- Сообщение из опыта педагогической работы «Применение пальчиковой гимнастики в работе с детьми с речевыми нарушениями. Описание комплекса пальчиковой, двигательной и зрительной гимнастики в стихах. методическая разработка по теме
- Скачать:
- Предварительный просмотр:
- Представление опыта работы «Использование пальчиковых игр в речевом развитии детей дошкольного возраста»
Сообщение из опыта педагогической работы «Применение пальчиковой гимнастики в работе с детьми с речевыми нарушениями. Описание комплекса пальчиковой, двигательной и зрительной гимнастики в стихах.
методическая разработка по теме
1.Сообщение из опыта педагогической работы «Пальчиковая гимнастика с детьми с речевыми нарушениями».
2.Описан комплекс пальчиковой, двигательной и зрительной гимнастики в стихах (по лексическим темам)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Применение пальчиковой гимнастики в работе с детьми с речевыми нарушениями | 26.5 КБ |
комплекс пальчиковой, двигательной и зрительной гимнастики в стихах( по лексическим темам) | 43 КБ |
Предварительный просмотр:
Сообщение из опыта педагогической работы
на тему «Применение пальчиковой гимнастики в работе с детьми
с речевыми нарушениями»
В своей педагогической практике активно применяю пальчиковую гимнастику.
Ценность пальчиковой гимнастики состоит в том, что при использовании данной гимнастики в организме включаются резервы для преодоления усталости, заставляющие мозг напрягаться или расслабляться.
Наблюдая за детьми, при выполнении ими пальчиковой гимнастики обратила внимание, что большой интерес (особенно у малышей) вызывают представленные в стихах пальчиковые гимнастики.
Отмечу, что гимнастические упражнения в стихах не только хороший способ отвлечь моих детей от переживаний и сомнений (которые у них не редкость), они помогают настроить их на позитивный лад, дать заряд бодрости. Ежедневные занятия гимнастикой помогают снять напряжение, утомление, повышают работоспособность, развивают память и речь. Вместе с тем, речевые центры головного мозга интенсивно стимулируют двигательную активность детей. Стихотворная форма подачи материала более выразительна и её ритм помогает координировать речь и движения. Не менее важно, что выполнение движений с произношением стихов превращает гимнастику в игру.
Пальчиковую гимнастику применяю в комплексе с двигательной и зрительной гимнастикой. Мною подобран речевой материал для проведения пальчиковой, двигательной и зрительной гимнастик в стихотворной форме по целому ряду лексических тем, например, «Овощи – фрукты», «Дикие и домашние животные», «Транспорт», «Осень», «Зима», «Весна» и подобное». Я убедилась в том, что такая форме представления детям комплексов гимнастик оказывает положительное влияние на их физическое и психическое развитие, служит профилактикой нервных утомлений, активизирует их интерес к познанию мира.
Результативность такой работы – развитие памяти, внимания, укрепление работоспособности моих детей.
Источник
Представление опыта работы «Использование пальчиковых игр в речевом развитии детей дошкольного возраста»
Яна Каткова
Представление опыта работы «Использование пальчиковых игр в речевом развитии детей дошкольного возраста»
«Использование пальчиковых игр в речевом развитии детей дошкольного возраста«
Уважаемые председатель и члены жюри, разрешите представить вашему вниманию творческую презентацию опыта работы воспитателя МБДОУ «Детский сад № 45» Яны Николаевны Мячевой на тему «Использование пальчиковых игр в речевом развитии детей дошкольного возраста»
Владимир Михайлович Бехтерев в своих работах доказал, что движение руки всегда тесно связано с речью и способствует её развитию.
Вопрос развития мелкой моторики довольно актуален.
Уровень развития мелкой моторики – один из показателей речевого развития, и именно в этой области дошкольники испытывают серьезные трудности. Учёными доказано, что развитие рук находится в тесной связи с состоянием речи и мышлением ребёнка. Движение пальцев и кистей рук имеют особое развивающее значение, так как оказывают огромное влияние на развитие не только речевой, но и всей высшей нервной деятельности ребёнка. Доказано, чем выше двигательная активность. тем лучше развита речь. В то же время чтение стихов, потешек, пословиц с их чётким ритмом помогают улучшить у детей координацию движений. А координируя движения мелкой моторики, ребёнок совершенствует артикуляционный аппарат, речевое дыхание, осваивает интонацию и ритм речи. Пальчиковые и жестовые игры в этом процессе неоценимы. Простые и увлекательные они, в игровой форме способствуют развитию мелкой моторики, стимулируют зрительное и слуховое восприятие, внимание, память, связную речь, обогащают словарный запас.
Исходя из вышесказанного и увидев необходимость в развитии речевой деятельности у детей,я поставила перед собой цель: развитие речевой деятельности у детей дошкольного возраста, с помощью использования пальчиковых игр.
• Тренировать тонкие движения пальцев и кистей рук.
• Создать условия для накопления ребёнком практического двигательного опыта, развития навыка ручной умелости.
• Способствовать развитию творческих способностей.
• Развивать память, мыслительную деятельность, связную речь, речевое дыхание.
• Стимулировать зрительное и слуховое восприятия.
• Обогащать словарный запас.
Изучив литературу по развитию мелкой моторики таких авторов как И. Светлова » Развитие мелкой моторики«, Е. С. Анищенкова «Пальчиковая гимнастика«, Е. М. Чернова «Пальчиковые шаги«, В. Савченко «Штриховка», А. Н, Малышева «Аппликация в детском саду» и др., пришла к выводу, что ни один из них не использует в своей работе весь комплекс игровых упражнений по развитию мелкой моторики.
Поставив перед собой цель и задачи, учитывая возрастные и индивидуальные особенности, опираясь на ФГОС ДО, основную образовательную программу МБДОУ «Детский сад № 45» и комплексно- тематическое планирование к ней (разработанных на основе примерной основной образовательной программы «От рождения до школы», под редакцией авторов Н. Е. Веракса, Т. С. Комарова, М. А. Васильева., я подобрала наиболее приемлемые для своей работы виды игровых упражнений по развитию мелкой моторики.
Для наибольшего удобства виды игровых упражнений, которые я использую в работе с детьми,я разбила на комплексы:
1. Комплекс «Пальчиковые игры«
Пальчиковая гимнастика; дыхательные упражнения; фигурки из счетных палочек; физкультминутки; пальчиковые шаги; самомассаж (с использованием дополнительных атрибутов); игры с природным материалом (каштаны, шишки); шнуровка; мозаика; пальчиковый театр.
2. Комплекс » Использование элементов изодеятельности в развитии
Тестопластика (лепка из соленого теста, раскрашивание готовых фигур); конструирование (оригами, различные виды конструктора); аппликация; пластилинография; рисование песком, манкой.
3. Комплекс «Развитие графической моторики»
Штриховки; пропись; трафареты; шаблоны; раскраски.
Слайд 8, 9, 10, 11
Перечисленные комплексы я использую в различных формах организации работы с детьми,это:
1. Утренняя гимнастика.
2. Самостоятельная деятельность
3. Организованная образовательная деятельность
6. Работа с родителями
7. Индивидуальная работа
8. Продуктивная деятельность
Для достижения желаемого результата возникла необходимость сделать работу с детьми по развитию мелкой моторики и координации движений пальцев рук регулярной (ежедневной, так, как эпизодическая деятельность не может дать положительного эффекта.
Определив основное направление в работе, сначала я начала искать пути создания такой пространственно-предметной среды, такой системы развивающих отношений, которые бы расширили мир детей, стимулировали их речевую, познавательную и творческую деятельность и в свою очередь способствовали развитию мелкой моторики и координации движений пальцев рук.
В группе, по возможности, мной были созданы условия по развитию мелкой моторики с учетом интеграции образовательных областей. Имеющийся материал расположен таким образом, что бы дети могли свободно выбирать игры,пособия для этого вида деятельности:
• бумага, карандаши, раскраски,
• тетради с карандашами,
• пальчиковый театр, театр БИ-БА-БО,
• пособие для дыхательных упражнений,
• зеркала и картинки для артикуляционной гимнастики
Для определения работы с родителями вначале было проведено анкетирование по данной теме. Анализ анкет показал недостаточный уровень компетентности родителей и низкую заинтересованность по данной проблеме.
Для достижения более качественных результатов в данном направлении был разработан план работы с родителями, в котором использовались разные формы работы:
-беседы, консультации, так же были разработаны памятки о значении развития мелкой моторики в речевой деятельности;
— родительское собрания по теме «Значение пальчиковых игр в речевом развитии ребенка»,
— мастер-класс для родителей «Тестопластика»,
-день открытых дверей (присутствие родителей на ООД по развитию речи с использованием пальчиковых игр).
— привлечение родителей для насыщения развивающей предметно- пространственной среды.
Положительные эмоции и заинтересованность родителей дети получали при проведении совместных развлечений и праздников с использованием пальчиковых игр. Игры с пальчиками создают благоприятный эмоциональный фон, что позволяет использовать их в физкультурных досугах т. к пальчиковые игры имеют важный здоровьесберегающий компонент.
Также мой опыт работы в данном направлении был представлен педагогам МБДОУ «Д/Сад № 45»,это:
-мастер-класс «Тестопластика» и «Пальчиковые игры»,
Еще я делилась опыты работы с детьми на международном образовательном портале maam.ru, в виде публикации проекта «Здравствуй Сказка!»
Это позволяет раскрыть важность и значение пальчиковых игр в речевом развитии.
Для создания благоприятных условий развития речевой деятельности детей с помощью пальчиковых игр, мною были дополнительно разработаны картотеки:
-пальчиковых игр,
Изготовлены различные игры на дыхательные упражнения: тучка, футбол, чашка, картинки;
Приобретены массажные мячики, коврики, дорожки.
Перспективы работыпо данному направлению:
— продолжать работу с детьми подготовительной группы по развитию речевой деятельности, с помощью использования пальчиковых игр;
— продолжать обогащать развивающую предметно-пространственную среду в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями детей в данном направлении;
— продолжать представлять значимый опыт своей работы в педагогических сообществах;
— расширять возможности сотрудничества с родителями, обращать внимание на важность совместного взаимодействия детей и родителей по данной теме.
Значимость выбранной деятельности:
• У детей развиваются тонкие движения пальцев и кистей рук, память, связная речь, речевое дыхание, мыслительная деятельность, зрительное и слуховое восприятие, обогащается словарный запас.
• Педагоги продолжают создавать условия для накопления ребёнком практического двигательного опыта, развития навыка ручной умелости, для поддержания индивидуальности и стимулирования творческих способностей.
• Родители расширяют возможности сотрудничества с детьми, прислушиваются к их мнению.
Роль мелкой моторики в речевом развитии детей младшего дошкольного возраста Движение пальцев и кистей рук имеет особое стимулирующее воздействие. По насыщенности акупунктурными зонами кисть не уступает уху и стопе.
Роль пальчиковых игр в развитии детей дошкольного возраста Е. А. Копанова МБДОУ «ДСКВ №68» г. Братск Роль пальчиковых игр в развитии детей дошкольного возраста. «Источники способностей и дарований.
Индивидуальный план повышения профессионального уровня «Использование фольклора в речевом развитии детей раннего возраста» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего №15 Светлячок» Бугульминского муниципального.
Роль пальчиковых игр в развитии детей младшего дошкольного возраста (из опыта работы) Пальчиковые игры и упражнения — уникальное средство для развития мелкой моторики и речи в их единстве и взаимосвязи. Разучивание текстов.
Использование фольклора в развитии двигательной активности детей (из опыта работы) Творческий потенциал, самовыражение дошкольника во многом зависит от той базы знаний и умений,навыков, которые они приобретают в детском.
Использование инновационных технологий в речевом развитии детей 3–4 лет Основу деятельности всех субъектов педагогического процесса составляет модель «Я сам учусь, а не меня учат», поэтому мне, как воспитателю,.
Использование опорных наглядных средств в речевом развитии детей дошкольного возраста Речевое развитие включает: владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически.
Представление опыта работы «Сказка как средство развития личности детей дошкольного возраста» Сказок много не бывает,вы со мной согласны?Надеюсь, что да! Сказка — незаменимый инструмент формирования личности ребенка. То, что ребенок.
Использование пальчиковых игр в речевом развитии детей младшего дошкольного возраста Содержание. Ведение 3 ГлаваI. Обзор методик и научно методической литературы по применению пальчиковых игр для развития мелкой моторики.
Роль пальчиковых игр и использование театрализованной деятельности в развитии речи детей младшего дошкольного возраста В процессе своей работы мы стали замечать, что все чаще в детский сад поступают дети с недостаточно развитой речью. Поэтому мы поставили.
Источник