От чего зависит успешность освоения физических упражнений

УСЛОВИЯ, ВЛИЯЮЩИЕ НА РЕЗУЛЬТАТ УПРАЖНЕНИЙ

Результат физического упражнения в первую очередь опреде­ляется характером самого упражнения: направленностью, техни­кой действий, величиной нагрузки и другими особенностями. Но при этом упражнение будет иметь различный эффект взависимо­сти от возраста, пола, степени подготовленности, а такжефизиче­ского и лсихического состояния занимающихся в данный момент.

Существенные влияния на результат упражнений могут оказы­вать внешние условия, например температура и влажность возду­ха. При жаре, большой влажности воздуха, сильном встречном ветре нагрузка значительно возрастает. Увеличивается также на­грузка при упражнении, выполняемом в неблагоприятных условиях опоры, например при беге по песку или глубокому снегу. Упраж­нения, выполняемые в антисанитарных условиях, вместо пользы могут принести вред организму (например, бег в грязном, запы­ленном помещении или в условиях задымленной или загазованной атмосферы). Влияет также и внешний вид окружающей обстанов­ки— монотонный бег по кругу стадиона значительно утомитель­нее, чем бег в условиях живописной местности.

Существенно зависит результат упражнений от способов их использования.

ВЗАИМОСВЯЗЬ ФИЗИЧЕСКИХ УПРАЖНЕНИЙ, ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫХ СИЛ ПРИРОДЫ И ГИГИЕНИЧЕСКИХ ФАКТОРОВ

Оздоровительные силы природы и гигиенические факторы как средства физического воспитания дополняют физические упражне­ния такими важными для физического воспитания воздействиями, которыми физические упражнения сами не обладают. Закаливание солнцем, воздухом и водой не только укрепляет здоровье, но и обеспечивает физическую, психическую и волевую подготовленность к жизни в неблагоприятных условиях, с которыми человек может встретиться в быту, в трудовой и оборонной деятельности.

Гигиенические факторы дополняют оздоровительное воздейст­вие физических упражнений. Научно обоснованными режимами питания, например, можно в существенной мере воздействовать на физическое развитие, на формы и функции организма (регу­лировать вес тела, улучшать здоровье). Гигиенически обоснован­ные режимы жизни содействуют укреплению и сохранению здо­ровья и поддержанию физической и умственной работоспособно­сти.

Читайте также:  Почему тошнит при физических упражнениях

В процессе физического воспитания естественные силы приро­ды и гигиенические факторы в сочетании с физическими упражне­ниями повышают эффективность последних. Так, выполнение уп­ражнений на выносливость в условиях местности, богатой кисло­родом, содействует повышению дыхательных (аэробных) возмож­ностей организма. В процессе занятий (особенно спортом) могут создаваться специальные условия, при которых единство воздей­ствий физических упражнений и сил природы повышает эффект тренировочных занятий (например, использование климатических условий горных районов).

Только соблюдая гигиенические требования при занятиях фи­зическими упражнениями, можно рассчитывать на их положи­тельное воздействие. Большое значение имеет соблюдение гигиени-даских требованийк одежде и личной гигиены занимающихся, <ШНш^чеааях, условийиспользования средств материально-техниче-Шйшуа&^ечениязанятий (оборудования, инвентаря, содержания

IPP^li’MM.»» / •

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

1. Что такое физические упражнения?

2. Какие эффекты в организме человека вызывает двигательная деятель­
ность?

3. Что такое двигательные действия?

■ 4. Что понимается под техникой двигательного действия?

5. Что составляет основу техники двигательного действия и из каких частей она состоит?

6. Что относится к пространственным характеристикам движений и каково вх значение?

7. Что относится к пространственно-временным характеристикам движений р каково их значение?

2*

8. Что относится к временным характеристикам движений и каково их зна­чение?

9. Что такое ритм двигательного действия и каково его значение?

10. Каково образовательное значение физических упражнений?

11. Каково оздоровительное значение физических упражнений?

12. Что понимается под нагрузкой физического упражнения?

13. Что такое объем и интенсивность мышечной работы?

14. Какие функциональные сдвиги происходят под воздействием нагрузки?

15. Какова роль физических упражнений в формировании личности человека?

16. Какие наиболее общие классификации физических упражнений ис­
пользуются в практике физического воспитания?

17. От каких условий зависит результат физических упражнений?

18. Какова взаимосвязь физических упражнений с оздоровительными си­лами природы и гигиеническими факторами?

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций.

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого.

Папиллярные узоры пальцев рук — маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни.

Источник

Факторы, влияющие на эффективность обучения двигательным действиям занимающихся.

Эффективность процесса обучения, продолжительность перехода от умения до уровня навыка зависят от следующих факторов:

• двигательной одарённости (врождённые способности) и двигательного опыта обучаюшегося;

• возраста (дети осваивают движения быстрее, чем взрослые);

• координационной сложности двигательного действия;

• профессионального мастерства преподавателя;

• уровня мотивации, сознательности и активности обучающегося.

  • Теория физиологии активности Н.А. Бернштейна.

Теория физиологии активности Н.А. Бернштейна, её значение для физической культуры.

В основе научного творчества Н.А. Бернштейна лежит его новое понимание жизнедеятельности организма, в соответствии с которым он рассматривается не как реактивная система, пассивно приспосабливающаяся к условиям среды (именно это следует из условно-рефлекторной теории), а как созданная в процессе эволюции активная, целеустремленная система. Иначе говоря, процесс жизни есть не простое «уравновешивание с внешней средой», а активное преодоление этой среды.

До работ Бернштейна в физиологии бытовало мнение (которое излагалось в учебниках), что двигательный акт организуется следующим образом: на этапе обучения движению в двигательных центрах формируется и фиксируется его программа; затем в результате действия какого-то стимула она возбуждается, в мышцы идут моторные командные импульсы, и движение реализуется. Таким образом, в самом общем виде механизм движения описывался схемой рефлекторной дуги: стимул – процесс его центральной переработки (возбуждение программ) – двигательная реакция.

Первый вывод, к которому пришёл Бернштейн, состоял в том, что так не может совершаться сколько-нибудь сложное движение. Главная причина состоит в том, что результат любого сложного движения зависит не только от собственно управляющих сигналов, но и от целого ряда дополнительных факторов, общее свойство которых: все они вносят отклонения в запланированный ход движения, сами же не поддаются предварительному учёту.

Дополнительные факторы, которые влияют на ход движения.
1. Реактивные силы. Если вы сильно взмахнёте рукой, то в других частях тела разовьются реактивные силы, которые изменят их положение и тонус.
2. Инерционные силы. Если вы резко поднимите руку, то она взлетает не только за счёт тех моторных импульсов, которые посланы в мышцы, но с какого-то момента движется по инерции. При беге значительная часть движения выносимой вперёд ноги происходит за счёт этих сил.
3. Внешние силы. Если движение направлено на объект, то оно обязательно встречается с его сопротивлением, причём это сопротивление далеко не всегда предсказуемо.
4. Исходное состояние мышцы. Состояние мышцы меняется по ходу движения вместе с изменением её длины, а также в результате утомления и т.п. Поэтому один и тот же управляющий импульс, придя к мышце, может дать совершенно разный моторный эффект.

Итак, действие всех перечисленных факторов обусловливает необходимость непрерывного учёта информации о состоянии двигательного аппарата и о непосредственном ходе движения. Эта информация получила название «сигналов обратной связи».

Тезис о том, что без учёта информации о движении последнее не может осуществляться, имеет веские фактические подтверждения (сухотка спинного мозга – отсутствие афферентных сигналов от опорно-двигательного аппарата).

Схема рефлекторного кольца.

От рефлекторного кольца – к теории уровней построения движений.

В зависимости от того, какую информацию несут сигналы обратной связи: сообщают ли они о степени напряжения мышц, об относительном положении частей тела, о скорости или ускорении движения рабочей точки, о её пространственном положении, о предметном результате движения, афферентные сигналы приходят в разные чувствительные центры головного мозга и соответственно переключаются на моторные пути на разных уровнях. Причём под уровнями следует понимать буквально морфологические «слои» ЦНС. Так были выделены уровни спинного и продолговатого мозга, уровень подкорковых центров, уровни коры.

Каждый уровень имеет специфические, свойственные только ему моторные проявления, каждому уровню соответствует свой класс движений.

Уровень А самый низкий и филогенетически самый древний. Не имеет самостоятельного значения, заведует тонусом мышц.

Уровень В. Уровень синергий. Перерабатываются сигналы от мышечно-суставных рецепторов, которые сообщают о взаимном положении и движении частей тела. «Пространство тела». Вольная гимнастика, потягивание, мимика.

Уровень С . Уровень пространственного поля. Поступает информация о внешнем пространстве. Ходьба, лазанье, бег, прыжки, акробатика, гимнастика, метания, игра в теннис и городки, бильярд, броски вратаря на мяч.

Уровень D . Уровень предметных действий. Корковый уровень, который заведует организаций действий с предметами. Принадлежит только человеку.

Уровень Е. Уровень интеллектуальных двигательных актов. Речевые движения, движения письма. Движения этого уровня определяются не предметным, а отвлечённым, вербальным смыслом.

1. В организации сложных движений участвуют, как правило, сразу несколько уровней – тот, на котором строится данное движение (он называется ведущим), и все нижележащие уровни.

В сознании человека представлены только те компоненты движения, которые строятся на ведущем уровне.

2. Формально одно и то же движение может строиться на разных ведущих уровнях.

Чем определяется факт построения движения на том или другом уровне?

Ведущий уровень построения движения определяется смыслом, или задачей, движения.

Пример с раненым. Проба для выяснения того, насколько восстановилась функция руки.

1. Поднять руку как можно выше (уровень В).

2. Поднять руку до указанной отметки на стене (уровень С).

3. Снять шляпу с крючка (уровень D).

Проявлялась смена уровней в том, что движение приобретало новые характеристики, в частности осуществлялось со всё большей амплитудой.

Дата добавления: 2019-09-02 ; просмотров: 3330 ; Мы поможем в написании вашей работы!

Источник

Тема 4. Психические процессы в обучении двигательным действиям.

Обучение двигательным действиям — сложный процесс, одним из компонен­тов которого являются психологические предпосылки овладения движениями. Успешность обучения двигательным действиям на уроках физической культуры во многом зависит от уровня развития и участия в двигательной деятельности психических процессов: внимания, восприятия, мышления, воображения, пред­ставления, памяти. Все они тесно связаны между собой, и только их совместная деятельность позволяет хорошо овладеть программным материалом уроков фи­зической культуры.

Остановимся кратко на наиболее важных процессах с позиций их проявле­ния в обучении двигательным действиям.

Внимание — это сосредоточенность и направленность сознания на какой-то предмет, явление, действие. Оно обеспечивает хорошее восприятие учебного материала, контроль за выполнением физических упражнений. Внимательный ученик замечает в любом физическом упражнении или объяснении учителя фи­зической культуры такие детали, которые невнимательный пропускает.

Многие учебные задания на уроке физической культуры не требуют предель­ного сосредоточения внимания, например, когда выполняются знакомые физиче­ские упражнения. Но иногда требуется высокая концентрация внимания, например, при выполнении упражнений на быстроту по сигналу. Развитие внимания происходит наиболее эффективно, если количество упражнений и их интенсив­ность увеличиваются постепенно, если вы проявляете интерес к занятиям и со­знательно к ним относитесь.

Восприятие — это отражение в сознании человека предметов или явлений. Первым уровнем восприятия являются ощущения. В процессе разучивания фи­зических упражнений учащиеся ориентируются на комплекс собственных ощу­щений. При обучении двигательным действиям различают восприятие величины и формы предметов, пространства, времени, направления движения. Особую роль при обучении новым движениям играет восприятие их темпа и ритма.

Мышление — это познание сущности и закономерностей объектов и явле­ний с помощью мыслительных операций. С помощью мышления человек созда­ет новое спортивное оборудование, инвентарь и виды спорта, вносит изменения в технику и тактику выполнения физических упражнений.

При обучении двигательным действиям из мыслительных операций чаще все­го проявляются анализ и синтез. Используя анализ, вы разделяете сложное двигательное действие (например, прыжок в длину с разбега) на отдельные час­ти и осваиваете их отдельно. Синтез же — это соединение отдельных частей двигательного действия в единое целое. При этом нужно понимать связь частей упражнения со всем упражнением.

При выполнении некоторых физических упражнений требуется проявление тактического мышления, которое особенно хорошо развивается в спортивных и подвижных играх.

Память — это запоминание, сохранение и воспроизведение человеком об­разов, мыслей, движений. Основная функция памяти — накопление опыта, при­менительно к физической культуре — двигательного опыта. При обучении дви­гательным действиям используются все виды памяти, однако их роль различна. При показе ведущая роль принадлежит зрительной памяти, при рассказе — слуховой, при выполнении физических упражнений — двигательной.

При осмысленном отношении к изучаемым двигательным действиям эффек­тивность запоминания значительно выше, чем при механическом их запоми­нании.

Вопросы для самоконтроля

  1. Какова роль внимания в обучении двигательным действиям?
  2. Назовите особенности восприятия при обучении двигательным действиям.
  3. В чем выражаются проявления мышления при выполнении физических упражнений?
  4. Какие виды памяти используются при обучении двигательным действиям?

Источник

Оцените статью