Плотность и нагрузка при обучении физическим упражнениям
Эффективность овладения сотрудниками физическими упражнениями в значительной степени зависит от плотности и физической нагрузки при обучении.
Под плотностью понимается отношение времени, затраченного обучаемыми на выполнение физических упражнений, ко всему времени, отводимому на обучение. Плотность определяется путем хронометража деятельности обучаемых и выражается в процентах. В процессе обучения физическим упражнениям ведется наблюдение за одним из занимающихся и учитывается время, затраченное им на непосредственное выполнение физических упражнений. Если, например, на занятии продолжительностью 50 мин. сотрудник затратил на выполнение физических упражнений 20 мин., то плотность такого занятия будет равна 40% . Это так называемая «моторная» плотность, характеризующая время, затраченное сотрудниками только на непосредственное выполнение двигательных действий. Однако в процессе обучения физическим упражнениям время используется и на такие действия, как показ упражнений руководителем, объяснение процесса обучения. Поэтому наряду с «моторной» плотностью различают и общую плотность, представляющую собой отношение педагогически необходимых и рациональных затрат времени руководителем и занимающимися ко всему времени обучения физическим упражнениям. По своей величине общая плотность всегда будет выше, чем «моторная».
Постепенное повышение плотности при обучении физическим упражнениям достигается:
— увеличением времени непрерывного выполнения упражнений;
— сокращением времени на перестроения и различного рода передвижения;
— краткостью и ясностью объяснений;
— сокращением перерывов между выполнением отдельных упражнений;
— выполнением упражнений всеми занимающимися одновременно или потоком (одни за другим);
— одновременным выполнением упражнений несколькими занимающимися;
— наиболее целесообразным использованием оборудования и инвентаря.
Под физической нагрузкой понимается определенная величина воздействия физических упражнений на функциональное состояние организма занимающихся. Она характеризуется объемом и интенсивностью. Объем нагрузки— это общая сумма упражнений, выполняемых каждым обучаемым (число элементов — в гимнастике, дистанция ходьбы и бега — в передвижении и т. д.). Объем бывает большой, средний и малый. Интенсивность нагрузки— это отношение числа упражнений, выполняемых с повышенной нагрузкой к общему числу выполняемых за определенный период упражнений, т. е. к объему. Она определяет напряженность двигательной деятельности и степень ее концентрации во времени и зависит от характера упражнений, их скорости, величины применяемых отягощений и т. п. Интенсивность может быть малой, средней, большой и максимальной.
Регулирование физической нагрузки осуществляется путем изменения: характера упражнений (заменой легких более сложными), интенсивности их выполнения (темпа и скорости, веса снарядов, высоты и ширины препятствий, дальности броска), условий выполнения упражнений, продолжительности, числа повторений, дистанции или времени передвижения.
Различают три способа постепенного повышения физической нагрузки в процессе обучения: непрерывный, ступенчатый, волнообразный.
Формирование и совершенствование двигательных навыков
Сущность физического воспитания состоит в обучении двигательным действиям и управлении развитием физических и специальных способностей (качеств) обучаемых. Направленность процесса обучения в ФК обусловлена последовательным освоением двигательного действия, которое находит свое проявление в таких формах как умение, навык, техника движений.
Двигательное действие – это совокупность движений, направленных на решение двигательной задачи. В структуре двигательного действия выделяют следующие элементы: потребность в данном двигательном действии, уяснение двигательной задачи, построение плана и практическое исполнение.
Двигательное умение – это способность использовать сформированные навыки с целью эффективного решения двигательной задачи в различных условиях. Двигательное умение отличается от навыка способностью вариативно управлять двигательными действиями, высокая их устойчивость к сбивающим факторам (утомление и т.д.), слитность и рациональность движений.
Двигательный навык — это составной элемент умения, автоматизированное действие, доведенное до высокой степени совершенства, автоматизма. Двигательный навык – это те двигательные действия, которыми человек овладел в результате обучения. Двигательный навык освобождает сознание человека от пристального контроля за деталями движений и тем самым обеспечивает возможность регулировать основные операции двигательных действий. Однако это не исключает необходимости сознательного контроля за отдельными деталями движений.
Прикладные двигательные навыки – это доведенные до автоматизма практические действия, выполняемые в соответствии с поставленной задачей. К основным прикладным двигательным навыкам курсантов образовательных организаций МВД относятся навыки в передвижении на лыжах, совершении марш-бросков, преодолении препятствий, выполнении боевых приемов борьбы. Навыки формируются и совершенствуются путем многократного повторения упражнений.
В процессе формирования двигательного навыка действуют следующие закономерности:
— постепенность, т. е. наличие определенных стадий развития (мы говорим о их содержании с физиологической и психолого-педагогической точки зрения);
— неравномерность, т. е. прирост качественных параметров двигательного навыка, происходит неодинаково, существуют «отрицательные» и «положительные» ускорения в развитии навыка, замедления и задержки (т. н. «плато») в процессе его формирования;
— программирование движений, т. е. в результате многократного повторения разучиваемого приема в коре головного мозга формируется динамический стереотип, в котором запрограммированы основные параметры движений в структуре того или иного действия;
— ослабление роли дистантных анализаторов при контроле за движениями, т. е. по мере упрочения навыка правильность движения занимающихся оценивается все больше не за счет зрительного и слухового, а за счет двигательного анализатора.
Процесс формирования и совершенствования двигательного навыка протекает в определенной последовательности и характеризуется следующими особенностями:
— объединение отдельных элементов и движений в целостное действии;
— устранение излишних движений;
— ослабление роли зрительного контроля за движениями и повышение роли двигательного анализатора;
Источник
ОБЩАЯ И МОТОРНАЯ ПЛОТНОСТЬ ЗАНЯТИЯ
Различают общую и моторную плотность занятий физической культурой.
Целесообразность использования времени проведения занятия определяется по общей плотности занятия, которая выражена временным показателем ко всей длительности занятия, данного в процентах.
В моторную же плотность занятия входит только время, затраченное на выполнение физических упражнений, то есть непосредственная физическая нагрузка.
Общая плотность характеризуется отношением педагогически оправданного времени занятия (восприятие детьми объяснений, указаний, показа воспитателя, проделывание упражнений, наблюдение и анализ, установка и уборка пособий и т.д.) к продолжительности всего занятия.
Педагогически оправданным считается время, используемое на объяснение, указания для обеспечения точности выполнения, на показ, выполнение физических упражнений.
На необходимые вспомогательные действия в процессе занятия отводится минимальное время (раздача пособий, перестроение детей, перестановка физкультурных снарядов). Воспитатель заранее обдумывает организацию этих действий и исключает возможность непроизводительной затраты времени. Случайные организационные неполадки (отсутствие необходимых пособий для выполнения упражнений, недостатки в костюме или обуви детей, появление посторонних лиц в зале) определяются как педагогически неоправданная затрата времени.
Для характеристики физкультурного занятия очень важна моторная плотность — наибольшая двигательная деятельность детей в процессе занятия, что и определяет продуктивность каждого конкретного занятия. Однако требование к моторной плотности занятия не исключает осуществления учебно-воспитательных задач. Правильное целесообразное чередование умственной и физической деятельности детей необходимо и в учебно-воспитательных целях, являясь показателем продуманного содержания занятия, и его квалифицированного проведения.
Моторная плотность характеризует объем непосредственной двигательной деятельности ребенка на занятии. Она выражается отношением времени, затраченного на выполнение физических упражнений и игры, ко всей продолжительности занятия.
Чтобы правильно высчитать этот показатель, необходимо время, затраченное на выполнение движений, разделить на продолжительность занятия и умножить на 100.
Правильное целесообразное чередование умственной и физической деятельности детей является надежным показателем продуманного содержания занятия и его квалифицированного проведения.
Если общая плотность занятия, при правильной организации, приближается к 100 %, то моторная плотность может быть оценена только относительно педагогических задач занятия.
Наименьшая моторная плотность может быть при условии, если на занятии применяется 1/3 нового материала, тогда моторная плотность 65— 67 % считается нормой. Если же занятие решает задачи закрепления и совершенствования движений, то моторная плотность должна приближаться к 68—80%.
Эффективность проведения физкультурных занятий оценивается не только по успешному решению образовательных задач и влиянию на развитие личности, но и по оздоровительному воздействию на организм. Достаточная двигательная активность, с одной стороны, обеспечивает хорошее усвоение материала (при необходимом повторении материала) при разучивании, а с другой стороны, позволяет обеспечить тренирующее воздействие на организм ребенка.
Величина нагрузки и правильное ее распределение в течение занятия определяется по физиологической кривой, которая фиксирует работу сердечно-сосудистой системы при выполнении всех физических упражнений, включенных в разные части занятия.
По данным Г. П. Юрко, при правильном распределении нагрузки:
— в вводной части занятия пульс должен повыситься на 15—20 % от исходного,
— увеличение пульса после выполнения общеразвивающих упражнений может составлять 40% от исходного;
— выполнение основных движений и проведение подвижной игры должны приводить к увеличению пульса на 70—80% от исходного,
— в заключительной части занятия оно увеличивается всего на 10—15% от исходного.
Спустя 3—4 мин после занятия пульс должен придти к исходному уровню.
Дата добавления: 2018-11-24 ; просмотров: 377 ; Мы поможем в написании вашей работы!
Источник
Определение общей и моторной плотности урока
Определение общей и моторной плотности урока
Одним из показателей эффективности урока является его плотность. Чем рациональнее используется время на уроке, тем выше плотность. Плотность урока имеет существенное значение, поскольку она оказывает влияние на нагрузку, на выполнение поставленных перед уроком задач, на успешное выполнение учебной программы.
При подготовке к уроку учитель обязан продумать до мельчайших подробностей план проведения урока и решить, где должен быть просто показ упражнения, где подробное объяснение с показом, а где только распоряжение или команда.
Определять плотность урока необходимо в целом и по частям. Это обусловлено неодинаковыми возможностями и условиями организации работы в подготовительной, основной и заключительной частях урока. Точный учёт времени деятельности учителя и учеников на уроке определяется по скользящей стрелке секундомера. Секундомер пускается со звонком и останавливается после организованного выхода учащихся из класса. В качестве объекта наблюдения избирается так называемый средний ученик, достаточно активный и дисциплинированный.
Общая плотность урока – это отношение педагогически оправданных (рациональных) затрат времени к общей продолжительности урока.
Общая плотность = Время, педагогически оправданное *100% : время урока
В числитель (педагогически оправданное время) входит выполнение физических упражнений, слушание, наблюдения, организация урока, словом всё то, без чего нельзя провести урок. Это время умножается на 100% и делится на общее время урока. Общая плотность полноценного урока физической культуры должна приближаться 100%.
К снижению общей плотности урока приводят следующие причины: неоправданный отдых, опоздания на урок или преждевременное его окончание, выполнение упражнений с ошибками и не исправление их учителем, нарушение дисциплины и другое, чего не должно быть на уроке.
Моторная плотность урока – это отношение времени, использованного непосредственно на двигательную деятельность учащихся, к общей продолжительности урока.
Для расчёта моторной плотности (МП) необходимо время выполнения физических упражнений умножить на 100% и разделить на общее время урока.
Моторная плотность = Время выполнения физических упражнений *100 : время урока
Например, установлено, что суммарное время, затраченное учащимися на выполнение физических упражнений, равно 25 минут (оставшиеся 15 минут были затрачены на объяснение преподавателя, подготовку мест занятий, интервалы отдыха и т. п. )
В этом случае моторная плотность урока будет равна:
МП = 25 минут*100% : 40 минут = 62,5%
Моторная плотность в процессе урока постоянно меняется. Изменения можно объяснить, прежде всего, различием содержания применяемых упражнений, местом их использования и методами их применения. Показатели моторной плотности меняются также и в зависимости то типа урока. Так, на уроках совершенствования техники движений и развития физических качеств оно может достигать 70 – 80%, а на уроках разучивания двигательных действий и формирования знаний, требующих значительных затрат времени на умственную деятельность занимающихся, моторная плотность может находиться на уровне 50%.
Факторы, влияющие на моторную плотность:
1 Тип урока (начального разучивания, совершенствования)
2 Вид программы (гимнастика, лыжная подготовка, спортивные игры)
3 Количество и качество инвентаря
4 Количество учащихся в классе, их подготовленность
5 Мастерство педагога.
Пути повышения моторной плотности.
1 Использование безостановочных методов (поточный, круговой)
2 Заблаговременная подготовка инвентаря.
3 Увеличения количества отделений и групп
4 Хорошая дисциплина.
5 Использование временно освобождённых учеников.
6 Сочетание объяснения с показом (если это возможно) .
7 Введение дополнительных заданий во время ожидания.
8 Методические указания давать во время выполнения упражнений (если это возможно)
При всей важности моторной плотности урока она не может достигать 100%, так как в противном случае не оставалось бы времени для объяснения материала, его осмысления учащимися, анализа ошибок, что неизбежно привело бы к снижению качества и эффективности учебной работы в целом. Хронометрия деятельности учащихся заносится в таблицу, производятся расчёты, формируются выводы, и рекомендации.
Хронометрия деятельности учащихся на уроке физической культуры.
Место проведения: спортивный зал.
Время проведения: 40 мин. (8. 00-8. 40)
1. Совершенствование ловли и передачи меча.
2. Развитие ловкости, быстроты двигательных реакций, общей выносливости. 3. Содействовать развитию психических процессов: внимания, мышления.
Источник