Занятие по автоматизации звука [Ш] в слогах с элементами пальчиковой гимнастики
Елизавета Харун
Занятие по автоматизации звука [Ш] в слогах с элементами пальчиковой гимнастики
Пальчиковая гимнастика в стихах и пальиковые игры не только влияют на развитие речи, но прелесть их еще в том, что они мгновенно переключают внимание малыша с капризов или нервозности на телесные ощущения и успокаивают.
уточнить представления детей о звуке (Ш).
Уточнение и совершенствование движений органов речи, закрепление правильного произношения звука [ш] изолированно, в слогах
развивать артикуляционную и мелкую моторику;
развивать фонематический слух;
развивать речевое дыхание;
учить изменять силу голоса;
развивать чёткость дикции, интонационную выразительность.
развивать внимание, память, мышление;
формировать положительную мотивацию на занятии;
воспитывать навыки речевого общения с игрушкой и друг с другом, умение слушать.
Оборудование: игрушка (Ежик, сюжетные картинки.
i]Мини сказка «Ёжик»[/i]
На лесной полянке, которую нежно и ласково согревало солнышко,
Солнце. ладошки соединить, покрутить, разъединив пальчики
папа ёж решил построить крепкий, надёжный дом для своей дружной семьи.
Я хочу построить дом,
Руки сложить домиком, и поднять над
Чтоб окошко было в нём,
Пальчики обеих рук соединить в
Чтоб у дома дверь была,
Ладошки рук соединяем вместе
Рядом чтоб сосна росла.
Одну руку поднимаем вверх и
Чтоб вокруг забор стоял,
Пёс ворота охранял,
Соединяем руки в замочек и делаем
круг перед собой
Солнце было, дождик шёл,
Сначала поднимаем руки вверх, пальцы
«растопырены». Затем пальцы опускаем
вниз, делаем «стряхивающие» движения
И тюльпан в саду расцвёл!
Соединяем вместе ладошки и медленно
раскрываем пальчики — «бутончик
Нелегко было ёжику. Поэтому, когда он уставал, то тихонечко пыхтел.
Вот так: ШШ – ШШ – ШШ…
Ну вот, дом и готов. Вся семья рада, ведь всё получилось так, как задумал папа-ёж.
Солнце было, дождик шёл,И тюльпан у дома цвёл!
Особенно, дружная семья любила вечерами пить чай с малиновым вареньем в беседке у дома …
По очереди разгибайте пальчики,
Начиная с большого
Этот пальчик большой —
Это папа дорогой.
Рядом с папой — наша мама.
Рядом с мамой — брат старшой.
Вслед за ним сестренка —
И самый маленький крепыш —
Это славный наш малыш.
… и наблюдать как плывет кораблик по тихой реке.
Две ладошки прижму,
И по морю поплыву.
Прижать друг к другу обе ладошки, при этом не
соединяя большие пальцы
Две ладошки, друзья, —
Это лодочка моя.
Делать волнообразные движения руками — «лодочка
У соединенных вместе рук в форме «лодочки» поднять
вверх большие пальцы
Синим морем поплыву.
Продолжить волнообразные движения руками
А по бурным волнам
Плывут рыбки тут и там.
Сначала одна ладошка делает волнообразные
движения, потом другая, затем обе вместе ладошки
для имитации рыбок — «рыбки плывут»
А ещё было приятно малышам-ежатам подставлять свои маленькие носики навстречу теплому, ласковому весеннему ветерочку, который пел свою песенку.
Потом ветерочек поднимался выше и пел свою песенку уже деревьям.
Вот так: АШШШШ – ОШШШШ – УШШШШ – ЭШШШШ
Ветер по лесу летал,
Плавные, волнообразные движения ладонями
Ветер листики считал:
Вот дубовый, Вот кленовый
Загибать по одному пальчику
Вот рябиновый резной,
Вот с березки – золотой,
Вот последний лист с осинки
Ветер бросил на тропинку
Спокойно уложить ладони на стол
В один прекрасный день папа-ёж собрался в лес за едой для своего семейства. Весело он зашагал по тропинке, приветливо и вежливо здороваясь с лесными соседями
— Ёжик, ёжик, Где ты был?
Четыре раза сгибаем большой палец
— Долго по лесу бродил!
Четыре раза сгибаем большой палец
Встретил я медведя, волка,
Большой палец правой руки поочерёдно
соприкасается с остальными.
Зайку, ёжика в иголках.
Встретил белочку, синичку.
Четыре пальца последовательно
сгибаются к большому – кланяются
Встретил лося и лисичку.
Всем подарки подарил,
Всяк меня благодарил.
Идет ежик по лесу на своих коротеньких лапках, а перед ним стелется высокая трава, встают непроходимые кусты, глубокие ямки. Но наш ёжик не унывает, ведь он по запаху может найти самое сладкое яблоко, самую спелую ягодку.
Вот так: Ш – Ш – Ш…
О чудо! Папа-ёжик нашел великолепный гриб. Он быстро побежал вперёд и радостно запел.
Но когда ёжик подошел ближе к грибу, он удивился. Ведь гриб был огромного размера. И тогда ёжик произнес с удивлением.
И только наш следопыт приготовился насадить гриб-великан на свои иголочки, из-под шляпки вылезла огромная гусеница. Ёжику это не понравилось, он сморщил носик и прошептал.
Наш ёжик никогда не отчаивался. И поэтому он весело и уверенно зашагал по лесу в поисках самого лучшего гриба в лесу, напевая новую песенку.
Я корзинку в лес беру,
Там грибы я соберу.
Удивляется мой друг :
Показывают удивление, разводят руки в
«Сколько здесь грибов вокруг!»
Поочерёдно сгибают пальчики на обеих
руках, начиная с мизинца правой руки.
Боровик, лисичка, груздь –
Не играют в прятки пусть!
Большой палец левой руки
Найду я на опушке.
Возвращаюсь я домой,
Все грибы несу с собой.
А мухомор не понесу.
Пусть останется в лесу.
— Какой звук вы сегодня произносили?
— В какую игру хотели бы поиграть ещё раз?
— Что было трудным для вас?
Оценка речевой деятельности детей.
— Вы прекрасно сегодня занимались, правильно произносили звук (Ш)
МБДОУ МО г. Краснодар «Детский сд № 111»
Пальчиковые игры. Пальчиковые игры. Педагоги и врачи рекомендуют начинать подготавливать ребёнка к школе уже с трёхлетнего возраста. Ведь это наилучшее время.
Презентация. Звуки с и СЬ цель данной презентации: Познакомить детей с акустическими и артикуляционными особенностями звука (С). автоматизация звуков с и сь слогах,.
Источник
Автоматизация звуков с использованием пальчиковой гимнастики
статья по логопедии
Данный материал используется для автоматизации поставленного звука Ш с пальчиковой гимнастикой
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
avtomatizatsiya_zvukov.docx | 20.99 КБ |
Предварительный просмотр:
Автоматизация звуков с использованием пальчиковой гимнастики.
Правильно произносить различные звуки нам помогает не только хорошая подвижность органов артикуляции, но и хорошая подвижность кончиков пальцев и кистей рук.
В.А.Сухомлинский говорил « Источник способностей и дарований детей – на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источники творческой мысли»
Руке посвящали стихи, писали оды. А народная мудрость о значимости руки отразилась в пословицах «Отбиться от рук», «Всё дело в руках», «Даю волю рукам», «Глаза боятся, а руки делают».
Автор Су-Джок терапии Пад-Жеву доказал, что на руке находятся биологически активные точки нашего организма.
Учёные пришли к выводу, формирование устной речи ребёнка начинается тогда, когда движения пальцев рук достигает достаточной точности. Другими словами, формирование речи совершается под влиянием импульсов, идущих от рук. Есть все основания рассматривать кисть руки, как орган речи — такой же, как артикуляционный аппарат. Кроме того доказано, что и мысль, и глаз ребёнка двигаются с той же скоростью, что и рука. Значить систематические упражнения по тренировке движений пальцев являются мощным средством повышения работоспособности головного мозга.
Следует помнить, что пальцы левой и правой рук следует нагружать равномерно. После каждого упражнения нужно расслаблять пальцы ( потрясти ими). Все упражнения выполняются в медленном темпе от 3-5 раз сначала одной рукой, затем другой (если не предусмотрено участие обеих рук), а в завершении двумя руками вместе.
Дети с нарушениями речи особенно нуждаются в пальчиковой гимнастике. Мы можем наблюдать, что многие из них не могут одновременно произносить стихотворение на заданный звук и выполнять движения пальцами. совместить мелкую моторику с автоматизацией звуков в стихах и чистоговорках вполне возможно и очень эффективно: с одной стороны закрепляем звук в речи, с другой стороны развиваются пальцы. Работа над звуками в стихотворных формах имеет определенные требования : пока звук вводится в речь, содержание стихов соответствует этому звуку( в стихах отсутствуют звуки, которые ещё не поставлены). Это нужно для того, чтобы ребёнок уже на первых этапах работы слышал свою речь в правильном звучании. Также постоянное заучивание стихов утомляет детей, пальчиковая гимнастика поддерживает интерес и облегчает процесс запоминание стихотворений. Я использую стихи на определённые звуки и к ним подбираю различные движения пальцами. Были выделены 4 группы по автоматизация звуков в стихах с использованием пальчиковой гимнастики: 1группа- свистящие звуки, 2 группа- шипящие звуки, 3 группа- звуки ЛЬ,Л, 4 – звуки РЬ,Р.
Виды работ по автоматизации звуков:
1)Применение сопряженной гимнастики (артикуляционная и пальчиковая гимнастики) в логопедической практике ускоряет исправление дефектных звуков у детей-логопатов, так как работающая рука многократно усиливает импульсы, идущие к речевой зоне коры головного мозга от языка.
Текст произносит взрослый
Движения или статическая поза рук
Движения или статическая поза языка
1.Наступило утро,
выглянуло солнышко.
Пальцы разжаты и подняты вверх.
Губы в улыбке, зубы видны.
2. И друзья пошли в лес:
топ-топ, топ-топ-топ.
Имитация ходьбы пальчиков в заданном ритме: указательным и средним.
Рот открыт. Язык поднимается и опускается.
3. Увидели большое дерево. Вот его ствол.
Локти, ладони соединены, пальцы подняты вверх.
Язык высовывается и напряженно тянется к носу.
4. Вот его крона.
Пальцы чуть согнуты.
5. На дереве сидит птица
Тук-тук-тук,
Тук-тук-тук,
Раздаётся чей-то стук.
Это дятел на сосне,
Долбит клювом по коре.
На первую строчку — постучать кулачком правой руки по раскрытой ладони левой; на вторую-наоборот.
Соединить все пальцы правой руки, изображая клюв дятла, левую руку поднять, пальцы развести в стороны, изображая дерево.
Пальцами, изображающими клюв, постучать по ладони другой руки.
Напряженным кончиком языка постучать в верхние резцы, многократно и отчётливо произнося «д-д-д-д».
6. Под деревом растут грибы. У одних грибов ножки толстые, у других-тонкие.
Щепоть одной руки показывает толстую ножку, а ладонь другой руки-шляпку. Положение рук меняется (боровики).
Указательный палец одной руки-ножка, а ладонь другой руки-шляпка; положение рук меняется (поганок много).
7. Собираем их в корзину.
Переплетаем пальцы «корзинкой».
8. Идём по лесу дальше.
См. второе упражнение- имитация ходьбы.
9. Растёт дикая яблонька. На ней плоды – яблочки.
Руки от локтей до запястий сведены вместе, кисти сжаты в кулаки, большие пальцы подняты вверх.
Язык – «чашечкой» с опорой на верхнюю губу.
10. Дома сварим из них варенье — во какое!
Большой палец правой руки поднят кверху — жест одобрения.
Улыбнуться и облизать верхнюю губу.
11. Поэтому соберём их в корзины.
Пальцы рук переплетены «корзинкой».
12. Тяжело нести корзины.
Увидели лошадку.
На лошадке ехали.
Гоп-гоп! Гоп-гоп!
Радостные ехали,
Гоп-гоп! Гоп-гоп!
Хлопки: два коротких, один длинный.
Пощелкать кончиком языка, как цокают лошадки.
13. Приехали домой.
Соединить кончики пальцев (пальцы «домиком»).
15. Радостные и весёлые мы стали играть на гармошке:
Громко хлопаем в ладошки,
Головой слегка качаем,
Руки кверху поднимаем.
Соединить ладоши вместе.
Хлопать в ладоши.
Головой кивать вперёд.
Руки поднять вверх.
Открывать и закрывать рот.
14. А в это время пошёл дождь:
«Весёлый дождик».
Дождик капнул на ладошку-
Т-д, т-д….
На цветок- т-д, т-д…
И на дорожку т-д, т-д…
Застучал по крыше он – т-д, т-д….
И раздался частый звон – т-д, т-д, т-д….
Правой рукой изобразить падающие капельки дождя.
Левой рукой изобрази цветок.
Из левой руки сделай дорожку.
Изобрази левой рукой крышу домика.
Дождик пошёл сильнее.
Улыбнуться, открыть рот и постучать кончиком языка в верхние резцы.
2) Автоматизация звука Ш изолированно: пальчики правой и левой рук «здороваются», произнося Ш-Ш-Ш-Ш-Ш; поочерёдно соединяем пальцы рук с большим (сначала на правой руке, затем на левой, на двух руках одновременно);
3) Автоматизация звука Ш в слогах: загибаем пальчики в кулачок, произнося ША; играем на «пианино», ставим пальчики на нарисованные ладошки (сначала правой руки, затем левой и вместе двумя руками):АШ-ОШ-УШ-ЭШ-ЫШ;
4)Автоматизация звука в словах: считаем предметы, загибая пальчики и произнося слова со звуком Ш; игра «Секрет» (разгибаем пальчики и придумываем слова со звуком Ш, чтобы получить сладкий сюрприз на ладошке);
5)Автоматизация звука Ш в стихах: дети поочерёдно одевают массажное колечко на каждый пальчик, произнося стихотворение пальчиковой гимнастики:
Этот малыш-Илюша (на большой палец),
Этот малыш-Ванюша (на указательный),
Этот малыш-Алеша ( на средний),
Этот малыш-Антоша (на безымянный),
А младшего зовут Мишутка.
А меньшую зовут Наташа.
Для автоматизации мы можем использовать массажный мячик:
Ша-ша-ша, ша-ша-ша (дети стучать мячиком по столу)
Шёл ёжик не спеша (катаем по ладошкам),
Ша-ша-ша, ша-ша-ша (стучим мячиком по столу),
К мышатам-малышам. (катаем по ладошкам)
Напекла пышки (катаем по кругу по ладошкам)
Ши-ши-ши, ши-ши-ши (стучим по ладошкам),
Вышли пышки хороши .(катаем по кругу).
Такими упражнениями у ребёнка закрепляется заданный звук в речи и развивается моторика пальцев рук.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Коррекционно-образовательные цели:-автоматизация правильного произношения звука [р] в прямых слогах, в начале слова;-обучение навыку звукового анализа слова (определение места звука в слове);-развитие.
Автоматизация звуков в стихах с использованием пальчиковой гимнастики.
Дети с речевыми нарушениями не любят учить стихи, пересказывать тексты, не владеют приёмами запоминания. На этапе автоматизации звуков в стихотворных текстах у них снижается самоконтроль за речь.
Движение необходимо не только телу ребёнка. Правильно произносить различные звуки нам помогает не только хорошая подвижность органов артикуляции, но и хорошая подвижность кончиков пальцев и кист.
Почему так важно для детей развитие мелкой моторики рук? Дело в том, что в головном мозге человека центры, отвечающие за речь и движения пальцев рук, расположены очень близко. Стимулируя мел.
Автоматизация звуков с использованием пальчикового театра.
Игровые приемы автоматизации звуков. Как интерсно и «незаметно» для ребенка научить его правильному произношению трудных звуков.
Источник