Пальчиковая гимнастика для детей с нарушениями зрения

Инновационная технология. Пальчиковые игры с предметами в коррекционной работе с детьми с нарушением зрения

Светлана Гришина
Инновационная технология. Пальчиковые игры с предметами в коррекционной работе с детьми с нарушением зрения

Инновационная технология. Пальчиковые игры с предметами в коррекционной работе с детьми с нарушением зрения.

Пальчиковые игры в стихотворной форме с предметами

(карандаши, крупа, орехи, каштаны, фасоль, горох, бусы, ленты, банты, шнурки)

Коррекционно-развивающие цели:

-развивать мелкую моторику,

-развивать пространственные понятия,

— формировать устную речь, интерес и потребность в восприятии художественного слова,

-коррекция эмоционального состояния развивать память, воображение.

1 Сортировка предметов.

2 Катание предметов между большим и указательным пальцами

3 Придавливание поочерёдно всеми пальцами обеих рук предметов к столу.

4 Придавливание предметов к столу, делая при этом вращательные движения.

5 Перекатывание пальцами одной руки двух предметов (орехи, каштаны).

6 Перекатывание пальцами одной руки или между двух ладоней предметов

Помощь взрослого при разучивании игр:

-взрослый сам показывает игру,

-совместный показ игры, манипулируя пальцами и рукой ребёнка,

— взрослый и ребёнок выполняют движения одновременно, с необходимой помощью взрослого, который произносит текст,

-ребёнок выполняет движения и проговаривает текст, а взрослый подсказывает и помогает.

-не проводите игру холодными руками (можно растереть ладони,

-если в игре имеются незнакомые персонажи, расскажите о незнакомом, используя картинки или игрушки,

-используйте выразительную мимику, эмоции,

-делайте паузы, меняйте силу голоса, динамику речи, повторяйте движения без текста,

-игры постепенно заменяйте новыми,

-проводите игры весело, поощряйте успехи детей.

Круглые орешки не хотят играть,

Я стараюсь между пальцами крепко их держать-

Это мне поможет писать и рисовать.

Мы сидели и скучали и фасолинки достали.

Прежде чем игру начать,надо дружно всем сказать:

1,2,3,4,5 будем фасольки мы считать,

1,2,3,4,5 будем фасольки рассыпать,

а потом перебирать,

1,2,3,4,5 собираем всё опять.

Игра с карандашом (карандашами)

Карандашик, карандаш, непослушный карандаш,

Между пальчиков кручу, карандашик я верчу,

А потом я ловко карандаш перекачу.

Скоро, скоро каждый пальчик быть послушным научу.

Игра с каштанами.

Ловко каштаны пальцами беру:

То один, то два ловко я верчу

Два каштана- крепко удержу

А один каштан к столу прижму и вокруг себя быстро заверчу.

Игра с бусинками.

Разноцветные бусинки покатаю на столе,

Каждым пальчиком бусинку я возьму и дам тебе.

Игра с горошком.

Весёлые горошинки скорей прижми к столу.

Покрути, покатай и другу передай.

Покатились по дорожке разноцветные горошки

Я горошинки найду и по цвету соберу.

Игра с крупой (рис, гречка, перловка)

Буду кашу я варить:

Папе –гречку, маме-рис,

а себе –перловку.

Я крупу переберу,

друг от друга отличу.

Игра с каштанами.

Я беру каштаны, выложу дорожку.

Побегут по ней Мишка и матрёшка.

Все мы весело играли- красиво ленты завязали.

Пальчики тренировали-все шнурки зашнуровали.

Пальчики шнуровка развивает ловко.

Игра «Умные пальчики»

Кира узнала Дайяну, глаза завязавши платочком.

Саша сказал с удивленьем:-Откуда такое уменье?-

Саше Дайяна сказала:-Займись поскорей тренировкой.

Надо с пальчиками играть, разные умения развивать.

Использование игровых технологий в лого-коррекционной работе с детьми дошкольного возраста (3 слайд) Речь – самый простой и самый сложный способ самоутверждения. Пользоваться ею — серьёзная наука и немалое искусство. Хорошо развитая.

Цветотерапия, как инновационная здоровьесберегающая технология для оздоровления и всестороннего развития детей дошкольников Цветотерапия, как инновационная здоровьесберегающая технология для оздоровления и всестороннего развития детей дошкольников. Предлагаю вашему.

«Цветущая яблоня в подарок». Использование арттерапевтических технологий в коррекционной работе с детьми Использование арттерапевтических технологий в коррекционной работе с детьмиТак звучит тема моего самообразования в этом учебном году. И.

Дидактические игры по формированию навыков самообслуживания для детей с нарушением зрения младшего дошкольного возраста Дидактические игры по формированию навыков самообслуживания для детей с ОВЗ (нарушение зрения) младшего дошкольного возраста «Перелей».

Дидактический синквейн как инновационная технология, применяемая в коррекционно-педагогической работе у детей с ОВЗ Семинар- практикум для педагогов ДОУ. Кто ясно мыслит — тот ясно излагает. Античная поговорка В современноммире активно происходят процессы.

Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми, имеющими нарушения зрения Муниципальное Бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №98, компенсирующего вида», города Сыктывкар. Музыкальный руководитель.

Консультация для педагогов «Игровая инновационная технология «Лэпбук» Федеральный государственный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО) ориентирует нас, педагогов, на создание благоприятных условий для.

Мастер-класс по дидактическому синквейну. По итогам выступления на конференции «Технология работы с детьми с нарушением речи» Уважаемые коллеги, сегодня мы принимали участие в международной научно-практической конференции, которая проходила в Петербурге. Мы провели.

Тико-конструктор как эффективная инновационная технология работы с детьми дошкольного возраста Работая в детском саду, мы постоянно применяем инновационные игровые технологии. С ТИКО – конструктором «Фантазёр», наши дети познакомились.

Значение театрализованной деятельности и среды в коррекционной работе с детьми с ограниченными возможностями Повышение эффективности коррекционной работы с детьми, имеющими задержку речевого развития, — одна из главных задач, стоящих перед логопедами,.

Источник

Мастер-класс для педагогов «Развитие мелкой моторики у детей с нарушением зрения посредством пальчиковых игр»

Оксана Лавриненко
Мастер-класс для педагогов «Развитие мелкой моторики у детей с нарушением зрения посредством пальчиковых игр»

Подготовила воспитатель МАДОУ МО «Сказка» сп 145 Лавриненко О. А.

Развивать память, внимание, творческое воображение, мышление, речь, глазомер, познавательный интерес у детей.

• Обучать ловкости в обращении с карандашом и ручкой, формировать правильный захват карандаша и ручки, тренировать мышцы рук детей.

• Воспитывать усидчивость, аккуратность, доброжелательность, умение работать в коллективе и индивидуально.

Ход мастер — класса

«Рука — это вышедший наружу мозг человека»

«Источники способностей и Дарований — Детей на кончиках их пальцев»

В. А. Сухомлинский

Одним из показателей и условий хорошего физического и нервно-психического развития ребёнка является развитие его руки, кисти, ручных умений или, как принято называть, мелкой пальцевой моторики. Сенсомоторное (Двигательное и сенсорное) развитие составляет фундамент умственного развития. Это,прежде всего познание окружающей действительности: исследование предметов, их свойств и качеств (форма, строение, величина, пропорции, цвет, положение в пространстве). Психологи отмечают, что умственные способности ребёнка начинают формироваться очень рано и не сами собой, а по мере расширения его деятельности, в том числе общей двигательной и ручной. В старину наши предки пели детям песенки — потешки, играли в “Ладушки”, “Идёт коза”, “Сорока”, “Этот пальчик дедушка” и т. д., сопровождая речь движениями рук.А современные исследования подтвердили: уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Если развитие движений пальцев отстаёт, то задерживается и речевое развитие, хотя общая моторика при этом может быть нормальной и даже выше нормы. Обычно ребёнок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память, внимание, связная речь Психологи, педагоги, медики постоянно подчёркивают: уровень сформированности мелкой моторики во многом определяет успешность освоения ребёнком изобразительных, музыкально — исполнительских, конструктивных и трудовых умений, овладения языком, развитию первоначальных навыков письма. Для развития мелкой моторики руки много интересных приёмов, используются разнообразные стимулирующие материалы.

К ним относятся:

Развитие тактильных ощущений — определение предметов на ощупь. Рука даёт много информации: о весе, мягкости — твёрдости, гладкости — шероховатости, теплоте — прохладе, сухости — влажности.

В процессе деятельности мышцы рук выполняют три основные функции:

Аккумуляторов энергии (и для самих мышц и для других органов).

Если ребёнок, трогает какой-либо предмет, то мышцы и кожа рук в это время “учат” глаза и мозг видеть, осязать, различать, запоминать.

Пальчиковые игры — без предметов, с атрибутами, с предметами.

Карандаш, ручка, мелок являются посредником между рукой ребёнка и бумагой. Зажатый в руке карандаш как бы удлиняет кисть, является ее своеобразным продолжением. Поэтому ребёнок сосредотачивает своё внимание не на захвате, а на точке соприкосновения карандаша и бумаги. И это часто является причиной формирования у него неправильного захвата карандаша, ручки, кисточки, что скажется на качестве формируемых навыков рисования, а в последующем — и письма. При этом особенно заметен не соответствующий работе мышечный тонус руки. У детей можно наблюдать слабый (вялый) тонус, что ведёт к начертанию тонких, ломанных, прерывистых линий. Есть дети с повышенным тонусом мелкой мускулатуры. В этом случае рука ребёнка быстро устаёт, он не может закончить работу без дополнительного отдыха.

Кинезиологические упражнения (гимнастика мозга).

Кинезиология — наука о развитии головного мозга через движение. Она существует уже двести лет и используется во всем мире. Кинезиологические упражнение — это комплекс движений позволяющих активизировать межполушарное воздействие. Кинезиологическими движениями пользовались Гиппократ и Аристотель. Кинезиологические упражнения развивают мозолистое тело, повышают стрессоустойчивость, синхронизируют работу полушарий, улучшают мыслительную деятельность, способствуют улучшению память и внимания, облегчают процесс чтения и письма. Пальчиковые кинезиологические упражнения в данном пособии можно использовать для развития мышц руки и развития межполушарного взаимодействия коры головного мозга ребенка.

• Штампы — работа с одним штампом, работа с карандашом штампом.

• Ниткопись — выкладывание ниткой контуры предметов по предварительно проведённой линии.

• Бисерография — упражнения с бусинами, работа с ниткой бисера.

• Работа с пластилином, бумагой, тканью.

• Работа с природным и бросовым материалом.

• Графические диктанты — помогут подготовить руку ребёнку к письму, развить пространственной воображение, научить ребёнка ловкости при обращении с ручкой и карандашом и точности в движении руки, что даст возможность заложить правильную основу для формирования правильного письма.

Штриховка — в процессе работы развивается сила руки, её ловкость, переключаемость с одного вида движений на другой, так же внимание, глазомер, зрительная память, усидчивость, аккуратность, фантазия, образное мышление, подготовка руки к письму. У нас в группе созданы условия для развития мелкой моторики рук: через специальные игровые упражнения по художественному труду и другим видам деятельности (познавательной, изобразительной). Развивайте мелкую моторику рук через игровые упражнения (типа “Пальчик, пальчик, где ты был?”). Хотелось бы порекомендовать способы и приёмы развитияручной умелости в домашних условиях:

-под контролем взрослых вырезать ножницами, шить иголкой с большим ушком, лепить, перебирать крупу, вязать крючком.

Игра “Помогаю маме”. Большую часть времени Вы проводите на кухне. Вы заняты приготовлением ужина. Малыш крутится возле Вас. Предложите ему перебрать горох, рис, гречку или пшено. Тем самым он окажет Вам посильную помощь и потренирует свои пальчики.

Игра “Волшебные палочки”. Дайте малышу счётные палочки или спички (с отрезанными головками). Пусть он выкладывает простейшие геометрические фигуры, предметы и узоры. А вырезанные из бумаги круги, овалы, трапеции дополнят изображения.

Игра “Мастерская золушки”. Пока Вы заняты пришиванием пуговиц, ребёнок может выкладывать из пуговиц, ярких ниточек красивые узоры. Попробуйте вместе с ребёнком сделать панно из пуговиц. Пуговицы можно пришивать (с Вашей помощью, а можно укрепить их на тонком слое пластилина (без Вашей помощи). Очень красивые картинки получаются из кнопок, особенно из цветных. В детском саду педагоги не могут дать детям кнопки (в целях безопасности). Но дома Вы можете проконтролировать своего ребёнка. Кнопки лучше всего втыкать в крупный поролон.

Застёгивать и расстёгивать пуговицы.

Зашнуровывать и расшнуровывать обувь.

Завязывать шарф, бант.

Слабую руку ребёнка можно и необходимо развивать! Моё педагогическое кредо,слова восточного мудреца: «Ребёнок — это не сосуд, который надо наполнить, а огонь, который надо зажечь». И я, стараюсь придерживаться этих слов.

Практическая часть мастер-класса.

Предлагаю игры и упражнения, способствующие развитию мелкой моторики.Статические упражнения:

“Кольцо”: соединить большой и указательный пальцы вместе, остальные пальцы поднять вверх. Пальцы в данном положении удержать под счёт до 10 (3 раза).

Задания выполняются в медленном темпе, 1р., 2 р. Во время занятий нужно учитывать индивидуальные особенности ребёнка, возраст, настроение, желание и возможности. Главное, чтобы занятие приносило положительные эмоции.

“Коза”: вытянуть вперёд указательный палец и мизинец. При этом средний и безымянный пальцы прижаты большим пальцем к ладони (2-3 раза под счёт до 10).

“Три богатыря”: поднять вверх указательный, средний, безымянный пальцы, соединенные вместе. При этом большой палец удерживает мизинец на ладони (3 раза под счёт До 8).

“Заяц”: вытянуты вверх средний и указательный пальцы. При этом мизинец и безымянный пальцы прижать большим пальцем к ладони (3 раза под счёт до 10).

“Вилка”: вытянуть вверх три пальца (указательный, средний, безымянный) расставлены врозь. При этом большой палец удерживает мизинец на ладони (1 раз под счёт До 10).

Сила тонуса. “Сожми мои ладони так крепко, как сильно любишь меня”.

Упражнения,направленные на координацию движения:

“Кулак — ребро — ладонь”;

“Зайчик — коза — вилка”.

Пальчиковая гимнастика

Для чего нужна Пальчиковая гимнастика?

• Выполнение упражнений и ритмических движений пальцами индуктивно приводит к возбуждению в речевых центрах головного мозга и резкому усилению согласованной деятельности речевых зон, что, в конечном итоге, стимулирует развитие речи.

• Игры с пальчиками создают благоприятный эмоциональный фон, развивают умение подражать взрослому, учат вслушиваться и понимать смысл речи, повышают речевую активность ребенка.

• Ребенок учится концентрировать свое внимание и правильно его распределять.

• Если ребенок будет выполнять упражнения, сопровождая их короткими стихотворными строчками, то его речь станет более четкой, ритмичной, яркой, и усилится контроль за выполняемыми движениями.

Развивается память ребенка, так как он учится запоминать определенные положения рук и последовательность движений (лучшему запоминанию поможет яркий рисунок на правой странице).

• У ребенка развивается воображение и фантазия. Овладев всеми упражнениями, он сможет «рассказывать руками» целые истории.

• В результате освоения всех упражнений кисти рук и пальцы приобретут силу, хорошую подвижность и гибкость, а это в дальнейшем облегчит овладение навыком письма.

Все упражнения разделены на три группы.

1 группа.Упражнение для кистей рук:

развивают подражательную способность, достаточно просты и не требуют тонких дифференцированных движений;

• учат напрягать и расслаблять мышцы

развивают умение сохранять положение пальцев некоторое время

• учат переключаться с одного движения на другое.

2 группа. Упражнения для пальцев условно статические:

• совершенствуют полученные ранее навыки на более высоком уровне и требуют более точных движений.

3-я группа. Упражнения для пальцев динамические:

развивают точную координацию движений

• учат сгибать и разгибать пальцы рук

• учат противопоставлять большой палец остальным.

Все упражнения будут полезны не только детям с задержкой в развитии речи или какими-либо её нарушениями, но и детям, у которых речевое развитие происходит своевременно.

С какого возраста можно начинать выполнять эти упражнения?

• В Японии упражнения для пальчиков начинают выполнять с трёхмесячного возраста. Некоторые специалисты советуют заниматься пальчиковой гимнастикой с 6-7 месяцев. Но и в более позднем возрасте занятия будут очень полезны и эффективны.

• Начинать можно с ежедневного массажа по 2-3 минуты кистей рук и пальцев:

• поглаживать и растирать ладошки вверх — вниз;

• разминать и растирать каждый палец вдоль, затем — поперёк;

• растирать пальчики спиралевидными движениями.

Затем можно выполнять некоторые упражнения 3-й группы, но в пассивной форме, то есть Вы сами сгибаете, разгибаете пальчики малыша и совершаете другие энергетические движения, сопровождая их

ритмичными строчками. При этом важно, чтобы в упражнениях участвовали все пальчики.

Примерно с 10 месяцев кроме пассивных упражнений 3-й и 2-й групп ребёнка нужно учить:

• катать между ладошками и пальчиками шарики и палочки разного размера;

• рвать бумагу, отщипывать кусочки от куска глины или пластилина;

• перекладывать из одной коробки в другую разные мелкие предметы (бусинки, пуговки м т. п.) одной рукой или двумя одновременно.

Затем ребенка можно начинать учить движениям, имитирующим знакомые ему действия и предметы (упражнения 1-й группы).

После освоения упражнений 1-й группы приступайте к выполнению упражнений 2-й и 3-й групп, но уже в активной форме, то есть все упражнения ребёнок выполняет сам.

Если же вы начинаете заниматься с детьми в возрасте 4-х лет и старше, то отрабатывайте последовательно все упражнения, начиная с 1-й группы.

Помните! Любые упражнения будут эффективны только при регулярных занятиях. Занимайтесь ежедневно около 5 минут.

Использование дидактических игр по развитию мелкой моторики у детей с нарушением зрения Игра позволяет включить в процесс познания окружающего все анализаторы. При этом надо заметить, что дети испытывают затруднения при обследовании.

Мастер-класс для педагогов на тему: «Развитие мелкой моторики руки с учетом здоровьесберегающих технологий» Цель: Познакомить педагогов, участвующих в мастер-классе, с нетрадиционными методами развития мелкой моторики и приемами их использования.

Мастер-класс для педагогов. Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста. Часть I. Мастер – класс для педагогов. «Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста. Часть I. Подготовила: Барсукова. С. Н. Цель:.

Памятка для родителей «Развитие в быту мелкой моторики ребенка с нарушением зрения» Развитие осязания и мелкой моторики — помогают ребенку с нарушением зрения исследовать, сравнивать, класси-фицировать окружающие его предметы,.

Проект «Развитие мелкой моторики посредством бизиборда» Проект в ДОУ на тему: «Развитие мелкой моторики через Бизиборд» I.Структура проекта: Актуальность В дошкольном образовательном учреждении.

Развитие мелкой моторики посредством творчества у детей с ОНР О чудесных свойствах мелкой моторики сказано достаточно много. Наши мудрые предки из поколения в поколение передают забавные народные потешки:.

Развитие мелкой моторики посредством пластилинографии «Ум ребенка на кончиках пальцев» Подготовить ребенка к школе – это значит сформировать в нем такие качества и свойства в процессе разных.

Развитие мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста с нарушением интеллекта на индивидуальных занятиях. Немаловажную роль в успешности интеллектуального и психофизического развития ребенка играет сформированная мелкая моторика. Мелкая моторика.

Источник

Читайте также:  Инструкция по охране труда при проведении занятий по гимнастике иот 017
Оцените статью