- Подборка пальчиковых гимнастик в стихах для детей дошкольного возраста
- Что дает пальчиковая гимнастика детям?
- • Способствует овладению навыками мелкой моторики.
- Технология сохранения и стимулирования здоровья. Пальчиковая гимнастика
- Технология сохранения и стимулирования здоровья.
- Ум на кончиках пальцев.
Подборка пальчиковых гимнастик в стихах для детей дошкольного возраста
Татьяна Кондугашева
Подборка пальчиковых гимнастик в стихах для детей дошкольного возраста
Движение пальцев и кистей рук имеют особое, развивающее воздействие. На ладони и на стопе находится около 1000 важных, биологически активных точек. Воздействуя на них, можно регулировать функционирование внутренних органов организма. Так, массируя мизинец, можно активизировать работу сердца, безымянный палец — печени, средний — кишечника, указательный — желудка, большой — головы. Влияние воздействия руки на мозг человека было известно еще до нашей эры. Специалисты восточной медицины утверждают что игры с участием рук и пальцев приводят в гармоничное отношение тело и разум, поддерживая мозговые системы в отличном состоянии.
Если развитие движений пальцев рук соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы; если развитие движений пальцев отстает (ребенок неправильно держит ложку, с трудом справляется с карандашом, кисточкой, ножницами, пластилином, не может открутить и закрутить не только мелкие, но и крупные гайки конструктора, то задерживается и речевое развитие, хотя общая моторика при этом может быть нормальной и даже выше нормы.
Что дает пальчиковая гимнастика детям?
• Способствует овладению навыками мелкой моторики.
• Помогает развивать речь.
• Повышает работоспособность коры головного мозга.
• Развивает у ребенка психические процессы: мышление, внимание, память, воображение.
Раз, два, три, четыре, пять –
Будем листья собирать. (Сжимают и разжимают кулачки).
Листья березы, (Загибают большой палец).
Листья рябины, (Загибают указательный палец).
Листики тополя, (Загибают средний палец).
Листья осины, (Загибают безымянный палец).
Листики дуба мы соберем, (Загибают мизинец).
Маме осенний букет отнесем. (Сжимают и разжимают кулачки).
Мы сегодня рисовали,
Наши пальчики устали. (Сжимают и разжимают кулачки).
Наши пальчики встряхнем,
Рисовать опять начнем. (Пошевелить всеми пальцами).
Сидит белка на тележке, (Сжимают и разжимают кулачки).
Продает она орешки:
Лисичке-сестричке, (Поочередно разжимают пальцы).
И зайчику- трусишке.
Карандаш в руках катаю, (Прокатывать карандаш между большим
Между пальчиков верчу. пальцем и поочередно всеми остальными).
Непременно каждый пальчик
Быть послушным научу!
Наша группа
В нашей группе все друзья. (Ритмично стучат кулачками по столу)
Самый младший — это я. (Разжимают пальчики поочередно
Это Маша, начиная с мизинца).
Дружба
Дружат в нашей группе (Хлопают в ладоши.)
Девочки и мальчики.
Мы с тобой подружим (Стучат кулачками друг об друга.)
Раз, два, три, четыре, пять (Загибают пальчики поочередно, начиная с мизинца.)
Будем снова мы считать.
Раз, два, три, четыре, пять (Загибают пальчики поочередно, начиная с мизинца, на др. руке.)
Мы закончили считать.
Как живёшь?
— Как живёшь? — Вот так! (Показать большой палец)
— А идешь? — Вот так»! («Шагать» пальчиками по столу)
-Как даешь? — Вот так! (Протягивать открытую ладонь)
— Ждёшь обед? — Вот так! (Кулачок подпирает лицо)
— Машешь вслед? — Вот так! (Помахать рукой)
-Утром спишь? — Вот так! (2 ладошки под щекой)
— А шалишь? — Вот так! (Щёки надули и руками лопнули)
Девочки и мальчики
Наши девочки и мальчики (Дети держат руки на поясе)
Ловко прыгают как мячики (Прыгают)
Головой слегка качают (Качают головой)
И красиво приседают (Приседают)
Ручками хлопают вот так, вот так (Хлопки 4 раза)
Ножками топают вот так, вот так (Топают 4 раза)
Кулачки сжимают вот так. вот так (Показывают один кулачок, портом другой)
Ладошки раскрывают вот так, вот так (Поочерёдно раскрывают ладошки)
На ладошки мы подуем (Дуют поочерёдно на обе ладошки)
Наши пальчики разбудим. (Шевелят пальчиками)
Месим тесто
Тесто мнем, мнем, мнем! (Руками имитируем процесс вымешивания теста)
Тесто жмем, жмем, жмем! (Очень энергично сжимаем и разжимаем руки в кулачки, одновременно и поочередно)
Пироги мы испечем. (Руками совершаем движения, как будто лепим снежки)
Салат
Мы морковку чистим- чистим (Энергично проводят кулачком правой руки по ладони левой).
Мы морковку трём-трём, (Прижимают кулачки к груди и делают ими резкие движения вперёд-назад).
Сахарком её посыплем («Посыпают сахарком», мелко перебирая пальчиками).
И сметанкою польём. (Кулачком делают движения сверху вниз, как бы поливая).
Вот какой у нас салат, Протягивают ладони вперёд).
Витаминами богат! (Поглаживают ладошкой живот)
Компот
Будем мы варить компот, (Левую ладошку держат «ковшиком», указательным пальцем правой руки «мешают»).
Фруктов нужно много. Вот:
Будем яблоки крошить, (Загибают пальчики по одному, начиная с большого)
Грушу будем мы рубить.
Отожмем лимонный сок,
Слив положим и песок.
Варим, варим мы компот. (Опять «варят» и «мешают»).
Угостим честной народ.
Много мебели в квартире
Раз, два, три, четыре, (Загибают пальчики, начиная с большого, на обеих руках).
Много мебели в квартире. (Сжимают – разжимают кулачки).
В шкаф повесим мы рубашку, (Загибают пальчики, начиная с большого).
А в буфет поставим чашку.
Чтобы ножки отдохнули,
Посидим чуть-чуть на стуле.
А когда мы крепко спали,
На кровати мы лежали.
А потом мы с котом
Посидели за столом,
Чай с вареньем дружно пили. (Попеременно хлопают в ладоши и стучат кулачками).
Много мебели в квартире.
Помощники
Раз, два, три, четыре, (Удар кулачками друг о друга, хлопок в ладоши; повторить).
Мы посуду перемыли: (Одна ладонь скользит по другой по кругу).
Чайник, чашку, ковшик, ложку (Загибают пальчики по одному, начиная с большого).
И большую поварешку.
Мы посуду перемыли, (Одна ладонь скользит по другой).
Только чашку мы разбили, (Загибают пальчики по одному, начиная с большого).
Ковшик тоже развалился,
Нос у чайника отбился.
Ложку мы чуть-чуть сломали,
Так мы маме помогали. (Удар кулачками друг о друга, хлопок в ладоши; повторить).
Снежок
Раз, два, три, четыре (Загибают пальчики по одному, начиная с большого).
Мы с тобой снежок слепили. («Лепят» меняя положение ладоней).
Круглый, крепкий, очень гладкий (Показывают круг, сжимают ладони вместе, гладят одной ладонью другую).
И совсем, совсем не сладкий. (Грозят пальчиком.)
Раз – подбросим. (Смотрят вверх, подбрасываю воображаемый снежок).
Два – поймаем. (Приседают, ловят воображаемый снежок).
Три – уроним (Встают, роняют воображаемый снежок).
И … сломаем. (Топают).
Транспорт
Автобус, троллейбус, машина, трамвай –
О них ты на улице не забывай. (Соединение пальцев по очереди с большим)
В морях – корабли, ледоколы, суда, (То же пальцами другой руки)
Они очень редко заходят сюда.
Кормушка
Сколько птиц к кормушке нашей (Ритмично сжимают и разжимают кулачки.)
Прилетело? Мы расскажем.
Воробей, (На каждое название птицы загибают по одному пальчику.)
Шесть щеглов и голубей,
Дятел в пестрых перышках.
Всем хватило зернышек. (Опять сжимают и разжимают кулачки.)
На водопой
Жарким днем лесной тропой («Шагают» по столу).
Звери шли на водопой.
За мамой лосихой топал лосенок, (На каждое двустишие разгибают
За мамой лисицей крался лисенок, по одному пальчику, начиная с мизинца).
За мамой ежихой катился ежонок,
За мамой медведицей шел медвежонок,
За мамою белкой скакали бельчата,
За мамой зайчихой косые зайчата, (Делают «ушки» «шагают» по столу).
Волчиха вела за собою волчат,
Все мамы и дети напиться хотят.
Весёлый человечек
Я – веселый человечек,
Я – веселый человечек,
Очень я играть люблю. (Указательные и средние пальчики обеих рук «шагают» по столу).
Разотру ладошки сильно, (Растирают ладони).
Каждый пальчик покручу,
Поздороваюсь с ним сильно
И вытягивать начну. (Охватывают каждый палец у основания и вращательными движениями поднимаются до ногтевой фаланги).
Руки я затем помою, (Потирают ладони.)
Пальчик к пальчику сложу,
На замочек их закрою
И тепло поберегу. (Складывают пальцы в замок.)
Дружные пальчики
Эти пальчики щипают, (Большим и указательным пальцем щипаем ладонь другой руки)
Эти пальчики гуляют, (Указательный и средний «идут» по другой руке).
Эти — любят поболтать, (Средний и безымянный шевелятся, трутся друг об друга, шурша).
Эти — тихо подремать, (Безымянный и мизинец прижимаем к ладони.)
А большой с мизинцем братцем
Могут чисто умываться. (Крутим большим пальцем вокруг мизинца).
Зима
Раз, два, три, четыре, пять, (Загибать пальчики по одному)
Мы во двор пришли гулять.
Бабу снежную лепили. (Имитировать лепку комков)
Птичек крошками кормили, (Крошить хлебушек всеми пальчиками)
С горки мы потом катались. (Вести указательным пальцем правой руки по ладони левой руки)
А еще в снегу валялись. (Класть ладошки на стол то одной, то другой стороной)
Все в снегу домой пришли, (Отряхивать ладошки)
Съели суп и спать легли. (Производить движения воображаемой ложкой,положить руки под щеку)
Мышка зернышко нашла
Мышка зёрнышко нашла,
И на мельницу снесла.
Намолола там муки,
Испекла всем пирожки:
Мышонку – с капустой,
Мышонку – с картошкой,
Мышонку – с морковкой,
Мышонку – с морошкой.
Для большого толстячка –
Аж четыре пирожка:
С капустой, с картошкой, с морковкой, с морошкой.
Грибы
Раз, два, три, четыре, пять! (Шагают пальчиками по столу)
Мы идем грибы искать.
Этот пальчик в лес пошел, (Загибают по одному пальчику)
Этот пальчик гриб нашел, (Начиная с мизинца)
Этот пальчик чистить стал,
Этот пальчик жарить стал,
Этот пальчик все съел,
Оттого и потолстел.
Ягоды
Раз, два, три, четыре, пять, (Пальчики обеих рук здороваются, начиная с большого)
В лес идем мы погулять. (Обе руки идут по столу)
За черникой, (Загибают пальчики, начиная с большего)
Землянику мы найдем
И братишке отнесем.
Моя семья
Знаю я, что у меня (Поднимают руку ладонью к себе)
Дома дружная семья: (И в соответствии с текстом)
Это – мама, (В определенной последовательности загибают пальцы)
Это – я, (Сначала безымянный, затем мизинец, указательный палец)
Это – бабушка моя, (Средний и большой)
И у нас разлада нет.
«Новый год в лесу». Сказка в стихах для инсценировки с детьми дошкольного возраста. Новый Год в лесу — сценарий сказки Действующие лица: Ведущий Волк Заяц Лиса Белка Медведь Куница Зебра Кабан Сорока Ворона Синица Ведущий:.
Картотека пальчиковых гимнастик. Картотека пальчиковых гимнастик. Снег руками собирали, Сжимаем и разжимаем пальцы обеих рук. Наши пальчики устали. Мы их будем растирать,.
Консультация для родителей «Развитие речи ребенка с помощью «Пальчиковых» и «Артикуляционных» гимнастик» Движение пальцев и кистей рук ребенка имеют особое развивающее значение. У новорожденного кисти всегда сжаты в кулачки, и если взрослый.
Обобщение педагогического опыта «Использование пальчиковых игр в речевом развитии детей дошкольного возраста» В настоящее время проблема воспитания детей дошкольного возраста с отклонениями в речевом развитии становится всё актуальней. С каждым годом.
Перспективный план пальчиковых игр для детей второй группы раннего возраста Дата № недели; тема недели Название Задачи Литература Сентябрь Упражнение «Дом» Разучивание потешки с помощью синхронного движения кистей.
Подборка корригирующих гимнастик после дневного сна в детском саду Гимнастика после сна предназначена для того, чтобы помочь до конца не сформировавшейся и очень ранимой детской нервной системе быстрее перейти.
Подборка пальчиковых игр для детей старшего дошкольного возраста по теме «Весна» Подборка пальчиковых игр по теме «Весна» «Пришла весна» Стучат всё громче дятлы, Синички стали петь. (Ладони сомкнуты “ковшом”, поднимаем.
Подборка пальчиковых игр на тему «Овощи и фрукты» для второй младшей группы При подготовке программы занятий в дошкольных учреждениях образования следует учитывать возрастные особенности обучающихся. Для детей в.
Сказка в стихах «Пилюлькина аптека» для детей дошкольного и младшего школьного возраста — Пилюлькина аптека — сказка В лесу на просеке Стоит аптека, Сюда приходят Звери с детками. Залетают птицы, Все хотят лечиться. Аптека.
Влияние пальчиковых игр и развития мелкой моторики на речь детей дошкольного возраста «Ум ребенка находится на кончиках его пальцев. » В. А. Сухомлинский Люди давно заметили, что движения рук и пальцев, сопровождаемые короткими.
Источник
Технология сохранения и стимулирования здоровья. Пальчиковая гимнастика
Галина Пищулина
Технология сохранения и стимулирования здоровья. Пальчиковая гимнастика
Технология сохранения и стимулирования здоровья.
Пальчиковая гимнастика.
Ум на кончиках пальцев.
Методика Новиковской О. А.
Цель: развитие мелкой моторики.
Описание технологии
Развивать мелкую моторику рук нужно с самого раннего возраста. Лов-кость маленьких пальчиков напрямую связана с мозговой деятельностью ма-лыша. Малыши, у которых лучше развита координация, лучше осваивают речь, учатся рассказывать и пересказывать. Поэтому детям полезна ПАЛЬ-ЧИКОВАЯ ГИМНАСТИКА, которую они очень любят, дети с удовольстви-ем выполняют нетрудные упражнения.
Их очень легко и просто можно провести в домашних условиях. Здесь не требуется специальное оборудование или педагогическое образование. Достаточно вспомнить какое-нибудь стихотворение или песенку и начинать заниматься с ребенком пальчиковой гимнастикой. Здесь можно использовать любые движения и жесты рук малыша.
Увлекательные пальчиковые игры можно проводить с различными предметами. Можно катать между ладошками маленький мячик или то же самое проделывать с палочкой либо с карандашом. Малыш станет внима-тельнее,если во время игры изменять тембр голоса: выше или ниже, тише или громче. Все слова стихотворения или песенки следует говорить четко, при этом смотреть на ребенка, чтобы он мог видеть лицо и считывать речь взрослого. Такие занятия должны длиться от пяти до семи минут ежедневно.
Пальчиковые игры и упражнения не только совершенствуют ловкость и точность движения, но и улучшают внимание, память, помогают научиться терпению, вырабатывается усидчивость. Это прекрасный стимул для разви-тия творческих способностей малышей, пробуждающий воображение и фан-тазию. Если регулярно заниматься с малышом, его пальчики постепенно ста-нут более ловкими и подвижными, а движения точными и слаженными.
Применение технологии
В своей практике использую пальчиковые игры, которые являются синтезом поэтического слова и движения. Чем больше внимания уделяем кистям малышей, разминаем пальчики, тем активнее у них развивается мозг и речь. Ведь ум ребенка сосредоточен именно на кончиках пальцев. Детям очень нравятся пальчиковые игры. Кроме того, что они забавляют малыша, они активизируют речевое развитие, память, мышление. При этом достаточ-но просто самим показывать движения и говорить текст песенки, потешки, стиха, а малыши будут повторять.
Массируем пальчики.
1. Это очень эффективный способ развития мелкой моторики, а значит и интеллектуальных способностей ребенка, потому что массируя пальцы мы воздействуем на активные точки, связанные с корой головного мозга.
Проводим массаж ежедневно или через день продолжительностью 3 мин.
2. Гимнастика для пальцев.
Такой самомассаж усилит кровообращение в кистях рук. Веселые и полезные игры для ладошек и пальчиков:
сжимание и разжимание предметов,
потирание ладоней одна о другую,
постукивание кончиками пальцев по столу.
3. Игры с элементами самомассажа.
Что бы массаж и гимнастика не стали скучной процедурой для детей, пре-вращаю их в игру – читаю стихотворение или потешку, сопровождая слова движениями рук. Повторяя эти действия, дети с удовольствием включаются в веселые игры.
«Веселые ладошки» сажусь с ребенком на ковер напротив друг друга, но-ги широко расставлены. :
Хлоп (хлопаем в ладоши)
Раз (ударяем по коленям)
Еще (хлопаем в ладоши)
Раз (ударяем по коленям)
Мы похлопаем сейчас (хлопки в ладоши)
А теперь скорей-скорей!
(наклонившись вперед, шлепаем в ладони по ковру)
Пальчики играют.
1. Потешки на ладошке.
Такие игры всегда любимы детьми. Во время игры развиваются внима-ние, любознательность, доставляют много приятных минут детям и взрос-лым. Использую в своей работе картотеку пальчиковых игр со стихами и движениями автора Ларисы Ивановой. Выставляю их для родителей – обу-чаю таким образом играм в семейном кругу.
2. Игры с мелкими предметами.
Малышам нравится перекладывать предметы, вынимать и высыпать, играть с пуговицами, с мелким конструктором, с бутылками с завинчивающимися крышками, с заводными механическими игрушками, с волчками. Благодаря таким забавным играм с предметами различной величины, ручки малыша становятся более умелыми и ловкими, а движения более координированны-ми.
3. Пальчиковые игры.
Эти забавные игры учат маленьких детей копировать движения пальцев взрослых, а так же запоминать слова. Детям помогут совладать со своими не всегда послушными пальцами, развивать координацию движения рук, а зна-чит, готовиться к предстоящему обучению письму. Играя со своими пальца-ми, дети узнают много нового об окружающем их мире, знакомятся с рус-ским фольклором и расширяют свой словарный запас. Пока малыш склады-вает пальчики, наблюдая за взрослым, можно еще раз зачитать стишок.Такие игры я применяю в образовательной деятельности: занятия, физминутки, бодрящая гимнастика, утренняя гимнастика.
4. Внимательные пальчики.
«Решили пальчики посоревноваться, кто из них самый внимательный, самый старательный и никогда не ошибается. И придумали они для этого вот такие игры».
Молоток, рубанок, пила (пила – ладонь на столе ребром, рубанок – скользящее движение ладони по столу от себя, молоток – постучать ку-лаком по столу).
5. Пальчики строят.
Конструирование не только способствует развитию подвижности и ловкости пальцев рук, но и развивает творческие и мыслительные способности. Ма-лыш учится планировать свои действия.Развитие первых навыков у малень-ких детей происходит во время игр:
игры с игрушками-вкладышами (коробочки, стаканчики, бочонки, мат-решки,
игры с объемными фигурками,
игры с плоскими фигурками,
игры с подручным материалом.
В своей работе применяю также игры, которые помогают развивать у детей мелкую моторику, творческое мышление и одновременно учат различать ос-новные цвета. Это игры с прищепками. Их можно прицеплять не только на веревку, но и на край коробки, на картонное пособие в форме ежика, сол-нышка, жука. Цепляем прищепки друг к другу, используем как настоящий конструктор. Прищепки используем разного цвета. В начале пальчики деток были не послушные, прищепки могли цеплять за самый краешек и снимать, дергая, потому что не хватало сил открыть прищепку. Но очень быстро дети освоили игру и стали ее усложнять по своему желанию. У малышей получи-лись интересные цветы, снежинки. К концу года малыши хорошо справляют-ся. Прищепочки открывают широко и с легкостью – пальчики окрепли и ста-ли более ловкими. Такие игры очень увлекают детей.
7. Учимся играть на пианино.
Игра очень полезна на развитие тонких дифференцированных движений пальцев.
8. Конструирование из строительного материала.
Чтобы игра была понятной, объекты для строительства должны быть хорошо знакомыми детям – дорожки, мебель, башни, домики. В этих играх ребенок учится ориентироваться в пространстве, характеризуя величину разных дета-лей конструктора.
9. Столик для мелкой моторики.
Сделала это пособие для развития мелкой моторики пальчиков, укрепления силы руки – дети в начале года не могут справиться с щеколдами и крепле-ниями, а к концу года делают это с легкостью.
10. Игры-шнуровки, пристегушки.
Применяю сюжетные игры-шнуровки, из дерева, из мягкого материала, книжки-шнуровки, игрушки Мантессори. Такие игры направлены на утонче-ние движений пальцев рук, кисть приобретает гибкость, подвижность, исче-зает скованность. Во время игры развивается глазомер, внимание, усидчи-вость. У детей формируется ручная умелость, совершенствуется мелкая мо-торика, они учатся видеть положительный результат (попадание в отверстие шнурком). Шнуровки и пристегушки можно изготовить самостоятельно, в чем с удовольствием помогают родители. К концу года у ребенка развивается фантазия, мелкая моторика.
Пальчики лепят.
Лепка также способствует развитию мелких мышц кисти руки, учит ребенка работать кончиками пальцев, делает их более гибкими и чувствительными. Поначалу у малыша отсутствует четкая связь между движением руки и фор-мой, которая у него получается, но в процессе обучения ребенок овладевает двигательными навыками, у него появляется желание лепить, он начинает работать всеми десятью пальцами, а получившиеся фигурки вызывают у де-тей чувство радости и гордость.В раннем возрасте обучение начинается с основных движений: раскатывание, скатывание, расплющивание, сгибание.
Пальчики играют с бумагой.
В раннем возрасте дети только начинают работать с бумагой. Учу их мять ее, скатывать в шарики, рвать на мелкие кусочки. Кроме того, дети любят при-клеивать самоклеющиеся картинки.
Пальчики рисуют.
1. Рисование пальчиком.
Этот вид рисования доступен даже самым маленьким «художникам». Рисуем краской, на запотевшем стекле, на песке, на земле.
Для этого вида занятия необходимы бумага, карандаш, фигурки, хорошо ис-пользуется «Игровизор» (технология Воскобовича, в котором дети обводят рисунки цветными маркерами. Работа для ребенка трудная, но когда ребенок видит, что невыразительный рисунок превращается в яркую картинку, у ма-лыша появляется интерес и желание трудиться.
Игры по технологии В. Воскобовича развивают мышление, память, моторику рук, интеллектуальные способности. В данном центре много интересного и полезного для развития ребенка. Это такие игры как «Шнур-малыш», «Вось-мерка», «Клеящиеся ленты».
Такие игры позволяют развивать внимание, память, повышать общий тонус, улучшает моторику рук, снимает психо-эмоциональное напряжение («Сказ-ка» — детям предлагается разыграть сказку, в которой каждый палец – какой-либо персонаж; «Гонзики и перчатки» — на руку надевается специально под-готовленная перчатка с глазами, с помощью которой разыгрывается сюжет).
Все эти пальчиковыеигры я включаю в режим дня:
утром с небольшой подгруппой или индивидуально;
во время утренней гимнастики;
на развлечениях и праздниках;
во время бодрящей гимнастики.
В результате проделанной работы я сделала вывод, что целенаправленная систематическая планомерная работа по развитию мелкой моторики у детей раннего возраста способствует формированию интеллектуальных способно-стей, положительно влияет на речевые зоны, а самое главное – способствует сохранению физического и психического здоровья ребёнка.
Использование инновационных здоровьесберегающих технологий в коррекции речевого развития детей дошкольного возраста Организация работы с детьми, имеющими нарушения речевого развития посредством применения методики «Театр физического воспитания и оздоровления.
Здоровьесберегающие технологии в детском саду, формы организации здоровьесберегающей деятельности Использую в своей работе основные здоровьесберегающие технологии:1. Технология обучения здоровому образу жизни. (Физическая культура, гимнастика,.
Источник