- Методы спортивной тренировки
- Методы спортивной тренировки [ править | править код ]
- Методические формы организации упражнений [ править | править код ]
- Методы спортивной тренировки
- Методы спортивной тренировки [ править | править код ]
- Методические формы организации упражнений [ править | править код ]
- Методы спортивной тренировки: характеристика, задачи и цели
- Цели и задачи
- Главные направления подготовки спортсмена
- Классификация методов спортивной тренировки
- Спортивные методы
- Методики развития физических качеств
- Методики выносливости
- Игровые методы
- Соревновательный подход
- Усложнения и облегчения
- Заключение
Методы спортивной тренировки
Методы спортивной тренировки [ править | править код ]
Методы тренировки имеют первостепенное значение и для теории тренировки, и для тренерской практики. Несмотря на огромное разнообразие возможных комбинаций упражнений, доступные методы тренировки могут быть классифицированы и подразделены на пять главных групп.
Методологические принципы и особенности методов тренировки
Условия нагрузки и отдыха
Наименование метода тренировки
(включает периодические ускорения)
Непрерывный переменный. Фартлек
Соотношение нагрузки и отдыха строго -предписано, интервал отдыха обозначен
Интервальный (длинного, среднего и короткого интервала)
Продолжительность нагрузки предопределена, интервал отдыха строго не обозначен (до полного или почти полного восстановления)
Согласно сценарию игры
Длительные упражнения могут выполняться равномерно (по скорости, по мощности или темпу движения) или переменно (с изменением параметров упражнения). Это непрерывный равномерный или непрерывный переменный методы соответственно. Самый популярный вариант непрерывного переменного метода — фартлек (шведский термин, который может быть переведён как «игра скорости»). Этот метод, первоначально предложенный для тренировки бегунов, предполагал, что группа периодически спуртует, чтобы заменить лидирующего бегуна. Обычно это упражнение выполнялось на пересечённой местности, так что спурты сочетались с подъёмами или спусками на трассе. Когда этот метод был применён впервые, содержание упражнения не было строго фиксировано. Несколько позже чередование ускорений и отрезков с низкой интенсивностью стало точно запрограммированным. Вариант перестал быть первоначальным «фартлеком», но термин остался, и он описывает широкий спектр длительных упражнений с переменной нагрузкой.
Интервальные упражнения более сложно организованы, чем непрерывные. Интервалы нагрузки, количество повторений, характер отдыха (сидя, лежа, бегая трусцой, свободно плавая, активно расслабляясь и т.д.) обычно строго запрограммированы. Различие между двумя основными интервальными методами базируется на способе восстановления.
Повторный метод предполагает выполнение упражнений с интервалами отдыха, достаточными для полного (или почти полного) восстановления. Такой режим позволяет спортсменам выполнять упражнения, требующие проявления более значительных усилий. Следовательно, этот метод является подходящим для различных видов испытаний и моделирования соревновательных нагрузок. Выполнение интервальной работы со строго предписанными интервалами отдыха известно как интервальный метод, который подразделяется на три вида.
Модификации интервального метода (по Наrrе, 1982, собственная редакция)
Продолжительность отдельного интервала нагрузки
Метод короткого интервала
От высокого до максимального
Метод среднего интервала
От среднего до высокого
Метод длинного интервала
От среднего до умеренного
Метод короткого интервала обычно используется для выполнения тренировочных нагрузок от высокой до максимальной интенсивности; интервал отдыха зависит от различных факторов и длится от 15 с до 3 мин. При использовании метода среднего интервала нагрузка длится от 1 до 4 мин с относительно сниженной интенсивностью и интервалами отдыха приблизительно от 1 до 4 мин. Метод длинного интервала: нагрузка от 4 до 20 мин с интенсивностью, сниженной до умеренного уровня, и отдыхом продолжительностью приблизительно от 2 до 6 мин. Следовательно, чистое время выполнения тренировочных нагрузок при использовании этих методов в отдельной тренировке варьирует от 3 мин (тренировка спринтера) до 3 ч (тренировка марафонца).
Игровой метод использует традиционные подходы, где главный фактор нагрузки — сценарий игры, который может значительно отличаться от классических правил определённых игр. Мини-игры и упражнения, использующие игровые действия, очень популярны почти во всех видах спорта, как у юношей, так и у взрослых спортсменов. Конечно, уровень нагрузки во время таких тренировок может значительно меняться и иметь меньше заранее запланированных составляющих. Тем не менее он может эффективно регулироваться за счёт определённых двигательных заданий и самой игры.
Методические формы организации упражнений [ править | править код ]
Существуют три основные формы спортивной тренировки, характерные для систематической подготовки спортсменов (Матвеев, 2010). Это методы строго регламентированных упражнений, игровые и соревновательные (табл.).
Краткое изложение методических форм организации упражнений (по Матвееву, 2010)
Методы строго регламентированных упражнений
Строго предписанное содержание, последовательность и взаимодействие всех элементов упражнения.
Точное определение интервалов нагрузки и отдыха. Задание условий, средств и факторов нагрузки
Строго установленные правила и условия игрового упражнения, в то время как сама активность и поведение спортсменов достаточно свободны.
Соперничество спортсменов в выполнении упражнений различного характера по заданным правилам и в соответствии с заданными условиями
Первая группа методов включает в себя основную часть упражнений, таких как интервальные, непрерывные и переменные. Автор отметил, что эта группа может быть разделена в соответствии с тремя следующими критериями:
- особенностями составления упражнений: упражнения с проработанной или частично проработанной схемой движений; акцентированием общего или местного воздействия на отдельные мышечные группы; моделирование некоторых соревновательных ситуаций и т.д.;
- стандартизацией и/или вариативностью при выполнении упражнений: тренерские указания на выполнение упражнения могут ориентировать на абсолютно регламентированную активность или включать дополнительные элементы/задачи или чередование скоростных режимов;
- дискретным или непрерывным режимом работы, этот критерий определяет дифференциацию между переменными и непрерывными упражнениями.
Касательно игровых методов Л.П. Матвеев отметил их менее строгую регламентированность, инициативный характер активности спортсменов и т.д. Хотя правила игры, сценарий и специфические функции участников могут быть тщательно прописаны, игровые методы дают больше возможностей для творчества и тренеров, и спортсменов.
Соревновательные методы имеют сходство с методами жёстко заданных упражнений, так как условия проведения соревнований полностью стандартизированы, и с игровыми методами, потому что само выступление имеет существенные степени свободы. Л.П. Матвеев подчёркивает роль эмоционального воздействия таких упражнений и их специфической функции при развитии силы воли, ментальной и эмоциональной саморегуляции.
Источник
Методы спортивной тренировки
Методы спортивной тренировки [ править | править код ]
Методы тренировки имеют первостепенное значение и для теории тренировки, и для тренерской практики. Несмотря на огромное разнообразие возможных комбинаций упражнений, доступные методы тренировки могут быть классифицированы и подразделены на пять главных групп.
Методологические принципы и особенности методов тренировки
Условия нагрузки и отдыха
Наименование метода тренировки
(включает периодические ускорения)
Непрерывный переменный. Фартлек
Соотношение нагрузки и отдыха строго -предписано, интервал отдыха обозначен
Интервальный (длинного, среднего и короткого интервала)
Продолжительность нагрузки предопределена, интервал отдыха строго не обозначен (до полного или почти полного восстановления)
Согласно сценарию игры
Длительные упражнения могут выполняться равномерно (по скорости, по мощности или темпу движения) или переменно (с изменением параметров упражнения). Это непрерывный равномерный или непрерывный переменный методы соответственно. Самый популярный вариант непрерывного переменного метода — фартлек (шведский термин, который может быть переведён как «игра скорости»). Этот метод, первоначально предложенный для тренировки бегунов, предполагал, что группа периодически спуртует, чтобы заменить лидирующего бегуна. Обычно это упражнение выполнялось на пересечённой местности, так что спурты сочетались с подъёмами или спусками на трассе. Когда этот метод был применён впервые, содержание упражнения не было строго фиксировано. Несколько позже чередование ускорений и отрезков с низкой интенсивностью стало точно запрограммированным. Вариант перестал быть первоначальным «фартлеком», но термин остался, и он описывает широкий спектр длительных упражнений с переменной нагрузкой.
Интервальные упражнения более сложно организованы, чем непрерывные. Интервалы нагрузки, количество повторений, характер отдыха (сидя, лежа, бегая трусцой, свободно плавая, активно расслабляясь и т.д.) обычно строго запрограммированы. Различие между двумя основными интервальными методами базируется на способе восстановления.
Повторный метод предполагает выполнение упражнений с интервалами отдыха, достаточными для полного (или почти полного) восстановления. Такой режим позволяет спортсменам выполнять упражнения, требующие проявления более значительных усилий. Следовательно, этот метод является подходящим для различных видов испытаний и моделирования соревновательных нагрузок. Выполнение интервальной работы со строго предписанными интервалами отдыха известно как интервальный метод, который подразделяется на три вида.
Модификации интервального метода (по Наrrе, 1982, собственная редакция)
Продолжительность отдельного интервала нагрузки
Метод короткого интервала
От высокого до максимального
Метод среднего интервала
От среднего до высокого
Метод длинного интервала
От среднего до умеренного
Метод короткого интервала обычно используется для выполнения тренировочных нагрузок от высокой до максимальной интенсивности; интервал отдыха зависит от различных факторов и длится от 15 с до 3 мин. При использовании метода среднего интервала нагрузка длится от 1 до 4 мин с относительно сниженной интенсивностью и интервалами отдыха приблизительно от 1 до 4 мин. Метод длинного интервала: нагрузка от 4 до 20 мин с интенсивностью, сниженной до умеренного уровня, и отдыхом продолжительностью приблизительно от 2 до 6 мин. Следовательно, чистое время выполнения тренировочных нагрузок при использовании этих методов в отдельной тренировке варьирует от 3 мин (тренировка спринтера) до 3 ч (тренировка марафонца).
Игровой метод использует традиционные подходы, где главный фактор нагрузки — сценарий игры, который может значительно отличаться от классических правил определённых игр. Мини-игры и упражнения, использующие игровые действия, очень популярны почти во всех видах спорта, как у юношей, так и у взрослых спортсменов. Конечно, уровень нагрузки во время таких тренировок может значительно меняться и иметь меньше заранее запланированных составляющих. Тем не менее он может эффективно регулироваться за счёт определённых двигательных заданий и самой игры.
Методические формы организации упражнений [ править | править код ]
Существуют три основные формы спортивной тренировки, характерные для систематической подготовки спортсменов (Матвеев, 2010). Это методы строго регламентированных упражнений, игровые и соревновательные (табл.).
Краткое изложение методических форм организации упражнений (по Матвееву, 2010)
Методы строго регламентированных упражнений
Строго предписанное содержание, последовательность и взаимодействие всех элементов упражнения.
Точное определение интервалов нагрузки и отдыха. Задание условий, средств и факторов нагрузки
Строго установленные правила и условия игрового упражнения, в то время как сама активность и поведение спортсменов достаточно свободны.
Соперничество спортсменов в выполнении упражнений различного характера по заданным правилам и в соответствии с заданными условиями
Первая группа методов включает в себя основную часть упражнений, таких как интервальные, непрерывные и переменные. Автор отметил, что эта группа может быть разделена в соответствии с тремя следующими критериями:
- особенностями составления упражнений: упражнения с проработанной или частично проработанной схемой движений; акцентированием общего или местного воздействия на отдельные мышечные группы; моделирование некоторых соревновательных ситуаций и т.д.;
- стандартизацией и/или вариативностью при выполнении упражнений: тренерские указания на выполнение упражнения могут ориентировать на абсолютно регламентированную активность или включать дополнительные элементы/задачи или чередование скоростных режимов;
- дискретным или непрерывным режимом работы, этот критерий определяет дифференциацию между переменными и непрерывными упражнениями.
Касательно игровых методов Л.П. Матвеев отметил их менее строгую регламентированность, инициативный характер активности спортсменов и т.д. Хотя правила игры, сценарий и специфические функции участников могут быть тщательно прописаны, игровые методы дают больше возможностей для творчества и тренеров, и спортсменов.
Соревновательные методы имеют сходство с методами жёстко заданных упражнений, так как условия проведения соревнований полностью стандартизированы, и с игровыми методами, потому что само выступление имеет существенные степени свободы. Л.П. Матвеев подчёркивает роль эмоционального воздействия таких упражнений и их специфической функции при развитии силы воли, ментальной и эмоциональной саморегуляции.
Источник
Методы спортивной тренировки: характеристика, задачи и цели
Современные методы спортивной тренировки – это целый набор технологий, которые включают в себя не только физические упражнения. Это умные программы их выполнения, серьезнейшая психологическая подготовка, полновесная теоретическая база знаний. Тонкие настройки под индивидуальные особенности спортсменов включают в себя планирование и тщательный мониторинг выполнения программ. Сегодняшние средства и методы спортивных тренировок больше похожи на бизнес-стратегии. Все это входит в современную теорию тренировки.
Цели и задачи
Цель, задачи, средства и методы спортивных тренировок – тема, которая прорабатывалась давно и подробно. Казалось бы, здесь не может быть ничего нового, все сказано и сделано давным-давно. Но спорт меняется вместе с жизнью и бизнесом. Новые подходы и технологии методов спортивной тренировки заслуживают внимания и изучения не только со стороны тренеров.
Цель у любой спортивной тренировки одна: сделать так, чтобы тренируемый спортсмен достиг максимально возможного уровня подготовленности и самых высоких результатов в соревнованиях. Безусловно, всегда нужно принимать во внимание специфику вида спорта и условия внешних обстоятельств.
Задачи спортивной тренировки – понятие широкое и разнообразное, представляем некоторые из них:
- достижение необходимых волевых и моральных качеств для дальнейших занятий и соревнований;
- освоение главных навыков: тактики и техники конкретного вида спорта;
- развитие двигательных и функциональных возможностей организма спортсмена, которые несут максимальную нагрузку в выбранном виде спорта;
- развитие психической подготовки до заданного необходимого уровня;
- освоение теории и практики по виду спорта;
- общее совершенствование и подготовка спортсмена к соревнованиям.
Подготовка спортсмена такими задачами вовсе не ограничивается. Существуют главные направления, у каждого из них вполне самостоятельные характеристики.
Главные направления подготовки спортсмена
- Техническое совершенствование подразумевает формирование у спортсмена нужного понимания и конкретных представления о спортивной технике и навыках. Освоить новые приемы, расширить арсенал технических навыков и двигательных параметров, обеспечить функциональные возможности, сделать технику спортсмена устойчивой к разного рода мешающим факторам – все это входит в «техническое» направление спортивной подготовки.
- Тактическое направление включает в себя серьезную подготовку к предстоящим соревнованиям: анализ особенностей соперников и разработку тактики поведения на соревновании. В этом направлении часто применяют моделирование будущих событий с отработкой тактических схем и выбором оптимальных вариантов в той или иной ситуации.
- Физическая подготовка – это повышение уровня двигательных качеств и функциональных физиологических систем спортсмена. Сила, быстрота, выносливость, гибкость, координация движений и постоянное их совершенствование – вот набор задач «физического» блока.
- Одно из самых важных направлений – психологическая подготовка. Одно только то, что без должной психологической подготовки все остальные компоненты тренировки могут уйти в полный ноль, делает психологический модуль абсолютно необходимым. Прежде всего это способность управлять своим настроением и общим состоянием во время соревнований.
- Интегральная подготовка включает в себя все полученные навыки, умения, знания и опыт, которые связаны в единое целое.
Разделение спортивной подготовки на такие направления довольно условно. Но оно помогает систематизировать понятие спортивного мастерства, определять средства и методы спортивных тренировок. Позволяет проводить эффективный контроль процесса развития спортсмена.
Классификация методов спортивной тренировки
Серьезные методики тренировок подразумевают планирование и детальную программу упражнений. Методы по своей сути определяют стиль и манеру проведения подготовки и могут быть разделены на две большие группы: общепедагогические и спортивные.
Общепедагогические методы спортивной тренировки также включают в себя три подвида:
Название, конечно, скучноватое, но по важности и значимости с нужными словами тренера мало что может сравниться. Это может быть объяснение подопечному формата, цели и задач тренировки. Обсуждение и совместный анализ результатов и ошибок – лучший способ мотивации спортсмена для упорной работы. Партнерские взаимоотношения между тренером и спортсменом – самый оптимальный формат коммуникаций во время спортивных тренировок.
Нет нужды доказывать эффективность визуальной поддержки для подготовки спортсменов. Это не только просмотр роликов «как надо» или наглядный показ техники выполнения какого-либо упражнения. Это и съемки самих упражнений с последующим разбором ошибок и методов их исправления.
Это специализированные способы использования спортсменом комплекса чувств и эмоций: образного мышления, внутренней речи, двигательных ощущений для воздействия на общее состояние и готовность организма к тренировке или соревнованию. Если коротко, то такая подготовка больше похожа на эмоциональную самоподготовку.
Спортивные методы
Большая группа упражнений относится к методам строго регламентированного упражнения в спортивной тренировке. Они применяются в различных сочетаниях, но строго регламентированы по своим характеристикам и назначению. Их также можно разделить на две группы:
- направленные на освоение спортивной техники;
- направленные на развитие двигательных качеств.
Обе группы методов практически всегда идут в комбинации, они тесно взаимосвязаны. Более того, эффективное выполнение задач спортивной тренировки будет возможным только при использовании методов из обеих групп.
- Методы освоения спортивной техники
Чаще всего это разделение сложного движения на простые составные элементы, чтобы хорошенько проработать их в дальнейшем. В фитнесе и бодибилдинге применяется довольно редко, это больше метод профессионального спорта: освоение упражнения в целом и по частям. Здесь применяются имитационные и подводящие упражнения.
Пример подводящей тренировки – бег с высоким подниманием бедра или бег прыжками для легкоатлетов. Это делается для «подведения» к бегу и улучшению его элементов – хорошему отталкиванию, например.
В имитационной тренировке освоение основных движений специально облегчается. Чаще всего это работа на тренажерах самого разного вида и назначений. Пример — отработка педальных движений на велотренажере для велосипедистов.
Методики развития физических качеств
Обширная группа способов развития двигательных качеств включает в себя целую группу самостоятельных методик. Основные методы спортивной тренировки следующие:
- Непрерывный равномерный метод
Это непрерывная работа в определенный отрезок времени в постоянном ритме, который может быть медленным или быстрым. Направлен на развитие выносливости спортсмена. У метода есть недостаток: слишком быстрая адаптация к этому виду нагрузки. Показательные примеры метода – гребля на длинных дистанциях с постоянной скоростью или бег на 10 или 20 тысяч метров при частоте пульса 145–160 ударов в минуту.
- Непрерывный переменный метод
Такие тренировки разнообразнее и «повеселее»: нагрузка может меняться по ходу исполнения упражнений. Неплохой способ «удивлять» организм при каждой тренировке, так что адаптация к нему произойдет не сразу. Отличным примером такой тренировки может стать бег на коньках на дистанции 8000 м, состоящей из двадцати кругов. Один круг пробегается за 45 секунд, следующий – с комфортной скоростью. И так чередовать все двадцать кругов. В этом случае развивается выносливость и повышаются аэробные и анаэробные функции организма.
Методики выносливости
Здесь интервалы между работой и отдыхом чередуются. Отдых по времени строго регламентирован. Отличный пример использования метода в фитнесе – интервальная кардиологическая тренировка, которая рекомендуется только атлетам с хорошей физической подготовкой. Длительность отдыха может быть определена в пределах от нескольких секунд до трех минут, все завязано на продолжительности главной части упражнения – интенсивной нагрузки.
В большом спорте чрезвычайно популярны серии для развития специальной выносливости: для бегунов 400 м х 10 или для гребцов 1000 м х 10.
Для спринтеров применяются свои схемы: 60 м х 3 пробегаются с максимальной скоростью с последующим отдыхом в течение пяти минут; 30 м с максимальной скоростью, затем 200 м медленного бега.
Прогрессирующий вариант – постепенное увеличение нагрузки или объема движений. Например, бег по отрезкам возрастающей длины, либо бег по одинаковым отрезкам, но с возрастающей скоростью.
Нисходящий вариант включает в себя уменьшающуюся нагрузку, ее очень любят применять пловцы. В данном случае уменьшается длина отрезков с одновременным увеличением скорости плавания.
Любимый способ бодибилдеров, при котором после заданного числе повторений идет отдых до полного восстановления энергетических ресурсов. В большом спорте такой метод используется для подготовки спортсмена к соревнованиям – это хорошая модель соревновательных нагрузок.
- Метод круговой тренировки
Отличный способ развить выносливость с помощью непрерывных упражнений. Все делается слитно и без перерывов с несколькими повторениями комплекса по кругу. Преимущество метода является и его главной особенностью: происходит постепенное увеличение нагрузки с одновременным повышением мощности рабочих движений.
В бодибилдинге круговую тренировку включают в программу на этапе «сушки» для повышения расхода калорий.
Игровые методы
Характеристика методов спортивной тренировки игрового и соревновательного видов включают в себя следующее:
Способ развития спортивных навыков для игры, который чрезвычайно распространен практически во всех видах спорта: даже тяжелоатлеты играют в игры перед соревнованиями. Прежде всего это высокая позитивная эмоциональность обстановки и постоянно меняющиеся ситуации. Это требует решения тактических и психологических задач по ходу игры. Инициативность, смелость, самостоятельность решений – качества, которые необходимы любому спортсмену. Таким образом, игровые тренировки способствуют разностороннему развитию спортсмена. Также немаловажен факт переключения на другой вид активности, что полезно в качестве восстановления и адаптации или поддержки уровня физической подготовленности.
Соревновательный подход
Это своего рода модель соревновательной атмосферы, которая расценивается как один из самых оптимальных способов повышения результативности тренировки. Соревновательный компонент может быть усложненным либо наоборот, проводиться в облегченных условиях. Главное – развитие разных сторон подготовки спортсмена. В модельных соревнованиях у спортсмена стимулируется и проявляется максимальный уровень физических и двигательных способностей. Более того, этот уровень выявляется именно на таких тренировках. Здесь же оценивается способность спортсмена к максимальной нагрузке. В таких условиях волевые качества воспитываются самым эффективным образом.
Усложнения и облегчения
Усложнять соревновательные модели можно разными способами:
- играть в дождь, при жаре или в горах – в непростых условиях внешней среды;
- менять габариты игровых площадок: выпустить на поле меньшего размера расширенную по численности команду игроков – устроить искусственную тесноту на поле.
- устраивать поединки сразу с несколькими противниками – усложненные модели схваток или боксерских боев;
- «подсовывать» неудобных соперников, играющих по своим правилам или совсем без правил;
- добавлять в процесс игры различные виды утяжелений в виде различных снарядов;
- ограничивать дыхательный ритм в циклических видах спорта – беге, плавании, гребле и т. д.
Облегчить соревновательный формат тренировки также можно самыми разнообразными способами:
- укоротить длину дистанций в циклических спортивных дисциплинах;
- уменьшить продолжительность боев и схваток в единоборствах на ринге;
- облегчить спортивные снаряды везде, где это возможно: снизить высоту волейбольной сетки, сделать меньше и легче мяч для футбола или водного поло и т. д.;
- использовать принцип гандикапа: давать фору более слабому участнику соревнований, например, раньше стартовать на беговой дистанции или заранее оговаривать преимущество в количестве забитых шайб или мячей.
Заключение
Методы спортивной тренировки нового поколения отличаются своей технологичностью, разнообразием и точной фокусной направленностью. Большой спорт многому научился у бизнеса: продвинутые тренеры знают и умеют все — от разработки корпоративной этики до формирования стратегического плана. Задачи, средства и методы спортивной тренировки часто сравнивают с бизнес-процессами, и это правильно. Но ограничиваться односторонним движением «от бизнеса спорту» было бы неправильным.
Бизнесу также есть что почерпнуть в характеристиках средств и методов спортивной тренировки. Прежде всего, это критерии оценки успеха работы в ясном измерении – секундах, метрах, килограммах и количестве забитых голов. Эти единицы измерения успеха отлично укладывается в концепцию KPIs – ключевых показателей результативности. А практические методы спортивной тренировки очень близки с видом и описанием ключевых показателей. Налицо взаимовыгодный обмен опытом и практикой.
Источник