Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста посредством декоративно-прикладного искусства
Ирина Юрьевна Пушкова
Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста посредством декоративно-прикладного искусства
«Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста посредством декоративно-прикладного искусства»
Пушкова Ирина Юрьевна
3. Практическая значимость
6. Список литературы.
Данная методическая разработка раскрывает особенности работы по развитию мелкой моторики рук через различные виды детской деятельности. Методическая разработка может быть интересна педагогам дошкольного образования. Она содержит игры на развитие мелкой моторики. Данная методическая тема разработана с учетом федеральных государственных требований и требований Основной общеобразовательной Программы детского сада.
Мелкая моторика — одна из сторон двигательной сферы, которая непосредственно связана с овладением предметными действиями, развитием продуктивных видов деятельности, письмом, речью ребенка Формирование же двигательных функций, в том числе и тонких движений рук, происходит в процессе взаимодействия ребенка с окружающим его предметным миром. Когда мы выполняем точные действия, запястья, совершая необходимые движения в разных плоскостях, регулируют положение наших рук. Маленькому ребенку трудно поворачивать и вращать запястье, поэтому он заменяет эти движения движениями всей руки от плеча. Чтобы мелкие движения были более точными и экономными, чтобы они не требовали от ребенка чрезмерных затрат энергии, ему необходимо постепенно овладевать разными движениями запястья.
В. А. Сухомлинский писал, что «истоки способностей и дарований детей – на кончиках их пальцев. Чем больше уверенности в движениях детской руки, тем тоньше взаимодействие руки с орудием труда, сложнее движения, ярче творческая стихия детского разума. А чем больше мастерства в детской руке, тем ребенок умнее…».
Развитие мелкой моторики. Формирование у детей эстетического отношения к изобразительной деятельности. Развитие художественно-творческих способностей в продуктивных видах детской деятельности.
• Обучать приемам нетрадиционной техники рисования и способам изображения с использованием различных материалов.
• Учить детей видеть и понимать красоту природы, произведений искусства, окружающих предметов.
• Формировать умение оценивать созданные изображения.
• Воспитывать самостоятельность при выполнении заданий;
• Воспитывать нравственные качества (терпимость, доброжелательное отношение к окружающим)
• Развивать мелкую моторику, тактильную чувствительность, умение работать с мелкими деталями.
• Развивать связную речь
• Развивать творческие способности детей.
В ходе образовательной деятельности реализуются принципы учета возрастных и индивидуальных особенностей, желаний и интересов детей. Так ка дети 3 лет имеют недостаточно развитую мускулатуру рук и только начинают знакомиться с изобразительной деятельностью, то на занятиях лучше начинать знакомить их с простейшими способами рисования и уделять большое внимание дидактическим играм.
Практическая значимость. В основе моей работы лежит игра. Для ребенка игра в движении – это способ познания мира. Чем осмысленнее и четче будут детские игровые движения, тем глубже знакомство с миром. Я использую следующие виды упражнений и тренировок на развитие мелкой моторики у детей: использование прищепок; пальчиковая гимнастика, пальчиковые игры; шнуровка; сортировка круп; использование мозаики; раскручивать и закручивать крышек; функциональные застежки; рисование и лепка.
При проведении данной работы очень важно соблюдать технику безопасности.
По моим наблюдениям у детей улучшается координация артикуляционного аппарата, совершенствуется общая координация движений. Выполняя пальчиками различные упражнения, дети достигают хорошего развития мелкой моторики рук, которое оказывает благоприятное влияние на развитие речи. Кисти рук приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений, а это в дальнейшем облегчает приобретение навыков письма.
Систематическая работа в данном направлении позволила достичь следующих положительных результатов: дети стали более внимательны, усидчивы, больше общаются с воспитателем и сверстниками, пополнился словарный запас слов, кисть приобретает хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений, меняется нажим, что в дальнейшем помогает детям легко овладеть навыком письма.
Все виды деятельности по развитию мелкой моторики привлекают детей. Их интригует мотивация задания, интересует процесс работы и радует результат. Развивая мелкую моторику, мы обогащаем и расширяем работу, приобщив детей к разным видам деятельности.
Для совершенствования работы по данной теме я наметила следующие перспективы:
— продолжить работу над развитием мелкой моторики детей;
— пополнять копилку пальчиковых игр.
— следить за новыми разработками, пособиями, литературой в области развития мелкой моторики у детей;
— осуществлять взаимодействие с семьей.
Список использованной литературы.
1. Лазаренко О. И. «Артикуляционно-пальчиковая гимнастика»
2. Нищева Н. В. «Картотеки подвижных игр, упражнений, физкультминуток, пальчиковой гимнастики»
3. Овчинникова Т. С. «Артикуляционная и пальчиковая гимнастика на занятиях в детском саду»
4. Османова Г. А, Позднякова Л. А «Игры и упражнения для развития у детей общих речевых навыков. З -4 года»
5. Ткаченко Т. А. «Физкультминутки для развития пальцевой моторики у дошкольников с нарушениями речи»
6. Янушко Е. А. «Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста
Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста по средствам настольного тренажера «Винтик» «Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста по средствам настольного тренажера «Винтик» Учитель-логопед О. С. Шикаленко.
Консультация «Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста через нетрадиционную технику рисования» Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста через нетрадиционную технику рисования». Одной из эффективных форм развития мелкой.
Дидактические игры своими руками на развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста Существует масса методик, которые могут помочь в развитии ребенка. Самый надежный помощник в этом деле – детская рука. Поэтому необходимо.
Фотоотчет по теме самообразования «Развитие мелкой моторики у детей младшего и среднего дошкольного возраста» В настоящее время, пожалуй, навряд ли найдется такой человек, которому будет неизвестно о важности развития мелкой моторики и координации.
Мастер-класс для педагогов. Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста. Часть I. Мастер – класс для педагогов. «Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста. Часть I. Подготовила: Барсукова. С. Н. Цель:.
Отчет по самообразованию «Развитие мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста» «Развитие мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста» «Ум ребенка находится на кончиках его пальцев. Истоки способностей.
Презентация «Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста средствами нетрадиционных техник рисования» В дошкольном возрасте интенсивно развиваются структуры и функции головного мозга ребенка, что расширяет его возможности в познании окружающего.
Развитие мелкой моторики посредством творчества у детей с ОНР О чудесных свойствах мелкой моторики сказано достаточно много. Наши мудрые предки из поколения в поколение передают забавные народные потешки:.
Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста Актуальность проблемы Развитие мелкой моторики рук имеет значение для общего развития ребенка. Доказано, что развитие рук находится в.
Развитие мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста с нарушением интеллекта на индивидуальных занятиях. Немаловажную роль в успешности интеллектуального и психофизического развития ребенка играет сформированная мелкая моторика. Мелкая моторика.
Источник
Конспект занятия по развитию мелкой моторики средствами декоративно-прикладного искусства для детей старшей группы
Надежда Парасенко
Конспект занятия по развитию мелкой моторики средствами декоративно-прикладного искусства для детей старшей группы
Задачи: Совершенствовать технические навыки составления узоров из растительных элементов; развивать словарный запас (знакомство с понятием «орнамент», кругозор, мышление, внимание, воспитывать трудолюбие, аккуратность, усидчивость, художественный вкус.
Методы: Объяснение, беседа, показ, демонстрация, самостоятельная работа, практическое выполнение.
Материал: Игрушка «Веселый карандаш», карточки, салфетки, кисти, клей, природный материал, образцы орнаментов, мольберт для демонстрации детских работ.
Организационный момент. Дети выполняют игровые задания, направленные на развитие мелкой моторики.Суть данных игр сводится к следующему: необходимо на карточке с каким – либо изображением выложить из природного материала недостающие элементы. Дети самостоятельно выбирают карточку и подходящий материал из «Игрового сундучка»
Карточка 1. Половинки горошин, окрашенных в красный цвет.
Вопросы педагога: Какая это ветка? (Рябина). Чего на ней не хватает? (Ягод) Какого они цвета? (Красного, оранжевого). Из чего мы можем их сделать? (Ребенок подбирает подходящий материал)
Карточка 2. Ракушки, чешуйки еловых шишек, семена мальвы.
Вопросы педагога: Чего не хватает у рыбы? (Чешуи). Из чего мы можем их сделать? (Ребенок подбирает подходящий материал).
Карточка 3. Арбузные семечки.
Вопросы педагога: Как вы думаете этот арбуз спелый? (Нет). Почему? (Семечки белые). Что нужно изменить, чтоб арбуз стал спелым? (Выложить темные семечки).
Карточка 4. Чешуйки еловых шишек.
Вопросы педагога: Чего не хватает у шишки? (Чешуек). Из чего мы можем их сделать? (Ребенок подбирает подходящий материал).
Карточка 5. Половинки горошин, окрашенных в белый цвет.
Вопросы педагога: Чего не хватает у мухомора? (Белых точек на шляпке). Из чего мы их можем сделать (Ребенок подбирает подходящий материал).
Карточка 6. Половинки горошин.
Задание: Из стручков гороха выпали горошины. Нужно вернуть их в свои домики.
Карточка 7. Половинки фасоли, окрашенные в зеленый или фиолетовый цвет.
Вопросы педагога: Какого цвета бывает виноград? (Зеленого, фиолетового). Из чего мы можем их сделать? (Ребенок подбирает подходящий материал).
Карточка 8. Половинки горошин, окрашенные в разные цвета.
Задание: Подарите клоуну разноцветные шарики.
Познавательно – речевое развитие
Воспитатель. Ребята, как вы думаете, для чего мы играем в эти игры?
Дети. Для развития рук.
Воспитатель: Внимание! Мы начинаем занятие.
Сегодня к нам на занятие по аппликации пришел в гости «Веселый карандаш». Его очень заинтересовало декоративно – прикладное искусство. Только, к сожалению, он не знает, что это такое. Надо ему помочь. Давайте все вместе покажем и расскажем ему, что это такое. К изделиям декоративно – прикладного искусства относятся предметы, сделанные и украшенные своими руками. В нашей группе есть предметы, которые сделаны и расписаны своими руками. Посмотрите вокруг, давайте назовем некоторые из них (дети называют). Как вы думаете, почему мы бережно и аккуратно с ними обращаемся? (Дети отвечают, например, «Они красивые», «Мы их сделали своими руками» и т. д.) Такие предметы, как правило, украшены орнаментом – это узор из повторяющихся элементов. А где можно разместить орнаменты? В каких фигурах?Для этого отгадайте загадку:
Он давно знакомый мой
Каждый угол в нем прямой,
Все четыре стороны
Вам его представить рад
Как зовут его? (Квадрат)
В каких еще геометрических фигурах может быть изображен орнамент? (Ответы) Сегодня на занятии мы будем составлять орнамент из последовательно повторяющихся растительных элементов в полосе, квадрате, прямоугольнике. На столах перед вами лежат карточки, на которых расположены схемы выполнения элементов. Как вы думаете, что на схеме изображено кружочками? (Ягоды). Чем еще можно украсить веточки с ягодами? (Листиками). Давайте возьмем листочки и разложим их на карточке так, как вы бы хотели бы украсить рисунок (дети выполняют задание). Вот такие изображения, орнаменты, получаются у вас в конце занятия. А сейчас подготовим руки к работе.
Пальчиковая гимнастика. Выполняется стоя.
Много ль надо нам, ребята (руки держат перед собой, ладонями вверх, затем скрещивают на груди)
Для умелых наших рук? (Руки держат перед собой, вращают ладони).
Краски, кисти и бумага
Карандаш и клей — наш друг.
Листики резные, бусинки цветные,
Ягоды лесные, камушки речные.
Станут украшением даже семена. (Поочередно загибают пальцы на одной, затем на другой руке).
Ручки поработают (Сгибают руки в локтях, прижимают к бокам, сжимают и разжимают кулачки.)
Будет красота! (Хлопают в ладоши)
Воспитатель. Молодцы! Карандаш вами доволен. Садитесь. Еще раз обратите внимание на то, как разложены элементы орнамента. Можете приступать к работе, аккуратно приклеивайте элементы орнамента. На кружочек ставим клеевую точку и прикладываем ягодку. А листик намазываем клеем и приклеиваем на то место, где он лежал по схеме.
В ходе выполнения работы воспитатель следит за правильностью выполнения работы, помогает тем, у кого возникли трудности.
Воспитатель. Занятие подходит к концу. Наведите порядок на своих столах. Кисти уберите в стаканчик, использованные салфетки на клеенку.
Подведение итогов занятия
— Чем мы сегодня занимались (Выполняли орнамент)
— Что больше всего понравилось? (выполнять все своими руками)
Все работы выставим на мольберте, интересно понравятся они Веселому карандашу?
Веселый карандаш. Все орнаменты получились красивыми, аккуратными. Теперь я и сам попробую украсить свою коробочку. А сейчас я вам из своей коробочки достану новые игры для развития ваших умелых ручек. Если разрешите, я к вам приду еще в гости. Хочу научиться рисовать такие красивые узоры.
Изучение декоративно-прикладного искусства как средство нравственно-патриотического воспитания МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ НА ТЕМУ «Изучение декоративно-прикладного искусства как средство нравственно-патриотического воспитания».
Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников посредством декоративно-прикладного искусства с элементами фольклора ПРОЕКТ «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников по средствам декоративно-прикладного искусства с элементами фольклора» «Любовь.
Патриотическое воспитание средствами декоративно-прикладного искусства «Патриотическое воспитание средствами декоративно-прикладного искусства» Воспитание подрастающего поколения включает, как основную задачу.
Конкурсная работа «Роща Пасхи» роспись яиц по мотивам декоративно-прикладного искусства. Пасхальное дерево Представляю вам наши конкурсные работы,выполненные совместно родителями и воспитанниками, также педагогами ДОУ для городского конкурса.
Конспект занятия для детей раннего возраста по развитию мелкой моторики «Веселый ежик» Занятие для детей раннего возраста «Веселый ежик» Цели: — развитие мелкой моторики; — развитие умения подражать движениям взрослого. Материалы:.
Мастер-класс «Образцы декоративно-прикладного искусства своими руками» Большое значение в воспитании детей дошкольного возраста имеет народное декоративно-прикладное искусство. Воспитатель должен знакомить детей.
Педагогический проект «Значение декоративно-прикладного искусства в нравственно-патриотическом воспитании детей» ЦЕЛЬ ПРОЕКТА Формирование нравственно-патриотических чувств средствами декоративно-прикладного искусства Кавказа. Без знания детьми народной.
Развитие мелкой моторики рук детей младшего дошкольного возраста средствами изобразительного искусства Справка по результатам работы с детьми по теме «Развитие мелкой моторики рук детей младшего дошкольного возраста средствами изобразительного.
Развитие творческих способностей детей под влиянием регионального декоративно-прикладного искусства Воронежского края. Формирование творческой личности начинается уже в дошкольном возрасте. Игнорирование или формальный подход к творчеству в раннем детстве.
Консультация «Нравственно-патриотическое воспитание средствами декоративно-прикладного искусства» Воспитание подрастающего поколения включает, как основную задачу — патриотическое воспитание у детей. У детей формируется чувство гордости.
Источник