Конспект НОД по развитию мелкой моторики «Страна пальчиковых игр» у детей старшей группы
Гульнара Лукманова
Конспект НОД по развитию мелкой моторики «Страна пальчиковых игр» у детей старшей группы
Страна «Пальчиковых игр»
конспект непосредственно-образовательной деятельности
по развитию мелкой моторики
с детьми старшей группы
Интеграция образовательных областей: физическое развитие, социально-коммуникативное развитие, художественно-эстетическое развитие, познавательное развитие, речевое развитие.
Виды детской деятельности: игровая, изобразительная, коммуникативная, познавательно- исследовательская, восприятие художественной литературы и фольклора.
Цель: развитие мелкой моторики рук.
учить показывать слова стихотворений жестами;
развивать координацию движений;
выполнять массаж рук с применением природного материала (шишки) и иппликатора;
выкладывать рисунок с помощью камешек;
учить рисовать гидрогелем.
Оборудование: стеклянные камешки – Марблс, заготовки – рисунки кораблей, цветной гидрогель, влажные салфетки, иппликаторы Кузнецова, шишки, желтый и зеленый шарики.
Содержание организованной деятельности детей
«Истоки способностей и дарований детей — на кончиках их пальцев»
В. А. Сухомлинский
Воспитатель: Ребята, сегодня к нам пришли гости.Давайте мы с ними поздороваемся: скажем, дружно «Здравствуйте».
Когда мы приветствуем друг друга, какие слова мы ещё говорим? А как можно поздороваться без помощи слов? (варианты детей). Правильно, можно пожать друг другу руки. Амир, поздоровайся со своим соседом справа. Соня, поприветствуй соседа слева, а потом справа (3-4 ребенка).
Вот именно так и здороваются в стране «Пальчиковых игр», куда я вас сегодня приглашаю. Чтобы туда добраться, нам нужно быть быстрыми и ловкими.
Ребята, что мы делаем, чтобы стать ловкими, быстрыми и сильными? (делаем зарядку и занимаемся физкультурой) Как вы думаете, нужна ли зарядка для наших пальчиков? Конечно, пальцы тоже нужно тренировать.
Сейчас мы расскажем и покажем гостям, как мы живем. Повторяйте за мной.
Пальчиковая игра «Как живешь?»
— Вот так! (большие пальцы вперед)
— Вот так! (имитация плавания)
— Вот так! (указательные и средние пальцы «бегут»)
— Вот так! (Подпереть щеку кулачком)
— Вот так! (помахать кистью руки)
— Вот так! (обе руки под щеку)
— Вот так! (хлопнуть по надутым щекам).
Воспитатель: Как вы думаете, на чём можно добраться в страну пальчиковых игр, если она окружена водой?
Ответы детей. (Можно добраться на вертолёте, самолёте, ракете, корабле, лодке).
Корабль, пароход, лодка — это какой вид транспорта? (водный).
Ракета, самолёт, вертолёт – это какой вид транспорта? (воздушный).
— Мы отправимся туда на корабле, который сами и построим. А строительным материалом для нас послужат стеклянные камешки. Присаживайтесь на любое место.
Дети выкладывают из стеклянных камешков контур кораблика по схеме.
Пальчиково-речевая игра «Лодочка»
Можешь правила не знать, лишь за мною повторять.
Две ладошки прижму, (прижать ладошки, не соединяя большие пальцы)
И по морю поплыву.
Две ладошки, друзья, (волнообразные движения)
Это лодочка моя.
Паруса подниму, (поднять большие пальцы)
Синим морем поплыву, (волнообразные движения)
А по бурным волнам (соединить руки «рыбка» плывёт)
Плывут рыбки тут и там.
Воспитатель: Ребята, мы с вами построили кораблики, но их нужно еще и украсить, чтобы они стали красивыми. Посмотрите, у вас на столах лежат рисунки корабликов.Мы возьмем цветные водяные шарики: синими – сделаем море, зелеными – кораблик, красными – паруса.
Дети раскрашивают заготовки – рисунки кораблей.
— Наши корабли готовы, закройте глаза, отправляемся в путешествие. Воспитатель читает стихотворение «Кораблик»:
Кораблик к дальним берегам
На нём был смелый капитан
И юнга был отважный.
Воспитатель: Открываем глаза. Теперь мы в стране «Пальчиковых игр».
Воспитатель:Игры бывают разные: подвижные и настольные, детские и взрослые, сложные и простые, для мальчиков и для девочек. И сейчас мы поиграем в игру «Прошуршим шишками».
Игра «Прошуршим шишками»
Воспитатель: «Посмотрите, на столе лежат шишки, возьмите их. Я вас научу шуршать шишками. Положите шишку на правую руку, прижмите её левой рукой и попробуйте прошуршать. Молодцы! А теперь прошуршим у правого уха, у левого, над головой, под подбородком. Молодцы! Оставьте шишки на столе и выходите со мной играть.
Дети выходят из-за столов.
Воспитатель: Ребята, давайте покажем, какие вы умелые.
Разминка для ручек:
Раз, два, три, четыре, пять,
(поочерёдно загибают пальчики на одной руке)
Будем ручки разминать.
(сжимают руки в кулаки и быстро выпрямляют пальцы)
Птичка над волной летела
(взмахи скрещенными руками — «птичка», затем скрещенными пальцами делают волну)
И на дерево присела.
(прямые руки вверх, пальцы врозь — «дерево»)
А потом спустилась ниже
(руки вверх, взмахи скрещенными руками, спускаясь ниже)
И уселась прям на крыше.
(руки «домиком» над головой)
Раз, два, три, четыре, пять.
(поочередно загибают пальчики на другой руке)
Нам ту птичку не достать.
(руки к себе, взмахи скрещёнными руками‚ и потянуть руки вверх).
Воспитатель: Садитесь на свои места. Продолжаем с вами играть. На столе перед вами лежат коврики. Положите левую руку на этот коврик, пальцы широко раздвиньте. Я буду читать стихотворение, а вы в это время будете указательным пальцем правой руки нажимать по очереди на каждый ноготь. На каждое слово нажимаем на один палец.
Иппликатор Кузнецова — «Прижимающий» самомассаж подушечек пальцев:
Шел медведь к своей берлоге.
Да споткнулся на пороге.
«Видно, очень мало сил
Я на зиму накопил» —
Так подумал и пошел
Он на поиск диких пчел.
Все медведи – сладкоежки,
Любят есть медок без спешки,
А наевшись, без тревоги
До весны сопят в берлоге.
Воспитатель: Вы — молодцы! Нам пора возвращаться.
Пальчиково-речевая игра «Лодочка».
Можешь правила не знать, лишь за мною повторять.
Две ладошки прижму (прижать ладошки, не соединяя большие пальцы)
И по морю поплыву.
Две ладошки, друзья, — (волнообразные движения)
Это лодочка моя.
Паруса подниму, (поднять большие пальцы)
Синим морем поплыву, (волнообразные движения)
А по бурным волнам (соединить руки «рыбка» плывёт)
Плывут рыбки тут и там.
Воспитатель: Вот мы и вернулись. Вам понравилось наше путешествие? (Ответы детей). Скажите, ребята, с какими предметами мы сегодня играли? (Ответы детей). Оказывается, столько игр можно придумать с разными предметами! В эти игры могут играть и мальчики, и девочки.
Кому сегодня было легко справиться с заданиями, подойдите к зеленому шарику. А кому было немного трудно, к желтому.
Воспитатель: Ребята, мне тоже понравилось путешествовать с вами. Я приготовила для вас подарки.
Воспитатель дарит каждому ребенку по камешку – Марблсу.
Развитие речи и мелкой моторики рук детей младшего дошкольного возраста с использованием разнообразных форм пальчиковых игр воспитателя МБДОУ «Детский сад «Алёнушка» Коробковой Татьяны Дмитриевны «Ум ребёнка находится на кончиках его пальцев». В. А. Сухомлинский.
Использование пальчиковых игр как средство развития мелкой моторики у детей раннего возраста Использование пальчиковых игр как средство развития мелкой моторики у детей раннего возраста. Мелкая моторика — это способность выполнения.
Картотека развивающих игр для детей старшей группы ДОУ Игры, направленные на развитие мелкой моторики у дошкольников Игра «Нанизывание». Цель: развивать мелкую моторику. Игровой материал и наглядные пособия: макароны разной формы, раскрашенные детьми, леска,.
Конспект НОД по развитию мелкой моторики рук в старшей группе «Новый год» Муниципальное Бюджетное Дошкольное Образовательное Учреждение Детский сад «Золотой ключик» Конспект НОД по развитию мелкой моторики.
Мастер-класс «Веселые пальчики. Представление игр по развитию мелкой моторики детей первой младшей группы» Мастер – класс на тему: «Веселые пальчики» (представление игр по развитию мелкой моторики детей I мл. группы) «Ум ребёнка находится на.
Развитие мелкой моторики детей посредством пальчиковых игр и использования игровых пособий Ранний возраст (мелкая моторика) Все, что ребенок делает руками, — рисует, разбрасывает игрушки, рвет бумагу — развивает его интеллект.
Методическая картотека пальчиковых игр по развитию мелкой моторики Методическая картотека пальчиковых игр по развитию мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста. Воспитатель :Турумбетова Ю. Г.
Методическая разработка по теме «Развитие мелкой моторики рук детей посредством пальчиковых и дидактических игр» Тема: «Развитие мелкой моторики рук посредством использования пальчиковых и дидактических игр». Актуальность: на начальном этапе жизни.
Развитие речи и мелкой моторики рук в процессе пальчиковых игр посредством нетрадиционной техники изодеятельности Необходимость развития активных движений пальцев рук получила научное обоснование. Учёные, занимающиеся изучением деятельности детского.
Источник
Индивидуальная НОД в старшей группе комбинированной направленности по использованию пальчиковой и дыхательной гимнастики
Наталия Байвалюк
Индивидуальная НОД в старшей группе комбинированной направленности по использованию пальчиковой и дыхательной гимнастики
Влияние мануальных (ручных) действий на развитие мозга человека было известно еще во II веке до нашей эры в Китае. Специалисты утверждали, что игры с участием рук и пальцев типа нашей «Сороки-белобоки» помогают найти гармонию в тандеме тело — разум, поддерживают мозговые системы в превосходном состоянии. На основе подобных рассуждений японский врач Намикоси Токудзиро создал оздоравливающую методику воздействия на руки. Он утверждал, что пальцы наделены большим количеством рецепторов, посылающих импульсы в центральную нервную систему человека. На кистях рук расположено множество аккапунктурных точек, массируя которые можно воздействовать на внутренние органы, рефлекторно с ними связанные. По насыщенности аккапунктурными зонами кисть не уступает уху и стопе. Так, например, массаж большого пальца повышает функциональную активность головного мозга; указательного — положительно воздействует на состояние желудка, среднего — на кишечник, безымянного — на печень и почки, мизинца — на сердце. Игра детей с пальчиками подарит им много положительных эмоций!
Дыхательная гимнастика начинается с общих дыхательных упражнений. Их цель—увеличить объём дыхания и нормализовать его ритм. Есть и еще одна польза от занятий дыхательной гимнастикой о которой мало кто говорит – это ее здоровьесберегающая роль в профилактике простудных заболеваний. Ребёнка учат дышать при закрытом рте. Тренируют носовой выдох, говоря ребёнку: «Вдыхай глубоко и выдыхай длительно через нос». Затем тренируют ротовой выдох, закрывая при этом ноздри ребёнка. Используются упражнения с сопротивлением, когда логопед кладёт руки на грудную клетку ребёнка, как бы препятствуя вдоху в течение 1-2 секунд. Ребёнка учат задерживать вдох, добиваясь быстрого и глубокого вдоха и медленного продолжительного выдоха.
Основные задачи пальчиковой гимнастики:
— позволяет активизировать работоспособность головного мозга,
— влияет на центры развития речи,
— развивает мелкую моторику,
— помогает снять напряжение.
Основные задачи дыхательной гимнастики:
— ритмичные шумные вдохи и выдохи способствуют насыщению организма кислородом;
— развитие дыхательной мускулатуры;
— увеличение подвижности грудной клетки и диафрагмы;
— улучшают обменные процессы;
— выводят из стресса;
Простые правила пальчиковой гимнастики:
— вовлекать все пальчики (особенно безымянный и мизинчик – они самые ленивые);
— обязательно чередовать три типа движений:
Простые правила дыхательной гимнастики:
— следить, чтобы не напрягались плечи, шея;
— не принимать порочных (неудобных, неестественных) поз;
— все дыхательные упражнения проводить плавно, в хорошо проветренном помещении.
Цель занятия: Совершенствование мелкой моторики рук и силы вдоха и выдоха, активизировать словарь по теме “Дом. Семья”.
— Уточнить знания ребенка о семье и доме, вспомнить, какие отношения должны быть в семье.
— Упражнять в употреблении предлогов – в– на.
— Развивать речевой слух и фонематическое восприятие.
— Развивать общую моторику и координацию движений.
— Развивать мелкую моторику в пальчиковой гимнастике.
— Развивать внимание, память, мышление.
— Развивать речевое дыхание;
— Развивать силу вдоха и выдоха; силу и высоту голоса;
— Развивать координацию в системе “глаза–рука”, т. е. развивать синхронность движений глаз и ведущей руки, а так же укреплять межфункциональные связи
— Упражнять в расслаблении;
— Совершенствовать пространственные ориентировки.
— воспитывать самоконтроль во время пальчиковой и дыхательной гимнастики;
Оборудование: демонстрационный материал– мультимедийная презентация; домик, состоящий из разборных частей, части двора – забор дерево, цветок.
Раздаточный материал – перчатка с изображением семьи, бумажные и пенопластовые шарики, трубочки разного диаметра, стаканчики, вода с добавлением жидкого мыла.
Здоровьесберегающие технологии: пальчиковая и дыхательная гимнастика гимнастика.
Ход ОД
На столе учителя-логопеда стоит емкость с водой-«морем», двор с домом и мультимедийная доска. Входит ребенок.
— Посмотри, сколько у нас сегодня гостей! Поздоровайся с ними. (Ребенок здоровается). А теперь садись за стол и посмотри внимательно, что ты здесь видишь? (Ребенок описывает)
— Посмотри, где стоит кораблик, а где находится дом? (Ответ ребенка). Сегодня мы с тобой будем путешествовать к дому, где живет наша семья. Но путешествие будет непростым – нам придется преодолевать разные преграды на пути. Ты готов? (Да). Тогда отправляемся в путь.
Сначала мы будем плыть по морю на красивом паруснике. Но, для того, чтобы он плыл нужно подуть на его паруса и переплыть море. (Логопед показывает как подуть на кораблик, ребенок выполняет это упражнение – набирая воздух в легкие и резко выдыхая на парус, чтобы кораблик двигался).
Вот мы и приплыли к берегу, сойдем с корабля на берег и пойдем по дорожке. (Топают пальчикам и по тропинке).
— Посмотри, что это? (Камни) Это ветер их разбросал у нас на пути. А мы с тобой соберем их и перемешаем через трубочку потоком воздуха.
(Перемешивают маленькие, а потом большие камни при помощи трубочек разных диаметров, дуя в них с разной силой воздуха).
Молодец, ты все хорошо сделала и наконец-то путь домой нам свободен. Но посмотри внимательно, ураган разбросал не только камни но и части дома, где жить семье? Давай поможем и построим его заново, а наш волшебный экран нам в этом поможет (Пальчиковая гимнастика «Дом» с помощью презентации).
Я хочу построить дом,
(Руки сложить домиком, и поднять над головой)
Чтоб окошко было в нём,
(Пальчики обеих рук соединить в кружочек)
Чтоб у дома дверь была,
(Ладошки рук соединяем вместе вертикально)
Рядом чтоб сосна росла.
(Одну руку поднимаем вверх и «растопыриваем» пальчики)
Чтоб вокруг забор стоял,
Пёс ворота охранял,
(Соединяем руки в замочек и делаем круг перед собой)
Солнце было, дождик шёл,
(Сначала поднимаем руки вверх, пальцы «растопырены». Затем пальцы опускаем вниз, делаем «стряхивающие» движения)
И тюльпан в саду расцвёл!
(Соединяем вместе ладошки и медленно раскрываем пальчики — «бутончик тюльпана»)
— Вот умничка! Ты хорошо постарался! Домик наш готов, сложим крышу и окна в нем (ребенок складывает части дома на импровизированном дворе).
Все смогли мы и управились со всем, вот только теперь должны открыть замок, чтобы зайти внутрь. Откроем? (да).
На дверях висит замок
(пальцы собрать в «замочек»)
Кто его открыть бы смог?
Мы замочком постучали
(постучать ладошками, руки в «замок»)
Мы замочек повертели
(покрутить «замочком» в воздухе)
И открыли (показать ладошки)
— Входим в дом (топаем пальчиками) и встречаем там кого? (семью (на экране для подсказки изображение семьи). А давай мы вместе расскажем нашим гостям какая у нас семья? (Да)
Знаю я, что у меня дома дружная семья (показываем ладошки с пальчиками, у ребенка перчатка с изображением членов семьи.)
Это мама (загибаем безымянный пальчик)
Это я (загибаем мизинчик)
Это бабушка моя (загибаем указательный пальчик)
Это папа (загибаем средний пальчик)
Это дед (загибаем большой пальчик)
(Сделали кулак и сильно сжали.)
И у нас разлада нет (разгибаем кулачки резко и показываем ладошки).
Вот такая у нас семья – хорошая и дружная. А дружная семья садится дома за стол и что делает? (пьет чай). Да, все очень любят чай с плюшками. Поможем нашей семье закипятить чайник? (Да) Кипятим чайник (Ребенок берет стакан с водой и опускает туда трубочку, дуя в нее до тех пор, пока не появится пена-пузыри.)
— Вот молодец, чай наш закипел, все попили чай. Но мы с тобой устали сегодня? (Да) Значит пора нам отдохнуть. (Ребенок вместе с логопедом выполняют упражнение на дыхание через нос и через рот. Логопед следит за тем, чтобы ребенок плавно вдыхал и выдыхал воздух. Под счет раз, два, три)
— Тебе понравилось наше путешествие? (Да)
— А что больше всего тебе понравилось делать?
Я очень довольна тем, как мы с тобой провели это время. А теперь попрощаемся с нашими гостями. (Прощается и уходит).
Прикреплённые файлы:
prezentacija_ar34t.ppt | 20680,5 Кб |
Дидактическое пособие для дыхательной гимнастики «Насекомые» Цели дыхательной гимнастики: — тренировка дыхательной системы — закрепление названий насекомых — развитие концентрации внимания — развитие.
Игровой комплекс дыхательной гимнастики Предлагаемый комплекс дыхательной гимнастики подходит для детей с двух лет. Способствует развитию дыхательной мускулатуры речевого аппарата,.
Комплекс дыхательной гимнастики «Животные» Комплекс дыхательной гимнастики «Животные». Физиологически правильное дыхание — полное, через нос, трехфазное (вдох, выдох, пауза, выдох.
Комплекс упражнений дыхательной гимнастики Стрельниковой А. Н. Дыхательная гимнастика Стрельниковой – это немедикаментозный оздоровительный метод. Три главных правила гимнастики: 1. Вдох – громкий, короткий,.
Комплекс утренней гимнастики с элементами дыхательной гимнастики «Кружащиеся снежинки» Цель: Воспитание у детей интереса к здоровому образу жизни. Задачи: 1. Учить детей выполнять дыхательные упражнения. 2. Развивать у детей.
Комплексы дыхательной гимнастики для дошкольников Комплексы «Дыхательных упражнений для дошкольников». «Язык- важнейшее средство общения друг с другом. Это оружие мысли и культуры». (Ф. М.
Игрушки для дыхательной гимнастики Сейчас в нашем современном мире все компьютеризировано. И наши дети играют не в настольные игры, а в компьютер и телефон. В связи с этим.
Польза дыхательной гимнастики Для правильного формирования звукопроизношения у детей дошкольного возраста очень полезна дыхательная гимнастика, т. к. данные упражнения.
Пособия для дыхательной гимнастики Предлагаю вашему вниманию пособия для дыхательной гимнастики. Волшебный домик. Выполнен из коробки от новогоднего подарка. Под «дождиком».
Важность дыхательной и звуковой гимнастики Важность дыхательной и звуковой гимнастики Известно, что правильное дыхание помогает насытить организм человека оптимальным количеством.
Источник