Организация оздоровительной гимнастики с детьми в старшей группе детского сада
Любовь Щипцова
Организация оздоровительной гимнастики с детьми в старшей группе детского сада
В настоящее время особое внимание уделяется укреплению здоровья и физическому развитию детей. Федеральные государственные требования определяют как одну из важнейших задач: охрану и укрепление здоровья воспитанников через интеграцию образовательных областей, создание условий безопасной образовательной среды, осуществление комплекса психолого – педагогической, профилактической и оздоровительной работы. В соответствии с этим особую актуальность приобретает поиск новых средств и методов повышения эффективности физкультурно-оздоровительной работы, создание оптимальных условий для всестороннего гармоничного развития личности ребёнка.
Виды оздоровительной гимнастики:
1. Утренняя гимнастика;
2. Гимнастика после сна;
4. Пальчиковая гимнастика;
5. Гимнастика для глаз;
6. Дыхательная гимнастика;
Задачи оздоровительной гимнастики:
Сохранение и укрепление здоровья детей
Профилактика и коррекция плоскостопия, нарушения осанки
Формирование осознанного положительного отношения детей к здоровому образу жизни
Обеспечение психологического комфорта в коллективе.
Утренняя гимнастика.
Комплексы гимнастики включают различные виды ходьбы и бега (иногда несложные игровые задания); общеразвивающие упражнения с предметами (кубики, мячи, кегли, палки, верёвочки и т. д.) и без них; подвижные игры малой и средней активности, эстафеты.
Ходьба и бег в начале гимнастики – это небольшая разминка, затем дети выполняют упражнения общеразвивающего характера для мышц спины, плечевого пояса, живота и ног. Упражнениям общеразвивающего характера отводится основная роль по объёму и значимости.
Их многофункциональность способствует оздоровлению организма, развивает силы мышц, подвижность суставов, формирует правильную осанку и умение ориентироваться в пространстве.
Правильное соблюдение исходных положений – обязательное условие при выполнении каких – либо гимнастических упражнений и объяснение, и показ упражнений воспитателем должны быть чёткими и краткими.
Игровые задания, подвижные игры малой активности служат дополнением к двигательной нагрузке.
В заключение комплекса проводится ходьба или несложное игровое задание для приведения всех функций и систем организма в спокойное состояние.
Пальчиковая гимнастика – тренировка тонких движений пальцев и кистей рук. Практически доказано, что на основе двигательного анализатора формируется речедвигательный анализатор. Поэтому работа по развитию мелкой моторики пальцев рук в дошкольном возрасте имеет особое значение. Систематические упражнения по тренировке движения пальцев наряду со стимулирующим влиянием на развитие речи являются мощным средством повышения работоспособности мозга. Формирование словесной речи ребёнка начинается, когда движения пальцев рук достигают достаточной точности. Развитие пальцевой моторики подготавливает почву для последующего формирования речи. При наличии речевого дефекта у ребёнка особое внимание необходимо обратить на тренировку его пальцев.
Зрительная гимнастика используется в профилактических и оздоровительных целях.
Цель проведения – предупреждение зрительного утомления у детей во время занятий.
Условия проведения. Комплекс упражнений гимнастики для глаз проводят в течение 3-5 минут. Он состоит из 3-5 упражнений, включающих упражнения массажа, растираний, снятия зрительного напряжения, упражнений на внимание. По мере привыкания к комплексу в него включаются новые упражнения или усложняются условия выполнения уже разученных ранее упражнений.
Физкультминутки. Цель проведения – снятие психического напряжения детей путем переключения на другой вид деятельности.
Условия проведения. Физкультурные минутки проводятся в течение 2-3 минут в период появление у детей утомления. В комплекс входят 3-4 упражнения каждое повторяющееся 4-6 раз. При выполнении упражнений произносятся несложные стихотворные тексты в ритме движений. Комплексы могут выполняться стоя или сидя, после показа или вместе с педагогом. Физкультминутки включают упражнения на выпрямление ног и туловища, расправление плеч, поднимание головы, расслабление кистей, движения для профилактики нарушения осанки.
Темп выполнения медленный или средний.
Дыхательная гимнастика способствует оздоровлению всего организма, развивает носовое дыхание, улучшает кровоснабжение верхних дыхательных путей, способствует профилактике простудных заболеваний.
Проводится как часть утренней гимнастики, гимнастики после сна и занятий по физической культуре. Для проведения необходимо обеспечить проветривание помещения, педагогу дать детям инструкции об обязательной гигиене полости носа перед проведением этих упражнений.
Психогимнастика – это курс специальных занятий (этюдов, упражнений игр направленных на развитие и коррекцию различных сторон психики ребенка как познавательной, так и эмоционально – личностной сферы).
Используется во всех режимных моментах и в непосредственно образовательной деятельности.
-мимические пантомимические этюды;
-этюды и игры на выражение отдельных черт характера и эмоций;
-этюды и игры, имеющие психотерапевтическую направленность на определённого ребёнка или на группу в целом;
В группах с задержкой психического развития по физической культуре в конце занятий используются упражнения на релаксацию.
Гимнастика после дневного сна.
Основная цель гимнастики после дневного сна – поднять настроение и мышечный тонус детей с помощью контрастных воздушных ванн и физических упражнений.
*Гимнастика пробуждения 2-3 минуты (потягивание, поочерёдное поднимание и опускание рук и ног, элементы самомассажа, пальчиковой гимнастики). Главное правило – исключить резкие движения.
*Упражнения, направленные на профилактику плоскостопия и нарушения осанки 2-3 минуты (ходьба на носках, пятках, с высоким подниманием колен, ходьба по корригирующим дорожкам и т. д)
*Дыхательная гимнастика 1-7минут или упражнения для поднятия мышечного тонуса.
Комплекс гимнастики после дневного сна
Воспитатель будит детей.
Завершился тихий час,
Свет дневной встречает вас!
Дети хлопают в ладоши, потирают друг о друга руки (моются). Руки будят лицо: дети потирают глаза, брови, нос и уши. Руки будят ноги; поглаживают их и похлопывают. Ноги радостно делают “велосипед” в воздухе, затем встают и отправляются в дорогу. Темп пробуждения медленный, спокойный, комфортный.
Ходьба по коррекционной дорожке.
Корригирующая ходьба («отправляемся в лес») в чередовании с обычной ходьбой: на носках («лисичка», на пятках («на траве роса, не замочите ноги», на внешней стороне стопы («медведь», с высоким подниманием колена («лось», в полу приседе («ежик»).
Дыхательная гимнастика.
Вы послушайте, ребята, я хочу вам рассказать.
1. «Зайка раз в беду попал»
И. п-стоя, руки вдоль туловища.
Руки в стороны – вдох, вернуться в и. п. с произношением «у-у-у»- выдох. (повт. 4р)
2. «Вот что он нам рассказал»
И. п-стоя, руки на пояс.
Наклон туловища вперед — выдох с произношением «в-д-р-у-х!» (повт. 4р)
3. «Шёл по лесу он один»
Дети шагают с небольшим продвижением вперед по кругу. На выдох произносят «с-т-р-а-х-х» .
4. «Вдруг на зайку жук, жучиха»
Дети приседают, произноситься удлинённый выдох с произношением слова «б-а-х-х» (повт. 4р).
5. «И в лесу раздался стук»
Дети поднимают руки в стороны – вдох, руки двигаются дальше вперёд и вниз-выдох с произношением «б-р-у-у-х-х» (повт. 4р).
6. «Под суком огромный жук»
7. «Зайка бросился бежать»
Дети быстро шагают по группе, на выдохе произноситься медленно «ф-р-о-о-х-х» (1 мин)
8. «Трудно заиньке дышать»
Ходьба с постепенным замедлением. На выдохе произносится «ф-р-о-о-х-х.»
9. «Зайка дышит только в нос»
Дети стоят в кругу, руки на талии. Произносятся вдохи выдохи через нос с произношением на выдохе звука «м-м-м» (повт. 4р).
10. «Ели ноги он унёс»
Туловище наклоняют в сторону, при этом произносят звук «ф-р-р» (повт. 4р) в каждую сторону.
11. «К нам стрелою прибежал».
Дети садятся на стульчики, спокойно, ровно дышат. На выдохе произносят «р-ух-х-а» (повт. 4р).
12. «И об этом рассказал»
Дети сидя отдыхают.
Индивидуальная работа по профилактике плоскостопия.
Одним из основных направлений деятельности педагога является создание здоровьесберегающей среды и устойчивой положительной мотивации к сохранению и укреплению собственного здоровья детей, формирование психологического здоровья, как важного фактора здоровья человека в целом. И если это делать ежедневно и систематически, то результаты будут радовать и детей и родителей и воспитателей.
Источник
Цели и задачи утренней гимнастики в ДОУ
Наталья Бабинцева
Цели и задачи утренней гимнастики в ДОУ
«Основу в формировании здорового образа жизни ребенка закладывает
правильно подобранная и увлекательная утренняя гимнастика»
Для чего нужна зарядка?-
Это вовсе не загадка:
Чтобы силу развивать
И весь день не уставать
Целью проведения утренней гимнастики являются:
— формирование и совершенствование двигательных навыков при помощи утренней гимнастики;
— сохранение и укрепление здоровья ребенка;
— изучение и внедрение инновационных приемов и подходов в проведении утренней гимнастики;
Задачей проведения утренней гимнастики является:
— формировать у детей осознанного отношения к здоровому образу жизни;
— помогать в изучении и совершенствовании двигательных навыков детей, посещающих детский сад;
— развивать у детей интерес к занятиям физической культурой и спортом;
— в соответствии с возрастными потребностями и возможностями ребенка подбирать утреннюю гимнастику;
— воспитывать у детей целеустремленность;
— организованность, инициативность, трудолюбие.
Для утренней гимнастики подбираются задачи оздоровительные, образовательные (обучающие) и воспитательные,например:
— укреплять опорно-двигательный аппарат;
— повысить жизненный тонус;
— тренировать терморегуляционный аппарат;
— учить детей дышать через нос;
— упражнять в плавном выдохе;
— формировать умения выполнять движения по показу взрослого.
— воспитывать привычку здорового образа жизни.
Противопоказания для проведения утренней гимнастики:
— расстройство деятельности сердечно-сосудистой системы, расстройство работы двигательного аппарата и значительная общая слабость ребенка,
когда его движения приходится ограничивать.
Утренняя гимнастика для средней группы
Оздоровительные задачи:
— содействовать развитию адаптационных возможностей и улучшению работоспособности детского организма;
— совершенствование функций и закаливание организма детей;
— формировать опорно-двигательный аппарат и правильную осанку.
Образовательные задачи:
— правильно и с большим напряжением выполнять основные элементы упражнений, связанные с работой крупных групп мышц;
— точно выдерживать положение отдельных частей тела (не сгибать колени при наклонах, держать спину прямо во время приседаний, не сгибать руки в локтях во время их выпрямления);
— принимать различные исходные положения, добиваясь их четкости.
Воспитательные задачи:
— воспитывать у детей интерес к утренней гимнастике;
— приучать к самостоятельному созданию условий для выполнения общеразвивающих упражнений с предметами.
1. Вводная часть.
Ходьба в колонне друг за другом, ходьба на пятках, руки за голову, обычная ходьба, бег в колонне друг за другом (15 сек. ,
Ходьба в колонне, ходьба на носочках, руки на поясе, обычная ходьба, легкий бег (20 сек, ходьба звеньями.
2. ОРУ с палками.
1. «Палку на грудь» (5-6 раз)
И. п. : ноги слегка расставить, палку вниз
В. : 1-2- палку на грудь – вдох;
2. «Посмотри вперед» (5 раз)
И. п. : ноги врозь, палка на лопатках
В. : 1-2- наклон вперед, ноги не сгибать, 3-4- и. п.
И. п. : сидя, палка на бедрах
В. : 1- палку вверх, 2- согнуть колени, 3- выпрямить ноги, палку вверх, 4- и. п. Спину все время держать прямо.
И. п. : ноги врозь, палка за спиной зажата согнутыми руками.
В. : 1- поворот вправо, 2- и. п., то же влево.
И. п. : о. с., руки за спину, палка на полу перед ногами.
В. : правую ногу на носок к концу палки, 2-и. п. ; то же левой ногой.
И. п. : ноги слегка расставить, руки вниз, палка на полу.
В. : 8-12 подскоков на месте и ходьба вокруг палки.
3. Заключительная часть.
Ходьба с постепенным замедлением.
Поднять руки вверх, затем вытянуть вперед, потянуться, как кошечка. Почувствовать, как тянется тело. Затем резко опустить руки вниз, произнося «а-а-а».
Утренняя гимнастика для подготовительной группы
Оздоровительные задачи:
— продолжать укреплять сердечно-сосудистую и дыхательную системы;
— формировать опорно-двигательный аппарат и правильную осанку.
Образовательные задачи:
— обеспечивать усиление общей структуры двигательной деятельности, понимание общего способа выполнения физических упражнений и связи – «цель – результат».
Воспитательные задачи:
— формировать умения самоорганизации в двигательной деятельности.
1. Вводная часть.
Ходьба в колонне друг за другом, ходьба на пятках, ходьба в колонне, бег по диагонали (30 сек., ходьба друг за другом, ходьба два шага – поворот, ходьба и бег по диагонали (40 сек., ходьба тройками.
2. ОРУ с мячами диаметром 25 см.
1. «На носки» 10 раз
И. п. : о. с., мяч в руках.
В. : 1-2- подняться на носки, мяч за голову, локти отвести назад, голова прямо – вдох; 3-4- и. п. – выдох.
2. «Повернись с мячом» 5 раз.
И. п. : ноги врозь, мяч в согнутых руках.
В. : 1-2- поворот вправо (влево, отводя правую (левую) руку с мячом на ладони в сторону; 3-4 – и. п. ноги не сгибать.
3. «Подбрось и присядь» 8 раз.
В. : присесть, встать и поймать мяч. Приседать на носках, колени в стороны, спина прямая.
4. «Прокати мяч вокруг ноги» 4 раза.
И. п. : ноги на ширине плеч, мяч в обеих руках.
В. : 1-2 – наклон к правой ноге (к левой, не сгибая колен, катить мяч вокруг ноги; 4- и. п.
5. «Переложи мяч» 6 раз.
И. п. : сидя, руки упор сзади, мяч между ног.
В. : 1-2- захватить мяч, переложить справа от себя, в и. п. (затем влево).
6. «Согни и выпрями» 6 раз
И. п. : лежа на животе, мяч зажат между ступнями прямых ног, руки в упоре на локтях.
В. : сгибать и выпрямлять ноги, не выпуская мяч. Через 3-5 движений – пауза.
7. «Подскоки вокруг мяча» 4 раза.
В. : 8 подскоков на правой ноге, то же, обратно на левой.
8. «На носки» 8 раз
И. п. : мяч зажат между ступнями.
В. : 1-2 – поднимаясь на носки, руки назад, прогнуться – вдох; 3-4- и. п. – выдох.
3. Заключительная часть.
Ходьба с постепенным замедлением. Проверка осанки у зеркала.
Релаксация «Тепло – холодно»
Представим, что нам стало холодно – мы сжимаем себя руками, напрягаемся. Нам тепло – руки в стороны, расслабляемся (повторить 3-4 раза)
Цели и задачи на 2019–2020 учебный год средних возрастных групп Мы планируем создать благоприятные условия для полноценного проживания ребенком дошкольного детства, формирования основ базовой культуры.
Цели и задачи АОП дошкольного образования ДОО компенсирующего вида Адаптированная образовательная программа дошкольного образования в условиях ДОУ компенсирующего вида направлена на реализацию следующих.
Инновационные технологии экологического воспитания: цели и задачи Природа – это то, что окружает каждого из нас. Еще никогда так остро не стояла угроза экологического кризиса, как сегодня. На планете за.
Физическое воспитание дошкольников: цели и задачи Физическое воспитание дошкольников В программе воспитания дошкольников особое значение придается физическому воспитанию дошкольников, которое.
О пользе утренней гимнастики Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение центр развития ребёнка – детский сад №7г. Курганинска муниципального образования.
Основные цели и задачи использования конструктора Lego в ДОУ в соответствии с ФГОС Основные цели и задачи использования конструктора Lego в ДОУ в соответствии с ФГОС Дети обладают естественным стремлением узнавать новое,.
Роль паспорта группы в образовательном процессе в детском саду. Цели и задачи паспортизации группы Воспитателям следует знать, как собирать информацию о своих воспитанниках и правильно оформлять рабочую документацию. Поскольку паспорта.
Польза утренней гимнастики Польза утренней гимнастики! Делать по утрам зарядку полезно в любом возрасте. И взрослые, и дети при помощи таких занятий спортом могут.
Принципы, цели и задачи организации методической работы в ДОУ Принципы, цели и задачи организации методической работыПо мнению Лизинского В. М., методическая работа – деятельность, направленная на успешную.
Протокол родительского собрания подготовительной к школе группы «Цели и задачи на 2019–2020 учебный год» Протокол №1 Родительского собрания подготовительной к школе группы «Солнышко» Тема: «Цели и задачи на 2019-2020 учебный год» от 05.09.2019г.
Источник