- Динамические упражнения и пальчиковые игры в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья. методическая разработка на тему
- картотека» Пальчиковые игры для детей с ОВЗ (по лексическим темам)» картотека (средняя группа) на тему
- Скачать:
- Предварительный просмотр:
- По теме: методические разработки, презентации и конспекты
- Значение пальчиковых игр для развития речи у дошкольников с ограниченными возможностями здоровья
Динамические упражнения и пальчиковые игры в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья.
методическая разработка на тему
Одним из аспектов развития детей дошкольного возраста является развитие мелкой моторики и координации движений пальцев рук.
Так как развитие мелкой моторики тесно связано с развитием речи, а недоразвитие речи не только нарушает общение, но и задерживает развитие восприятия, внимания, а так же препятствует развитию словесно-логической памяти и мышления. Не развивается игровая, трудовая деятельность и все это ведет к нарушению интеллектуальной готовности ребенка к школьному обучению. Следовательно, работу по развитию мелкой моторики и координации движений пальцев рук необходимо начинать как можно раньше в дошкольном возрасте.
Так как наша основная задача педагогов ДОУ подготовить детей к школе, адаптировать их к социуму, то работу по развитию мелкой моторики стоит начинать как можно раньше в дошкольном возрасте. У детей с ОВЗ мелкая моторика и вообще моторика страдает больше всего всего, помочь в решении этих проблем могут различные динамические упражнения и пальчиковые игры. Мне хотелось бы поделиться своим материалом, в котором представлены адаптированные динамические упражнения и пальчиковые игры, которые мною применяются мною в моей работе с детьми, имеющими нарушение опорно-двигательного аппарата, нарушение интеллекта.
Методические рекомендации к проведению пальчиковых игр и динамических упражнений.
- Перед игрой с ребенком можно обсудить ее содержание, сразу при этом отрабатывая необходимые жесты, комбинацию пальцев, движения. Это не только подготовит малыша к правильному выполнению упражнения, но и создаст необходимый эмоциональный настрой.
- Перед началом упражнения ребенок разогревает ладони легкими поглаживающими движениями до приятного ощущения тепла.
- Все упражнения выполняются в медленном темпе от 3 до 5 раз, сначала правой рукой, затем левой, а потом двумя руками вместе.
- Выполняйте упражнения вместе с ребенком, при этом демонстрируйте собственную увлеченность игрой.
- При выполнении упражнения необходимо вовлекать, по возможности, все пальцы руки.
- Необходимо следить за правильной постановкой кисти руки, точным переключением с одного движения на другое.
- Нужно добиваться, чтобы все упражнения выполнялись ребенком легко, без чрезмерного напряжения мышц руки, чтобы они приносили ему радость.
- Все указания даются спокойным, доброжелательным тоном, четко, без лишних слов. При необходимости ребенку оказывается помощь.
- В идеале: каждое занятие имеет свое название, длится несколько минут и повторяется в течение дня 2 – 3 раза.
- При повторных проведениях игры дети нередко начинают произносить текст частично (особенно начало и окончание фраз). Постепенно текст разучивается наизусть, дети произносят его целиком, соотнося слова с движениями.
- Выбрав два или три упражнения, постепенно заменяйте их новыми. Наиболее понравившиеся игры можно оставить в своем репертуаре и возвращается к ним по желанию малыша.
- Не ставьте перед ребенком несколько сложных задач сразу (к примеру, показывать движения и произносить текст). Объем внимания у детей ограничен, и невыполнимая задача может «отбить» интерес к игре.
- Никогда не принуждайте! Попытайтесь разобраться в причине отказа, если возможно, ликвидируйте ее (например, изменив задание) или поменяйте игру.
Источник
картотека» Пальчиковые игры для детей с ОВЗ (по лексическим темам)»
картотека (средняя группа) на тему
пальчиковые гимнастики по лексическим тема для проведения во время занятий и дома
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
palchikovye_igry_dlya_detey_s_ovz.rar | 24.75 КБ |
Предварительный просмотр:
Пальчиковые игры для детей с ОВЗ
(по лексическим темам).
Хорошо у нас в саду.
«ИГРУШКИ»
На большом диване в ряд, (попеременно хлопают в ладоши)
Куклы Катины сидят: ( стучат кулачками)
Два медведя, Буратино, (загибают поочередно все пальчики.)
И веселый Чиполлино,
И котенок, и слоненок.
Раз, два, три, четыре, пять. (разгибают поочередно пальчики)
Помогаем нашей Кате (попеременно хлопают в ладоши)
Мы игрушки сосчитать. (стучат кулачками).
Раз, два, три, четыре, пять, (загибают пальчики, начиная с большого)
Будем листья собирать (сжимают и разжимают кулачки)
Листья берёзы, (загибают пальчики, начиная с большого)
Листики дуба мы соберём,
Маме осенний букет отнесём. («шагают» по столу средними и указательными
Мы капусту рубим,рубим (дети делают резкие движения)
Мы морковку трем,трем (пальцы обеих рук сжимают в кулаки,
движениями к себе и от себя)
Мы капусту солим,солим (имитируют посыпание солью из щепотки.)
Мы капусту жмем,жмем (интенсивно сжимают и разжимают пальцы)
В кадку все утрамбовали (потирают кулак о кулак.)
Сверху грузиком прижали . (ставят кулак на кулак.)
У бабушки в деревне (руки на столе ладонями вниз, разводить
пальцы правой руки в стороны)
Растет фруктовый сад. (руки на столе ладонями вниз,разводить
пальцы левой руки в стороны)
Там на деревьях сливы (руки согнутые в локтях, поднять вверх,
пальцы широко развести в сторон.)
И яблоки висят, (опустить кисти вниз, свободно свесив пальцы)
И груши прямо с дерева (повернуть ладони вверх, пальцы
Могу я собирать. (имитировать руками сбор урожая.)
Как хорошо у бабушки (хлопнуть в ладоши.)
Мне летом отдыхать! (развести руки в стороны)
Жили были в домике (дети сжимают и разжимают кулачки)
Токи, Пики, Лики, Чики, Мики. (загибают пальчики, начиная с больших)
Раз, два, три, четыре, пять, (разгибают пальчики, начиная с мизинцев)
Стали гномики стирать: (трут кулачки друг о друга)
Токи – рубашки, Чики – носочки, (загибают пальчики, начиная с больших)
Пики – платочки, Мики умница был,
Лики – штанишки, Всем водичку носил
Тук-тук-тук, тук-тук-тук! ( ударяют, чередуя, кулачком о кулачок)
Молоток бери, мой друг!
Мы построим новый дом, ( ставят рядом ладошки «стены» )
Есть окошко в доме том. ( складывают указательные пальцы «палочкой»,
остальные соединяют «крышей»)
Есть ещё одно повыше,
Есть труба вверху на крыше. ( мизинец отставляют в сторону – труба)
Дом готов, зовём гостей: ( показывают оба указательных пальца)
«Проходите поскорей!» ( делают приглашающий жест рукой)
Наша кошка из окошка (соединить все пальцы правой руки с большим.)
Наблюдает за дорожкой. (соединить все пальцы левой руки
Там гуляет очень злой (соединить все пальцы обеих рук
Пес – лохматый и большой. (правой рукой изобразить «собаку»:
большой палец поднять вверх,
указательный согнуть и прижать к
Я сейчас вам назову, (руки лежат на столе ладонями вниз, разводить и
соединять пальцы правой руки)
Кто живет в глухом лесу. (руки лежат на столе ладонями вниз,
разводить и соединять пальцы левой руки.)
Зайцы, белки, барсуки, (рука лежит на столе ладонью вниз)
Волк, медведи и ежи… ( поднимать и удерживать на весу каждый
палец, начиная с большого, сначала на правой
руке, затем на левой,край ладони
не отрывать от стола)
Падают первые с неба снежинки, (поднятые вверх руки медленно
опустить вниз, совершая легкие
колебательные движения пальцами.)
Легкие-легкие, словно пушинки, (соединить последовательно пальцы
обеих рук, начиная с больших.)
Медленно, плавно на землю ложатся, (соединенные вместе пальцы обеих
рук поворачивать то вверх, то вниз.)
Белым ковром под ногами искрятся. (положить ладони на стол, пальцы
широко развести в стороны: легко
Называть я транспорт буду: (ладони прижаты друг к другу: делать
перетирающие движения (вперед-назад).)
Поезд, лодка, самолет… (соединять последовательно большие,
указательные и средние пальцы обеих
рук между собой.)
Про автобус не забуду (соединить безымянные пальцы обеих рук)
И машину-вездеход (соединить мизинцы обеих рук.)
Повар готовит обед, (ребром ладони правой руки стучать по
ладони левой руки.)
А тут отключили свет.
Повар леща берет (загибать большой палец правой руки.)
И опускает в компот.
Бросает в котел поленья, (загибать указательный палец правой руки.)
В печку кладет варенье.
Мешает суп кочерыжкой, (загибать средний палец правой руки.)
Угли бьет поварешкой. (загибать мизинец правой руки.)
Сахар сыплет в бульон (пальцы собрать в щепоть и как бы
И очень доволен он! ( развести руки в стороны.)
Как у нас семья большая (хлопки в ладоши и удары попеременно)
Два у лавки стоят, (загнуть большие пальцы)
Два учиться хотят, (загнуть указательные пальцы)
Два Степана у сметаны — объедаются. (загнуть средние пальцы)
Две Дашки у кашки — питаются. (загнуть безымянные пальцы)
Две Ульки в люльке — качаются. (загнуть мизинцы)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Представлены игры на развитие фонематического восприятия на материале лексических тем «Транспорт»,»БДД» для детей старшей логопедической группы.
Игры — поощрения для детей дошкольного возраста по лексическим темам Мирошниченко Марина Владимировнавоспитател логопедической группы ГБДОУ детский сад № 32 комбинированного вида Пу.
Данная презентация — игра предназначена для детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи для детей 5-7 лет.В ходе игры дошкольники учатся отгадывать загадки по теме «Грибы», знакомятся с р.
НОД по развитию речи для детей 5 – 6 лет.Лексическая тема «Транспорт» Цель: расширение и активизация словарного запаса.Задачи:Коррекционно-образовательные:1.Закреплять сло.
Интегрированное занятие учителя-логопеда и инструктора по физической культуре итоговое по лексической теме.
Интегрированное физкультурно-логопедическое занятие для детей 6-7 лет с ТНР.
В методической разработке представлен вариант игрового поля для робота «Пчелка» и дидаактические игры, используемые при изучении с детьми с ТНР лексической темы «Дикие животные».
Источник
Значение пальчиковых игр для развития речи у дошкольников с ограниченными возможностями здоровья
Елена Курганова
Значение пальчиковых игр для развития речи у дошкольников с ограниченными возможностями здоровья
Курганова Елена Александровна
МДОУ «Детский сад № 91», г. о. Саранск,
Краткое описание статьи:
В статье раскрывается значение пальчиковых игр для развития речи у дошкольников с ограниченными возможностями здоровья. Пальчиковая гимнастика для детей усиливает согласованную деятельность речевых зон и способствует лучшему развитию памяти и воображения малыша, а его пальцы и кисти рук приобретают гибкость и ловкость. Благодаря таким играм, ребёнок получает разнообразные сенсорные впечатления, у него развивается внимательность и способность сосредотачиваться. Такие игры формируют добрые взаимоотношения между детьми, а также между взрослым и ребёнком. Ряд упражнений помогают развивать память, ребенок лучше запоминает стихи, т. к. кроме речи, активизируется и моторика рук, зрительная память. Выполнение упражнений и ритмичных движений пальцами индуктивно приводит к возбуждению в речевых центрах головного мозга и резкому усилению согласованной деятельности речевых зон, что, в конечном итоге, стимулирует развитие речи.
«Значение пальчиковых игр для развития речи у дошкольников с ограниченными возможностями здоровья»
Чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок. В. А. Сухомлинский.
Пальчиковая гимнастика — эффективный способ развития мелкой моторики. Значение пальчиковой гимнастики в речевом развитии дошкольников. Влияние воздействия руки на мозг человека было известно очень давно. В головном мозгу речевая область расположена рядом с двигательной областью. Известный исследователь детской речи М. М.Кольцов пишет: «Развитие руки и речи у людей шло параллельно, то есть одновременно. Примерно таков же ход развития речи ребенка». Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики руки, умеет логически рассуждать, у него развита память, внимание, связная речь.Родители дома могут самостоятельно провести эксперимент: если ребенок в 4 года не умеет доносить в пригоршне воду до лица, не разливая её, значит, у него отстает в развитии мелкая мускулатура. И, если вы чувствуете, что слабо развита мелкая моторика рук, то надеяться, что он потом догонит сверстника — это ошибочная позиция. Слабую руку дошкольника надо развивать. Пальчиковая гимнастика для детей или упражнения для развития пальчиков — эффективный способ развития мелкой моторики. Она положительно влияет на развитие речи, а также переключает малыша на его телесные ощущения, таким образом, успокаивая его. Пальчиковая гимнастика для детей усиливает согласованную деятельность речевых зон и способствует лучшему развитию памяти и воображения малыша, а его пальцы и кисти рук приобретают гибкость и ловкость.
«Пальчиковые игры» — это инсценировка каких-либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев. «Пальчиковые игры» являются очень важной частью работы по развитию мелкой моторики. Игры эти очень эмоциональны, увлекательны. Они способствуют развитию речи, творческой деятельности. «Пальчиковые игры» как бы отображают реальность окружающего мира — предметы, животных, людей, их деятельность, явления природы. В ходе «пальчиковых игр» дети, повторяя движения взрослых, активизируют моторику рук. Тем самым вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности. Пальчиковые игры дают возможность родителям играть с малышами, радовать их и, вместе с тем развивать речь и мелкую моторику. Благодаря таким играм, ребёнок получает разнообразные сенсорные впечатления, у него развивается внимательность и способность сосредотачиваться. Такие игры формируют добрые взаимоотношения между детьми, а также между взрослым и ребёнком. Одни пальчиковые игры готовят малыша к счёту, в других — ребёнок должен действовать, используя обе руки, что помогает лучше осознать понятия выше и ниже, сверху и снизу, право и лево. Игры, в которых малыш ловит, или гладит руку взрослого, или другого ребёнка, хлопает его по руке, или загибает пальцы партнёра, по игре важны для формирования чувства уверенности у ребёнка. В своей работе я использую «пальчиковые игры» каждый день. Дети с удовольствием выполняют пальчиковую гимнастику и речь с движением. Эти упражнения помогают развивать память, ребенок лучше запоминает стихи, т. к. кроме речи, активизируется и моторика рук, зрительная память. Что происходит, когда ребёнок занимается пальчиковой гимнастикой? Выполнение упражнений и ритмичных движений пальцами индуктивно приводит к возбуждению в речевых центрах головного мозга и резкому усилению согласованной деятельности речевых зон, что, в конечном итоге, стимулирует развитие речи. Игры с пальчиками создают благоприятный эмоциональный фон, развивают умение подражать взрослому, учат вслушиваться и понимать смысл речи, повышают речевую активность ребёнка. Малыш учится концентрировать своё внимание и правильно его распределять. Если ребёнок будет выполнять упражнения, сопровождая их короткими стихотворными строчками, то его речь станет более чёткой, ритмичной, яркой, и усилится контроль над выполняемыми движениями. Развивается память ребёнка, так как он учится запоминать определённые положения рук и последовательность движений. У малыша развивается воображение и фантазия. Овладев многими упражнениями, он сможет «рассказывать руками» целые истории. В результате пальчиковых упражнений кисти рук и пальцы приобретут силу, хорошую подвижность и гибкость, а это в дальнейшем облегчит овладение навыком письма.
Рекомендации по проведению пальчиковых игр с ребёнком. Приступая к работе,следует помнить о следующих принципах проведения занятий: Перед игрой необходимо обсудить с ребёнком её содержание, сразу при этом отрабатывается необходимые жесты, комбинации пальцев, движения. Это позволит не только приготовить детей к правильному выполнению упражнения, но и создаст положительный эмоциональный настрой. Желательно взрослому знать текст. Перед началом упражнения дети разогревают ладошки поглаживанием до приятного ощущения тепла. Все упражнения выполняются в медленном темпе, сначала одной рукой, если не предусмотрено участие обеих рук, затем другой, а потом двумя руками одновременно. Демонстрируйте собственную увлечённость игрой. Необходимо вовлекать, по возможности, все пальцы рук. Следите, чтобы ребёнок правильно воспроизводил и удерживал положение кисти или пальцев и правильно переключался с одного движения на другое. При необходимости помогите ребёнку или научите его помогать себе другой рукой. Нужно добиваться, чтобы упражнения выполнялись легко, приносили ребёнку радость, без чрезмерного напряжения рук. Каждое упражнение имеет своё название, длится несколько минут и повторяется в течение дня 2–3 раза. Любые упражнения будут эффективны только при регулярных занятиях. Занимайтесь ежедневно. Не ставьте перед ребёнком несколько сложных задач сразу, объём внимания ограничен, невыполнимая задача может «отбить» интерес к игре. Выбрав 2–3 упражнения, постепенно заменяйте новыми. При повторных проведениях игры дети нередко начинают частично произносить текст (особенно начало или конец фраз). Постепенно заучивая текст наизусть, произносят целиком, правильно соотнося слова с движениями. Для лучшего усвоения, к игре можно подобрать соответствующую иллюстрацию. Создаётся зрительный образ. Сначала покажите ребёнку цветной рисунок и объясните, как должно выполняться упражнение. Постепенно надобность в объяснениях отпадёт. Вы показываете ребёнку, называете упражнение, а малыш вспоминает, какое положение кистей рук или пальцев он должен воспроизвести. Большое значение отводится «пальчиковой гимнастике» в музыкальном сопровождении. Она дарит много положительных эмоций и очень нравится детям. Стимулируйте подпевание детей, «не замечайте», если они поначалу делают что-то неправильно, поощряйте успехи.
«Пальчики»
У тебя есть две руки, есть и десять пальчиков.
Десять ловких и веселых, быстрых «чудо-мальчиков».
Будут-будут наши пальчики трудиться, не пристало «чудо-мальчикам» лениться!
На правой ручке — пальчики. На левой ручке — пальчики.
Пришла пора им встретиться — Готовьте чемоданчики!
Пальцами правой руки по очереди «здороваться» с пальцами левой руки, прикасаясь, друг к другу кончиками.
Я хочу построить дом, (руки над головой «домиком»).
Чтоб окошко было в нём, (руки перед глазами, концы пальцев рук сомкнуты в «окошко»).
Чтоб у дома дверь была, (ладони повёрнуты к себе, сомкнуты боковыми частями).
Рядом чтоб сосна росла. (Пальцы растопырены, руки тянем вверх).
Чтоб вокруг забор стоял, (руки перед собой кольцом, пальцы соединены). Пёс ворота охранял. (Одна рука «пёс», мизинец отсоединить от других пальцев).
Солнце было, (скрестить кисти рук, пальцы растопырены).
Дождик шёл, («Стряхивающие» движения)
И тюльпан в саду расцвёл. (Предплечья прижаты, пальцы-лепестки смотрят вверх).
Гляньте: радуга над нами, (нарисовать рукой над головой полукруг (маховое движение).
Над деревьями, (руки поднять вверх, пальцы разомкнуты).
Домами, (руки сложены над головой крышей).
И над морем, над волной, (нарисовать волну рукой).
И немножко надо мной. (Дотронуться до головы).
Вот это — мой зонтик, я в дождь хожу с ним. (Поднимаем правую руку над головой, сгибаем её (зонтик).
Пусть дождь барабанит — останусь сухим. («Барабаним» пальцами левой руки по правой (зонтику).
А вот моя книжка, (Прижимаем ладони друг к другу, локти согнуты). Могу почитать, (раскрываем ладони «книжечкой»).
Могу вам картиночки в ней показать. (Руки вытягиваем, ладони открыты).
Вот это — мой мяч, очень ловкий, смешной. (Сжимаем кулачок, вращаем кистью руки).
Его я бросаю над головой. («Мячик прыгает» над головой, ударяясь о ладонь другой руки (или о ладонь партнёра по игре).
А вот мой котёнок, я глажу его, мурлычет он так для меня одного. (Поочерёдно гладим одну руку другой).
1. Е. С. Анищенкова. «Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников». ООО «Издательство Астрель», 2006
2. Вайзман, Н. П. Психомоторика умственно отсталых детей / – М. : Аграф, 1997. – 128с.
3. М. М. Кольцова «Ребенок учится говорить». — М. : Просвещение, 1979.
4. М. М. Кольцова «Двигательная активность и развитие функций мозга ребенка». — М. : Просвещение, 1973.
5. Н. В. Нищева. «Картотека подвижных игр, упражнений, физкультминуток, пальчиковой гимнастики».Издательство: ДЕТСТВО-ПРЕСС. 2008.
Игры с мячом и природным материалом во время летней прогулки с детьми с ограниченными возможностями здоровья Прогулки на свежем воздухе необходимы ребенку для нормального развития. Во-первых, растущий организм ребенка нуждается в свежем воздухе.
Воспитание у детей старшего дошкольного возраста толерантного отношения к детям с ограниченными возможностями здоровья Цель: воспитывать у детей старшего дошкольного возраста толерантное отношение к детям с ограниченными возможностями здоровья. Ход занятия.
Дидактическая игра «Загадочный слоник» как средство развития детей с ограниченными возможностями здоровья Дидактическая игра «Загадочный слоник» как средство развития детей с ограниченными возможностями здоровья. Уважаемые коллеги! Представляю.
Консультация для педагогов «Индивидуальный образовательный маршрут ребёнка с ограниченными возможностями здоровья» «Индивидуальный образовательный маршрут ребёнка с ограниченными возможностями здоровья» Слайд №2 Теоретически каждый ребенок в нашей.
Консультация для родителей «Если в группе, которую посещает ваш ребенок, есть дети с ограниченными возможностями здоровья» Термин «дети с ОВЗ в детских садах» появился недавно. Это правовое понятие ввёл принятый в 2012 году и вступивший в силу 1 сентября 2013.
Консультация для родителей «Значение пальчиковых игр для развития речи дошкольников» Движение пальцев рук — имеют особое, развивающее воздействие. На ладони и на стопе находится около тысячи важных, биологически активных.
Маскотерапия в работе с детьми дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья Добрый день, уважаемые коллеги! Вашему вниманию я представляю опыт работы арт-терапевтической направленности с использованием элементов.
Мастер-класс по созданию игры для развития тактильно-двигательного восприятия у детей с ограниченными возможностями здоровья Цель: • развивать тактильные ощущения ребенка; • побуждать выполнять двухступенчатую словесную инструкцию; • формировать умение брать предмет,.
Развивающее пособие «Сюжетный коврик» в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья Развивающее пособие «Сюжетный коврик» в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья Сенсорное воспитание, развитие моторики и.
Значение театрализованной деятельности и среды в коррекционной работе с детьми с ограниченными возможностями Повышение эффективности коррекционной работы с детьми, имеющими задержку речевого развития, — одна из главных задач, стоящих перед логопедами,.
Источник