Пальчиковая артикуляционная гимнастика для подготовительной группы

Картотека физкультурных минуток, пальчиковой и артикуляционной гимнастик

Светлана Гиль
Картотека физкультурных минуток, пальчиковой и артикуляционной гимнастик

Картотека физкультурных минуток, пальчиковой и

артикуляционной гимнастик по теме

«Формирование интереса у детей 4-го года жизни

к людям разных профессий».

Разработала воспитатель МБДОУ № 12

Гиль Светлана Александровна,

г. Кировск, Мурманской обл.

ФИЗМИНУТКИ

Грузовик везет песок. (дети бегут на месте с «рулем»)

Удивляется народ. (разводят руки в стороны)

Вот так чудо — чудеса

В нем песок до потолка. (руки вверх и подняться на носочки)

Дружно помогаем маме, (встают, наклонившись; руками двигают

Мы белье полощем сами. влево, вправо)

1, 2, 3, 4, потянулись, (тянутся, как бы вытирают пот со лба)

Наклонились. (снова полощут)

Хорошо мы потрудились. (вытирают руку о руку)

Руки в стороны – в полет, (дети бегут на месте на носочках, Отправляем самолет, расставив руки в стороны)

Правое крыло вперед, (поворот через правое плечо)

Левое крыло вперед, (поворот через левое плечо)

Полетел наш самолет. (бегут, расставив руки в стороны)

Быть шофером хорошо, (дети бегут по кругу, «крутят» руль)

А летчиком – лучше. (бегут, расставив руки в стороны)

Я бы в летчики пошел,

Пусть меня научат.

Наливаю в бак бензин, (остановились, наклонили воображаемый

Завожу пропеллер. сосуд. Круговые движения руками перед

«В небеса, мотор, вези грудью. Бегут, расставив руки)

Чтобы птицы пели»

Качу, лечу во весь опор. (бегут на месте, крутят воображаемый

Я сам шофер. руль)

И сам –мотор. (крутят руками перед грудью)

Нажимаю на педаль — (останавливаются, нажимают на

И машина мчится вдаль. воображаемую педаль правой ногой и

ПАЛЬЧИКОВАЯ ГИМНАСТИКА

Раз, два, три, чет (удар кулачками друг о друга, хлопок в ладоши)

Мы посуду перемыли: (одна ладонь скользит по другой по кругу)

Чайник, чашку, ковшик, ложку (загибают пальчики по одному, начиная с

И большую поварешку большого)

Мы посуду перемыли, (одна ладонь скользит по другой)

Только чашку мы разбили, (загибают пальчики по одному, начиная

Ковшик тоже развалился, с большого)

Нос у чайника отбился

Ложку мы чуть-чуть сломали,

Так мы маме помогали! (удар кулачками друг о друга, хлопок в

В понедельник я кроила, (загибают пальчики по одному)

А во вторник — платье шила.

В среду – фартук вышивала,

А в четверг –белье стирала:

Все свои платочки и братишкины носочки.

А в пятницу, субботу отдыхала от работы (как бы вытирают пот со лба)

Молотком и топором (ударяют пальчик о пальчик)

Строим, строим новый дом.

В доме много этажей, (пальчики поднимают вверх)

Много взрослых и детей. (поднимают руки вверх и приседают)

Мышка зернышко нашла (показывают маленькое зернышко)

И на мельницу снесла. (пальчики шагают)

Намолола там муки, (крутят пальчиками быстро по кругу)

Испекла всем пирожки: («пекут пирожки»)

Мышонку – с капустой, (загибают пальчики по одному, начиная

Мышонку – с картошкой, с большого)

Мышонку – с морковкой,

Мышонку – с морошкой,

Для большого толстяка (показывают большой пальчик)

Все четыре пирожка. (показывают 4 пальца)

Пальчик к пальчику приходит, (поочередно пальчики соединяем)

Друга он себе находит, (нажимают пальчики друг на друга)

Будут пальчики дружить, (пальчики сжать в замок)

В гости часто приходить. (пальчики «бегут»)

Тук, тук молотком

Строим, строим новый дом. (ударяем кулачок о кулачок)

Этот дом для Маши, этот дом для Саши, (загибают пальчики по одному)

Этот дом для Даши, этот – для Наташи.

Этот дом для Ксюши, этот – для Андрюши.

Все соседи, все друзья! (разводят руки в стороны)

Жить без дружбы им нельзя. (сжимают и разжимают кулачки)

Открываем магазин, (разводят ладони в стороны)

Протираем пыль с витрин, (имитируют действие)

В магазин заходят люди, (пальчики шагают)

Продавать одежду будем. (дети называют различную одежду,

загибают пальчики)

Магазин теперь закроем (ладошки закрываются)

Каждый пальчик мы помоем (каждый пальчик крутят в кулаке)

Потрудились мы на пять (показывают пять пальцев)

Пальцы могут отдыхать. (потрясти пальчиками внизу)

Ежик колет нам ладошки, (движения выполняются с массажным

Поиграем с ним немножко. мячиком в соответствии с текстом)

Если будем с ним играть

Ручки будем развивать.

Ловкими станут пальчики,

Умными — девочки, мальчики.

Ежик нам ладошки колет,

Руки нам готовит к школе.

Падал снег на порог. (дети медленно опускают ладони на стол)

Кот слепил себе пирог. (показывают, как лепят пироги)

А пока лепил и пек,

Ручейком пирог утек. («бегут» пальчиками обеих рук по столу)

Пирожки себе пеки (показывают, как пекут пироги)

Не из снега – из муки.

Каша в поле росла, (дети изображают растущий колосок)

К нам в тарелку пришла. (показывают «тарелку» из ладошек)

По тарелке дадим. (как бы раздают тарелки и разводят

Всех друзей угостим. руки в стороны)

Птичке – невеличке, (загибают по одному пальчику, начиная

Зайцу и лисичке с большого)

Кошке и матрешке

Всем дадим по ложке! (разводят руки в стороны, показывая ложку)

«Машина каша» Н. Нищева

Маша каши наварила, (указательным пальцем левой руки дети

Маша кашей всех кормила. мешают в левой ладошке)

Положила маша кашу

Кошке – в чашку, (загибают по одному пальчику на левой

Жучке – в плошку, руке)

а коту – большую ложку.

В миску курицам, цыплятам,

И в корытце поросятам.

Всю посуду заняла, (разжимают кулачок)

Все до крошки раздала. (сдувают «крошку» с ладошки)

Будем мы варить компот, (левую ладошку держат ковшиком,

Фруктов нужно много.Вот: указательным пальцем левой руки

Будем яблоки крошить, (загибают пальчики по одному, начиная

Грушу будем мы рубить. с большого)

Отожмем лимонный сок,

Слив положим и песок.

Варим, варим мы компот. (опять «варят и мешают»)

САМОМАССАЖ ТЕЛА «Пироги»

За стеклянными дверями (Выполняют хлопки правой ладонью по

левой руке от кисти к плечу)

Ходит Мишка с пирогами. (Хлопки по правой руке.)

Здравствуй, Мишечка дружок, (Хлопки по груди.)

Сколько стоит пирожок (Хлопки по бокам.)

Пирожок то стоит три, (Хлопки по пояснице.)

А шарить то будешь ты! (Хлопки по ногам сверху вниз.)

Напекли мы пирогов, (Выполняют последовательное

К празднику готов. поглаживание рук, корпуса, ног.)

УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ЯЗЫКА:

Производить круговые движения кончиком языка по верхней и нижней губам.

Рот закрыт. Облизывать сначала только верхние зубы, затем нижние. Далее облизывать зубы по кругу.

Кончиком языка проводить по нёбу — от мягкого неба до верхних зубов.»

«Мама испекла блинчики».

Положить «широкий» язык на нижнюю губу так, чтобы он краями касался углов рта. Удерживать его в спокойном, расслабленном состоянии (под счет до пяти и увеличивая до десяти).

«Мама испекла пирожки с разной начинкой».

Рот открыт, губы в улыбке. Положить «широкий» язык на нижнюю губу. Поднять и свернуть в трубочку язык — «пирожок с капустой». Поднять кончик языка за нижними зубами— «пирожок с брусникой»

Артикуляционное упражнение «Заборчик»

Губы открыты и растянуты в улыбке. Зубы сжаты и открыты.

Артикуляционное упражнение «Лопаточка».

Рот открыт, показать широкий язык.

Артикуляционная гимнастика «Чашечка»

Удерживать широкий язык в форме чашечки.

Артикуляционная гимнастика «Часики»

Рот открыт, язычок качается вправо, влево.

Дыхательное упражнение «Каша кипит».

Сидя, одна рука лежит на животе, другая – на груди. Вбирая живот – вдох, выпячивая живот – выдох. Выдыхая,громко произносить: «Ф-ф-ф-ф».

Дыхательное упражнение «Горячий суп»

Носом – вдох, ртом делаем короткие частые выдохи.

«День полезных гимнастик». Развлечение для младшей группы «День полезных гимнастик» Цель: формирование у детей привычки здорового образа жизни Релаксация Цель: способствовать Созданию атмосферы.

Разнообразие физкультурных минуток и их роль в организованной образовательной деятельности «Дайте ребенку немного подвигаться, и он вознаградит вас снова десятью минутами живого внимания, а десять минут живого внимания, когда вы.

Картотека артикуляционной гимнастики Комплекс №1 (старшая группа: сентябрь-декабрь) «Бегемотик» «Заборчик» — «Трубочка» Заборчик» — «Бублик» «Блинчик» «Накажем язычок» «Птенчики».

Картотека пальчиковой гимнастики «Веселые пальчики» по лексическим темам в подготовительной группе 1.«Встреча после лета»В нашей группе все друзья (Ритмично сжимают и разжимают кулачки.) Самый младший- это я. Это Маша, Это Саша, Это.

Конспекты ОРУ утренних и пробуждающих гимнастик с использованием художественного слова для дошкольников Кошка с котятами: ОРУ для детей средней группы Кошки дружною гурьбой, Ходьба в колонне по одному. Увязались все за мной. Кошечки с котятами,.

Планирование «минуток безопасности» в старшей группе Сентябрь 2 неделя Беседа «Забота о здоровье» Цель: навыки личной гигиены, профилактика заболевании, научить заботится о своём здоровье,.

Проведение физкультурных занятий на прогулке 1 слайд. Тема : проведение физкультурных занятий на прогулке. 2 слайд. Проведение физкультурных занятий на открытом воздухе обеспечивает.

Спортивный праздник «Парад гимнастик» «Парад гимнастик». Всемирный День здоровья в детском саду для детей разновозрастных групп Разработала: Петрова Наталья Сергеевна,Томская.

Значение физкультурных занятий в развитии дошкольников Сарычева Н. Н., Курылева О. Н. ЗНАЧЕНИЕ ФИЗКУЛЬТУРНЫХ ЗАНЯТИЙ В РАЗВИТИИ ДОШКОЛЬНИКОВ В современном обществе предъявляются новые, все более.

Источник

Картотека артикулляционной гимнастики для подготовительной группы

Татьяна Николаевна Хвастунцова
Картотека артикулляционной гимнастики для подготовительной группы

КАРТОТЕКА

АРТИКУЛЯЦИОННОЙ ГИМНАСТИКИ

И улыбка широка.

Зубки все мои видны –

От краев и до десны.

Цель: вырабатывать умение удерживать губы в улыбке, обнажая нижние и

верхние передние зубы. Укреплять мышцы губ и развивать их подвижность.

Описание: Улыбнуться без напряжения так, чтобы были видны передние верхние

и нижние зубы. Удержать мышцы губ в таком положении под счёт от 1 до 5-10.

Я слегка прикрою рот,

Губы – «хоботом» вперед.

Далеко я их тяну,

Как при долгом звуке: у-у-у.

Цель: вырабатывать движение губ вперед, укреплять мышцы губ, их

Описание: Вытянуть сомкнутые губы вперёд «трубочкой». Удерживать их в

таком положении под счёт от 1 до 5-10.

Ротик широко открыт,

Язычок спокойно спит.

Цель: научиться спокойно открывать и закрывать рот, расслабляя мышцы языка. Удерживать губы и язык в заданном положении.

Описание: Слегка улыбнуться, медленно открыть рот (как для пропевания звука «а»: «а-а-а», подержать рот открытым 5-10 секунд, медленно закрыть.

4. Чередование «Хоботок»«Улыбка»

Хобот вытянул слоненок.

Вот зевает бегемот,

Широко открыв свой рот.

Цель: укреплять мышцы губ и тренировать их подвижность путем переключения позиций губ. Развивать произвольное внимание.

Описание: Упражнение выполняется в форме игры «Делай, как я». Взрослый выполняет поочерёдно движения губами в любом порядке («у – и – а», «а – у — и»,

«и – у — а», удерживая губы в каждой позиции 3-5 секунд, а ребёнок повторяет.

5. «Любопытный язычок»

Вот и вышел на порог

«Что он скачет взад-вперед?»

Цель: укреплять мышцы языка, развивать его подвижность.

Описание: Улыбнуться, слегка приоткрыть рот и производить движения языком вперёд-назад. Язык кладём на нижнюю губу, затем убираем его в рот. Рот

остаётся открытым. Упражнение выполняется 8-10 раз.

Ниже нижнюю губу

Опущу я, как смогу.

Цель: отрабатывать движение нижней губы вниз и на место. Развивать

подвижность и укреплять мышцы губ.

Описание: Ребёнок опускает нижнюю губу, обнажая нижние зубы, и возвращает

её на место. Упражнение выполняется до 10 раз.

Губку верхнюю подняв,

Замер зайчик, зубки сжав.

Цель: отрабатывать движение верхней губы вверх и на место. Развивать подвижность и укреплять мышцы губ.

Описание: Ребёнок поднимает верхнюю губу, обнажая верхние зубы, и опуская

её обратно. Упражнение выполняется до 10 раз.

Рот прикрою я немножко,

Губы сделаю «окошком».

Зубки рядышком стоят

И в окошечко глядят.

Цель: развивать мышечную силу и подвижность губ.

Описание: Зубы почти сомкнуты. Губы принимают положение окошечка. Удерживать их в таком положении 5-10 секунд.

9. «Язык здоровается с подбородком»

Долго спать он не привык.

И спросил у подбородка:

— Эй, какая там погодка?

Цель: отрабатывать движение языка вниз, развивать его подвижность. Укреплять мышцы языка. Способствовать растяжке подъязычной связки – уздечки (при ее укорочении).

Описание: Улыбнуться, приоткрыть рот и широким языком дотянуться вниз (к подбородку, затем убрать язык в рот. Проделать упражнение 5-10 раз.

10. «Язык здоровается с верхней губой»

Улыбнись, не будь груба,

Здравствуй, верхняя губа!

Цель: отрабатывать движение языка вверх, укреплять мышцы языка и развивать

его подвижность. Способствовать растяжке подъязычной связке (уздечки, если

Описание: Слегка улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий край языка

на верхнюю губу. Подержать язык на верхней губе 3-5 секунд, убрать в рот.

За нижнюю губку заложен язык –

Из зеркала смотрит мартышкин двойник.

Цель: отрабатывать движение языка вниз с одновременным выполнением более тонких движений. Укреплять мышцы языка.

Описание: Чуть приоткрыть рот и поместить язык между нижней губой и

нижними зубам. Удержать его в таком положении не менее 5 секунд.

За верхнюю губку заложен язык –

Бульдог уступать никому не привык.

Цель: тренировать подъем языка с одновременным выполнением более тонких движений. Укреплять мышцы языка.

Описание: Чуть приоткрыть рот и поместить язык между верхней губой и

верхними зубами. Удерживать язык в таком положении не менее 5 секунд.

13 «Прятки» (чередование «Обезьянка»«Бульдог»)

Обезьянка и бульдог –

Всем покажет язычок.

Цель: укреплять мышцы языка и губ, развивать подвижность языка. Тренировать способность к переключению с одной позиции на другую (низ – верх).

Описание: Ребёнок в спокойном темпе попеременно выполняет упражнения «Обезьянка» и «Бульдог».

Языком давить стараюсь,

В щеку сильно упираюсь.

Раздалась моя щека,

Как мешок у хомяка.

Цель: развивать произвольные движения языка. Укреплять мускулатуру языка и щек.

Описание: Язык поочерёдно упирается в правую и левую щёки, задерживаясь в каждом положении на 3-5 секунд.

Мой язык совсем не глуп –

Ходит кругом возле губ.

Цель: развивать произвольные движения языка, укреплять его мускулатуру и развивать его подвижность. Самомассаж мышц губ и щек.

Описание: Рот закрыт. Язык движется с внутренней стороны, плавно очерчивая кончиком языка круг (правая щека – под верхней губой – левая щека – под

нижней губой). Затем язык двигается в обратном направлении. «Нарисовать» по

5-6 кругов в одну и другую сторону.

16. Чередование «Толстячки — худышки»

Вот толстяк – надуты щеки

И, наверно, руки в боки.

Вот худышка –щеки впали:

Видно, есть ему не дали.

Цель: укреплять мускулатуру щек. Развивать координацию движений.

Описание: Ребёнок поочерёдно надувает и втягивает щёки в спокойном темпе, удерживая их в каждом положении 3-5 секунд.

17. «Шарики» (поочерёдное надувание щёк)

Шарик слева, шарик справа,

Есть у нас одна забава:

В щеки дуем – чередуем,

То в одну, а то в другую.

Цель: укреплять мускулатуру щек. Развивать координацию движений и умение переключаться.

Описание: Ребёнок в спокойном темпе поочерёдно надувает правую и левую

щёки, как бы перегоняя воздух из одной щёки в другую.

Щеки надую и выпущу пар,

И запыхчу, как большой самовар.

Цель: укреплять мускулатуру губ и щек.

Описание: Сжать губы, надуть щёки, удержать воздух 2-3 секунды и выпустить через губы, произнося «Пых!».

19. «Шлёпаем губами по языку»

А теперь уж не зубами –

Я пошлепаю губами:

«У быка губа тупа,

Цель: расслаблять мышцы языка путем самомассажа (пошлёпывания губами). Научиться удерживать язык распластанным, широким.

Описание: Улыбнуться, приоткрыть рот, спокойно положить на нижнюю губу и, пошлёпать его губами,произносить: «па-па-па».Рекомендуем поэтапное выполнение упражнения:

• пошлёпать губами кончик языка;

• пошлёпать губами середину языка;

• пошлёпать губами язык, подвигая его медленно вперёд, а затем назад.

Там язык уже стоит.

К зубкам подняты края –

Вот и «чашечка» моя.

Цель: научиться удерживать язык в форме чашечки наверху, у верхних зубов. Укреплять мускулатуру языка.

Описание: Улыбнуться, открыть рот и установить язык наверху в форме

21. «Вкусное варенье»

Как будто варенье лежит на губе –

Слижу его «чашечкой» в ротик себе.

Цель: отрабатывать движение широкой передней части языка в форме чашечки вверх. Укреплять мышцы языка.

Описание: Улыбнуться, открыть рот и языком в форме чашечки облизывать губу, делая движение сверху вниз. Можно продолжить движение и убрать язык в рот,

не разрушая «чашечку».

22. «Ступеньки» (Чередование «чашечка» на верхней

губе – «чашечка» на верхних зубах – «чашечка»

вверху за зубами)

На верхнюю губку,

На верхние зубки,

За зубки скачок –

Цель: удерживать язык в форме чашечки, развивать его подвижность. Укреплять мускулатуру языка. Вырабатывать умение менять положение языка, не разрушая «чашечку».

Описание: Улыбнуться, открыть рот, установить язык в форме чашечки на

верхней губе, затем перевести «чашечку» на верхние зубы, а затем за верхние

зубы. Удерживать в каждом положении 3-5 секунд.

Я «чашку» выведу вперед,

С нее подую вверх.

И теплый воздух обдает

Мой носик, например.

Цель: направлять воздушную струю по середине языка и вверх, удерживая язык в форме чашечки на верхней губе.

Описание: Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край

языка на верхнюю губу так, чтобы боковые края его были прижаты, а посередине был небольшой желобок. Затем плавно подуть вверх, на нос.

24 .«Не разбей чашечку»

Широко открыт мой рот,

Ходит «чашка» взад-вперед.

Цель: производить движения языком в форме чашечки, не разрушая ее. Развивать мускулатуру и подвижность языка.

Описание: Придать языку форму «чашечки»и двигать его: выдвигать вперёд и убирать обратно в рот. Удерживать язык снаружи и внутри по 3-5 секунд, не разбирая «чашечки».

25. «Чистим верхние зубы» (с внутренней стороны)

Зубы верхние –смотри:

Чищу «чашкой» изнутри.

Цель: развивать подвижность языка, укреплять кончик языка. Отрабатывать

Описание: Улыбнуться, открыть рот и широким языком «почистить» верхние

зубы с внутренней стороны, делая движения из стороны в сторону.

26. «Покусаем язычок»

Выдвигай свой язык,

Чтоб лениться не привык.

И от кончика до корня

Я кусаю все проворней.

Цель: добиваться расслабления мышц языка, усиления кровоснабжения мышц языка, улучшения иннервации (нервной проводимости).

Описание: Улыбнуться, приоткрыть рот и покусать язык.

Варианты: 1. Покусать кончик языка. 2. Покусать середину языка. 3. Покусывать язык, продвигая его постепенно вперёд-назад.Во время выполнения упражнения произносить: «та-та-та». Произношение слогов («та-та-та») помогает ребёнку выполнять задания.

27.«Кусаем боковые края языка»

«Горкой» выгну язычок,

Пожую ему бочок:

Левый, правый, оба сразу

Я жую как по заказу.

Цель: преодолевать спастичность (напряженность) языка путем самомассажа (покусывания боковых краев языка, способствовать прилеганию краев языка к нижним боковым зубам.

Описание: Улыбнуться,спеть: «и-и-и» (язык расширится) – и, не меняя

положения языка, покусать его края боковыми зубами 10 – 15 раз.

28.«Чистим зубы снаружи»

Зубки верхние снаружи

Нам почистить очень нужно.

Зубки нижние – не хуже,

Тоже чистки просят дружно.

Цель: отрабатывать произвольные движения языка, развивать координацию движений. Укреплять мускулатуру языка.

Описание: Улыбнуться, показать зубы, широким языком медленно провести с наружной стороны зубов, имитируя чистящее движение. Так же «чистим» наружную сторону нижних зубов.

29.«Загоним мяч в ворота»

Щек своих не надуваю,

Мяч в ворота загоняю.

Цель: научиться выпускать длительную направленную воздушную струю.

Описание: Вытянуть губы вперёд «трубочкой» и длительно подуть на шарик

(лежит на столе перед ребёнком, загоняя его между двумя кубиками.

Варианты: можно предложить ребёнку на вертушку, мелкие игрушки, которые легко катятся по столу, ватку (сдуть с ладошки, направленная воздушная струя хорошо вырабатывается, если предложить ребёнку подуть в небольшую чистую бутылочку (из-под капель). При точном попадании воздушной струи в бутылочку раздаётся своеобразный гудящий или свистящий звук («гудит пароход»). Это

очень нравится детям.

Поперек улыбки лег –

Цель: вырабатывать умение удерживать язык в свободном, расслабленном положении, лежащим на нижней губе.

Описание: Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край

языка на нижнюю губу. Удерживать его в таком положении под счёт от 1 до 5-10.

31.«Дуем на лопаточку»

Дую, дую на «лопатку»,

Чтоб была широкой, гладкой.

Цель: вырабатывать умение дуть по середине широкого языка, спокойно

лежащего на нижней губе.

Описание: Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий край языка на

нижнюю губу и спокойно подуть по середине языка.

Улыбаюсь, рот открыт –

Там язык лежит, свернувшись.

В зубы нижние уткнувшись,

Горку нам изобразит.

Цель: научиться удерживать язык в положении, необходимом для произношения свистящих звуков. Развивать мускулатуру языка, укреплять кончик языка.

Описание: Улыбнуться, приоткрыть рот, кончик языка поставить за нижние зубы, широкий язык установить «горкой». Удерживать в таком положении под счёт от 1 до 5-10.

33.«Ветерок дует с горки»

С горки дует ветерок,

И несет он холодок.

Цель: научиться удерживать язык в положении, необходимом для произношения свистящих. Укреплять мышцы языка. Научиться дуть по середине языка плавно и длительно.

Описание: Улыбнуться, приоткрыть рот. Установить язык «горкой», а затем спокойно и плавно подуть по середине языка. Воздух должен быть холодным.

34.«Мостик построим – мостик разрушим»

Ставлю я язык «дугой»

И кладу – даю покой.

Цель: научиться попеременно напрягать и расслаблять мышцы языка.

Описание: Улыбнуться, установить кончик языка за нижние зубы, напрячь язык, чтобы он принял положение мостика или горки («Мостик построим»). Удержать язык в расслабленном и напряжённом состоянии по 3-5 секунд.

35.«Чистим нижние зубы»

(с внутренней стороны)

Ходит «горка» влево – вправо,

Чистит зубки очень браво.

Цель: научиться удерживать кончик языка за нижними зубами. Укреплять кончик языка, развивать подвижность языка.

Описание: Улыбнуться показать зубы, приоткрыть рот и кончиком языка «почистить» нижние зубы с внутренней стороны.

Широко раскрою рот,

«Горку» выведу вперед.

И, назад отодвигая,

Я ее не разрушаю.

Цель: развивать подвижность языка и укреплять его мускулатуру.

Описание: Улыбнуться, открыть рот. Кончик языка упирается в нижние зубы. Широкий язык «выкатывать» вперёд и убирать в глубь рта. Упражнение

повторить 8-10 раз в спокойном темпе.

Вот опять язык свернулся,

В зубы нижние уткнулся.

Двину чуть его вперед,

Разжую его вот-вот.

Цель: научить ребенка распластывать язык в положении, нужном для свистящих звуков.

Описание: Улыбнуться, приоткрыть рот, поставить кончик языка за нижние зубы (как в упражнении «Горка», потом выдвинуть его чуть вперёд и покусывать свёрнутый язык 10-15 раз.

Присосу язык на нёбо,

А теперь смотрите в оба:

Ходит челюсть вверх и вниз –

У нее такой круиз.

Цель: развивать подвижность языка, укреплять кончик языка. Отрабатывать

Описание: Улыбнуться, открыть рот (видны верхние и нижние зуб) и широким язычком «почистить» верхние зубы с внутренней стороны, делая движения из стороны в сторону.

Язык – как кисточка моя,

И ею нёбо крашу я.

Цель: укреплять мышцы языка и развивать его подвижность.

Описание: Улыбнуться, открыть рот и «покрасить» кончиком языка твёрдое нёбо («потолок», делая движения языком вперёд-назад.

За зубами в бугорок

Бьёт широкий язычок.

Цель: отрабатывать подвижность языка и подготавливать его к вибрации, необходимой для звука «р». Укреплять мышцы языка (особенно кончика языка).

Описание: Улыбнуться, открыть рот и постучать кончиком языка за верхними зубами, звонко, отчётливо и многократно повторяя: «д-д-д». Звук «д» нужно произносить так, чтобы ощущалась выдыхаемая воздушная струя (дуем на кончик языка). Темп убыстряется постепенно.

Варианты: 1. Стучим кончиком языка за верхними зубами,произнося: «дын-дын-дын» («звоночек»).

Стучим и произносим: «т-д-т-д» («скачет лошадка»).

Рот широко открываю,

К нёбу язык прижимаю.

Прыгает вниз язычок.

И раздается щелчок.

Цель: отрабатывать подъём языка, подготавливать его к выработке вибрации, растягивать подъязычную связку (уздечку). Укреплять мышцы языка.

Описание: Улыбнуться, открыть рот и пощёлкать кончиком языка («лошадка

Широко открою рот,

Будто щелкну я вот-вот.

Присосу язык на нёбо,

Челюсть вниз – и вся учеба.

Цель: отрабатывать умение удерживать язык наверху в положении, необходимом для звука «р». Укреплять мышцы языка, растягивать подъязычную связку

Описание: Улыбнуться, приоткрыть рот, присосать язык к нёбу, открывать и закрывать рот (как растягиваются меха гармошки). При этом растягивается подъязычная связка. Постепенно надо раскрывать рот всё шире и дольше удерживать язык в верхнем положении.

Губы вместе я сведу,

Через губы буду дуть.

Поиграю я в игру

Цель: отрабатывать вибрацию губ и языка, подготавливать артикуляционные органы к произношению «р». Развивать силу выдоха.

Описание: Сомкнуть губы и достаточно сильно подуть через них. Губы

вибрируют и слышен характерный звук «тпру-у-у».

Варианты: положить между губ широкий край языка и подуть. Край языка

будет вибрировать вместе с губами («едем на мотоцикле»).

«Парус» там уже стоит.

Прислоню язык, смотрю,

К зубкам верхним изнутри.

Цель: удерживать язык за верхними зубами. Укреплять мышцы языка.

Описание: Улыбнуться, широко открыть рот, поставить язык за верхние зубы так, чтобы кончик языка крепко упирался в зубы. Удерживать 5-10 секунд.

Улыбаюсь: вот шутник –

Узким – узким стал язык.

Меж зубами, как сучок,

Вылез длинный язычок.

Цель: научиться делать язык узким и удерживать его в таком положении.

Описание: Открыть рот, язык высунуть как можно чаще, напрячь его, сделать

узким и удерживать в таком положении под счёт от 1 до 5-10.

Влево-вправо кончик ходит,

Будто места не находит.

Цель: укреплять мышцы языка, отрабатывать его подвижность.

Описание: Улыбнуться, приоткрыть рот, высунуть язык как можно дальше и производить им плавные движения от одного уголка рта к другому. Проделать упражнение 10-15 раз.

А у змейки язычок

Узок, тонок, как сучок.

Как же он не устает?

Цель: развивать подвижность языка, переменно выдвигая и убирая узкий язык.

Описание: Открыть рот и производить узким языком движения вперёд-назад

Широко открыт мой рот,

Язычок – назад – вперед.

Лижет «чашечкой» губу

И «болбочет» на бегу.

Цель: отрабатывать подъем языка и подвижность кончика языка.

Описание: Приоткрыть рот, положить язык на верхнюю губу и производить движения кончиком языка по верхней губе вперёд и назад, стараясь не отрывать язык от губы, как бы поглаживая её. Темп движения постепенно убыстрять, затем включить голос, пока не послышится «бл-бл» (так «болбочет» индюк).

Гнется мой язык –

Артист!

Цель: вырабатывать умение быстро менять положение языка, развивать его гибкость, подвижность. Развивать гибкость и подвижность кончика языка.

Описание: Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот, положить широкий язык

за нижние зубы (с внутренней стороны, удерживать в таком положении 3-5

секунд. Потом поднять широкий язык за верхние зубы (с внутренней стороны) и удерживать 3-5 секунд. Так, поочерёдно, менять положение языка 4-6 раз.

Вывожу язык вперед,

Закушу его –и вот:

«Ы» тяну – и к нам идет

Цель: отрабатывать положение языка, необходимое для постановки «л»

(особенно при напряженности языка и замене твердого «л» на мягкий «ль»).

Описание: Слегка улыбнуться, высунуть язык, зажать его зубами и петь звук

Картотека дыхательной гимнастики для детей средней группы Картотека дыхательной гимнастики для детей средней группы Дыхательная гимнастика «Ворона» Цель: укреплять физиологическое дыхание.

Картотека дыхательной гимнастики для средней группы для детей 4–5 лет Дыхательная гимнастика «Комарики» Встать прямо, выполнить полный вдох, на выдохе тихо, с повышением голоса, длительно произнести: «з-з-з-З-З-З».

Картотека дыхательной гимнастики для старшей группы «Качели» Цель: укреплять физиологическое дыхание у детей. Ребенку, находящемуся в положении лежа, кладут на живот в области диафрагмы легкую.

Картотека дыхательной гимнастики для старшей и подготовительной группы для детей 5–7 лет ДЫХАНИЕ ПО МЕТОДИКЕ А. Н. СТРЕЛЬНИКОВОЙ КОМПЛЕКСЫ УПРАЖНЕНИЙ «Разминка». И. п. — стоя, ноги на ширине плеч, туловище прямое руки полусогнуты.

Картотека гимнастики после сна в подготовительной группе Упражнения в кроватке: Цель корригирующей гимнастики. Способствовать пробуждению после дневного сна. Тонизировать весь организм, воздействуя.

Картотека гимнастики пробуждения для второй младшей группы Гимнастика пробужденияОдной из главных особенностей нервной системы детей дошкольного возраста является медленное переключение из одного.

Картотека пальчиковой гимнастики для старшей группы Картотека пальчиковой гимнастики Пальчиковая гимнастика «Ягодки» Чуть приподнимите перед собой руку, так чтобы расслабленная кисть оказалась.

Картотека пальчиковой гимнастики и физминуток по нравственно-патриотическому воспитанию детей средней группы детского сада Картотека пальчиковой гимнастики и физ. минуток по нравственно-патриотическому воспитанию детей средней группы детского сада с резинками.

Картотека пальчиковой гимнастики с детьми старшей группы по темам недели Картотека пальчиковой гимнастики с детьми старшей группы по темам недели выполнила Прахт Е. А. МДОУ д. с. №342 г. Челябинска Группа «Незабудки».

Картотека пальчиковой гимнастики в подготовительной группе Тема пальчиковой гимнастики Примеры игр и упражнений «Семья» «Бабушкин кисель»: выполнять имитирующие движения кистями рук (варим кисель,.

Источник

Читайте также:  Дыхательная гимнастика врача щетинина
Оцените статью