Пальчиковая гимнастика для детей 3–4 года
Анна Денисова
Пальчиковая гимнастика для детей 3–4 года
Пальчиковая гимнастика для детей 3-4 лет.
Пальчиковая гимнастика — это комплекс упражнений, направленный на развитие мелкой моторики рук. Ценность пальчиковой гимнастики состоит в том, что, разрабатывая ручки детей, мы стимулируем развитие речи у малышей. Мануальные действия (действия руками) влияют на определённые участки коры головного мозга, где располагаются центры, отвечающие за продуцирование и понимание речи.
Пальчиковая гимнастика является многоцелевым комплексом упражнений, с помощью которого можно одновременно развивать моторику рук, речь, а также воображение и память.
Основные цели пальчиковой гимнастики:
1)развитие мелкой моторики и координации движений пальцев рук;
2)улучшение артикуляции звуков и становление ритмики речи;
3)развитие высших психологических функций:
4)формирование усидчивости, внимательности обучающихся.
Задачи пальчиковой гимнастики:
• развивать мелкие движения пальцев рук, а также синхронность действий пальцев обеих рук;
• сочетать мануальные и речевые действия;
• развивать высшие психологические функции детей через повторение и заучивание стишков, использующихся в подобного рода играх, а также с помощью визуализации текста игры;
• формировать интерес детей к играм такого рода;
• применять в работе фольклорный материал, что будет способствовать воспитанию и развитию личности в рамках заданных культурных традиций.
Важно в работе с детьми их заинтересованность в выполнении определённых действий. Особенность пальчиковой гимнастики заключается в том, что это всегда игра, а играть дети любят, поэтому проблем с выполнением упражнений возникнуть не должно. Пальчиковую гимнастику можно проводить как индивидуально, так и с группой детей. Время проведения гимнастики может варьироваться в зависимости от вида игры (в среднем игры длятся от трёх до пяти минут). Если игра занимает малое количество времени и хорошо знакома детям, то можно выполнять её задание во время прогулок и в перерывах между занятиями.
Перед началом выполнения упражнений необходимо подготовить детские ручки: разогреть их. Для этого можно мягкими движениями потереть ручки друг о дружку или погладить. После того как наши ручки готовы, необходимо приступать к самой гимнастике.
При проведении пальчиковой гимнастикииспользуются следующие методы:
• действия руками ребёнка;
• самостоятельные действия ребёнка.
Пальчиковая гимнастика начинается с того, что детей знакомят с правилами игры, текстом упражнения и раздаточным материалом, если таковой имеется. Далее начинаем выполнять задание, проговаривая текст игры (стихотворение, считалку и др., дети же начинают повторять за взрослым. С детьми второй младшей группы можно заранее разучивать стихотворения, песенки, рассматривать иллюстрации, обсуждать и пересказывать необходимые для занятий тексты.
Советы по проведению пальчиковой гимнастики:
1. Нужно медленно и чётко проговаривать слова стихотворения (считалки или др., акцентируя внимание на сложно произносимых звуках (со временем темп можно увеличивать).
2. Следите за правильностью своих движений (за вами повторяют) и постановкой пальчиков детей.
3. При выполнении упражнений должны быть задействованы все пальчики обеих рук.
4. Каждое упражнение повторяйте 2–3 раза.
5. Используйте аккомпанемент, иллюстрации, видеоряд (это будет способствовать общему развитию ребёнка).
6. Подбирайте игры, в которых используются все движения руки (сжатие, разгибание, работа каждого пальца).
7. Используйте разнообразные по типам упражнения.
Ты весною видел чудо?
Как из маленькой из почки
(Сложить ручки в кулачок, а затем разжать их).
Собираем мы лукошко
И морковку, и картошку.
Огурцы, фасоль, горох-
Урожай у нас неплох.
(Поочередно пригибать пальчики к ладошке, начиная с большого.Со слов: «Урожай у нас неплох», охватываем весь кулачок).
На правой руке — пальчики.
На левой руке – пальчики.
Пришла пора им встретиться –
(Пальцами правой руки по очереди «здороваются» с пальцами левой руки, прикасаясь друг к другу кончиками).
Наш мизинчик утром встал,
Средний пальчик потянулся,
Должен и большой вставать,-
Братьев в садик провожать.
(Кисти рук сжать в кулачок. Поочередно разгибать пальцы, начиная с мизинца. С последней фразой большим пальцем и мизинцем касаться друг друга).
Над цветком летала,
(Скрестить запястья рук и прижать ладони тыльной стороной друг к другу. Пальцы прямые. Легким, но резким движением рук в запястьях имитировать полет бабочки).
Задрожали пальчики,
Как солнечные зайчики.
Пляшут, пляшут зайчики,
И трепещут пальчики.
(Поднять обе руки ладонями к себе, пальцы расставить широко. Энергично пошевелить пальцами).
Чтобы печку растопить,
Надо дров нам нарубить.
Рубим, рубим мы дровишки –
Пусть тепло будет детишкам.
(Имитировать движение рук дровосека, пальцы «сплести», соединить ладони и стиснуть их как можно сильнее).
НАСЕКОМЫЕ НАД ЛУГОМ.
— Жу — жу — жу,— жужжит пчела:
— Я лечу издалека. (дети поднимают руки в стороны и ритмично ими машут, как «крылышками») — Зу — зу — зу, — комар пищит. (ритмично «выбрасывают» указательные пальцы вперед)
— Уф — уф — уф, — как паровоз Шмель пыхтит, пыльцу повез. (ритмично притоптывают ногами)
Жук гудит: «Гу — жу, гу — жу, Я любого разбужу» (ритмично хлопают в ладоши).
УМЫВАНИЕ (МАССАЖ ПАЛЬЦЕВ)
Знаем, знаем — да — да — да,
Где ты прячешься, вода! (поочередно массируют каждый палец)
Мы пришли умыться!
Лейся на ладошку По — нем — нож — ку.
Нет, не понемножку — Посмелей!
Будет умываться веселей!
(энергично растирают ладони и кисти рук).
Посмотри скорей вокруг! (Делают ладошку у лба «козырьком»).
Что ты видишь, милый друг? (Приставляют пальцы колечками у глаз.)
Здесь прозрачная вода.
Плывет морской конек сюда.
Вот медуза, вот кальмар.
А это? Это рыба-шар.
А вот, расправив восемь ног,
Гостей встречает осьминог.
(Разгибают пальцы из кулачка, начиная с мизинца.)
Мы капусту рубим, рубим (Резкие движения прямыми кистями рук вверх и вниз).
Мы морковку трем, трем (Пальцы рук сжаты в кулаки, движения кулаков к себе и от себя).
Мы капусту солим, солим (Движение пальцев, имитирующих посыпание солью из щепотки).
Мы капусту жмем, жмем. (Интенсивное сжимание пальцев рук в кулаки. Разгибают пальцы из кулачка, начиная с мизинца).
ПО ГРИБЫ (потешка)
Раз, два, три, четыре, пять,
Мы идём грибы искать!
Этот пальчик в лес пошёл,
Этот пальчик гриб нашёл.
Этот пальчик чистить стал.
Этот пальчик всё съел,
Оттого и потолстел.
(попеременно сгибать пальцы, начиная с мизинца).
Утром солнышко встаёт выше, выше, (руки высоко вверх).
Ночью солнышко зайдет ниже, ниже. (руки вниз).
Хорошо-хорошо солнышку живётся, (делаем ручками фонарики)
И нам вместе с солнышком весело живётся (хлопаем в ладоши).
Консультация для родителей «Пальчиковая гимнастика как средство развития речи детей» Пальчиковая гимнастика как средство развития речи детей Речь – это способность говорить, выражать словами свою мысль. Речь напрямую зависит.
Консультация для родителей «Пальчиковая гимнастика для детей» По своей сути пальчиковые игры – это массаж и гимнастика для рук, а иногда и для ног. Это подвижные физкультминутки прямо за столом или.
Консультация для родителей Пальчиковая гимнастика как средство развития речи детей Консультация для родителей Пальчиковая гимнастика как средство развития речи детей Речь – это способность говорить, выражать словами свою.
Консультация для воспитателей «Артикуляционная гимнастика, логоритмика, пальчиковая гимнастика в речевом развитии дошкольников» «Артикуляционная гимнастика, логоритмика, пальчиковая гимнастика и другие технологии, способствующие речевому развитию детей дошкольного.
Мастер-класс для детей и родителей второй младшей группы «Интересная пальчиковая гимнастика» Мастер-класс для детей и родителей второй младшей группы «интересная пальчиковая гимнастика» Цель: познакомить родителей с пальчиковой гимнастикой.
Пальчиковая гимнастика Пальчиковая гимнастика «Деревья» Я деревья называю, Все на пальцах посчитаю. Тополь, клен, Дуб и береза – Белоствольная заноза. (Или так.
Пальчиковая гимнастика для детей младшей группы Упражнения первого комплекса 1 Ладони на столе (на счет раз-два пальцы врозь – вместе) 2 Ладошка-кулачок-ребро (на счет раз – два-три) 3.
Пальчиковая гимнастика для детей с ОВЗ ПЕРЧАТКАВеселая мышка Перчатку нашла. (Раскрываем ладошку, пальцы растопырены (перчатка) Поворачиваем руки то ладонью, то тыльной стороной.
Пальчиковая гимнастика для детей среднего дошкольного возраста «Осень» Осень, осень, (трем ладошки друг о друга) Приходи! (зажимаем кулаки по очереди) Осень, осень, (трем ладошки друг о друга) Погляди.
Презентация «Пальчиковая гимнастика для детей раннего возраста с предметами конструктора» Пальчиковая гимнастика для детей раннего возраста применяется для развития мелкой моторики кисти и пальцев. Учить повторять за взрослым.
Источник
Картотека пальчиковых игр для детей 4–5 лет
Щепкина Татьяна Викторовна
Картотека пальчиковых игр для детей 4–5 лет
Картотека пальчиковых игр для детей 4-5 лет.
Цели пальчиковых игр:
• развитие мелкой моторики через упражнения с пальцами;
• совершенствование речевых навыков; изучение частей тела;
• развитие мышления, воображения, координации движений;
• создание позитивного настроя на весь день.
Предлагаю вашему вниманию картотеку любимых пальчиковых игр детей нашей группы. Дети с удовольствием в них играют, так как эти игры легко и быстро запоминаются. Эти пальчиковые игры мы используем в утренние часы, на занятиях, как физминутки, в вечерние часы.
1. Утро настало, солнышко встало!
Вставай, большак! (пальцами одной руки отгибаем и разминаем пальцы другой, зажатой в кулак — начиная с большого пальца)
Вставай, указка! (отгибаем указательный палец)
Вставай, середка! (отгибаем и разминаем средний палец)
Вставай, сиротка! (работаем с безымянным пальчиком)
Вставай, малютка! (мизинчик)
Упражнения повторяем для другой руки.
Воспитатель: пальчики проснулись! А глазки, ушки, ножки?
Просыпайтесь, мои глазки!
(имитация — крутим бинокль, наводим резкость)
Просыпайтесь, мои ушки!
(погладили, размяли пальцами, растерли мочку указательным и большим пальцами)
Просыпайтесь, мои ручки!
(погладили от плеча и до кисти, похлопали в ладоши)
Просыпайтесь, мои ножки!
Просыпайся, голова! (погладили себя по голове)
Вот и весь проснулся я! (потянулись вверх, похлопали и помахали приветственно ладошками)
Этот пальчик — дедушка,
Этот пальчик — бабушка,
Этот пальчик — папочка,
Этот пальчик — мамочка,
Этот пальчик — я,
Вот и вся моя семья!
Загибаем каждый пальчик поочерёдно. На последние слова показываем все 10 пальцев.
Мы капусту рубим, рубим,
Мы капусту солим, солим,
Мы капусту трем, трем,
Мы капусту жмём, жмём.
Движения прямыми ладонями вверх-вниз, поочередное поглаживание подушечек пальцев, потирать кулачок о кулачек. Сжимать и разжимать кулачки.
Дружат в нашей группе
Девочки и мальчики.
(Соединяем подушечки каждого пальчика левой и правой руки поочерёдно, начиная с мизинца)
Мы с тобой подружим
Маленькие пальчики.
(Соединяем подушечки каждого пальчика левой и правой руки поочерёдно, начиная с мизинца)
Один, два, три, четыре, пять. (Сжимаем пальцы в кулачки)
Начинай считать опять.
5. Пальчик – мальчик, где ты был?
Пальчик — мальчик, где ты был?
(пальчики сгибаются в кулачок и разгибаются)
С этим пальцем в лес ходил.
С этим пальцем щи варил.
С этим пальцем кашу ел.
С этим пальцем песни пел.
(на каждую строчку загибается один пальчик)
6. Пальчики засыпают.
Этот пальчик хочет спать.
Этот пальчик – прыг в кровать!
Этот пальчик прикорнул.
Этот пальчик уж заснул.
Встали пальчики. Ура!
В детский сад идти пора.
Загибаем каждый пальчик поочерёдно. На последние слова показываем все 10 пальцев.
Мы делили апельсин.
(дети разламывают воображаемый апельсин на дольки)
(показывают 10 пальцев)
(показывают 1 палец)
Эта долька – для ежа.
Эта долька – для стрижа.
Эта долька – для утят.
Эта долька – для котят.
Эта долька – для бобра.
(загибают по одному пальчику на каждую строчку)
А для волка – кожура.
(бросательные движения правой рукой)
Он сердит на нас – беда!
(сжимают кулаки и прижимают их к груди)
Разбегайтесь – кто куда!
(«бегут» пальцами по столу)
8. Сорока – белобока.
Кашку варила, Кашку варила,
Детишек кормила. Детишек кормила
Этому дала,Этому не дала:
Этому дала, Ты воды не носил,
Этому дала, Дров не рубил,
Этому дала, Каши не варил —
Этому дала. Тебе ничего нет!
Загибаем каждый пальчик поочерёдно.
(скрестить ладони рук)
Птичка крылышки сложила,
Птичка пёрышки помыла.
Птичка клювом повела
(выпрямленные соединённые мизинцы изображают клюв)
Птичка зёрнышки нашла.
Птичка зёрнышки поела,
(соединённые мизинцы стучат по столу)
Снова крылышки раскрыла,
(скрещенные ладони делают взмахи).
На двери весит замок (пальцы сцеплены в «замок»)
Кто его открыть бы смог?
Повертели, покрутили (крутим «замок» влево, вправо, вперёд, назад)
Как живёшь? — Вот так! (показать большой палец)
— А идешь? — Вот так»! («шагать» пальчиками по столу)
-Как даешь? — Вот так! (протягивать открытую ладонь)
— Ждёшь обед? — Вот так! (кулачок подпирает лицо)
— Машешь вслед? — Вот так! (помахать рукой)
-Утром спишь? — Вот так! (2 ладошки под щекой)
— А шалишь? — Вот так! (щёки надули и руками лопнули)
Маша варежку надела….
Маша варежку надела: (Сжать пальцы в кулачок)
«Ой, куда я пальчик дела?
Нету пальчика, пропал, (Все пальцы разжать, кроме большого)
В свой домишко не попал».
Маша варежку сняла: (Разогнуть большой палец).
«Поглядите – ка, нашла!
Ищешь, ищешь и найдёшь,
Падал снег на порог. (медленно опускают ладони на стол)
Кот слепил себе пирог. («лепят» пирожок)
А пока лепил и пек,
Ручейком пирог утек. («бегут» пальчиками обеих рук по столу)
Пирожки себе пеки («лепят» пирожок)
Не из снега – из муки.
Падал снег на порог, (Взмахи руками вверх, вниз)
Кот лепил себе пирог. («Лепим» пирог)
А пока лепил и пёк,
Ручейком пирог утёк. (Пальчики «Бегут» по столу)
Пироги себе пеки («Лепим» пирог)
Не из снега, из муки.
адал снег на порог. (медленно опускают ладони на стол)
Кот слепил себе пирог. («лепят» пирожок)
А пока лепил и пек,
Ручейком пирог утек. («бегут» пальчиками обеих рук по столу)
Пирожки себе пеки («лепят» пир
Падал снег на порог. (медленно опускают ладони на стол)
Кот слепил себе пирог. («лепят» пирожок)
А пока лепил и пек,
Ручейком пирог утек. («бегут» пальчиками обеих рук по столу)
Пирожки себе пеки («леп
Пальчиковая гимнастика для детей 4-5 лет несет в себе не только игровой смысл, но и положительно влияет на физическое и эмоциональное состояние ребенка.
Значение пальчиковойгимнастики для дошкольников:
• Развивает мелкую моторику, стимулируя речевые области головного мозга, и способствует развитию речи;
• развивает детскую фантазию, внимательность, способность к запоминанию и мыслительные процессы;
• оздоравливает организм за счет воздействия на биологически активные рецепторы на пальцах рук;
• нейтрализует тревожность и создает положительную эмоциональную атмосферу, как у конкретного ребенка, так и в детском коллективе;
• способствует формированию возрастных навыков самообслуживания;
тренирует и подготавливает детскую руку к овладению письмом, к школьным нагрузкам, обучает способам расслабления
Картотека пальчиковых игр для детей разновозрастного возраста на «День котов и кошек» Добрый вечер, уважаемые коллеги! Предлагаю Вашему вниманию фототчёт с картотекой пальчиковых игр на «День котов и кошек». Цель: Развитие.
Картотека музыкально-ритмических пальчиковых игр для детей старшего дошкольного возраста Игры могут проводиться в форме совместных игр на праздниках, музыкальных и физкультурных занятиях, во время проведения зарядки или физминутки.
Картотека осенних пальчиковых игр для детей 3–4 лет Осенние пальчиковые игры для детей среднего возраста. Пальчиковая игра со стишками развивает речь, память; кисти и пальцы рук становятся.
Картотека осенних пальчиковых игр для детей среднего возраста Осенние пальчиковые игры. В пальчиковых играх нужно запоминать: положение пальцев, последовательность движений, стихи. Пальчиковая игра.
Картотека пальчиковых игр КАРТОТЕКА пальчиковых игр. Не секрет,что «пальчиковая гимнастика» хорошо развивают мелкую моторику, стимулирует речевую активность ребенка.
Картотека пальчиковых игр Картотека пальчиковых игр. Что же такое пальчиковые игры? Игра – один из лучших способов развития речи и мышления детей. Она доставляет ребенку.
Картотека пальчиковых игр для детей младшего возраста Самые простые пальчиковые игры, которые можно использовать в разных видах образовательной, игровой деятельности, в режимных моментах. 1.
Картотека пальчиковых игр для детей младшего возраста. Часть 2 Пальчиковые игры полезны не только для развития мелкой моторики, но для развития речи. 1. Игра «Дятел» (Постукивать по столу подушечкой.
Картотека пальчиковых игр для детей подготовительной группы. Консультация для воспитателей «Дружба» Дружат в нашей группе девочки и мальчики, (пальцы рук соединяются ритмично в «замок») Мы с тобой подружим маленькие пальчики,.
Источник