Особенности проведения тренировочных занятий по избранному виду спорта гимнастике

Реферат: Особенности методики проведения занятий по гимнастике с различными контингентами занимающихся

Особенности методики проведения занятий по гимнастике с различными контингентами занимающихся

1.ОСОБЕННОСТИ МЕТОДИКИ ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЙ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩИМИ ВИДАМИ ГИМНАСТИКИ С РАЗЛИЧНЫМИ КОНТИНГЕНТАМИ

1.1.Формирование и совершенствование двигательной функции у детей

1.2.Обучение гимнастическим упражнениям детей школьного возраста

1.3.Обучение гимнастическим упражнениям детей школьного возраста

1.3.1.Младший школьный возраст (7—9 лет)

1.3.2.Средний школьный возраст (10—14 лет)

1.3.3.Старший школьный возраст (15—17 лет)

1.4. МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЙ С ЖЕНЩИНАМИ

1.4.1.Значение гимнастики для лиц среднего, пожилого и старшего возраста

1.4.2.Содержание и формы занятий с различными возрастнымиГруппами

1.4.3. Нагрузка на занятиях и самоконтроль

1. ОСОБЕННОСТИ МЕТОДИКИ ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЙОБЩЕРАЗВИВАЮЩИМИ ВИДАМИ ГИМНАСТИКИ С РАЗЛИЧНЫМИ КОНТИНГЕНТАМИ

МЕТОДИКА ЗАНЯТИЙ ГИМНАСТИКОЙ В ШКОЛЕ

Физическое воспитание в школе осуществляется с помощью различных средств, среди которых основная гимнастика считается одним из важнейших. Объясняется это характерными особенностями основной гимнастики, которые делают ее общедоступным и эффективным средством физического воспитания детей всех возрастных групп. Она направлена на гармоническое развитие всех органов и систем занимающихся, на улучшение их здоровья и повышение жизнедеятельности, на формирование правильной осанки и двигательной функции у школьников.

1.1.Формирование и совершенствование двигательной функции у детей школьного возраста

Двигательная функция человека формируется под влиянием биологических и педагогических факторов. Биологический фактор связан с возрастными особенностями детей и подростков, и его влияние на двигательную функцию подчиняется закономерностям возрастного развития.

Двигательный анализатор у детей совершенствуется на протяжении ряда лет. Семилетний возраст считается переломным периодом — началом становления произвольных движений и совершенствования координационных механизмов в центральной нервной системе.

С 7 до 14 лет происходит активное развитие двигательного анализатора, которое к 13—14 годам достигает высокого уровня, происходит созревание ядра двигательного анализатора, повышаются

функциональные возможности коры больших полушарий и нервно-мышечного аппарата. Дальнейшее развитие функции двигательного анализатора происходит менее интенсивно или вовсе приостанавливается.

Также сказывается на формировании двигательной функции явление акселерации. Ускоренный рост продольных звеньев в теле оказывает существенное влияние на физическое развитие, а также на координационную деятельность подростков. Эти компоненты биологического фактора следует учитывать при, формировании двигательной функции. Двигательная зрелость не приходит сама собой с возрастом. Она развивается и совершенствуется под влиянием окружающей среды и тесно связана с режимом двигательной деятельности. Следовательно, формирование и совершенствование двигательной функции возможно путем реализации основных компонентов педагогического фактора.

Двигательная функция у детей и подростков проявляется через двигательную деятельность, которая зависит от запаса условно-рефлекторных связей. Чем большим запасом условнорефлекторных связей обладает человек, чем многообразнее эти связи, тем легче и быстрее формируются у него новые формы движений. У детей необходимо равномерно воспитывать все физические качества, акцентируя внимание на воспитание в 7—9 лет быстроты выполненияодиночных движений и ловкости; в 10—12 —гибкости, скорости и ловкости; в 13—14 — скоростной силы; в 15—16 — силы и выносливости.

Наиболее важным в обучении является умение точно оценивать свои движения в пространстве, во времени и по степени мышечных усилий.

«Каждая сознательная работа, — пишет П. Ф. Лесгафт, — несомненно, требует серьезного понимания пространства и времени и умения справляться с этими соотношениями не по книге, а на деле». Для воспитания таких умений используются общеразвивающие упражнения, ходьба, бег, прыжки, метание, упражнения в равновесии, упражнения в висах и упорах, лазанье, акробатические упражнения. При их выполнении занимающиеся должны сопоставлять субъективные ощущения с качественной оценкой, получаемой от учителя в виде информации о пространстве и времени, которое они затрачивают на выполнение тех или других двигательных действий. Срочная информация о времени, пространстве и степени мышечных усилий в процессе двигательной деятельности дает возможность занимающимся научиться дифференцировать получаемые ощущения, что очень важно для управления движениями.

Сознательное управление двигательной деятельностью тесно связано с развитием чувств, и особенно мышечного чувства. Через органы чувств происходит восприятие внешнего мира, и чем меньше развиты слух, зрение и другие чувства, тем более ограничена деятельность человека и тем менее он развит. Специальными исследованиями установлено, что дети, овладевшие умением сознательно управлять своими движениями в пространстве, времени и степенью приложения мышечных усилий, успешнее справляются с различными двигательными действиями, чем те, которые не обучались этому.

1.2. Обучение гимнастическим упражнениям детей школьного возраста

Формирование правильной осанки — одна из важнейших задач физического воспитания учащихся в школе.

Под правильной осанкой понимают наилучшее положение частей тела человека (голова, туловище, ноги) для сохранения равновесия и хорошей функциональной деятельности всех органов и систем в различных положениях и движениях, когда он стоит, сидит, ходит.Правильная осанка оказывает благоприятное воздействие на работу сердечно-сосудистой и дыхательной систем, двигательного аппарата и центральной нервной системы. Хорошее физическое развитие и полноценное здоровье возможны только при правильной осанке. Существует тесная взаимосвязь между физическим и эстетическим воспитанием детей школьного возраста. Эта связь проявляется полно в стремлении к красоте и гармоническому развитию тела, которые возможны только при правильной осанке.

«Стремление к красоте тела, — пишет профессор В. В. Гориневский, — стбль же понятно, как стремление к красоте речи, красоте слога, как вообще все стремление человека к прекрасному».

Для формирования правильной осанки и устранения ее дефектов необходимо равномерно развивать мышцы всего тела, акцентируя внимание на развитии статической силы мышц спины, брюшного пресса и плечевого пояса, а также на развитии и подвижности позвоночника.

Исследованиями установлено, что гармоническое развитие мышц всего тела лишь предпосылка для формирования правильной осанки. Осанка — это рефлекс позы, для образования которого необходима специальная работа, направленная на воспитание умения принимать позу правильной осанки, а также сохранять ее длительное время сидя, стоя и при ходьбе. Необходимо также научить детей управлять этой позой, т. е. уметь оценивать положения различных частей тела в пространстве (головы, туловища и ног).

Начинать обучение следует с постановки головы и плечевого пояса. От правильного положения головы в силу действия шейно-тонических рефлексов зависит распределение тонуса мышц, удерживающих туловище и голову.

Далее следует обратить внимание на положение туловища и ног. На этой стадии следует добиться, чтобы учащиеся могли самостоятельно безошибочно принимать правильное положение тела. С этой целью применяются упражнения на ощущение правильной осанки.

Дальнейшая работа по формированию правильной осанки заключается в закреплении и стабилизации навыка правильной осанки.

Характерные признаки осанки. Одним из важных характерных признаков осанки является взаимное расположение частей тела (головы, туловища и ног) в сагиттальной плоскости.

Как известно, продольной осью части тела принято считать линию, соединяющую центры суставов или середины поперечных осей суставов. Следовательно, продольной осью голени считается линия, соединяющая центры коленного и голеностопного суставов; бедра — линия, соединяющая центры тазобедренных и коленных суставов; туловища — линия, соединяющая середины поперечных осей тазобедренных и плечевых суставов, а головы и шеи — линия, соединяющая середину поперечных осей плечевых суставов и головы, поперечная ось которой проходит на уровне середины верхнего края наружного слухового прохода.

Положение осей на плоскости будет определено, если станут известны расстояния, т. е. перпендикуляры от концов каждой оси до вертикальной линии, проведенной через точку голеностопного сустава.

Следовательно, точка голеностопного сустава всегда будет иметь нулевое значение и считается точкой отсчета для всех остальных (рис. 138, а). Таким образом, измерив расстояния от всех точек до вертикальной линии, можно графически изобразить и описать взаимное расположение звеньев телав сагиттальной плоскости.

Другой характерный признак осанки — профиль позвоночника (величины изгибов в шейной, грудной и поясничной области). Специальным устройством измеряются расстояния от вертикали до верхних точек изгиба позвоночника и до точки затылка, которые изображены на рис. 138,6.

Зная расстояния от вертикальной линии до точек на позвоночнике,

а также расстояния между ними по вертикали, можно описать и графически изобразить профиль позвоночника, что дает возможность определить величины изгибов каждой части позвоночника.

Для определения состояния осанки детей рекомендуется их фотографировать в натуральной величины. Съемку нужно производить в двух позах: в профиль и со стороны спины. При съемке учащиеся должны стоять в привычной для них позе. На снимке указанные выше точки на позвоночнике и боковой стороне тела надо пометить мягким карандашом. Соединив все точки боковой стороны тела линиями, можно увидеть взаимное расположение звеньев тела, а измерив расстояния от каждой точки до вертикальной линии, проведенной через точку голеностопного сустава, можно описать взаимное расположение частей тела. Линия, соединяющая точки позвоночника, дает возможность судить о боковых искривлениях позвоночника.

1. Прямой тип осанки (рис. 139). Характерные признаки: отклонение точек головы, плечевого, тазобедренного и коленного суставов в сагиттальной плоскости от вертикальной линии на малые и средние величины. При малых и средних отклонениях точек всех звеньев тела продольные их оси приближаются к прямой вертикальной линии.

При прямой осанке (рис. 139, а) все звенья тела располагаютсянаиболее выгодном положении для удержания их в равновесии. Голова поставлена прямо, туловище выпрямлено с развернутым плечевым поясом, живот подтянут, ноги разогнуты в коленных и тазобедренных суставах и стоят вертикально. Позвоночник имеет углубления и возвышения примерно одинаковой величины.

2. Прогнутый тип осанки (лордотическая осанка) характеризуется большим отклонением точек тазобедренного и коленного суставов и малым отклонением точек головы и

плечевого сустава от вертикали (рис. 139,6). Кроме того, при прогнутом типе осанки поясничный изгиб (лордов) больше грудного, тело прогнуто в поясничной области, живот выступает вперед.

3.Сутулый тип осанки (кифотический)Характерные признаки: а) большое отклонение точки плечевого сустава при среднем отклонении точки тазобедренного сустава от вертикальной линии; б) увеличенный грудной кифоз и уменьшенный поясничный лордоз (рис. 139, в). При сутулой осанке спина согнута, голова опущена, лопатки расходятся и выпячиваются, плечи опущены и сдвинуты вперед.

4.Наклонный тип осанки. Характерные признаки: aj большое отклонение точки плечевого сустава при малом отклонении точек тазобедренного и коленных суставов; б) увеличенный поясничный изгиб позвоночника; увеличенный угол наклона таза (рис. 139, г). Туловище при наклонной осанке согнуто в тазобедренных суставах и наклонено вперед, ягодицы выступают назад.

Источник

Особенности технической подготовки в спортивной гимнастике

Спортивная гимнастика – олимпийский вид спорта. В него входят (у юношей): вольные упражнения, упражнения на коне, на кольцах, на брусьях, на перекладине, опорные прыжки, (у девушек) – опорные прыжки, упражнения на разновысоких брусьях, на гимнастическом бревне и вольные упражнения.

Я остановлюсь на о собенностях технической подготовки юношей в муниципальном автономном образовательном учреждении дополнительного образования «Центр детского творчества» г. Биробиджана.

Особое место в физическом воспитании юных гимнастов я отвожу общему физическому развитию и совершенствованию основных двигательных способностей, так как гимнастика – это система специально подобранных физических упражнений, методических приемов, применяемых для укрепления здоровья, гармоничного физического воспитания и совершенствования двигательных способностей человека, его силы, ловкости, быстроты, выносливости, гибкости.

В связи с этим первой особенностью отмечаю, это почти полное отсутствие у начинающего гимнаста тех двигательных навыков, которые он мог бы использовать в новой для себя специализированной двигательной деятельности.

Еще одна особенность состоит в том, что гимнастические упражнения представляют собой сложные по координации движения, выполняемые чаще всего на коне, на кольцах, на брусьях, на перекладине, опорные прыжки в условиях опоры руками, а не ногами, что непривычно для юного гимнаста.

Многие упражнения выполняются на довольно большой высоте, с вращениями в безопорном положении, где требуется согласованность скорости суставных движений со скоростью перемещения всего тела относительно снаряда и пространственных ориентиров, точное соотнесение активных мышечных усилий с силами инерции.

Гимнастику отличает многообразие упражнений, предоставляющих широкие возможности для наиболее успешного решения конкретных педагогических задач , связанных с освоением гимнастических движений и правильной техники выполнения гимнастических элементов и соединений. При решении первоочередных задач параллельно формирую стиль, манеру выполнения упражнений во всех видах гимнастического многоборья. Все задачи технической подготовки связываю с формированием и совершенствованием конкретных двигательных навыков, обучением конкретным двигательным действиям.

Техническая подготовка гимнастов является наиболее важной частью тренировочного процесса. Поэтому перед обучающими ставлю такие основные задачи:

1) оздоровительные – укрепить здоровье, развивать отдельные мышечные группы; устранение и предупреждение функциональных отклонений в отдельных органах и системах организма; формирование правильной осанки, походки; общее развитие и укрепление органов дыхания и сердечно-сосудистой системы, улучшение обмена веществ и повышение работоспособности организма;

2) образовательные – формирование жизненно важных двигательных умений, навыков (в том числе прикладных и спортивных) и вооружение специальными знаниями, способствующими всестороннему физическому развитию, воспитанию силы, гибкости, координации и выразительности движений;

3) воспитательные – воспитание морально-волевых качеств, таких как дисциплинированность, коллективизм, смелость, решительность, целеустремленность, упорство, выдержка, инициативность и другие.

Техническая подготовка юных гимнастов в Ц ентре детского творчества г. Биробиджана, в котором я работаю более 26 лет, заключается в постоянной и систематической отработке новых гимнастических упражнений. Главная особенность технической подготовки — обучение гимнастов конкретным упражнениям, формирование конкретных двигательных навыков.

Овладение техникой гимнастических упражнений строю на обшей и специальной физической подготовке и осуществляю в единстве с психологической и тактической подготовкой. Высокий уровень технической подготовки гимнастов обеспечиваю обучением движениям и знанием основ техники их выполнения.

Многолетний опыт работы убеждает меня обучать начинающих гимнастов прогрессивной технике с первых занятий и осваивать сначала такие гимнастические элементы и соединения, которые по своей двигательной структуре, характеру и технике выполнения способствуют успешному освоению более сложных упражнений. Так как самые легкие элементы (простейшие обороты, подъемы, спады, повороты и т.п.) являются довольно сложными двигательными задачами для начинающего гимнаста, поэтому на этапе начальной технической подготовки обучающиеся осваивают основные механизмы двигательных действий, последовательно выполняя постепенно усложняющиеся двигательные задачи. Последовательное и постепенное усложнение двигательных задач позволяет успешно решать задачи физической подготовки, способствует совершенствованию координации движений и обеспечивает высокий уровень начальной технической подготовки гимнастов.

Освоение основных механизмов движений, отнесенных к различным структурным группам, позволяет приступить к изучению несложных гимнастических элементов и соединений на снарядах. В дальнейшем трудность гимнастических элементов и соединений постепенно возрастает и освоение их в большей мере ставится в зависимость от уровня технической подготовки занимающихся.

Процесс технической подготовки гимнастов значительно ускоряю путем широкого применения технических средств обучения (подвесные и ручные пояса для страховки, тренажеры и т.п.).

Основные задачи технической подготовки:

1. Овладение разнообразными по сложности и трудности упражнениями в каждом виде многоборья спортивной гимнастики, а также упражнениями акробатики;

2. Освоение эффектных и рациональных соединений между элементами;

3. Формирование навыков и умений вариативного исполнения изучаемых упражнений как обязательного условия для стабильного выступления в соревнованиях;

4. Воспитание умений импровизировать, управлять арсеналом изученных двигательных действий, выполнять комбинации без предварительной подготовки;

5. Обеспечение психологической основы технической подготовки.

Таким образом, на этапе специализированной подготовки решаются задачи технической подготовки, объем и содержание которых регламентируются в строгом соответствии с возможностями юных гимнастов.

Объемность программного материала — одна из отличительных особенностей спортивной гимнастики. Чем значительнее и разнообразнее гимнастический багаж юного гимнаста, тем легче ему будет продвинуться по лестнице спортивного мастерства. Уровень спортивной подготовки юного гимнаста, в какой-то мере определяется последовательным выполнением возрастающих требований разрядной классификации. Однако соревновательных упражнений недостаточно. Поэтому приходится заботиться о развитии способностей своих воспитанников, это позволяет им без излишней спешки направлять свои усилия на овладение значительным по объему и многообразным по форме учебным материалом. Только в многообразном проявлении физических и двигательных способностей заключается залог спортивных успехов юных гимнастов.

Развитие физических качеств (силы, гибкости, быстроты, прыгучести, ловкости, выносливости), а также управление движениями возможно только на основе широкого использования разнообразных по форме и четко направленных по действию физических упражнений.

В практике физического воспитания не существует универсальных физических упражнений, с помощью которых можно было бы сразу развивать все физические качества. Гимнаст высоких разрядов, выполняющий комбинации обязательной и произвольной программ на перекладине, оперирует примерно 30-ю элементами различной сложности и трудности. Однако хорошо выполнить их можно только в том случае, если на раннем этапе подготовки освоить в этом виде многоборья различных упражнений в 5 – 6 раз больше. Накопление конкретных двигательных навыков и умений в каждом виде гимнастического многоборья от этапа начальной подготовки до его вершины можно представить в виде усеченного конуса. Чем больше основание конуса, тем он устойчивее. Чем больше гимнаст освоит различных упражнений, тем спортивное мастерство его будет выше и многограннее.

Эффект соревновательных комбинаций предопределяется не только их количественным и качественным составом, не только высоким исполнительским мастерством гимнаста, но и оригинальностью композиционного построения, которая во многом зависит от соединений элементов. Например, поворот махом вперед в стойку хват снизу на перекладине, используемый обычно как связующий элемент, может быть выполнен хлестообразным (бросковым) движением ног или просто махом вперед. В первом случае благодаря своеобразному ритму используемых деталей движения соединение выглядит более оригинально. Соединение (связки) между отдельными элементами комбинаций обязательно должны входить в содержание технической подготовки юных гимнастов как самостоятельные учебные задания.

Для развития и совершенствования двигательной функции предъявляю все новые и новые повышенные требования. Овладев одним элементом, перехожу к изучению его более сложных вариантов, одновременно усложняю его выполнение в соединении с другими элементами или включением в комбинации. В этом случае изучаемый учебный материал оказывает новое воздействие на организм, а значит, вызывает желательные сдвиги в его развитии и совершенствовании.

При подборе рациональных соединений и определении их места в комбинациях важно соблюдать определенные требования.

Соединения должны: соответствовать замыслу композиционного рисунка комбинации; логически сочетаться с развитием движений; быть оригинальными и технически целесообразными.

Комбинация может считаться оригинальной только в том случае, если в нее входят необычные соединения или новый элемент.

Стабильность и точность действий, их надежность и устойчивость к различным сбивающим факторам, необходимое условие успешного выступления в соревнованиях.

Разучив наиболее рациональные приемы выполнения конкретного упражнения, перехожу к его закреплению. На этой стадии тренировочного процесса гимнасты часто допускают ошибку, стремятся жестко закрепить вновь сформированный навык. Между тем доказано, что стабильность и точность действий любого спортивного навыка могут быть достигнуты лишь в том случае, если навык сформирован при изменяющихся условиях и имеет достаточный автоматизированный диапазон отклонений, позволяющий вносить коррективы в технику при изменении внешних и внутренних условий.

Стабильность и точность действий спортсмена, а, значит, и надежность спортивных показателей всегда находится в тесной органической связи с их вариативностью, изменчивостью.

Вариативность исполнения сформированных навыков предопределяет их высокую устойчивость к сбивающим воздействиям.

В гимнастике к внешним сбивающим факторам относятся: звуковые помехи; необычное освещение; непривычное размещение снарядов; отклонения от стандарта снарядов; сильный состав соперников.

К внутренним факторам относятся: пониженное функциональное состояние (утомление, недомогание); эмоциональная неустойчивость психики (излишняя напряженность, подавленность, неустойчивость двигательной настройки перед подходом к снаряду).

При организации тренировочного процесса я стараюсь учитывать факторы, оказывающие отрицательное воздействие на юношей, и с помощью различных методических приемов занятий, воспитываю у гимнастов умение противодействовать этим факторам.

Добиться единообразного выполнения отдельных элементов, объединенных в соревновательные комбинации различных видов многоборья, практически невозможно.

Это обязывает гимнаста быть готовым к непредвиденным отклонениям. В повседневной тренировочной работе гимнаст, совершенствуя технику, достигает устойчивости формированием дополнительных приспособительных компенсаторных действий.

Действия, составляющие техническую основу упражнений, наиболее стабильны, тогда как действиям подготовительной и завершающей фаз свойствен наибольший диапазон вариативного исполнения. Четкое выполнение действий завершающей фазы элемента предопределяет не только эффективное исполнение данного элемента, но и подготовительной фазы последующего элемента комбинаций. В этих соподчиненных связях и кроется сложность техники гимнастических упражнений. Вариативное исполнение разученных упражнений (особенно профильных) позволяет непрерывно совершенствовать их техническую основу в поисках рациональных приемов исполнения, усложнения структуры элементов новыми деталями движений. Последнее особенно характерно для совершенствования технического мастерства гимнастов. Например, освоив основной элемент в однопрофильной группе движений, гимнаст успешно овладевает всеми его более сложными модификациями, изменяя лишь детали движения в подготовительных и завершающих фазах.

Юным гимнастам необходимо выполнять специально подготовительные упражнения или предлагать им сочинять комбинации и тут же их выполнять. Всегда поощряю не только успешное выполнение задуманного, но и оригинальность сочинений. Поэтому у юных гимнастов воспитывается умение импровизировать и находить многообразные формы управления своими движениями в объеме изученного материала, а главное, развивается творческое мышление.

Решение задач технической подготовки немыслимо без формирования у юных гимнастов осознанного и творческого отношения к сложному процессу совершенствования двигательных способностей. Именно поэтому все большее и большее значение я придаю психологической подготовке гимнастов. Психологическая подготовка должна органически сочетаться с физической, специально-двигательной, технической, тактической и другими видами спортивной подготовки.

Психологической основой технической подготовки является сознательное управление движениями. В управлении произвольными движениями сознание играет решающую роль. В гимнастике с ее бесконечным разнообразием движений, организацией процесса обучения на основе анализа и синтеза изучаемых действий, обязательным исполнением ранее освоенных координационных механизмов особое значение имеет проблема осознаваемости гимнастом своих действий. Поэтому при решении задач технической подготовки не исключаю механическое заучивание конкретных двигательных действий. Стараюсь направлять мыслительную деятельность гимнаста на формирование собственного представления о движениях, собственно двигательного мышления. Способность гимнаста к точной оценке собственных движений зависит главным образом от умений оценивать движения в пространстве, времени, по степени мышечных усилий, а также от двигательного опыта. В процессе технической подготовки успех формирования двигательных навыков и управление двигательной деятельностью обусловливается, прежде всего, содержанием мыслительных процессов гимнастов и правильной организацией их внимания в соответствии с конкретными особенностями двигательной деятельности. На каждом этапе формирования навыка проблема внимания и сознательного контроля решается по-разному.

На первом этапе обучения внимание гимнаста избирательно сосредоточиваю на анализе отдельных деталей целостного движения, осознании их пространственных, временных и динамических характеристик, на осмысливании взаимосвязей деталей движения в отдельных фазах упражнения и тех ощущений, которые возникают при установке ритмических акцентов. С появлением слитности в движениях и закреплением частных компонентов целостного навыка гимнаста постепенно переключаю на более обобщенную форму сознательного контроля за движением. На этой стадии отпадает необходимость контролировать отдельные детали и характеристики движения, внимание переключаю на связующие звенья между отдельными фазами упражнения. По мере овладения ритмом целостного выполнения упражнения и взаимосвязями между отдельными фазами движения процесс обучения приближается к завершению.

У гимнаста создается обобщенный двигательный образ движения с комплексом определенных ощущений, на которые он и ориентируется при многократных попытках целостного выполнения упражнения и доведения его до автоматизма.

На стадии автоматизированного выполнения упражнения стабильность высокого результата достигается тем, что создается интеллектуальная двигательная настройка на движения, позволяющая мобилизовать волевые и физические силы гимнаста.

После того как раскрыто содержание технической подготовки гимнастов, есть смысл остановится на целесообразности исполнения средств технической подготовки в процессе учебно-тренировочной работы.

В настоящее время в спортивной гимнастике насчитывается примерно 3000 упражнений на гимнастических снарядах.

Пользование таким многообразием упражнений значительно упрощается, если прибегнуть к их классификации по сходству технических приемов выполнения, по структурным признакам. Гимнастические упражнения на снарядах рассредоточены по группам в зависимости от различий в их технической основе. Техническую основу составляют действия основной фазы упражнения. Упражнения в выделенных структурных группах, в свою очередь, могут быть отнесены к отдельным видам однопрофильных упражнений. Признаком выделения однопрофильных упражнений служит сходство действий, выполняемых в завершающих фазах. Выделение систем однопрофильных упражнений позволяет уточнить техническую преемственность между сходными упражнениями и вести процесс обучения и технического совершенствования последовательно, продуктивно, с наименьшими затратами энергии и времени.

После выделения системы однопрофильных упражнений легче составить ряд последовательного обучения какому-либо виду упражнений одного профиля на том или другом снаряде.

Например, перевороты на кольцах можно представить следующим рядом упражнений: переворот в вис прогнувшись, переворот в упор, переворот в вис, переворот в упор ноги врозь вне, переворот в стойку на руках, переворот в стойку на руках через прямы руки.

Подобная дифференцировка учебного материала позволяет четко систематизировать процесс обучения многообразным упражнениям с первых шагов.

Четкое представление о технике, о деталях и фазах движения, их смысловой взаимосвязи, о профилирующих действиях в ряду однотипных упражнений, о диапазонах вариативности их характеристик облегчает использование алгоритмических форм обучения, которые подлежат изучению.

Поэтому я составляю систему учебных заданий типа алгоритмических предписаний. Тщательно разработанные предписания алгоритмического типа позволяют мне эффективно решать задачи обучения.

Источник

Читайте также:  Организация производственной гимнастики презентация
Оцените статью
Название: Особенности методики проведения занятий по гимнастике с различными контингентами занимающихся
Раздел: Рефераты по физкультуре и спорту
Тип: реферат Добавлен 11:59:13 04 февраля 2009 Похожие работы
Просмотров: 6037 Комментариев: 16 Оценило: 5 человек Средний балл: 4 Оценка: неизвестно Скачать