Основы спортивной тренировки по волейболу

Особенности спортивной тренировки волейболистов

Общие положения

Спортивная тренировка — это систематический круглогодичный, многолетний педагогический процесс, направленный на достижение высоких спортивных результатов.

Результат процесса тренировки обычно связывают с биологически­ми (морфологическими, функциональными) приспособительными из-

менениями, которые происходят в организме спортсмена под воздей­ствием тренировочных нагрузок’.

Тренировочная нагрузка — это общее суммарное воздействие на организм спортсменов выполненных упражнений, отдыха между ними и различных средств, убыстряющих процесс восстановления.

Выполненная тренировочная работа (упражнение, серия упражнений) вызывает ответную реакцию организма, т.е. создает срочный трениро­вочный эффект (реакция организма на одно тренировочное задание, уп­ражнение). Изменение состояния спортсмена после тренировочного за­нятия — отставленный тренировочный эффект; суммирование всех тре­нировочных эффектов создает кумулятивный тренировочный эффект 2 .

Тренировочный эффект упражнений определяется соотношением количественных значений компонентов физической нагрузки:

— видом применяемых упражнений;

— интенсивностью их выполнения;

— продолжительностью их выполнения;

— величиной интервалов отдыха;

— числом повторений упражнения.

Вид применяемых упражнений предопределяет количество участву­ющих в работе мышц и режим их деятельности (например: основные упражнения волейболистов вызывают более локальные изменения в мышцах, чем, скажем, кроссовый бег, ходьба на лыжах).

Интенсивность влияет на характер энергетического обеспечения. При средних скоростях выполнения упражнений активным является аэроб­ный механизм энергообеспечения; при высокой интенсивности — ана­эробный механизм.

Продолжительность выполнения упражнения определяется длитель­ностью физической нагрузки и интенсивностью выполнения.

Величина интервалов отдыха между упражнениями определяет как ха­рактер ответных реакций на тренировочную нагрузку, так и их величину.

Выполнение умеренной нагрузки в паузах отдыха после интенсив­ной мышечной работы ускоряет протекание восстановительных про­цессов.

Число повторений упражнения определяет величину воздействия на­грузки на организм. Увеличение числа повторений выполнения упражне­ний со средней интенсивностью активизирует деятельность сердечно-со­судистой и дыхательной систем, а увеличение числа повторений выполне­ния с высокой интенсивностью приводит к исчерпыванию энергоресур­сов и спортсмен либо снижает интенсивность, либо прекращает работу.

‘Современная система спортивной подготовки (под ред. Ф.С.Суслова, В.Л.Сыча, Б.Н.Шустина) М., СААМ, 1995.

2 Железняк Ю.Д., Ивойлов А.В. (учебник для институтов физкультуры), М., ФиС, 1991.

Психологическая нагрузка в тренировке волейболистов характери­зуется волевым напряжением, эмоциональностью тренировочных за­даний, сенсорной напряженностью. Успешно реализовать достигнутый уровень физической, технической, тактической подготовленности спорт­смен сможет только при мобилизации важных психофизиологических функций организма.

Для регулирования процесса тренировки следует прежде всего учи­тывать объем, интенсивность нагрузки и меры, способствующие вос­становлению организма.

Объем нагрузки — это суммарное количество выполненной трени­ровочной работы, выраженное временем выполнения упражнений, ко­личеством повторений упражнений, количеством занятий, числом дней :

тренировок, соревнований, отдыха. Без длительной объемной работы невозможно создание прочной функциональной базы для роста интен­сивности нагрузок, для развития специальной подготовленности во­лейболистов.

Для каждого этапа подготовки необходим оптимальный объем тре­нировочной работы с учетом уровня подготовленности спортсменов.

Интенсивность нагрузки — количество тренировочной или сорев­новательной работы в единицу времени. В волейболе целесообразно ин­тенсивность разделять на интенсивность выполнения упражнений и интенсивность тренировки, а по скорости выполнения — на малую, среднюю, высокую.

Для технико-тактических действий интенсивность определяется по количеству действий в единицу времени или по количеству занятых в упражнении спортсменов. Например: 13-14 нападающих ударов в минуту (при большем количестве нарушается техника выполнения приема) — высокая интенсивность; 6-7 нападающих ударов — средняя интенсив­ность; менее 6-7 нападающих ударов — малая;

или: защитные действия в поле одного спортсмена при приеме на­падающих ударов — высокая интенсивность; двух спортсменов — сред­няя интенсивность; трех спортсменов — малая.

При физической подготовке, а также при технико-тактическом со­вершенствовании для определения интенсивности можно использовать и показатели частоты пульса:

пульс 140 уд/мин и менее — малая интенсивность;

пульс 150 — 160 уд/мин — средняя интенсивность;

пульс 170 — 180 уд/мин — высокая интенсивность.

В практике волейбола используется и бальная оценка интенсивнос­ти (табл. 12).

Интенсивность и объем тренировочных нагрузок не существуют раз­дельно. При выполнении любого упражнения проявляются две его вза­имосвязанные стороны: количество и качество, продолжительность и интенсивность. Чем выше интенсивность тренировочных нагрузок, тем меньше объем, и наоборот. Изменением объема и интенсивности тре-

Интенсивность Баллы Виды упражнений
Высокая 10-8 Календарные игры, контрольные встречи, упражнения на специальную выносливость
Средняя 7-5 Игры уменьшенными составами, индивидуальная тренировка в защите и нападении, скоростно-силовые упражнения
Средняя 7-5 Тактические комбинации и спортивные игры
Малая 4-2 Упражнения на общую выносливость, разучивание техники, разминка, кроссы

нировочных нагрузок можно целенаправленно влиять на тренировоч­ный эффект используемых упражнений.

Важной характеристикой тренировочной нагрузки являются меры, способствующие восстановлению организма спортсмена между выпол­нением упражнений, между тренировочными занятиями, между мик­роциклами. В практике волейбола для этих целей применяются педаго­гические, психологические, медицинские средства восстановления и различные формы активного и пассивного отдыха.

1. Педагогические — правильное чередование нагрузок и отдыха (со­блюдение дозировок физической нагрузки в упражнениях определен­ного тренирующего воздействия); варьирование нагрузок (высокие, низкие); регуляция дыхания в процессе нагрузок и отдыха; полноцен­ная разминка и др.

2. Психологические (учитывать тип нервной деятельности спортсме­нов)— организация интересного отдыха, учет психической совмести­мости; аутогенная тренировка; душ, теплые ванны и др.

3. Медицинские — вибро— и гидромассаж; водные процедуры (соле­вые, углекислые, хвойные ванны); электростимуляция; свето— и теплопроцедуры; правильное питание; витаминизация; растирочные и фар­макологические средства; климатические факторы и др.

Психологические и медицинские средства рекомендуется приме­нять под наблюдением специалистов — спортивных психологов и ме­диков.

К восстановительным мероприятиям относят пассивный и актив­ной отдых, массаж и паровую баню.

Пассивный отдых — это прежде всего ночной сон 8—9 часов в условиях чистого воздуха и тишины. Если спортсмены тренируются два раза в день, то им рекомендуется дневной сон продолжительнос­тью 1,5 — 2 часа. Кратковременный пассивный отдых между высоко­интенсивными упражнениями (расслабленное лежание на полу, ку-

шетке) способствует восстановлению организма спортсмена, как и отдых в воде, не делая никаких движений.

Активный отдых — это смена нагрузок и видов деятельности. Этот вид отдыха может использоваться после соревнований (или нескольких недель напряженной тренировки) и в тренировочных занятиях между упражнениями.

Формы активного отдыха — выполнение упражнений из любого вида спорта (только не «своего») с низкой интенсивностью, а также слуша­ние музыки, чтение книг и др., выполнение упражнений на расслабле­ние. Активной отдых снижает психическое напряжение, нормализует деятельность сердечно-сосудистой и дыхательной систем, протекание обменных процессов в организме, вызывает положительные эмоции.

Отдых после любых нагрузок должен быть достаточно длительным, чтобы обеспечить протекание восстановительных процессов.

Массаж благотворно влияет на эластичность и работоспособность мышц, на нервную и кровеносную системы. Ежедневный массаж ока­зывает наибольший эффект на восстановление работоспособности. Де­лать его надо в вечерние часы, после тренировок или игр, чтобы снять утомление.

Кроме этого, спортсмены должны владеть основными приемами са­момассажа и делать его ежедневно после тренировок или незадолго до сна.

Паровая баня дает большой восстановительный эффект (расслабля­ет мышцы, ускоряет вывод продуктов распада и др.). Рекомендуется посещение бани один раз в конце микроцикла. Перед баней и после нее тренировочную нагрузку надо снизить, т.к. парная воздействует на орга­низм, как тренировка со средней интенсивностью. Продолжительность непрерывного пребывания в парилке — не более 10 минут. Процедуру повторить 2-3 раза. Посещение бани целесообразно совмещать с масса­жем.

В паузах между упражнениями целесообразно применять активный отдых (смена нагрузок и видов деятельности), а также встряхивания, свободное размахивание (покачивание) конечностями тела, расслаб­ленный бег и легкие прыжки с ноги на ногу, спокойная ходьба с вос­становлением дыхания (глубокие вдохи и выдохи).

После тренировочного занятия более быстрому восстановлению фун­кций организма спортсменов способствуют массаж, психологические и медицинские средства восстановления, а также правильно организо­ванный пассивный отдых.

В конце каждого микроцикла помимо перечисленных средств вос­становления, рекомендуется посещение паровой бани.

Диагностика физической, функциональной и уровня технико-так­тической подготовленности волейболистов позволяет судить о возмож­ностях спортсмена, а следовательно, ставить перед ним реально выполнимые задачи. С помощью педагогических и медико-биологических ме-

тодик должны осуществляться комплексное, этапное, текущее обсле­дование волейболистов согласно плану подготовки команды.

Задачи учебно-тренировочного процесса:

1. Укрепление здоровья, содействие физическому развитию.

2. Совершенствование двигательных навыков и умений в ходьбе, беге, прыжках, метаниях и др.

3. Развитие физических качеств: силы, быстроты, выносливости, лов­кости, гибкости, прыгучести, быстроты реакции и перемещений, ско­ростной, прыжковой, игровой выносливости; акробатической и прыж­ковой ловкости.

4. Повышение функциональных возможностей организма спорт­сменов.

5. Последовательное овладение техникой игры и ее совершенствование.

6. Последовательное овладение тактикой игры и се совершенствование.

7. Целенаправленное воспитание психических и волевых качеств, обеспечивающих максимальную концентрацию усилий спортсмена на тренировках и соревнованиях.

8. Приобретение теоретических знаний, тренировочного и соревно­вательного опыта, позволяющих рационально строить тренировку, стра­тегически и оперативно управлять тренировочной и соревновательной деятельностью спортсменов.

9. Создавать условия для предупреждения травм, перенапряжений и проведение восстановительных мероприятий.

Задачи тренировки могут решаться параллельно и последовательно на протяжении тренировки, микроцикла, года и ряда лет.

Пример параллельного решения задач: совершенствование техники игры и одновременное развитие двигательных качеств.

Пример последовательного решения задач: сначала развитие общей выносливости, затем специальной выносливости или деление годично­го цикла подготовки волейболистов на этапы общей, специальной и предсоревновательной подготовки.

Источник

Общие основы спортивной тренировки волейболистов

Тренировочный процесс должен оказывать благотворное влияние на укрепление здоровья школьников. Достижение, спортивных результатов обусловливается в этот период подготовки спортсмена его высокой тренированностью.

Под тренированностью в спорте вообще и волейболе в частности следует понимать высокий уровень развития специальных двигательных способностей, проявляющихся в совершенном владении спортивной техникой и тактикой при наличии отличных показателей функционального состояния всех систем человеческого организма. Иными словами, спортивная тренировка объединяет две стороны единого процесса, одной из которых является совершенствование двигательных способностей человека, а другой – улучшение его функциональных возможностей.

К повышению двигательных способностей принято относить совершенствование двигательных навыков и необходимых для их успешного выполнения физических качеств – силы, быстроты, выносливости и ловкости. К повышению функциональных возможностей – улучшение деятельности внутренних органов и систем человеческого организма

В действительности в процессе тренировки обе эти стороны представляют собой неразрывное целое.

Следует, однако, отметить, что в начале обучения двигательным действиям процесс тренировки выражен слабо, так как при освоении новых движений их выполнение осуществляется в замедленном темпе, без интенсивной физической нагрузки. По мере же овладения двигательными навыками наступает процесс тренинга, характеризующийся развитием физических качеств в единстве с совершенствованием спортивной техники и тактики на фоне высокоинтенсивных физических и волевых напряжений. При этом повышение тренированности происходит благодаря установлению новых, более совершенных координационных связей между отдельными системами внутренних органов и двигательным аппаратом.

С точки зрения физиологии и анатомии в процессе тренировки под воздействием физических упражнений в организме спортсмена происходит целый ряд морфологических и функциональных изменений.

В общем же воздействие физических упражнений на организм человека следует рассматривать с точки зрения материалистического учения Сеченова-Павлова, предполагающего в основе упражняемости изменение организма как целого при ведущей роли высшей нервной деятельности. Остановимся на некоторых общих и частных закономерностях спортивной тренировки волейболистов.

Условия повышения тренированности – мышечная деятельность спортсмена, требуя определенной затраты энергии, сопровождается расходованием ряда химических соединений. Их энергия преобразуется в механическую энергию мышечного сокращения. Как показывают исследования, восстановление ряда химических соединений возможно не только во время отдыха, но уже и в период мышечной работы. Тем не менее, наряду с этим идет еще более интенсивное расходование энергетических веществ, в связи, с чем их содержание в мышцах (при работе большой интенсивности) не повышается до исходного уровня.

В период отдыха, когда энергетические ресурсы почти не расходуются, процессы восстановления начинают преобладать над процессами расходования, и происходит не только восстановление функций, но и сверхвосстановление, превышающее исходный уровень работоспособности. Эта закономерность, получив название суперкомпенсации, лежит в основе повышения спортивной работоспособности. Одной из ее важных особенностей является то, что интенсивность процессов восстановления зависит от интенсивности процессов истощения. Иными словами, чем сильнее происходит расходование энергия, тем интенсивнее идет восстановление и значительнее – сверхвосстановление.

В восстановительном процессе следует различать два момента: восстановление в узком смысле и процесс упрочения восстановительного состояния. Первый процесс, то есть поднятие работоспособности до нормы, обычно считается восстановлением. Но, восстановившись, орган еще не обладает высокой работоспособностью, кривая ее падения при мышечной работе очень крута .

Процесс упрочения восстановительного состояния характеризуется высокой работоспособностью организма в течение продолжительного времени. Упрочение восстановительного состояния и называют высоким уровнем тренированности, или спортивной формой.

Недостаточно подготовленным спортсменам целесообразно выполнять повторные нагрузки после полного восстановления функционального состояния организма.

Спортсмены высокой квалификации добиваются хорошей спортивной формы, суммируя тренировочный эффект нескольких занятий при неполном восстановлении после отдельного занятия. Поэтому, если в начале обучения занятия планируются три раза в неделю, то в период высшего спортивного мастерства спортсмены могут тренироваться, используя высокоинтенсивные нагрузки, ежедневно и даже иногда по два раза в день. Снижение длительности занятий при увеличении интенсивности нагрузок и разнонаправленность упражнений даже при такой плотности тренировочного микроцикла не вызывают отрицательных изменений в организме спортсмена, ведущих к перетренировке. Однако при построении тренировки подобным образом необходим тщательный врачебно-педагогический контроль.

Показатели перетренированности могут быть объективными и субъективными. В частности, недостаточно быстрое восстановление частоты сердечных сокращений и кровяного давления после стандартных и нестандартных специальных функциональных проб, снижение скорости передвижений по площадке и высоты прыжка при контрольных измерениях прыгучести – все это может явиться предпосылками перетренированности. Недомогание, плохой сон и аппетит, депрессивное состояние и нежелание тренироваться относятся к субъективным показателям наступающего утомления.

Динамика объема и интенсивности нагрузок – объем специальных технико-тактических нагрузок измеряется длительностью выполнения отдельных упражнений, а их интенсивность – моторной плотностью, которая может изменяться вследствие различной организации упражнения. Увеличение моторной плотности упражнения обеспечивается увеличением числа мячей, уменьшением количества участников, увеличением числа передач или ударов за счет снижения траектории и увеличения частоты повторения и т. д.

1.6 Специальная физическая подготовка

Самоуверенность и ослабление тренировок в результате легких побед в товарищеских встречах могут, впоследствии, привести к разочарованию при поражениях от более сильных команд на официальных соревнованиях. Поэтому для объективной оценки сил своей команды и возможности устранения выявленных недостатков; с середины предсоревновательного этапа подготовительного периода необходимо встречаться с сильными коллективами.

В качестве специально-подготовительных упражнений, направленных на развитие двигательных качеств, которые необходимы для успешного выполнения техники защитных передач, применяются разнообразные средства.

Во-первых, для укрепления мышечно-связочного аппарата рук вводятся упражнения, описанные выше, которые предназначаются для верхних вторых передач.

Во-вторых, в основе специальной физической подготовки в данном случае используются упражнения, развивающие ловкость одновременно со скоростно-силовыми качествами и выносливостью.

В игровой деятельности проявление этих качеств носит комплексный характер, а поэтому и упражнения, применяемые для их развития, должны по возможности в своем содержании отражать эту комплексность.

Можно рекомендовать такую последовательность упражнений скоростно-силового характера, сочетающих в себе и элементы ловкости. После ходьбы и бега (в различных вариантах) тренирующиеся поочередно, один за одним (круговым способом) преодолевая препятствия, проделывают следующие упражнения: прыжок через «коня», кувырок вперед на гимнастическом мате, прыжок на гимнастический стол, спрыгивание и бег, подлезание под «коня», прыжок в высоту с доставанием баскетбольного кольца, имитация на акробатической дорожке серии падений и перекатов.

Затем задания повторяются или выполняется легкий бег «трусцой» для отдыха. Данный комплекс упражнений является примерным и может изменяться и дополняться в зависимости от наличия спортивных снарядов.

Кроме этого, в качестве специально-подготовительных упражнений могут использоваться упражнения на батуте (без включения сложных элементов) и акробатические упражнения, близкие по своему характеру и структуре движений технике различных падений и перекатов. Специальное разучивание сложных элементов акробатики является нецелесообразным, так как не имеет непосредственного отношения к технике волейбола и требует довольно длительного времени.

Тем не менее, для поддержания достигнутого уровня прыгучести или его повышения в тренировке волейболиста выполняется большой объем упражнений. Эффективности достигают упражнения, предложенные Д. М. Иоселиани (1955), которые связаны с преодолением определенных препятствий (напрыгивания, перепрыгивания, доставания предметов и т.д.). Многократность выполнения таких упражнений способствует синхронному включению большого числа двигательных единиц нервно-мышечного аппарата, что в свою очередь повышает «взрывную силу», проявляющуюся в прыгучести. При обычных подскоках и разнообразных прыжках отсутствие предельных усилий может и не привести к приросту прыгучести.

Развитие динамической силы больших мышечных групп груди и живота, необходимой для ударного движения, осуществляется с помощью упражнений с набивными мячами (различные броски), метания предметов, копья и пр. Собственно ударное (баллистическое) движение рук с обгоном проксимальных ее звеньев дистальными лучше всего совершенствовать в упражнениях с обычным волейбольным мячом. В данном случае любые отягощения не будут способствовать увеличению скорости движения ударяющей руки. И, наконец, ритмичность и координация движений также наиболее эффективно могут совершенствоваться непосредственно в упражнениях с мячом. В частности, установлено, что различная высота вторых передач обусловливает скорость и, естественно, ритм разбега нападающего игрока.

Большое значение имеет совершенствование целевой точности нападающих ударов, происходящей на фоне высоких тренировочных нагрузок. Наиболее эффективным является следующее упражнение: производятся удары через сетку с попаданием в наклонную мишень (1,5Х1,5 м) и последующим отскоком мяча на сторону атакующих. Упражнение неоднократно повторяется.

Многократное выполнение прыжковых упражнений на тренировках, индивидуально, в играх и соревнованиях способствует развитию так называемой «прыжковой выносливости».

Развитие прыгучести, необходимой для блокирования, может осуществляться с помощью упражнений, применяемых для развития этого качества в целях совершенствования нападающих ударов. Следует только учитывать, что маховое движение блокирующим игроком выполняется с укороченной амплитудой, так как руки игрока сгибаются в локтевых суставах, а разбег почти отсутствует или производится в боковом направлении. Поэтому большинство прыжковых упражнений нужно выполнять с учетом особенностей двигательной структуры передвижений блокирующего игрока и его отталкивания от опоры.

Для совершенствования быстрого реагирования блокирующего игрока на действия нападающего и автоматизированного движения рук, выполняемого в нужном направлении, могут использоваться главным образом упражнения для совершенствования собственно блокирования нападающих ударов. При этом необходимо тренировать блокирование нападающих ударов как с обычных высоких, так и с коротких и прострельных передач, так как в последнем случае время выполнения всех фаз блокирования будет значительно сокращаться.

Индивидуальная тренировка в блокировании будет заключаться в ежедневном выполнении прыжковых упражнений с имитацией блокирования.

Таким образом, особое внимание нужно уделить упражнениям после высоких физических и волевых напряжений, которые возникают в процессе тренировки в защитных и атакующих приемах. При этом предшествующее утомление явится определенным фоном, характерным для игровой деятельности.

Заключение

Исходя из выше сказанного, нетрудно понять, что учебно-тренировочный процесс непосредственно зависит от физиологических и анатомических особенностей занимающихся.

Кроме традиционного объяснения и показа упражнений педагогом, приветствуется и использование наглядных пособий в виде плакатов, фотографий рисунков, а также использование современных технических средств, включая видеоматериалы и компьютерные технологии. Они значительно расширяют возможности демонстрации лучших образцов техники и тактики игры в волейбол. Главная роль на этом этапе отводится вестибулярному аппарату и рецепторам мышц. Соответственно ведущими средствами становятся физические упражнения во всех возможных вариациях.

В качестве самостоятельных методов по волейболу использует игровой и соревновательный. Их применение создаёт благоприятный эмоциональный фон для обучения и совершенствования игровых навыков, пробуждает у занимающихся интерес к систематическим занятиям. Изученные игровые приемы и технико-тактические действия закрепляются в подвижных играх, адаптированных к волейболу, а в дальнейшем шлифуются в подготовительных, учебных и контрольных играх, ориентированных на приобретение навыков целостной игровой деятельности и непосредственную подготовку к участию в соревнованиях. Эти средства комплексного воздействия в занятиях волейбола наиболее эмоциональны, а соответственно наиболее популярны у занимающихся.

В процессе совершенствования навыков игры волейбол особенно хорош поточный метод. Он эффективен при организации упражнений комплексного характера с последовательным и поочередным выполнением нескольких игровых приемов. Большие возможности заключены в использовании метода круговой тренировки, который незаменим при необходимости нормировать нагрузки для спортсменов разного пола и разной подготовленности.

Возрастной период 13-14 лет характеризуется следующими изменениями показателей развития у школьников скоростно-силовых качеств и их компонентов: развитие быстроты, увеличение силы, постоянный прирост показателей скоростно-силовых качеств.

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого.

Источник

Читайте также:  Позиции ног художественная гимнастика
Оцените статью