.
Вот так, вот так.
Надо зайке поскакать (прыгаем).
Зайку волк испугал! Зайка тут же убежал!
Ехал, ехал паровоз (руки в «замок») большие пальцы вращаются
Прицепил вагон, повёз! (сцепить указательные пальцы)
Ехал, ехал паровоз
Прицепил вагон, повёз!
Вот плывет кораблик мой
(руки — «полочка» покачиваются)
Он плывет ко мне домой
(руки вперед, ладони сомкнуть углом)
Крепко я держу штурвал
Я ведь главный капитан (4 хлопка)
Мы сегодня самолеты, (сидим на пятках, «мотор» — вращение руками)
Мы не дети, мы пилоты. (4 хлопка)
Руки — нос, и руки — крылья («нос», «крылья»)
Полетела эскадрилья. (встать, разбежаться, руки — крылья)
Вот кулак, (показать кулак левой руки)
А вот — ладошка, (раскрыть пальцы, ладонь) вверх
На ладошку села кошка. (когти» правой руки водят по ладошке левой)
Села мышек посчитать,
Раз, два, три, четыре пять. (правой рукой загибать по одному пальцу левой)
Мышки очень испугались, (вращать кулаком)
В норки быстро разбежались (спрятать кулак под правую подмышку)
Хозяйка однажды с базара пришла («шагаем» указательным и средним пальцем по столу,
Хозяйка с базара домой принесла (загибаем по-очереди пальцы на руках):
Картошку,
Петрушку и свёклу.
Ох! (хлопок в ладоши)
Вот овощи спор завели на столе (сжимаем в кулаки и разжимаем пальцы на обеих руках)
Кто лучше, вкусней и нужней на земле (загибаем по-очереди пальцы на руках):
Картошка?
Петрушка иль свёкла?
Ох! (хлопок в ладоши)
Посмотри: на нашей елке (сложить ладошки вместе)
Очень колкие иголки.
От низа до макушки (показываем низ и верх)
Висят на ней игрушки —
Звездочки и шарики, (сложить две руки, словно шарик)
Яркие фонарики (крутим фонарики).
Копаю, копаю лопаткой снежок
Построю из снега домок-теремок
(над головой из ладошек делаем крышу).
И окна, и двери я вырублю в нем,
Почищу дорожки, посыплю песком.
А зайке скажу: «Приходи ко мне жить!
Мы будем, зайчишка, с тобою дружить!»
Раз, два, три, четыре, пять
(Загибаем пальчики по одному)
Мы во двор пришли гулять.
(«Идём» по столу указательным и средним пальчиками)
Бабу снежную лепили,
(«Лепим» комочек двумя ладонями)
Птичек крошками кормили,
(Крошащие движения всеми пальцами)
С горки мы потом катались,
(Проводим указательным пальцем пр. р. по ладони лр.)
А ещё в снегу валялись. (Кладём ладошки на стол то одной стороной, то другой)
Все в снегу домой пришли. (Отряхиваем ладошки)
Съели суп и спать легли. (Движения вообpажамой ложкой, руки под щёки)
Две руки одновременно сжать в кулаки и поставить на стол (коленки, затем одновременно пальчики выпрямить и прижать к столу ладони. Повторить 3-5 раз.
Я иду, как кошка.
Усложненный вариант — левая в кулачке, правая — ладошкой. И меняем.
Тесто мнём, мнём, мнём!
Тесто жмём, жмём, жмём!
(очень энергично сжимаем руки в кулаки и разжимаем – одновременно на двух руках или поочередно)
Пироги мы испечём
(делаем движения, как будто лепим снежки)
(сжатые в кулак пальцы резко и одновременно на двух руках разжимаются)
(пальцы сжимаются в кулак)
Усложненый вариант – поочередно сжимать и разжимать пальцы рук (например – левая рука в кулаке, в этот момент правая – с разжатыми пальцами)под следующий стишок:
Мы фонарики зажгём,
А потом гулять пойдем.
Вот фонарики сияют,
Нам дорогу освещают!
Касаемся поверхности стола попеременно ладонью и тыльной стороной руки. Если нет стола — подойдут и коленки. Можно делать двумя руками одновременно, а можно поочередно — например, если левая касается тыльной стороной, то правая — ладошкой.
Мама нам печёт блины,
Очень вкусные они.
Встали мы сегодня рано
И едим их со сметаной.
(подносим сложенные «щепотью» пальцы ко рту, имитируя еду)
Руками делаем «бутон» – основания кистей прижаты друг к другу, пальцы сомкнуты и подняты вверх
Солнце поднимается – цветочек распускается!
(основания кистей остаются прижатыми, пальцы разводим одновременно в стороны – «цветок распускается»)
Солнышко садится – цветочек спать ложится.
(возвращаемся в первоначальное положение)
Переплести пальцы двух рук и шевелить прямыми пальцами под стишок:
Маленький колючий ёж.
До чего же он хорош!
Накрытые крышкой, в душном горшке (накрываем раскрытой ладонью другую руку, сжатую в кулак — в ритм стихотворения меняем руки)
Кипели, кипели в крутом кипятке (загибаем по-очереди пальцы на руках):
Картошка,
Петрушка и свёкла.
Ох! (хлопок в ладоши)
И суп овощной оказался неплох! (гладим себя ладошкой по животу)
Две картошки.
У Сережки — сорванца —
Два зеленых огурца.
Да еще у Петьки
Две хвостатых редьки.
(По очереди разгибают пальчики
из кулачка, начиная с большого,
на одной, а затем на другой руке)
Крутит во весь дух (крутим ручками, словно мельница,
И на землю стелется
Белый-белый пух (встряхиваем ладошки).
Закрывайте двери (соединяем ладошки вместе).
Закрывайте уши (закрываем ушки,
Закрывайте нос (закрываем нос).
Ходит, бродит по дорогам
Старый дедушка Мороз (ходим указательным и средним пальцами)
Щиплет уши, щиплет нос,
Щиплет щёчки дед Мороз (щипаем названные части тела).
На базар ходили мы,
Много груш там и хурмы,
Есть лимоны, апельсины,
Дыни, сливы, мандарины,
Но купили мы арбуз —
Это самый вкусный груз!
(Соединение пальцев подушечками, начиная с мизинцев, по одной паре пальцев на каждую стихотворную строчку;
При этом ладони не соприкасаются.
• пальцы сжимаются в кулак, а большой отводится вверх)
Ах, вода, вода, вода!
Будем чистыми всегда!
(энергично потираем ладошку о ладошку)
Брызги — вправо, брызги — влево!
Мокрым стало наше тело!
(сжали в кулак пальцы, а затем с силой выпрямляем пальчики, как бы стряхивая воду)
Вытрем ручки очень быстро.
(энергичными движениями «вытираем» поочередно руки)
Пальцы двух рук собраны щепотью и соприкасаются кончиками. «Надуваем шарик» – придаем рукам такое положение, как будто держим шар или мяч. «Шарик лопнул» – вернулись в первоначальное положение.
Я надул упругий шарик,
Укусил его комарик.
Лопнул шарик – не беда,
Новый шар надую я.
Сидит белка на тележке
Сидит белка на тележке, (сжимание и разжимание пальчиков в кулачок в ритме потешки)
Продает она орешки: (начинаем загибать пальчики)
По реке плывёт кораблик,
Он плывёт издалека, (сложить руки лодочкой и делать волнообразные движения)
На кораблике четыре
Очень храбрых моряка. (показываем поднятые вверх 4 пальца)
У них ушки на макушке, (поднимаем руки к голове, показываем ушки согнутыми ладонями)
У них длинные хвосты, (приставляем руку к пояснице, изображаем движения хвостиком)
Но страшны им только кошки,
Только кошки и коты. (обе руки поднимаем к голове, изображаем кошачьи когти и шипим)
Тесто ручками помнем, (сжимаем-разжимаем пальчики)
Сладкий тортик испечем. (как будто мнем тесто)
Сеpединку смажем джемом, (кpуговые движения ладошками по столу)
А верхушку — сладким кpемом (круговые движения ладошками друг об друга)
И кокосовою кpошкой
Мы присыплем торт немножко (сыплем «крошку» пальчиками обеих рук)
А потом заваpим чай —
В гости друга пpиглашай! (одна рука пожимает другую)
В гости к пальчику большому (большой пальчик отогнут, остальные сжаты в кулак)
Приходили прямо к дому:
Указательный и средний, (с текстом разгибать поочередно пальцы)
Безымянный и последний.
Постучался на порог.
Вместе пальчики — друзья, (сжать пальцы в кулак и разжать их)
Друг без друга им нельзя.
Раз, два, три, четыре, пять,
Мы идём грибы искать!
Этот пальчик в лес пошёл,
Этот пальчик гриб нашёл.
Этот пальчик чистить стал.
Этот пальчик жарить стал,
Этот пальчик всё съел,
Оттого и потолстел.
(попеременно сгибать пальцы, начиная с мизинца)
Картотека пальчиковых гимнастик Пальчиковая гимнастика «Игрушки». Цель: развитие мелкой моторики, координации движений пальцев рук. Я с игрушками играю: (руки перед собой,.
Картотека пальчиковых игр для детей младшего возраста Картотека пальчиковых игр для детей младшего возраста Развивающие игры для детей, а именно пальчиковые игры и упражнения — уникальное средство.
Картотека пальчиковых игр для детей младшей группы Цель: развитие мелкой моторики, координации движений пальцев рук. 1. СЕМЬЯ Пальчики дружные гладить одной рукой кисть другой руки Все такие.
Картотека пальчиковых игр для малышей Картотека пальчиковых игр для детей раннего возраста 1. «Наши ручки» Где же наши ручки? Где же наши ручки? Где же, где же наши ручки? Нету.
Картотека пальчиковых игр и упражнений для детей дошкольного возраста Цель: развитие мелкой моторики, координации движений пальцев рук. Игрушки «Шарик» Все пальчики обеих рук – «в щепотке» и соприкасаются.
Картотека пальчиковых игр музыкального руководителя для детей 3–5 лет. Часть 1 Пальчиковые игры Для детей 3-5 летЛЕТОЛето по полю гуляло. (Шагают пальцами по столу) Лето шило-вышивало Луг – цветами, (Поочередно загибают.
Комплекс упражнений, пальчиковых гимнастик с элементами кинезиологии Предлагаемые упражнения способствуют развитию мелкой моторики, синхронизации работы полушарий головного мозга. Кинезиологические упражнения.
Картотека комплексов артикуляционных гимнастик для всех категорий звуков КОМПЛЕКСЫ АРТИКУЛЯЦИОННОЙ ГИМНАСТИКИ ДЛЯ ГРУПП ЗВУКОВ Каждое упражнение проводить сначала медленно под счет (впервые — до 10 раз, на последующих.
Картотека пальчиковых игр для детей старшей группы Предлагаю вашему вниманию, уважаемые педагоги, пальчиковые гимнастики, которые составила сама. 1.» Мороз» Ой мороз,мороз,мороз! (Сжимание.
Картотека пальчиковых игр для детей старшей группы Предлагаю вашему вниманию, уважаемые педагоги, пальчиковые гимнастики, которые составила сама. 1.» Мороз» Ой мороз,мороз,мороз! (Сжимание.
Источник