Особенности занятий физическими упражнениями с детьми разных возрастных групп

Организация и методика физического воспитания детей в разных возрастных группах. Часть 1

Ольга Николаева
Организация и методика физического воспитания детей в разных возрастных группах. Часть 1

Методическая разработка

Организация и методика физического воспитания детей

в разных возрастных группах

Воспитатель I кв. категории Николаева О. Г.

Набережные Челны 2013

СОДЕРЖАНИЕ

Глава 1. Особенности физического развития дошкольников и механизмы его обеспечения …. …. … 5

1.1 Физическое развитие организма детей 3-7 лет ….…. 5

1.2 Формы организации физического воспитания дошкольников …. 9

Глава 2. Основы методики проведения занятий по физической культуре с детьми 3-7 лет…. ….…. 12

2.1 Задачи физического воспитания дошкольников…. …. … 12

2.2 Факторы, влияющие на физическое воспитание детей 3 – 7 лет …. ….… 12

2.3 Основы методики проведения занятий по физическому воспитанию… 13

Глава 3. Анализ физического развития группы детей в течение учебного года. 16

3.1 Анализ уровня физического развития детей в начале 2012 – 2013 учебного года…. …. 16

3.2 Анализ уровня физического развития детей по окончании 2012 – 2013 учебного года…. 17

Список литературы …. … 22

ВВЕДЕНИЕ

Физическое воспитание детей дошкольного возраста является важной и ответственной задачей образования. Успешное решение этой задачи определяется уровнем подготовки родителей, педагогов и медицинских работников, способностью опираться на лучшие методики физического воспитания.

Чтобы правильно решить проблемы физического воспитания нужно знать особенности детского организма в возрасте от 3 до 7 лет, и правильно использовать соответствующие возрасту методы преподавания и обучения.

Важно понимать, что под влиянием различных средств физического воспитания (гигиенические факторы, природные факторы, физические упражнения) улучшается здоровье, формируются двигательные навыкии условия для реализации умственного, нравственного, эстетического и трудового развития.

Для этого очень важно правильно освоить методику проведения физкультуры, утренней общеразвивающей гимнастики, подвижных игр, а также правильно планировать их проведение.

Планирование физического воспитания детей в дошкольных образовательных учреждениях осуществляется в соответствии с «Программой образования в детском саду». «Программа…» определяет, что задачи физического воспитания тесно связаны с музыкальным воспитанием, развитием речи, и т. д.

Целью решения задач физического воспитания является улучшение основных движений, координации движений, скорости, ловкости, умение действовать в коллективе.

Задачи физического воспитания детей дошкольного возраста должны учитывать особенности физиологического развития детей. Научные данные о влиянии физических упражнений на развитие детского организма позволяют правильно подобрать тип упражнений и интенсивность физической нагрузки для каждого ребенка, чья физическая активность зависит, в первую очередь, от уровня развития высшей нервной деятельности, и корректируется под воздействием внешней среды.

Целью данной работы является изучение особенностей физического развития дошкольников, рассмотрение методик организации физического воспитательного процесса в разных возрастных группах.

1. Раскрыть общие положения по организации физического воспитания детей 3-7 лет.

2. Выявить методические особенности занятий физической культурой детей в разных возрастных группах.

3. Проанализировать динамику физического развития детей разных возрастных групп в течение учебного года.

— изучение методической литературы по теме работы;

— педагогическая диагностика и тестирование физического развития детей.

Объект работы – группа дошкольников (средняя, старшая, подготовительная группы) ДОУ № 39 «Веселый улей» города Набережные Челны Республики Татарстан.

Предмет работы – анализ физического развития детей контрольной группы в течение учебного 2012-2013 года.

ГЛАВА 1. ОСОБЕННОСТИ ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ И МЕХАНИЗМЫ ЕГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ

1.1 Физическое развитие организма детей 3-7 лет

Для детей 3-7 лет характерны, под влиянием внешних воспитательныхпроцессов, активное развитие речи, повышение физической подготовленности, совершенствование психофизических качеств.

Каждый ребенок имеет свои особенности нервной системы, знание принципов ее развития позволяет воспитателям при помощи физических упражнений и подвижных игр укреплять и совершенствовать нервную систему детей.

В период раннего детства и в дошкольный период организм ребенка активно развивается, постоянно меняется динамика физического развития, показатели роста, веса, пропорции тела.

Развитие костной системы. В дошкольный период организм детей богат хрящевой тканью, кости достаточно мягки, не прочны, легко поддаются внешнему влиянию.

Воспитателям требуется особое внимание уделить правильному подбору физических упражнений, деть рекомендации родителям по подбору одежды, обуви, мебели в соответствии с возрастом и функциональными возможностями воспитанников.

Замена хрящевой ткани скелета костной тканью начинается в 2-3 года с момента рождения, активно происходит в период 3-7 лет. Именно в это время формируются правильные типы изгиба позвоночника, которые влияют на развитие внутренних органов, формирование осанки, системы движений, нервную систему. В данный период формируется и стопа ребенка, на которую влияют как правильно подобранная обувь, так и (для исправления нарушений или профилактики нарушений) подобранные специальные комплексы физических упражнений и лечебного массажа.

Развитие мышечной системы. Мышечная система новорожденного ребенка достаточно мала, по отношению к общей массе тела, и составляет 20-25 %. Развиваясь, разучивая новые движения, оценивая положение своего тела в пространстве, ребенок наращивает свою мышечную массу, развитие нервной системы увеличивает скорость сокращения мышц.

В раннем возрасте мышечный тонус (статическое состояние) мышц-сгибателей преобладает над мышцами-разгибателями (в качестве отступления — в новорожденном возрасте по силе «захвата» пальца взрослого человека определяется состояние мышечной системы ребенка). Иногда из-за большого мышечного тонуса мышц-сгибателей у детей младшего возраста формируется неправильная осанка, сутулость плеч, часто опущена голова.

При правильно построенной системе физического воспитания к среднему дошкольному возрасту у детей увеличивается мышечная масса, в основном за счет мускулатуры нижних конечностей, работоспособность и сила мышц.

В возрасте 4-5 лет начинают появляться различия в динамике развития мышечной системы у мальчиков и девочек

Развитие сердечнососудистой и дыхательной систем. В период младшего – старшего дошкольного возраста происходит значительное изменение сердечнососудистой и дыхательной систем ребенка. Вес сердца с 3 до 7 лет увеличивается в 1,5 раза, с 70 до 92 грамм. Сила сердечных сокращений увеличивается, работоспособность сердца повышается пропорционально приложенным нагрузкам в зависимости от частоты и интенсивности физических упражнений.

Артериальное давление повышается, с 80/60 мм рт. ст в первый год жизни до 110/70 к 6-7 годам.

Частота дыхания уменьшается с 35 в первый год до 22-26 к 7 годам. Глубина дыхания и объем легких увеличиваются.

Формированию правильного дыхания, нормализации артериального давления помогает, в первую очередь, правильный подбор воспитателями физических упражнений, и упражнения на восстановление дыхания по окончанию физического занятия.

Развитие центральной нервной системы. Развитие центральной нервной системы каждого ребенка сугубо индивидуально. Оно зависит от внешних социально-психологических факторов, окружающих ребенка, важными из которых являются: отношений, сложившихся в семье, отношений в детском коллективе. Главным результатом правильного развития нервной деятельности в дошкольный период является – адекватное проявление поведения, контролирование своих психических реакций, правильное проявление гигиенических навыков.

К 3 годам ребенок начинает интересоваться окружающей его действительностью. Ребенок заметно реагирует на цвета, откликается на знакомые ему звуки, проявляет себя активно в знакомой обстановке, что свидетельствует об осознанном ориентировании в пространстве. В данном возрасте растет интерес ребенка об окружающем, что выражается во множестве вопросов. Одновременно с этим, формируются ярко выраженные черты характера, привычки, речь.

В 4-5 лет ребенок начинает активно копировать действия, движения, слова окружающих его людей, по отношению к которым он неравнодушен.

Дети в игре неосознанно показывают окружающую их действительность (мама моет посуду, идет в магазин, папа чинит машину, мама стирает).

На 5-6 году у детей проявляется способность к описанию видимых ими картин из жизни («Мы ездили на дачу, там не было воды и мы поехали домой. Я катался на велосипеде»).Дети начинают проявлять логическое мышление («Дима мне сломал машинку, папа мне ее сделает»).

К 6 годам дети оставляют рассказ по картине, что способствует развитию внимания и речи.

К 6-7 годам активно формируется словарный запас, ребенок начинает выражать свою мысль сложно-пояснительным предложением, например: «Мама, мы не пошли в зоопарк. Почему? А я хочу посмотреть на обезьянку!».

Психо-физическая активность детей среднего, а особенно старшего дошкольного возраста, характеризуется повышением периода бодрствования, что проявляется в индивидуальных и коллективных играх (сюжетно-ролевых, настольно-коллективных играх). На занятиях дети в этом возрасте стараются проявлять себя ярче «выкриками» на занятиях, ответить первыми. Воспитателям требуется чаше менять вид деятельности на занятиях (физкультурные минутки, подвижные игры, художественная литература, загадки и т. п.).

В этом возрасте детям свойственны фантазирование, надумывание, недосказанность, что в некоторых случаях приводит к необходимости прибегнуть к помощи педагога-психолога.

В поведении детей дошкольного возраста находят отражение типологические особенности высшей нервной деятельности. Главными критериями, определяющими тип нервной системы, являются свойства процесса возбуждения и процесса торможения и их сила, подвижность и уравновешенность.

Город в котором я живу. Видео Город в котором я живу. Уважаемые коллеги! Приглашаю вас на экскурсию по городу Набережные Челны. Город знаменит на весь мир. Ведь именно.

Кружок «Умелые ручки» в детском садике «Василёк» №68 г. Набережные Челны РТ Презентация «Умелые ручки» о моей работе, о кружке, который я веду, о жизни нашего садика. Каждый малыш стремится.

Источник

Организация и методика физического воспитания детей в разных возрастных группах. Часть 2

Ольга Николаева
Организация и методика физического воспитания детей в разных возрастных группах. Часть 2

У детей старшего дошкольного возраста сила нервных процессов ярко выражается в решительности поступков, в усердности на занятиях, в повторении знаний, в заинтересованности к новым проявлениям условий окружающей среды, выносливости к неблагоприятным ее условиям.

Но, также имеются и слабости нервных процессов, которые проявляются в основном в унынии, боязни проявления инициативы, нерешительности, плохомсосредоточением на поставленной задаче, утомляемости. Правильный индивидуальный подход педагога-психолога к данным проблемам каждого ребенка позволяет скорректировать развитие нервной системы детей, и создать базу для их дальнейшей готовности к обучению в начальной школе.

Психо-физическое развитие детей дошкольного возраста индивидуально, что требует от педагога – воспитателя режимного подхода с особой концентрацией нагрузки в любой деятельности в каждом возрасте и к каждому ребенку индивидуально. Правильное выполнение этого принципа будет способствоватьстановлению физического состояния организма и развитию ребенка в целом.

1.2 Формы организации физического воспитания дошкольников

«Программа воспитания в детском саду» четко определяет связанность задач физического воспитания детей дошкольного возраста с эстетическим, музыкальным, нравственным воспитанием, развитием речи. Задачи физического воспитания направлены на развитие основных движений, формирование физических качеств детей: ловкости, быстроты, активности, умению действовать сообща, и, направлены на общее укрепление здоровья и готовности дошкольника к обучению в школе.

«Программа…» определяет различные формы физического воспитания, в которые входят как организованные занятия, гимнастика, упражнения во время проведения занятий («физминутка», так и проведение дополнительных спортивных (подвижных) игр и состязаний на прогулках. «Программа…» определяет, также, дополнительные возможности для педагогов-воспитателей, специалистов по музыкальному и физическому развитию, организовывать, в зависимости от уровня физической готовности детей, внеплановые занятия (подвижные игры) для различных возрастных групп. А также давать рекомендации для родителей по совершенствованию физического развития детей.

«Программа…» определяет и время, отведенное на занятия по развитию физического воспитания детей, в зависимости от возрастной группы.

Основная работа по организации физического развития детей ложится, в первую очередь, на педагогов — воспитателей.

План физического развития согласовывается с педагогом-инструктором по физическому воспитанию и с музыкальным руководителем, т. к. во время музыкальных занятий очень активно используются в движениях под музыку и элементы физического развития, например: шаг, упражнения на осанку, легкий бег, приставной шаг, движения руками, работа в команде, прыжки, приседания, упражнения с лентами, мячами, упражнения на координацию – повороты в движении, прыжки на одной ноге, смена направления движения и т. п. Огромное значение при проведении занятий по физическому развитию имеет возможность их организации под музыкальное сопровождение, помогая детям развить чувство ритма

Несомненно, для успешного решения задачи физического воспитания дошкольников и подготовке их к начальной школе, необходимо учитывать как общие особенности развития организма детей (изложенные в разделе 1.1, так и учитывать индивидуальные показатели физического развития каждого ребенка за определенный период времени.

Эти данные, в совокупности с передовыми научными разработками, позволяют правильно обосновать выбор физических упражнений, подобрать интенсивность занятий и уровень нагрузки, правильно, с методической точки зрения, организовать занятия, индивидуально для каждого ребенка, в зависимости от состояния его здоровья и уровня подготовленности.

Методика организации физического воспитания зависит от двигательной активности детей (как результата развития высшей нервной деятельности) и, как итог, меняется в зависимости от воздействий внешней среды на развитие ребенка, важными из которых являются: социально-психологическое состояние в семье, степень участия в развитии ребенка каждым из родителей, мера этого участия.

Анализ распадения браков с детьми показывает, что основная задача по физическому воспитанию детей перекладывается с семей на дошкольные учреждения,что несомненно, увеличивает воспитательную нагрузку на педагогов.

Более подробно методика организации физического воспитания детей, в зависимости от их психо-физических возможностей в дошкольных учреждениях изложена в главе 2.

Оценка физической готовности детей младшего-среднего-старшего дошкольного возраста определяется в соответствии с действующими «Рекомендациями по организации физического воспитания….»

Она проводится на основании соответствия общефизических показателей в соответствии с «Программой…»

Основными показателями физической готовности являются: ходьба, бег, прыжки, метание.

Результаты оценки физической готовности детей контрольной группы в течение года представлены в главе 3.

ГЛАВА 2. ОСНОВЫ МЕТОДИКИ ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЙ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ С ДЕТЬМИ 3-7 ЛЕТ

Методика занятий по физическому воспитанию дошкольников напрямую связана с задачами физического воспитания и факторами, влияющими на физическое развитие детей.

2.1 Задачи физического воспитания дошкольников

Задачи физического воспитания в дошкольных учреждениях определяются «Программой…», носят общеразвивающий характер и корректируются в зависимости от возраста детей.

В общем процессе воспитания, физическое воспитание выполняет оздоровительные, образовательные и воспитательные задачи.

Оздоровительные задачи. Направлены на укрепление здоровья ребенка, выполняют функцию формирования самосохранения в экстремальных ситуациях, улучшение здоровья, повышение работоспособности.

Образовательные задачи. Правильное решение данных задач формирует основные двигательные навыки, развивает физические качества, осанку, навыки гигиены.

Воспитательные задачи. Выполнение данных задач способствует воспитанию у детей привычки к соблюдению режима дня, выполнению ежедневных физических упражнений дома, желанию физически развиваться в специализированных спортивных учреждениях.

Организация физического воспитания детей должен быть направлен на одновременное решение оздоровительных, воспитательных и образовательных программ.

2.2 Факторы, влияющие на физическое воспитание детей 3 – 7 лет

Основными факторами, влияющими на физическое развитие детей являются: гигиенические факторы, природные факторы, физические упражнения.

Гигиенические факторы. Включают в себя – режим дня, собственную гигиену и гигиену одежды, правильный рацион питания.

Природные факторы (температура воздуха, солнце, вода) оказывают огромное влияние на закаливание организма, повышение работоспособности, улучшают обмен веществ, улучшают защитные функции организма.

Организованные физические упражнения и массаж, как элемент физического развития, способствуют решению задач физического воспитания (оздоровительных, образовательных и воспитательных).

2.3 Основы методики проведения занятий по физическому воспитанию

В основе методики занятий по физическому воспитанию детей лежит целостность педагогического процесса, направленного на развитие ребенка в соответствии с общечеловеческими принципами развития.

В составе педагогического процесса, организация физического воспитания имеет важное значение. На обучении детей правильным физическим движениям накладывается определенная специфика, выражающаяся:

— в выработке у ребенка системы условно-рефлекторных связей, направленных на освоение движений;

— в передаче накопленного предшествующими поколениями универсального (общечеловеческого) и национального двигательного опыта;

— в двусторонности процесса обучения.

Правильно организованный процесс физического воспитания влияет и на формирование волевых качеств ребенка, его эмоциональность, развитие чувств, мыслей посредством двигательных действий.

В процесс физического обучения органично входят как разнообразные физические упражнения, так и спортивные и подвижные игры, соответствующие возрасту детей.

Правильно выбранная методика проведения занятий по физическому развитию помогает полноценному развитию личности ребенка, побуждает его к самосовершенствованию.

Своевременный и качественный контроль физического развития каждого ребенка в отдельности позволяет не только правильно организовать воспитательный процесс в общей группе детей, но и подготовить рекомендации для индивидуального развития каждого ребенка.

В основном, методика разучивания физических упражнений включает в себя 3 основных этапа:

1) начальное разучивание упражнения (рассказ);

2) углубленное разучивание, множественный повтор (показ);

3) закрепление упражнения (тренировка).

Первый этап разучивания ставит перед собой основную задачу – ознакомление детей с новым действием, оказав влияние на все органы чувств – зрительные, слуховые, в конечном итоге получив целостное представление о движении в комплексе общего упражнения.

На втором этапе происходит разучивание движения. Как правило, это производится в совокупности различных приемов.

1) показывать свои движения без разделения на отдельные мелкие движения, все выполняя идеально — правильно с пояснением всех действий, что дает воспитанникам время и возможность скопировать действия воспитателя, или,

2) педагог, в зависимости от уровня психологической готовности детей, показывает новые движения в «пошаговом» режиме с пояснением всех своих действий.

Особенностью данного этапа является формирование у детей правильного (иногда рефлекторного) выполнения упражнения, с помощью примерного выполнения со стороны педагога, либо поощрения к выполнению при помощи детей, выполнивших упражнение самостоятельно.

На третьем этапе (закрепления упражнения) происходит выполнение упражнения, как правило, в процессе повседневной деятельности, на музыкальных занятиях, в подвижных играх. Задача педагога на данном этапе – скорректировать частично не правильные физические движения детей, помочь (показать, напомнить) в выполнении движений.

Фитнес в жизни ребенка На протяжении первых семи лет жизни ребенок проходит большой путь физического и духовного развития. Появляясь на свет совершенно беспомощным.

Зимние забавы на участке Прогулка является первым и наиболее доступным средством закаливания детского организма. Она способствует повышению его выносливости и устойчивости.

Источник

Читайте также:  Разминки для дистанционного обучения
Оцените статью