УСЛОВИЯ, ВЛИЯЮЩИЕ НА РЕЗУЛЬТАТ УПРАЖНЕНИЙ
Результат физического упражнения в первую очередь определяется характером самого упражнения: направленностью, техникой действий, величиной нагрузки и другими особенностями. Но при этом упражнение будет иметь различный эффект взависимости от возраста, пола, степени подготовленности, а такжефизического и лсихического состояния занимающихся в данный момент.
Существенные влияния на результат упражнений могут оказывать внешние условия, например температура и влажность воздуха. При жаре, большой влажности воздуха, сильном встречном ветре нагрузка значительно возрастает. Увеличивается также нагрузка при упражнении, выполняемом в неблагоприятных условиях опоры, например при беге по песку или глубокому снегу. Упражнения, выполняемые в антисанитарных условиях, вместо пользы могут принести вред организму (например, бег в грязном, запыленном помещении или в условиях задымленной или загазованной атмосферы). Влияет также и внешний вид окружающей обстановки— монотонный бег по кругу стадиона значительно утомительнее, чем бег в условиях живописной местности.
Существенно зависит результат упражнений от способов их использования.
ВЗАИМОСВЯЗЬ ФИЗИЧЕСКИХ УПРАЖНЕНИЙ, ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫХ СИЛ ПРИРОДЫ И ГИГИЕНИЧЕСКИХ ФАКТОРОВ
Оздоровительные силы природы и гигиенические факторы как средства физического воспитания дополняют физические упражнения такими важными для физического воспитания воздействиями, которыми физические упражнения сами не обладают. Закаливание солнцем, воздухом и водой не только укрепляет здоровье, но и обеспечивает физическую, психическую и волевую подготовленность к жизни в неблагоприятных условиях, с которыми человек может встретиться в быту, в трудовой и оборонной деятельности.
Гигиенические факторы дополняют оздоровительное воздействие физических упражнений. Научно обоснованными режимами питания, например, можно в существенной мере воздействовать на физическое развитие, на формы и функции организма (регулировать вес тела, улучшать здоровье). Гигиенически обоснованные режимы жизни содействуют укреплению и сохранению здоровья и поддержанию физической и умственной работоспособности.
В процессе физического воспитания естественные силы природы и гигиенические факторы в сочетании с физическими упражнениями повышают эффективность последних. Так, выполнение упражнений на выносливость в условиях местности, богатой кислородом, содействует повышению дыхательных (аэробных) возможностей организма. В процессе занятий (особенно спортом) могут создаваться специальные условия, при которых единство воздействий физических упражнений и сил природы повышает эффект тренировочных занятий (например, использование климатических условий горных районов).
Только соблюдая гигиенические требования при занятиях физическими упражнениями, можно рассчитывать на их положительное воздействие. Большое значение имеет соблюдение гигиени-даских требованийк одежде и личной гигиены занимающихся, <ШНш^чеааях, условийиспользования средств материально-техниче-Шйшуа&^ечениязанятий (оборудования, инвентаря, содержания
IPP^li’MM.»» / •
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ
1. Что такое физические упражнения?
2. Какие эффекты в организме человека вызывает двигательная деятель
ность?
3. Что такое двигательные действия?
■ 4. Что понимается под техникой двигательного действия?
5. Что составляет основу техники двигательного действия и из каких частей она состоит?
6. Что относится к пространственным характеристикам движений и каково вх значение?
7. Что относится к пространственно-временным характеристикам движений р каково их значение?
2*
8. Что относится к временным характеристикам движений и каково их значение?
9. Что такое ритм двигательного действия и каково его значение?
10. Каково образовательное значение физических упражнений?
11. Каково оздоровительное значение физических упражнений?
12. Что понимается под нагрузкой физического упражнения?
13. Что такое объем и интенсивность мышечной работы?
14. Какие функциональные сдвиги происходят под воздействием нагрузки?
15. Какова роль физических упражнений в формировании личности человека?
16. Какие наиболее общие классификации физических упражнений ис
пользуются в практике физического воспитания?
17. От каких условий зависит результат физических упражнений?
18. Какова взаимосвязь физических упражнений с оздоровительными силами природы и гигиеническими факторами?
Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций.
Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого.
Папиллярные узоры пальцев рук — маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни.
Источник
Факторы, влияющие на эффективность обучения двигательным действиям занимающихся.
Эффективность процесса обучения, продолжительность перехода от умения до уровня навыка зависят от следующих факторов:
• двигательной одарённости (врождённые способности) и двигательного опыта обучаюшегося;
• возраста (дети осваивают движения быстрее, чем взрослые);
• координационной сложности двигательного действия;
• профессионального мастерства преподавателя;
• уровня мотивации, сознательности и активности обучающегося.
- Теория физиологии активности Н.А. Бернштейна.
Теория физиологии активности Н.А. Бернштейна, её значение для физической культуры.
В основе научного творчества Н.А. Бернштейна лежит его новое понимание жизнедеятельности организма, в соответствии с которым он рассматривается не как реактивная система, пассивно приспосабливающаяся к условиям среды (именно это следует из условно-рефлекторной теории), а как созданная в процессе эволюции активная, целеустремленная система. Иначе говоря, процесс жизни есть не простое «уравновешивание с внешней средой», а активное преодоление этой среды.
До работ Бернштейна в физиологии бытовало мнение (которое излагалось в учебниках), что двигательный акт организуется следующим образом: на этапе обучения движению в двигательных центрах формируется и фиксируется его программа; затем в результате действия какого-то стимула она возбуждается, в мышцы идут моторные командные импульсы, и движение реализуется. Таким образом, в самом общем виде механизм движения описывался схемой рефлекторной дуги: стимул – процесс его центральной переработки (возбуждение программ) – двигательная реакция.
Первый вывод, к которому пришёл Бернштейн, состоял в том, что так не может совершаться сколько-нибудь сложное движение. Главная причина состоит в том, что результат любого сложного движения зависит не только от собственно управляющих сигналов, но и от целого ряда дополнительных факторов, общее свойство которых: все они вносят отклонения в запланированный ход движения, сами же не поддаются предварительному учёту.
Дополнительные факторы, которые влияют на ход движения.
1. Реактивные силы. Если вы сильно взмахнёте рукой, то в других частях тела разовьются реактивные силы, которые изменят их положение и тонус.
2. Инерционные силы. Если вы резко поднимите руку, то она взлетает не только за счёт тех моторных импульсов, которые посланы в мышцы, но с какого-то момента движется по инерции. При беге значительная часть движения выносимой вперёд ноги происходит за счёт этих сил.
3. Внешние силы. Если движение направлено на объект, то оно обязательно встречается с его сопротивлением, причём это сопротивление далеко не всегда предсказуемо.
4. Исходное состояние мышцы. Состояние мышцы меняется по ходу движения вместе с изменением её длины, а также в результате утомления и т.п. Поэтому один и тот же управляющий импульс, придя к мышце, может дать совершенно разный моторный эффект.
Итак, действие всех перечисленных факторов обусловливает необходимость непрерывного учёта информации о состоянии двигательного аппарата и о непосредственном ходе движения. Эта информация получила название «сигналов обратной связи».
Тезис о том, что без учёта информации о движении последнее не может осуществляться, имеет веские фактические подтверждения (сухотка спинного мозга – отсутствие афферентных сигналов от опорно-двигательного аппарата).
Схема рефлекторного кольца.
От рефлекторного кольца – к теории уровней построения движений.
В зависимости от того, какую информацию несут сигналы обратной связи: сообщают ли они о степени напряжения мышц, об относительном положении частей тела, о скорости или ускорении движения рабочей точки, о её пространственном положении, о предметном результате движения, афферентные сигналы приходят в разные чувствительные центры головного мозга и соответственно переключаются на моторные пути на разных уровнях. Причём под уровнями следует понимать буквально морфологические «слои» ЦНС. Так были выделены уровни спинного и продолговатого мозга, уровень подкорковых центров, уровни коры.
Каждый уровень имеет специфические, свойственные только ему моторные проявления, каждому уровню соответствует свой класс движений.
Уровень А – самый низкий и филогенетически самый древний. Не имеет самостоятельного значения, заведует тонусом мышц.
Уровень В. Уровень синергий. Перерабатываются сигналы от мышечно-суставных рецепторов, которые сообщают о взаимном положении и движении частей тела. «Пространство тела». Вольная гимнастика, потягивание, мимика.
Уровень С . Уровень пространственного поля. Поступает информация о внешнем пространстве. Ходьба, лазанье, бег, прыжки, акробатика, гимнастика, метания, игра в теннис и городки, бильярд, броски вратаря на мяч.
Уровень D . Уровень предметных действий. Корковый уровень, который заведует организаций действий с предметами. Принадлежит только человеку.
Уровень Е. Уровень интеллектуальных двигательных актов. Речевые движения, движения письма. Движения этого уровня определяются не предметным, а отвлечённым, вербальным смыслом.
1. В организации сложных движений участвуют, как правило, сразу несколько уровней – тот, на котором строится данное движение (он называется ведущим), и все нижележащие уровни.
В сознании человека представлены только те компоненты движения, которые строятся на ведущем уровне.
2. Формально одно и то же движение может строиться на разных ведущих уровнях.
Чем определяется факт построения движения на том или другом уровне?
Ведущий уровень построения движения определяется смыслом, или задачей, движения.
Пример с раненым. Проба для выяснения того, насколько восстановилась функция руки.
1. Поднять руку как можно выше (уровень В).
2. Поднять руку до указанной отметки на стене (уровень С).
3. Снять шляпу с крючка (уровень D).
Проявлялась смена уровней в том, что движение приобретало новые характеристики, в частности осуществлялось со всё большей амплитудой.
Дата добавления: 2019-09-02 ; просмотров: 3330 ; Мы поможем в написании вашей работы!
Источник
Тема 4. Психические процессы в обучении двигательным действиям.
Обучение двигательным действиям — сложный процесс, одним из компонентов которого являются психологические предпосылки овладения движениями. Успешность обучения двигательным действиям на уроках физической культуры во многом зависит от уровня развития и участия в двигательной деятельности психических процессов: внимания, восприятия, мышления, воображения, представления, памяти. Все они тесно связаны между собой, и только их совместная деятельность позволяет хорошо овладеть программным материалом уроков физической культуры.
Остановимся кратко на наиболее важных процессах с позиций их проявления в обучении двигательным действиям.
Внимание — это сосредоточенность и направленность сознания на какой-то предмет, явление, действие. Оно обеспечивает хорошее восприятие учебного материала, контроль за выполнением физических упражнений. Внимательный ученик замечает в любом физическом упражнении или объяснении учителя физической культуры такие детали, которые невнимательный пропускает.
Многие учебные задания на уроке физической культуры не требуют предельного сосредоточения внимания, например, когда выполняются знакомые физические упражнения. Но иногда требуется высокая концентрация внимания, например, при выполнении упражнений на быстроту по сигналу. Развитие внимания происходит наиболее эффективно, если количество упражнений и их интенсивность увеличиваются постепенно, если вы проявляете интерес к занятиям и сознательно к ним относитесь.
Восприятие — это отражение в сознании человека предметов или явлений. Первым уровнем восприятия являются ощущения. В процессе разучивания физических упражнений учащиеся ориентируются на комплекс собственных ощущений. При обучении двигательным действиям различают восприятие величины и формы предметов, пространства, времени, направления движения. Особую роль при обучении новым движениям играет восприятие их темпа и ритма.
Мышление — это познание сущности и закономерностей объектов и явлений с помощью мыслительных операций. С помощью мышления человек создает новое спортивное оборудование, инвентарь и виды спорта, вносит изменения в технику и тактику выполнения физических упражнений.
При обучении двигательным действиям из мыслительных операций чаще всего проявляются анализ и синтез. Используя анализ, вы разделяете сложное двигательное действие (например, прыжок в длину с разбега) на отдельные части и осваиваете их отдельно. Синтез же — это соединение отдельных частей двигательного действия в единое целое. При этом нужно понимать связь частей упражнения со всем упражнением.
При выполнении некоторых физических упражнений требуется проявление тактического мышления, которое особенно хорошо развивается в спортивных и подвижных играх.
Память — это запоминание, сохранение и воспроизведение человеком образов, мыслей, движений. Основная функция памяти — накопление опыта, применительно к физической культуре — двигательного опыта. При обучении двигательным действиям используются все виды памяти, однако их роль различна. При показе ведущая роль принадлежит зрительной памяти, при рассказе — слуховой, при выполнении физических упражнений — двигательной.
При осмысленном отношении к изучаемым двигательным действиям эффективность запоминания значительно выше, чем при механическом их запоминании.
Вопросы для самоконтроля
- Какова роль внимания в обучении двигательным действиям?
- Назовите особенности восприятия при обучении двигательным действиям.
- В чем выражаются проявления мышления при выполнении физических упражнений?
- Какие виды памяти используются при обучении двигательным действиям?
Источник