Почему же пальчиковые игры для малышей так полезны?
Пальчиковые игры – это замечательный способ развить мелкую моторику малыша, поднять ему настроение и расшевелить или, наоборот, успокоить непоседу.
Почему же пальчиковые игры для малышей так полезны?
Пальчиковые игры основаны на том, что детская ручка имеет огромное количество так называемых «представителей», которые расположены в коре головного мозга. Это объясняет то факт, что в становлении речи и развитии малыша важное место занимает правильное формирование и развитии кисти, а особенно – пальчиков. Ведь малыши начинают осваивать речь только тогда, когда их пальчики приобретают некоторую точность. Образно говоря, маленькие детские ручки «готовят почву» для развития речи. Кроме этого, пальчиковые игры для малышей помогают детскому мозгу развить взаимосвязь между левым и правым полушариями и синхронизировать их работу. Чем крепче становится мостик между полушариями, чем чаще по нему проходят нервные импульсы, чем больше их скорость и активнее процессы мышления, тем более способным и внимательным будет Ваш малыш. Поэтому, если Вы стремитесь к тому, чтобы малыш научился хорошо разговаривать, быть ловким и способным к обучению, тренируйте его пальчики и кисти с самого рождения.
Каких правил следует придерживаться, организовывая пальчиковые игры для малышей?
Пальчиковые игры для самых маленьких имеют некоторые отличительные особенности. Ведь, если детки постарше уже сами стремятся подражать взрослым и копировать их движения, то самых маленьких нужно этому всему научить и заинтересовать.
Пальчиковые игры до года должны основываться на следующих рекомендациях :
Для достижения максимального эффекта уже с самых первых месяцев жизни малыша занятия следует проводить в комплексе. В каждое занятие должны быть включены игры на растяжение, расслабление и сжатие детских кистей, чтобы ручка развивалась гармонично. Начинать и завершать игру-занятие следует с массажа маленьких ручонок. В первые месяцы малыши не могут сами выполнять движения, поэтому их ручками должен руководить взрослый. Чтобы полушария головного мозга развивались равноценно, следует в равной мере уделять внимание обеим ручкам и следить за правильностью выполняемых упражнений. Обязательным условием успеха занятий является похвала даже самых маленьких достижений Вашего малыша.
Каковы особенности пальчиковых игр для малышей?
С детьми до года действенными будут следующие упражнения-игры: для новорожденных малышей, которые практически всегда держат ручки сжатыми в кулачки, хорошей тренировкой станет вкладывание взрослым своих указательных пальцев в ладони малыша. Ребенок рефлекторно сожмет ручки в кулачки, после чего его даже можно будет слегка приподнять. С возрастом такое упражнение поможет научиться отпускать и хватать, а, как известно, хватательный рефлекс напрямую связан с эмоциональным развитием; начиная с четырех-пяти месяцев, следует проводить массаж кистей рук и отдельно каждого пальчика, слегка массируя все фаланги по очереди. Начинать массаж лучше с поглаживаний, после чего можно перейти к поочередным сгибаниям и разгибаниям. После нескольких занятий малыш сможет выполнять такие движения самостоятельно. с малышом, достигшим 10-месячного возраста, можно переходить к развитию тонких движений кисти и пальчиков. Пальчиковые игры для малышей этого возраста могут заключаться в перебирании крупных, а затем более мелких предметов, катании деревянных шариков разного диаметра, собирании пирамидок. с карапузами, чей возраст приближается к шести месяцам, можно уже осваивать специальные пальчиковые игры, к примеру, «Сороку-белобоку». В заключение следует отметить, что пальчиковые игры дают уникальную возможность радовать малышей, а также формировать добрые отношения между непоседливыми карапузами и их родителями.
Что же включает в себя понятие пальчиковые игры?
Уже в возрасте полутора лет малышей следует учить зашнуровывать себе ботиночки и застегивать пуговицы самостоятельно. А тренировать такие сложные для карапузов навыки лучше на лоскутках ткани, к которым пришиты пуговицы разного размера, и специальных тренажерах-шнуровках. А это уже и есть довольно популярные сегодня пальчиковые игры для малышей.
Хорошей пальчиковой гимнастикой будет и рисование карандашом, и собирание конструктора. Кроме того, все малыши в возрасте от двух лет просто обожают мозаику, которая является идеальной игрушкой для развития мелкой моторики. А трехгодовалые изобретатели уже могут «завязывать дружбу» с ножницами и пластилином, создавая сказочных героев или живописные аппликации. В более старшем возрасте можно познакомить малышей с бисероплетением и вязанием.
Пальчиковые игры для малышей – это нет только целенаправленные занятия , но и повседневные действия ребенка. Например, ежедневное шнурование и завязывание шнурочков и узелков на одежде – прекрасная стимуляция маленьких пальчиков. При правильном подходе, к школе малыши уже должны идеально владеть своими пальчиками, быть ловкими и самостоятельными.
Существуют следующие типы пальчиковых игр для малышей:
· игры, которые основываются на развитии быстроты реакции . Это могут быть комплексы из похлопываний, касаний, различных движений руками, которые ребенок должен в точности повторить. Самыми широко известными играми такого типа являются «Поймай пальчик» и «Ладушки».
· игры, основанные на сюжетах сказок. В этом случае движения пальчиков сопровождает интересный рассказ с четкой сюжетной линией. Примерами игр такого типа являются «Детки в школе», «Сорока-ворона». Помимо общеизвестных сказок, прекрасным способом для развития творческих способностей ребенка является вовлечение малыша в создание собственной истории.
· игры- гимнастика . Эти пальчиковые игры представляют собой своеобразную зарядку и обычно проводятся после длительных занятий с малышами. Хорошим примером является известное всем стихотворение «Мы писали».
Можно не только применять каждый тип по отдельности, но и комбинировать их для достижения наилучшего эффекта.
Для начала попробуйте предложить Вашему ребенку следующие пальчиковые игры для малышей:
«Ласточка, перепелочка» Во время игры правая ладошка малыша должна лежать на левой ладони взрослого. При этом взрослый тихо проговаривает слово «ласточка», проводя пальцами своей правой руки вдоль большого пальчика ребенка. То же самое следует проделать еще с несколькими пальчиками, а затем, поглаживая очередной пальчик, произнести слово «перепелочка», при этом ребенок должен успеть отдернуть ручку до произнесения последнего слога. Если же малыш не успевает убрать руку, взрослый должен схватить его за кончик пальца, приговаривая: «Поймал!». После этого игра начинается снова с возможной переменой ролей взрослого и ребенка.
«Пальчики здороваются» Во время игры кончиком большого пальца правой руки необходимо поочередно касаться кончиков других пальчиков.
«Слоненок» Средний палец ребенка, представляющий собой хобот слоненка, должен быть направлен вперед, а с помощью указательного и безымянного пальчиков малыш показывает, как слоник ходит.
«Паучок» Большой палец правой руки нужно сомкнуть с указательным пальцем левой руки, и наоборот. Затем необходимо разомкнуть нижнюю пару пальцев, а после – снова сомкнуть пальчики над верхней парой. Такие же движения должны проделать все остальные пальчики, поочередно создавая пары с большими пальцами.
«Перетяжки» Взрослый и ребенок (или двое малышей) сцепляются несколькими пальцами рук, после чего каждый из играющих старается перетянуть соперника в свою сторону. Необходимо отметить, что выполнять пальчиковые игры для малышей лучше медленно, повторяя игру не менее трех раз для каждой ручки, и только затем выполнять движения двумя руками одновременно. При этом на протяжении всей игры взрослые должны контролировать правильную постановку кисти малышей и четкие переходы между движениями. Корректировать игру ребенка можно только спокойным и доброжелательным тоном, заверяя малыша в успехе.
Упражнения и игры для пальчиков – довольно эффективное средство для развития правильной речи малышей, что особенно важно в дошкольном возрасте.
Польза пальчиковых игр очевидна. Ведь разучивание текстов с сопровождающей их «пальчиковой» гимнастикой стимулирует развитие речи, эмоциональную выразительность.
Пальчиковые игры для развития речи – польза и радостное общение одновременно . Пальчиковая гимнастика, совмещаемая с разучиванием текстов – один из наилучших способов стимулировать не только развитие речи, но и внимание, пространственное мышление, быстроту реакции и воображение. Пальчиковые игры для развития речи дают малышу возможность легче запомнить стихотворные тексты и сделать речь максимально выразительной. Однако игры с пальчиками не только эффективно развивают мелкую моторику и речь, но и способствуют радостному общению малыша и его близких. Ведь проведение таких игр подразумевает усаживание ребенка на руки, теплые нежные прикосновения, поглаживания маленьких пальчиков, щекотание, легкие раскачивания. Такое близкое общение обязательно доставит малышу море положительных эмоций, а также создаст почву для его гармоничного развития, как интеллектуального, так и эмоционального. Немаловажным фактором, важным для развития речи, является то, что все действия, которые малыш повторяет в пальчиковых играх, сопровождают небольшие стихи. А ведь именно стихотворная форма легче всего запоминается маленькими детьми. В некотором смысле, рифма является средством успокоения и утешения для маленького ребенка.
Разучивать пальчиковые игры для развития речи следует поэтапно:
1. Сначала взрослый должен продемонстрировать предстоящую игру малышу.
2. На втором этапе взрослый знакомит малыша с игрой, манипулируя уже не своими руками, а пальчиками ребенка.
3. Теперь уже малыш и взрослый могут выполнять движения игры одновременно, но за взрослым остается проговаривание текста.
4. На этом этапе пальчиковой игры для развития речи малыш должен выполнять движения сам, а взрослый только проговаривает текст. Но, если маленькому человечку вдруг понадобится помощь, он должен обязательно ее получить.
5. Теперь уже ребенок не только самостоятельно выполняет движения игры, но и проговаривает стишок, а задача взрослого – подсказать малышу и помочь.
Если придерживаться такой схемы, то Вы обязательно достигнете наилучших результатов.
Рекомендации по пальчиковым играм
Чтобы пальчиковые игры для развития речи приносили пользу и были малышу в радость, следует придерживаться следующих рекомендаций:
· если в задуманной Вами игре присутствуют незнакомые ребенку персонажи или понятия, следует предварительно его ознакомить с ними с помощью игрушек или картинок;
· для начала лучше подбирать такие игры, сюжет которых дает возможность взрослому «побегать» своими пальцами по спинке или ручке ребенка, погладить его или пощекотать;
· для успеха мероприятия следует проводить игру с крайне выразительной мимикой; чтобы малышу было легче воспринимать информацию, следует делать паузы в подходящих местах, а также комментировать движения с правильной интонацией;
· для начала лучше остановиться на двух-трех играх, а когда они будут освоены, можно переходить к новым;
· чтобы пальчиковые игры для развития речи дарили позитив, не акцентируйте внимание на промахах ребенка, а хвалите его за любой успех.
В заключение хотелось бы отметить, что степень увлечения малыша пальчиковыми играми целиком и полностью зависит от взрослого. Поэтому с детками помладше следует быть ласковыми и спокойными, а прикосновения должны отличаться осторожностью, а для малышей старше четырех-пяти лет очень важным аспектом является выразительная мимика и интересная речь взрослого, поэтому, работая с этой возрастной категорией, стихи лучше заучивать наизусть.
Источник
Консультация для родителей «Польза пальчиковой гимнастики для детей дошкольного возраста»
Ольга Табаева
Консультация для родителей «Польза пальчиковой гимнастики для детей дошкольного возраста»
Консультация для родителей «Польза пальчиковой гимнастики для детей дошкольного возраста»
Подготовила воспитатель МБДОУ №224 Табаева Ольга Георгиевна.
Консультация для родителей «Польза Пальчиковой гимнастики для детей дошкольного возраста»
Польза от пальчиковой гимнастики огромна. Развитие тонких движений пальцев очень хорошо влияет на функционирование речевых зон коры головного мозга. Иначе говоря, делая зарядку для пальчиков, ребенок стимулирует клетки головного мозга, т. к. мозг напрямую связан с работой пальцев. К тому же пальчиковая гимнастика способствует концентрированию внимания, а в дальнейшем облегчит будущим школьникам усвоение навыков письма. Ну, и, следует учитывать, что подобные игры — еще один способ общения между мамой и ребенком. Пальчиковая гимнастика развивает ловкость, подвижность, а веселые стишки помогают снять нервное напряжение. Но это далеко не вся польза, какую приносят пальчиковые игры. Мозг ребенка осваивает огромный объем информации. Если какая-либо его функция не развита своевременно, то в последующем ее полноценное усвоение будет невозможно. Развитие мозга очень сильно зависит от двигательной активности ребенка, а особенно — от движений пальцев рук (то есть от тонкой моторики). «Пальчиковая гимнастика» являются очень важной частью работы по развитию мелкой моторики. Игры эти очень эмоциональны, увлекательны. Они способствуют развитию речи, творческой деятельности. «Пальчиковые игры» как бы отображают реальность окружающего мира — предметы, животных, людей, их деятельность, явления природы. В ходе «пальчиковых игр» дети, повторяя движения взрослых, активизируют моторику рук. Тем самым вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности.
«Пальчиковые игры» — это инсценировка каких-либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев.
Пальчиковые игры дают возможность родителям играть с малышами, радовать их и, вместе с тем развивать речь и мелкую моторику. Благодаря таким играм ребёнок получает разнообразные сенсорные впечатления, у него развивается внимательность и способность сосредотачиваться. Такие игры формируют добрые взаимоотношения между детьми, а также между взрослым и ребёнком.
Персонажи и образы пальчиковых игр: паучок и бабочка, коза и зайчик, дерево и птица, солнышко и дождик нравятся малышам с полутора-двух лет, и дети с удовольствием повторяют за взрослыми тексты и движения. Одни пальчиковые игры готовят малыша к счёту, в других — ребёнок должен действовать, используя обе руки, что помогает лучше осознать понятия выше и ниже, сверху и снизу, право и лево. Игры, в которых малыш ловит или гладит руку взрослого или другого ребёнка, хлопает его по руке, или загибает пальцы партнёра по игре, важны для формирования чувства уверенности у ребёнка.
Выполняя упражнение, сначала объясните, как выполняется то или иное упражнение, покажите позу пальцев и кисти. Постепенно от показа отказываются, остаются только словесные указания. Только если ребенок действует неправильно, надо снова показать ему верную позу. Сначала все упражнения выполняются медленно. Если ребенок не может самостоятельно принять позу и выполнить требуемое движение, надо взять его руку в свою и действовать вместе с ним. Можно научить в случае необходимости ребенка самого поддерживать одну руку другой или помогать свободной рукой действиям работающей.
Начинать пальчиковые игры надо с разминки пальцев: сгибания и разгибания. Можно использовать для этого упражнения резиновые игрушки с пищалками.
Произносить тексты пальчиковыхигр взрослый должен максимально выразительно: то повышая, то понижая голос, делая паузы, подчёркивая отдельные слова, а движения выполнять синхронно с текстом или в паузах. Малышам трудно проговаривать текст, им достаточно выполнять движения вместе со взрослым или с его помощью. Для некоторых игр можно надевать на пальчики бумажные колпачки или рисовать на подушечках пальцев глазки и ротик.
Пальчиковые игры побуждают малышей к творчеству, и в том случае, когда ребёнок придумывает к текстам свои, пусть даже не очень удачные движения, его надо похвалить
Четырехлетние дошкольники могут играть в эти игры, используя несколько событий, сменяющих друг друга. Более старшим детям можно предложить оформить игры разнообразным реквизитом — мелкими предметами, домиками, шариками, кубиками и т. д.
Работу по развитию движений пальцев и кисти рук следует проводить систематически по 2-5 минут ежедневно.
Выполняя пальчиками различные упражнения, ребенок развивает мелкие движения рук. Пальцы и кисти приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений. Как правило, если движения пальцев развиты в соответствии с возрастом, то и речевое развитие ребенка в пределах возрастной нормы. Поэтому тренировка движений пальцев и кисти рук является важнейшим фактором, стимулирующим речевое развитие ребенка, способствующим улучшению артикуляционных движений, подготовки кисти руки к письму и, что не менее важно, мощным средством, повышающим работоспособность коры головного мозга, стимулирующим развитие мышления ребенка.
Малыши, которые регулярно занимаются пальчиковой гимнастикой, быстрее учатся писать, лучше говорят, обладают хорошей памятью, развивают координацию движений, скорее успокаиваются после стресса.
Пальчиковую гимнастику можно использовать как физкультминутку, дающую отдых после или во время интеллектуальных игр и занятий.
На большом диване в ряд
Куклы Катины сидят: (Попеременно хлопают в ладоши и стучат кулачками.)
Два медведя, Буратино, (загибают поочередно все пальчики.)
И веселый Чиполлино,
И котенок, и слоненок.
Раз, два, три, четыре, пять (Разгибают поочередно пальчики.)
Помогаем нашей Кате (Попеременно хлопают в ладоши и стучат кулачками.)
Мы игрушки сосчитать.
Раз, два, три, четыре, пять (Загибают пальчики, начиная с большого.)
Будем листья собирать. (Сжимают и разжимают кулачки.)
Листья березы, (Загибают пальчики, начиная с большого.)
Листья осины, листики дуба мы соберем,
Маме осенний букет отнесем («Шагают» по столу средним и указательным пальчиками.)
Ёжик топал по дорожке
И грибочки нёс в лукошке.
Чтоб грибочки сосчитать,
Нужно пальцы загибать.
Дети загибают по очереди пальцы сначала на левой, потом на правой руке. В конце упражнения руки у них должны быть сжаты в кулачки. Повторяют упражнение несколько раз.
Наши пальцы сжались тесно.
Что такое? Интересно!
Видно, им прохладно стало.
Их укроем одеялом.
Дети сжимают левую руку в кулачок, а правой обхватывают его и сильно сжимают. Затем меняют руки. Потом опускают руки и слегка трясут ими. Повторяют упражнение несколько раз.
Роль пальчиковой гимнастики в развитии речи Гипотеза: использование пальчиковых игр в различных видах деятельности способствует речевому развитию ребенка, открывает возможности для.
Консультация для родителей «Телевизор — вред или польза для детей?» Часто приходится слышать от родителей два совершенно противоположных мнения о значении телевизора в семье. «Мой ребёнок готов сидеть всё.
Консультация для родителей «Ребенок и компьютер. Вред и польза» «Ребёнок и компьютер. Вред и польза» В наше время компьютеры так глубоко проникли во все сферы нашей жизни, что жизнь без этой умной машины.
Консультация для родителей «В чём польза кукольного пальчикового театра?» Театрально-игровая деятельность в детском саду – это одна из интересных форм занятий с детьми, она занимательна, развивает интеллект, речь,.
Консультация для родителей «В чем польза пальчикового театра?» Пальчиковый театр не только занимателен и интересен малышам и взрослым, но и он несёт в себе огромный развивающий потенциал. Физический.
Консультация для родителей: «Влияние артикуляционной гимнастики при постановке звуков у детей дошкольного возраста» В настоящее время все чаще у детей в дошкольном возрасте возникает дислалия. Это зависит от многих факторов: подражание неправильной речи,.
Консультация для родителей «Закаливание детей дошкольного возраста» Как вырастить своего ребенка здоровым и крепким? Как защитить его от болезней?Такие вопросы беспокоят каждую маму и каждого папу. Почему.
Перспективный план (из опыта работы «Роль пальчиковой гимнастки в развитии речи детей младшего дошкольного возраста») Перспективный план. Сроки проведения тема Виды работ, пальчиковые игры Работа с родителями Сентябрь 1 неделя «Мы играем» • Самомассаж.
Польза дыхательной гимнастики Для правильного формирования звукопроизношения у детей дошкольного возраста очень полезна дыхательная гимнастика, т. к. данные упражнения.
Источник