Пальчиковая гимнастика по сюжетам сказок
Светлана Аничкина
Пальчиковая гимнастика по сюжетам сказок
В последние годы мы с тревогой отмечаем снижение уровня развития речи у детей потому, что родители мало говорят со своим ребенком. Живое общение вытесняют гаджеты. Кроме того,жизнь облегчена удобными в пользовании вещами: застежки-молнии на одежде, липучки вместо шнурков на обуви. Между тем, уже давно установлена взаимосвязь между мелкой моторикой рук и активизацией речевых центров головного мозга. Работая над координацией тела, ребенок учится говорить, речь становится плавной, выразительной, нормализуется темп.
Такому направлению в развитии детей помогут пальчиковые игры. Этот элемент народной педагогики помог в воспитании многих поколений. «Ладушки», «Сорока», «Этот пальчик» — первые игры, с которыми знакомится ребенок. Они передаются из поколения в поколение не случайно – в них заложена вековая мудрость народа. Именно эти игры дают возможность устанавливать эмоциональный контакт между взрослым и ребенком. Пальчиковые сказки-игры – уникальное средство для развития мелкой моторики и речи ребенка в их единстве и взаимосвязи. Разучивание текстов с использованием “пальчиковой” гимнастики стимулирует развитие речи, воображения, пространственного мышления, внимания,, воспитывает эмоциональную выразительность и быстроту реакции. Ребенок лучше запоминает стихотворные тексты; его речь делается более выразительной.
«Любимые сказки»
(Дети поочередно загибают пальчики. На последнюю строчку — хлопают в ладоши.)
Будем пальчики считать,
Будем сказки называть
Колобок — румяный бок.
Есть Снегурочка — краса,
Три медведя, Волк — Лиса.
Не забудем Сивку-Бурку,
Нашу вещую каурку.
Про жар-птицу сказку знаем,
Репку мы не забываем
Знаем Волка и козлят.
Этим сказкам каждый рад.
Так как движения в ходе игр могут повторяться,для упрощения объяснения и запоминания этим движениям даны следующие названия:
«Коза» -соединить подушечки большого, среднего и безымянного пальцев; указательный палец и мизинец выпрямить и пошевелить ими;
«Волны» -шевелить прямыми пальцами без напряжения ;
«Маятник» -прямой указательный палец наклонять влево и вправо, остальные пальцы согнуты в кулак;
«Кнопочки» -кисти рук держать параллельно друг другу, с надавливанием ритмично соединять подушечки одноименных пальцев («стучать» подушечками);
«Хлопки» — ритмично хлопать в ладоши;
«Цепочка» — соединить подушечки большого и указательного пальцев левой руки, просунуть указательный палец правой руки в образовавшееся колечко и соединить его с большим пальцем правой руки;
«Коготки» -прямые пальцы разведены, напряжены -ритмично сгибать первые и вторые фаланги пальцев;
«Молоточки» -ритмично с чередованием постукивать кулачком одной руки по ладони другой;
«Бутон» -соединить кончики пальцев одной руки и стучать ими по ладони другой;
«Здравствуй» -ритмично с перехватом сжимать пальцами ладонь противоположной руки;
«Колечки» — подушечки больших пальцев не просто поочередно прикасаются к подушечкам остальных пальцев, а с силой надавливают на них;
«Кулачки» — с силой плотно прижимать согнутые пальцы к ладоням.
«Лучики» — при разжимании кулачков напрягать выпрямленные пальцы;
«Веер» — прямые напряженные пальцы сдвигать вместе и раздвигать.
«Замок» — соединить ладони обеих рук, пальцы скрестить и согнуть, прижимать их к тыльной стороне кистей;
«Гребешок» — положение ладоней как в предыдущем упражнении, но скрещенные пальцы прямые и напряжены;
«Бородка» -соединить вместе тыльные стороны ладоней, пальцы обеих рук скрестить и выпрямить;
«Клювики» — большой и указательные пальцы ритмично соприкасаются подушечками, остальные пальцы выпрямлены и прижаты друг к другу.
Про курочку Рябу
Курочка Ряба, бабе и деду
Яйцо золотое снесла к обеду. («Колечки»)
Били яичко и баба, и дед
Но не смогли разбить на обед. («Молоточки»)
Мышка-норушка мимо бежала («Волны»)
Яичко смахнула, оно и упало. («Лучики»)
Плакали горько баба и дед («Колечки»)
Яйцо их разбилось, пропал их обед («Лучики»)
С тех пор уже Ряба бабе и деду («Колечки»)
Несет лишь простые яйца к обеду. («Кулачки»)
В чистом поле теремок, был ни низок ни высок. («Веер»)
Звери разные в нем жили, жили дружно, не тужили. («Здравствуй»)
Там и муха, и лягушка, зайчик с лисонькой –подружкой,
Ёж колючий, серый волк – в дружбе знали они толк. («Колечки»)
Но набрел на теремок мишка косолапый («Замок», поворачивать его вправо-влево,
Раздавил он теремок, своей огромной лапой («Лучики»)
Звери очень испугались, поскорее разбежались («Волны)
А потом собрались снова, чтоб построить терем новый. («Здравствуй»)
В нем живут теперь все вместе, и поют такие песни («Колечки»)
— Стоит в поле теремок, он ни низок, ни высок. («Веер»).
В огороде дедка, репку посадил
И водой из лейки, репку он полил («Колечки»)
Расти, расти репка, и сладка, и крепка.
Расти, расти репка, и сладка, и крепка(«Хлопки»)
Выросла репка всем на удивление («Колечки»)
Большая –пребольшая, всем хватит угощения («Лучики»)
Выросла репка и, и сладка, и крепка.
Выросла репка, и сладка, и крепка. («Хлопки»)
На охоту вышел дед зимнею порою («Колечки»)
Рукавичку потерял под большой сосною. («Лучики»)
Дома стал её смотреть («Колечки», не нашел на месте («Веер»)
И отправился искать («Колечки», в лес с собачкой вместе («Кулачки»).
А в лесу в той рукавичке («Колечки»,звери стали дружно жить:
Мышь с лягушкой и лисичкой, заяц, волк, кабан, медведь. («Кнопочки»)
В лес собака прибежала («Колечки», всех зверей перепугала, («Лучики»)
Рукавичку подняла («Колечки», деду в руки отдала («Здравствуй»).
Звери однажды избу срубили («Молоточки»)
Печь в ней сложили и счастливо были («Здравствуй»)
Узнали про это волк и медведь («Колечки»)
Им захотелось хозяев всех съесть («Кулачки»)
Тихонько к зимовью они подошли
Дверь приоткрыли и в сени вошли. («Колечки»)
Голосом страшным заблеял баран («Лучики»)
Петух кукарекал («Клювики», бык в бок забодал («Коза»)
Кот с печки зафыркал («Волны», ну а свинья
Хрюкала с визгом: -Здесь хата моя. («Лучики»)
Волк с перепугу выскочил прочь.
Медведь за ним следом бежали всю ночь. («Волны»)
С тех пор уж к зимовью они не ходили («Маятник»)
А звери в избушке счастливо жили. («Здравствуй»)
Кот, петух и лиса
Жили котик с петушком у лесной опушки.
НО однажды лисонька подкралась к избушке. («Колечки»)
Утащила петушка за высоки горы,
Утащила петушка в свою лисью нору. («Кулачки», «Лучики»)
Смелый котик в лес пошел и нору Лисы нашел. («Колечки», «Здравствуй»)
Умный котик спас дружка Петю-Петю-Петушка. («Гребешок»)
Живут котик с Петушком у лесной опушки («Колечки»
И теперь уже Лиса не ходит к их избушке. («Маятник»)
Дождь прошел, и солнце светит, согревая все кругом («Колечки»,
НА полянку вышли звери, что сидели под грибом. («Лучики»)
Сушат крылья, сушат шерстку, сушат перья и носы(«Колечки»)
Рады все, что зайчик спасся от прожорливой лисы. («Лучики»)
Солнце светит, солнце греет («Веер») гриб стоит как великан («Лучики»,
На поляне веселиться будут звери, трам-там-там… («Хлопки»).
В лубяной избушке, жил заяц на опушке («Колечки»).
А в ледяной избушке – лисица на горушке. («Лучики»)
Растаяла весной избушка на горушке («Волны» ,
Лисица побежала к зайцу на опушку («Колечки»)
Выгнала зайчишку из лубяной избушки («Лучики»,
Да сама жить стала в избушке на опушке. («Кулачки»)
И ни волк и ни медведь не смогли помочь. («Колечки»)
Петушок отважный прогнал лисицу прочь. («Гребешок»)
Так остался петушок у заюшки в избушке («Здравствуй») ,
В лубяной избушке, в избушке на опушке. («Колечки»).
Пальчиковая гимнастика в сказке не требует никаких дополнительных материальных затрат, лишь немного свободного времени и внимания, а также желание развить умного и гармоничного ребенка
Картотека «Пальчиковая гимнастика» Картотека. П А Л Ь Ч И К О В А Я Г И М Н А С Т И К А. ПРОГУЛКА. Пошли пальчики гулять (Пальцы обеих рук сжаты в кулаки, большие пальцы опущены.
Консультация для воспитателей «Артикуляционная гимнастика, логоритмика, пальчиковая гимнастика в речевом развитии дошкольников» «Артикуляционная гимнастика, логоритмика, пальчиковая гимнастика и другие технологии, способствующие речевому развитию детей дошкольного.
Пальчиковая гимнастика «Сорока» Пальчиковая гимнастика — это инценировка стихов или каких-либо историй при помощи пальцев. Главная цель пальчиковых игр — переключение внимания,.
Консультация «Пальчиковая гимнастика» Для чего нужна пальчиковая гимнастика? Давайте обобщим, сколько всего полезного мы делаем, играя в пальчиковые игры. Пальчиковая гимнастика:.
Фотоотчет «Пальчиковая гимнастика» «Ум ребенка находится на кончиках пальцев», В. А. Сухомлинский. Ученые, которые изучают деятельность детского мозга, психику детей, отмечают.
Пальчиковая гимнастика для детей 5–7 лет Пальчиковая гимнастика для детей 5-7лет Составила: Лобжанидзе Р. Р. Пальчиковая гимнастика Пять и пять пошли гулять. Вместе весело играть.
Пальчиковая гимнастика для детей Пальчиковая гимнастика для детей Новый год» Наступает Новый год! (Хлопаем в ладоши) Дети водят хоровод. (Кисти сцеплены пальцами, руки.
Пальчиковая гимнастика для детей с ОВЗ ПЕРЧАТКАВеселая мышка Перчатку нашла. (Раскрываем ладошку, пальцы растопырены (перчатка) Поворачиваем руки то ладонью, то тыльной стороной.
Пальчиковая гимнастика «Транспорт» «Велосипед» У него два колеса (показываем два колеса) И седло на раме, (кулачок сверху накрываем ладонью) Две педали есть внизу (хлопаем.
Консультация «Пальчиковая гимнастика» Пальчиковая гимнастика Пальчиковая гимнастика для дошкольников играет очень важную роль. С ее помощью развивается не только мелкая моторика,.
Источник
Пальчиковые игры по мотивам народных и авторских сказок
Варенникова Галина
Пальчиковые игры по мотивам народных и авторских сказок
Пальчиковые игры по мотивам народных и авторских сказок.
«Ладушки», «Сорока», «Этот пальчик» – первые игры, с которыми знакомится ребёнок. Они передаются из поколения в поколение не случайно – в них заложена вековая мудрость народа. Именно эти игры дают возможность устанавливать эмоциональный контакт между взрослым и ребёнком, развивать у малыша понимание обращённой речи, активировать работу пальцев рук, способствовать формированию навыка захвата предмета (развитию мелкой моторики, что в свою очередь имеет важное значение для развития внимания, памяти, мышления ребёнка.
Выдающийся педагог В. А. Сухомлинский говорил, что ум ребёнка находится на кончиках его пальцев. М. М. Кольцова в работе «Ребёнок учится говорить» указывает на то, что речевые области головного мозга человека формируются под влиянием импульсов от пальцев рук.
Учитывая тот факт, что активные движения пальцев стимулируют развитие речи, целесообразно расширять объём пальчиковых игр и систематически использовать их в работе с дошкольниками.
Пальчиковые игры по мотивам русских народных и авторских сказок помогают не только совершенствовать мелкую моторику, но и закреплять знание содержания сказок, развивать речь и образное мышление.
Играя с детьми в пальчиковые игры, следует обратить внимание на точность и качество выполнения движений, на согласованность речи с работой пальцев и кистей рук.
Так как движения в ходе проведения игр могут повторятся,для упрощения объяснения и запоминания этим движениям целесообразно дать следующие названия:
«Колечки» — подушечки больших пальцев не просто поочерёдно прикасаются к подушечкам остальных пальцев, а с силой надавливают на них;
«Кулачки» — с силой плотно прижимать согнутые пальцы к ладоням;
«Лучики» — при разжимании кулачков напрягать выпрямленные пальцы;
«Веер» — прямые напряжённые пальцы сдвигать вместе и раздвигать;
«Замок» — соединить ладони обеих рук, пальцы скрестить и согнуть, прижимать их к тыльной стороне кистей;
«Гребешок» — положение ладоней как в предыдущем упражнении, но скрещенные пальцы выпрямлены и напряжены;
«Бородка» — соединить вместе тыльные стороны ладоней, пальцы обеих рук скрестить и выпрямить;
«Клювики» — большой и указательный пальцы ритмично соприкасаются подушечками, остальные пальцы выпрямлены и прижаты друг к другу; «Волны» — шевелить прямыми пальцами без напряжения;
«Здравствуй»— ритмично с перехватом сжимать пальцами ладонь противоположной руки;
«Маятник» — прямой указательный палец наклонять влево и вправо, остальные пальцы согнуты в кулачок;
«Кнопочки» — кисти рук держать параллельно друг другу, с надавливанием ритмично соединять подушечки одноимённых пальцев (стучать подушечками);
«Хлопки» — ритмично хлопать в ладоши;
«Цепочка» — соединить подушечки большого и указательного пальцев
левой руки, просунуть указательный палец правой руки в образовавшееся колечко и соединить его с большим пальцем правой руки;
«Коготки» — прямые пальцы разведены, напряжены – ритмично сгибать первые и вторые фаланги пальцев;
«Молоточки» — ритмично с чередованием постукивать кулачком одной руки по другой;
«Коза» — соединить подушечки большого,среднего и безымянного пальцев; указательный палец и мизинец выпрямить и пошевеливать ими;
«Бутон» — соединить кончики пальцев одной руки и стучать ими по ладони другой руки.
Пальчиковые игры
«Кот, Петух и лиса»
Жили Котик с Петушком «Колечки».
У лесной опушки,
Но однажды лисонька
Подкралась к их избушке.
Утащила Петушка «Кулачки», «Лучики».
Утащила Петушка в свою лисью нору.
Смелый котик в лес пошёл «Колечки», «Здравствуй».
И нору лисы нашёл.
Умный котик спас дружка «Гребешок».
Петю — Петю – Петушка.
Живут Котик с Петушком «Колечки».
У лесной опушки.
И теперь уже Лиса «Маятник».
Не ходит к их избушке.
На охоту вышел дед «Колечки».
Рукавицу потерял «Лучики».
Под большой сосною.
Дома стал её смотреть — «Колечки».
Не нашёл на месте «Веер».
И отправился искать «Колечки».
В лес с собакой вместе. «Кулачки».
А в лесу в той рукавице «Колечки».
Звери стали дружно жить: «Кнопочки».
Мышь с лягушкой и лисицей,
Заяц, волк, кабан, медведь.
В лес собака прибежала, «Колечки».
Всех зверей перепугала, «Лучики».
Рукавицу подняла, «Колечки».
Деду в руки отдала. «Здравствуй».
В огороде дедка «Колечки».
И водой из лейки
Расти, расти, репка, «Хлопки».
И сладка, и крепка.
Расти, расти, репка,
И сладка, и крепка.
Выросла репка «Колечки».
Всем на удивленье —
Большая – пребольшая, «Лучики».
Всем хватит угощенья. «Хлопки».
И сладка, и крепка.
И сладка и крепка.
В чистом поле теремок «Веер».
Был не низок не высок.
Звери разные в нём жили, «Здравствуй».
Жили дружно, не тужили.
Там и муха, и лягушка, «Колечки».
Зайчик с лисонькой — подружкой,
Ёж колючий, серый волк —
В дружбе знали они толк.
Но набрёл на теремок «Замок», поворачивать его в лево в право.
Раздавил он теремок «Лучики».
Своей огромной лапой.
Звери очень испугались, «Волны».
А потом собрались снова, «Здравствуй».
Чтоб построить терем новый.
В нём теперь живут все вместе «Колечки».
И поют такие песни:
«Стоит в поле теремок, «Веер».
Он не низок не высок….»
В лубяной избушке «Колечки».
Жил заяц на опушке,
А в ледяной избушке — «Лучики».
Лисица на горушке,
К зайцу на опушку.
Выгнала зайчишку «Лучики».
Из лубяной избушки,
Да сама жить стала «Кулачки».
В избушке на опушке.
И ни волк, и ни медведь «Колечки».
Не смогли помочь.
Петушок отважный «Гребешок» — скрещенные пальцы сгибать
Прогнал лисицу прочь. и разгибать.
Так остался петушок «Здравствуй».
У заюшки в избушке,
В лубяной избушке, «Колечки».
Избушке на опушке.
«Про курочку Рябу»
Курочка Ряба «Колечки».
Били яичко «Молоточки».
Разбить на обед.
Мышка — норушка «Волны».
Яичко смахнуло, «Лучики».
Плакали горько «Колечки».
Яйцо ведь разбилось, «Лучики».
С тех пор уже Ряба «Колечки».
Несёт лишь простые «Кулачки».
Звери однажды «Молоточки».
Печь в ней сложили «Здравствуй».
И счастливы были.
Узнали про это «Колечки».
Им захотелось «Кулачки».
Хозяев всех съесть
Тихонько к зимовью «Колечки».
Голосом страшным «Лучики».
Петух кукарекал, «Клювики».
Бык в бок забодал. «Коза».
Кот с печки зафыркал, «Волны».
Хрюкала с визгом:
Волк с перепугу
Медведь за ним следом.
Бежали всю ночь.
С тех пор уж к зимовью «Маятник».
А звери в избушке «Здравствуй».
Цикл пальчиковых игр, которые позволяют не только закреплять знания детей о домашних птицах, но, кроме того, могут быть использованы в работе по автоматизации и дифференциации звуков.
У цыпляток папа — «Лучики».
На головке у него «Гребешок».
Красный – красный – гребешок,
Под головкою бородка, «Бородка», шевелить
Он трясёт ей очень ловко. согнутыми пальцами.
Хвост красивый и большой, «Колечки».
Перья выгнулись дугой.
«Ку — ка – ре –ку!» — он кричит, «Клювик».
Просыпаться всем велит. «Лучики».
Курица по саду ходит, «Колечки»
Целый день цыпляток водит —
Учит зёрнышки клевать, «Бутон», стучать соединенными в
«бутон» пальцами о левую ладонь.
Червячков в земле искать. «Бутон», стучать соединёнными в
«бутон» пальцами о правую ладонь.
У нас дружная семья. «Здравствуй».
У утяток мама — утка, «Колечки».
Папа — селезень, друзья.
Гусь с гусынею идут, «Колечки».
За собой гусят ведут.
Все гогочут: «Га – га – га! «Клювики».
Мы ходили на луга,
Там щипали все траву, «Лучики».
Потом плавали в пруду».
Индюк очень важный, «Замок».
Трясёт бородой. «Бородка».
Ведёт индюшаток «Колечки».
С прогулки домой,
А мама – индюшка «Замок».
Она уж давно «Колечки».
Индюшат своих ждёт. «Лучики».
Зимние постройки по мотивам русских народных сказок Воспитатель: Алексеева Юлия Ильясовна «Пусть детство будет словно сказка, Пусть чудеса творятся каждый миг, И мир вокруг пусть добрым.
Картотека «Пальчиковые игры на основе русских народных потешек для детей 3–4 лет» Пальчиковые игры по теме: «Овощи» Мы капустку рубим — рубим, Мы капустку солим — солим, Мы капустку трем — трем, Мы капустку жмем —.
Книга прочитанных русских народных сказок Сказка не только помогает ребенку взглянуть на сложные взаимоотношения, поведение, поступки сказочных героев со стороны, но и сделать.
Консультация «Для чего нам нужны пальчиковые игры. Немецкие пальчиковые игры» «Пальчиковые игры» – культурное наследие немецкого народа, почти забыты в настоящее время. Однако стоит заметить: история существования.
Мини-музей «По страницам русских народных сказок» Музейное дело-очень важное дело. Живой показ явлений, фактов, особенно убеждает, врезается в память, толкает мысль. Сказки-самые древние.
Сценарий развлечения «Огородная история». Кукольная история по мотивам русских народных сказок Действующие лица: кошка Мурка, внучка Маша, дед, баба, ворона, ежик, мышка. Декорации. На сцене ширма с домиком, огород с овощами: репкой,.
Пальчиковые игры на основе сказок Будем пальчики считать, Будем сказки называть Рукавичка, Теремок, Колобок – румяный бок. Есть Снегурочка – краса, Три медведя, Волк – Лиса.
Настольный театр русских народных сказок .
Театральная деятельность в средней группе по мотивам русских народных сказок 2019 год в России объявлен годом театра. На занятиях по художественно-творческой деятельности, при знакомстве с произведениями художественной.
Выставка поделок из подручных и природных материалов по мотивам русских народных сказок «В гостях у сказки» С 25 по 29 марта 2019 года в музыкальном зале МБДОУ «Детский сад № 8» города Усолье – Сибирское Иркутской области была организована выставка.
Источник