Пальчиковая гимнастика для детей раннего возраста это

Пальчиковые игры с детьми раннего возраста

Лариса Усатая
Пальчиковые игры с детьми раннего возраста

Очень важно с самого раннего возраста правильно развивать мышцы ребенка, чтобы в будущем у него была правильная моторика и хорошая реакция. Особенно важно это для развития ладошек и пальцев ребенка, ведь от этого зависит его дальнейшая жизнь.

Действительно, рука имеет большое «представительство» в коре головного мозга, поэтому пальчиковая гимнастика имеет большое значение для развития ребенка.

“Ум ребенка находится на кончиках его пальцев”

В. А. Сухомлинский

Доказано, что уровень развития психических процессов находится в прямой зависимости от степени сформированности мелкой моторики рук. Существует тесная взаимосвязь между координацией мелких движений рук и речью. Уровень развития речи всегда находится в прямой зависимости от степени развития мелких движений пальцев рук.

Для определения уровня развития речи детей первых лет жизни,разработан следующий метод: ребенка просят показать один пальчик, два пальчика, три. Дети, которым удаются изолированные движения пальцев, — говорящие дети. Если пальчики напряженные, сгибаются или разгибаются только вместе или, напротив, вялые и не дают изолированных движений, то это не говорящие дети. До тех пор, пока движения пальцев не станут свободными, развития речи и, следовательно, мышления добиться не удастся.

Наблюдая за вновь пришедшими детьми, я заметила, что,у многих детей недостаточно развита мелкая моторика рук: одни не могли правильно держать ложку во время еды, другие карандаш или кисточку при рисовании. Детям тяжело собирать мозаику, играть с мячом, застегивать — расстегивать застежки – молнии и липучки на одежде.

Поэтому я начала свою работу по развитию мелкой моторике рук с помощью пальчиковой гимнастики, работой с пластилином, с бумагой (отрывать, комкать, скатывать, дидактическим материалом (мозаика, нанизывание бус, крупные пазлы и т. д.)

Игры с пальчиками развивают не только ловкость и точность рук, но и мозг ребенка, стимулируют творческие способности, фантазию и речь.

При выполнении мелких движений пальцев рук происходит давление на кончики пальцев и активизация незрелых клеток коры головного мозга, отвечающих за формирование речи ребенка.

Вот почему при выполнении разнообразных движений пальцами рук происходит развитие речи, а значит и мышление ребенка, так как в данном возрасте эта связь очень сильна.

Игры в которые мы играем:

Шубка мягкая у кошки,

Ты погладь ее немножко.

(Расслабленными пальцами одной руки погладить ладонь другой руки.)

-С помощью взрослого показывают простую фигурку одной рукой (лучики, коготки, колечко, клювик)

Мы капусту рубим-рубим,

Мы морковку трем-трем,

Мы капусту солим-солим,

Мы капусту жмем-жмем.

(Имитируют движения в соответствии с текстом.)

Зайка серенький сидит,

Он ушами шевелит.

Вот так, вот так.

Он ушами шевелит.

(Указательный и средний пальцы развести в стороны, остальные сжать в кулачок. Пошевелить «ушками»)

Фигурки учатся изображать сначала одной рукой, затем другой, после – двумя руками вместе.

«Зайка книгу нашёл»

Зайка книгу нашел,

И открыл, и прочел,

А закрыл, все забыл.

А закрыл, опять забыл.

(Ладони прижаты друг к другу, пальцы расположены горизонтально. На слове «открыл» — ладони открыть, мизинцы прижаты друг к другу. На слове «закрыл» — ладони прижимаются друг к другу.)

Вот кулак, показать кулак левой руки

А вот – ладошка, раскрыть пальцы, ладонь вверх

На ладошку села кошка. «когти» правой руки водят по ладошке левой

Села мышек посчитать,

Раз, два, три, четыре пять. правой рукой загибать по одному пальцу левой

Мышки очень испугались, вращать кулаком

В норки быстро разбежались спрятать кулак под правую подмышку

Ехал, ехал паровоз руки в «замок», большие пальцы вращаются

Прицепил вагон, повез. сцепить указательные пальцы

Ехал, ехал паровоз

Прицепил вагон, повез…

Солнце светит очень ярко,

И ребятам стало жарко.

Достаем красивый веер —

Пусть прохладою повеет.

Соединить прямые пальцы рук. Расслабить руки от локтя, превратив их в большой веер, который обмахивает лицо ветерком.

Сидит белка на тележке,

Продает она орешки:

Поочередно разгибать все пальцы, начиная с большого.

«Этот пальчик бабушка…»

Цель. Обучение ребенка точным движениям пальцев правой и левой руки. Развивать у ребенка умение загибать пальчики в порядке очередности, начиная с мизинца. Развивать умение договаривать выделенное слово.

Цель. Развивать умения координировать движения пальцев правой и левой руки (поочередно загибать пальчики) ; выполнять движения в соответствии с текстом.

«Как на нашем на лугу…»

Игра направлена на развитие умения производить ритмичные движения руками и пальцами при одновременном проговаривании потешки.

игра направлена на закрепление умений детьми выполнять различные движения пальцами.

И многие другие.

Целью занятий по развитию ловкости и точности пальцев рук является развитие взаимосвязи между полушариями головного мозга и синхронизация их работы. В правом полушарии мозга возникают образы предметов и явлений, а в левом они вербализируются, т. е. находят словесное выражение. А происходит этот процесс благодаря «мостику» между правым и левым полушариями. Чем крепче этот мостик, считают ученые, тем быстрее и чаще по нему идут нервные импульсы, активнее мыслительные процессы, точнее внимание, выше способности.

Пальчиковые игры влияют на пальцевую пластику, руки становятся послушными, что помогает ребенку в выполнении мелких движений, необходимых в рисовании, а в будущем и при письме. Ученые рассматривают пальчиковые игры как соединение пальцевой пластики с выразительным речевым интонированием. А это значит, что пальчиковая гимнастика влияет не просто на развитие речи, но и на ее выразительность, формирование творческих способностей.

Пальчиковые игры, по мнению ученых, – это отображение реальности окружающего мира — предметов, животных, людей, их деятельности, явлений природы.

Пальчиковые игры для детей 2–3 лет Сегодня мы поговорим о том, какие пальчиковые игры для детей 2-3 лет являются наиболее эффективными и почему. И, конечно, вы найдете в статье.

Проект «Речь ребёнка на кончиках пальцев» для детей раннего возраста «Истоки способностей и дарований детей находится на кончиках пальцев». В. А. Сухомлинский. Тип проекта: ролево – игровой. Автор проекта:.

Источник

Значение пальчиковых игр в развитии детей раннего возраста

Светлана Тезикова
Значение пальчиковых игр в развитии детей раннего возраста

«Ум ребенка находится на кончиках его пальцев».

В. А. Сухомлинский

Поговорим о «пальчиковых» играх, которые и обучением-то назвать сложно. Веселое, увлекательное и полезное занятие! Чтобы научить малыша говорить, необходимо не только тренировать его артикуляционный аппарат, но и развивать мелкую моторику рук, которая ведет к развитию мозга ребенка, стимулируют развитие речи, творческие способности, фантазию.

Простые движения помогают убрать напряжение не только с самих рук, но и расслабить мышцы всего тела. Они способны улучшить произношение многих звуков. В общем, чем лучше работают пальцы и вся кисть, тем лучше ребенок говорит.

О пальчиковых играх можно говорить как о великолепном универсальном, дидактическом и развивающем материале. Методика и смысл данных игр состоит в том, что нервные окончания рук воздействуют на мозг ребенка и мозговая деятельность активизируется. Пальчиковые игры- хорошие помощники для того, чтобы подготовить руку ребенка к письму, развивать координацию. Благодаря пальчиковым играм ребенок получает разнообразные сенсорные впечатления, у него развивается внимательность и способность сосредотачиваться. Такие игры формируют взаимоотношения между взрослым и ребенком.

Работу по тренировке пальцев рук можно начинать с детьми в возрасте 2-3-х лет. Пальчиковая игра это массаж пальчиков. Здесь происходит поглаживание кисти рук; растирание пальчиков от кончиков к основанию с применением небольшой силы для увеличения чувствительности; легкое надавливание на верхнюю фалангу пальца; растирание по кругу от кончика к ладошке; взять пальчик за верхушку и тихонько вращать по часовой стрелке.

Массаж большого пальца повышает функциональную активность головного мозга; массаж указательного пальца положительно воздействует на состояние желудка; массаж среднего – на кишечник; массаж безымянного – на печень и почки, массаж мизинца — на сердце. Под каждый прием можно выбрать потешку.

С 3-6 лет совершенствуйте технику уже освоенных пальчиковых игр, начинайте работать с пальчиковыми рассказами. Помимо этого практикуйте игры с мозаикой, пазлы, нанизывание бус, бисера, пуговиц, лепку из глины или пластилина, используйте веревочки различной толщины для завязывания и развязывания узелков и т. д. В три года ребенок должен уметь показывать три пальчика отдельно друг от друга. К 4,5 годам он должен уметь правильно зашнуровывать и завязывать шнурки, развязывать узелки. Уверенно держать карандаш и заштриховывать картинку, не выходя за контур.

Запомните, что игры с пальчиками малыша подбирают с учетом его возможностей и постепенно усложняются. Не требуйте от ребенка ничего несоответствующего его психомоторному и физическому развитию.

Для начала разогрейте пальчики: несколько раз согните и разогните их. Можно поиграть в жмурки и вместо хлопков в ладоши попищать резиновыми игрушками. А затем приступить к пальчиковым играм.

Произносить тексты пальчиковыхигр взрослый должен максимально выразительно: то повышая, то понижая голос, делая паузы, подчеркивая отдельные слова, а движения выполнять синхронно с текстом или в паузах.

Сначала все движения выполняются медленно. Можно научить ребенка самостоятельно поддерживать одну руку другой или помогать свободной рукой действиям работающей.

При проведении игр с пальчиками необходимо следить, чтобы у локтя малыша постоянно была опора, чтобы сначала работала одна рука, затем другая, потом обе. В процессе игры темп постепенно ускоряется.

Для некоторых игр можно надевать на пальчики бумажные колпачки или рисовать на подушечках пальцев забавные рожицы.

Показывать нужно и простые, и сложные игры. Тем самым вы даете понять ребенку, что вам очень интересно играть в эту забавную игру. Ребенок становится вашим партнером по игре.

Преимуществом пальчиковых игр является то, что ими можно заниматься в любое активное время ребенка.

Можно играть в пальчиковые игры в перерывах между основными дневными играми ребенка. Более того, когда предстоит долгое ожидание, например, на приеме к врачу и т. д., можно отлично провести время с пальчиковыми играми.

Мелкую моторику ребенка можно развивать не только пальчиковыми играми. Существует множество способов ее развития. Пальчиковые игры вызывают неподдельный интерес у детей начиная с 2-2,5 лет, то есть когда они понимают, что от них требуется. Порой они сами могут просить вас поиграть в ту или иную полюбившуюся ему игру.

ПАЛЬЧИКИ В ЛЕСУ

Поочередно загибайте все пальчики, поглаживая их от основания к кончикам,приговаривая:

Этот пальчик в лес пошел,

Этот пальчик гриб нашел,

Этот пальчик чистить стал,

Этот пальчик жарить стал,

Ну а этот взял и съел,

Потому и потолстел.

ПАЛЬЧИКИ СПЯТ

Этот пальчик хочет спать.

Этот пальчик – прыг в кровать.

Этот пальчик прикорнул.

Этот уж давно заснул.

На ладошке у меня

Пальчик — дедушка,

Пальчик — бабушка,

Пальчик — папочка,

Пальчик — мамочка.

Ну а самый крайний — я,

Это вся моя семья!

ВЫШЕЛ ПАЛЬЧИК ПОГУЛЯТЬ

1,2,3,4,5 – вышли пальчики гулять.

(Загибаем пальчики на обеих руках)

Этот пальчик в лес пошел,

(разгибаем пальчики поочередно)

Этот пальчик гриб нашел,

Ну а этот лишь смотрел!

АЙ ДА, ПАЛЬЧИК

Ай да, пальчик, где ты был?

С первым братцем суп варил,

Со вторым пирог месил,

С третьим по двору скакал,

А с четвертым в мяч играл.

С пятым только повстречался и

Скорее спать помчался.

Наши пальчики — спортсмены,

Тренировки им нужны.

(Пальчики как бы шагают, потом бегают).

(Сжимает, разжимает пальчики).

Заниматься все старались!

(Хлопает в ладоши).

МОЛОТОЧКОМ Я СТУЧУ

Молоточком я стучу,

Дом построить я хочу,

Строю я высокий дом,

Буду жить я в доме том

Мы капусту рубим, рубим,

Мы морковку трем, трем,

Мы капусту солим, солим,

Мы капусту жмем, жмем!

Рыбка плавает в водице, (движения ладошками слева направо)

Рыбке весело играть. (ладошка «ударяет по воде»)

Рыбка, рыбка, озорница, (то же самое движения)

Мы хотим тебя поймать. (хлопок в ладони).

Картотека пальчиковых игр для детей раннего возраста Картотека пальчиковых игр для детей раннего возраста «Пальчики» Пальчик о пальчик Стучать указательным пальчиком одной руки Тук – тук.

Картотека пальчиковых игр для детей раннего возраста Картотека пальчиковых игр для детей раннего возраста Составила: Потапова О. К. «Капустка» Мы капустку рубим-рубим, Мы капустку солим-солим,.

Консультация для родителей «Мои пальчики умеют». Роль пальчиковых игр в развитии детей младшего возраста Раннее детство — особый период становления органов и систем и поэтому важно своевременно закладывать основы для полноценного развития ребенка.

Консультация для воспитателей на тему «Роль пальчиковых игр в развитии детей дошкольного возраста» Консультация для воспитателей Тема: «Роль пальчиковых игр в развитии детей дошкольного возраста» Учитель-логопед Кощавцева.

Консультация «Роль пальчиковых игр в развитии речи детей младшего возраста» «Роль пальчиковых игр в развитии речи детей младшего возраста» «Истоки способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев. От пальцев,.

Значение художественной литературы в развитии детей дошкольного возраста Великие о значении литературы в жизни человека:«Литература даёт нам колоссальный, обширнейший и глубочайший опыт жизни. Она делает человека.

Значение пальчиковых игр в развитии малышей Полноценное развитие ребёнка в дошкольном возрасте – это первостепенный вопрос, который всегда волнует и родителей, и педагогов, ведь впереди.

Значение прогулки в развитии детей дошкольного возраста Значение прогулки в развитие детей дошкольного возраста. Прогулка в детском саду являются важнейшей составляющей образовательного и воспитательного.

Значение театральной деятельности в развитии детей дошкольного возраста Театр — один из самых доступных видов искусства для детей, помогающий решить многие актуальные проблемы педагогики и психологии связанные.

Значение загадки в развитии детей дошкольного возраста Загадка – одна из малых форм устного народного творчества, в которой в предельно сжатой, образной форме даются наиболее яркие, характерные.

Источник

Читайте также:  Тренировка голоса по нотам
Оцените статью