Пальчиковая гимнастика для дошкольников методика

Технология сохранения и стимулирования здоровья. Пальчиковая гимнастика

Галина Пищулина
Технология сохранения и стимулирования здоровья. Пальчиковая гимнастика

Технология сохранения и стимулирования здоровья.

Пальчиковая гимнастика.

Ум на кончиках пальцев.

Методика Новиковской О. А.

Цель: развитие мелкой моторики.

Описание технологии

Развивать мелкую моторику рук нужно с самого раннего возраста. Лов-кость маленьких пальчиков напрямую связана с мозговой деятельностью ма-лыша. Малыши, у которых лучше развита координация, лучше осваивают речь, учатся рассказывать и пересказывать. Поэтому детям полезна ПАЛЬ-ЧИКОВАЯ ГИМНАСТИКА, которую они очень любят, дети с удовольстви-ем выполняют нетрудные упражнения.

Их очень легко и просто можно провести в домашних условиях. Здесь не требуется специальное оборудование или педагогическое образование. Достаточно вспомнить какое-нибудь стихотворение или песенку и начинать заниматься с ребенком пальчиковой гимнастикой. Здесь можно использовать любые движения и жесты рук малыша.

Увлекательные пальчиковые игры можно проводить с различными предметами. Можно катать между ладошками маленький мячик или то же самое проделывать с палочкой либо с карандашом. Малыш станет внима-тельнее,если во время игры изменять тембр голоса: выше или ниже, тише или громче. Все слова стихотворения или песенки следует говорить четко, при этом смотреть на ребенка, чтобы он мог видеть лицо и считывать речь взрослого. Такие занятия должны длиться от пяти до семи минут ежедневно.

Пальчиковые игры и упражнения не только совершенствуют ловкость и точность движения, но и улучшают внимание, память, помогают научиться терпению, вырабатывается усидчивость. Это прекрасный стимул для разви-тия творческих способностей малышей, пробуждающий воображение и фан-тазию. Если регулярно заниматься с малышом, его пальчики постепенно ста-нут более ловкими и подвижными, а движения точными и слаженными.

Применение технологии

В своей практике использую пальчиковые игры, которые являются синтезом поэтического слова и движения. Чем больше внимания уделяем кистям малышей, разминаем пальчики, тем активнее у них развивается мозг и речь. Ведь ум ребенка сосредоточен именно на кончиках пальцев. Детям очень нравятся пальчиковые игры. Кроме того, что они забавляют малыша, они активизируют речевое развитие, память, мышление. При этом достаточ-но просто самим показывать движения и говорить текст песенки, потешки, стиха, а малыши будут повторять.

Массируем пальчики.

1. Это очень эффективный способ развития мелкой моторики, а значит и интеллектуальных способностей ребенка, потому что массируя пальцы мы воздействуем на активные точки, связанные с корой головного мозга.

Проводим массаж ежедневно или через день продолжительностью 3 мин.

2. Гимнастика для пальцев.

Такой самомассаж усилит кровообращение в кистях рук. Веселые и полезные игры для ладошек и пальчиков:

сжимание и разжимание предметов,

потирание ладоней одна о другую,

постукивание кончиками пальцев по столу.

3. Игры с элементами самомассажа.

Что бы массаж и гимнастика не стали скучной процедурой для детей, пре-вращаю их в игру – читаю стихотворение или потешку, сопровождая слова движениями рук. Повторяя эти действия, дети с удовольствием включаются в веселые игры.

«Веселые ладошки» сажусь с ребенком на ковер напротив друг друга, но-ги широко расставлены. :

Хлоп (хлопаем в ладоши)

Раз (ударяем по коленям)

Еще (хлопаем в ладоши)

Раз (ударяем по коленям)

Мы похлопаем сейчас (хлопки в ладоши)

А теперь скорей-скорей!

(наклонившись вперед, шлепаем в ладони по ковру)

Пальчики играют.

1. Потешки на ладошке.

Такие игры всегда любимы детьми. Во время игры развиваются внима-ние, любознательность, доставляют много приятных минут детям и взрос-лым. Использую в своей работе картотеку пальчиковых игр со стихами и движениями автора Ларисы Ивановой. Выставляю их для родителей – обу-чаю таким образом играм в семейном кругу.

2. Игры с мелкими предметами.

Малышам нравится перекладывать предметы, вынимать и высыпать, играть с пуговицами, с мелким конструктором, с бутылками с завинчивающимися крышками, с заводными механическими игрушками, с волчками. Благодаря таким забавным играм с предметами различной величины, ручки малыша становятся более умелыми и ловкими, а движения более координированны-ми.

3. Пальчиковые игры.

Эти забавные игры учат маленьких детей копировать движения пальцев взрослых, а так же запоминать слова. Детям помогут совладать со своими не всегда послушными пальцами, развивать координацию движения рук, а зна-чит, готовиться к предстоящему обучению письму. Играя со своими пальца-ми, дети узнают много нового об окружающем их мире, знакомятся с рус-ским фольклором и расширяют свой словарный запас. Пока малыш склады-вает пальчики, наблюдая за взрослым, можно еще раз зачитать стишок.Такие игры я применяю в образовательной деятельности: занятия, физминутки, бодрящая гимнастика, утренняя гимнастика.

4. Внимательные пальчики.

«Решили пальчики посоревноваться, кто из них самый внимательный, самый старательный и никогда не ошибается. И придумали они для этого вот такие игры».

Молоток, рубанок, пила (пила – ладонь на столе ребром, рубанок – скользящее движение ладони по столу от себя, молоток – постучать ку-лаком по столу).

5. Пальчики строят.

Конструирование не только способствует развитию подвижности и ловкости пальцев рук, но и развивает творческие и мыслительные способности. Ма-лыш учится планировать свои действия.Развитие первых навыков у малень-ких детей происходит во время игр:

игры с игрушками-вкладышами (коробочки, стаканчики, бочонки, мат-решки,

игры с объемными фигурками,

игры с плоскими фигурками,

игры с подручным материалом.

В своей работе применяю также игры, которые помогают развивать у детей мелкую моторику, творческое мышление и одновременно учат различать ос-новные цвета. Это игры с прищепками. Их можно прицеплять не только на веревку, но и на край коробки, на картонное пособие в форме ежика, сол-нышка, жука. Цепляем прищепки друг к другу, используем как настоящий конструктор. Прищепки используем разного цвета. В начале пальчики деток были не послушные, прищепки могли цеплять за самый краешек и снимать, дергая, потому что не хватало сил открыть прищепку. Но очень быстро дети освоили игру и стали ее усложнять по своему желанию. У малышей получи-лись интересные цветы, снежинки. К концу года малыши хорошо справляют-ся. Прищепочки открывают широко и с легкостью – пальчики окрепли и ста-ли более ловкими. Такие игры очень увлекают детей.

7. Учимся играть на пианино.

Игра очень полезна на развитие тонких дифференцированных движений пальцев.

8. Конструирование из строительного материала.

Чтобы игра была понятной, объекты для строительства должны быть хорошо знакомыми детям – дорожки, мебель, башни, домики. В этих играх ребенок учится ориентироваться в пространстве, характеризуя величину разных дета-лей конструктора.

9. Столик для мелкой моторики.

Сделала это пособие для развития мелкой моторики пальчиков, укрепления силы руки – дети в начале года не могут справиться с щеколдами и крепле-ниями, а к концу года делают это с легкостью.

10. Игры-шнуровки, пристегушки.

Применяю сюжетные игры-шнуровки, из дерева, из мягкого материала, книжки-шнуровки, игрушки Мантессори. Такие игры направлены на утонче-ние движений пальцев рук, кисть приобретает гибкость, подвижность, исче-зает скованность. Во время игры развивается глазомер, внимание, усидчи-вость. У детей формируется ручная умелость, совершенствуется мелкая мо-торика, они учатся видеть положительный результат (попадание в отверстие шнурком). Шнуровки и пристегушки можно изготовить самостоятельно, в чем с удовольствием помогают родители. К концу года у ребенка развивается фантазия, мелкая моторика.

Пальчики лепят.

Лепка также способствует развитию мелких мышц кисти руки, учит ребенка работать кончиками пальцев, делает их более гибкими и чувствительными. Поначалу у малыша отсутствует четкая связь между движением руки и фор-мой, которая у него получается, но в процессе обучения ребенок овладевает двигательными навыками, у него появляется желание лепить, он начинает работать всеми десятью пальцами, а получившиеся фигурки вызывают у де-тей чувство радости и гордость.В раннем возрасте обучение начинается с основных движений: раскатывание, скатывание, расплющивание, сгибание.

Пальчики играют с бумагой.

В раннем возрасте дети только начинают работать с бумагой. Учу их мять ее, скатывать в шарики, рвать на мелкие кусочки. Кроме того, дети любят при-клеивать самоклеющиеся картинки.

Пальчики рисуют.

1. Рисование пальчиком.

Этот вид рисования доступен даже самым маленьким «художникам». Рисуем краской, на запотевшем стекле, на песке, на земле.

Для этого вида занятия необходимы бумага, карандаш, фигурки, хорошо ис-пользуется «Игровизор» (технология Воскобовича, в котором дети обводят рисунки цветными маркерами. Работа для ребенка трудная, но когда ребенок видит, что невыразительный рисунок превращается в яркую картинку, у ма-лыша появляется интерес и желание трудиться.

Игры по технологии В. Воскобовича развивают мышление, память, моторику рук, интеллектуальные способности. В данном центре много интересного и полезного для развития ребенка. Это такие игры как «Шнур-малыш», «Вось-мерка», «Клеящиеся ленты».

Такие игры позволяют развивать внимание, память, повышать общий тонус, улучшает моторику рук, снимает психо-эмоциональное напряжение («Сказ-ка» — детям предлагается разыграть сказку, в которой каждый палец – какой-либо персонаж; «Гонзики и перчатки» — на руку надевается специально под-готовленная перчатка с глазами, с помощью которой разыгрывается сюжет).

Все эти пальчиковыеигры я включаю в режим дня:

утром с небольшой подгруппой или индивидуально;

во время утренней гимнастики;

на развлечениях и праздниках;

во время бодрящей гимнастики.

В результате проделанной работы я сделала вывод, что целенаправленная систематическая планомерная работа по развитию мелкой моторики у детей раннего возраста способствует формированию интеллектуальных способно-стей, положительно влияет на речевые зоны, а самое главное – способствует сохранению физического и психического здоровья ребёнка.

Использование инновационных здоровьесберегающих технологий в коррекции речевого развития детей дошкольного возраста Организация работы с детьми, имеющими нарушения речевого развития посредством применения методики «Театр физического воспитания и оздоровления.

Здоровьесберегающие технологии в детском саду, формы организации здоровьесберегающей деятельности Использую в своей работе основные здоровьесберегающие технологии:1. Технология обучения здоровому образу жизни. (Физическая культура, гимнастика,.

Источник

Как играть в пальчиковые игры? Методика проведения пальчиковой гимнастики в ДОУ

Ирина Моисеева
Как играть в пальчиковые игры? Методика проведения пальчиковой гимнастики в ДОУ

Воспитатель группы раннего возраста

Истоки способностей и дарования детей находятся на кончиках пальцев

В. А. Сухомлинский

Доказано, что если у ребёнка движения пальцев хорошо отлажены и соответствуют возрасту, то и речевое развитие у него нормальное. Пальчиковые игры и упражнения – уникальное средство для развития мелкой моторики и речи в их единстве и взаимосвязи

Ребёнок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него хорошо развиты внимание и память, связная речь, подготовленность к письму.

Мелкую моторику развивают:

. различные игры с пальчиками, где необходимо выполнять те или иные движения в определённой последовательности

. игры с предметами, которые неудобно брать в руку (только под контролем взрослых)

. игры, в которых требуется что-то брать или вытаскивать, сжимать – разжимать, выливать – наливать, насыпать – высыпать, проталкивать в отверстие

. рисование карандашами, фломастерами, кистью

. застёгивание и расстёгивание молний, пуговиц, одевание и раздевание.

Мелкую моторику рук развивают также и физические упражнения. В дошкольном возрасте у ребёнка разнообразные пальчиковые игры являются тем видом творческой деятельности, который формирует личность ребёнка. То, что ребёнку удалось сделать при помощи собственных пальчиков, является для него большим достижением

Для того чтобы игра принесла ребёнку максимальную пользу, следует правильно её организовать

В раннем возрасте внимание детей неустойчиво. Учитывая эту особенность, не затягивайте процесс игры. Любая игра должна длится не более 5-8 минут, иначе ребёнок потеряет к ней интерес. Не стоит начинать игру до сна или перед приёмом пищи. Применяя готовые развивающие игры, не отдавайте их малышам в постоянное пользование. После проведенного занятия вместе с ребёнком аккуратно сложите игру и уберите его до следующего занятия. Приучайте его к аккуратности. Побуждайте его приводить территорию в порядок после каждого занятия. Проводите уборку в виде весёлой игры

Как играть в пальчиковые игры?

Для начала разогрейте пальчики, несколько раз согните и разогните их. Можно поиграть в жмурки, вместо хлопков в ладоши попищать резиновыми игрушками и лишь затем приступить к пальчиковым играм.

Если вы разучивайте новую игру, то начните с того, что прочтите потешку вслух.Произносить тексты взрослый должен максимально выразительно: то повышая, то понижая голос, делая паузы, подчеркивая отдельные слова, а движения выполнять синхронно с текстом или в паузах

Все игры – как простые, так и сложные – нужно показывать. Тем самым вы даёте понять ребёнку, что вам очень интересно играть в эту забавную игру. Ребёнок становится вашим партнёром по игре.

Последовательность разучивания игр

1. Взрослый показывает игру малышу

2. Взрослый показывает игру, манипулируя пальцами и ручкой малыша

3. Взрослый и ребёнок выполняют движения одновременно, при этом взрослый тщательно проговаривает текст

4. Ребёнок выполняет движения с небольшой помощью взрослого, который произносит текст

5. Ребёнок самостоятельно выполняет движения и проговаривает текст, взрослый подсказывает и и помогает

Пальчиковая гимнастика

Движение пальцев и кистей рук имеет особое стимулирующее воздействие.

Массаж большого пальца повышает функциональную активность головного мозга, указательного – оказывает благотворное влияние на состояние желудка, среднего- на кишечник, безымянного – на печень и почки, мизинца – на сердце.

Для начала занятий выбираем более простые упражнения:

1. «Ты утёнок, не пищи, лучше маму поищи»— сжимание и разжимание пальцев рук

2. «Водичка, водичка, умой моё личико…»— выполнение движений в соответствии с текстом.

3. «Полетели птички, птички-невелички. Сели птички. Посидели. Опять полетели….» — пальцы переплетены, ладони сжаты. Поднимаем и опускаем пальцы в соответствии с ритмом стиха.

Все упражнения делаются в медленном темпе и сопровождаются показом и четким произнесением текста. Каждое занятие проводится в течение нескольких минут, два-три раза в день. При этом все упражнения сразу не даю, начинаю с одного, ежедневно добавляю по одному и доводя до комплекса из 4-6 упражнений. После каждого упражнения полагается расслабляющий момент (опустили руки и потрясли ими или покачали руками- пусть отдохнут)

Далее перехожу к более сложным упражнениям, к работе с каждым пальчикам по отдельности:

«Мышка мылом мыла лапку-

Каждый пальчик по порядку.

Вот намылила большой,

Сполоснув потом водой,

Не забыла и указку-

Смыв с неё и грязь, и краску.

Средний мылила усердно-

Самый грязный был, наверно

Безымянный терла пастой-

Кожа сразу стала красной

А мизинчик быстро мыла-

Очень он боялся мыла»

1. «Пальчики здороваются»

2. «Повстречал ежонка еж…»

3. «Зайка в норке…»

-Кончиком большого пальца касаемся поочерёдно кончиков указательного, среднего, безымянного и мизинца

«Использование дидактических игр как одно из средств эффективного проведения артикуляционной гимнастики» Развитие артикуляционного аппарата – серьезный труд, требующий от детей усидчивости и сосредоточенности. К сожалению, быстрая утомляемость,.

Консультация для педагогов «Методика организации и проведения экскурсий для воспитанников ДОУ» Экскурсия – важная форма организации обучения в детском саду. Экскурсии представляют собой особый вид деятельности, которые дают возможность.

Биоэнергопластика. «Театр пальчиков и языка» как нетрадиционная форма проведения артикуляционной гимнастики Нетрадиционные формы проведения артикуляционной гимнастики с детьми старшего дошкольного возраста. 1) Сказка о Весёлом Язычке. Наиболее.

Мастер-класс для воспитателей ДОУ «Методика проведения корригирующей и утренней гимнастики» Актуальность: В свете решения приорететной задачей государства о сохранении здоровья населения, основным направлением работы педагогов в.

Мастер-класс для педагогов «Мой весёлый язычок». Методика проведения артикуляционной гимнастики с дошкольниками Цель мастер-класса: передача опыта путем прямого и комментированного показа последовательности действий, методов, приёмов и форм педагогической.

Методика проведения утренней гимнастики в детском саду Методика проведения утренней гимнастики в детском саду. Утренняя гимнастика — комплекс специально подобранных упражнений, нацеленных, настроить,.

Нетрадиционные приемы пальчиковой гимнастики “Ум ребенка находится на кончике его пальцев” писал В. Сухомлинский. Ребёнок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически.

Роль пальчиковой гимнастики в развитии дошкольников Пальчиковые игры — вещь, совершенно необходимая маме, воспитывающей малыша. Помимо развития мелкой моторики, это прекрасный способ отвлечь.

Пальчиковые игры для детей в ДОУ Пальчиковые игры для детей в ДОУ. НА ПОСТОЙ Русская игра Руки перед грудью, ладони сомкнуты. Мизинцы — дети (говорят тоненьким голосом).

Разучивание пальчиковой игры «Как у нашего кота» (первая младшая группа) Конспект учебного занятия/организационно-управленческого Мероприятия с применением ИКТ Тема:Разучивание пальчиковой игры. Цели: Обучающая:.

Источник

Читайте также:  План тренировок для набора мышечной массы для подростков
Оцените статью