Организация и проведение занятий по гимнастике
Эффективность обучения гимнастическим упражнениям во многом зависит от правильной организации учебного процесса (в первую очередь, от планирования занятий и подготовки к ним), а также от качественного их проведения. Рассмотрим эти вопросы применительно к урокам физической культуры в школе.
Планирование занятий и подготовка к ним
Планирование включает в себя разработку следующих документов: годового плана прохождения программного материала (в нём отражается общее количество часов на гимнастику и их распределение по четвертям); планов учебно-воспитательного процесса на четверть применительно к разделу – гимнастика; расписание занятий; конспекты занятий. При планировании процесса обучения гимнастическим упражнениям важно, чтобы задачи, содержание, формы и методы обучения им соответствовали возрастным и половым особенностям занимающихся, их состоянию здоровья, физическому развитию и технической подготовленности.
Основным рабочим документом преподавателя на каждое занятие служит план (план-конспект) урока. Он является завершающим звеном планирования в деятельности преподавателя по реализации программного материала по гимнастике. Разработка преподавателем планов-конспектов – это не что иное, как организация собственной деятельности, ориентированной на решение педагогических задач каждого занятия. В конспектах необходимо определить наиболее рациональную последовательность решения поставленных задач. После этого подобрать средства и методы обучения гимнастическим упражнениям, развития и совершенствование двигательных способностей, воспитания личностных качеств занимающихся.
Подготовка конспекта начинается с разработки основной части занятия, а затем уже, исходя из особенностей её содержания и предполагаемых нагрузок, насыщается содержанием подготовительная и заключительная части. В конспекте указываются средства и методы обучения и тренировки, примерная дозировка упражнений (время выполнения каждого упражнения, количество повторений, величина дистанций и т.д.), предусматриваются способы организации занимающихся при выполнении различных упражнений (фронтальный, групповой, индивидуальный или круговой), методы закрепления и совершенствования материала и развития физических качеств, исходя из условий и мест занятий. После этого планируются домашние задания, которые могут включать упражнения, направленные на ликвидацию отставания при изучении отдельных элементов техники (подъёмов, махов, переворотов и др.), на закрепление полученных навыков, на развитие гибкости, силы, равновесия, ориентировки в пространстве, согласованности движений и других способностей, предусмотренных программой физического воспитания. Примерный конспект занятия по гимнастике представлен в приложении 1.
Подготовка к занятиям состоит из индивидуальной подготовки преподавателя и подготовки мест занятий.Индивидуальная подготовка преподавателя включает в себя пополнение уровня своих теоретических знаний по учебным вопросам предстоящего занятия и совершенствование методических навыков. Это позволит ему вносить изменения в планирование учебного процесса, в методику обучения и тренировки с учетом новых рекомендаций и передового опыта. Творческий подход преподавателя к урокам, введение новых упражнений и методических приёмов в обучение положительно влияют на повышение интереса, сознательного и активного отношения занимающихся к освоению гимнастических упражнений.
Подготовка мест занятий включает в себя: оснащение спортивных залов гимнастическим оборудованием (перекладинами, брусьями, снарядов для выполнения опорных прыжков, канатов для лазанья и т.д.) и приспособлениями или специальными устройствами (мостики для прыжков, съёмные и навесные устройства, различные тренажёры и др.); наличие соответствующего инвентаря (гирь, гантелей, эспандеров, гимнастических палок, обручей и др.), а также проверка их исправности. Всё это позволит осуществлять полноценный учебный процесс по данному разделу программы физического воспитания в школе, предотвратит травматизм на занятиях.
Структура, основное содержание и порядок проведения урока по гимнастике
Структурно занятие по гимнастике состоит из трёх частей: подготовительной, основной и заключительной.
Подготовительная (вводная) часть урока включает в себя: организацию занимающихся (построение, рапорт, приветствие, проверка присутствующих); сообщение целей и задач занятия; выполнение строевых упражнений и упражнений для формирования правильной осанки; подготовку функциональных систем организма (ЦНС, вегетативных функций и сенсорных систем, мышц, связок, суставов) для решения учебных заданий в основной части занятия (осуществляется за счёт выполнения разнообразных упражнений, предусмотренных программой физического воспитания). Продолжительность подготовительной части 7-10 мин.
Упражнения подготовительной части занятия выполняются в движении и на месте. Они должны соответствовать задачам основной части урока по гимнастике и включают в себя: ходьбу, упражнения в ходьбе, медленный бег, упражнения в беге, прыжки, подскоки на одной и двух ногах и др. Ходьба и бег могут сочетаться с несложными движениями рук, головы и туловища. При выполнении таких упражнений объяснение и их показ необходимо делать, не останавливая группу и двигаясь ей навстречу.
Упражнения на месте носят общеразвивающий характер и могут выполняться без предметов и с предметами (медицинболами, мячами, гимнастическими палками, на гимнастической стенке и скамейке). Выполнение общеразвивающих упражнений необходимо осуществлять «сверху-вниз», т.е. в работу вовлекаются мышцы шеи, верхних конечностей, туловища, нижних конечностей и затем выполняются упражнения для мышц всего тела, упражнения в парах и заканчиваться прыжками. При этом показ общеразвивающих упражнений на месте производится руководителем зеркально, с подсчетом стоя лицом или боком к обучаемым.
В зависимости от предназначения, сложности упражнений различают следующие способы их проведения.
Первый: назвать упражнение и подать команду для выполнения.
Упражнения могут называться по форме движения (например, «Приседания»), по целевому предназначению (например, «Упражнение для мышц туловища»). Кроме того, возможны условные названия (например, «Ласточка»).
Второй: назвать упражнение, показать его и подать команду для выполнения.
Третий: назвать упражнение, объяснить его содержание и подать команду для выполнения. При объяснении сначала называется движение, а затем – соответствующий ему счет. Например: «Упражнение для мышц ног. Присед, руки вперед – РАЗ, основная стойка – ДВА».
Четвертый: назвать упражнение, показать его в сочетании с объяснением, подать команду для выполнения. В данном способе показ осуществляется несколько медленнее, чем обычно, внимание обучаемых обращается на наиболее трудные места в упражнении.
Пятый: проведение по разделениям. После показа упражнения руководитель подает следующие команды, например: «Упор присев, делай – РАЗ; упор лежа, делай – ДВА; упор присев, делай – ТРИ; основная стойка, делай – ЧЕТЫРЕ». При этом он по каждой исполнительной команде принимает вместе с обучаемыми может принимать соответствующие положения. В дальнейшем подается команда: «Упражнение по разделениям, делай – РАЗ; делай – ДВА и т.д.». На данном этапе преподаватель сам упражнение не выполняет, однако после каждого счета указывает на допущенные ошибки. Убедившись в правильности движений, руководитель подает команду для слитного выполнения: «Упражнение начи-НАЙ».
Шестой: поточное выполнение упражнений. При данном способе упражнения на месте выполняются одно за другим без дополнительных команд руководителя занятий. Для начала упражнений необходимо подать следующее распоряжение и команду: «Общеразвивающие упражнения на месте», «Потоком, упражнения начи-НАЙ». Первое упражнение руководитель выполняет вместе с обучаемыми, зеркально, с подсчетом, сначала в медленном, затем в быстром темпе. В последующем преподаватель замедляет темп упражнения, а с подачей последнего счета принимает исходное положение для второго упражнения; выждав незначительную паузу, пока обучаемые не примут правильно исходное положение. После этого руководитель одновременно с обучаемыми начинает выполнять следующее упражнение и т.д. Команда «СТОЙ» подается по завершении последнего упражнения.
Кроме того, может применяться комбинированный способ. Например, при проведении поточным способом «Приседания» перед очередным упражнением можно сделать паузу, назвать упражнение («Прыжки») и дать команду на выплнение.
Основная часть урока направлена на обучение двигательным действиям и решение оздоровительных, развивающих и воспитательных задач, предусмотренных учебной программой и планом данного урока. Её продолжительность 30-35 мин.
Вначале разучиваются новые двигательные действия или элементы техники того или иного гимнастического упражнения. Закрепление и совершенствование упражнений, усвоенных на данном занятии или на предыдущих занятиях, могут осуществляться в конце первой или второй половины основной его части. Для этого используются, как правило, повторный, соревновательный и игровой методы.
Следует отметить, что упражнения, требующие проявления гибкости и координационных способностей, как правило, выполняются в начале основной части, а упражнения, связанные с проявлением силы и силовой выносливости в конце занятия. Для мотивации занимающихся и повышения эмоциональности занятия основную часть рекомендуется завершать эстафетами, играми и упражнениями игрового характера (их содержание будет представлено в 4-ой главе пособия) или проводить круговую тренировку.
Заключительная часть урока направлена на снижение функциональной активности организма занимающихся и приведение его в относительно спокойное состояние, подведение итогов занятия, задание для самостоятельной работы, приведение в порядок мест занятий (продолжительность 3-5 мин).
Для снижения активности функциональных систем, мышечного и эмоционального напряжения используются различные виды ходьбы, медленный бег, упражнения в глубоком дыхании и на расслабление, в потряхивании, отвлекающие упражнения (на внимание, упражнения под музыкальное сопровождение и др.). При подведении итогов занятия необходимо отметить лучших и худших учеников с точки зрения их старания, правильности выполнения изученных упражнений, дисциплинированности и сдвигов в уровне физической подготовленности.
Источник
Урок гимнастики в школе: его структура, форма и особенности проведения — Виды уроков гимнастики в школе
Одним из важных и приоритетных направлений исследований в области физического воспитания школьников является поиск и обоснование инновационных технологий и методов, построенных на спортивно-ориентированных формах организации физического и спортивного воспитания, расширенное использование нетрадиционных средств физической культуры и спорта в целостном процессе развития ребенка.
Гимнастика — одно из основных средств общей физической подготовки, с помощью которого решается большой круг задач: формируется правильная осанка, улучшается координация движений, сила мышц, гибкость, вестибулярная устойчивость, мышечная чувствительность и др.
Ученики в школе и дома вынуждены длительное время находиться в неподвижном положении, выполняя школьные задания. А между тем доказано, что недостаток движения (мышечное голодание) в сочетании с повышенными длительными умственными нагрузками оказывает неблагоприятное воздействие на нервную систему, сердце, сосуды и другие органы, на обмен веществ.
Поэтому физическая активность так же необходима каждому человеку, независимо от возраста, регулярно занимающемуся напряженным умственным трудом, как воздух и пища.
Мышечная деятельность не только компенсирует дефицит движения и снимает статическое утомление, вызванное длительным пребыванием в одной позе, но и влияет на состояние организма в целом.
В процессе физической нагрузки возникают импульсы (сигналы), которые поступают от мышц, связок и суставов в головной мозг и рефлекторно стимулируют кровообращение и дыхание, обмен веществ.
Одновременно активизируются клетки коры головного мозга, повышая уровень умственной работоспособности.
Именно поэтому физические упражнения вызывают прилив бодрости, приносят ощущение легкости в работе, улучшают восприятие и запоминание учебного материала.
Урок является основной формой организации занятий в системе физического воспитания студентов. Преимущество урочной формы занятий заключается в том, что ведущая роль в проведении уроков принадлежит преподавателю.
Он обеспечивает эффективность учебного процесса за счет плановой работы в соответствии со стабильным расписанием, правильного определения целей и задач урока, четверти, полугодия и года, подбора средств для решения поставленных задач, оказания квалифицированной помощи и страховки учащихся, а также решает задачу организации активного овладения специальными двигательными навыками.
Виды уроков гимнастики в школе
Уроки гимнастики в школе в зависимости от педагогических задач могут быть:
- вводными (в начале раздела), на которых учитель ставит задачи учебной работы, доводит до сведения учащихся требования, раскрывает содержание программного материала, может проверить уровень физической подготовленности и качество выполнения основных упражнений за предыдущий период;
- уроками изучения нового материала;
- уроками повторения, направленными на закрепление и совершенствование ранее освоенных упражнений и комбинаций, они могут предшествовать контрольным, комбинированным упражнениям и комбинациям.
- контрольные уроки проводятся либо после изучения какого-либо раздела программного материала, либо в конце гимнастического раздела и направлены на выявление успеваемости и мастерства учащихся. Оценивается техника выполнения гимнастических упражнений или комбинаций. Контрольный урок желательно организовать в форме соревнований по гимнастике.
Структура урока гимнастики
Структура урока гимнастики предполагает три части: подготовительную, основную и заключительную [22].
Урок должен носить оздоровительный, образовательный и воспитательный характер; урок должен быть творческим; поддерживать высокую работоспособность и осуществлять обучение и воспитание на протяжении всего урока с учетом индивидуальных особенностей учащихся; четкое конкретное определение цели и задачи каждого урока; правильный подбор приемов и средств для решения поставленных задач; планировать уроки так, чтобы каждый из них был органическим звеном в общей цепи уроков, тесно связанным по содержанию с предыдущим и последующим уроками.
Подготовительная часть урока
Общая цель подготовительной части урока — подготовить учащихся к решению задач основной части урока.
Задачами подготовительной части урока являются
- организация учащихся и направление их внимания на решение предстоящих двигательных задач;
- подготовка двигательного аппарата к выполнению упражнений на растягивание и значительное напряжение мышц и др;
- формирование умений и навыков выполнения двигательных действий с различными заданными параметрами (скорость, длительность, напряжение мышц, направление, ритм, темп и т.д.).
Средствами подготовительной части урока являются: построения, перестроения; различные виды движений (ходьба, бег, прыжки, танцевальные движения); упражнения без предметов, с предметами и отягощениями, упражнения на гимнастической стенке, скамейках и другие.
Все эти упражнения должны выполняться учащимися в умеренной интенсивности и быть направлены на общую комплексную тренировку опорно-двигательного аппарата, сердечно-сосудистой, дыхательной систем и организма в целом. Интенсивное выполнение упражнений может снизить работоспособность в основной части урока.
Поэтому не рекомендуется в подготовительной части урока развивать такие физические качества, как сила и выносливость. Выполнять упражнения, связанные с большим мышечным напряжением.
Подбор упражнений для этой части урока должен быть направлен на подготовку тех групп мышц, которые будут участвовать в решении двигательных задач основной части урока.
Общие методические положения подготовительной части урока гимнастики.
Инструктор должен уметь: использовать различные способы информирования учащихся об упражнениях, оказывать помощь, исправлять ошибки, располагать учащихся на площадке.
Существуют следующие способы информирования.
Синхронный — сочетание демонстрации с одновременным рассказом. Он доступен для любой группы студентов и позволяет преподавателю объяснить цель и другие особенности упражнения.
Взрывной — когда преподаватель показывает и рассказывает упражнение, разбивая его на элементарные движения, и предлагает студентам выполнить их одновременно с демонстрацией, что обеспечивает более точное выполнение каждой части и всего упражнения в целом с первой попытки.
Повествовательный, при котором учитель называет или пересказывает упражнение, не показывая его. Такой способ информации активизирует внимание и способствует большей самостоятельности учащихся при выполнении упражнений.
При проведении занятий с детьми дошкольного и младшего школьного возраста преподаватель может вести рассказ, который дети сопровождают действиями, доступными их воображению и двигательному опыту.
Демонстрацию, при которой преподаватель показывает упражнение, не называя его ученику. А после показа он может дать все необходимые команды для начала и окончания упражнения и предложить ученикам копировать все его действия, включая паузы между упражнениями.
В последнем случае инструктор не произносит ни одного слова до окончания всего комплекса или его части. Этот метод можно использовать с любым контингентом учащихся, но особенно хорошие результаты он дает при занятиях с детьми. Методика напоминает своеобразную игру, дети охотно принимают ее, проявляя максимум внимания и стремления точно копировать действия преподавателя.
Продолжительность подготовительной части урока может составлять 8-12 минут.
Основная часть урока гимнастики
- формирование жизненно важных и спортивных двигательных навыков;
- развитие физических и морально-волевых качеств участников.
На каждом уроке гимнастики эти задачи решаются параллельно. Осваивая технику упражнений на гимнастических снарядах или обучаясь какому-либо способу преодоления препятствий, учащиеся одновременно развивают свои физические качества.
Процесс обучения упражнениям на гимнастических снарядах требует значительного времени на операции, не связанные непосредственно с их выполнением (показ, объяснение техники, разбор попыток, постановка задач, а главное — последовательность выполнения упражнений). Моторная плотность этой части урока едва достигает 3-4%. В результате, хотя учащиеся и приобретают умения и навыки в выполнении тех или иных упражнений, они не исчерпывают своих энергетических возможностей. При таком режиме развитие физических качеств происходит медленно и безрезультатно.
Для исправления этой ситуации необходимо в основной части урока отводить определенное время для специальных упражнений, обеспечивающих оптимальный режим развития физических качеств. Достаточно простая форма этих упражнений и возможность использования фронтального метода позволяют проводить их с любой необходимой моторной плотностью.
В основной части урока используются средства:
- упражнения на гимнастических снарядах;
- опорные упражнения;
- акробатические упражнения;
- прикладные упражнения;
- высокоинтенсивные упражнения.
Выбор упражнений для конкретного урока зависит от конкретных задач основной части, от возможностей учащихся и других условий урока.
Здесь особое значение придается индивидуальным способностям учащихся. Способности, трудолюбие, двигательная база всех учащихся группы не могут быть одинаковыми. Поэтому индивидуализация совершенно необходима при выборе средств повышения физической подготовленности.
Общие требования к основной части урока гимнастики:
- Четкое представление обучающимися заданного упражнения;
- Доступность упражнений (несоблюдение этого правила может привести к постоянным ошибкам, а в некоторых случаях и к травмам);
- Улучшение качества выполнения заданного упражнения;
- оптимальное количество повторений заданных упражнений;
- безопасность выполнения упражнений.
Общие методические положения к основной части занятия
Для выполнения вышеперечисленных требований преподаватель должен уметь: использовать все способы информирования студентов об упражнении; оказывать помощь; анализировать.
В зависимости от задач урока, учебного материала, контингента, подготовленности участников, наличия спортивного оборудования и инвентаря используются такие методические приемы, как: фронтальный, групповой, индивидуальный, круговой.
Для урочных форм занятий в целом, как правило, характерно, комплексное использование существующих методов. Продолжительность основной части урока в школе может составлять от 30 до 35 минут.
Заключительная часть урока
Основными задачами заключительной части урока являются:
- постепенное снижение двигательной активности учащихся;
- создание благоприятных условий для приведения организма в относительно спокойное состояние:
- подведение итогов урока:
- объяснение домашнего задания.
Средства заключительной части урока
- успокаивающие упражнения (ходьба и упражнения на расслабление);
- отвлекающие упражнения (упражнения на внимание, музыкальные упражнения и т.д.)
- упражнения, повышающие эмоциональное состояние учащихся (игры, эстафеты, танцевальные движения и т.д.).
Не следует беспокоиться о возможном учащении пульса и дыхания во время этих упражнений, так как оно будет относительно умеренным и быстро придет в норму. Педагогическое значение этих упражнений трудно переоценить. Они сплачивают коллектив, создают бодрое, веселое настроение, а главное усиливают желание учащихся регулярно посещать занятия гимнастикой.
Продолжительность заключительной части урока — 5-8 минут.
Образовательный сайт для студентов и школьников
Копирование материалов сайта возможно только с указанием активной ссылки «www.lfirmal.com» в качестве источника.
© Фирмаль Людмила Анатольевна — официальный сайт преподавателя математического факультета Дальневосточного государственного физико-технического института
Источник